Социальное управление как объект
Управление как объект административно-правового регулирования. Исполнительная власть
Управление: понятие, признаки, виды
Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.
Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.
Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.
Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).
Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.
Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).
Стадии процесса управления:
Функции социального управления: понятие и виды
Признаки функций социального управления:
В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).
В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.
В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.
Общие функции управления:
Государственное управление: понятие, принципы, цели
Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.
Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:
Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.
Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.
Общие (социально-правовые) принципы:
Исполнительная власть: понятие и признаки
Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.
Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.
Признаки исполнительной власти:
Цели, функции и уровни исполнительной власти
Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.
Научная электронная библиотека
4.2.Организация как объект социального управления
— объединение людей для совместного достижения цели на основе установленных правил;
— внутренняя упорядоченность элементов системы в соответствии со структурой целого;
— деятельность (организаторская), направленная на создание организационной структуры управления;
— результат функционирования системы управления, характеризующий её организованность. Любая организация всегда социальна, так как социальны субъект управления, объект управления и цели, на основе которых происходит взаимодействие людей. Социальной организации присущи следующие признаки: программа деятельности, коллективная идентичность, точный список членов организации, процедура приема новых членов и передвижение старых членов организации на другие позиции. Данные признаки организации были предложены американским социологом Т. Кэплоу, в целом они признаваемы многими зарубежными и отечественными социологами. Социальными организациями являются государство, правительственные учреждения, политические партии, промышленные компании, банки, оркестры, спортивные команды, семьи, церковь, преступные группы и т.п.
На агрессивное воздействие внешней среды организация усиливает внутреннюю сплоченность и нередко переоценивает собственный престиж по сравнению с престижем сходных с ней организаций. Любой организации присуще иерархическое распределение людей по статусам и ролям, это характеризует статику организации. Динамика организации характеризуется методами управления, механизмом, упорядочивающим взаимодействия людей по достижению поставленных целей. К социальным организациям не относятся этнические группы, расы, классы, некоторые социально-политические течения, игровые группы, так как они не обладают характерными признаками организации.
С позиций управленческого воздействия и специфики методов управления выделяют формальные и неформальные организации. Признаки неформальной организации: общность проблемы, личных симпатий, интересов без формальных указаний на согласование цели и обязанностей; достижение личных целей, не обеспечиваемое в формальных организациях; стихийное создание, не оформленное никакими формальными документами; совокупность внеслужебных контактов; появление лидера, обладающего моральным авторитетом, который помогает группе в достижении целей, поддержании и укреплении ее существования; социальный контроль над своими членами с учетом групповых норм поведения.
Наличие в обществе неформальных общественных объединений характеризует зрелость гражданского общества и социальную активность населения. Организация может обойтись без формального статуса, если неформальное объединение функционирует в досуговой сфере или если для реализации совместных целей не требуется специальных административных органов, оформления трудовых отношений, привлечения штатных сотрудников, получения гражданских прав, льгот и т.п. Организация может уклоняться от формализации и в случае незаконной деятельности, по этому пути развивается большинство преступных организаций. Иногда они создают фиктивную формальную организацию, декларируя цели, не совпадающие с их фактической деятельностью, а некоторые политические организации, запрещенные законом, часто формализуются для того, чтобы иметь возможность заявлять о своих действиях, повысить социально-психологический статус своих членов, а также из-за недостатка ресурсов и зависимости от членских взносов.
Полноценная формальная организация создается для решения хозяйственных или общественно-политических задач и в соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет статус юридического лица. Формальная организация обладает следующими признаками:
— создается на основе формальных документов;
— уставные документы утверждаются в государственных организациях в соответствии с действующим законодательством;
— формализованное горизонтальное и вертикальное разделение труда;
— фиксирование служебных отношений в официальных актах;
— формальное признание всеми членами организации ее целей, закрепленных в уставных документах;
— назначение или выборы официального руководителя, наделенного полномочиями единоначальника.
— неоклассическая (органическая) модель;
Институциональная модель рассматривает организацию как политический институт и объединение групп, каждая из которых преследует свои цели. В соответствии с данной моделью нормальное функционирование организации обуславливается как рациональностью структуры и учетом социально-психологических характеристик индивидов, так и запросами социальных групп внутри и вне организации. Важнейшим принципом институциональной модели является участие работников в управлении организацией, в том числе партисипативное управление, основанное на привлечении членов организации к принятию управленческих решений. В институциональной модели сочетаются механическая и органическая системы управления, которые взаимодействуют, а в ряде случаев и противоборствуют в достижении целей организации. Главным направлением совершенствования организации является решение возникающих проблем на основе учета взаимных требований и уступок, ведущих к определенным компромиссам между группами. В целом институциональная модель ориентирована на развитие производственной демократии и расширение участия работников в принятии решений, на специальную подготовку руководителей, повышающую их восприимчивость и толерантность к подчиненным и помогающую наладить свободные коммуникации между членами организации.
Системная модель представляет организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, входящую в более сложную систему общества. Данная модель основывается на концепции открытых систем и учитывает отношения организации с внешней средой. Она базируется также на концепции социальных систем, то есть включает поведенческие и инструментальные переменные (технические, экономические и организационные). Системная модель имеет междисциплинарный характер и привлекает к исследованию управленческих проблем данные экономических наук, социологии, психологии, кибернетики, математического моделирования и других отраслей знания. Совершенствование системы осуществляется поэтапно на основе взаимосвязанных мероприятий по перестройке формальных и неформальных характеристик организации на основе обратной связи. В системе управления сочетаются механические и органические подсистемы в зависимости от целей, среды, кадров и технологии. В системной модели организации обеспечивается синтез рациональных и поведенческих моделей с тем, чтобы, используя достоинства обеих моделей организации и дополнив их новыми представлениями об организации как социальной системе, перевести управление на новые уровни развития теории и практики.
В конечном счете все модели организаций выражают две основные тенденции их понимания: организация как инструмент решения общественных задач и организация как сфера жизнедеятельности индивидов. На практике в чистом виде данные модели не встречаются, так как достижение поставленных целей возможно лишь в результате совместной деятельности. Оптимальное управление достаточно полно соотносит управленческие действия с потенциалом организации. В условиях перехода к рыночной экономике и формирования гражданского общества происходит изменение механизмов управления организациями и принципов отношений между управленческим персоналом и подчиненными, а также между организациями и государством. Изменяются объемы и сферы управления, соотношение уровней управленческой иерархии и сфер контроля, так как сокращение уровней управленческой иерархии приводит к увеличению сферы контроля. Этот фактор способствует более быстрой адаптации к техническим изменениям и условиям рынка, а также сокращению расходов на руководящую верхушку.
Социальное управление в организациях
В работе рассматриваются особенности управления в организациях с учетом современных требований обеспечения устойчивого корпоративного управления, соблюдения стандартов международной социальной отчетности, реализации партнерских отношений между государством, бизнесом и представителями работников. Учебное пособие состоит из семи разделов, в которых определены основные вопросы, связанные с формированием организации как социальной системы, а также механизмы корпоративного социального управления. Особое внимание уделяется складывающимся отношениям между субъектами и объектами управления в контексте обеспечения социально-трудовых прав и интересов, повышения уровня социальной зашиты, улучшения трудовой удовлетворенности работников. Издание предназначено для студентов и аспирантов, а также специалистов, занимающихся проблемами корпоративного управления, социальной ответственности бизнеса.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальное управление в организациях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Организация как объект социального управления
1. Социальная организация: понятие, характеристики.
2. Классификация организаций.
3. Социальная система организации.
4. Влияющая среда организации.
5. Организационные изменения и социальные процессы.
1.1. Социальная организация: понятие, характеристики
Одна из задач социологии управления как научной дисциплины состоит в изучении организации как социального образования, ориентированного на достижение определенной цели путем рационального использования материальных и человеческих ресурсов с применением определенных принципов, функций и механизмов управления. На сегодняшний день существует достаточно большое количество научных подходов, позволяющих дать определение организации. Так, организация может представлять собой:
• процесс, посредством которого воспроизводится структура управления;
• совокупность взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместной трудовой деятельности;
• социальную общность, формируемую на основе общих целей и задач;
• учреждение, ориентированное на выполнение фиксированных функций, задач.
Резюмируя различные понятия, можно говорить об организации как некотором системном образовании, ориентированном на определенную стратегию развития. Данное системное образование представляет собой форму объединения людей, ориентированных на достижение поставленных целей и задач, на основе механизмов управленческого влияния.
Многие ученые согласны с тем, что организация аккумулирует в себе такие понятия, как «влияние» и «власть».
Так, ключевое значение в рамках теории бюрократии немецкий социолог М. Вебер уделяет складывающейся структуре организации и власти в организации. Ориентир в исследовании взят на механическую модель управления. В связи с этим ученым были выделены различные типы организации:
• харизматический тип организации, который предполагает наличие руководителя с определенными личностными качествами;
• традиционный тип — предполагает последовательную передачу власти от одного руководителя к другому на основе установленного порядка;
• идеальный тип строится на специальных знаниях, навыках и умениях, рациональном разделении власти.
Механическая модель управления предполагает оценку деятельности организации в условиях стабильной внешней среды. Задачи управления распределяются между персоналом с учетом складывающейся управленческой структуры.
Известный английский ученый Томас Бернс, напротив, считает, что управление организацией должно строиться на децентрализации. При этом за основу берется исследование организации в контексте ее адаптации к внешней среде ее развитие. Он предлагает органическую модель организации. Такой организации не присуща четкая ответственность каждого работника за свой участок работы, используемое децентрализованное управление распространяется на все уровни независимо от иерархии и предполагает оптимальное использование внутренних ресурсов.
Особым видом системных образований выступает социальная организация. В самом широком значении слова социальная организация — это объединение людей, совместно реализующих программы или цели на основе фиксированных норм и правил. Ее основу создает социальная система, главным элементом которой выступает человек.
Как любая система управления, социальная организация имеет определенное строение. Среди основных элементов анализа организации как объекта исследования можно выделить следующие:
• систему социального взаимодействия и развития субъект-объектных отношений;
• влияющую среду, представленную в виде внешних и внутренних условий;
• механизмы организационного управления;
Согласно отечественному ученому А. И. Пригожину, для социальной организации характерны следующие черты: [3]
• взаимосвязь социальных позиций и ролей;
• регулирование и контроль за деятельностью;
Для своего выживания и развития любая социальная организация должна быть способна адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде, добиваться выполнения поставленных целей, интегрировать составные элементы в единое целое. Это говорит о том, что в организации особое место отводится наиболее важным средствам и инструментам интеграции ее составных элементов и координации их деятельности. Следует понимать, что управление организацией — достаточно длительный и сложный процесс. Данный процесс предусматривает постоянную социализацию работников, планирование их работы, анализ степени их удовлетворенности трудом, выявление складывающейся системы социальной коммуникации и приоритетных ценностей личностного развития.
1.2. Классификация социальных организаций
Для социальных организаций существуют различные основания для классификации. При этом используются разнообразные формы описания как в отечественном, так и в зарубежном познании. Это позволяет говорить о различных схемах описания организации. Так, например, социальные организации могут разделяться в зависимости: от составляющих элементов, поставленных задач, выполняемых функций, выполняемой деятельности и т. д. Во многом типология организаций определяется располагаемыми ресурсами влияния, характером взаимодействий с влияющей средой, выполняемыми функциями.
Открытые социальные системы характеризуются своей адаптивностью и быстрым реагированием на влияющую среду. Такие системы ориентируются на общественные ожидания и предназначены для долговременного функционирования. Основная их цель связана с заботой об организации, формированием ее позитивного имиджа.
Закрытые социальные системы ориентируются на неформальный тип интеграции, межличностные взаимодействия. Взаимодействие с внешней средой носит ограниченный характер. Цель таких систем состоит в поддержании и развитии неформальных групп в организации. Эффективность их деятельности зависит, прежде всего, от решения внутренних проблем, связанных с развитием человеческих отношений, обеспечением включенности работников и их лояльности.
В представляемой типологии приоритет отдается неконтролируемым переменным окружающей среды либо конкретной ситуации, с которыми приходится встречаться в организации.
Харизматические организации ориентируются на сильного лидера, отличающегося обаянием и притягательной силой, харизмой, личностными качествами, которыми он наделен. Как правило, это организации, которые целиком и полностью зависят от установок первого лица. Это может быть любая организация — от школы до транснациональной компании.
Членство в добровольных организациях не предполагает жестких требований к определенным людям, в результате они имеют возможность выхода из организации, если их не удовлетворяет выполняемая деятельность. Например, можно говорить о формировании объединения людей по интересам.
Организации тотального типа осуществляют жесткий контроль над многими сторонами жизнедеятельности. Им присуще наличие жестких правил, норм и ритуалов, изоляция от общества. Это тип могут представлять карцерные организации (больницы, тюрьмы, военные структуры, исправительные учреждения и т. д.).
Заметим, что в чистом виде отмеченные организации не существуют. В реальных организациях с разной степенью присутствуют те или иные организационные типы.
1.3. Социальная система организации
В теории организации рассматриваются различные аспекты деятельности организации. В рамках данной работы нас интересует социальный контекст активизации индивидуальных, групповых и системных ресурсов организации. Иными словами, речь идет об особенностях управления организацией как социальной системой. Такой подход позволяет рассмотреть субъект-объектные взаимоотношения между элементами организации, при которых средовые факторы влияют на поведение работников, позволяют решать возникающие проблемные ситуации с учетом поставленных целей и задач.
Социальная система представляет собой совокупность социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности.
Социальная система складывается на базе той или иной социальной общности, такая общность представлена формальной и неформальной структурами. В некоторой степени речь идет об определенной социальной группе, способной выполнять поставленные задачи. Ее образуют следующие элементы (рис. 1.1):
• объекты управления (специалисты, рабочие, операторы и др.);
• субъекты управления и социального действия (руководители и лидеры);
• система регуляторов организационного поведения (официальные и неофициальные регуляторы поведения, а также складывающиеся практики администрирования, механизмы социального управления);
• структура организации — вид субъект-объектных взаимосвязей;
• социальная инфраструктура (жилье, учебные помещения, объекты питания и услуги, бытовые помещения и услуги, пассажирский автотранспорт и парковки, досуговые помещения и оборудование, рекреационные объекты, медицинские объекты и услуги, спортивные объекты и инвентарь).
Рис. 1.1. Основные элементы социальной системы организации
Управление организацией осуществляется на базе ее структуры. Структура организации представляет собой фиксированные взаимосвязи, возникающие между сотрудниками и подразделениями организации. Ее определяют: реальные взаимодействия между людьми и их работой, проводимая руководством политика, используемые методы управления персоналом, полномочия и функции работников организации. Складывающиеся в рамках организационной структуры взаимосвязи между подразделениями призваны обеспечить реализацию достижения определенных целей на основе выполнения фиксированного комплекса работ, функций и процессов.
Каждая организационная структура характеризуется в большей или меньшей степени централизацией, специализацией и формализацией субъект-объектных отношений. От их сочетания зависят взаимосвязь и взаимозависимость подразделений организации, обеспечивающие взаимодействия различных частей организации в интересах достижения общей цели.
Между подразделениями организации могут устанавливаться следующие виды взаимосвязей:
• номинальная взаимосвязь — возникает между независимыми друг от друга подразделениями, которые вносят вклад в реализацию общей цели;
• последовательная взаимосвязь — предполагает линейную взаимосвязь между подразделениями, когда результаты одного зависят от результатов работы другого подразделения;
• обоюдная взаимосвязь — вводимые факторы работы одного подразделения становятся результатом деятельности другого.
Многие виды взаимодействия между работниками вписываются как в схему формальной, так и неформальной организации. Формальная организация представляет собой спланированную и утвержденную структуру полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. В свою очередь, неформальная организация представляет собой взаимоотношения, которые не носят заранее спланированного и нормативно установленного характера, а возникают под влиянием различных факторов. Как правило, такая структура может возникать под влиянием различных обстоятельств, наличия общегрупповых интересов и потребностей у сотрудников, личной безопасности и т. д.
В контексте инновационного управления, в качестве примера, можно рассмотреть «групповую» модель и модель «развития организационных структур». В основе «групповой» модели лежит концепция английского теоретика менеджмента Чарльза Хэнди. Согласно данной концепции, индивид рассматривает группу как средство для достижения своих потребностей. Приоритет в корпоративном управлении отдается следующим факторам групповой деятельности:
• заданные — размер и состав группы, цели и задачи, внешняя среда;
• влияющие — связанные со стилем руководства, мотивацией и методами решения задачи;
• выходные — определяющие результат: производительность, трудовая удовлетворенность.
Задача руководителя состоит в координации деятельности группы и позиционировании организации во внешней среде, организации группового принятия решений.
В модифицированном варианте в контексте теории социального действия и поведения выделяется модель «контрактного менеджмента». Данная модель строится на определенных правилах взаимодействия, а также формирования действующего актора субъекта с учетом социальных изменений.
Особым видом организационных структур является структура управления организацией. Она позволяет организации взаимодействовать с влияющей средой (внешней и внутренней), распределять и направлять усилия сотрудников, удовлетворять потребностям клиентов и достигать поставленные цели. Структура управления организацией, как многоаспектное образование, характеризуется: системой целей и их распределением между различными подразделениями; числом уровней управления; составом подразделений, которые связываются определенными отношениями; распределением выполняемых задач и функций между различными звеньями управления; распределением ответственности, полномочий и прав между субъектами и объектами управления; коммуникацией как распределением информации между подразделениями организации; складывающимся взаимодействием между сотрудниками и подразделениями организации; основными формами взаимоотношения организации с внешней средой и др.