Слово кроншлот переводится как
Кроншлот
Кроншлот
к югу от Купеческой гавани
Кроншлот — памятник истории и архитектуры XVIII века. Создан для защиты города от шведов во время Северной войны — в 1704, несколько раз перестроен. Находится под охраной государства. Расположен на юге от Кронштадта. Дата освящения форта 7(18) мая 1704 считается датой основания города, хотя строительство на Котлине началось только в 1706 (Форт «Шанц»), а жилые дома начали строить только с 1710.
История
В 1703, после того как шведы покинули Невскую губу, Пётр I вышел в Финский залив к острову Котлин для промеров глубин, которые показали, что большие корабли могут подойти к Неве только по узкому проходу около самого острова Котлин.
После этого он велел рубить крепость для защиты Санкт-Петербурга от шведов. Макет крепости, изготовленный самим Петром, был прислан из Воронежа в конце 1703 года.
Строительство началось в январе 1704 года, когда окреп лед. Еще осенью 1703 года на берегу напротив места постройки заготовили необходимое количество строевого леса и булыжного камня. Технология строительства была достаточно проста, и, самое главное, эффективна. Небольшие бревенчатые срубы (ряжи), наполненные камнями, опускались на дно отмели. В итоге получилось построить надежный фундамент, выступающий над водой. Именно на нем, после сооружения насыпи, вырос форт. Все работы выполняли солдаты полков Толбухина, Островского, Трейдена и Гамонтова.
7(18) мая 1704 Кроншлот был освящён новгородским митрополитом в присутствии Петра с большой свитой. Эта дата считается днём рождения Кронштадта.
12 июня 1704 года у крепости появилась эскадра вице-адмирала Депру, состоящая из линейного корабля, пяти фрегатов и восьми небольших судов. Эскадра прикрывала восьмитысячный корпус генерала Мейделя, шедший на Петербург по суше.
В 1705 году шведы предприняли новую попытку прорваться к Петербургу.Эскадра адмирала Анкерштерна, состоящая из 22 кораблей, противостояла русским войскам под руководством командующего флотом вице-адмирала Крюйса. На острове были установлены несколько батарей, которые усилили орудиями, снятыми с кораблей. Битва продолжалась с 4 по 10 июня 1705 и снова закончилась для шведов ничем.
Сражения у крепости показали, что размещение орудий в крепости по кругу делало стрельбу неэффективной. Капитан Лейн произвёл замеры, сделал чертёж новой крепости. В январе 1716 года приступили к её строительству. Материалов не хватало, не хватало и людей. Работные люди не подчинялись Лейну. Потребовалось вмешательство Петра. По его указанию, часть людей была переброшена на битьё свай и рубку венцов для крепости. И в мае 1717 на Кроншлоте были установлены первые пушки. Строительство продолжалось до 1724. Столь долгое строительство связано с тем, что требовалось подсыпать остров. В результате в середине форта появилась своя мини-гавань. Также на направлении наиболее вероятного появления противника появилась башня, в 1747 она была разобрана из-за ветхости. В проектировании этой башни принимал участие знаменитый Трезини, но его проект каменной башни был отклонён.
В конце ХVIII века стены форта ремонтировали и возводили облицовку из гранита, одновременно со строительством гаваней. А в 1803 построили пороховой погреб в гавани Кроншлота.
В 1824 во время знаменитого наводнения были полностью разрушены 4 батареи, а остальные нуждались в восстановлении.
Новый проект реконструкции Кроншлота был составлен великим князем Константином и был доложен императору Николаю в мае 1848 года. По этому проекту предполагалось возвести три батареи. В результате рассмотрения проекта было решено возвести, в первую очередь, западную батарею с казематами. Окончательно разработать проект поручили И. А. Заржецкому, которого в 1850 Николай I назначает строителем этой батареи. 1 августа 1850 года были начаты работы, продолжавшиеся до 1863.
В связи с угрозой, исходившей от английского флота во время Крымской войны, между фортами «Александр I» и «Пётр I», а чуть позже — фортами «Кроншлот» и «Пётр I» в 1854 было установлено первое в мире минное подводное заграждение. Протяжённость минной позиции, оснащённой минами Якоби, составила 555 метров.
В связи с увеличением дальнобойности артиллерии появилась возможность обстрела Кронштадта с материкового берега, из-за чего форт потерял своё оборонительное значение. В 1896 Кроншлот был выведен из состава оборонительных сооружений.После этого он использовался, в основном, для хранения боеприпасов.Во время Великой Отечественной войны здесь размещались зенитные орудия и часть, защищавшая Кронштадт от десанта. В послевоенные годы в форте разместили лабораторию по размагничиванию кораблей.
Кронштадт
Кронштадт — город Российской Федерации (см. Россия), подчинен администрации Петербурга (см. Санкт-Петербург), находится посредине Финского залива, на острове Котлин, в 48 км к западу от Петербурга. Население — 45 тысяч жителей (2001). Остров Котлин тянется с запада на восток почти на 10 километров, но максимальная его ширина не доходит и до трех.
История
Остров Котлин был известен новгородцам с древних времен, а заселение его началась с осени 1703 года, когда по указанию Петра I был заложен форт Кроншлот, который перекрыл для шведского флота главный фарватер, ведущий к устью Невы, где строилась новая столица Российской империи. 7 мая 1704 года береговые укрепления вступили в строй. С этой даты ведет отсчет своих лет Кронштадт. Уже в июне 1704 года батареи Котлина вступили в бой со шведской эскадрой и заставили ее отступить. По замыслу Петра крепость должна была стать не только преградой на пути вражеских кораблей, но и базой российского военного флота. С 1709 года на острове ведется строительство складов и причалов для нужд флота, доков. Несколько позже был создан завод, на котором ремонтировались и достраивались боевые корабли. В 1723 году на Котлине заложили новую крепость и дали ей имя Кронштадт. Петр считал город частью столицы. Здесь работали лучшие архитекторы, был разработан перспективный план города с широкими по-столичному улицами и большими площадями (Ж. Леблон и Д. Трезини).
Во время Крымской войны в 1854 году англо-французская эскадра, подойдя к Кронштадту, не рискнула прорываться к Петербургу. К началу 20 века были отстроены еще более мощные форты, семнадцать искусственных островов с укреплениями, а также батареи на северном и южном берегу Финского залива. Эти укрепления постоянно модернизировались с учетом последних достижений военной науки. Многие сооружения не имели аналогов в мировой военной архитектуре. В городе находился целый ряд высших военных учреждений и торговый порт. Здесь грузы перегружались с морских судов на баржи и проходили таможню. Далее груз отправлялся в Петербург. Позже город утратил значение торгового порта, в связи с вступлением в строй морского канала, который позволил крупным судам доходить прямо до Петербурга.
С Кронштадтом связаны многие страницы отечественного мореходства и кораблестроения. Первый российский пароход совершил показательный рейс из столицы в Кронштадт, первый в мире ледокол был построен на Котлине. В местном госпитале впервые в России применили наркоз, здесь же открыли явление отражения радиоволн от кораблей. Жители города принимали активное участие в революционных событиях. Частьматросов участвовала в революции 1905 года и в революциях 1917 года. Здесь же в марте 1921 произошло восстание против большевиков, после подавления которого В. И. Ленин решился на отмену военного коммунизма. Во время Великой Отечественной войны город подвергался обстрелам с двух сторон. С севера находились финские войска, с юга — немецкие. Мощные орудия города-крепости наносили серьезный урон противнику, поддерживали операции сухопутных войск.
История города связана с деятельностью многих выдающихся людей от архитекторов до мореплавателей. Первая российская кругосветная экспедиция под командованием Крузенштерна и Лисянского началась именно в Кронштадте, отсюда же ушли в антарктическую экспедицию Лазарев и Беллинсгаузен. Деятельность Иоанна Кронштадского составила целую эпоху в истории русской православной церкви.
Достопримечательности
К центральной части острова с севера подходит дамба (защитное сооружение, призванное оградить Петербург от наводнений), по которой открыто автомобильное сообщение. Планируется перекрыть залив дамбой также и с юга, тогда остров окажется на пути транзитной автомагистрали Финляндия—центр России. А ведь до 1996 года остров был закрыт для посещения простыми гражданами, так как здесь располагалась база Балтийского флота. На Котлин можно было попасть только с экскурсией или по приглашению жителя города.
Дамба делит остров на две части — западную и восточную. На западе находится один из фортов, кладбище и воинская часть. Сам же город занимает весь восток Котлина. Прямо от дамбы начинается район новостроек и тянется до остатков крепостной стены. За ней располагается старый город. Южные гавани, непосредственно примыкающие к центру, занимают военные корабли и подводные лодки. У восточной оконечности сада — причал. Отсюда уходит паром в город Ломоносов. Вся эта часть острова окружена обводным каналом, одетым в гранит. В центральной части этого своеобразного «острова на острове» стоит Морской Никольский собор (1903—1913). Это самое высокое сооружение на острове, и его хорошо видно с берегов залива. Еще далее на восток — Петербургская пристань.
Морской Никольский собор считается главной достопримечательностью города. Архитектор В. А. Косяков, автор проекта, взял за основу Софийский собор в Константинополе. Высота собора достигает 70,6 метров, а диаметр купола почти 27 метров. В храме были установлены мраморные доски с именами погибших моряков. Всего 16 лет здание использовалось по назначению, а затем в 1929 году власти закрыли собор, в нем располагались клуб, кинотеатр, филиал Дома офицеров и музей.
Памятник адмиралу Макарову располагается на площади перед Морским собором. Бронзовая фигура Макарова помещена на гранитном камне весом около 160 т. На камне установлены барельефы, изображающие события, в которых участвовал адмирал. Через Петровский овраг перекинут пешеходный Макаровский мост — одна из достопримечательностей города. Мост не только красив, но и расположен в живописном месте, окружен высокими лиственницами. Кронштадт украшают памятники Петру I, Ф. Беллинсгаузену, А. С. Попову, П. К. Пахтусову, линкору «Октябрьская революция» и клипперу «Опричник». Интерес представляют старинные здания Офицерского собрания, морского госпиталя, Итальянский дворец, здание водоподъемной машины.
Полезное
Смотреть что такое «Кронштадт» в других словарях:
КРОНШТАДТ — (до 1723 Кроншлот), город и порт в Ленинградской обл., на о. Котлин, в Финском заливе, в 48 км к западу от Санкт Петербурга. 45,1 тыс. жителей (1998). Судоремонт. Военно морской музей, Кабинет музей изобретателя радио А. С. Попова. Основан в 1703 … Русская история
КРОНШТАДТ — (до 1723 Кроншлот) город и порт в Российской Федерации, Ленинградская обл., на о. Котлин, в Финском зал., в 29 км к западу от Санкт Петербурга. 45,2 тыс. жителей (1992). Судоремонт. Военно морской музей. Кабинет музей изобретателя радио А. С.… … Большой Энциклопедический словарь
Кронштадт — город и порт в Ленинградской области, на остров Котлин в восточной части Финского залива, в 29 км к Западу от Ленинграда; подчинён (с 1958) горсовету Ленинграда около 50 тыс. жителей. (1990). Зимой 1703 04 по приказу Петра I для обороны… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
кронштадт — сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • порт (361) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Кронштадт — военный и коммерческий порт и крепость на о ве Котлине. в46 в. от СПб. Причислен к Петергофскому у. Петербургской губ. О в Котлинс 1323 до 1617 г, признавался пограничным урочищем России со Швецией ине имел никакого населения; в 1617 г. уступлен… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Кронштадт — (до 1723 Кроншлот) город, сыгравший важную роль в защите западных морских рубежей, строительстве русского флота. Расположен на о. Котлнн в восточной части Финского залива, в 29 км к западу от Санкт Петербурга. Основан как крепость Петром 1 в 1703 … Морской словарь
Кронштадт — Город Кронштадт Флаг Страна … Википедия
Кронштадт — «Итальянский дворец в Кронштадте». «Итальянский дворец в Кронштадте». Гравюра О. Эллингера. 1727. Кронштадт, город и порт в Ленинградской области, на остров Котлин в восточной части Финского залива, в 29 км к Западу от Ленинграда; подчинён (с… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Кронштадт — (до 1723 Кроншлот) город и порт в Ленинградской области РСФСР. Подчинён Ленинградскому горсовету. Расположен на о. Котлин, в восточной части Финского залива, в 29 км к З. от Ленинграда. 39 тыс. жителей (1970). Основан как крепость в 1703… … Большая советская энциклопедия
Строительство «Кроншлота»
Первая морская победа над шведами одержана 7 мая 1703 г. Эскадра вице-адмирала Нумерса появилась в восточной части Финского залива, не подозревая, что за ними внимательно наблюдают передовые русские посты. Два шведских судна – 8-пушечная шнява «Астрильд» и 10-пушечный бот «Гедан» – подошли к самому устью Невы. Посадив солдат Преображенского и Семеновского полков в 30 лодок, Петр атаковал шведские корабли с двух сторон. Один отряд, под командованием «капитана от бомбардиров Михайлова», атаковал «Астрильд», второй отряд, которым командовал А.Д. Меньшиков, – «Гедан». Абордажная схватка была жестокой. Несмотря на упорное сопротивление шведов, русские захватили в плен оба судна. В честь такой победы были изготовлены медали со знаменитой фразой «Небывемое бывает», которые получили все участники этого боя. Традиция изготавливать памятные медали в честь важнейших событий сохранялась после этого в России веками.
В начале октября на Неве и Финском заливе появилась шуга – предвестник скорого ледостава. Шведская эскадра Г. Нумерса ушла на зимовку в Выборг, и у Петра I появилась возможность обследовать остров Котлин и фарватеры Невской губы. Собственноручно делая промеры, царь выяснил, что, устроив на берегу Котлина батарею и построив форт на южном фарватере, можно добиться его надежной перекрестной обороны. Северный фарватер считался вплоть до середины XVIII в. «недоступным» в силу его извилистости и обилия мелей и камней.
«Нельзя сомневаться в правильности и талантливости ведения промеров, так как выбор места для форта Кроншлот был так удачен, что до введения нарезных орудий он был самым важным опорным пунктом, и только современная дальнобойность орудий изменила значение Кроншлота, заставив расширить круг обороны, чтобы защитить гавань и город от бомбардирования»[28].
Это мнение знающего морского офицера, а вот другое мнение: «Конечно, лучшим местом для будущей фортеции мог стать остров Котлин. Он лежал как раз посередке узкого горла Финского залива. Однако возведение мощных бастионов на скалах требовало немало сил и средств. А шведы уже весной могли напасть на юный Петербург. Нет, следовало искать другое»[29]. Где автор углядел на Котлине скалы – неизвестно, но он оказался прав в одном: оборона фарватера в данный момент была важнее всего.
Глубина в самом узком месте южного фарватера составила около 3,35 м, отсюда к южному берегу уходила длинная мель, делавшая эту часть залива совершенно непроходимой для неприятельских кораблей. Таким образом, само собой напрашивалось решение именно здесь строить форт. Идея создания на Котлине города и коммерческого порта появится у Петра позднее, когда он подробнее изучит сам остров. А пока следовало решить задачу защиты устья Невы.
Отдав распоряжения о заготовке бревен и камней для начальных работ, Петр 24 октября через Москву отправился в Воронеж. Именно в Воронеже он изготовил модель будущего форта, которую в новую столицу привез князь А.Д. Меньшиков. Предположительно, строительством непосредственно руководил Д.А. Трезини, приехавший из Москвы в Петербург в начале февраля 1704 г.
О том, какая крепость послужила прототипом первого кронштадтского форта, рассказано в книге князя А.Д. Кантемира, напечатанной в Германии в 1738 г. на немецком языке. На русском языке фрагмент из нее опубликован в наши дни в переводе Ю.Н. Беспятых: «К юго-западу напротив ингерманландского берега стоит значительная морская крепость Кроншлот – на песчаной отмели, для чего Петр Великий в 1705 г.[30] велел посреди зимы сделать из ящиков с камнями основание и затем поставить его в таком месте, чтобы эта крепость могла, наряду с укреплением в Кронштадте, по усмотрению открывать и запирать путь из Восточного моря в С.-Петербург и также служить как ключом Российского государства на восток, так и прикрытием российской торговли на Балтийском море. Кроме того, это как бы центр российских военно-морских сил, и крепость достаточно доказала свое значение во время нескольких неприятельских нападений.
Она устроена по образцу столь некогда превосходной морской крепости Wallfisch[31], стоявшей в гавани Висмара, и окружена очень толстой четырехугольной каменной стеной, фланкированной четырьмя бастионами и уставленной многочисленными пушками. Самый нижний их ряд расположен по кругу так, что они могут палить над самой водой и обстреливать утку, не говоря уже о шлюпке. Внутри стоит очень толстая каменная башня в три этажа. Эти этажи имеют вокруг множество бойниц и тоже снабжены достаточным числом пушек. Наверху развевается российский морской флаг. Сама же крепость постоянно обеспечена должным гарнизоном[32].
Между крепостью и островом Ретусари вода шириной около двух тысяч шагов, и она достаточно глубока для выходящих и входящих кораблей. А вот с северной стороны острова очень мелко и полно песчаных отмелей, так что на больших судах там вовсе не подступиться…»[33].
В этом фрагменте есть и упоминание о технологии строительства искусственных островов, которая традиционно использовалась в России при строительстве мостов. «Ящики с камнями» – это ряжи, то есть обыкновенные бревенчатые срубы, только без окон и крыши, но с дном. Ряж устанавливался в майну-прорубь во льду как раз по размеру ряжа. Ряж наполняли камнями, и он постепенно опускался на дно. По мере опускания на нем рубили новые венцы. Когда ряжи вставали на дно, на них устанавливали помост.
Именно эту работу на месте будущего форта начали солдаты полков Толбухина, Островского, Трейдена и Гамонтова, как только лед окреп настолько, что мог выдержать не только людей, но и подводы с камнями. Постройкой руководил князь А.Д. Меншиков, но он периодически «бывал в эту зиму в отлучках», и тогда его заменял бомбардир Василий Корчмин[34].
Строительство форта «Кроншлот». Художник А.А. Тронь
Таким образом, установленные солдатами в определенном порядке ряжи служили основанием нового искусственного острова. К весне 1704 г. на этом основании построили мазанковую десятигранную трехъярусную башню, которая завершалась шатровой крышей, увенчанной фонариком со смотровой площадкой на высоте 22,86 м от уровня воды. Выше возвышался флагшток. Общая высота составляла 36,57 м. «Первый ярус башни при диаметре 96 футов (29,26 м) имел сторону 29,5 фута (8,99 м) и высоту 13,8 фута (4,20 м). Соответственно второй и третий ярусы имели диаметр 84 фута (25,60 м), стороны по 26 футов (7,92 м) и высоту 14,7 и 9 футов (4,48 и 2,74 м). Первый ярус на каждой грани стены имел по одному проему размером 6,7 х 5 футов (2,04 х 1,52 м); второй ярус – по два проема размером 6×4 фута каждый (1,83 х 1,22 м) и третий – также по два проема 4,5 х 4,5 фута (1,37 х 1,37 м). Первый и второй ярусы имели по одной внешней двери. Площадь застройки первого яруса составляла 6694 квадратных фута (643,9 м 2 ), а второго и третьего – по 5100 квадратных футов (473,8 м 2 )»[35].
Полковник А.В. Шелов пишет, что при строительстве «Кроншлота» «около 8000 лошадей пало от недостатка корма и изнурения, немало погибло и людей, но это была необходимая жертва, принесенная для охранения Петербурга и для обеспечения будущих успехов Петра на водах и берегах Балтики»[36].
Жуткую картину нарисовал некто Владимиров, выпустивший небольшую книгу о Кронштадте: «Кроме страшных морозов и ветров, губительно действовавших на здоровье рабочих, в скором времени обнаружился страшный недостаток в съестных припасах. Отрезанность вообще всего вновь завоеванного края от остальной России, а уединенного острова в особенности повела за собой то, что по мере наплыва рабочих сил продовольствие их делалось более и более затруднительным, и бедствия от этого все увеличивались и увеличивались. Рабочие жили, как и в Петербурге, в шалашах и спали на мерзлой земле. Их новые шубы в короткое время превратились в жалкие клочья, они прогнили, и от них отваливались целые куски. Почти все были окровавлены. Народ умирал массами. Некоторые думали, что здесь распространилась чумная эпидемия, тогда как на самом деле люди гибли просто от невозможных условий жизни, непосильных работ, холода, сырости и недостатка пищи. Дисентерия (так в тексте. – Л. А.) уносила в могилу всех не выносивших этих условий. Много людей умирало благодаря недостатку медицинских припасов и отсутствию врачей. Так прошла первая зима.
Первоначальное заселение острова началось в местности, находившейся у форта „Александр-шанц“. Ныне этот поселок, известный под именем „Косного селения“, представляет из себя десяток-другой стареньких покосившихся домишек с небольшим населением. Зато находящиеся рядом кладбища живо свидетельствуют, что на этом маленьком островке никогда не было застоя жизни» [37].
Форт «Кроншлот». Гравюра петровского времени
Расхожее мнение, что Петербург, а вместе с ним и Кронштадт построены «на костях», требует некоторого уточнения. Первые слухи о громадной смертности среди первых строителей Петербурга исходили от иностранных путешественников, но, как справедливо отмечает Т.А. Базарова, «в начальные годы Санкт-Петербурга, когда была самая большая смертность работных людей, иностранцев (за исключением состоявших на царской службе специалистов и купцов) на берегах Невы не было»[38].
Первый же западноевропейский дипломат, вручивший свои верительные грамоты в Санкт-Петербурге, Юст Юль в 1710 г. сообщал, что при сооружении «Кроншлота» зимой погибло более 40 000 человек, а при строительстве крепости на Заячьем острове – не менее 60 000. В последующих публикациях эти суммы возрастают до астрономических значений. Но за первые десять лет количество присланных на берега Невы работных людей не превышало 300 000, а в росписях Канцелярии от строений повторяются «из года в год именные перечни одних и тех же работников, из одних и тех же мест, что доказало жизнь и деятельность их, а не смерть»[39].
Торжественное освящение новой крепости состоялось 7 мая 1704 г. В этот день, утром, Петр I, митрополит Новгородский и Великолукский Иов и соответствующая свита на нескольких судах отправились из Санкт-Петербурга к Котлину. Одновременно на флейте «Белькам» («Бельком») на новый форт доставили 14 6-фунтовых пушек – это первые из 48 орудий, предназначенных для его вооружения. «И в прибытие Его Великого Государя, тогда наречена оная крепость Кроншлот, сиречь коронный замок, и торжество при ней было трехдневное».
Петр лично написал инструкцию первому коменданту полковнику Трейдену:
Кроме того, Петр предостерегал: «Зело надлежит стеречься неприятельских брандеров[41] […] также и своего огня подобает опасатись, множества ради дерева». Ну не учитель ли, не мастер!
Через пять дней, 12 мая, Петр I издал указ, «чтобы новопостроенную крепость, которая на острове Котлине, никто каланчею и цитаделью не называли, а называли б Кроншлот». А спустя десять лет немецкий мастер Ф.Г. Мюллер изготовил медаль, на которой на немецком языке выбито название форта – Кроншлосс.
О том, как в точности выглядел первый кронштадтский форт, единого мнения у историков нет. Модель, изготовленная Петром, не сохранилась. Нет, а возможно и не было, чертежей, воспоминания очевидцев дают противоречивую картину. Немецкий путешественник в 1710 г. написал, что «Кроншлот» имеет «вид круглой башни в три яруса, снизу доверху обеспеченной пушками»[42]. В этом же издании приводятся слова пленного шведа Л.Ю. Эренмальма о том, что эта крепость «восьмиугольная»[43].
По мнению П.Н. Петрова, на искусственном острове возводили пятигранную башню с двумя рядами амбразур для крепостной артиллерии[44]. Это предположение, как и утверждения, что башня была десятигранной, Т.А. Базарова ставит под сомнение, доверяя иностранным свидетельствам и исследованиям доктора исторических наук П.А. Кротова. Он считает, что достоверным изображением первого «Кроншлота» является гравюра Г. Боденера-старшего «Вид Петербурга и Ретусари», созданная около 1705 г. Однако при увеличении видно, что «Кроншлот» показан весьма условно и, главное, четырехгранным. При этом четко просматривается, что амбразуры показаны только в двух верхних ярусах.
Вид Петербурга и Ретусари.
Гравюра Г. Боденера-старшего. 1705 г.
Очень интересные материалы из архива Стокгольма введены в научный оборот Т.А. Базаровой. Она пишет: «Все землемерные планы незадолго до начала Северной войны из приграничных областей были вывезены в Стокгольм. Командование финляндской армии, силами которой велись военные действия в окрестностях Санкт-Петербурга, не имело возможности ими воспользоваться и было вынуждено спешно создавать новые. Несомненно, в первую очередь шведы стремились получить достоверную информацию об укреплениях Санкт-Петербурга и Кроншлота. Для этого в расположение русских войск засылались шпионы, допрашивались пленные и перебежчики, расспрашивались местные жители. Некоторые из составленных в 1704–1708 гг. разведывательных чертежей невской дельты и острова Котлина с крепостью Кроншлот сохранились до наших дней»[45].
Первый вид «Кроншлота», который имеет в виду Т.А. Базарова, выполнен коричневой акварелью на обрывке листа. По ее мнению, это восьмиугольная крепость, но такой вывод не кажется убедительным, так как вполне возможно, что рисунок изображает шестиугольную крепость. В отличие от гравюры Г. Боденера-старшего, амбразуры изображены в трех ярусах, но есть еще и самый нижний ярус, в котором, по предположению Т.А. Базаровой, находились «казармы». Шатровая крыша с фонариком еще не построена, и флагшток с флагом галерного флота находится на втором ярусе, так что, судя по этому рисунку, высокая шатровая башня к лету 1704 г. не была еще построена. Флаг морских крепостей появится на изображениях «Кроншлота» позднее.
Г. Гюйссен сообщал о «Кроншлоте» в «Описании Санкт-петербурга и Кроншлота в 1710-м и 1711-м гг.» (о котором чуть дальше):
«О КРЕПОСТЦЕ КРОНШЛОТ
От этого места, как уже упомянуто, начинается открытое море, или Финский залив; вследствие чего его царское величество и назначил быть здесь морской крепостце, которая заложена, если не ошибаюсь, в 1704 году под именем Кроншлота. Этот Кроншлот выстроен между Ингер-манландской стороной и сказанным островом Ретусари, на песчаной отмели середи моря, с целью преградить свободный доступ в Неву реку. Он имеет вид круглой башни в три яруса, которая вооружена снизу до верха пушками, и в нем, как летом, так и зимой, находится постоянный гарнизон. Мне сказывали, что этот форт сооружен русскими и что фундамент его сложен из ящиков с каменьями, которые были погружены в воду зимой. Строение в нем деревянное и земляное; на вершине башни развевается большой флаг. Мысль форта не дурна; однако смышленые головы толкуют, что неприятельское судно, которое вздумало бы двинуться на всех парусах к реке, не много встретило в том помехи от упомянутой крепостцы, потому что из круглой башни нельзя делать по кораблю за раз более двух или трех выстрелов, тогда как, если бы крепостца имела форму треугольника, то с нее можно было бы залпами, из десятидвенадцати выстрелов, успешнее задерживать проходящие суда и совсем их истреблять»[46].
На «Кроншлоте» службу несла постоянная «команда, состав которой летом, в первые годы, часто менялся в зависимости от близости неприятельского флота. По закрытии же навигации оставался лишь постоянный кадр из одного поручика и 22-х артиллерийских служителей».
Форт «Кроншлот» прославился еще и тем, что здесь в 1707 г. начали вести наблюдения за уровнем моря. Правда, первые наблюдения относятся к 1703 г., году закладки новой столицы. В 1731 г. футшток установили в Средней гавани Кронштадта, а в 1752-м на Котлине открылась первая в России гидрографическая станция, которая вела постоянные наблюдения за уровнем моря.
Все сведения по этому вопросу (о начале заселения Котлина и постройках) должны были сосредоточиваться в Канцелярии ингерманландского губернатора, князя Меншикова. Она помещалась в деревянном доме князя на Васильевском острове. 22 декабря 1716 г. здание это сгорело до основания вместе со значительным количеством архивных дел, успевших уже накопиться к этому времени. Вследствие этого, когда в январе 1723 г. кабинет Его Величества требовал для составления истории ведомостей о времени производства ранних работ, сенатская канцелярия и канцелярия петербургского гарнизона отозвались совершенным неведением первоначальных работ как в Петербурге, так и на Котлине [47].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.