Система горнера как решать
Схема Горнера. Корни многочлена
Разделы: Математика
Цели урока:
Оборудование: карточки для работы в группах, плакат со схемой Горнера.
Метод обучения: лекция, рассказ, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверка задач самостоятельного решения, самостоятельная работа.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний учащихся
— Какая теорема позволяет определить, является ли число корнем данного уравнения (сформулировать теорему)?
Теорема Безу. Остаток от деления многочлена Р(х) на двучлен х-с равен Р(с), число с называют корнем многочлена Р(х), если Р(с)=0. Теорема позволяет, не выполняя операцию деления, определить, является ли данное число корнем многочлена.
— Какие утверждения облегчают поиск корней?
а) Если старший коэффициент многочлена равен единице, то корни многочлена следует искать среди делителей свободного члена.
б) Если сумма коэффициентов многочлена равна 0, то один из корней равен 1.
г) Если все коэффициенты положительны, то корнями многочлена являются отрицательные числа.
д) Многочлен нечетной степени имеет хотя бы один действительный корень.
3. Изучение нового материала
При решении целых алгебраических уравнений приходиться находить значения корней многочленов. Эту операцию можно существенно упростить, если проводить вычисления по специальному алгоритму, называемому схемой Горнера. Эта схема названа в честь английского ученого Уильяма Джорджа Горнера. Схема Горнера это алгоритм для вычисления частного и остатка от деления многочлена Р(х) на х-с. Кратко, как он устроен.
Что такое Схема Горнера
Схема Горнера — это очень быстрый метод деления многочленов.
Примеры задач с решениями методом Горнера
Пример 1
1. Делаем такую таблицу:
Обратите внимание, что линейный двучлен x — 2 перешёл в таблицу как только «2» (одна двойка с противоположным знаком, а x остаётся вне таблицы).
Т. е. если бы деление было на x + 3, то в таблицу бы записали только «-3».
2. Во вторую ячейку мы просто переписываем то, что сверху:
3. Теперь постоянно повторяющаяся схема: «то, что стоит слева, умножить на фиксированное число (это у нас 2), и добавить то, что сверху». И так до конца.
4. «То, что стоит слева, умножить на фиксированное число, и добавить то, что сверху«.
5.» То, что стоит слева, умножить на фиксированное число, и добавить то, что сверху«.
То, что у нас получился в конце 0 означает, что x = 2 — это корень исходного уравнения.
Мы переписываем полученный результат, не забывая, что x уменьшается на одну степень, таким образом получается:
Пример 2
1. Опять же обратите внимание, что линейный двучлен x + 2 перешёл в таблицу как только «-2» (потерял x и поменял знак на противоположный).
Ещё немаловажно то, что у нас нет x³ (x в третьей степени), но мы это не игнорируем, записываем в таблицу как 0. Все степени в уравнении должны идти всегда по порядку, прежде, чем его записывать в таблицу.
2. Во вторую ячейку мы просто переписываем то, что сверху:
3. «То, что стоит слева, умножить на фиксированное число, и добавить то, что сверху«.
4. И так до конца таблицы:
Если есть время и это нужно, проверяем результат:
Алгоритм Горнера
Для того чтобы понять принцип работы алгоритма (который также называют «схемой Горнера» или «методом Горнера»), разберемся, что с его помощью можно делать, откуда берется этот алгоритм, как именно и почему он работает.
- Алгоритм Горнера помогает решать две алгебраические задачи:
Все это можно делать и без использования алгоритма, однако его преимущество заключается в скорости.
Выведем схему Горнера
$a_n$ | $a_ | $\ldots$ | $a_0$ | |
$x_0$ | $b_ | $b_ | $\ldots$ | $R\left(x\right)$ |
---|
Эта таблица и есть схемой Горнера.
Далее, с помощью примеров, рассмотрим, как алгоритм работает на практике.
Примеры решения задач
Вместо деления уголком, воспользуемся алгоритмом Горнера:
$1$ | $-8$ | $7$ | $-4$ | $16$ | $24$ |
$2$ | $1$ |
$1$ | $-8$ | $7$ | $-4$ | $16$ | $24$ |
$2$ | $1$ | $-6$ |
$1$ | $-8$ | $7$ | $-4$ | $16$ | $24$ | |
$2$ | $1$ | $-6$ | $-5$ | $-14$ | $-12$ | $0$ |
$1$ | $0$ | $-8$ | $14$ | $-9$ | $2$ | |
$1$ | $1$ | $1$ | $-7$ | $7$ | $-2$ | $0$ |
$1$ | $0$ | $-8$ | $14$ | $-9$ | $2$ | |
$1$ | $1$ | $1$ | $-7$ | $7$ | $-2$ | $0$ |
$1$ | $1$ | $2$ | $-5$ | $2$ | $0$ | |
$1$ | $1$ | $3$ | $-2$ | $0$ | ||
$1$ | $1$ | $4$ | $2$ |
$A$ | $0$ | $B$ | $0$ | $1$ | |
$1$ | $A$ | $A$ | $A+B$ | $A+B$ | $A+B+1$ |
$1$ | $A$ | $2A$ | $3A+B$ | $4A+2B$ | |
$1$ | $A$ | $3A$ | $6A+B$ |
Используем схему Горнера таким же образом, как в примерах выше.
Почему алгоритм Горнера работает?
$9$ | $3$ | $-23$ | $4$ | $-5$ | $23$ | $-13$ | $2$ | |
$1$ | $9$ | $12$ | $-11$ | $-7$ | $-12$ | $11$ | $-2$ | $0$ |
$1$ | $9$ | $21$ | $10$ | $3$ | $-9$ | $2$ | $0$ | |
$1$ | $9$ | $30$ | $40$ | $43$ | $34$ | $36$ | ||
$-1$ | $9$ | $12$ | $-2$ | $5$ | $-14$ | $16$ |
Теперь, каждое из этих чисел проверим с помощью алгоритма Горнера.
$9$ | $21$ | $10$ | $3$ | $-9$ | $2$ | |
$-2$ | $9$ | $3$ | $4$ | $-5$ | $1$ | $0$ |
$-2$ | $9$ | $-15$ | $34$ | $-73$ | $-145$ | |
$\displaystyle\frac13$ | $9$ | $6$ | $6$ | $-3$ | $0$ | |
$\displaystyle\frac13$ | $9$ | $9$ | $9$ | $0$ | ||
$\displaystyle\frac13$ | $9$ | $12$ | $13$ | |||
$\displaystyle-\frac13$ | $9$ | $6$ | $7$ |
У нас появился квадратный трехчлен, который может дать нам новые корни. Однако у него отрицательный дискриминант, следовательно, корней больше нет.
Методика преподавания темы «Схема Горнера, теорема Безу и деление уголком». Из копилки приемов репетитора по математике
С айт «профессиональный репетитор по математике» продолжает цикл методических статей о преподавании. Я публикую описания методик своей работы с наиболее сложными и проблемным темами школьной программы. Данный материал будет полезен преподавателям и репетиторам по математике, работающим с учениками 8-11 классов как по обычной программе, так и по программе математических классов.
Репетитор по математике не всегда может объяснить материал, который неудачно изложен в учебнике. К сожалению, таких тем становится все больше и больше, и ошибки изложения вслед за авторами пособий совершаются в массовом порядке. Это относится не только к начинающим репетиторам по математики и репетиторам по совместительству (репетиторы — студенты и репетиторы ВУЗов), но и к опытным преподавателям, репетиторам — профессионалам, репетиторам со стажем и квалификацией. Талант грамотного корректора шероховатостей школьных учебников имеют далеко не все репетиторы математики. Не все также понимают, что эти коррекции (или дополнении) необходимы. Адаптацией материала для его качественного восприятия детьми занимаются единицы. К сожалению, ушло то время, когда преподаватели математики вместе методистами и авторами изданий в массовом порядке обсуждали каждую букву учебника. Раньше, прежде чем пустить учебник в школы, проводили серьезные анализы и исследования результатов обучения. Пришло время дилетантов, стремящихся сделать пособия универсальными, подгоняя их под стандарты сильных математических классов.
Гонка за увеличение количества информации приводит только к снижению качества ее усвоения и, как следствие снижению уровня реальных знаний по математике. Но на это никто не обращает внимание. И наши дети вынуждены уже в 8 классе изучать то, что мы с вами проходили в институте: теорию вероятности, решение уравнений высоких степеней и кое-что еще. Адаптация материала в книжках для его полноценного восприятия ребенком оставляет желать лучшего и репетитор по математике вынужден как-то с этим бороться.
Поговорим о методике преподавания такой специфической темы, как «деление уголком многочлена на многочлен», более известной во взрослой математике как «теорема Безу и схема Горнера». Еще каких-нибудь пару лет назад вопрос не стоял перед репетитором по математике так остро, ибо он не входил в основную школьную программу. Теперь уважаемые авторы учебника под редакцией Теляковского внесли изменения в последнее издание лучшего, на мой взгляд, учебника, и, окончательно испортив его, только добавили репетитору лишних забот. Преподаватели школ и классов, не имеющих статус математических, ориентируясь на нововведения авторов, стали чаще включать дополнительные параграфы в свои уроки, а любознательные дети, рассматривая красивые странички их учебника математики, все чаще спрашивают репетитора: «Что это за деление уголком? Мы будем это проходить? Как делить уголком?» От таких прямых вопросов уже не спрятаться. Репетитору придется что-то рассказывать ребенку.
А как? Наверное, я бы не стал описывать метод работы с темой, если бы в учебниках она грамотно преподносилась. У нас ведь как все происходит? Учебники нужно печатать и продавать. А для этого их надо регулярно обновлять. Преподаватели Вузов жалуются, что дети приходят к ним с пустыми головами, без знаний и навыков? Требования к математическим знаниям растут? Отлично! Давайте мы уберем некоторые упражнения, а вместо них вставим темы, которые изучаются по другим программам. Чем наш учебник хуже? Включим какие-нибудь дополнительные главы. Школьники не знают правило деления уголком? Это же элементарная математика. Надо сделать такой параграф необязательным, озаглавив его «для тех, кто хочет знать больше». Репетиторы против? А какое нам дело до репетиторов вообще? Методисты и преподаватели школ тоже против? Мы не будем усложнять материал и рассмотрим наиболее простую его часть.
И вот тут начинается. Простота темы и качество ее усвоения заключатся, прежде всего, в понимании ее логики, а не в том, чтобы согласно предписанию авторов учебника выполнить некий набор не понятно как связанных друг с другом операций. Иначе туман в голове школьника будет обеспечен. Если расчет авторов идет на относительно сильных учеников (но обучающихся по обычной программе), то не стоит подавать тему в командной форме. А что мы видим в учебнике? Дети, надо делить по такому правилу. Получите многочлен под уголком. Таким образом, первоначальный многочлен разложится на множители. Однако, понять, почему именно так подбираются слагаемые под уголком, почему их надо умножать на многочлен над уголком, а затем вычитать из текущего остатка — непонятно. И самое главное не понятно, почему подобранные одночлены надо в итоге сложить и почему получившиеся скобки будут разложением первоначального многочлена. Любой грамотный математик поставит жирный знак вопроса над теми объяснениями, которые даются в учебнике.
Я предлагаю вниманию репетиторов и преподавателей математики свое решение проблемы, которое практически делает для ученика очевидным все то, что изложено в учебнике. Фактически мы докажем теорему Безу: если число а — корень многочлена, то этот многочлен можно разложить на множитлей, один из который x-a, а второй получается из первоначального одним из трех способов: выделением линейного множителя через преобразования, делением уголком или по схеме Горнера. Именно с такой форомулировкой репетитору по математике будет легче работать.
Что такое методика преподавания? Прежде всего это четкий порядок в последовательности объяснений и примеров, на основе которых делаются математические выводы. Данная тема не исключение. Репетитору по математике очень важно познакомить ребенка с теоремой Безу до того, как будет выполняться деление уголком. Это очень важно! Добиться понимания лучше всего на конкретном примере. Возьмем какой-нибдуь многочлен с подобранным корнем и показажем технику его разложения на множители при помощи знакомого школьнику еще с 7 класса метода тождественных преобразований. При соответствующих сопроводительных пояснениях, акцентах и подсказках репетитора по математике вполне реально донести материал без каких-либо общих математических выкладок, произвольных коэффициентов и степеней.
Важный совет репетитору по математике — следовать инструкциям от начала и до конца и не менять эту последовательнотсь.
Итак, допустим, что перед нами многочлен . Если мы подставим вместо его икса число 1, то значение многочлена будет равно нулю. Следовательно х=1 — его корень. Попробуем разложить
на два слагаемых так, чтобы одно из них было произведением линейного выражения
и некоторого одночлена, а второе имело бы степень на единицу меньше, чем
. То есть представим его в виде
Одночлен для красного поля подберем так, чтобы при при умножении его на старший член полностью совпадал со старшим членом первоначального многочлена. Если ученик не самый слабый, то он вполне способен будет назвать репетитору по математике искомое выражение:
. Репетитору следует тут же предложить вставить его в красное поле и показать что будет получаться при их раскрытии. Лучше всего этот виртуальный временный многочлен подписать под стрелочками (под фотанчиком), выделяя его каким-нибудь цветом, например, синим. Это поможет подоборать слагаемое для красного поля, называемое остатком от выделения. Я бы советовал репетиторам именно здесь указывать на то, что этот остаток можно находить вычитанием. Выполняя такую операцию получим:
Репетитор по математике должен обратить внимание ученика на то, что подставляя единицу в данное равенство, мы гарантировано получим нуль в его левой части (так как 1 — корень первоначального многочлена), а в правой, очевидно, тоже обнулим первое слагаемое. Значит без всякой проверки можно сказать, что единица — корень «зеленого остатка».
Поступим с ним так же, как мы это сделали с первоначальным многочленом, выделяя из него такой же линейный множитель . Репетитор по математике рисует перед учеником две рамки и просит заполнить слева направо.
Ученик подбирает репетитору одночлен для красного поля так, чтобы он при умножении на старшее слагаемое линейного выражения давал старшее слагаемое раскладывающегося многочлена. Вписываем
в касную рамку, тут же раскрываем скобку и выделяем синим цветом то выражение, которое надо вычесть их раскладывающегося. Выполняя эту операцию получаем
И, наконец, проделывая тоже самое с последним остатком
Теперь вынесем выражение за скобку и перед нами окажется разложение первоначального многочлена на множители один из которых «икс минус подобранный корень».
Для того, чтобы ученику не казалось, что последний «зеленый остаток» случайно разложился на нужные множители, репетитор по математкие должен указать на важное свойство всех зеленых остатков — каждый из них имеет корень 1. Поскольку степени этих остатков убывают, то какая бы степень начального многочлена ни была нам дана, рано или поздно, мы получим линейный «зеленый остаток» с корнем 1, а следовательно он обязательно разложиться на произведение некоторого числа и выражения .
Следующий этап работы репетитора по математике — формулирование теоремы Безу. Cобственно ее формулировка при таком подходе репетитора становится очевидной: если число а — корень многочлена, то его можно разложить на множители, один из которых , а другой получается из первоначального одним из трех способов:
Надо сказать, что схему горнера показывают ученикам далеко не все репетиторы математики и не все школьные преподаватели (к счастью для самих репетиторов) заходят на уроках так глубоко в тему. Однако, для учащегося математического класса я не вижу никаких оснований для остановки на делении в столбик. Более того, самый удобный и быстрый прием разложения основан именно на схеме Горнера. Для того, чтобы объяснить ребенку откуда она берется достаточно проследить на примере деления уголком появление старших коэффициентов у зеленых остатках. Становится ясно, что старший коэффициент начального многочлена сносится в коэффициент первого «красного одночлена», а дальше от второго коэффициента текущего верхнего многочлена вычитается результат умножения текущего коэффициента «красного одночлена» на . Поэтому можно прибавлять результат умножения на
. После акцентирования внимания ученика на специфике действий с коэффициентами репетитор по математике может показать как обычно эти действия выполняют без записи самих переменных. Для этого удобно корень
и коэффициенты первоначального многочлена по старшинству занести в такую таблицу:
Если в многочлене пропущена какая-нибудь степень, то в таблицу принудительно вносится ее нулевой коэффициент. В нижнюю строчку поочередно вписываются коэффициенты «красных многочленов» по правилу «крючка»:
Поскольку корень а дает в конце нижней строки нуль, то схему Горнера можно использовать для проверки чисел на звание корень многочлена. Если специальная теорема о подборе рационального корня. Все кандидаты на это звание, полученные с ее помощью, просто вставляются по очереди слева в схему Горнера. Как только мы получим нуль, тестируемое число будет корнем, и одновременно его строчке получим коэффициенты разложения первоначального многочлена на множители. Очень удобно.
Колпаков Александр Николаевич, репетитор по математике Москва, Строгино