Социальное пространство понимается как

Социальное пространство

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Социальное пространство» в других словарях:

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО — термин, введенный П. Бурдье в работе Физическое и социальное пространство (1990) для обозначения абстрактного пространства, конституированного ансамблем подпространств или полей, которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных… … Социология: Энциклопедия

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО — Область с географическими и социальными границами, которая представляет социальную, интерактивную сферу индивида. Социальное пространство человека может со временем перемещаться, поскольку устанавливаются новые отношения, а старые распадаются по… … Толковый словарь по психологии

Социальное пространство — (см. Пространство социальное) … Экология человека

Социальное пространство — воображаемый континуум, имеющий заданное число осей измерения (координат), с помощью которого описывается структура общества … Социология: словарь

Социальное пространство — народонаселение Земли. В социальном пространстве, в отличие от географического, расположенные вблизи друг к другу люди могут быть отдалены огромной дистанцией (П. Сорокин) … Геоэкономический словарь-справочник

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ — (время человеческого бытия) коллективное перцептуальное В., универсалия культуры, содержание которой лежит в основе концептуального В., конституирующегося в феномене истории как осознанной процессуальности социальной жизни. Наиболее архаические… … История Философии: Энциклопедия

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ — (время человеческого бытия) коллективное перцептуальное время, универсалия культуры, содержание которой лежит в основе концептуального времени, конституирующегося в феномене истории как осознанной процессуальности социальной жизни. Наиболее… … Новейший философский словарь

ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ — англ. space, social; нем. Sozialraum. 1. Поле соц. деятельности, включающее совокупность значимых соц. групп, индивидов, объектов в том или ином их взаимном расположении. 2. Представления индивида или группы о своем месте в обществе. Antinazi.… … Энциклопедия социологии

ПРОСТРАНСТВО — и ВРЕМЯ философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их со бытие, сосуществование (в П.), с другой процессы смены их друг другом (во В.), продолжительность их… … Новейший философский словарь

ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ — атрибутивная форма существования и развития социально организованной материи (об ва). Как филос. социологич. категория П.с. выражает сосуществование и взаимодействие различн. сторон и моментов соц. бытия, характеризует протяженность, плотность и… … Российская социологическая энциклопедия

Источник

Социальное пространство

Философы и социологи под социальным пространством понимают логически мыслимый конструктор, особую среду, в которой осуществляются социальные отношения. В то же время это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нём более или менее полно и точно. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных подпространств (например, поле политики, экономическое поле), владение которыми означает обладание дефицитными благами — капиталом. Распределение различных видов капитала — экономического, политического, культурного, социального, символического и проч. — в социальном пространстве структурирует его. Не используя термин «социальное пространство», по сути, описывают его модели и этапы конструирования К. Маркс, М. Вебер, Э. О. Райт, Ф. Паркин и др.

В социологию категория «социальное пространство» была введена П. Бурдьё в книге «Физическое и социальное пространство». Ф. Тённис рассматривал социальное пространство в контексте общей социологии, которую он определял как науку о человеческой витальности, изучающую взаимоотношения людей друг с другом в пространстве и во времени.

Г. Зиммель, написавший отдельную работу «Социология пространства», характеризует его как бездейственную форму, существующую лишь благодаря энергии деятельности субъектов. П. А. Сорокин рассматривает социальное пространство в контексте теории социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно П. А. Сорокину, «определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие „точки отсчета“». Т. Парсонс вводит понятия «территориальность» и «резидентное размещение». П. Бурдьё представляет социальное пространство как рационально сконструированную диаграмму, поля властного взаимодействия, движения различных видов капитала (символического и проч.). П. Штомпка, акцентируясь на деятельностной сущности социальных агентов, описывает модель «поля взаимоотношений», объединяющего четыре уровня: 1) идей, верований, дефиниций; 2) норм, предписаний; 3) интеракций; 4) возможностей, или ресурсов.

Натурализм в социологии наделяет социальное пространство свойствами тела, вещества (физической, химической, географической, органической реальности). Последователи активистского подхода рассматривают социальное пространство как пространство человеческой активности, динамического состояния общества, социальной процессуальности. Так, в рамках полевой теории социальное пространство анализируется через совокупность функционально взаимосвязанных силовых полей, формирующихся социальными практиками агентов. Субстанционалисты сводят социальное пространство к субстанциям: индивидам, их совокупностям, объединенным социальными связями. Представители реляционизма анализируют социальное пространство как надындивидуальную реальность, представляющую собой систему структурированных социальных отношений.

Социальное пространство «скрепляется» социальной структурой — совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей (демографических, национальных, территориальных, профессиональных и т. п.), иерархически упорядоченных между собой, что предполагает наличие «верхних», «средних» и «нижних» слоев, вертикальных и горизонтальных каналов социального перемещения и т. д. Посредством расчленения социального пространства на структурные элементы-позиции в конкретной точке пространства можно находить и оценивать различных социальных субъектов, их статусные позиции.

Социальная структура подразумевает статические аспекты существования социальных форм, которые в социальном пространстве реализуются в динамике конкретных потоков человеческой активности, социальных процессов. Социальный мир, таким образом, представляет собой многомерное пространство с множеством социальных полей, в каждом из которых индивиды и их группы занимают соответствующие позиции, а «вихревые потоки» и «силовые линии» социального пространства и социальных полей направляют потоки активности людей.

Источник

Социальное пространство

Социальное пространство понимается как. Смотреть фото Социальное пространство понимается как. Смотреть картинку Социальное пространство понимается как. Картинка про Социальное пространство понимается как. Фото Социальное пространство понимается как Социальное пространство понимается как. Смотреть фото Социальное пространство понимается как. Смотреть картинку Социальное пространство понимается как. Картинка про Социальное пространство понимается как. Фото Социальное пространство понимается как Социальное пространство понимается как. Смотреть фото Социальное пространство понимается как. Смотреть картинку Социальное пространство понимается как. Картинка про Социальное пространство понимается как. Фото Социальное пространство понимается как Социальное пространство понимается как. Смотреть фото Социальное пространство понимается как. Смотреть картинку Социальное пространство понимается как. Картинка про Социальное пространство понимается как. Фото Социальное пространство понимается как

Социальное пространство понимается как. Смотреть фото Социальное пространство понимается как. Смотреть картинку Социальное пространство понимается как. Картинка про Социальное пространство понимается как. Фото Социальное пространство понимается как

Социальное пространство понимается как. Смотреть фото Социальное пространство понимается как. Смотреть картинку Социальное пространство понимается как. Картинка про Социальное пространство понимается как. Фото Социальное пространство понимается как

Глава 4. Социальная онтология

Представляя предмет социологии, общество, через систему категорий, социолог неизбежно выходит на два фундаментальных понятия, а именно социальное пространство, где обитают люди, и социальную структуру, которая упорядочивает их взаимоотношения.

Та часть социологии, которая изучает позиции и события в социальном пространстве, именуется социальной онтологией – учением о социальном бытии. Другая часть, занимающаяся особенностями социального познания, называется социальной гносеологией.

Если социальная реальность рассматривается как объективная данность, то социальное пространство – как вместилище для нее. Социальное пространство может экспозиционировать себя в двух формах: статической – как социальная структура, динамической – как социальное поле. Связывает две формы третье состояние – социальная сеть.

Социальное пространство понимается как. Смотреть фото Социальное пространство понимается как. Смотреть картинку Социальное пространство понимается как. Картинка про Социальное пространство понимается как. Фото Социальное пространство понимается как

Социальную онтологию (в более узком значении) принято именовать также социальной топологией. Идея понимания социологии как своего рода социальной топологии принадлежит П.Бурдье[1].

Социальная реальность, писал П.Бурдье вслед за Э.Дюркгеймом, это ансамбль невидимых связей, которые формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу и вместе с тем определяемых одна через другую, а также по их взаимной близости и отдаленности, по соотносительному расположению на вертикали: сверху или снизу, посередине, выше или ниже[2].

У Э. Гидденса структурная организация — непременное условие устойчивости процесса социальных взаимодействий.

Социальное пространство

Над идеей социального пространства размышляли Р.Дека­рт, Т.Гоббс, Лейбниц, Ф. Ратцель, Г. Зиммель Э. Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богардус, Л. фон Визе, Е. Спекторский, П.Сорокин, Б.Верлен, М.Кастельс П.Бурдье, Т. Парсонс, Н. Луман, Ю. Хабермас и др. Наиболее развитые концепции создали П.Сорокин и П.Бурдье.

Понятие социального пространства в научный оборот было введено П. Сорокиным по аналогии с пространством физическим. Эта метафора помогла объяснить явление горизонтальной и вертикальной мобильности.

Социальное пространство понимается как. Смотреть фото Социальное пространство понимается как. Смотреть картинку Социальное пространство понимается как. Картинка про Социальное пространство понимается как. Фото Социальное пространство понимается как

П.Бурдье считал, что социальный мир можно изобразить в форме много­мерного пространства, отображающего отношения дифференциации и распределения в обществе. Агенты действия (индивиды, группы, институты) определяются по их относительным позициям в этом пространстве. Каждый агент занимает либо отличную от других социальную (политическую, экономическую) позицию, либо сходную с ними. Агенты имеют тем больше общих свойств, чем ближе они в нем расположены, и наоборот. Сходные позиции группируются в классы, а целый класс, т.е. огромное количество похожих или близких положений в пространстве, занимают в нем целую область. Другой класс – и совсем другая часть пространства. В социальной топологии П.Бурдье индивиду нельзя находиться одновременно в двух противоположных частях пространства.

Позиция любого агента в социальном пространстве определяется у П. Бурдье относительно трех полей власти: а) экономический капитал, б) культурный капитал и социальный капитал, в) символический капитал, обычно называемый престижем, репутацией, именем и т.д. Агенты располагаются в соответствии с а) суммарным объемом капитала у каждого, б) соотношением различных видов капитала.

Если П.Сорокин требовал не смешивать геометрическое (физическое) и социальное пространство, настаивая на их принципиальном различии, то П.Бурдье выступал за их единство, считая, что социальное пространство не есть некая пустота, где обозначены координаты агентов, но воплотившаяся физически социальная стратификация людей, а дистанция между их позициями — это не только социальное, но и физическое пространство.

Социальное пространство понимается как. Смотреть фото Социальное пространство понимается как. Смотреть картинку Социальное пространство понимается как. Картинка про Социальное пространство понимается как. Фото Социальное пространство понимается как

Математика понимает под пространством множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями типа окрестности, расстояния и т. д.

Прообразом социального пространства для социологов выступает физическое пространство. Его можно представить как вакуум (вместилище), заполненный материей, свойства которой описываются средствами полевой теории.

В физическом пространстве, которое условно можно изобразить при помощи декартовой системы координат, любое событие или вещь можно выразить абстрактной точкой, из которой на ось ОУ и ось ОХ можно опустить перпендикуляр.

Социальное пространство понимается как. Смотреть фото Социальное пространство понимается как. Смотреть картинку Социальное пространство понимается как. Картинка про Социальное пространство понимается как. Фото Социальное пространство понимается как
Физическое пространство можно изобразить на плоскости при помощи декартовой системы координат.

Социальным пространством называется совокупность точек на воображаемом континууме, имеющем заданное число осей измерения (координат), которые описывают структуру общества. Точки в социальном пространстве называются статусами.

Социальное пространство понимается как. Смотреть фото Социальное пространство понимается как. Смотреть картинку Социальное пространство понимается как. Картинка про Социальное пространство понимается как. Фото Социальное пространство понимается как

И социальное пространство социологии можно также условно изобразить декартовой системой координат, а все точки такого пространства обозначить как статусы.

Социальное пространство предстает как иерархическая система социальных позиций, каждая из которых соответствует расположению определенной социальной группы. Концепция пространства позволяет определять место индивида или группы в обществе, фиксируя их социальный статус; оперировать понятием социальной дистанции и измерять социальные расстояния; изучать социальные перемещения в горизонтальном и вертикальном плоскостях.

Социальное пространство понимается как. Смотреть фото Социальное пространство понимается как. Смотреть картинку Социальное пространство понимается как. Картинка про Социальное пространство понимается как. Фото Социальное пространство понимается как

Социальное пространство понимается как. Смотреть фото Социальное пространство понимается как. Смотреть картинку Социальное пространство понимается как. Картинка про Социальное пространство понимается как. Фото Социальное пространство понимается как
Классовые различия в системе координат социального пространства: одно и то же расстояние между объектами, но расположенными по горизонтали и по вертикали будет совершенно разным.

Итак, в социальном пространстве ось OY выражает социальную стратификацию – расположенные в иерархическом порядке слои (страты), имеющие неравный доступ к дефицитным благам, а ось ОХ – социальный состав населения, т.е. никак неупорядоченную и неиерархизированную сумму демографических, профессиональных, религиозных и других видов больших социальных групп людей. У осей OY и ОХ в социальном пространстве разные размерность и свойства. Перемещение статуса вдоль оси OY качественно изменяет его содержание. Действительно, ось OY отражает вертикальную мобильность, следовательно, повышение в должности, переход из низшего класса в средний или высший качественно меняют образ жизни и материальные возможности человека. В отличие от этого ось ОХ отражает горизонтальную мобильность, примером которой могут служить переезд из одного города в другой, переход из одной специальности в другую в рамках того же самого класса, изменение вероисповедания и прочие перемены, которые никакие влияют на классовое положение.

Социальное пространство понимается как. Смотреть фото Социальное пространство понимается как. Смотреть картинку Социальное пространство понимается как. Картинка про Социальное пространство понимается как. Фото Социальное пространство понимается как
Гендер и пол в социальном пространстве. Гендер акцентирует социальное неравенство между мужчиной и женщиной (вертикаль), пол – социальные различия (горизонталь).

Социальное пространство с одинаковым успехом можно изображать как двухмерным, так и трехмерным. Получились три разнокачественные и разномерные (каждая измеряется по-своему) оси координат: социальная стратификация (OY), социальный состав населения (ОХ) и социальные институты (OZ)

Социальное пространство понимается как. Смотреть фото Социальное пространство понимается как. Смотреть картинку Социальное пространство понимается как. Картинка про Социальное пространство понимается как. Фото Социальное пространство понимается как

Социальный состав населения (ОХ) – это совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными) по возрасту, полу, профессии, религии и т.д.

Социальная стратификация (ОУ) – это иерархически организованное, ранжированное, следовательно, строго упорядоченное множество людей, разделенных на три разных класса: высший средний и низший.

Именно благодаря трехмерному пониманию социального пространства имеем возможность соединить воедино самые разные воззрения на социальную структуру и дать ее наиболее полное, исчерпывающее определение. Основные подходы по этому вопросу, существующие как в зарубежной, так и отечественной литературе, можно свести к следующим:

Источник

Социальное пространство и социальное время

Для обыденно-житейских представлений пространство и время – нечто привычное, известное и даже в какой-то мере очевидное. Но если задуматься над тем, что же все-таки такое пространство и время, то возникают сложные вопросы, напряженно обсуждавшиеся в истории философии и естествознания. В настоящее время нельзя решать их без опоры на достижения современной науки, причем не только достижения естествознания, но и тех данных социальных, гуманитарных дисциплин, которые раскрывают различ-е аспекты пространственно-врем-х представлений, их роли, места в чел-й жизни и деятельности.

Социальное пространство — это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними. Социальные отношения многочисленны и разнообразны — родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и т. д., поэтому социальное пространство должно быть многомерным. Когда говорят, что человек «пошел вверх» или «опустился на дно жизни», имеется в виду социальное пространство. Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы, в свою очередь не членились на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.

Распространение смыслов в социальном пространстве означает восприятие их людьми, находящимися в определенных социальных отношениях с коммуникантом. Чтобы понять особую природу социального пространствакакобъективно существующего, важно выработать представление о целостной системе общественной жизни. Эта система включает в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности, самого человека и его отношения к другим людям, состояния человеческого сознания, регулирующие его деятельность. Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей — мира вещей «второй природы», мира идей и мира человеческих отношений. Организация этого целого усложняется и меняется в процессе исторического развития. Оно имеет свою особую пространственную архитектонику, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей. Мир вещей «второй природы», окружающих человека, их пространственная организация обладает над природными, социально значимыми характеристиками. Пространственные формы технических устройств, упорядоченное пространство полей, садов, орошаемых земель, искусственно созданных водоемов, архитектура городов — все это социальные пространственные структуры. Они не возникают сами но себе в природе, а формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать социальных отношений, характерных для определенной исторической эпохи, выступая как культурно-значимые пространственные формы.

Специфика соц-го пространства тесно связана со спецификой соц-го времени, кот. является внутр-м временем общ-й жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов.

Социальное время — это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Это ощущение зависит от интенсивности социальных изменений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход. Согласно «социальным часам», десятилетия застоя равны году революционной перестройки. Представление о времени и понятие времени имеют смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и разв-я, если бы материя была вне движения, понятие времени не имело бы смысла.

Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объект-ть пространства, приписывали чисто субъектив-й статус категории времени, и наоборот.

Но пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.

Мозг человека также обладает определенными ритмами активности. Существуют альфа – ритмы, которые характеризуют активность мозга.

Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга различных временных структур. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических формаций, можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 284 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Социальное пространство

Возникновение социально организованной материи связано с формированием новых, качественно специфических пространственно-временных структур.

Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором воспроизводится и развивается человек как общественное существо.

Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически меняются по мере развития общества.

Уже на ранних стадиях человеческой истории формируются особые пространственные сферы жизнедеятельности, значимые для человека.

Функционально выделены из окружающей среды пространство непосредственного обитания (жилище и поселение), территория вокруг него, включающая особые зоны хозяйственных циклов. У племен, ведущих охотничье-собирательский образ жизни, эти зоны образуются в зависимости от циклов восстановления полезных растений и животных в той экосистеме, в которую включено племя. С возникновением древних земледельческих обществ особое значение приобретают зоны плодоносных земель. Например, для жителей Древнего Египта зона по берегам Нила была особым пространством, имевшим решающее значение для судеб этой цивилизации.

Освоенное человеком, «очеловеченное», и неосвоенное пространство природы с точки зрения природных свойств не различаются. Но в социальном плане их различие существенно. Оно определено отношениями человека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводства способов человеческой деятельности и поведения.

Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Например, в древних мифах ясно прослеживается представление о качественном различии частей пространства, противопоставление упорядоченного пространства человеческого бытия остальному пространству, в котором действуют недобрые и непонятные человеку силы. В этих представлениях в фантастической форме отражалось реальное различие между «очеловеченным» пространством и пространством природы, остающимся вне сферы человеческой деятельности.

Так, в космологии древних египтян различаются, с одной стороны, пространство, заполненное водами Хаоса, а с другой — созданное богом Солнца упорядоченное пространство Земли. Началом его считался первобытный холмик суши, который бог Солнца создал в водах Хаоса и на котором он мог стоять. Все эти образы корнями уходили в общественную практику древнеегипетской цивилизации. Участки суши, пригодные для земледелия, были расположены по берегам Нила. Они каждый раз уходили под воду во время наводнения, а когда вода спадала, обнажались сначала в виде небольших холмиков, оплодотворенные речным илом.

Такое ежегодное «рождение» оплодотворенных участков земли — основы жизни всей древней земледельческой цивилизации — воспринималось как своеобразное таинство мира, что нашло свое выражение в мировоззренческих образах пространства. Все, что было значимо и свято для древнего египтянина (места храмов, усыпальницы фараонов), ассоциировалось с пространством первичного холма суши и рассматривалось как особые места, единосущие этому первому холму.

В представлениях древнего египтянина освоенное им пространство по берегам Нила было центром Вселенной, а течение Нила с севера на юг задавало главное направление в пространстве. Египетское слово «идти на север» означало то же, что «идти по течению». Когда египтянин встречал другую реку, например Евфрат, которая течет на юг, он говорил: «Эта перевернутая вода, которая течет вниз по течению, двигаясь вверх по течению».

Понятия и представления о пространстве, свойственные различным историческим эпохам, выражают различные исторически развивающиеся смыслы важнейшей мировоззренческой категории пространства. В ней находят отражение прежде всего характеристики и свойства социального пространства, сквозь призму которых человек рассматривает остальное пространство мироздания.

Привычные нашему здравому смыслу представления о пространстве, где все точки и направления одинаковы (физика эти свойства определяет как однородность и изотропность пространства), возникли в качестве доминирующих мировоззренческих образов на относительно поздних этапах человеческой истории. Их становление в качестве мировоззренческих ориентиров в европейской культуре происходило в эпоху формирования ранних буржуазных отношений и было связано с ломкой мировоззренческих ориентации, возникших в эпоху средневековья.

Средневековому мышлению было свойственно рассматривать пространство как некоторую систему разнокачественных мест. Каждое из них наделялось определенным символическим значением. Различался земной греховный мир и мир небесный — мир «чистых сущностей». В земном мире выделялись святые места и особые направления (направления паломничества к святым местам, особые места в храмах, дающие исцеление и искупление грехов, и т. д.).

Основанием этих смыслов категории пространства выступала реальная система отношений людей и способов их деятельности, свойственная феодальному обществу европейского средневековья. Прикрепленный к земле крестьянин, всей своей жизнедеятельностью сращенный с определенным участком земли, воспринимавший тяжелый труд на ней как наказание и искупление грехов, подсознательно выделял место своей жизни как особенное. Но и его сюзерен, владелец земли, личностно переживал сопричастность к своему родовому имению, которое для него было не только источником доходов, но и символом его сословных привилегий, позволявшим включаться в социальные связи, принадлежать к определенной, социально привилегированной корпорации.

Важно учитывать, что мировоззренческие категории, в том числе и категория пространства, не просто отражают общественное бытие, но и активно воздействуют на общественную жизнь. Они функционируют в качестве своеобразной матрицы, в соответствии с которой в определенные эпохи воспроизводится свойственный им образ жизни людей. Действуя в соответствии с этой матрицей, усвоив содержащееся в ней понимание пространства, человек своей реальной деятельностью воспроизводит определенные типы отношений социального пространства, включающие не только отношения предметов, но и их связи с человеком.

Чтобы понять особую природу социального пространства как объективно существующего, важно выработать представление о целостной системе общественной жизни. Эта система включает в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности, самого человека и его отношения к другим людям, состояния человеческого сознания, регулирующие его деятельность. Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей — мира вещей «второй природы», мира идей и мира человеческих отношений.

Организация этого целого усложняется и меняется в процессе исторического развития. Оно имеет свою особую пространственную архитектонику, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей. Мир вещей «второй природы», окружающих человека, их пространственная организация обладает надприродными, социально значимыми характеристиками.

Пространственные формы технических устройств, упорядоченное пространство полей, садов, орошаемых земель, искусственно созданных водоемов, архитектура городов — все это социальные пространственные структуры. Они не возникают сами по себе в природе, а формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать социальных отношений, характерных для определенной исторической эпохи, выступая как культурно-значимые пространственные формы.

Например, в пространстве городской архитектуры выражены особенности производственной жизни и быта людей того или иного этапа истории общества, специфика их социальных связей (города античной эпохи непохожи в своей пространственной композиции ни на города средневековые, ни на современные), особенности этнических и национальных традиций (одна и та же эпоха дает множество образцов городской архитектуры разных народов: неповторимы Лондон или Париж; китайские и индийские города несут на себе печать национально уникальных черт). Историческое развитие меняет городскую пространственную среду, и новые пространственные формы как бы наслаиваются на прежние, видоизменяя их.

Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *