Сми как социальный институт
4. СМИ как социальный институт
4. СМИ как социальный институт
История развития масс-медиа – это не только история технических инноваций, ибо их становление связано и с грандиозными социальными инновациями.
СМИ, или масс-медиа, представляют собой относительно новый социальный институт, функция которого заключается в производстве и распространении знаний в самом широком смысле слова. Так, одно из наиболее часто цитируемых определений, принадлежащих М. Яновицу, гласит: «Массовая коммуникация охватывает институты и технику, с помощью которых специализированные группы используют технологические средства (прессу, радио, кино и т. д.) для распространения символического содержания на большие, гетерогенные и чрезвычайно рассеянные аудитории» [Janowitz M., 1968. P. 52]. По мнению Джона Томпсона, «массовая коммуникация представляет собой институционализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации» [Tompson J. B., 1990. P. 219].
Общие характеристики СМИ как социального института даны в работах Д. Баррата [Barrat D., 1986], О. Бойда-Барреля и П. Брема [Boyd-Barrel O., Braham P. P., 1987]. Представляется, что наиболее значимые характеристики этого сравнительно нового института таковы:
1) как и большинство современных институтов, масс-медиа представляют собой институционально-организационное единство, совмещая характеристики института и их организационное оформление;
2) выполняют особую, только ему присущую функцию создания информационного аналога общества путем создания определенной картины мира, а также освещения функционирования других социальных институтов;
3) выступая как рупор общественного мнения, институт массовой коммуникации в силу своего мобилизационного потенциала – способности воздействовать на большие группы людей – играет особую роль в современном политическом процессе.
Этапы развития масс-медиа теснейшим образом связаны с изменениями социума.
Так, возникновение первых газет[1] в XVIII в. самым непосредственным образом связано с выходом на политическую арену нового класса – буржуазии, для которой они стали средством реализации экономических, политических и культурных целей (именно тогда возникает метафора «четвертая власть», фиксирующая их огромное значение в обществе, авторство которой приписывается как английскому романисту Г. Филдингу, так и политическому философу Э. Бёрку). Впоследствии СМИ стали едва ли не основным инструментом экономических и политических взаимодействий и конфликтов, необходимой предпосылкой становления либеральной экономики и конституционной демократии, так же, впрочем, как и бюрократических экономик, авторитарных и тоталитарных политических режимов. Развитие СМИ шло в ногу с прогрессом в социальной и культурной организации. Урбанизация, подъем жизненных стандартов и увеличение свободного времени, становление современной бюрократии и другие глобальные социокультурные процессы были бы невозможны в отсутствие масс-медиа, которые являются не только одним из символов современного мира, но и весьма активным катализатором всех общественных изменений.
Поэтому история исследований медиа – хороший информационный повод проследить становление предмета изучения и те изменения в теоретических подходах к его рассмотрению, которые, собственно, и составляют основу понимания этой сложной материи.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Литературные премии как социальный институт. Абрам Рейтблат, Борис Дубин о премиях дореволюционной России
Литературные премии как социальный институт.Абрам Рейтблат, Борис Дубин о премиях дореволюционной России Премии — давний и влиятельный институт литературной жизни. В крупнейших странах Запада, где число такого рода наград чрезвычайно велико и имеет тенденцию к росту
Институт Склифосовского
Институт Склифосовского Московский научно-исследовательский институт скорой помощи и переливания крови имени Н. В. Скли-фосовского, организованный в 1923 г. на базе странноприимного дома и Шереметевской больницы.Николай Васильевич Склифосовский(1836–1904)русский хирург. В
Склифосовского институт
Склифосовского институт см. Институт Склифосовского.
Институт гениальности
Институт гениальности Одним из самых, пожалуй, фантастических воплощений идеи психогигиены стал проект института гениальности. Ее автор, Григорий (Гирш) Владимирович Сегалин (1878–1960), уже знаком нам по журналу «Клинический архив гениальности и одаренности», который он
Институт Ближнего Востока
Предисловие президента Института Ближнего Востока Предлагаемая вниманию читателя книга известного израильского ученого д-ра Владимира (Велвла) Чернина, одного из последних в мире поэтов, пишущих на языке идиш, и общественного деятеля, прошедшего путь от неформальных
Институт тотальных поставок
Институт тотальных поставок 1. Платон и МагриттВ «Очерке о даре»167 Марсель Мосс определяет «потлач» как «институт тотальных поставок агонистического типа». По его словам, архаические дары и подношения – «проводники своей маны, магической, религиозной и духовной силы».
§ 4. Художественный музей как институт культуры
§ 4. Художественный музей как институт культуры Общие контуры художественной политики и практики музея зависят от уровня автономии, который имеется у художественной культуры в государстве. На одном конце шкалы автономии – полная подчиненность художественной культуры
СМИ как социальный институт. Функции, типология.
СМИ, или масс-медиа, представляют собой относительно новый социальный институт, функция которого заключается в производстве и распространении знаний в самом широком смысле слова. По М. Яновицу: «Массовая коммуникация охватывает институты и технику, с помощью которых специализированные группы используют технологические средства (прессу, радио, кино и т. д.) для распространения символического содержания на большие, гетерогенные и чрезвычайно рассеянные аудитории». По Дж. Томпсону: «Массовая коммуникация представляет собой институционализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации».
Представляется, что наиболее значимые характеристики этого сравнительно нового института таковы:
1) как и большинство современных институтов, масс-медиа представляют собой институционально-организационное единство, совмещая характеристики института и их организационное оформление;
2) выполняют особую, только ему присущую функцию создания информационного аналога общества путем создания определенной картины мира, а также освещения функционирования других социальных институтов;
3) выступая как рупор общественного мнения, институт массовой коммуникации в силу своего мобилизационного потенциала – способности воздействовать на большие группы людей – играет особую роль в современном политическом процессе.
Институциональная структура СМИ представляет собой дифференцированный комплекс, включающий в себя:
1) организационные структуры, выстроенные по принципу внутриорганизационного разделения труда (например, на телевидении – репортер, редактор, диктор и пр.) и характеризующиеся иерархическим строением и наличием определенных целей и функций;
2) социальные группы профессионалов, осуществляющих производство и распространение информации (журналисты, менеджеры, технические работники);
3) материально-техническая база, предметные средства коммуникации – типографское оборудование, телеаудиоаппаратура и т.п.
4) каналы коммуникации с другими институтами и аудиториями, обеспечивающие распространение информации и социальное функционирование масс-медиа.
5) система подготовки и переподготовки кадров, их профессионального обучения, включающая формирование корпоративной этики.
Кроме того, на функционирование комплекса СМИ оказывают сильное влияние и внеинституциональные факторы: идеология, государственная политика по отношению к СМИ, источники финансирования, характер аудитории и ее ожидания.
Масс-медиа как социальный институт включает в себя различные образования, отличающиеся по способу репрезентации информации.
1. Пресса, представленная периодическими печатными изданиями: газетами, журналами, альманахами и т.п.
2. Радио, транслирующее аудиальную информацию.
3. Телевидение, более влиятельное, чем печатная пресса и радио. Сила телевидения заключается в его синтетичности, возможности совмещать звук, изображение и даже текст.
4. Интернет – самый молодой вид масс-медиа, всемирная сеть, образующая принципиально новое информационно-коммуникативное пространство, обеспечивающее сверхбыстрое синхронное общение большого числа коммуникаторов. Интернет радикально изменяет характер коммуникации: общение в интерактивном режиме не знает ни географических, ни политических границ.
Функции масс-медиа. Институт масс-медиа является полифункциональным образованием. К числу важнейших функций можно отнести следующие.
1. Информационно-коммуникативная функция, связанная с трансляцией социального опыта, знаний, ценностей, норм и моделей поведения. Характерной чертой информации, транслируемой через масс-медиа, является ее универсально-обезличенный, деперсонализированный характер, обусловленный тем, что сообщение адресовано не конкретному человеку, а достаточно широкой аудитории, поэтому информация должна быть предельно внятной, доступной, стандартизированной.
2. Функция распространения идеологического и политического влияния на различные аудитории, или функция пропаганды. В условиях современного общества масс-медиа являются главным каналом реализации пропаганды, и в связи с этим их политическая роль постоянно возрастает.
3. Функция конструирования общественного мнения. Известному французскому социологу Пьеру Бурдье принадлежит мысль о том, что общественное мнение, представленное результатами социологических исследований, зафиксированное на страницах газет, журналов, телеэкране и т.п. не только отражает коллективные представления, ожидания, тревоги, но и формирует их, направляя поведение людей.
4. Рекреационно-развлекательная функция, связанная с тем, что средства массовой информации в значительной своей части ориентированы на досуг, отдых, развлечение. Это различные телевизионные игры и шоу, музыкально-развлекательные программы и радиоканалы, таблоиды, компьютерные игры и специальные сайты в Интернете.
5. Функция просвещения. Во многих источниках эта функция называется в числе основных, но трудно судить, насколько это соответствует реалиям современной жизни. В то же время трудно оспаривать большую и постоянно растущую просветительскую и образовательную роль Интернета.
Вся совокупность действующих СМИ подразделяется на типы.
Типология по характеру аудитории:
– международные; – общероссийские; – межрегиональные; – территориальные (областные, краевые, городские, районные); – этнических общностей; – профессиональных групп; – возрастных групп; – для женщин и мужчин; – для верующих.
По предметно-тематической направленности:
По целевому назначению:
– художественные; – публицистические; – развлекательные; – научные; – рекламные; – информационные.
По времени выхода: утренняя, дневная, вечерняя, ночная — для теле-, радиопрограмм; утренняя, вечерняя — для газет.
Периодичность: ежедневная, еженедельная, ежемесячная и т. п.
СМИ и социальные институты
Вы будете перенаправлены на Автор24
СМИ как социальный институт
Развитие масс-медиа и массовых коммуникаций обусловлено не только техническими инновациями, но и масштабными социальными изменениями, происходящими в мире.
СМИ – это относительно новый социальный институт. Его функция состоит в том, чтобы производить и транслировать знания в широком смысле этого слова. Знания эти имеют не научную подоплеку, а представляют собой информацию о том, какие события происходят в мире, какие явления могут повлиять на человека и его окружение.
Несмотря на то, что свой институциональный статус СМИ обрели не так давно, они уже успели обрасти показателями и характеристиками, которые отличают именно средства массовой информации от всех других социальных институтов. К ним относят следующие аспекты:
Готовые работы на аналогичную тему
В связи с тем, что СМИ могут охватывать широкие категории населения и разные по своей сути проблемы, они тесно связаны с другими социальными институтами. В особенности это касается экономического и политического институтов, институтов культуры и образования – все они используют механизмы СМИ, продвигают нужную информацию через различные каналы и могут формировать общественное мнение, настроения в отношении тех или иных процессов и событий. Если поначалу взаимозависимость между ними была довольно слабой, то в дальнейшем структурные единицы социальных институтов сумели полностью оценить полезные качества СМИ. Эта взаимосвязь выгодна и тем, кто стремится донести информацию, и тем, кто ее получает. Человек выбирает, какая тема или направление ему интересны, исходя из личных предпочтений. Затем он изучает предлагаемую информацию, оценивает ее полезность, положительные и отрицательные черты и делает выводы. Также некоторые события и явления могут утаиваться или наоборот навязываться. Это уже выгодно тем, кто создает инфоповоды и хочет донести что-то до населения или скрыть отдельно взятые факты, которые по тем или иным причинам имеют свои риски.
Взаимодействие СМИ с другими социальными институтами
Несмотря на то, что СМИ – это относительно новый и самостоятельный социальный институт, он все же имеет определенные связи со всеми остальными социальными институтами. Например, СМИ взаимодействуют с политическим институтом и являются одним из мощнейших инструментов политической пропаганды. Особо сильно это взаимодействие проявляется в период политической борьбы. Исторически СМИ проникали на политический рынок как органы государственной и партийной печати. Налаживая связи с населением, СМИ завоевывали должный общественный авторитет, приучали рядового гражданина чувствовать себя участником политических и общественных процессов, осознавать свою принадлежность к государству и миру политики. Именно поэтому они стали более важным институтом политической социализации, чем семья, церковь, система образования, а обозреватели популярных изданий, телекомментаторы, ведущие репортеры и специалисты по рекламе стали признанными выразителями общественного мнения, войдя в круг интеллектуальной и политической элиты общества.
Экономические институты также взаимодействуют со СМИ. Это происходит на том же информационном уровне – экономика может освещаться в различных источниках, причем такой сложный объект может быть интерпретирован для любых категорий населения, общий смысл от этого не меняется. Экономические события, которые происходят в мире, определяют развитие отдельных стран. Поэтому множество людей следит за курсом валют, за работой банков и за тем, как страны выстраивают друг с другом экономические отношения. Если поначалу может показаться, что экономика на мировом уровне не касается обычных людей, то в дальнейшем становится понятно, что любые изменения на макроэкономическом уровне ощущаются каждой категорией граждан. Поэтому через средства массовой информации они получают актуальную информацию и могут сформировать собственное мнение в отношении различных событий.
Конечно, СМИ сегодня воспринимаются по-разному. Кто-то доверяет им и воспринимает информацию за чистую монету, а кто-то все прочитанное, увиденное и услышанное в СМИ воспринимает крайне критически. Как бы там ни было, но СМИ действительно способны полностью изменить представления о явлениях, процессах, событиях и личностях, поэтому ими пользуются практически все государства и крупные компании, которые реализуют свою деятельность в культурном, политическом, экономическом и социальном направлениях. Тенденция повышения роли СМИ в обществе характеризуется как усиливающаяся, поскольку каналы распространения информации неуклонно расширяются и развиваются.
СМИ как социально-политический институт современного общества
Вы будете перенаправлены на Автор24
СМИ как социальный институт
Массовая коммуникация представляет собой систематическое распространение сообщений среди рассредоточенных и обширных аудиторий. Основная цель ее заключается в информировании и оказании идеологического, политического и экономического воздействия на аудиторию. Средства массовой информации могут влиять на мнение и поведение людей, и их часто используют для формирования общественного мнения относительно определенного явления или процесса.
Поскольку в ХХ веке средства массовой информации получили новый статус, их исследованием заинтересовалась и социологическая наука. Как результат – появление нового направления, получившего название «Социология средства массовой информации». Она занимается анализом структуры и политической деятельности медиа-организаций, а также исследованием структурно-функциональных взаимосвязей, которые формируются между средствами массовой информации и государством. СМИ взаимодействует с социальными группами и сферами общественной жизни, такими, как:
Социологи также проводят глубокий анализ самой социальной группы, в которую входят журналисты и редакторы, интеллектуалы и эксперты в различных отраслях. Их задача состоит в производстве информации, управлении информационными потоками и представлении исключительно той информации, которая может быть наиболее влияющей на человека, на его мнения, идеалы и ценности.
СМИ – это полноценный социально-политический институт. Это значит, что средства массовой коммуникации имеют организационно-правовую закрепленность в обществе. Их можно изучать в качестве функционирующих социальных организаций, ведь они обладают всеми атрибутами, которые свойственны любой организации. СМИ имеют черты финансовых, научных и промышленных компаний, которые регулярно осуществляют свою деятельность и принимают участие в удовлетворении потребностей общества. При этом социолога будут интересовать институциональные цели, ясно определенные и превращенные в специфическую политику и организационную практику; внутреннее разделение труда и ролевая дифференциация; иерархические структуры; каналы организационной коммуникации.
Готовые работы на аналогичную тему
Функции СМИ как социально-политического института общества
Являясь важнейшим социальным институтом, СМИ выполняют несколько значимых функций.
Во-первых, они принимают участие во всестороннем информировании людей о происходящих событиях и явлениях, об изменениях, которые есть в обществе, а также о тех прогнозах, которые могут тем или иным образом воздействовать на ежедневные человеческие практики.
Во-вторых, СМИ создают и развивают новые системы коллективной и личностной связи. Когда люди получают информацию, они начинают взаимодействовать друг с другом, обмениваться мнениями, высказывать свою точку зрения. На этом фоне могут находить друг друга единомышленники, коллеги и партнеры, и точно так же эти группы могут разбиваться. Поскольку внутри них так и не сформировалось единого мнения относительно происходящего.
В-третьих, СМИ отвечают за оказание идеологического и политического влияния на населения. Масс-медиа используют в своей работе политики и идеологи, если у них есть задача сделать общество более структурированным, мягко навязать конкретную точку зрения. этим нередко пользуются в преддверии выборов, когда гонка набирает обороты, и кандидаты борются за внимание и голоса избирателей.
СМИ является безусловным источником просвещения и развлечения, могут пропагандировать достижения науки и культуры. С помощью масс-медиа в любом обществе создаются символические формы и значения, которые в дальнейшем транслируются. Одновременно с этим информация имеет различную окраску, и поэтому ее можно считать структурированной. Она может быть классифицирована по жанровым особенностям и назначению передаваемых сообщений:
Нельзя сказать, что средства массовой информации независимы – исходя из их функций, СМИ становятся зависимы. Их контролируют различные общественные системы, и в то же время СМИ сами являются важнейшим социальным институтом социального контроля. В первом случае в деятельность СМИ нередко происходит вмешательство государства с помощью цензуры или других средств контроля, либо посредством различных экономических рычагов. В свою очередь, СМИ воздействуют на общественное сознание, формируют общественное мнение, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, образцы поведения. Таким образом, они выполняют функцию социального контроля.
Совсем неслучайно СМИ называют четвертой властью – они способны влиять на мнения людей, на их идеологию. Политические лидеры могут через средства массовой информации внедрять определенные мнения и идеи, которые будут выгодны именно им. При этом у человека всегда есть выбор, каким мнениям придерживаться, чтобы далее существовать, реализовывать свою работу, взаимодействовать с другими участниками общества, схожими по идеологии или различными по своим взглядам.
Среди функциональных средства массовой информации выделяют печатные издания (газеты и журналы), радио, телевидение и Интернет. Интернет сегодня – это главный механизм продвижения отдельных идей и взглядов. А еще в Интернете люди работают, общаются, ищут данные для своей деятельности, отдыхают, играют, смотрят сериалы и слушают музыку. Интернет сегодня выделяется среди всех остальных СМИ, потому что через него можно получить информацию намного оперативнее.
Реферат на тему «Средства массовой информации как социальный институт»
Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется постепенным переходом к новому типу общественного устройства – так называемого информационному обществу. Последствия этого процесса проявляются в ускоряющейся информатизации всех сфер деятельности, образованию единого информационного пространства, а также в увеличении доступности различных видов информации и расширении потенциальной аудитории.
Содержание
Введение
1. Средства массовой информации как социальный институт общества. Понятие и сущность социального института
2. Функции выполняемые СМИ в обществе
3. Институт СМИ в социальной структуре информационного общества
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется постепенным переходом к новому типу общественного устройства – так называемого информационному обществу. Последствия этого процесса проявляются в ускоряющейся информатизации всех сфер деятельности, образованию единого информационного пространства, а также в увеличении доступности различных видов информации и расширении потенциальной аудитории.
Актуальность темы характеризуется тем, что на сегодняшний день средства массовой информации играют важную роль как институт общества, обеспечивающий социальную коммуникацию, связывающий между собой различные части социума. Средства массовой информации не только становятся все более важным посредником между индивидом и миром, но и являются, в определенной степени, информационной базой общества. Более того, исходя из специфики отдельных жанров и видов СМИ, можно говорить о формировании общественного мнения. В этом случае необходимо рассмотреть то, какими инструментами обладают и управляются СМИ (и управляются ли вообще). На основании общепринятых определений требуется определить статус и положение средств массовой информации.
Проблематичность темы очевидна: в зависимости от статуса средств массовой информации, можно говорить о дальнейших путях развития, степени мотивированности деятельности этого компонента общества. В то же время необходимо доказать, что СМИ являются не самобытно существующим явлением нашей жизни, а представляют собой законченную структуру, которая отвечает требованиям общества. Как известно, важнейшая цель социальных институтов — социализация, приобщение членов социума к совокупной культуре.
И не важно, какой социальный институт имеется в виду — библиотека, семья, религия или СМИ. Наша культура и история являются нашим национальным достоянием, приобщение к ним способствуют повышению национального сознания.
Нужна помощь в написании реферата?
Цель исследования – изучить средства массовой информации как социальный институт. Выбранной целью определяются следующие задачи:
1. Определить понятие социального института в самом общем смысле слова;
2. Выявить основные функции СМИ в обществе;
3. Провести социальный анализ эффективности деятельности СМИ.
В связи с вышесказанным, объектом исследования становятся средства массовой информации в контексте их взаимоотношения с социумом.
Предмет исследования — социально-экономические и общественные отношения, возникающие в процессе формирования, развития и управления социальным институтом массовой информации.
1. Средства массовой информации как социальный институт общества. Понятие и сущность социального института
Существуя и занимаясь какой-либо деятельностью внутри любого общества (или сообщества), мы обязаны выполнять определенные функции и роли, которые возлагаются на нас этим обществом. Эти правила обязательны для выполнения всеми членами социума, при этом, они призваны не ограничивать свободу, а создавать стабильность и гармонию во взаимоотношениях всех своих элементов.
Социальные институты (от лат. institutum — установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.[2,42с] Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.[2,42с]
Нужна помощь в написании реферата?
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей.[1,198с] Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т. д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми, необходимыми моментами институционализации. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством.
Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития.[2,43с] С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.
Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.
Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов.
Интернализация индивидам всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенно совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).
Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
2. Функции, выполняемые СМИ в обществе
В социологии функции понимают как:
Нужна помощь в написании реферата?
а) роль, которую должен выполнять социальный субъект (индивид, организация и т.д.) в соответствии с его целями и задачами в данной социальной системе (функция как задача);
б) объективные последствия выполнения такой роли (функция как результат, реальная деятельность) [5,40с].
Получается, что понятие функции охватывает и предназначение, и реальную роль СМИ. Поэтому на теоретическом уровне социология не только обобщает практику, результаты деятельности СМИ, но и обосновывает представления о том, какими должны быть функции, чтобы соответствовать природе общества, общностей и коммуникаций, потребностям людей на том или ином этапе общественного развития, т.е. здесь интегрируются представления и о должном (идеальном), и о сущем (реальном).
Представление о функциях зависит и от того, насколько познана, раскрыта природа СМИ, и от того, чьими «глазами», с чьих (каких) позиций мы смотрим на них, в какой системе рассматриваем: государства или общества, личности или нации, армии или театра и т.д.
Существует многообразие подходов, контекстов, в рамках которых рассматриваются функции СМИ [5,40с]. Соответственно и ряды таких функций могут быть разными. Однако это не отменяет необходимости искать общую функциональную основу, заданную природой общества и коммуникаций. Это предполагает выявление элементарных (исходных, имманентных, базовых) функций, которые модифицируются, конкретизируются в различных областях социальной деятельности, сферах социальных отношений.
Основой для построения модели базовых функций СМИ может служить представление о видах человеческой деятельности, которые СМИ со своей универсальностью способны «сопровождать», обслуживать. Эти виды: преобразовательная (куда входит и социально-организационная), познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная (или общение)[5,41с]. На такой основе, с учетом специфики СМИ, представляется возможным говорить о функциях коммуникативной, информационной (информационно-познавательной), ценностно-регулирующей, социально-организационной и ее психологическом срезе — функции психического регулирования. А с включением в рассматриваемую деятельность как активного субъекта аудитории можно выделить и функцию форума (или шире — канала социального участия).
В 1970-х годах российский философ и социолог Б. А. Грушин определил функции передачи информации в системе управления: информирования, воспитания, организации поведения, создания определенного эмоционально-психологического тонуса, коммуникации, называя их элементарными [5,41с]. Если учесть, что речь идет о коммуникациях социальных, т.е. действующих в обществе, а само общество — это система, основанная на управлении и самоуправлении, то можно считать предложенную модель наиболее общей для описания интересующих нас элементарных функций СМИ.
Нужна помощь в написании реферата?
Однако стоит повторить: она требует развития с учетом возможности для СМИ функционировать как в одностороннем, так и двустороннем режиме. Такой подход исторически появляется позже, как и сама практика включения аудитории в обмен информацией.
Будучи самой мощной системой среди социальных коммуникаций, СМИ способны обеспечивать связи как по вертикали «власть (правящий класс) — общество», так и по «горизонтали» (между различными частями общества). Связь же между редакцией (или иной медиаорганизацией) и аудиторией может принимать в конкретных социально-политических условиях тот или иной характер.
Выполнение коммуникативной, как любой другой функции, в значительной мере зависит от участников коммуникации. В России, где нет традиции ответственности и подконтрольности власти обществу, в том числе через СМИ, традиции постоянного участия власти в открытых коммуникациях, практически не слышно ее отклика на апелляции к ней в СМИ со стороны журналистов или аудитории.
Информационная функция. Эта функция, присущая СМИ по определению, на практике неразрывна с коммуникативной, поскольку СМИ являются частью социальных коммуникаций, действующих как каналы обмена информацией в обществе. Ее содержание очевидно: производство и распространение информации на массовую аудиторию с учетом разнообразных ее (аудитории) характеристик (состава, запросов, потребностей, интересов) в целях обеспечения совместной деятельности людей.
Здесь так же, как и в связи с коммуникативной функцией, решающее значение имеет условие доступности, но в данном случае — не в целом к коммуникациям, а к содержанию (контенту). На первый план выступают доступность, иные качества сообщений с учетом состава массовой аудитории, особенностей ее сознания.
Нужна помощь в написании реферата?
Фокус социологического подхода к информационной функции СМИ — выявление информационных неравенств, способности реального содержания массовой информации удовлетворять потребности, интересы различных социальных субъектов и представленности этих интересов в контенте. При этом необходимо исследование информационной ситуации с двух сторон: с точки зрения возможности доступа к любой информации, с одной, а с другой — в заботе «о позитивном, не разрушающем действии информации, оберегая общество от вредных информационных воздействий» [5,43с]. Баланс между открытостью информации и необходимыми ограничениями — серьезная проблема для разработки и применения норм права. Принцип же состоит в том, чтобы исходить в первую очередь не из соображений государственной, а личной безопасности, для которой во многих случаях ограничение вреднее, чем избыток.
Ценностно-регулирующая функция. Данная универсальная функция выполняется не столько через обмен знаниями о действительности, сколько через формирование отношения к ним, приведение их в связь с тем, что в социологии называется ценности и нормы, или ценностно-нормативная система. «Сознание человека, — писал выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, — включает… не только знание, но и переживание того, что в мире значимо для человека в силу отношения к его потребностям, интересам и т.д.» [5,43с]. Процесс распространения информации с неизбежностью включает в себя и процесс распространения отношения к ней, т.е. процесс передачи не только сведений, знаний, но и сопряженных с определенными ценностями идей, стимулирующих принятие и усвоение определенных норм и образцов поведения. В духовном смысле ценности — это «ориентиры сознания индивидов или групп людей, связанные с аксиологическим (оценочным. — И. Ф.) отношением к окружающему миру в широком диапазоне культурных значений и оценочных шкал: «хорошее — плохое», «высокое — низменное», «прекрасное — безобразное», «нравственное — безнравственное», «одобряемое — осуждаемое» и т.п.» [5,61с]. Такие значения и шкалы создает не сама журналистика. Она их выражает, транслирует, применяет к происходящему, формулирует, проверяет фактами, дает публичный выход разным ценностным системам и вместе с тем стремится найти в них общее.
Различают множество видов и конкретных ценностей, например, морально-этические (порядочность, человеколюбие), политические (демократизм, равенство, свобода), социальные (равенство, справедливость, солидарность) и др. Выделяют среди них и так называемые общечеловеческие (неприкосновенность человеческой жизни, равенство стран и народов и т.п.). Те ценности, которые реально разделяет, исповедует личность, группа, называются их ценностными ориентациями.
Ценности воплощаются в социальных нормах — определенных стандартах, предписаниях, правилах поведения, которые также отражаются журналистикой, в том числе через одобрение (неодобрение), поддержку (порицание) конкретных поступков, действий, внешнего вида, манер и т.п.
Благодаря регулярному влиянию СМИ, которое осуществляется через различные механизмы информационной деятельности (отбор, взаиморасположение сообщений, акценты, сопоставление и многое другое), происходит унификация (mainstreaming), «направление взглядов людей на социальную реальность в единое русло» [5,60с]. Поскольку ценностное отношение к миру основано на потребностях, интересах, то социальные субъекты, владеющие и управляющие СМИ, не могут не действовать в процессе организации производства, отбора и распространения информации в соответствии с интересами, на основе разделяемых ими моральных, политических, религиозных, иных ценностей. Сложность структуры общества порождает и сложность строения ценностно-нормативных систем. В субкультурах (культурах отдельных частей общества — например, молодежи, сельчан, спортсменов и т.п.) есть специфика ценностей и норм. На социетальном уровне (общество в целом) также нужна своя система, генерализирующая, интегрирующая более локальные духовно-регулирующие подсистемы. И здесь незаменима роль общенациональных СМИ, скрепляющих общенациональную идентичность. У СМИ есть целый ряд способов осуществления рассматриваемой функции, начиная с отбора сообщений, освещаемых фигур, дат и т.п. Само познание и знание о мире тесно связаны с отношением к нему. Поэтому данную функцию можно рассматривать как отдельную лишь в целях теоретического анализа — в реальности она слита со всеми остальными.
Социально-организационная и социально-креативная функции.
Будучи каналами соединения людей, СМИ способны поддерживать их совместное существование, т.е. социальные общности. В одних случаях это — общности, существующие и без СМИ (например, партии и другие общественные организации, коллективы предприятий, население города и т.п.). Тогда СМИ помогают им сохранять, воспроизводить, укреплять себя за счет массовых коммуникаций, делая это наряду с иными коммуникациями (корпоративная газета, заводское радио). Эта функция может быть обозначена как социально-организационная в узком смысле слова. В других случаях СМИ могут выступать в виде основной цементирующей общности силы, без которой они не могут существовать — солидарности, идентичности, проблемно-ситуативные группы. Их члены находят друг друга только благодаря СМИ. Последние создают эти общности, и потому такую функцию можно обозначить как социально-креативную, которая составляет срез, аспект социально-организационной.
Нужна помощь в написании реферата?
Функционирование социальных общностей — это процесс, в котором СМИ могут участвовать на разных его этапах. Так, анализируя собственный опыт, редактор местной газеты выделяет три этапа становления ее взаимоотношений с гражданскими движениями в своем районе. Во-первых, эта газета выполнила роль канала удовлетворения потребности в соответствующей информации и ее осмыслении; во-вторых, в формировании сочувствия, побуждении к контактам и оформлении общественной организации. Наконец, в-третьих, участвовала в разработке и реализации программы создаваемого общественной организации [5,68с].
Итак, в одних случаях СМИ, что называется «укрепляют единый дух и волю» уже существующих общностей, в других — помогают «встать на ноги» еще не сложившимся. Этим и различаются социально-организационный и социально-креативный аспекты по существу одной и той же функции.
3. Институт СМИ в социальной структуре информационного общества
Благодаря расширению технологических возможностей СМИ, начинает меняться контекст общественного развития. СМИ играют значимую роль в формировании информационного общества, представляют собой особый социальный институт, основная задача которого регулирование потребностей населения за счет формирования соответствующего информационного поля.
Результаты деятельности СМИ проявляются в формировании устойчивых потребительских норм во всех сферах деятельности. Таким образом, в информационном обществе СМИ получают возможность участвовать в регулировании общественного развития и воспроизводства при помощи формирования потребностей населения.
Массово-коммуникативный процесс инициируется и поддерживается деятельностью основных субъектов-участников: государственными структурами, бизнес-сообществом, аудиторией и СМИ, деятельность каждого субъекта массово-коммуникативного процесса является целенаправленной и управляется его интересами. Субъекты, производящие информацию, заинтересованы в воздействии на аудиторию с целью формирования потребностей, выгодных источнику информации. Аудитория, со своей стороны, потребляет информацию с целью формирования адекватных потребительских норм, соответствующих данному типу общественного воспроизводства. Средства массовой информации являются посредником в этом процессе.
Эффективность деятельности СМИ по освещению той или иной проблематики может быть оценена на основе того, насколько транслируемая информация удовлетворяет потребности населения в информации, необходимой для ориентации в жизненной ситуации, принятия важных решений, выстраивания стратегии поведения в складывающихся условиях.
Влияние СМИ, в частности, проявляется в изменениях профессиональной структуры общества. Это означает, что благодаря широкой доступности СМИ, профессионально-квалификационную структуру общества можно задавать заранее, целесообразно путем формирования определенных профессионально-квалификационных предпочтений аудитории.
Нужна помощь в написании реферата?
Анализ содержания и качества информационного отображения профессионально-квалификационной структуры российского общества в печатных СМИ показывает, какие ориентиры и ценностные установки в отношении профессий привносят СМИ в информационное поле аудитории. В проанализированных материалах обнаружилась ориентация на освещение доходных и престижных профессий, нежели на освещение текущей общественной потребности в специалистах и реально существующую профессиональную структуру общества.
Учитывая тот факт, что средства массовой информации являются мощнейшим инструментом формирования информационного поля аудитории, наблюдаемые тенденции в длительном периоде будут усугублять негативные явления, связанные с дефицитом кадров некоторых специальностей и дисбалансом существующей профессиональной российского общества.
Мнения исследователей по поводу места и роли СМИ в системе новых общественных отношений также разнятся. Одни считают, что в информационную эпоху систему массовых коммуникаций ожидают кардинальные изменения, когда вместо нескольких доминирующих каналов информации появится дифференцированная система интерактивных СМИ, максимально обеспечивающих разнообразные интересы аудитории. Другие утверждают, что уже сложившаяся система отношений сохранится, перейдя на глобальный уровень. СМИ, как и прежде, будут поддерживать интересы крупных корпораций, распространять ценности и образы, свойственные обществу потребления. Структура СМИ в информационном обществе будет характеризоваться наличием ограниченного числа крупных медиа-конгломератов, делящих между собой мировой информационный рынок.
Поскольку СМИ играют важную роль в обеспечении социального воспроизводства общества, а также выступают посредником в обмене информацией между социальными институтами и населением, то в качестве главной функции СМИ рассматривается формирование информационного поля населения, соответствующего условиям устойчивого воспроизводства общества.
Следующая функция СМИ заключается в обеспечении деятельности социальных институтов, путем формирования социальной коммуникации, которая позволяет институтам общества своевременно реагировать на изменения в общественных потребностях. Что, в свою очередь, позволяет поддерживать связность и устойчивость данного общественного устройства при помощи распространения и внедрения в сознание аудитории систем ценностей и норм, а также деятельности по поддержанию установившейся ценностной системы.
Структура системы СМИ в информационном обществе характеризуется наличием ограниченного числа крупных медиа-конгломератов, делящих между собой мировой информационный рынок. Характерной чертой современного рынка СМИ является то, что на нем все более важную роль играют транснациональные субъекты, рассматривающие мировое информационное пространство как единое целое. При этом, национальные СМИ испытывают все более возрастающую зависимость от мирового медиа рынка.
Нужна помощь в написании реферата?
Радикальные изменения коммуникативной ситуации приводят к трансформациям системы массовых коммуникаций: наравне с сохранившимися традиционными СМИ (пресса, радио и телевидение) начинают функционировать новые онлайновые медиа (электронные газеты, информационные агентства), а традиционные СМИ меняют свою структуру и принципы функционирования.
Заключение
Таким образом, наше время не напрасно называют веком информации — ведь информация стала средством социального развития.
В этой связи становиться возможным определение системы современных средств массовой информации и коммуникации как социального института.
Во — первых, он имеет вполне определенную устойчивую структуру, характеризуемую как совокупностью объектов, на которые направлено его воздействие, как то человек, малые человеческие группы и коллективы (трудовые, бытовые, религиозные и т.д.), а также крупные, организованные человеческие сообщества со сложной системой зависимостей между их участниками (государства и их объединения), так и средствами и законами социального взаимодействия между этими объектами: книга, пресса, радио, телевидение, компьютерные сети и т.д.
Во — вторых, существование и взаимодействие элементов института подчиняются вполне определенным социальным законам.
В — третьих функционирование социального института массовой информации порождает огромное число значимых социальных явлений и процессов, фундаментальными и элементарными из которых, например, являются социальное развитие (образование, социальный опыт, расширение представлений о мире и т.д.), социальные трансформации (исчезновение старых, формирование новых форм общественных объединений и глобальных сообществ и т.п.), социальный процесс (осознание и изучение людьми самих социальных процессов и управление ими).
Нужна помощь в написании реферата?
Список использованных источников