Слово как источник знаний

Сознательная жизнь человека начинается знакомством с книгой. Она является инструментом душевной работы, без неё становление личности уродливо и бедно. Сначала родители покупают детям сказки и читают их. Они учат отличать добро от зла, с уважением относиться к старшим, радоваться каждому прожитому дню. Следующим этапом в развитии ребёнка идут детский сад, школа, институт, где без книги учебный процесс не возможен.

Роль книги в истории человечества неоценима, она стала первым источником информации. Книга не всегда имела привычный для нас печатный вид. На протяжении многих веков, в зависимости от степени социального развития, от доступных эпохе материалов и техники она изменяла структуру и форму. Книгой древних людей была наскальная живопись. На стенах пещер наши предки в виде рисунков изображали наиболее значимые события в своей жизни. Глиняные пластины с вавилонской письменностью более близки к нашему представлению «книга». Ветхие свитки папируса или пергамента ещё ближе к этому понятию.

Только открытие книгопечатания позволило прикоснуться к духовным богатствам огромному количеству людей, что спровоцировало небывалое развитие науки, оборудования, социальных идей. Когда письменность была рукописной, её общественная роль была незначительной. Возникновение книгопечатания не только совпало по времени, но и сопоставимо с величайшими географическими открытиями.

Вариант 2

Книга является наилучшем источником знаний. И это независимо от времён. Несмотря на то, что сейчас эпоха интернета, книги всё равно в активном обиходе. Разве что они переходят в электронный формат, но печатные варианты всё равно на рынке продаж.

С книгами каждый знакомится в своё время. Почти каждого, в первую очередь, познакомили с букварём. Дальше детские сказки с иллюстрациями. Каждая книга рассчитана на определенную возрастную категорию.

Маленькие детки любят как можно больше картинок и как можно меньше текста. Но главное привлечь внимание и создать интерес к обучению. Дети постарше выбирают конкретную категорию и тематику.

Родителям нужно с детства прививать интерес к познанию и любознательности. Люди, которые обладают этими качествами всегда востребованы в обществе. Люди, которые читают, имеют развитый кругозор.

Школьные учебники для большинства являются первичным источником знаний. Учебники для школы пишутся максимально простым языком, но в них описываются только основные аспекты темы. Для пытливых умов этого будет недостаточно. Любопытные люди будут искать дополнительную информацию и множество уточнений.

Книг в современное время существует огромное множество. На разные вкусы и интересы. Определенные книги пишутся специально для образовательных целей, то есть для учебных учреждений. А другая категория только для познавательных целей. Излагается простым доступным языком. Информация, изложенная в учебниках не всем понятна. Поэтому другое описание будет в самый раз.

Книги пишут кандидаты наук, врачи и педагоги. Проще говоря, специалисты своего дела. Такие специалисты раскрывают настолько сложные темы, которые другие люди понимают сами, но не в состоянии объяснить простыми словами.

Никакой интернет, никакое телевидение никогда не смогут заменить книгу. То ощущение, когда ты берешь в руки новую книгу и вдыхаешь этот запах новизны не сможет заменить ничто.

Книги всегда были, есть и будут лучшим подарком для чтецов. Чтение способствует духовному росту и развитию. Они всегда будут нужны и никогда не уйдут в небытие.

Информация, полученная из книг, учит жизни и всему, с чем можно в ней столкнуться. Художественная литература проливает свет на всевозможные аспекты жизни, все её трудности и радости.

Также читают:

Популярные сегодня темы

М. Ю. Лермонтов (1814-1841) – один из знаковых для русской литературы и культуры в целом людей. Как и многие представители творческой профессии, писатель прожил короткую жизнь.

Как прекрасно проснуться ранним весенним утром, подойти к окну и открыть его настежь. Постоять у открытого окна вдохнуть запах свежей зеленой травы, аромат цветов растущих рядом с домом, свежий воздух протекающей рядом речки.

Произведение Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» относят к драматическим произведениям. Мы не наблюдаем здесь явные речи писателя, но ясно видим авторскую позицию, которая проявляется в портретах

В школе мы изучаем множество предметов. Каждый из них, конечно, важен по-своему. Но мне очень нравится окружающий мир. Я люблю этот урок потому, что узнаю много нового о нашем мире: почему идет дождь, как связан человек с природой

Источник

Книга — кладезь мудрости и источник знаний (День Библиотек)

Книга — главный источник знаний, сокровищница мудрых идей и фонтан советов. В ней сосредоточены тайны тысячелетий. Благодаря словам, воспроизведённым на бумаге, мы прикасаемся к мыслям предков, перемещаемся в иные эпохи и проживаем множество жизней. С помощью книг люди передают и сохраняют сведения и накопленный опыт потомкам. Это уникальный метод обмена информацией между людьми, народами, поколениями. Книга способна совершить невозможное — стереть временные рубежи. Перенося читателя в выбранную им эпоху, она позволяет рассмотреть всю обстановку, раскрывает как основные, глобальные, так и незначительные элементы тех времён. Она является одним из важнейших изобретений человечества и двигателем прогресса.

Сознательная жизнь человека начинается знакомством с книгой. Она является инструментом душевной работы, без неё становление личности уродливо и бедно. Сначала родители покупают детям сказки и читают их. Они учат отличать добро от зла, с уважением относиться к старшим, радоваться каждому прожитому дню. Следующим этапом в развитии ребёнка идут детский сад, школа, институт, где без книги учебный процесс не возможен.

Роль книги в истории человечества неоценима, она стала первым источником информации. Книга не всегда имела привычный для нас печатный вид. На протяжении многих веков, в зависимости от степени социального развития, от доступных эпохе материалов и техники она изменяла структуру и форму. Книгой древних людей была наскальная живопись. На стенах пещер наши предки в виде рисунков изображали наиболее значимые события в своей жизни. Глиняные пластины с вавилонской письменностью более близки к нашему представлению «книга». Ветхие свитки папируса или пергамента ещё ближе к этому понятию.

Только открытие книгопечатания позволило прикоснуться к духовным богатствам огромному количеству людей, что спровоцировало небывалое развитие науки, оборудования, социальных идей. Когда письменность была рукописной, её общественная роль была незначительной. Возникновение книгопечатания не только совпало по времени, но и сопоставимо с величайшими географическими открытиями.

Сочинение 2

Первым источником информации были рисунки на скалах, потом появился папирус, а ещё позже люди стали делать бумагу и придумали писать пером, обмоченным в чернилах. Так и создавались первые книги, до изобретения печатных машинок. С их появлением, люди открыли для себя мир книгопечатания, которые существует, и по сей день. Наши бабушки и дедушки не знали интернета, они знали только библиотеки, и всю необходимую информацию добывали именно из книг.

Сегодня мы, современное общество живем в век электронных достижений. Но вся информация, которая содержится в различных интернет ресурсах, взята именно из книг. И какими бы великими не были современные достижения, книга по-прежнему остается главным источником знаний. Придя в любое учебное заведение, школа, колледж, институт, да даже в детском садике обучают именно по книгам. Из книг мы с самого маленького возраста узнаем окружающий нас мир, сначала нам читают наши мамы, потом наши учителя и преподаватели. Все великие люди начинали свой путь к саморазвитию через книги.

Книги передают нам ход исторических событий, опыт человечества, накопленный веками и годами, который будет полезен читателю, ведь не зря же придумана такая фраза, что лучше всего учиться на чужих ошибках. А также произведения великих авторов, и можно ещё долго перечислять, но каждый человек найдет в любой книге, что-то нужное для себя.

Во все времена душевные проблемы у людей были схожи, это любовь, дружба, семья. Вопросы по этим темам, в своих произведения поднимают знаменитые авторы, такие как Пушкин, Лермонтов, Есенин, Некрасов, и другие, но самое главное что, прочитав книгу этих авторов мы можем найти ответы на многие волнующие нас вопросы. Книга способна стереть временные границы и перенести читателя в другое время, эпоху, дать ему возможность прочувствовать атмосферу того времени.

Читая книгу, человек приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, начинает мыслить по-другому и возможно даже поменяет ценности жизни и свое мировоззрение. Люди, читающие книги, всегда очень умны и интересны, они всегда прекрасные собеседники.

В заключении можно сделать вывод, что никакой фильм или сериал никогда не передаст информацию так, как она написана в книге. Они были и в древности, они есть сейчас, и они будут в будущем. Книга, как ворота в мир познания, она всегда поможет найти ответ на любой интересующий вопрос.

Книга — кладезь мудрости и источник знаний (День Библиотек)

Слово как источник знаний. Смотреть фото Слово как источник знаний. Смотреть картинку Слово как источник знаний. Картинка про Слово как источник знаний. Фото Слово как источник знаний

15 сентября все библиотекари Беларуси — а с ними и многие читатели отмечают профессиональный праздник. День библиотек (Дзень бібліятэк) появился в стране в 2001 году по Указу Президента Республики Беларусь от 8 сентября 2001 года, а дата праздника — 15 сентября — выбрана в честь дня основания Национальной библиотеки, главного книгохранилища страны. Национальная библиотека, прежде носившая имя Владимира Ленина, была создана в 1922 году. В её основу легли книжные фонды, собранные для библиотеки Белорусского госуниверситета; также сюда присылали книги крупнейшие библиотеки Москвы, Санкт-Петербурга, других городов Советского Союза.

До Великой Отечественной войны библиотека в Минске по количеству экземпляров и ценности изданий была седьмой в стране и, кроме того, входила в число 30 лучших библиотек мира. К 1941 году здесь насчитывалось более 2 миллионов томов, а количество постоянных читателей превышало 15 тысяч человек. К сожалению, в годы войны 80 процентов книг было уничтожено или вывезено фашистами. Однако, уже в 1944 году, всего через несколько дней после освобождения Минска, правительство приняло решение восстановить библиотеку.

В октябре 1944 года она уже открылась для читателей. Создавать фонды после войны пришлось заново. Большую помощь в этом оказали библиотеки СССР. Было закуплено и немало личных коллекций. В итоге к 1948 году в количественном отношении довоенный фонд был восстановлен. Но, к сожалению, до сих пор не удалось приобрести многие ценные рукописи и старопечатные издания, пропавшие в Великую Отечественную. В частности, не удалось собрать целиком коллекцию произведений Франциска Скорины.

Библиотека, 1950-е годы.

Сегодня Национальную библиотеку Беларуси регулярно посещают почти 90 тысяч человек. Читателям доступно свыше 8 миллионов книг и 3 миллионов периодических печатных изданий. Кроме того, в библиотеке хранится около 70 тысяч редких старопечатных книг, а также рукописей.

Новое здание Национальной библиотеки, построенное уже в начале XXI века, можно назвать настоящим украшением города.

Здание в виде огромного стеклянного алмаза стало достопримечательностью Минска, а его внутренние интерьеры напоминают тропические сады: здесь собрано более 100 видов растений со всех уголков мира.

Впрочем, история книгохранилищ в Беларуси началась намного раньше, чем открылась Национальная библиотека.

Первые собрания книг на территории страны появились ещё в XI веке; первоначально они создавались при церквях и монастырях. Самой древней считается библиотека Полоцкого Софийского собора. В XVII веке уже действовали книгохранилища в Минске, Слуцке, Могилеве. Первая публичная библиотека на территории Белоруссии открылась в 1830 году в Гродно.

На сегодняшний день в стране насчитывается около 9 тысяч библиотек, общий фонд которых превышает 200 миллионов экземпляров. День библиотек в Беларуси отмечается различными торжественными мероприятиями, научными конференциями, просветительскими акциями, сборами книг. Нередко в них принимают участие гости из-за рубежа — в первую очередь, конечно, из России. В последнее время становится традицией не ограничивать праздник одним днем, а проводить целую Неделю, посвященную Дню библиотек.

Время идёт — всё меняется. Национальная библиотека не стала исключением. Бумажная картотека здесь давно уступила место электронному аналогу.

Многочисленные печатные издания, рукописи, которых в алмазном здании около 9 млн., также представлены в электронном виде. И для этого их ежедневно оцифровывают на специальном оборудовании.

Электронные и информационные ресурсы Национальной библиотеки сегодня открывают возможность подключиться к более 150 национальным и авторитетным зарубежным базам данных.

Современные технологии постепенно приходят и в другие библиотеки Беларуси, но знакомство с самой книгой, листая страницы любимых книг, позволяет более глубоко знакомиться с книжными фондами библиотек, которые очень богаты, в том числе произведениями белорусских национальных писателей и поэтов. Об одном из них — Максиме Танке, день рождения которого 17 сентября, то есть почти совпадает с Днём библиотек (что очень символично), мы и расскажем в другой статье. Но прежде заострим внимание наших читателей, пусть вроде всем понятное и известное, на высказывание, что книга — источник знаний и почему так говорят.

Волшебная лампа Аладдина для непосвящённого была всего лишь старым мятым светильником, и только тому, кто мог с нею обращаться, открывала она истинные свои свойства. Откройте же богатства, сокрытые на полках нашей библиотеки. Это поистине так. Во все времена, у всех народов, не что иное, как книги, служили самым простым, доступным и наиболее распространенным способом передачи знаний, информации, учений из поколения в поколение, от одних людей к другим.

«Кто ясно мыслит — ясно излагает» — по праву может считаться самым точным описанием пользе чтения книг. Издавна приметили, чтение литературы, в особенности хорошей, и написанной хорошими авторами, прямым образом помогает развитию определенного, четкого, ясного и связного мышления, и соответственно и речи. У каждого есть возможность удостовериться в этом на собственном опыте. Для этого необходимо лишь с умом прочитать какое-либо произведение классиков в течение некоторого времени, к примеру, — «Горе от ума» Грибоедова. Результат не останется незамеченным: те кто ранее не мог «и двух слов связать» и сами заметят, на сколько проще им стало выражать свои мысли речью. Речь станет четче, красивее, яснее выражать ваши мысли. И не только речь Ваша станет красивее, но и мысли. Были времена, когда СССР, а значит, это относится и к БССР, считали «самой читающей в мире». Достойное звание, стоит полагать, ведь это означает и «самой думающей в мире».

В наше же время, большинство людей предпочли книгам — телевизор, компьютер и др. Но стоит ли она того, эта замена? Это видно невооруженным глазом: хорошие книги делают людей умнее и расширяют кругозор, а от телевизора и компьютера, люди только глупеют. Это легко проверить: просто смотрите телевизор несколько дней подряд, а после, попробуйте написать какое-нибудь письмо, Вы сами заметите как тяжело будет Вам подобрать нужные слова и поставить их в нужном порядке; почитайте книгу хоть один день подряд, и написанное Вами письмо покажет Вас умным, знающим, рассудительным и учтивым человеком, не создастся трудностей что написать и как написать. Разница более чем ощутима.

Стихотворение Редьярда Киплинга «Есть у меня шестёрка слуг…»

Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, — Всё знаю я от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. Я по морям и по лесам Гоняю верных слуг. Потом работаю я сам, А им даю досуг. Я по утрам, когда встаю, Всегда берусь за труд, А им свободу я даю — Пускай едят и пьют. Но у меня есть милый друг, Особа юных лет. Ей служат сотни тысяч слуг — И всем покоя нет. Она гоняет, как собак, В ненастье, дождь и тьму Пять тысяч Где, семь тысяч Как Сто тысяч Почему!

(Перевод Я.С. Маршака)

Согласно знаменитому словарю Даля, эрудированный человек — это начитанный, ученый человек, который обладает основательными знаниями в определенной научной области и разносторонне образован. Жизненный опыт подсказывает нам, что такой человек должен разбираться в разных сферах жизни и быть хорошо развит интеллектуально. Имея такой багаж знаний в различных областях, человеку легче будет сориентироваться в любой ситуации и принять наиболее верное решение. Общение с эрудированным и интеллектуальным человеком намного приятнее и интереснее в любом обществе. Разве это не является стимулом к тому, чтобы знать как можно больше.

В современной жизни появилось огромное количество всевозможных источников информации. Новости мы узнаем, в основном, благодаря телевидению и газетам, в поиске нужной информации и необходимых сведений нам помогает интернет. Но ничто не может заменить книги. Именно они дают нам много полезной информации, помогают расширить кругозор, влияют на формирование нашего мировоззрения. Не один, даже самый лучший, кинофильм не позволяет нам самим составить образы главных героев или самостоятельно вообразить описываемые в произведении пейзажи.

Читать книги полезно не только для того, чтобы узнать что-то новое. Художественная литература развивает фантазию у читателя, навыки построения красивой и правильной речи… Чтение книг влияет на повышение грамматических знаний человека. Дети, читая книги, на примерах образов литературных героев учатся тому, как вести себя в некоторых жизненных ситуациях. Они учатся понимать красоту, различать добро и зло, учатся разбираться в человеческих характерах. Изучение литературного изложения дает возможность улучшить собственные разговорные навыки

Чтение полезно в любом возрасте, главное — выбрать правильную литературу. Какой-нибудь женский роман или развлекательный детектив вряд ли обогатят вас мудростью или знаниями. Можно, конечно, почитать просто ради удовольствия или из любопытства. Но если вы успели уже познакомиться с некоторыми произведениями классической литературы, вы просто не сможете без этих великолепных книг признанных авторов. А спустя некоторое время, вам обязательно захочется пере

Источник

Презентация «Словари-источники знаний». мастер-класс

Слово как источник знаний. Смотреть фото Слово как источник знаний. Смотреть картинку Слово как источник знаний. Картинка про Слово как источник знаний. Фото Слово как источник знаний

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мастер- класс «Словари- источник знаний» Осинцева Ирина Николаевна – учитель русского языка и литературы, МБОУ г.Иркутска СОШ № 37, февраль 2016

Словари – источник знаний. «…сделай словарь своим любимым чтением» /А. Югов/

Цель: Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся

Задачи: 1. Научить работать со словарями разных видов 2. Обогащать грамматический строй речи 3. Воспитывать сознательное изучение родного языка, понимая его величие.

Учебно-познавательная компетенция ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ САМООЦЕНКА УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЕ АНАЛИЗ РЕФЛЕКСИЯ ЗНАНИЕ

Функции словарей: ИНФОРМАТИВНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ НОРМАТИВНАЯ

Словарь ТОЛКОВЫЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ Диалектные Жаргонной лексики ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СИМОНИМИЧЕСКИЙ Синонимов Омонимов Антонимов СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОРФОЭПИЧЕСКИЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ Двуязычные

В творческом поиске

«Без словарей я не мог бы написать и десяти стихов..» /поэт Беранже/

Спасибо за внимание!

Слово как источник знаний. Смотреть фото Слово как источник знаний. Смотреть картинку Слово как источник знаний. Картинка про Слово как источник знаний. Фото Слово как источник знаний

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Слово как источник знаний. Смотреть фото Слово как источник знаний. Смотреть картинку Слово как источник знаний. Картинка про Слово как источник знаний. Фото Слово как источник знаний

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Слово как источник знаний. Смотреть фото Слово как источник знаний. Смотреть картинку Слово как источник знаний. Картинка про Слово как источник знаний. Фото Слово как источник знаний

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Слово как источник знаний. Смотреть фото Слово как источник знаний. Смотреть картинку Слово как источник знаний. Картинка про Слово как источник знаний. Фото Слово как источник знаний

Номер материала: ДБ-161192

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Слово как источник знаний. Смотреть фото Слово как источник знаний. Смотреть картинку Слово как источник знаний. Картинка про Слово как источник знаний. Фото Слово как источник знаний

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Слово как источник знаний. Смотреть фото Слово как источник знаний. Смотреть картинку Слово как источник знаний. Картинка про Слово как источник знаний. Фото Слово как источник знаний

В МГУ заработала университетская квантовая сеть

Время чтения: 1 минута

Слово как источник знаний. Смотреть фото Слово как источник знаний. Смотреть картинку Слово как источник знаний. Картинка про Слово как источник знаний. Фото Слово как источник знаний

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Слово как источник знаний. Смотреть фото Слово как источник знаний. Смотреть картинку Слово как источник знаний. Картинка про Слово как источник знаний. Фото Слово как источник знаний

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Слово как источник знаний. Смотреть фото Слово как источник знаний. Смотреть картинку Слово как источник знаний. Картинка про Слово как источник знаний. Фото Слово как источник знаний

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Слово как источник знаний. Смотреть фото Слово как источник знаний. Смотреть картинку Слово как источник знаний. Картинка про Слово как источник знаний. Фото Слово как источник знаний

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

Слово как источник знаний. Смотреть фото Слово как источник знаний. Смотреть картинку Слово как источник знаний. Картинка про Слово как источник знаний. Фото Слово как источник знаний

Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Словари — источник знаний

Изучение и описание языка народа, нации считается делом первостепенной важности для государства, само­го народа, нации, каждого человека.

Французский писатель Анатоль Франс назвал словарь, «вселенной, расположенной в алфавитном порядке», так как в нем «каждому слову лексикона соответствует мысль или чувство, которые были мыслью или чувством бесчис­ленного множества существ».

Словарь — это историческая повесть о жизни людей, их думах, чаяниях, бедах и радостях, обо всем, что окру­жает их; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, делами и поступками народа — творца языка.

Слово — объект описания лингвистических словарей. В них дается произношение слов, их написание, опреде­ляется значение, сочетаемость слов, словообразование, указываются грамматические формы. Помимо слов линг­вистические словари описывают устойчивые сочетания, морфемы.

Объектом характеристики могут служить не только еди­ницы языка, но и понятия (научные и бытовые), истори­ческие события, явления животного и растительного мира, выдающиеся деятели, географические реалии и т. п. Это все предмет описания энциклопедических словарей.

Из энциклопедических словарей мы узнаем о географи­ческих, исторических, экономических особенностях лю­бой страны мира; о жизни и деятельности политиков, во­енных, ученых, писателей, художников, композиторов, артистов всех времен и народов, а также о прославившихся в той или иной области людях.

Энциклопедические словари бывают общие и частные. К общим относятся: «Большой энциклопедический сло­варь» в 30 томах (3-є изд., 1969—1978), «Энциклопедичес­кий словарь» в 2 томах (2-е изд., 1963—1964) и др. К част-

ным: «Философский энциклопедический словарь», (2-е изд., 1989); «Энциклопедия. Русский язык», 1997 и др.

Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи.

Из биографий ученых, общественных деятелей, писа­телей, поэтов известно, что многие из них высоко ценили энциклопедические и филологические словари, обраща­лись к йим за справками, читали словари как увлекатель­ную литературу.

Н. В. Гоголь писал С. Т. Аксакову, автору книги «Дет­ские годы Багрова-внука»: «Перед вами громада — русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение по­грузиться во всю неизмеримость его и изловить чудесные законы его. Прочтите внимательно. академический сло­варь». Сам Гоголь часто обращался к словарям, из которых узнавал происхождение слова, его историю, значение, написание.

Французский поэт Беранже признавался, что он не на­писал ни строчки, не заглянув в словарь: «Я изучаю их бес­престанно в течение сорока лет»; «Без словарей я не мог бы написать и десяти стихов». Поэтесса В. Инбер (1890— 1972) в книге «Почти три года» пишет: «Вчера полдня упи­валась словарем Даля, читала букву «Ш». Это мне нужно для шума деревьев. Но я убеждаюсь, что Даля надо читать ежедневно».

Словари — источник для поиска нужного, точного, вы­разительного слова. Известный писатель 50—60 гг. Алек­сей Югов в статье «За народный язык» (1961 г.), обраща­ясь к журналистам, писал: «Помните о всецелости русского языка. Сделайте большой, самый большой словарь своим

любимым чтением, и вы никогда не окажетесь в эфире в таком положении, чтобы слова не доискаться».

Словари дают политику, общественному деятелю, пи­сателю, журналисту и всем, кто интересуется русским языком, материал для суждений, подкрепления своих мыслей.

Например, журналист М. Рассадин рассуждает о чув­стве гордости: положительное оно или отрицательное? Он сравнивает данные двух словарей (один издан в советское время, другой до революции).

Сравнив материал двух словарей, приведя слова Нового завета («ГОРДОСТЬ — грех»), публицист вскрывает со­циальные причины изменений в понятийном содержании слова, в его общественной оценке, причины появления новых словосочетаний, которые представлены в современ­ном русском языке.

Другой интересный пример связан с поиском нового наименования и его обоснования. В начале перестройки в нашей стране в результате новых экономических тен­денций стала возможной организация на селе индивиду­ального хозяйства. За это дело берутся не только селяне, но и горожане. Возникает вопрос: Как назвать «единолич­ника»? «Крестьянин или фермер?» — спрашивает Ю. Чер­ниченко, выступая со статьей в журнале «Огонек» в 1990 г. Ответ он ищет в словарях. «Крестьянин», по Далю, — «сельский обыватель, принадлежит к низшему податно­му сословию». «Фермер» же — «хозяин или съемщик ху­тора». А в другом словаре даже «владелец сельскохозяй­ственного предприятия». После сопоставления данных 110 словарей и определения особенностей нарождающиеся хо­зяев земли («тяга к воле, уважению») предпочтение от­дается названию фермер.

Много познавательного содержится в этимологических словарях, в которых объясняется происхождение слов. Чтение этимологических словарей позволяет понять, по­чему предмет так назван, с какими другими названиями это слово этимологически связано и почему. Например, слово портфель пришло в русский из французского язы­ка. Франц, porfe-feuille — сложение на базе porter — «но­сить» и feuill— «бумаги, документы (

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *