Синдром беженца как проработать
ПРАВОЗАЩИТА ОНЛАЙН
Cиндром эмигранта. Взгляд психолога
Однако все эти «волны» в психологическом отношении были сравнительно мало изучены, хотя настроения в обществе, ценностные ориентации, душевные конфликты представляют большой интерес для исследований.
История как бы поставила жестокий эксперимент. Сотни тысяч людей переместились в чужеродную среду, генетические и приобретенные свойства характера, сформировавшиеся в одной среде, оказались «вырванными» из привычного образа жизни. Оказавшись в совершенно чужеродной среде, они претерпевали значительные изменения, вплоть до деформации личности со всеми вытекающими последствиями.
Четвертая волна
После распада Советского Союза в связи с эмиграцией 1990-1995 гг. проводились социологические и психологические исследования на территории Израиля, Германии, США предметом которых являлось изучение психологии эмигрантов из республик бывшего СССР, а также процессы изменения психологии личности в условиях перемены социальной среды.
Особое внимание уделялось исследованию форм проявления деформации личности и определение форм психологической реабилитации и помощи.
Мне, как практикующему психологу и вновь прибывшему эмигранту, эти разработки показались интересными и актуальными. В ходе работы я о общаюсь, в основном, с людьми третьей и четвертой волн эмиграции. Для меня очень важно было изучить механизмы психологии отношений, действующие за пределами Родины.
Мы приехали в Германию из разных стран (Россия, Казахстан, Киргизия, Азербайджан, Украина, Эстония, Латвия и др.) в которых веками формировались самобытная культура, традиции, обычаи, жизненные устои, но все мы говорим на русском языке. На этом языке мы выражаем свои эмоции, произносим молитвы, объясняемся в любви и просим прощения. Русский язык помогает нам сплотиться и в моменты радости и в дни печали.
В моей профессиональной деятельности, родной язык помогает выстоять, не сломаться, разобраться в случившейся ситуации, найти пути выхода из кризиса, почувствовать и вновь обрести веру в себя, и в свои силы.
Психологические нагрузки в эмиграции. Синдром эмигранта
Этот период еще называют «медовым месяцем». Первое время эмигрант абсолютно не меняет своего поведения, не предпринимает никакой активности в построении планов. Наблюдается эйфорическое состояние, и в психологическом восприятии новой жизни доминируют исключительно эмоции. В зависимости от индивидуальных черт характера, продолжительность фазы эйфории различна – от пары дней до нескольких месяцев.
С постепенным приобретением информации о жизни в новой социальной среде, пассивно-созерцательная стадия сменяется «туристической» фазой. В этот момент у человека происходит осознание ситуации, ее осмысление и восприятие себя, как части нового социального окружения.
Известный американский этнопсихолог Гарри Триандис отмечает, что на данной стадии среда начинает производить свое отрицательное влияние. Эмигрант нередко рискует столкнуться с непониманием, а то и вовсе может быть отвергнутым в каких-то ситуациях.
После первых двух стадий наступает фаза, когда эмигранту приходится детально разбираться в тонкостях взаимоотношений (социальных, политических, экономических, бюрократических) внутри общества, в котором он оказался. Это фаза ориентации, когда личность человека требует расширения своего социального пространства.
Данный процесс не прост и отличается большой отдачей душевных и физических сил. К тому же, возникают постоянные проблемы из-за несоответствия желаемого реальности. Естественно, все это не проходит даром и человек погружается в почти перманентное состояние стресса. По Триандису, ориентационная фаза является «критической точкой». На этой стадии человек более всего подвержен различным соматическим заболеваниям и психическим расстройствам.
Количественное накопление негативного опыта перетекает в качественное состояние – фазу депрессии. Вне зависимости от психотипа человека, его подготовленности и умения преодолевать трудности, через депрессивную фазу проходит каждый иммигрант. Разница лишь в длительности этого этапа. Как правило, в конце этой стадии депрессию сменяют оптимизм и подъем жизненных сил.
Чем более активен и социально адаптирован человек, тем быстрее он выйдет на очередной этап взаимоотношений с новым обществом. А непосредственно самореализация эмигранта, вступившего в эту фазу, может происходить различными способами. Одни расширяют круг общения, другие вкладывают энергию в трудовую деятельность, третьи – в познание и т.п.
Установлена эффективность интеграции личности в новой среде в зависимости от совокупности факторов
Страна эмиграции, язык, экономический уровень, степень социальной защиты, наличие различных поддерживающих структур(этнические общины, средства массовой информации, различные общественные организации.
Желание интегрироваться, включенность личности в новую социально-информационную систему, усвоение новых культурных феноменов( быт, традиции, культура, менталитет). Индивидуальные и возрастные особенности личности, профессионально-образовательный уровень.
Общий закон « сила действия равна силе противодействия», вполне применима и для эмиграции. Деформация личности, вызванная крушением жизненных планов, супружеские конфликты, потеря самоценности-активизирует все возможные формы психологической защиты: отрицание, избегание, вытеснение, изоляцию.
Вследствие адаптации и «акклиматизации» в новых условиях, эмиграцию метафорично можно сравнить со вторым Рождением.
Советы, которые помогут увеличить ваши шансы на успех
1. Личная адаптация к местным культурным и локальным стереотипам
2. Развитие и совершенствование вашей коммуникабельности
Это позволит расширить круг общения, как с русскоговорящим населением, так и с местным. Общение поможет лучше выявить ваши сильные стороны, и профессиональные навыки и способности. А это уже шанс получить достойно оплачиваемую работу.
3. Интеллектуально-волевой потенциал
В новой стране, это одна из самых необходимых черт характера. Недостаточно быть просто интеллектуалом. Необходимо «заявить о себе», презентовать себя как личность и специалиста. Для этого нужно развивать и совершенствовать в себе такие качества, как адекватная самооценка, чувство собственного достоинства, культура общения и поведения, сила воли, четкая постановка целей и способов их достижения. И тогда успех вам обеспечен!
4. Обучаемость и способность изменить направление индивидуального развития
Человек оказывается перед выбором: «опустить руки», сдаться и ничего не делать, сидеть дома и получать социальную помощь от государства, либо — собрать все силы в кулак, и попробовать себя в новом амплуа. И, таким образом, включиться в трудовую деятельность в новой стране, стать востребованным обществом и почувствовать собственную значимость, уверенность в самом себе и в своем будущем.
5. Саморегуляция и самоконтроль
Я бы отнесла способность к самоконтролю и умению владеть собой и ситуацией — к наиболее важному и необходимому, чему вы должны научиться. Умение воспринимать происходящее без излишних эмоций, гарантирует вам правильное принятие решения и сохранность вашей нервной системы, впрочем, как и вашего статуса в обществе.
Алена Беккер, психолог
В статье использованы материалы научных разработок Н.С. Хрусталевой «Психология эмиграции: социально-психологические и личностные проблемы».
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
Анатомия духовности. Alex Grey
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Конфликт беженца
Конфликт беженца
.
Собирательные канальцы почек являются независимой системой фильтрации почек. Они относятся к внутреннему эмбриональному слою — энтодерме. Изменение функции органа связано с «кусковыми конфликтами» и специальная биологическая программа (СБП) собирательных канальцев почек является одной из самых древнейших биологических программ в организме.
.
Почки, помимо осуществления функции фильтрации, осуществляют регуляцию водного и электролитного баланса в организме. Отсюда следует следующее содержание конфликта — «нехватка жидкости» или «конфликт беженца» (в общем плане — конфликт существования, экзистенциальный конфликт).
.
.
А теперь представьте себя на месте этой выброшенной на сушу животинки, которая в одночасье:
— лишилась воды и нормального биологического существования;
— стала изгнанной из своей привычной среды (можно сказать — утрата Родины);
— стала жертвой одиночества.
.
Эти важные проблемы остаются актуальными и волнуют человечество и по сегодняшний день. Опираясь на это, во время своих исследований доктор Хамер установил следующие тематические конфликты, связанные с этой биопрограммой:
— реальная нехватка воды (встречается редко в цивилизованном мире, но всё равно встречается);
— конфликт беженца;
— экзистенциальный конфликт;
— конфликт одиночества;
.
Конфликт беженца:
— ощущение «потеряно всё, как после бомбёжки»;
— потеря родного угла, дома;
— я чувствую себя не на своем месте, чужим, «без родины»;
— как в пустыне без воды;
— как рыба, выброшенная на берег;
— особь, увеличенная в размерах, больше защищена в природе;
Экзистенциальный конфликт:
— потерять всё (имущество, состояние, проиграть процесс);
— деньги «утекают» сквозь пальцы;
— страх за себя ( например после страшного диагноза);
— страх перед больницей, врачами;
— отсутствие заботы, плохой уход;
— отсутствие перспектив;
— неуверенность в завтрашнем дне;
Конфликт одиночества:
— чувствовать себя сосланным (например вынужденный переезд или смена работы);
— чувствовать себя одиноким, как перст;
— будучи в пожилом возрасте чувствовать свою ненужность (дом престарелых);
— брошенность, ненужность для своих близких;
— дети вынуждены оставаться одни дома, у бабушки или в детсаде (без мамы/ родителей);
.
.
Биологическая программа «нехватка жидкости» содержит два аспекта:
— ограничение потери (вывода) жидкости из организма;
— усиление функции поглощения воды извне.
.
Потерпевший в активной стадии «конфликта беженца» испытывает жажду, но при мочеиспускании, тем не менее, выделяет жидкости минимально. Жидкость собирается и удерживается «про запас» до лучших времен. Для этого организм использует все имеющиеся возможности — жидкостью заполняются не только клетки организма, но и все полости и каверны и, прежде всего, те поражённые места, где происходит отёчный процесс в стадии восстановления. Кстати, быстрый набор веса может иметь эту же причину — жидкость очень хорошо сохраняется в жировой ткани.
.
В процесс СБП собирательных канальцев могут быть вовлечены как обе почки, так и одна, в зависимости от степени интенсивности конфликта. В случае оперативного удаления одной почки, вся тяжесть работы автоматически переносится на другую, функции которой при конфликте беженца — удержание воды и мочи. Это явление часто интерпретируется в официальной медицине, как метастазирование рака с одной почки на другую.
.
.
Если обе почки одновременно реагируют на конфликт беженца, то образуется так называемая констелляция, при которой у индивида возникает дезориентация во времени и пространстве. В связи с этим возникают провалы в памяти: «Я не знаю, где я нахожусь, как меня зовут, какой день/ год сегодня, где я припарковал машину» и т.д.
.
Констелляция выступает защитой, биологический смысл которой в том, чтобы особь не двигалась и не удалялась от воды и ждала следующего прилива.
.
Наличие констелляции можно также узнать по глазам. В реле ствола головного мозга, отвечающего за функции собирательных канальцев почек, проходит VI-й черепно-мозговой нерв, связанный с функциями глаз.
.
В этом случае биопрограмма собирательных канальцев левой почки связана с косоглазием левого глаза в сторону, правой почки — с правым глазом. При этом сохраняется возможность намеренно (сознательным усилием) вернуть глаз в правильное положение. В данном случае речь идет не о конфликте, связанном со зрением, а именно о конфликте беженца. Это состояние рыбы, выброшенной на берег, у которой глаз направлен в сторону воды. Исчезновение косоглазия говорит о том, что конфликт временно разрешается, тем самым освобождая нерв.
Все эти школы имеют одним из своих источников ГНМ(Германскую Новую Медицину-GNM )
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю
Пространство исцеления жизни. Личный сайт Елены Барымовой
Конфликт беженца в GNM
Конфликт беженца
.
Собирательные канальцы почек являются независимой системой фильтрации почек. Они относятся к внутреннему эмбриональному слою — энтодерме. Изменение функции органа связано с «кусковыми конфликтами» и специальная биологическая программа (СБП) собирательных канальцев почек является одной из самых древнейших биологических программ в организме.
.
Почки, помимо осуществления функции фильтрации, осуществляют регуляцию водного и электролитного баланса в организме. Отсюда следует следующее содержание конфликта — «нехватка жидкости» или «конфликт беженца» (в общем плане — конфликт существования, экзистенциальный конфликт).
.
.
А теперь представьте себя на месте этой выброшенной на сушу животинки, которая в одночасье:
— лишилась воды и нормального биологического существования;
— стала изгнанной из своей привычной среды (можно сказать — утрата Родины);
— стала жертвой одиночества.
.
Эти важные проблемы остаются актуальными и волнуют человечество и по сегодняшний день. Опираясь на это, во время своих исследований доктор Хамер установил следующие тематические конфликты, связанные с этой биопрограммой:
— реальная нехватка воды (встречается редко в цивилизованном мире, но всё равно встречается);
— конфликт беженца;
— экзистенциальный конфликт;
— конфликт одиночества;
.
Конфликт беженца:
— ощущение «потеряно всё, как после бомбёжки»;
— потеря родного угла, дома;
— я чувствую себя не на своем месте, чужим, «без родины»;
— как в пустыне без воды;
— как рыба, выброшенная на берег;
— особь, увеличенная в размерах, больше защищена в природе;
Экзистенциальный конфликт:
— потерять всё (имущество, состояние, проиграть процесс);
— деньги «утекают» сквозь пальцы;
— страх за себя ( например после страшного диагноза);
— страх перед больницей, врачами;
— отсутствие заботы, плохой уход;
— отсутствие перспектив;
— неуверенность в завтрашнем дне;
Конфликт одиночества:
— чувствовать себя сосланным (например вынужденный переезд или смена работы);
— чувствовать себя одиноким, как перст;
— будучи в пожилом возрасте чувствовать свою ненужность (дом престарелых);
— брошенность, ненужность для своих близких;
— дети вынуждены оставаться одни дома, у бабушки или в детсаде (без мамы/ родителей);
.
.
Биологическая программа «нехватка жидкости» содержит два аспекта:
— ограничение потери (вывода) жидкости из организма;
— усиление функции поглощения воды извне.
.
Потерпевший в активной стадии «конфликта беженца» испытывает жажду, но при мочеиспускании, тем не менее, выделяет жидкости минимально. Жидкость собирается и удерживается «про запас» до лучших времен. Для этого организм использует все имеющиеся возможности — жидкостью заполняются не только клетки организма, но и все полости и каверны и, прежде всего, те поражённые места, где происходит отёчный процесс в стадии восстановления. Кстати, быстрый набор веса может иметь эту же причину — жидкость очень хорошо сохраняется в жировой ткани.
.
В процесс СБП собирательных канальцев могут быть вовлечены как обе почки, так и одна, в зависимости от степени интенсивности конфликта. В случае оперативного удаления одной почки, вся тяжесть работы автоматически переносится на другую, функции которой при конфликте беженца — удержание воды и мочи. Это явление часто интерпретируется в официальной медицине, как метастазирование рака с одной почки на другую.
.
.
Если обе почки одновременно реагируют на конфликт беженца, то образуется так называемая констелляция, при которой у индивида возникает дезориентация во времени и пространстве. В связи с этим возникают провалы в памяти: «Я не знаю, где я нахожусь, как меня зовут, какой день/ год сегодня, где я припарковал машину» и т.д.
.
Констелляция выступает защитой, биологический смысл которой в том, чтобы особь не двигалась и не удалялась от воды и ждала следующего прилива.
.
Наличие констелляции можно также узнать по глазам. В реле ствола головного мозга, отвечающего за функции собирательных канальцев почек, проходит VI-й черепно-мозговой нерв, связанный с функциями глаз.
.
В этом случае биопрограмма собирательных канальцев левой почки связана с косоглазием левого глаза в сторону, правой почки — с правым глазом. При этом сохраняется возможность намеренно (сознательным усилием) вернуть глаз в правильное положение. В данном случае речь идет не о конфликте, связанном со зрением, а именно о конфликте беженца. Это состояние рыбы, выброшенной на берег, у которой глаз направлен в сторону воды. Исчезновение косоглазия говорит о том, что конфликт временно разрешается, тем самым освобождая нерв.
Все эти школы имеют одним из своих источников ГНМ(Германскую Новую Медицину-GNM )
Конфликт беженца
.
А теперь представьте себя на месте этой выброшенной на сушу животинки, которая в одночасье:
— реальная нехватка воды (встречается редко в цивилизованном мире, но всё равно встречается);
— конфликт беженца;
— экзистенциальный конфликт;
— конфликт одиночества;
.
Конфликт беженца:
— ощущение «потеряно всё, как после бомбёжки»;
— потеря родного угла, дома;
— я чувствую себя не на своем месте, чужим, «без родины»;
— как в пустыне без воды;
— как рыба, выброшенная на берег;
— особь, увеличенная в размерах, больше защищена в природе;
Экзистенциальный конфликт:
— потерять всё (имущество, состояние, проиграть процесс);
— деньги «утекают» сквозь пальцы;
— страх за себя ( например после страшного диагноза);
— страх перед больницей, врачами;
— отсутствие заботы, плохой уход;
— отсутствие перспектив;
— неуверенность в завтрашнем дне;
Конфликт одиночества:
— чувствовать себя сосланным (например вынужденный переезд или смена работы);
— чувствовать себя одиноким, как перст;
— будучи в пожилом возрасте чувствовать свою ненужность (дом престарелых);
— брошенность, ненужность для своих близких;
— дети вынуждены оставаться одни дома, у бабушки или в детсаде (без мамы/ родителей);
.
ru_dark_triad
Тёмная триада
Макиавеллизм, психопатия, нарциссизм
Руководитель Центра кризисной психологии, психолог Михаил Хасьминский:
Тысячи добрых людей откликались и оказали помощь беженцам: пускали их жить в свои дома, собирали деньги и вещи. А через некоторое время начинался конфликт, явный или скрытый. Сочувствие со стороны местных сменялось недовольством и осуждением, а беженцы еще больше замыкались в своем кругу.
В чем же причина? В разнице менталитетов. Не поняв психологию беженца, оказать ему адекватную помощь будет непросто. Рассмотрим основные проблемы беженцев.
Посттравматическое расстройство психики. Беженцы, бежавшие из страны, где велись военные действия, почти поголовно (хотя и в разной степени) будут страдать посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Они в одночасье потеряли родину, дом, имущество, родных людей, работу, статус. Многие вышли прямо из зоны боевых действий, где рвутся снаряды, свистят пули, где убивают и умирают. То есть беженцы – люди с совершенно искаженной психологией в сравнении с человеком из благополучной, мирной жизни. Эта разница не всегда может быть очевидной, но она огромна. Поэтому судить беженцев по тем же правилам, что и людей мирной жизни, — невозможно.
ПТСР, по сути, – тяжелое заболевание, которое разворачивается с течением времени и сопровождается такими симптомами, как страхи, постоянное напряжение, неуверенность в себе, вина за то, что живы, а кто-то из знакомых и друзей мертв, приступы агрессивного поведения, чередующиеся с заторможенностью мышления и действий, навязчивые мысли и другими симптомами. Особенно страдают от ПТСР видевшие обстрелы и трупы дети. Практически все дети, вывезенные из зоны боевых действий, уже будучи в безопасности, впадали в панику, услышав резкие хлопки, увидев в небе вертолет, и старались немедленно спрятаться.
Все это — нормальная реакция человека на ненормальные обстоятельства, но без специальной помощи выходить из ПТСР можно годами. Людям с ПТСР нужна эффективная реабилитация, но специалистов таких пока очень мало, а слаженной системы организации реальной комплексной реабилитационной поддержки нет совсем.
ПТСР характеризуется также психологическим инфантилизмом. Беженцы часто ведут себя, как маленькие больные дети. Это также нормальная реакция нашей нервной системы на травматичную ситуацию: мы как бы регрессируем в прошлое. Таким образом мы снимаем с себя ответственность за настоящее. Но, наблюдая такое поведение, — страхи, навязчивые мысли и агрессию, заторможенность, местные принимают все это за неуживчивость, лень, капризы, требовательность, не понимая, что это бессознательная помощь в утешении, поддержке и принятии. Допустим, больной ребенок попал в больницу – никто же не будет от него ждать выдержки и мужества, как от взрослого? Но местные-то видят перед собой взрослого человека и удивляются: почему бы не пойти работать, сделать хоть что-то в своем собственном лагере? А беженец обижается на всякую мелочь, жалеет себя, как ушибившийся ребенок гладит содранную коленку.
Отдельный пункт в ПТСР — кризис идентичности. Если раньше человек был кем-то определенным: шахтером, продавцом, учителем, имел гражданство, социальный и имущественный статус – то в мгновение ока он стал никем. В таком состоянии человек чувствует страх и неуверенность: имущества нет, жить негде, работы нет, будущее совершенно неясно. Люди полностью теряют представление о себе, о том, кто они, на что способны, поэтому никак не могут адаптироваться к новой ситуации. А местных это раздражает, они думают, что беженцы – такие иждивенцы, не хотят работать. Но если человек не был бездельником на родине, он в другой стране захочет работать, — но не может: он психологически парализован. И длится такой паралич в среднем не менее года.
Отсутствие условий для самореализации. У беженцев нет гражданства и законодательно обеспеченной возможности работать. Они не могут работать по привычной профессии. Они чувствуют, что не могут реализоваться, что влечет за собой пассивность и апатию. Это в свою очередь выливается в так называемые вторичные выгоды: когда человек ничего не делает, то первое время его это мучает, а потом он привыкает и даже находит плюсы. Делать ничего не надо, тебя кормят-поят, а ты можешь все время посвятить телевизору или компьютерным играм – отличный способ уйти от реальности с ее на данный момент нерешаемыми проблемами. Это называется социальное иждивенчество, но это уже следствие проблемы.
Жизнь в маленькой, обособленной общине. Беженцев расселяют в большинстве случаев кучно, они общаются в основном друг с другом, и информационная среда у них достаточно своеобразна. Если говорить об Украине, люди идентифицируют себя с бывшими жителями этой страны. Им нередко свойственна агрессия по отношению к местным, которую они могут выражать и вербально: это вы виноваты! Это из-за вас война началась! Если бы вы не влезли, все было бы хорошо! Они кусают тех, кто помогает, а те, кто помогает, не понимают, почему их кусают. Те, кого укусили, жалуются на это дома, и их поддерживают – ах, они такие-сякие, неблагодарные.
Так разворачивается клубок недовольство и отношение к беженцам закономерно ухудшается, что дает им уже реальный повод не любить местных. Они все больше тянутся к своим и обособляются, местные начинают их отторгать, а значит, возможности адаптации и интеграции все меньше.
Конкуренция с местными на рынке труда. Далеко не все беженцы попали в крупные региональные центры, где худо-бедно вопрос с трудоустройством решить можно. Многие очутились в отдаленных уголках России, где и без них была конкуренция на рынке труда. Были случаи, что недобросовестные работодатели могли «кинуть» и без того обездоленных и беззащитных беженцев. В лагере беженцев об этом узнают и следуют обвинения в сторону местных. И все это также сказывается на тяжелый эмоционально-психологический фон.
Алкоголизм, игромания и наркомания в сообществах. Люди в крайне тяжелом психологическом состоянии хотят уйти от этой реальности, а нормальных способов для этого может не быть. Где тонко, там и рвется. Даже люди, которые раньше не пили, могут запить горькую. Бывает, что семьи, попавшие в лагерь беженцев, начинали распадаться. Наблюдается и хулиганство, драки, воровство. Конечно, этим могут «похвастаться» и местные, но к этому привыкли, а вот беженцев прощают менее охотно. Местные начинают обобщать частные случаи на всех беженцев в целом. Например, один беженец напился – тут же появляется среди местных миф, что все беженцы пьют.
Психосоматические заболевания. От перенесенных стрессов у беженцев могут развиваться не только соматические, но и психосоматические расстройства. Но если они идут к врачу, те из-за ограниченного опыта работы с таким контингентом могут и не найти никаких телесных проблем, и порой раздражаются, думая, что «беженцы – симулянты». Беженцы, получившие раздраженный «отлуп», еще больше замыкаются в себе и чувствуют, что их и лечить не хотят и никому они не нужны…
Клубок проблем затягивается, одна проблема тянет за собой другую. Все это приводит к тому, что иногда люди, если это возможно, уезжают обратно, на территорию, где ведутся боевые действия. Даже с риском для жизни, увозя с собой детей. Потому что жить под пулями им легче, чем среди местных жителей. И тогда местные воспринимают это как предательство – их с таким трудом вывозили, а они, неблагодарные, им все не нравятся, они уходят… Конечно, таких людей в целом не много, но они есть. И причина в том, что они просто не смогли адаптироваться на новом месте, не справились с комом проблем, и единственный выход, который они для себя видят, – вернуться назад.
Конечно, всегда найдутся люди, кто готов приободрить, поддержать беженцев добрым словом. Но доброе слово не работает как системная помощь. Порой это также бесполезно, как утешать человека, у которого умер близкий, словами «не плачь, покойника замучаешь», «ты еще выйдешь замуж», «крепись, держись». Люди искренне хотят выразить сочувствие и поддержку, но часто не умеют этого делать, поэтому получаются дежурные топорные фразы, от которых не легче. Мне нередко приходилось слышать от самих беженцев жалобы на то, что в случаях такого утешения им трудно было сдержать свою агрессию и не ответить резко. Конечно, сытый голодного не разумеет, человек, у которого есть работа и крыша над головой, которого никто не обстреливал, просто не в состоянии понять, что чувствует тот, кто все это пережил и все в одночасье потерял.
Что нужно беженцам
Беженцы нуждаются в жилье, трудоустройстве, медицинском обслуживании, но в первую очередь беженцы нуждаются в понимании. Если соцработник, врач, юрист будут помогать беженцу, не зная всего комплекса его проблем и его психологии, эта помощь будет малоэффективна.
Нужна системная психологическая работа с беженцами. Нужны специальные психологические центры по работе с беженцами, которые, конечно же, были бы для них бесплатными.
Если беженцам удалось устроить ребенка в детсад или школу, штатный психолог мог бы проводить для них занятия арт-терапией, — ведь с маленькими детьми только в такой форме можно проводить психологические сессии. В этой форме можно помочь ребенку освободиться от негативных впечатлений, воспоминаний.
Второй шаг – это планомерная системная работа по налаживанию отношений между местным населением и беженцами. Местным жителям, участвующим в помощи беженцам или в другом качестве контактирующих с ними, например, вместе работающих, необходимо говорить не о том, что «они – такие же люди, как и мы», а о той разнице, которая отличает беженцев и местных, о тех психологических и бытовых проблемах, которые перед ними стоят. Говорить в красках! А интеграция в местную среду должна быть постепенной.
От непонимания психологии беженцев иногда даже активная помощь превращается в свою противоположность. Например, в одном месте хотели помочь детям беженцев – собрали, отвезли отдыхать на море. Но оторвать от родителей маленьких детей, травмированных и перепуганных – означало нанести им еще большую травму! Дети плакали, обострилась психосоматика, в общем, море не помогло.
Что могут сделать для беженцев простые люди?
Допустим, вы хотите помочь беженцам. Помочь опосредованно — деньгами, продуктами, вещами — способны все добрые люди. И это очень ценная помощь. Труднее контактировать напрямую — пустить их в свой дом, взять на работу или просто работать в одном коллективе, или в другой форме общаться.
Сами беженцы как раз очень нуждаются в общении с местным населением, стремясь выйти из круга таких же раненных людей, как и они сами. Поэтому очень важен будет даже самый простой разговор. Поговорите с ними, послушайте их. Ведь чем чаще человек говорит о пережитом, тем быстрее он переживет острые, травмирующие воспоминания. И здесь две задачи: во-первых, своим общением создать человеку безопасную среду для открытого разговора, а во-вторых – не мешать выговориться, не останавливать, если заплачет.
Если вы врач и к вам пришел беженец, постарайтесь увидеть не только его диагноз, но и «предисловие», обстоятельства его жизни. У беженцев крайне остро стоит проблема с медицинским обеспечением. Они нуждаются во врачах-добровольцах, которые помогали бы им, невзирая на отсутствие необходимых для полноценного медицинского обеспечения документов. Ведь ситуации бывают по-настоящему вопиющие, когда больные люди, у которых в стрессовой ситуации, естественно, обостряются заболевания, вынуждены по скайпу звонить своим врачам на Украину или в Новороссию, чтобы хоть таким образом получить консультацию.
Точно так же беженцы нуждаются в юридической помощи, на которую у них чаще всего нет денег – и это призыв к юристам-добровольцам, которые могли бы взять на себя хотя бы частично юридические проблемы беженцев из Новороссии.
Помогать беженцам можно в самых обычных бытовых вопросах, которые почти незаметны для спокойно живущего в родном городе и доме человека, но которые бывают совершенно неразрешимы для беженца. У вас есть автомобиль? Подвезите того, кому нужно куда-то отвезти документы или решить еще какой-то вопрос. Вы работаете в сфере трудоустройства? Потратьте свое время на то, чтобы безвозмездно помочь безработным приезжим найти своего работодателя.
Что может сделать для беженцев Церковь?
Среди приехавших в Россию беженцев не так уж много по-настоящему верующих. Но когда человеку тяжело, он нередко идет в церковь, даже если в благополучной жизни он про нее и не думал. И Церковь должна их встретить не строгими проповедями, не поспешным обязательным воцерковлением, а сочувствием, пониманием и деятельной помощью. «Сначала полюби людей, потом сделай, чтобы они полюбили тебя, а потом говори им о Христе», — говорил равноапостольный Николай Японский. А говорить о любви без дел любви – ненормально.
Сочувствующий беженцам священник, прежде всего, должен сам познакомиться с психологией беженцев, понять, — что они ощущают. А потом призвать своих прихожан – юристов, педагогов, врачей, соцработников – помочь попавшим в беду. Можно предложить беженцам принять участие в каких-то самых простых приходских мероприятиях: совместных чаепитиях, просмотрах фильмов, экскурсиях, паломнических поездках, — знакомясь с прихожанами, люди начнут выходить из изоляции. Это поможет им быстрее интегрироваться в новую среду, а местному населению – лучше понять проблемы изгнанников.
Можно организовать что-нибудь вроде приходского «детского сада», где беженцы могли бы оставлять детей, когда им необходимо заняться оформлением документов или пойти на работу. Можно предложить водить детей в воскресную школу – и дети под присмотром, и у родителей есть пара часов для своих дел.
Сегодня Церковь уже ведет большую гуманитарную поддержку беженцев по всей стране. Можно отметить уникальный опыт работы в Ростове-на-Дону сестричества во имя Серафима Саровского, где уже более пятнадцати лет священники, сестры и добровольцы помогают беженцам в окружном военном госпитале. Свой опыт сестричество приобрело еще со времен первой чеченской войны, сегодня там анализируют опыт по оказанию психологической помощи и беженцам, и вынужденным мигрантам. Сестры даже проводят обучающие семинары. Сегодня там при поддержке митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия создается первый в стране комплексный реабилитационный Центр, на который администрация области уже выделила землю. Есть хороший опыт в этом направлении и в Москве, и в Тарской епархии Омской митрополии.
Европа, сейчас принимающая новые потоки беженцев с Востока, свидетельствует: миграция народов продолжается. Поэтому чем раньше и больше мы узнаем о психологии человека в изгнании, тем легче и безболезненней будет процесс совместного сосуществования.