Синтаксис как система таблица
Методическая разработка «Основные понятия синтаксиса в таблицах» (9-11 классы)
«ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИНТАКСИСА В ТАБЛИЦАХ»
1.СИНТАКСИС И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ
Синтаксис – это раздел русского языка, в котором изучаются правил грамматического оформления словосочетания и предложения.
Основные единицы синтаксиса:
Словосочетание – это сочетание двух и более знаменательных слов, которые связаны подчинительной связью.
Примеры: к темному лесу, оплатить проезд, усердно работать
Предложение – это основная единица речи, которая служит для оформления мысли, обладает функцией общения, имеет грамматическую основу и характеризуется смысловой и интонационной законченностью.
Пример: Легкий туман повис над камышами (Г. Троепольский)
2. ТИПЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
Вид подчинительной связи, при которой зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.
В качестве зависимых слов: полные прилагательные и причастия, порядковые числительные и местоимения
Вид подчинительной связи, при которой главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже. В качестве зависимых слов: существительные, местоимения, числительные
Вид подчинительной связи, при которой слова связаны между собой по смыслу. В качестве зависимых слов: неизменяемые части речи (наречия, деепричастия, инфинитив, притяжательные местоимения 3-его лица, простая форма сравнительной степени прилагательных и наречий)
3. ПОНЯТИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ
3.1. Строение предложения
Простое предложение – предложение, в котором 1 грамматическая основа.
Пример: Воют в сумерки долгие, зимние волки грозные с тощих полей (С. Есенин)
Сложное предложение – предложение, в котором 2 и более грамматических основ.
3.2. Виды предложений по цели высказывания
Говорится о том, где, что и как произошло. Характерна интонация сообщения
Пример : И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше, и кругом в тени рассыпанный аул (М.Ю. Лермонтов)
Пример: Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? (М.Ю. Лермонтов)
Побуждение к действию. Выражение просьбы, воли, приказа
Пример: Эй, вы! Сходитесь, лихие друзья! Гляньте, как бьется добыча моя… (М.Ю.Лермонтов)
3.3. Виды предложений по эмоциональной окраске
Люблю Отчизну я, но странною любовью! (М.Ю.Лермонтов)
И было все на небесах светло и тихо (М.Ю.Лермонтов)
4. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
4.1. Основные виды простого предложения по строению грамматической основы
Односоставные предложения — предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена.
Пример: Нужно сказать поболее о сыновьях его. (Н.В.Гоголь)
Двусоставные предложения — предложения, грамматическая основа которых состоит из подлежащего и сказуемого.
Виды односоставных предложений
Именные предложения, в которых сообщается о наличии или существовании предмета, явления
Действие производится определенным лицом, но оно не названо. Сказуемое может быть выражено глаголами:
1-2 лица ед. и мн. числа изъявительного наклонения,
2 лица ед. и мн. числа повелительного наклонения
Читайте , завидуйте , я – гражданин Советского Союза! (В.В.Маяковский)
Сижу за решеткой в темнице сырой вскормленный в неволе орел молодой. (А.С.Пушкин)
Действие производится неопределенным лицом. Сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица мн. числа
А в старом селе Грешном скоро забывают прошлое (И.А.Бунин)
Деятель не назван или мыслится как обобщенное лицо. Чаще всего сказуемое выражено глаголом 2-го лица.
Действие и состояние не создаются деятелем
4.2. Основные виды простых предложений по наличию второстепенных членов
Распространенные – предложения, имеющие в своем составе второстепенные члены.
Нераспространенные – предложения, в которых нет второстепенных членов.
Пример: В небе неподвижно стояли ястребы , распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву . (Н.В.Гоголь)
4.3. Главные члены предложения
главный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы Им. падежа кто? что?
Пример: Собиралися мирные пахари без печали, без жалоб и слез (С.Есенин)
главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? какой он? чей он? каков он?
Работал я эти десять лет и день, и ночь (М.Шолохов)
Инфинитив + спрягаемая форма глагола
Буду ходатайствовать перед командованием о представлении тебя к награде (М.Шолохов)
Вспомогательный глагол + именная часть
Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы (К.Г.Паустовский)
4.4. Второстепенные члены предложения
Определение – второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета
Приложение – второстепенный член предложения, заключающий в себе второе наименование предмета
И вот сама идет волшебница -зима. (А.С.Пушкин)
Дополнение – второстепенный член предложения со значением предмета
Вопросы косвенных падежей
Я покинул родимый дом , голубую оставил Русь (С. Есенин)
Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий время, причину, место, цель
Как? каким образом? сколько? когда? куда? зачем? почему?
Стою один среди равнины голой, а журавлей относит ветер в даль (С. Есенин)
5. ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Правила обособления (выделения запятыми)
Однородные члены предложения
Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом
Обособляются друг от друга запятыми, если между ними нет союзов, либо эти союзы повторяющиеся
Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?
Обособляются определения, стоящие после определяемого слова или относящиеся к личному местоимению
Паровоз ликующе кричал, опьяненный собственным стремительным ходом (К.Паустовский)
Второстепенный член предложения, заключающий в себе второе наименование предмета. Приложение всегда употребляется в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
1) любые при личных местоимениях;
2)распространенные приложения после определяемого слова;
4) вместо запятой ставится тире, если приложение стоит в конце предложения
Как много их, друзей хороших , лежать осталось в темноте (М.Матусовский)
Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей
как обособленные дополнения условно рассматриваются обороты со словами: кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо и др.
Этот человек не представлял ничего особенного, кроме разве какой-то добродушной болтливости (В.Гаршин)
Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? Деепричастия (что делая? что сделав?)
1) деепричастия и деепричастные обороты;
2) обороты с предлогом «несмотря на» + существительное
Спускаясь с южного и северного холма , от большака отбегал проселок, терявшийся в садах (К. Федин)
Слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью
Уважаемая Мария Владимировна , Маша получила от Вас письмо и вкратце рассказала мне его содержание (А.П.Чехов)
Колокольчики мои, цветики степные ! Что глядите на меня, темно-голубые ? (А.К.Толстой)
Вводные слова и предложения
Слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (уверенность, неуверенность, чувства, порядок мыслей, способы выражения мыслей, источник высказывания)
Вводные конструкции могут обособляться с помощью скобок или тире.
Так вот, как высказано выше , с годами важен я не стал (Твардовский)
Одним словом , у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой… (А.П.Чехов)
Уточняющие члены предложения
Те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые, члены предложения. Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени.
Могут вводиться в предложение словами: то есть, или ( в значении то сеть), иначе, именно и т.д.
Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста в длинной, до пят , шинели (В.Катаев)
6. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
6.1. Основные виды сложных предложений
сложные предложения, части которых соединены союзами, либо союзными словами
сложные предложения, части которых объединены содержанием и интонацией. В них отсутствуют союзы и союзные слова
предложения, состоящие из двух или более равноправных частей, которые связаны интонацией и сочинительными союзами
предложения, в котором одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней грамматически (союзом или союзным словом)
6.2. Основные группы ССП по союзам и значению
(со значением одновременности, последовательности)
(со значением несовместимости, чередования, взаимоисключения)
Залает пес домовый, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубровы, иль птица робко пролетит (Н.М.Языков)
(со значением противопоставления явлений)
а, но, да (=но), однако, зато, же
Он оставляет свою тележку где-нибудь в кустах около деревни, а сам отправляется по задворьям, да по задам, словно прохожий какой-нибудь (И.С.Тургенев)
(со значением пояснения)
Софья Николаевна не имела еще ни одного жениха, то есть не получила ни одного формального предложения. ( С.Т.Аксаков)
6.3. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП
не являются членами придаточного предложения;
служат только для присоединения придаточных предложений к главному или другому придаточному
(что, чтобы, ибо, когда, пока, как, будто, словно, если, потому что, оттого что, так как, так что, с тех пор как, в связи с тем что, как будто и др.)
являются членами придаточного предложения;
присоединяют придаточные предложения к главному или другому придаточному
(который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.)
6.4. Виды придаточных предложений в СПП
Отвечают на вопрос «какой»?
Относятся к существительным в главном предложении
Прикрепляются к главному предложению союзными словами (который, что, куда, где и др.)
(прикрепляются не к существительным, а к местоимениям в значении существительных)
Отвечают на падежные вопросы
Чаще всего относятся к глаголам со значением речи, мысли, чувства
Прикрепляются к пояснительному слову:
— при помощи союзов (что, как, будто, чтобы);
— при помощи союзных слов;
— при помощи частицы «ли» (в значении союза)
Отвечают на те же вопросы, что и обстоятельства.
Чаще всего присоединяются с помощью союзов, реже – с помощью союзных слов
Чаще всего относятся ко всему главному предложению
Виды придаточных обстоятельственных предложений:
— образа действия и степени;
6.5. Знаки препинания в БСП
ставится в том случае, когда в предложениях обозначаются одновременные или последовательные события
ставится, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены
Во второй части содержится разъяснение того, о чем говорится в 1-ой части.
В 1-ой части содержатся слова: видеть, слышать, знать, чувствовать.
Во 2-ой части содержится причина того, о чем говорится в 1-ой
Во 2-ой части содержится неожиданное присоединение, или быстрая смена событий.
Во 2-ой части имеется противопоставление.
Во 2-ой части содержится вывод, следствие того, о чем говорится в 1-ой части.
В 1-ой части указывается время, условие того, о чем говорится во 2-ой.
Если в одной части имеется сравнение с тем, о чем говорится в другой.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-040207
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Синтаксис и пунктуация в таблицах» Простое предложение
Содержимое разработки
На какие вопросы отвечают
Какими частями речи выражаются
Существит. или местоимением в именит. падеже, инфинитивом и др.
вопросы косвенных падежей
тельным или местоимени
ем в косвенных падежах и др.
тельным, причастием и др.
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
Москва – столица России.
Трижды пять – пятнадцать.
Жить – Родине служить.
Наша задача – хорошо учиться.
Ходить по земле босиком – большое удовольствие.
Понять – значит простить.
Расстояние не помеха для друзей.
2. союз (как, будто…; тоже).
Брошка точно пчелка.
4. местоимение (нет логического ударения)
ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
При отсутствии союза
Перед повторяющимися союзами
С Онегиным он вспоминает проказы, шутки прежних лет.
Перед противительными союзами
Не хотелось ни есть, ни пить, ни говорить.
Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям …
По утрам я убегал на пруд или в рощу, на сенокос или к жнецам.
Перед второй частью двойных союзов
Ребенок был резов, но мил.
не только О, но и О
Этот метод лечения известен как в России, так и за рубежом.
День хотя и пасмурный, но теплый.
ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Снег лежал везде : на склонах горы, на ветвях деревьев.
На склонах горы, на ветвях деревьев – везде лежал снег.
Везде : на склонах горы, на ветвях деревьев – лежал снег.
ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Пример: Все спало крепким, неподвижным, здоровым сном.
Пример: Был жаркий августовский день.
2. Характеризуют предмет
3. Причинно-следственные отношения
4. Интонация перечисления
Виды связи с главным словом
Способы выражения определений
полные прилагательные (одиночные или с зависимыми словами)
Здесь вижу озер лазурные равнины.
На столе лежали ненужные для работы вещи.
одиночные причастия или причастные обороты
Побледневшее небо опять стало синеть.
Дети увидели сверкающую огнями елку.
Девятая модель автомобиля лучше других.
местоимения, склоняющиеся как прилагательные
В моей душе покоя нет.
ОБОСОБЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЛЕНИЙ
1. Стоит после определяемого слова
2. Относится к личному местоимению
3. Стоит перед определяемым словом и имеет обстоятельственное (в основном причинное) значение
По дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы.
(Ср.: По ведущей к садам дороге тянулись скрипучие арбы).
4. Оторвано от определяемого слова
Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади.
Ободренный, я вышел на улицу.
Оглушенный тяжким гулом,
Теркин никнет головой.
Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая и угрюмая, прошлась по комнате.
Виды связи с главным словом
Способы выражения определений
существительное или местоимение в форме косвенных падежей
синтаксически цельное словосочетание (существительное + прилагательное)
Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе.
В углу стоял шкаф из красного дерева.
простая сравнительная степень прилагательного
Одна из девушек, постарше, на меня обратила внимание.
Были поданы яйца всмятку.
неопределенная форма глагола
Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать.
ОБОСОБЛЕНИЕ НЕСОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЛЕНИЙ
1. Относится к личному местоимению
2. Относится к имени собственному
3. Оторвано от определяемого слова
Высокого роста, с красными склеротическим глазами, он ходил только по чайным.
4. Относится к нарицательному существительному и имеет уточняющий характер
Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась.
Старик вылетел за ворота и через пять минут, с мешком за плечами, шагал по шоссе.
Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по бульвару.
ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕННЫХ ПРИЛОЖЕНИЯХ
1. Стоит после определяемого слова
2. Относится к личному местоимению
Могучий Лев, гроза лесов, лишился сил.
Некоторые рыбы – макрель, чирус и паламида – уходят в море.
3. Стоит до определяемого слова и имеет обстоятельственное (в основном причинное) значение
Ему ли, карлику, тягаться с исполином?
Опытный врач, он быстро поставил диагноз.
Большой любитель литературы, отец имел хорошую библиотеку.
ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ И ДОПОЛНЕНИЙ
1. Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, обособляются в любом месте предложения ( кроме : деепричастий, перешедших в наречия – лежа, стоя, шутя, не спеша и др.; фразеологических оборотов и деепричастий, тесно связанных по смыслу со сказуемым)
Искупавшись, чувствуешь прилив сил.
Я плавал, стараясь не удаляться от берега.
Он бежал сломя голову.
Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь.
2. Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами несмотря на, невзирая на. Обстоятельства с предлогами благодаря, согласно, вопреки, как правило, обособляются перед сказуемым.
Город, несмотря на позднее время, был на ногах.
Вопреки предсказанию астролога, день прошел удачно.
3. Обычно обособляются дополнения с предлогами кроме, вместо, помимо, за исключением и др.
(Не обособляется дополнение с предлогом вместо в значении «за», «взамен»)
Кроме старого дяди, в Москве у меня не было никого.
Вместо Сергеева дежурил Никитин.
ЗАПЯТЫЕ ПРИ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. В зависимости от смысла могут обособляться любые члены предложения, которые служат для конкретизации или пояснения значений предыдущего члена предложения.
Рядом, за стеной, лежат редчайшие книги.
Ранним утром, часов в шесть, он отправился на работу.
Большой, в несколько обхватов, дуб стоял у дороги.
2. Могут иметь при себе слова: то есть, или, именно, особенно, даже, например и т.п.
Степь, то есть безлесная и волнообразная равнина, окружала нас со всех сторон.
ЗАПЯТЫЕ ПРИ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. В зависимости от смысла могут обособляться любые члены предложения, которые служат для конкретизации или пояснения значений предыдущего члена предложения.
Рядом, за стеной, лежат редчайшие книги.
Ранним утром, часов в шесть, он отправился на работу.
Большой, в несколько обхватов, дуб стоял у дороги.
2. Могут иметь при себе слова: то есть, или, именно, особенно, даже, например и т.п.
Степь, то есть безлесная и волнообразная равнина, окружала нас со всех сторон.
ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД СОЮЗОМ «КАК» СТАВИТСЯ
1. Перед сравнительными оборотами (КАК = «подобно»)
На краю неба горела, как капля серебряной росы, последняя звезда.
2. При наличии указательных слов так, такой, тот, столь
3. Перед вводными сочетаниями как правило, как обычно, как прежде, как всегда и др.
Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно, как на Невском.
День начался, как всегда, в густом тумане.
4. Перед приложением с добавочным значением причинности (КАК = «будучи»)
Как истинный художник, он нуждался в уединении.
Я, как и ты, люблю театр.
6. В оборотах НЕ КТО ИНОЙ КАК;
Ему показалось, что не кто иной, как Валько, мог дать Осьмухину такое задание.
7. Перед придаточным предложением.
На улице было много народа, как это всегда бывает в праздничные дни.
ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД СОЮЗОМ «КАК» НЕ СТАВИТСЯ
1. Если союз КАК имеет значение «в качестве»
Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.
Горы как пышные складки на богатой одежде земли.
3. Если оборот является фразеологическим
Народу набилось как сельдей в бочке. Остался один как перст.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ
1. Обособляются одиночные и распространенные обращения, стоящие в любом месте предложения
Василий Васильевич, прошу оставить меня в покое … Вот, почтенные граждане, один из случаев разоблачения.
2. Части распространенного обращения
Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг.
3. Междометие перед обращением
Эй, любезный, подожди маленько.
4. Не выделяется частица о перед обращением
О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!
ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
1. Различные чувства
к счастью, к несчастью, к сожалению, на беду и т.д.
2. Различная степень уверенности
3. Источник сообщения
конечно, разумеется, безусловно, естественно, действительно, очевидно, вероятно, видимо, может быть, кажется, наверное и др.
по-моему, по-твоему, на мой взгляд, по словам кого-либо, по мнению кого-либо и др.
4. Последовательность, связь мыслей
во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак, значит, так, например, в частности и т.д.
5. Способ оформления мыслей
одним словом, иначе говоря, иными словами, короче говоря, мягко выражаясь и др.
6. Привлечение внимания собеседника
видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, позвольте, представьте себе, согласитесь и др.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВВОДНЫХ СЛОВАХ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
1. Выделяются в любом месте предложения запятыми
Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша.
2. При встрече двух вводных слов между ними ставится запятая
Чего доброго, пожалуй, и женится из умиления души.
3. Отделяются от предшествующего союза, если их можно опустить.
(Ср.: спаянные сочетания а значит,
а следовательно, а впрочем и др.)
4. Обычно не обособляются в начале и в конце обособленного оборота
Дверь вела в комнату, по-видимому служившую столовой.
5. Если вводное словосочетание образует неполную конструкцию, то вместо запятой ставится тире.
Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны, чтобы дать отдых лошадям, с другой – чтобы и самому отдохнуть.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВВОДНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
1. Запятыми выделяются вводные предложения:
— личные нераспространенные: я думаю, я вижу и др.
— безличные и неопределенно-личные, небольшие по объему
— предложения, присоединенные посредством союзов или союзных слов
Вот у него, я думаю, получше результат.
Буран, мне казалось, все еще свирепствовал.
Берег, как я уже сказал, был низкий, песчаный.
2. Тире или скобками выделяются вводные распространенные предложения с добавочным или пояснительным значением
Однажды – не помню почему – спектакля не было.
Мелодия этой песни (если вы ее слышали) несколько однообразная.
имеют значение соединения
И, ДА (=И), НИ-НИ, И-И, КАК – ТАК И, НЕ ТОЛЬКО – НО И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ и др.
имеют значение разделения
ИЛИ, ЛИБО, ТО-ТО, ИЛИ-ИЛИ, ЛИБО-ЛИБО, НЕ ТО – НЕ ТО и др.
имеют значение противопоставления
А, НО, ДА (=НО), ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ВМЕСТЕ С ТЕМ, ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ и др.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
1. Между частями ССП, соединенными сочинительными союзами, ставится запятая
Хлынули потоки дождя, и запрыгал угловатый град.
2. Если части ССП значительно распространены, то между ними можно поставить точку с запятой
Наступает декабрь; и окрестность, охваченная снежным саваном, тихо цепенеет.
3. Если вторая часть ССП содержит резкое противопоставление или быструю смену событий, то ставится тире
Я спешу туда – а там уже весь город.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Знаки препинания не ставятся
Части ССП, связанные одиночным соединительным или разделительным союзом, не разделяются знаками при наличии:
— общего второстепенного члена
— общего вводного слова
— общего придаточного предложения
— общей поясняемой части
— вопросительной или восклицательной интонации
От ветра дрожали стекла и громыхала крыша.
Вдруг я чувствую : кто-то подходит сзади и сердце начинает биться от страха.
Когда придут гости и кто будет их встречать?
ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Чем прикрепляются к главному (союзы и союзные слова)