Социальная экология как наука

Социальная экология

Возникновение и развитие социальной экологии

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ

Социальная экология – комплексная научная дисциплина о закономерностях взаимодействия в системе «человек-общество-природа», в которой общество и природа рассматриваются как среда обитания биосоциального существа – человека.

Социальная экология является сравнительно молодой научной дисциплиной. Ее возникновение следует рассматривать в контексте развития биологии, которая постепенно поднималась до уровня широких теоретических концепций, и в процессе ее развития появляются попытки создания единой науки, изучающей взаимоотношения природы и общества.

Таким образом, возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, согласно которому природный и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга.

Какие факторы оказали влияние на возникновение и развитие социальной экологии?

Во-первых, появились новые понятия в изучении человека как общественного существа. Во-вторых, с введением новых понятий в экологии (биоценоз, экосистема, биосфера) стала очевидной необходимость исследования закономерностей в природе с учетом данных не только естественных, но и общественных наук. В-третьих, исследования ученых привели к выводу о возможности существования человека в условиях ухудшающегося состояния окружающей среды, вызванного нарушением экологического равновесия. В-четвертых, на возникновение и формирование социальной экологии оказало влияние также и то, что угроза экологическому равновесию и его нарушения возникают не только как конфликт индивида или группы с его природной средой, но и как результат сложного взаимоотношения трех совокупностей систем: природной, технической и социальной. Стремление ученых познать эти системы привело к возникновению и развитию социальной экологии, с целью их координации во имя защиты и охраны окружающей среды человека (как природного и общественного существа).

Ученые начали искать пути выхода из создавшегося положения. В результате они пришли к выводу о том, что экологические проблемы связаны с общественными отношениями. То есть все экологические нарушения должны быть проанализированы с точки зрения ревизии социальных проблем в промышленно развитых странах.

Признание социальная экология как наука получила на Всемирном социологическом конгрессе (Варна, 1970), когда был создан исследовательский комитет Международной Социологической Ассоциации по социальной экологии и, тем самым, предпосылки для ее более быстрого развития и более четкого определения ее предмета.

Таким образом, возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, согласно которому физический (природный) и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга, а для защиты природы от разрушения требуется создание социоэкологических механизмов, защищающих это равновесие. Чтобы сформулировать социоэкологические механизмы и овладеть экологической проблематикой, необходимо опираться на данные не только естественных, но и общественных наук, так как защита природы должна быть связана с защитой социальной среды. Поэтому в этой области должны работать не только биологи, химики, математики, но и ученые, занимающиеся общественными науками.

Итак, социальная экология изучает отношения человека и его среды обитания, анализирует в контексте социальные процессы (и отношения), учитывая при этом особенности человека как природно-общественного существа, что влияет и на элементы его среды обитания, и на его отношения к ним. Социальная экология опирается на знания гуманной экологии.

Главной целью социальной экологии является оптимизация сосуществования человека и окружающей среды на системной основе.

Социальная экология как наука имеет свои специфические задачи и функции. Её главными задачами являются:

1) исследование отношения между человеческими сообществами и окружающей географически-пространственной, социальной и культурной средой;

2) исследование прямого и побочного влияния производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды;

3) изучение вопросов управления и рационализации взаимоотношений человека и природы;

4) предложение эффективных способов воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле;

5) экологическое просвещение, воспитание, образование.

Содержание социальной экологии проявляется в функциях.

Природоохранная функция социальной экологии состоит в изучении взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой; в рассмотрении вопросов развития экологической демографии, миграционных процессов, сохранения и развития здоровья, совершенствования физических и психологических возможностей человека, влияния различных факторов окружающей среды на человеческий организм; охраны человека от природных катаклизмов (наводнения, землетрясения); охраны природы от варварского отношения к ней человека.

Теоретическая функция социальной экологии имеет своей целью, прежде всего, разработку основных концептуальных парадигм (примеров), объясняющих характер экологического развития общества, человека и природы на разных исторических этапах.

Прагматический аспект экологии находит свое воплощение в повышении профессиональной значимости кадров экологов.

Прогностическая функция предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив человеческого пребывания на нашей планете, принятие кардинальных решений, решительных действий всех людей мира, чтобы избежать экологической катастрофы.

Как и всякая наука, экология обладает целым комплексом различных методов и приемов исследований. Одна часть этих методов носит общенаучный, другая часть специфический характер. Экологическая наука в своем развитии использовала методы и данные географии, геологии, биологии, антропологии для изучения древнейших этапов человеческой истории.

Сегодня социальная экология признана как учебная дисциплина и интегративная наука, которая включает ряд общих теорий и наиболее общих законов движения природы, общества и мышления.

Первая часть социальной экологии – общая теория природопользования. Она состоит из учений о биосфере и об охране природы, о рациональном использовании природных ресурсов и теории экологической технологии.

Вторая часть – это глобальная (или общая) экология, куда входят общее землеведение, экологическое и технологическое ресурсоведение, учение о преобразовании биосферы и космонавтика.

Третья часть – экология человека, которая объединяет демографию, органическую медицину, общую геронтологию, антропогенетику, учения о защите и улучшении окружающей среды.

Синтез всех этих общих теорий и их автономное развитие составляет содержание фундаментальных исследований по социальной экологии.

Источник

Социальная экология – законы, задачи и цели социальной экологии кратко

Экология человека и социальная экология

Социальная экология как наука. Смотреть фото Социальная экология как наука. Смотреть картинку Социальная экология как наука. Картинка про Социальная экология как наука. Фото Социальная экология как наука

Социальная экология – одна из наиболее молодых экологических наук, она появилась во время так называемого «второго расширения предмета экологии», на рубеже 1960-х-1970-х гг. В это время появился целый комплекс новых дисциплин, в значительной мере изменивших само понимание экологии – ранее одной из биологических наук.

Термин «социальная экология» фактически подразумевает экологию любых сообществ, т.е. может трактоваться в синэкологическом, демэкологическом смысли и т.д., без «привязки» к конкретному виду. Однако принято понимать под этим термином исключительно экологию человеческого общества.

Структура социальной экологии

К нынешнему времени в структуре социальной экологии существует три главных направления:

Изучение взаимоотношений общества с его окружающей средой на планетарном уровне. Это глобальная экология. В этой дисциплине также произошел переход от преимущественно климатологических и геологических аспектов к социальным, а также глобальному влиянию антропогенных факторов на природу.

Изучение специфики взаимодействия с природной средой разных групп населения и человеческого общества в целом. Это «классическая» социальная экология, или социальная экология в узком понимании.

Основной проблематикой данной дисциплины является взаимосвязь и взаимовлияние отношений человека к своему социальному и природному окружению.

В том числе важной проблемой является антропоцентризм – восприятие человеком, крупными социальными группами и обществом в целом себя как центра мироздания, что порождает множество как социальных и политических, так и экологических неблагоприятных последствий для человечества.

Экология человека. Предметом этой науки является изучение системы взаимоотношений с окружающей средой человека именно как биологического существа. Сюда относятся проблемы целенаправленного управления здоровьем человека, населения, усовершенствование человека как биологического вида, прогностика воздействия на здоровье динамики среды обитания, нормирование в системах жизнеобеспечения и т.д.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Экология человека как одно из направлений социальной экологии

Экология человека является на сегодняшний день наиболее разработанным направлением социальной экологии, во многом потому, что она имеет дело не столько с обществом, как организованной (или неорганизованной) совокупностью людей, сколько с конкретными индивидами. Исторически на заре экологической науки аутэкология также развивалась быстрее синэкологии, что, видимо, отражает интуитивно более легкое понимание исследователями закономерностей, действующих на уровне индивида, чем сообщества.

Экология человека решает наименее дискуссионные и более понятные населению вопросы, чем прочие отрасли социальной экологии. Поэтому в общественном сознании они считаются и более актуальными. Кроме того, именно по этим вопросам возможна не только разработка, но и применение тех или иных рекомендаций.

Если, например, в плане глобального взаимодействия общества и природы рекомендации, предложенные уже десятилетия назад (например, результаты работы римского Клуба) по разным причинам так и не были использованы обществом, то, например, в сфере охраны здоровья, нормирования содержания или выбросов вредных веществ они хотя бы в некоторой степени применяются на практике.

Специфика методологии социальной экологии

Положение социальной экологии на стыке естественных, гуманитарных и технических наук, а также специфика предмета исследования определяет применение в комплексе естественнонаучных методов, методов гуманитарных наук и методологии системных исследований.

Важную роль в этой науке играет методология глобального моделирования. В ее структуре исследуются причинно-следственные связи между социальными и экологическими явлениями, изучается общая структура основных связей между уровнями, осуществляется количественная оценка материала, изучение роли каждого из факторов по отдельности и всей их совокупности в целом, и т.д.

Основная задача социальной экологии состоит в создании теории динамики взаимоотношений человека и природы, научной основы преобразования человеком природной среды.

Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние

Социальная экология как наука. Смотреть фото Социальная экология как наука. Смотреть картинку Социальная экология как наука. Картинка про Социальная экология как наука. Фото Социальная экология как наука

Существует несколько определений социальной экологии.

Социальная экология — научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой (Николай Реймерс).

Но подобное определение специфику данной науки не отражает. Социальная экология в настоящее время формируется как частная самостоятельная наука со специфическим предметом исследования, а именно:

– состав и особенности интересов социальных слоёв и групп, эксплуатирующих природные ресурсы;

– восприятие разными социальными слоями и группами экологических проблем и мер по регулированию природопользования;

– учёт и использование в практике природоохранных мероприятий особенностей и интересов социальных слоёв и групп

Таким образом, социальная экология — наука об интересах социальных групп в сфере природопользования.

Виды социальной экологии

Социальная экология делится на такие виды:

Основные задачи и проблемы

Основной задачей социальной экологии является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности.

Проблемы социальной экологии в основном сводятся к трем основным группам:

планетарного масштаба — глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации;

регионального масштаба — изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология);

микромасштаба — изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города или социология города).

Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.

Под средой обитания обычно понимают природные тела и явления, с которыми организм (организмы) находятся в прямых или косвенных взаимоотношениях. Отдельные элементы среды, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями (адаптациями), носят название факторов.

Наряду с термином «среда обитания» используются также понятия «экологическая среда», «местообитание», «окружающая среда», «окружающая природная среда», «окружающая природа» и др. Четких различий между этими терминами нет, но на некоторых из них следует остановиться.

В частности, под популярным в последнее время термином «окружающая среда» понимается, как правило, среда, в той или иной (в большинстве случаев в значительной) мере измененная человеком.

К ней близки по смыслу «техногенная среда», «антропогенная среда», «промышленная среда».

Природная среда, окружающая природа это среда, не измененная человеком или измененная в малой степени. С термином «местообитание» обычно связывается та среда жизни организма или вида, в которой осуществляется весь цикл его развития.

В «Общей экологии» речь обычно идет о природной среде, окружающей природе, местообитаниях; в «Прикладной и социальной экологии» – об окружающей среде.

Этот термин часто считают неудачным переводом с английского environment, поскольку отсутствует указание на объект, который окружает среда.

Влияние среды на организмы обычно оценивают через отдельные факторы (лат. делающий, производящий). Под экологическими факторами понимается любой элемент или условие среды, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями, или адаптациями. За пределами приспособительных реакций лежат летальные (гибельные для организмов) значения факторов.

Специфика действия антропогенных факторов на организмы.

Можно выделить несколько специфических особенностей действия антропогенных факторов. Важнейшие из них следующие:

1) нерегулярность действия и в связи с этим непредсказуемость для организмов, а также высокая интенсивность изменений, несоизмеримая с адаптационными возможностями организмов;

2) практически неограниченные возможности действия на организмы, вплоть до полного из уничтожения, что свойственно природным факторам и процессам лишь в редких случаях (стихийные бедствия, катаклизмы).

Воздействия человека могут быть как целенаправленными, типа конкурентной борьбы с организмами, именуемыми вредителями и сорняками, так и непреднамеренные промысла, загрязнений, разрушения местообитаний и т. п.

3) являясь результатом деятельности живых организмов (человека), антропогенные факторы действуют не как биотические (регулирующие), а как специфические (модифицирующие).

Эта специфика проявляется либо через изменение природной среды в направлении неблагоприятном для организмов (температура, влага, свет, климат и т. п.

), либо посредством привнесения в среду чуждых организмам агентов, объединяемых термином «ксенобиотики»;

4) ни один вид не совершает никаких действий во вред самому себе. Эта особенность присуща только человеку, наделенном разумом.

Именно человеку приходится в полной мере получать отрицательные результаты от загрязняемой и разрушаемой среды.

Биологические виды одновременно изменяют и кондиционируют среду ; человек, как правило, изменяет среду в неблагоприятном для себя и других существ направлении;

5) человек создал группу социальных факторов, которые являются средой для самого человека. Действие этих факторов на человека, как правило, не менее значительно, чем природных. Интегральным проявлением действия антропогенных факторов является специфическая среда, созданная влиянием этих факторов.

Человек, а в значительной мере и другие существа в настоящее время живут в среде, которая является результатом действия антропогенных факторов.

Она отличается от той классической среды, которая рассматривалась в общей экологии в ранге действия природных абиотических и биотических факторов.

Заметное изменение человеком среды началось с тех пор, когда он от собирательства перешел к более активным видам деятельности, таким как охота, а затем одомашнивание животных и выращивание растений.

С этого времени начал работать принцип «экологического бумеранга»: любое воздействие на природу, которое последняя не могла ассимилировать, возвращалось к человеку как негативный фактор. Человек все больше отделял себя, от природы и заключал в оболочку созданной им самим среды. Контакт человека с природной средой все более и более уменьшался.

Социальная экология

Социальная экология как наука. Смотреть фото Социальная экология как наука. Смотреть картинку Социальная экология как наука. Картинка про Социальная экология как наука. Фото Социальная экология как наука

Содержание

Социальная экология анализирует отношение человека в присущем ей гуманистическом горизонте с точки зрения его соответствия историческим потребностям человеческого развития, в ракурсе культурной оправданности и перспективы, через теоретическое постигание мира в его общих определениях, которые выражают меру исторического единства человека и природы. Любой ученый обдумывает главные понятия проблемы взаимодействия общества и природы через призму своей науки. Понятийно-категориальный аппарат социоэкологии формируется, развивается и совершенствуется. Этот процесс многообразный и охватывает все стороны социоэкологии не только в объективном, но и в субъективном плане, своеобразно отражая научное творчество и воздействуя на эволюцию научных интересов и поисков как отдельных ученых, так и целых коллективов.

Подход к обществу и природе, который предлагает социальная экология, может показаться более интеллектуально требовательным, но зато он избегает упрощенности дуализма и незрелости редукционизма.

Социальная экология пытается показать то, как природа мед ленно, по фазам трансформировалась в общество, не игнорируя различия между ними, с одной стороны, и степень их взаимопроникновения, с другой.

Каждодневная социализация молодежи семьей не в меньшей степени основана на биологии, чем постоянная забота медицины о стариках – на устоявшихся социальных факторах.

Мы никогда не престанем быть млекопитающими со своими первичными инстинктами, но мы институциализировали их и следовали им с помощью разнообразных общественных форм. Итак, социальное и природное постоянно проникают друг в друга, не теряя своей особенности в этом процессе взаимодействия.

Целью контрольной работы является рассмотрение экологического аспекта в социальной работе.

Для достижения поставленной цели нужно решить ряд следующих задач:

– дать определение социальной экологии;

– изучить социально-экологическое взаимодействие;

– обозначить социально-экологическое воспитание;

– рассмотреть экологические аспекты в социологии Хьюза.

1 Понятие социальной экологии

Одной из важнейших проблем, стоящих перед исследователями на современном этапе становления социальной экологии, является выработка единого подхода к пониманию ее предмета.

Сегодня все большее число исследователей склоняются к расширенному толкованию предмета социальной экологии. Так, по мнению Д.Ж.

Марковича, предметом изучения современной социальной экологии, понимаемой им как частная социология, являются специфические связи между человеком и средой его обитания.

Основные задачи социальной экологии исходя из этого могут быть определены следующим образом: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни.

Несколько иную, но не противоречащую предыдущей, интерпретацию предмета социальной экологии дают Т.А. Акимова и В.В. Хаскин.

С их точки зрения, социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания.

Некоторые исследователи при определении предмета социальной экологии склонны особо отмечать ту роль, которую эта молодая наука призвана сыграть в гармонизации взаимоотношений человечества со средой своего обитания. По мнению Э. В.Гирусова, социальная экология должна изучать прежде всего законы общества и природы, под которыми он понимает законы саморегуляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности.

2 Социально-экологическое взаимодействие

Л.В. Максимова выделяет два основных аспекта при изучении отношений человека с окружающей средой. Во-первых, изучается вся совокупность воздействий, оказываемых на человека средой и различными средовыми факторами.

Абиотические факторы – факторы неорганической природы (свет, температура, влажность, давление, физические поля – гравитационное, электромагнитное, ионизирующая и проникающая радиация и пр.).

Вторым аспектом исследования взаимоотношений человека и среды является изучение проблемы адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям.

Понятие адаптация человека выступает одним из фундаментальных понятий современной социальной экологии, отражая прoцесс связи человека с окружающей средой и ее изменениями.

Первоначально появившись в рамках физиологии, термин «адаптация» скоро проник в другие области знания и стал применяться для описания широкого круга явлений и процессов в естественных, технических и гуманитарных науках, положив начало формированию обширной группы понятий и терминов, отражающих различные стороны и свойства процессов приспособления человека к условиям окружающей его среды и его результат.

Термин «адаптация человека» используется не только для обозначения процесса приспособления, но и также для осмысления свойства, приобретаемого человеком в результате этого процесса, – приспособленности к условиям существования. Л.В. Максимова считает впрочем, что в этом случае более уместно говорить об адаптированности.

Однако даже при условии однозначного толкования понятия адаптации ощущается его недостаточность для описания обозначаемого им процесса.

Это находит отражение в появлении таких уточняющих понятий, как деадаптация и реадаптация, характеризующих направленность процесса (деадаптация – постепенная утрата адаптивных свойств и, как следствие, снижение приспособленности; реадаптация – обратный процесс), и термина дизадаптация (расстройство приспособления организма к изменяющимся условиям существования), отражающего характер (качество) этого процесса.

Понятие социальная экология

Социальная экология как наука. Смотреть фото Социальная экология как наука. Смотреть картинку Социальная экология как наука. Картинка про Социальная экология как наука. Фото Социальная экология как наука

Социальная экология — научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой (Николай Реймерс).

Но подобное определение специфику данной науки не отражает. Социальная экология в настоящее время формируется как частная самостоятельная наука со специфическим предметом исследования, а именно:

состав и особенности интересов социальных слоёв и групп, эксплуатирующих природные ресурсы;

восприятие разными социальными слоями и группами экологических проблем и мер по регулированию природопользования;

учёт и использование в практике природоохранных мероприятий особенностей и интересов социальных слоёв и групп

Таким образом, социальная экология — наука об интересах социальных групп в сфере природопользования.

Задачи социальной экологии

Целью социальной экологии является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды. Социальная экология призвана уяснить и помочь преодолеть разрыв между человеком и природой, между гуманитарным и естественнонаучным знанием.

Социальная экология как наука должна устанавливать научные законы, свидетельства об объективно имеющихся необходимых и существенных связях между явлениями, признаками которых являются общий характер, постоянство и возможность их предвидения, надо таким образом формулировать основные закономерности взаимодействия элементов в системе «общество – природа», чтобы это позволило установить модель оптимального взаимодействия элементов в этой системе.

Установливая законы социальной экологии, следует прежде всего указать на те из них, которые исходили из понимания общества как экологической подсистемы. Прежде всего это законы, которые в тридцатые годы были сформулированы Бауэром и Вернадским.

Первый закон говорит о том, что геохимическая энергия живой материи в биосфере (включая и человечество как высшее проявление живой материи, наделенное разумом) стремится к максимальному выражению.

Второй закон содержит констатацию того, что в ходе эволюции остаются те виды живых существ, которые своей жизнедеятельностью максимально увеличивают биогенную геохимическую энергию.

Социальная экология выявляет закономерности взаимоотношений природы и общества, которые столь же фундаментальны, сколь и закономерности физические.

Но сложность самого предмета исследований, в который входят три качественно различные подсистемы – неживая и живая природа и человеческое общество, и непродолжительное время существования данной дисциплины приводят к тому, что социальная экология, по крайней мере в настоящее время, преимущественно эмпирическая наука, а формулируемые ею закономерности представляют собой предельно общие афористичные утверждения (как, например, “законы” Коммонера).

Закон 1. Всё связано со всем. Этот закон постулирует единство Мира, он говорит нам о необходимости искать и изучать природные истоки событий и явлений, возникновение связующих их цепочек, устойчивость и изменчивость этих связей, появление в них разрывов и новых звеньев, стимулирует учиться эти разрывы залечивать, а также предсказывать ход событий.

Закон 2. Все должно куда – то деваться. Нетрудно увидеть, что это, по существу, просто перефразировка известных законов сохранения. В наиболее примитивном виде эту формулу можно трактовать так: материя не исчезает. Закон следует распространить и на информацию и на духовное. Этот закон нацеливает нас на изучение экологических траекторий движения элементов природы.

Закон 3. Природа знает лучше. Любое крупное вмешательство человека в природные системы вредно для нее. Этот закон как бы отделяет человека от природы.

Суть его состоит в том, что все, что было создано до человека и без человека, является продуктом длительных проб и ошибок, результатом сложного процесса, опирающегося на такие факторы, как изобилие, изобретательность, безразличие к индивидам при всеохватывающем стремлении к единству. В своем становлении и развитии природа выработала принцип: что собирается, то и разбирается.

В природе же суть этого принципа состоит в том, что естественным путем не может быть синтезировано ни одно вещество, если нет средства его разрушить. На этом основан весь механизм цикличности. Человек же в своей деятельности этого не всегда предусматривает.

Закон 4. Ничто не дается даром. Иными словами, за все надо платить. По существу, это второй закон термодинамики, говорящий о наличии в природе фундаментальной асимметрии, т. е. однонаправленности всех происходящих в ней самопроизвольных процессов.

При взаимодействии термодинамических систем с окружающей средой есть только два способа передачи энергии: выделение теплоты и работа. Закон говорит о том, что для увеличения своей внутренней энергии природные системы создают наиболее благоприятные условия — они «пошлин» не берут.

Вся произведенная работа без всяких потерь может переходить в теплоту и пополнять запасы внутренней энергии системы. Но, если мы делаем обратное, т. е. хотим произвести работу за счет запасов внутренней энергии системы, т. е. через теплоту сделать работу, мы должны платить.

Всю теплоту превратить в работу нельзя. Всякая тепловая машина (техническое устройство или природный механизм) имеет холодильник, который, как налоговый инспектор, производит сбор пошлины. Таким образом, закон констатирует, что нельзя прожить бесплатно.

Даже самый общий анализ этой истины показывает, что мы живем в долг, так как платим меньше реальной стоимости товара. Но, как известно, рост долга приводит к банкротству.

Понятие закона трактуется большинством методологов в смысле однозначной причинно-следственной связи. Более широкую трактовку понятия закона как ограничения разнообразия дает кибернетика, и она больше подходит к социальной экологии, выявляющей фундаментальные ограничения человеческой деятельности.

Было бы нелепо выдвигать в качестве гравитационного императива, что человек не должен прыгать с большой высоты, поскольку гибель в этом случае ждет неминуемо. Но адаптационные возможности биосферы, позволяющие компенсировать нарушения экологических закономерностей до достижения определенного порога, делают экологические императивы необходимыми.

Главный из них можно сформулировать так: преобразование природы должно соответствовать ее возможностям адаптации.

Одним из способов формулирования социально-экологических закономерностей является перенесение их из социологии и экологии.

Например, в качестве основного закона социальной экологии предлагается закон соответствия производительных сил и производственных отношений состоянию природной среды, который является модификацией одного из законов политэкономии.

Закономерности социальной экологии, предложенные, исходя из исследования экосистем, мы рассмотрим после ознакомления с экологией.

Социальная экология (2)

Социальная экология как наука. Смотреть фото Социальная экология как наука. Смотреть картинку Социальная экология как наука. Картинка про Социальная экология как наука. Фото Социальная экология как наука

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Актуальность темы охраны окружающей среды чрезвычайно велика. Нужно отметить, что само это понятие достаточно ново, если смотреть с позиции истории природопользования человечества.

Цель нашей работы – рассмотреть наиболее общие, методологические вопросы природоохранной деятельности.

Задачи, поставленные в работе, это: определить основные методы охраны окружающей среды, а также направления природоохранной деятельности.

Состояние окружающей нас на Земле среды, прежде всего качество воздуха, вод и почв, с незапамятных времен тесно связано с человеческой деятельностью.

Незначительные изменения среды, сначала в ограниченных по времени и площади масштабах, отмечались уже в те времена, когда наши предки основали первые постоянные поселения.

Проблема качества окружающей среды возникла многие столетия спустя – во времена бурного развития промышленности и роста крупных городов. Человечество неумолимо подходит к роковой черте, когда само его существование поставлено под вопрос.

Еще не так давно густые облака дыма из заводских труб, реки с жидкостью, лишь отдаленно напоминающей воду из колодцев или горных потоков, обширные отвалы породы на месте некогда урожайных полей считались неизбежными спутниками процветающего общества и чуть ли не единственными признаками благосостояния.

Переоценка началась недавно – во второй половине XX столетия. Рост населения и развивающаяся стремительными темпами промышленность настолько сильно влияют на качество воды, воздуха, почв, и притом в глобальном масштабе, что состояние окружающей среды угрожает устойчивому существованию многих растительных и животных сообществ в экосистеме и может представлять угрозу для человечества.

1. Проблема комплексности социальной экологии

Социальная экология (социоэкология) – наука, сформировавшаяся в 70 80 гг. прошлого столетия. Ее предмет – взаимоотношения общества и природы; основная задача – гармонизация этих отношений.

Если гармония будет достигнута, то существующая ныне социоприродная система фактически будет представлять новое состояние биосферы, которому В. И. Вернадский дал определение как «ноосфера» (от греч. noos – разум).

Исходя из этого, социальную экологию можно назвать учением о ноосфере, о путях и способах ее целенаправленного формирования.

В социальной экологии речь идет о природных условиях существования человеческого общества (социальных систем), способного воздействовать на природную среду таким образом, что возникает «вторая природа». Именно на таких исследованиях сформировалась система экологических стандартов, на которых базируется контроль за состоянием окружающей среды, формируются экономические и правовые основы природопользования1.

Связи науки об охране окружающей среды с другими науками разнообразны Ученые — представители разнообразных наук занимаются вопросами охраны окружающей среды.

Научные основы охраны живой природы базируются на данных экологии и особенно биоценологии, поэтому экологи стали занимать заметное место в развитии научных принципов охраны окружающей среды, нередко рассматривая охрану окружающей среды как прикладную экологию.

Специфичность науки об охране окружающей среды заключается в охвате исследованием большого разнообразия явлений в природе и обществе, в необходимости использования для построения выводов и вскрытия данных всех наук. Эти ее особенности делают охрану окружающей среды комплексной наукой.

По существу все социальные и естественные науки предоставляют ей факты и обобщения, необходимые для построения природоохранных выводов.

Помимо биологии и экологии тесная связь у охраны окружающей среды существует с астрономией, географией, геологией, геомедициной, физикой, математикой, химией, сельскохозяйственными и техническими науками.

В исследования по охране окружающей среды, особенно в 80— 90-х годах XX столетия, включились социологи, экономисты, философы. Необходимость охраны окружающей среды вызвана в первую очередь производственной деятельностью человека, следовательно, изучению подлежат причины, вызывающие изменения в природе. Это относится к области гуманитарных наук.

На основании отмеченных положений и правил можно сделать заключение, что охрана окружающей природной среды должна быть комплексной. Охраняться должна не сумма отдельных природных ресурсов, а природный комплекс, включающий различные компоненты, соединенные естественными связями, сложившимися в процессе длительного исторического развития.

2. Проблемы методологии природоохранной деятельности

Сложность, многоплановость и противоречивость экологической проблемы затрудняет разработку общечеловеческой стратегии экологического поведения, тормозит процесс выработки наиболее приемлемого пути развития общества в эпоху НТР.

Можно выделить три составляющие экологической проблемы: биологическую, техническую; социально-экономическую2. Но отдельных аспектов и направлений значительно больше. Это, во-первых, вопросы экономики, права, мониторинга, управления качеством окружающей среды и т. д.

все больше возрастает значимость социально-экономического направления этого вопроса. Сложность его определяется объективной неоднозначностью самого процесса взаимодействия общества и природы.

Здесь переплетаются законы развития природы и общества, сталкиваются биологические интересы природы и социальные требования общества.

В конце 1970-х годов был выдвинут тезис о том, что нет науки, которая могла бы совершенно игнорировать задачи охраны природы и рационального природопользования.

Сейчас вопросами охраны окружающей среды и рационального природопользования активно занимаются такие науки, как география, экономика, физика, химия, биология, история, математика и многие другие3.

Естественно, при этом они используют свою научную методологию.

Методологической основой социальной экологии служит диалектико материалистический метод исследования всех процессов и явлений, происходящих в природе и обществе, а ее своеобразным стержнем стала экономика природопользования.

Среди методов, которые использует охрана окружающей среды, один из важнейших — правовое регулирование деятельности людей, которая может нанести вред природе. Это уже вопросы юридической науки.

Таким образом, заострим еще раз внимание на том, что идеи охраны окружающей среды проникают во многие отрасли народного хозяйства и она стала непременным разделом разнообразных наук4.

Из закона всеобщей взаимосвязи вытекает ряд положений, имеющих важное значение дела охраны окружающей природной среды.

Первое положение сводится к тому, что все явления природы имеют множественное значение и должны оцениваться со всех точек зрения. К каждому явлению следует подходить с учетом интересов разных отраслей производства и сохранения восстановительной силы самой природы.

Так, лес рассматривается в первую очередь как источник древесины и химического сырья. Однако леса имеют водорегулирующее, почвозащитное, климатообразующее значение. Лес важен как место отдыха людей. В этих случаях промышленное значение леса отодвигается на второй план.

Река для одних представляется удобным средством транспорта, для других лишь сточной канавой для отработанных вод промышленности. Гидроэнергетики считают, что воды «бесполезно» стекают в море, если на реке не сооружена электростанция.

Каждый судит со своей точки зрения и стремится использовать реку по-своему. Между тем река имеет многие и другие значения.

Реки стекают не бесполезно, а доставляют в море биогенные вещества, обеспечивая тем самым богатство в них органической жизни, в том числе и богатство промысловой рыбы.

Второе положение заключается в необходимости строгого учета местных условий при использовании и охране природного ресурса. Его называют правилом региональности. Особенно это касается использования водных и лесных богатств. Нет ничего более губительного, чем интенсивное расходование ресурса, где он дефицитен, на основании того, что в других местах этот ресурс находится в избытке.

Третье положение, вытекающее из взаимной связи предметов и явлений в природе, состоит в том, что охрана одного объекта природы означает одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных.

3. Основные направления охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды, осуществляемая человеком с древнейших времен, постепенно развивалась и совершенствовалась. Расширялись и усложнялись и цели охраны окружающей среды. Если прежде основным мотивом природоохранительных мероприятий была забота о материальном благополучии, то в настоящее время цели охраны окружающей среды стали более широкими и разнообразными.

Можно выделить следующие основные аспекты, или направления охраны окружающей среды: социально-политический, правовой, эколого экономический, социально-гигиенический, технико-технологический, воспитательный, эстетический и научно-познавательный.

Социально-политический аспект при наличии разных социальных систем связан с решением проблемы охраны окружающей природной среды в масштабах всего человечества.

Возникновение социально-политической проблемы обусловлено объективными факторами, во-первых, в связи с неделимостью биосферы загрязнение природной среды невозможно удержать в территориальных границах страны, где это происходит, во- вторых, каким бы мощным экономическим и научно-техническим потенциалом ни обладала отдельная страна, она не может полностью решить такую сложную и многогранную проблему. Потребовалось принятие необходимых мер не только на национальном, но и на международном уровне.

Можно сформулировать правовую основу охраны окружающей среды как установленную Законом систему мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование, восстановление и умножение природных богатств.

Возникновением такой системы мер закон регулирует общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и как результат – возникновение совокупности природоохранных правоотношений.

Эколого-экономический аспект — важнейший мотив охраны окружающей природной среды не только в прошлом, но и в настоящее время. Своим возникновением и развитием он обусловлен бурным ростом производства и научно-технической революцией. Важность этого аспекта определяется той огромной ролью, которую играют природные ресурсы в экономике людей.

В современных условиях, когда в хозяйственный оборот вовлечена масса разнообразных природных веществ и имеет место все возрастающее уменьшение запасов многих природных ресурсов, значимость эколого-экономического аспекта охраны окружающей природной среды возрастает.

Необходимо помнить, что в системе «экономика — среда» предпочтение не может быть отдано ни экономике перед окружающей средой, ни окружающей среде перед экономикой.

Следует обеспечить такое взаимодействие, при котором высокие темпы расширенного воспроизводства, экономического роста и повышения народного благосостояния сочетались бы как с сохранением, так и непрерывным улучшением и развитием не только отдельных компонентов, но и всей окружающей среды.

Социально-гигиенический аспект. В нашей стране социально гигиенический аспект охраны окружающей природной среды отражает принцип приоритета в охране здоровья и сохранения благоприятных гигиенических условий жизни населения.

Так, воздух в сосновом лесу насыщен озоном, лишен промышленных выбросов и других загрязнений, имеющих место в атмосфере крупных городов. Чистая вода горных рек, определенный климат местности и множество других благоприятных природных факторов положительно действуют на организм человека.

Важным принципом в области изучения взаимодействия организма и окружающей среды является учет биологической нормы адаптационных возможностей организма.

Технико-технологический аспект охраны окружающей среды нацелен на организацию производства по принципу безотходности. Реальный путь экологизации технологии — это постепенный переход к малоотходным, а затем и безотходным замкнутым циклам, что дает возможность достигнуть рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Воспитательный аспект. Трудно переоценить и воспитательное значение природы. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах развивают любознательность, патриотизм, формируют лучшие стороны характера. Поэтому важным направлением в охране окружающей среды стало формирование экологического сознания человека.

Эстетический аспект охраны окружающей природной среды имеет в виду поддержание такого природного комплекса, который мог бы удовлетворить эстетические потребности человека. Эти потребности не менее важны, чем другие.

Научно-познавательный аспект. В последнее время все большее значение приобретает охрана окружающей среды в интересах науки.

Этот мотив охраны природы имеет в виду сохранить все виды организмов, уникальные участки природы, что совершенно необходимо для изучения окружающей природной среды в ее развитии, более детального исследования природных объектов в будущем.

Чем полнее сохранится природа в ее естественном многообразии, тем легче выяснить закономерности вносимых человеком изменений, делать прогнозы и разрабатывать практические меры по охране окружающей природной среды.

Конечной целью охраны окружающей среды является обеспечение благоприятных условий для существования человека, развития хозяйства, науки и культуры всех народов, населяющих нашу планету.

Цель, таким образом, состоит в замене антагонистических отношений между природой и обществом на отношения дополнительности, при которых общественная система стабилизирует природную.

Конкретные задачи и приоритеты вытекают из этой общей цели.

Заключение

Охрана и использование природных ресурсов – это, на первый взгляд, два противоположно направленных действия человека. Однако антагонистического противоречия здесь нет. Это две стороны одного и того же явления – отношения человека к природе. Ответ на вопрос – охранять природу или использовать? – Природу надо охранять и использовать.

Без этого невозможен прогресс человеческого общества. Важно разумное соотношение ее использования и охраны, что определяется количеством и распределением ресурсов, экономическими условиями страны, региона, социальными традициями и культурой населения. В работе мы пытались достичь именно этих выводов.

Нами были рассмотрены система основных направлений природоохранной деятельности, освещены проблемы методологии охраны окружающей среды.

Проблемы охраны окружающей среды и использования природных ресурсов состоят из комплекса государственных, международных и общественных мероприятий, реализация которых находится в прямой зависимости от социально- экономического строя различных государств и их технических возможностей.

Основной стратегической линией научной и хозяйственной деятельности людей должна стать формула: понять, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы рационально использовать5.

Таким образом, современный научно-технический прогресс в состоянии предложить определенные решения проблемы охраны окружающей среды и ее улучшения.

Список литературы

Владимиров А. М., Ляхин Ю. А. Охрана окружающей среды. Л.: «Техническая книга». 1991.- 422 с.

Марков Ю. Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2004.- 544 с.

Малофеев В. И. Социальная экология: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 346 с.

Миколаш Я., Питтерман Л. Управление охраной окружающей среды. М.: «Прогресс», 1983. – 239 с.

Охрана окружающей среды: Учебник для вузов./ Под ред. Степановских А. С. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 559 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *