Сми как инструмент воспитания
ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ
Те виды воспитания, которые мы обсуждали, связаны со школой и домом. Однако ими воспитательные воздействия не ограничиваются. Все большее влияние на развитие личности с подросткового возраста начинают оказывать средства массовой информации и культуры, пропагандируемые, ими цели и ценности жизни, образцы поведения.
Интересоваться газетами и журналами, предназначенными для взрослых, дети обычно начинают с подросткового возраста. Если данным процессом не управлять, то с учетом эпизодичности, случайности и нерегулярности интересов детей к чтению газет и журналов для взрослых их воспитательное воздействие становится непредсказуемым. В результате у детей не формируется избирательность чтения, без которой трудно ориентироваться в огромном потоке информации, поступающей из множества издаваемых в настоящее время газет и журналов.
Когда мы говорим о необходимости управления массовой информацией, поступающей к детям среднего и старшего школьного возраста, речь не идет об искусственном ограничении обращения ребенка к современным источникам массовой информации и культуры. Скорее имеется, в виду необходимость формирования у детей определенного вкуса, социальной позиции и культуры, включая эстетическую. Окружающие ребенка взрослые, родители, другие члены семьи в этом отношении могут оказать ему неоценимую помощь. Каждый из них ежедневно что-то читает, слышит и видит, имеет возможность порекомендовать что-то прочесть или посмотреть подростку или юноше, прокомментировать полученные ими сведения.
Желательно, чтобы информирование о социальных, политических, экономических и культурных событиях в семье и школе стало регулярным и взаимным.
Молодежная мода, массовая культура также оказывают большое воспитательное воздействие на детей, причём иногда в силу распространенности подобных явлений среди юношей и подростков создается впечатление, что влияние моды и массовой культуры достаточно серьезно, устойчиво и глубоко. На самом деле это не так. Многие увлечения подобного рода временны и поверхностны, с возрастом проходят. Тревогу должны вызывать не сами эти увлечения, а их долговременные последствия, связанные, например, с длительным отвлечением внимания подростков и юношей от других, более серьезных источников личностного развития.
Временность и проходимость увлечений модой и массовой культурой не означает, что они вообще не оказывают никакого влияния на личность подростка или юноши. Такое влияние, несомненно, есть, но оно опосредствовано общением со сверстниками, которые имеют такие же увлечения и становятся на определенное время объектами личностного и поведенческого подражания для общающихся с ними детей. Известно, например, что следование одной и той же моде, проявление интереса к одним и тем же явлениям массовой культуры являются для окружающих людей сигналом того, что их носители и пропагандисты выступают как люди определенных взглядов. Это ориентирует подростков и юношей в выборе круга друзей, приятелей для общения. Одинаковые вкусы для подростков и юношей нередко выступают признаком того, что их сверстников волнуют те же личные проблемы, что и их самих. Это обеспечивает межличностный выбор и избирательность в общении, а оно в свою очередь, будучи замкнутым на определенном круге людей, направляет воспитание.
Роль СМИ в воспитании
Понятие воспитания как факторов, формирующих личность ребёнка. Сущность и структура средств массовой информации, их влияние на все сферы и институты в современном обществе. Анализ особенностей воздействия СМИ на формирование личности и психики ребенка.
Рубрика | Педагогика |
Вид | эссе |
Язык | русский |
Дата добавления | 14.02.2015 |
Размер файла | 15,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
по теории обучения и воспитания:
Роль СМИ в воспитании
Конечно, в идеале всё, что оказывает хоть какое-то влияние на развитие и формирование личности ребёнка должно чётко контролироваться, родителями, педагогами, детскими психологами и так далее. Но на деле, по каким-либо причинам некоторые факторы не могут попасть под полный контроль со стороны родителей, педагогов. Или же этим факторам не придают особого значения сами родители. К таким фактором, на мой взгляд, можно отнести СМИ. личность воспитание массовый информация
СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию. Они формируют и распространяют не только массовую культуру, но и восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире. Обстоятельства или события приобретают особую актуальность или вовсе другое значение, будучи освящёнными в СМИ.
Так же велико влияние СМИ и на процесс формирования личности ребёнка, так как на сегодняшний день телевидение и интернет стали неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребёнка. Особое место среди многочисленных видов средств массовой информации занимает телевидение и компьютеризация, из-за их возможного наглядно-образного восприятия, что обеспечивает более сильное эмоциональное влияния на ребёнка. Над проблемой такого влияния работают многие известные научные учреждения и организации (ЮНЕСКО, Европейский институт по изучению средств массовой коммуникации, Национальный институт психического здоровья США и т.д.). Вопрос о влиянии средств массовой информации, а именно телевидения, вызывает множество дискуссий, и в настоящее время существует две точки зрения на эту проблему: средства массовой информации оказывают позитивное влияние; оказывают негативное влияние.
За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее, результаты исследований были практически идентичны: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям, животным и к неодушевленным предметам. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, принятые или не непринятые обществом.
Однако воспитать ребенка в информационном вакууме невозможно. Многие родители поняли, как может отразиться на формировании личности ребёнка не предназначенные для него фильмы. Поэтому всё больше родителей стали интересоваться, что смотрит или читает их ребёнок.
Современные технологии производства позволяют контролировать телеканалы, которые смотрит ребёнок. Существует множество компьютерных программ, которые блокируют вредные сайты. И нужно признать, эта система действительно эффективна, когда ребёнок дома или в детском учреждении. Но, к сожалению, не все родители пользуются ей.
Так же не так давно в силу вступил закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Теперь можно узнать возрастное ограничение для любого фильма, телепрограммы, которые транслируются по телевидению или показываются в кинотеатрах. Однако эти ограничения весьма условны, их не обязательно соблюдать. Не все родители соблюдают эти ограничения, но в кинотеатрах стараются следовать федеральному закону. На мой взгляд, эти ограничения не всегда верны, но это связано и с тем, что современные развлекательные передачи для детей крайне редко могут оказаться полезными и добрыми.
Но реклама на телевидении всё ещё остаётся неконтролируемой. Рекламные ролики занимают значительную часть телеэфира, они буквально пропагандируют огромное количество ненужных товаров. Она может повлиять на складывающееся мировоззрение. В рекламе в самом благоприятном свете выставляется материальный успех, самолюбие, получение удовольствий.
Мы не можем знать наверняка, как сильно в личности ребёнка отразится увиденное, услышанное, прочитанное. Насколько сильно приживутся в ребёнке те идеалы, которые мы видим с экранов? И каким будет поколение, выросшее на этих идеалах? На эти вопросы мы не можем дать определённые ответы, предположения уже не внушают уверенности.
При всём негативном влиянии СМИ, хотелось бы отметить, что при правильном использовании и должном контроле СМИ могут оказывать и положительное влияние.
Чтобы сделать управляемым воздействие средств массовой информации на учащихся, ученые-педагоги предложили несколько вариантов использования новейших технологий в воспитании и образовании. Один из них получил название «мультимедиа». Его смысл состоит в комплексном использовании технических средств информации для школьного воспитания и образования для создания новых возможностей передачи знаний, восприятия знаний, оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса.
Если мы посмотрим функции СМИ, то среди них увидим две представляющие для нас особый интерес: культурно-просветительская и образовательная функции.
Любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки. Ведущие информационных и других программ воспринимаются как некие эталоны. Итак, к культуре (или ее отсутствию) имеет отношение всякая телепередача. Но есть такие программы, в том числе особый канал «Культура», которые специально создавались для приобщения к достижениям науки и культуры.
Образовательная функция СМИ прослеживается в образовательных статьях, передачах, каналах. Современное телевидение открывает множество возможностей для получения многих разнообразных знаний обо всём на свете. Почти на каждом телеканале есть несколько образовательных передач, рассчитанных на детей разного возраста. И нужно отдать должное, эти передачи способны многому научить даже взрослого.
В формировании патриотической позиции главную роль отводят электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать положительное влияние на формирование любови к Родине, патриотизма. Широкие возможности СМИ и технологий позволяют воссоздать исторические события, реконструировать битвы, снимать фильм об истории нашей страны, которые способны привить гордость за свой народ. Но в тоже время, постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых норм событиях порождают у читателей, слушателей и зрителей беспокойство и страх, пессимизм в отношении возможности искоренения негативных явлений.
В заключение хотелось бы сказать, что невозможно недооценить роль СМИ в жизни общества, в воспитании. СМИ уже давно являются неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Они раскрывают широкие возможности для формирования нравственной личности, с помощью СМИ мы можем охватить всё содержание воспитания: нравственное, патриотическое, политическое, экологическое, эстетическое и многие другие. Велико влияние средств массовой информации на развитие личности современного ребенка, поэтому оно должно корректироваться влиянием других общественных институтов, таких как семья, школа, социальное окружение. Невозможно оградить ребёнка от СМИ, но мы в силах не только контролировать и отфильтровывать получаемую им информацию, но и предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования, научив правильно вести себя в мире информации. А также научить ребёнка тому, что существует много других способов развлечения или нахождения информации, которые окажутся не просто полезнее, но и приятнее и интереснее.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Основы воспитания подрастающего поколения с помощью средств массовой информации в истории педагогической мысли. Анализ влияния средств массовой информации на формирование личности школьника. Работа учителя по использованию средств массовой информации.
дипломная работа [70,6 K], добавлен 29.10.2010
Семья и ее социальные функции. Стили и типы воспитания. Факторы, влияющие на формирование личности. Воспитание младших школьников в различных по структуре семьях. Роль родителей в формировании личности ребёнка. Пути решения проблем в семейном воспитании.
курсовая работа [84,2 K], добавлен 01.11.2014
Место, роль системы ценностных ориентаций в структуре личности, процесс и этапы ее формирования у подростков в условиях развития средств массовой информации. Деятельность социального педагога по устранению негативного влияния средств массовой информации.
курсовая работа [46,6 K], добавлен 08.04.2012
Понятие семьи в науке. Классификация типов семейных взаимоотношений и стилей семейного воспитания. Влияние типа семейных взаимоотношений и стиля воспитания на формирование личности дошкольника. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей.
курсовая работа [86,3 K], добавлен 09.06.2015
Психолого-педагогические основы проблемы влияния средств массовой информации (СМИ) на развитие личности подростка. Историографический анализ проблемы. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности влияния СМИ на развитие личности подростка.
курсовая работа [142,0 K], добавлен 22.11.2013
Роль семьи в социализации личности. Характеристика стилей воспитания: авторитарный, демократический, либеральный и попустительский. Понятие гипопротекции и гиперпротекции. Противоречивое и гиперсоциализирующее воспитание. Жесткое обращение с ребенком.
курсовая работа [39,3 K], добавлен 30.10.2011
Важнейшие концепции феномена детской агрессивности. Возрастные психологические особенности ребёнка шести-семи лет. Социальные аспекты, классификация средств массовой информации. Психологические аспекты средств массовой информации.
дипломная работа [126,3 K], добавлен 28.06.2006
Средства массовой информации как инструмент воспитания современной молодёжи/Mass media as a tool for the education of modern youth
Екатерина Николаевна Туголукова
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологии и дизайна
Ekaterina N. Tugolukova
St.Petersburg state University of industrial technology and design
В статье рассматриваются разные типы молодежных средств массовой информации, а также характеризуется воспитательная роль таких СМИ.
The article considers different types of youth mass media And characterizes the educational role of such mass media.
Медиа, проект, молодежь, подросток, средство массовой информации, блоггер, блогосфера, контент, журналистика.
Media, project, youth, teenager, mass media, blogger, blogosphere, content, journalism.
Туголукова, Е. Н.Средства массовой информации как инструмент воспитания современной молодёжи // Век информации (сетевое издание), Т.1 №3 (6) январь 2019.
Tugolukova, E. Mass media as a tool for the education of modern youth. INFORMATION AGE (online media), 2019, Vol. 1. No 3(6)
В данной статье автором рассмотрены роль воспитательной функции в молодежных СМИ различного типа, главной целевой аудиторией которых являются учащиеся школ, колледжей и вузов. Можно выделить две крупные группы таких СМИ: Федеральные и частные телеканалы и медиа-холдинги, деятельность и контент которых направлены на молодежь. Вторая крупная группа – СМИ, издаваемые в учебных заведениях.
Молодежные печатные и электронные периодические издания с каждым годом привлекают к себе все больше внимания в вузовской среде. В системе высшего и среднего профессионального образования отмечается тенденция к появлению все большего числа студенческих СМИ, в частности печатных, и электронных и, так называемых, «новых медиа».
Наличие собственного вузовского периодического издания — это один из важных факторов воспитательной работы в вузе, развитие творческого студенческого потенциала, получение статуса студента как творческой личности. К тому же это один изкритериев для вуза при получения лицензии и статуса государственного учебного учреждения.
Необходимость создания студенческих изданий опирается на три основных критерия: реклама для вуза; образовательная деятельность; воспитательная работа со студентами [4]. На воспитательной остановимся подробнее.
Воспитательная функция вузовских СМИ способствует формированию широкого мировоззрения, аналитического мышления и умения работать в команде у студентов.
Также воспитательная функция проявляется в создании полноценного информационного поля для студентов, в формировании у студентов гражданской позиции, сохранении и преумножении нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранении и возрождении традиций института [1].
При редакциях таких СМИ нередко существуют дискуссионные клубы, в которых к участию привлекается достаточно большое число студентов, не задействованных в издании данного СМИ [2]. То есть издательский процесс объединяет широкую студенческую аудиторию, воспитывает на контенте и сопутствующих издательскому процессу событиях.
Вторая крупная группа СМИ, как было указано ранее – крупные медиа-холдинги [5]. На сегодняшний день лидерами телевизионного вещания в молодежной среде являются телеканалы «Пятница», «Ю», «ТНТ», «CTC», «Comedy», «ТВ3». Все более активную позицию занимают новые медиа и современные интернет-платформы: You tube, Instagram. Большинство популярных телепроектов «Орел и решка», «Молодежка», «СашаТаня», «Универ» и т.д. регулярно публикуются также и на You tube-каналах. Зрительский охват – число просмотров, зрительская активность – число «лайков» и комментариев характеризуют вовлеченность молодежи в предлагаемый телеканалами контент. С 2010-х годов в России наблюдается все большая увлеченность студентами и школьниками поиска различной информации, в том числе и развлекательного контента в Интернет-пространстве, что повлияло на переход традиционных медиа в Интернет.
Сегодняшние технологии дают возможность каждому желающему создать свой интернет канал и создавать свои новости, сюжеты, программы, публиковать на широкую аудиторию. С 2012 года в России создание авторских колонок, СМИ-аккаунтов, блогов стало массовым явлением в молодёжной среде. Преимущества для авторов очевидны: достаточно простая технология создания и продвижения таких медиа каналов, возможен максимальный аудиторный охват и полное отсутствие требований, правил к самому контенту. То есть правила орфографии, русского языка и этики никем не проверяются, в отличие от традиционных СМИ.
Первые российские школьники- и студенты-блоггеры (издатели интернет аккаунтов с большим зрительским охватом) учились на примере своих ровесников их других стран, где данные технологии получили широкое распространение десять и более лет назад: США, Канада, Германия, Япония [4] … То есть для создания модного и востребованного в молодежной среде медиа канала достаточно было скопировать существующий иностранный you tube блог, и создать похожий контент на русском языке. Чаще всего автор блога является и ведущим и героем собственных публикаций. Данная «журналистская» деятельность не подразумевает обязательного профильного образования и позволяет добиться популярности за короткое время с минимальными затратами. В итоге тысячи российских школьников и студентов к 2019 году создали свои медиа-каналы, которые имеют большую популярность в молодёжной среде. Контент таких медиа чаще развлекательный. Однако, воспитательная функция новых медиа по-прежнему активно работает. Авторы перенимают стиль поведения, образ, манеру говорить, вести эфиры. Такие авторы стали лидерами мнений, к которым прислушиваются начинающие блоггеры и их читательская аудитория, в основном подростки. Вследствие вышеупомянутого процесса сегодняшние подростки выбирают за образ копирования именно своих кумиров-блоггеров и слепо следуют их рекомендациям. «Какие книги читать?», «какие фильмы смотреть?», «в какие путешествия ездить?», «как начинать отношения с противоположным полом?», «как одеваться?» и «как стать взрослым?» – учат сегодняшние подростки с экранов гаджетов и ноутбуков через новые медиа и социальные сети.
Отрицательными сторонами развития новых медиа являются возможность пропаганды асоциального поведения, отрицания общепринятых ценностей, включающих культурные, образовательные и морально-нравственные аспекты. Например, в Интернет-пространстве допускается нецензурная лексика и чрезмерный эпатаж. А зрительская аудитория, которая изо дня в день и из года в год формирует свое мировоззрение на таких меда проектах, может полагать, что именно такой стиль жизни и является нормой.
Развитие новых медиа и современных онлайн-технологий происходит стремительно. Методики наполнения контентом и развития аккаунтов меняются каждые несколько месяцев, индустрия порождает спрос на образовательную деятельность по продвижению таких методик. С 2012 года стали появляться новые должности для соискателей работы: специалист по информационному продвижению аккаунтов, SMM-менеджер, SEO-маркетолог. Блогосфера стала приносить значительный доход молодым блоггерам посредством публикации рекламных сообщений от рекламодателей. Критерием эффективности такой рекламы для рекламодателей являются аудиторный охват и зрительская вовлеченность для конкретного аккаунта. Вследствие чего, в погоне за количеством просмотров, количеством лайков и подписчиков, современные блоггеры все больше публикуют развлекательный контент. У аккаунтов с более серьезными основными темами: историческими, общественно-политическими, научными гораздо меньшая зрительская активность среди подростков и студентов.
По итогу данного исследования можно сделать выводы, что новые медиа в Интернет пространстве на сегодняшний день выполняют самую значимую роль в воспитательном процессе из всех существующих видов СМИ, так как вовлекают самое большое число аудитории в возрасте 10-25 лет. Молодежная аудитория копирует поведение своих молодых кумиров- блоггеров – авторов, создателей, героев новых медиа; в большей степени просматривает программы развлекательного контента, большую часть свободного времени подростки и студенты проводят именно в сети Интернет, просматривая блоги молодых «издателей», часто ровесников.
Сми как инструмент воспитания
Инструментарий
Программы обучения
ВЕБИНАР: Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка: работа с тревожностью и агрессивностью
ВЕБИНАР: Дети с диагнозом «Детский церебральный паралич». Особенности обучения, воспитания и абилитации
ВЕБИНАР: Мастерская психолога-консультанта. Супервизия сложных случаев из опыта работы
Скоро
I Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»
8-й Санкт-Петербургский зимний фестиваль практической психологии «Психотерапия как метафизика любви»
Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Роль СМИ в обеспечении процесса воспитания
Автор
Елена Леонидовна Вартанова, профессор, доктор филологических наук, академик Российской академии образования, декан факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, выступила с докладом «Роль СМИ в обеспечении процесса воспитания» на выездном заседании научно-координационного совета Российской академии образования по вопросам семьи и детства.
Между образованием, психологией и средствами массовой информации в последнее время возникают тесные связи. Теория журналистики, теория СМИ одним из своих аспектов считает формирование нормативной миссии, которая предполагает в отношении не только детей, но и всего общества выполнение трех функций: информировать, развлекать, просвещать.
Медиа на протяжении всей истории своего существования были тесно включены в три измерения общественной жизни: политическое, индустриальное, культурное. Медиа всегда были вовлечены в производство ценностей, смыслов, идентичностей в обществе. Сегодня в результате технической революции медиа развились до чрезвычайных размеров. Как говорят многие технооптимисты, медиа сегодня существуют везде. Медиа — и среда коммуникации, и социальный институт с определенными внутренними связями, и отрасль, которая производит много добавленной стоимости и развивается как пространство профессий. Но важнейшая для нас в этом контексте характеристика современных медиа заключается в том, что это пространство социализации. Социализации не только детей, но и взрослых. Медиа начинают формировать человека.
Если вспомнить философские подходы к человеку как к человеку природному, социальному, культурному, экономическому, то, пожалуй, сегодня можно сформулировать, что мы стали свидетелями становления человека медийного, чье бытие, социальное, личностное, определяется, прежде всего, пребыванием в виртуальном мире, в социальных медиа.
Под цифровыми медиа мы подразумеваем пространство, где действуют и институционализированные субъекты (в российской терминологии это средства массовой информации, имеющие лицензию Роскомнадзора), и неинституционализированные субъекты — например, блогеры. Они не являются профессионалами, но аккумулируют как аудиторию, так и значительные рекламные деньги, что придает этим как бы непрофессионалам определенный легитимный статус. И это позволяет нам считать их «новыми профессионалами».
В контексте создания безграничной и влиятельной цифровой среды встают новые задачи образования, которое мы понимаем, как говорил и Владимир Самуилович Собкин, и другие выступавшие докладчики, как среду обучения и воспитания.
Одна из новых задач — формирование у всех субъектов этой среды медиаграмотности: понимания природы и основных принципов функционирования традиционных и социальных медиа, развитие способности к критическому анализу и оценке содержания информации, получаемой из медиа, умение осознанно использовать её.
Следует развивать не только технические скиллы / умения, но и более широкое понимание цифровизации современного общества.
Медиаобразование должно включать не только формирование медиаграмотности ребенка с целью подготовки его к общественной и культурной жизни в современном обществе, в условиях процессов его цифровизации и медиатизации, но и сохранение традиционных культурных и этических ценностей в цифровой среде.
Медиаобразование — это, конечно, развитие технологической грамотности, но это и создание безопасной информационной среды, а также воспитание в контексте новой цифровой медиакультуры. Место процесса социализации в формировании современного ребенка, современной молодежи наши друзья-психологи уже давно рассматривают как актуальную проблему, а теперь и мы, медиаисследователи, должны обращать на это внимание.
Конечно, вспоминается мультфильм «Каникулы в Простоквашино», где поется: «Телевизор мне природу заменил…» Медиа становятся средой существования, они заменяют не только природу, они заменяют реальное общество.
И для молодежи, которая все больше вовлекается в цифровые медиа, процесс социализации все активнее концентрируется именно на цифровой среде.
Здесь бы я разделила технологические и аналитические навыки.
Возможно, нам нужно говорить не столько о технологических, сколько о формировании аналитических навыков жизни, общения в социальных медиа.
Вопрос информационной безопасности становится в этом контексте важным не только для воспитания ребенка. Это вопрос, который начинает распространяться на все поколения.
Этот вопрос необходимо актуализировать сегодня в школе не только через призму курса информатики, который формирует технологические навыки, но и через призму других дисциплин, которые помогают формировать критическое мышление.
Мы все чаще видим разницу между поведением в виртуальной среде разных поколений. Мы не совсем согласны с терминологией зарубежных социологов, которые говорят о том, что медиапотребление формируется разными поколенческими культурами. Но мы не можем не признать, что сегодняшнее цифровое поколение: «цифровая молодежь», как мы говорим в России, или «цифровые аборигены», как называют их зарубежные исследователи, что это поколение, уходя к потреблению социальных медиа, меняет определенные этические, культурные и даже социальные паттерны.
Наши коллеги исследовали медиапотребление российского «зумера». Мы видим, что, несмотря на всю критику современной журналистики, она все равно не влияет на нашу молодежь. На них влияют соцсети, мессенджеры, мобильные приложения.
Конечно, рассматривая медиапотребление современной молодежи, мы видим, что для детей сегодня важны и такие процессы, как медиасоциализация, самоактуализация, развлечения. Мы уже наблюдаем разрыв с теорией журналистики. Там было развлечение, но там было информирование и просвещение.
Сегодня понимание медиа как не просто инструмента развлечения, а как влиятельной среды, которая может оказать воздействие не только на поиск информации, но и на воспитание, ставит перед нами новые задачи. И нам нужно сформулировать новые подходы к взаимодействию учителей и детей в цифровой среде. Здесь не надо отдавать детей на откуп блогерам, медиа и их сомнительным ценностям. Мы понимаем, что из этого процесса ни в коем случае нельзя исключать родителей. Хотя родители сегодня довольно молодые и сами обладают навыками цифрового медиапотребления. Их ответственность за воспитание детей в контексте цифровизации детского медиапотребления очень важна.
Мы довольно спокойно относимся к новой этике, когда главное уважать себя, а не какие-то общекультурные паттерны. Нужно ли нам в условиях этой жесткой индивидуализации медиапотребления поддерживать цифровую этику в таком контексте или все-таки дискуссия о том, как обычная этика должна существовать в цифровом пространстве, — необходима.
Не столько среди школьников, сколько среди студентов после двух лет пандемии, двух лет «в цифре» мы видим уже неумение разговаривать не только друг с другом, но и с преподавателями.
Отдавать на откуп блогерам производство контента — невозможно. Да, государство поставило задачу увеличения позитивного детского контента, но, мне кажется, очень важно поставить такую задачу перед школой. Ведь ребята все равно производят контент друг для друга, для своих сообществ, для сетей. Может быть, нужно через школьную газету, через школьное радио научить ребят понимать информационную среду и, включаясь в эту среду, создавать что-то позитивное.
Полная видеозапись заседания научно-координационного совета Российской академии образования по вопросам семьи и детства. Доклад академика РАО Е.Л. Вартановой начинается с 1:33:45.