Социометрический статус как считать
Социометрические статусы в психологии и их описание
Что такое в психологии социометрический статус и как его посчитать
Социометрия — это психологическая теория общения и внутригрупповых отношений и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений.
Теорию социометрии разработал американский психолог и психиатр Джекоб Леви Морено. По мнению ученого, психологическая комфортность и психическое здоровье индивида зависят от его положения в неформальной структуре отношений внутри конкретной малой группы. Определив положение субъекта, можно понять его проблемы.
Социометрический статус — это положение, которое занимает индивид в системе межличностных отношений в конкретной социальной группировке.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Человеку в окружении симпатизирующих к нему людей будет легче преодолевать жизненные трудности. Недостаток симпатий может породить жизненные трудности.
Социометрическая структура группировки представляет собой совокупность соподчиненных позиций ее членов в системе межличностных отношений. Определяется на основе анализа таких характеристик:
Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержения от всех членов объединения. Каждый субъект внутри нее имеет социометрический статус, который определяется при анализе суммы предпочтений и отвержения, получаемых от окружающих.
Социометрический статус личности, как элемента социометрической структуры, может быть высоким или низким в зависимости от суммы положительных или отрицательных чувств по отношению к нему со стороны других. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в общественной группе.
Социометрический статус как фактор организации в коллективе или группе
Проведение социометрической процедуры в формальном коллективе или неформальном объединении людей имеет цель:
Методика позволяет вожатому летнего лагеря, классному руководителю средней школы, директору учреждения или завода быть в курсе протекающих среди подопечных и коллег процессов межличностного внутригруппового общения. Полученные данные дадут возможность определить степень сформированности группы, вовремя скорректировать работу с воспитанниками, подчиненными.
Большинство любой группы составляют высоко-, средне- и низкостатусные ее члены. Общества, имеющие такую тройную социометрическую структуру, рассматриваются как нормативные: разделить на три подгруппы возможно почти по любому критерию.
Производственный цех или школьный класс по уровню профессионализма и отношения к работе или критерию успеваемости делится на «сильных», «средних» и «слабых» работников, учеников. Общество с точки зрения социальной стратификации делится на три большие сферы: элиту, средний класс, низший класс. В межличностных отношениях происходит такое же основное тройное деление.
Относительная устойчивость социометрического статуса определяется определенными факторами. Изменение одного из следующих факторов может изменить статус субъекта.
Полную информацию о положении человека в системе межличностных отношений дают знания о:
Взаимность эмоциональных предпочтений членов группы выступает важной качественной характеристикой самой группы.
Руководителю формальной организации или неформальной организации для понимания социальных шаблонов действий мини-групп в ситуации конфликтов важно выявлять специфическую систему отвержения. Встречаются три типа отвержения:
Таким образом, важными характеристиками системы внутригрупповых предпочтений выступают:
При равной значимости всех характеристик, особое внимание уделяется статусу субъекта, потому что:
Социометрическая процедура, порядок опроса
Процедура социометрических измерений помогает выявить степень разобщенности или сплоченности в команде, определить соотношения авторитетов и измерить их, обнаружить подсистемы со своими неформальными вожаками, перегруппировать людей для снижения напряжённости внутри организации из-за неприязни.
Технология работы с опрашиваемыми занимает немного времени: ставятся задачи исследования и выбираются объекты измерения, формулируются критерии опроса каждого участника исследования. Опрос может вестись с помощью карточек с написанными вопросами и критериями, либо в виде интервью.
В ответах каждый участник ранжирует одногруппников по симпатиям-антипатиям, доверию-недоверию. Формулировка вопросов должна облегчать заказчику понимание отношений друг к другу, неформальному лидеру, изгою. Исследователь задает опрашиваемым два вопроса в рамках тематики и дает инструкцию. Участники должны написать три фамилии: человека, которого бы выбрали в первую очередь, вторую и третью.
В зависимости от целей исследования и характера коллектива вопросы могут звучать так:
Вопросы должны быть корректными и легко соотноситься с желанием выбора. Для достоверности исследования, проводить его в одной и той же группе, но с другими вопросами, можно не один раз.
Математическая обработка данных проходит тремя способами.
Какие социометрические статусы присваиваются по результатам социометрии
По итогам диагностики, согласно шкале измерений, членам исследуемого сообщества присваиваются следующие категории:
Статусы отличаются числом положительных и отрицательных выборов и их сочетанием. Важным моментом считается, сознает ли человек свой статус и насколько ему комфортно в этой роли.
Самые высокостатусные, социометрические звезды, получают максимальное количество положительных выборов при незначительном количестве отрицательных. К ним обращены симпатии большинства. Встречаются коллективы, в которых нет таких звезд, а есть только высоко-, средне-, низкостатусные страты.
Часто позицию социометрической звезды, статус которой определяется в процессе исследования взаимных отношений одногруппников, путают с позицией лидера, что связано с вмешательством в процесс действия. Доброе отношение к звезде связано с психологическим комфортом людей рядом с ней. Ведущий за собой лидер способен вызвать обратные чувства — антипатию, зависть, ревность.
Соответственно, совмещение в одном лице лидера и социометрической звезды в коллективе может стать проблемой и спровоцировать фанатическое поведение членов группы.
На самой низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные — индивиды с отсутствием как положительных, так и отрицательных выборов. Это наиболее неблагоприятная позиция человека, к которому равнодушны окружающие его люди.
Даже негативное отношение, которое испытывают отверженные или пренебрегаемые, считается более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения: отрицательный стимул лучше, чем полное его отсутствие. Пример полной изоляции в сплоченном обществе — бойкот.
Социометрический статус как считать
|
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).
Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.
Примеры вопросов для изучения деловых отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)
1. а) кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости помочь Вам в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительное путешествие?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в путешествие?
3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Примеры вопросов для изучения личных отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)
1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
Полученные ответы обрабатывают математически и представляют в виде таблицы – социоматрицы.
Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже).
Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.
Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.
Лидером в группе является тот, кто набрал наибольшую сумму баллов.
Предпочитаемые члены группы – набравшие также большое количество баллов, но меньшее, чем у лидера.
Пренебрегаемые члены группы – набравшие минимальное количество баллов (1-2).
Изолированные – получившие только отрицательные выборы.
По количеству отрицательных выборов можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии.
На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов.
Социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы на основе их статуса (популярности). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже.
Социограмма состоит из нескольких окружностей, обычно равных количесву выборов. В центре социограммы размещаются лидеры, в следующих окружностях – остальные члены группы, по мере уменьшения количества выборов, полученных ими.
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:
На основе полученных данных требуется описать результаты исследования, дать рекомендации по улучшению психологического климата в классе.
Социометрия. Часть 2
Часть 1
Наряду с формальной структурой, отражающей обязательную, нормативную сторону организации, в любой социальной группе всегда складываются неформальные межличностные отношения, которые зависят от ценностных ориентаций ее членов, особенностей восприятия людьми друг друга и т. п. Знание нюансов «личных» аспектов трудовых взаимоотношений очень важно для руководителя группы.
В любом коллективе складываются неформальные отношения взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. От качества этих отношений во многом зависит производительность труда и удовлетворенность сотрудников работой; неблагополучный психологический климат в группе приводит к нестабильности производственных показателей.
Социометрические исследования дают возможность выявить:
структуру и динамику внутригрупповых отношений;
уровень развития группы;
степень сплоченности-разобщенности группы;
особенности социально-психологического климата группы;
причины и движущие силы конфликтов (межгрупповых и внутригрупповых, межличностных и личностно-групповых);
«статус» (внутригрупповую авторитетность) членов группы;
неформальных лидеров, заслуживающих выдвижения в официальные руководители;
неформальные группировки и т. д.
Эти данные позволяют руководителю выявлять благополучные или конфликтные участки внутригрупповых отношений, выяснять причины возможных проблем и разрабатывать эффективные мероприятия по их устранению, комплектовать совместимые рабочие группы, а кроме того, — распознавать неформальных лидеров («звезд») и делать их своими союзниками.
Очень много полезной информации дает анализ полученной социограммы. Сначала нужно выявить наиболее влиятельных членов группы, затем выделить взаимные пары и группировки, которые составляются из членов группы, стремящихся выбирать друг друга (по два-три человека, реже четыре и более). Максимально высокий социометрический статус — (+1) человек получает в случае, когда его выбирают все члены группы, а максимально низкий — (–1) тогда, когда все отклоняют его. В реальных группах такие крайности практически не встречаются. Чем ближе показатель статуса к (+1), тем больше оснований считать, что в данной группе этот человек является неофициальным лидером; чем ближе он к (–1), тем выше вероятность, что мы имеем дело с «отверженным».
Для членов группы особое значение имеет не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением. Его можно рассчитать с помощью коэффициента удовлетворенности (Куд):
Число взаимных выборов
Если Куд = 0 при высоком значении социометрического статуса, это свидетельствует о том, что человек вынужден взаимодействовать не с теми, с кем ему хотелось бы.
В результате проведения социометрии можно оценить место каждого человека в группе и уровень благополучия взаимоотношений в группе в целом. Уровень благополучия считается:
высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых», «изолированных» и «отверженных»;
средним, если эти показатели равны;
низким, если «звезд» и «предпочитаемых» меньше, чем «пренебрегаемых», «изолированных» и «отверженных».
Кроме того, по полученным данным можно определить степень сплоченности коллектива. Его можно рассчитать с помощью коэффициента сплоченности (Кс):
где | Кс — коэффициент сплоченности, ∑Aij (+) — число положительных выборов группы, ∑Aij (–) — число отрицательных выборов группы, n (n – 1) — общее число взаимных выборов. |
Анализ социограммы показывает, насколько активную позицию занимает каждый человек в группе, насколько он интегрирован во внутригрупповые отношения (или изолирован от них), дает возможность оценить психологическую совместимость членов группы. Для этого используется коэффициент совместимости (Ксм), который рассчитывается по формуле:
где | Ксм — коэффициент совместимости, К++ — количество взаимных положительных выборов, К– — количество взаимных отрицательных выборов, n — число членов группы. |
Важными условиями эффективности группы являются ее сплоченность (характеризующаяся прочностью, единством и устойчивостью межличностных взаимодействий) и согласованность — сработанность, слаженность (характеризующаяся успешностью совместной деятельности и субъективной удовлетворенностью членов группы).
Коэффициент групповой сплоченности (Кгс) определяется как разница между коэффициентами группового единства (Кге) и групповой разобщенности (Кгр) по формуле:
Для расчета коэффициента группового единства используется формула:
где | Кге — коэффициент группового единства, СК++ — сумма количества взаимных положительных выборов, n (n – 1) — общее число взаимных выборов. |
Расчет коэффициента групповой разобщенности производится по формуле:
где | Кгр — коэффициент групповой разобщенности, СК– – — количество взаимных отрицательных выборов, n (n – 1) — общее число взаимных выборов. |
Для решения частных задач можно рассчитать дополнительные социометрические показатели:
индекс интегрированности группы — результат деления общей суммы позитивных выборов на общее число всех выборов, сделанных всеми членами группы;
индекс взаимных симпатий (V(+)гр) — результат деления суммы всех взаимных позитивных выборов на число членов группы;
индекс взаимных антипатий (V(–)гр) — результат деления суммы всех взаимных негативных выборов на число членов группы;
индекс конфликтности группы (Iкгр), который рассчитывается по формуле:
где | Iкгр — индекс конфликтности группы, ∑V(–)гр — сумма взаимных негативных выборов всех членов группы, ∑(–)гр — сумма односторонних негативных выборов в группе, n — число членов группы; |
индекс отношения человека к группе — разница между числом выборов, сделанных данным членом группы, и количеством сделанных им же отклонений;
индекс отношения группы к человеку — разница между числом полученных выборов и количеством полученных отклонений;
индекс взаимной приязни — количество взаимных выборов, имеющихся у данного человека с остальными членами группы;
индекс взаимной неприязни — количество полученных взаимных отклонений (коэффициент неприязни, проявляемой в отношениях между данным человеком и другими членами группы).
Индексы отношения человека к группе и отношения группы к человеку могут иметь как положительные, так и отрицательные значения. Индексы взаимной приязни и неприязни человека также можно перевести в «векторные» показатели: если они окажутся выше среднего значения по группе, то им приписывается знак «+» (при взаимных выборах) или знак «–» (при взаимных отклонениях).
Графическое изображение полученных индексов называется персональным социометрическим профилем. Например, профиль вида (+ + + +) свидетельствует о том, что положение данного человека в группе благополучно во всех отношениях, а профиль вида (– – – –) говорит о явном неблагополучии. Варианты профилей, содержащие в себе плюсы и минусы, дают дифференцированную характеристику положения человека в различных подгруппах.
Прикладная социология наработала солидный арсенал математических методов для анализа результатов социометрических исследований. Конечно, освоить все формулы, научиться рассчитывать различные коэффициенты и индексы для человека, не знакомого со статистикой, порой сложно. Но для практика достаточно ориентироваться в возможностях, которые предоставляет тот или иной метод исследования.
Главное что нужно понять: если проблема сформулирована четко и грамотно, то всегда можно подобрать необходимые методы для ее решения и рассчитать нужные показатели (самостоятельно, или с помощью специалистов). И еще, применяя на практике новый метод, мало его освоить «теоретически», нужно опробовать хотя бы раз на себе (если методика это позволяет) или попрактиковаться с коллегами. Особенно важно предупредить возможные негативные последствия.
Результаты социометрического опроса позволяют руководителям лучше понимать причины поведения людей в группе, а значит, и более квалифицированно управлять, эффективно влиять на сотрудников. Задачи рабочей группы, требования к ее формальной структуре и функциям определяются целями деятельности организации, в то же время процессы и феномены группообразования имеют собственные закономерности, которые во многом влияют на эффективность группы. Становление и развитие рабочей группы — это динамический процесс, проходящий по определенным этапам, или стадиям. Условно они называются «формирование» (Forming), «брожение» (Storming), «нормирование» (Norming) и «деятельность» (Performing) (рис. 1).
Рис. 1. Стадии становления группы
Стадия I — формирование группы — характеризуется высокой степенью неопределенности целей, структуры и лидерства. Члены группы ведут себя осторожно, внимательно следят за каждым шагом новых партнеров, присматриваются друг к другу, формулируют свои позиции, пробуют разные модели поведения. Преобладает индивидуальное исполнение работ, при этом сотрудники ориентируются на формальные нормы и требования (рабочие и дисциплинарные); межличностные отношения только начинают формироваться.
Стадия II — брожение — отмечается проявлениями внутригруппового конфликта. Происходит столкновение позиций, вскрываются проблемы, открывается несовпадение основных индивидуальных ценностей. Члены группы сопротивляются групповому контролю, но в результате такой борьбы происходит распределение зон ответственности. Решения, как правило, принимаются на основе мнения большинства. Через серию конфликтов в группе формируется сравнительно четкая иерархия внутригруппового лидерства. Основная часть энергии расходуется на установление и развитие коммуникаций и решение межличностных проблем.
Стадия III — нормирование — выработка и согласование внутригрупповых правил деятельности, норм «правильного» поведения, общих ценностных ориентаций и дружеских отношений. Роли, функции и ответственность каждого четко определены, проявляются взаимопомощь, взаимоподдержка и взаимозаменяемость. На этом этапе группа выступает как целостное образование, внутренняя атмосфера в ней значительно улучшается, формируется внутригрупповая идентификация и «чувство локтя». Группа самостоятельно ищет пути разрешения внутренних конфликтов.
Стадия IV — деятельность — то, ради чего, собственно, и создается группа. На этой стадии завершается ее становление: структура предельно функциональна и принята всеми; члены группы ориентированы на достижение общегрупповых целей (принимают их как собственные), сама совместная работа становится основой существования группы. Ее члены признают индивидуальные различия как ценность; атмосфера становится теплой, каждый человек чувствует поддержку всей группы и гордится тем, что является ее частью. Необходимость в строгом контроле действий со стороны руководителя уменьшается, он заменяется коллективным контролем самой группы, при этом сочетаются высокая личная ответственность за конечный результат деятельности и коллективная ответственность за каждого члена группы. Внутреннее взаимодействие в группе характеризуется открытостью, постоянной обратной связью, совместным учетом результатов и стремлением к улучшению общей деятельности, соперничество уступает место кооперации. На этом этапе развития можно говорить о превращении группы в команду, которая не только эффективно работает, но и удовлетворяет потребности в самоуважении и саморазвитии каждого своего члена.
Признаками высокого уровня организации группы (кроме общих, таких как качество, скорость и характер выполнения работ) являются:
возникновение в процессе работы «органа самоуправления», координирующего работу всех членов группы и определенной структуры их соподчинения;
четкое распределение обязанностей между членами группы;
выработка плана совместных действий и выполнение его в процессе работы;
отсутствие конкуренции между лидерами, конфликтов и противоречий в системе межличностных отношений;
строгая (и добровольно поддерживаемая) исполнительская дисциплина;
высокая согласованность действий, взаимозаменяемость членов группы;
демонстрация единства мнений по существенным вопросам на всех этапах работы;
высокая активность всех участников;
проявление инициативы и творчества в процессе работы.
Эффективно управлять рабочей группой можно в том случае, если руководитель и члены группы понимают, на какой стадии развития она находится и учитывают особенности этого этапа. В реальной жизни выделить описанные стадии в «чистом виде» удается редко (чаще в критических случаях). Как правило, несколько процессов происходят параллельно или даже разнонаправлено. В то же время стадиальный подход позволяет увидеть общую схему и динамику развития группы, помогает лучше понять возникающие в ней проблемы. Этапы группообразования могут быть выделены лишь условно — в реальной жизни они тесно переплетены с другими групповыми феноменами, такими как лидерство, групповая сплоченность, групповое давление на индивида, принятие групповых решений и т. д.
С «самозарождающимися» группами руководители сталкиваются редко, чаше им приходится решать проблемы, связанные с обновлением состава давно существующих групп и изменением их задач. Нередко уход неформального лидера провоцирует серьезные конфликты, отбрасывает группу далеко назад. Появление новичка в сформированной группе тоже зачастую осложняется, поскольку связано с принятием/ непринятием им сложившихся групповых норм, сопротивлением коллективному давлению и т. д. Часто новый член не соглашается с отведенной ему ролью; даже внешне смирившись и следуя требованиям группы, он прибегает к «защитным» формам поведения:
замыкается в себе, демонстрирует безразличие к целям группы, отсутствие вовлеченности, углубленность в собственные проблемы;
проявляет повышенный критицизм по отношению к деятельности руководителя, отдельных членов группы или группы в целом;
проявляет формализм: ведет себя подчеркнуто вежливо, строго следует должностным инструкциям и запретам;
пытается выказывать подобострастие или панибратство, вести себя инфантильно, капризничать;
пытается продемонстрировать несерьезное отношение к работе;
навязчиво форсирует «установление отношений»: излишне словоохотлив, вызывает членов группы на разговоры, настойчиво выпытывает «секреты», рассказывает о собственных переживаниях и т. д.
Подобные формы поведения новичка можно отнести к «патологическому» протеканию процесса адаптации, но они могут проявиться и у других членов группы (на разных стадиях), поэтому руководитель должен уметь вовремя замечать отклонения и правильно на них реагировать. (Выжидательная позиция — все само уладится — как правило, оказывается неэффективной.)
Прогрессивное развитие группы не означает, что параллельно по нарастающей повышается ее эффективность. Группы могут регрессировать относительно предыдущей стадии, дробиться; при этом сотрудничество в группе резко уменьшается, появляются клики — объединения индивидов, лишь формально связанные с целями группы. Между кликами возникает конкуренция, начинается борьба за власть, в результате резко снижается эффективность общей работы. Такие формы «организационной патологии», приносящие огромные убытки в результате снижения производительности труда и качества продукции, на практике встречаются довольно часто. Если группе не удается преодолеть дезинтеграционные процессы, она распадается, но если группа находит в себе силы преодолеть кризис (как правило, необходима помощь мудрого руководителя), развитие возобновляется.
Общие взгляды членов группы, их позиции по принципиальным вопросам, согласованные решения по текущим рабочим проблемам и по отношению к событиям окружающего мира, а также сам процесс их формирования называют коллективным мнением. Выделяют официальное (высказываемое открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего от руководителей) коллективное мнение. Зачастую именно неофициальное мнение коллектива в наибольшей степени влияет на другие социально-психологические процессы в данной группе.
Как отдельный феномен исследователи выделяют коллективное настроение — обобщенные эмоциональные реакции членов группы на рабочую ситуацию, внутригрупповые взаимоотношения, события «внешнего» (по отношению к группе) мира. Это эмоционально окрашенные реакции и переживания определенной интенсивности и напряженности, от которых зависит степень готовности членов группы к тем или иным действиям. Коллективное настроение отличается большой силой, импульсивностью, динамичностью и «заразительностью». Оно существенно влияет на эффективность деятельности группы (плохое настроение снижает эффективность работы в группе в полтора раза) и во многом определяет удовлетворенность «качеством» групповой жизни, хотя не всегда поддается рациональному управлению.
Не менее важное влияние на успешность работы группы оказывают традиции. Они представляют собой относительно устойчивые, сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью для каждого или большинства членов группы. Выделяют служебные, профессиональные, социальные, спортивные и прочие традиции. Эмоционально привлекательные традиции становятся устойчивыми формами группового поведения, своего рода «групповой памятью», основой для формирования групповой идентичности; они поддерживаются и развиваются самими членами группы. Для руководителя важно, чтобы традиции стимулировали развитие группы, способствовали повышению ответственности и дисциплины ее членов. Разрушение или утрата значимых традиций существенно затрудняют развитие группы — так же как потеря памяти становится препятствием для полноценного развития личности.
Возможность влиять на коллективное мнение, настроение и традиции группы является действенным инструментом управления. Поскольку любая группа — это сложно устроенный и во многом самоорганизующийся объект управления, то эффективнее оказывать влияние на группу в целом — через неформальных лидеров и «лидеров мнения» (самых информированных и авторитетных членов группы).
В отличие от формального руководителя, лидер не назначается, он занимает руководящую позицию с открытого или скрытого согласия группы. Лидером выбирают человека, который обладает опытом и навыками организаторской деятельности, заинтересован в делах группы, общителен и привлекателен. Выделяют несколько типов лидеров:
лидер-организатор может принимать на себя ответственность, быстро и четко распределять задания, оперативно принимать решения, обеспечивать контроль; он ведет группу к цели, активно взаимодействует со всеми ее членами, пользуется влиянием и авторитетом;
лидер-инициатор способен выдвигать новые идеи и предложения, проявлять инициативу, увлекать собственным примером;
для эмоционального лидера характерны жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора; он приятен в общении, обаятелен, с ним можно поделиться радостью и горем, получить от него эмоциональную поддержку и совет; такой человек умеет формировать в группе чувство «мы», поддерживать «мажорное» настроение.
Высокий интеллект, подготовка или опыт являются лишь предпосылкой для лидерства, но решающее значение имеют личностные качества, такие как склонность к доминированию, умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, предлагать решения, способность разговаривать на языке, понятном всем членам группы. Очень часто выбор группой лидера и степень его «влиятельности» определяется ситуацией.
Особенно важно выявлять «скрытых», «теневых» лидеров. Недооценка их потенциала, отсутствие возможности использовать энергию и неформальную (но очень реальную) власть над людьми в «мирных» целях, на благо группы чреваты неприятностями. Это может привести к тому, что они станут «антилидерами», деструкторами, начнут реализовывать свои личные цели в ущерб как групповым, так и целям компании в целом. «Формальный» (по должности) руководитель должен стремиться к конструктивному сотрудничеству с неформальными лидерами, предоставлять им дополнительные полномочия, повышать авторитет, опираясь при этом на их сильные стороны — организаторские качества, инновационный потенциал, коммуникативную компетентность.
В психологии выделяется понятие референтной* группы — круга значимых людей, мнения которых являются определяющими для человека и с которыми он соотносит свои оценки, действия и поступки (контактируя и непосредственно, и мысленно). Определение «референтного круга» весьма важно в плане сбора информации о значимых для данного работника отношениях. Референтный статус (предпочтительность) человека для других членов группы устанавливается с помощью специальной методики — референтометрии, которую можно отнести к числу наиболее известных разновидностей социометрического метода.
Выделяют внутригрупповой и внешнегрупповой варианты проведения референтометрии. При внутригрупповой референтометрии проводится расчет референтного статуса каждого члена группы, при внешнегрупповой — ранжирование.
Метод референтометрии позволяет выделить наиболее значимых для человека членов группы, на мнение которых он ориентируется при принятии важных решений. Мера референтности (предпочтительности) членов группы для испытуемого определяется косвенно, через проявление интереса к их позиции по существенно важным вопросам.
Процедура референтометрии проводится в два этапа.
1. Сначала выявляются позиции (мнения, оценки, отношение) каждого члена группы по поводу значимого объекта, события или человека. Для этого испытуемому предлагается заполнить оценочный бланк (например, приведенный в приложении) — по одному экземпляру на каждого из членов группы (то есть каждый испытуемый заполняет n бланков по числу членов группы). Фамилия испытуемого заранее указывается в каждом бланке. Существуют различные варианты вопросов для инструкции: можно предложить такую же формулировку, как и при проведении социометрического опроса либо попросить дать оценку профессиональных качеств каждого из членов группы по ряду критериев и т. п. Затраты времени при проведении опроса зависят от размеров группы и числа критериев в оценочном бланке.
2. Далее каждый испытуемый указывает фамилии трех членов группы, чьи бланки со «своими» оценками он хотел бы увидеть. Таким образом, определяются члены группы, позиция которых представляет наибольший интерес для остальных.
Практически границы выбора находятся в диапазоне от 0 до 3 (главное — не более трех). Встречаются варианты, когда кто-либо из членов группы не указывает никаких фамилий — демонстративно игнорирует мнение коллег. Такое поведение может объясняться разными причинами. Точнее их помогут выявить данные социометрии.
К примеру, если человек демонстрирует безразличие к мнению о нем других членов группы, это может свидетельствовать о противопоставлении им себя группе в конфликте (открытом или скрытом) или о его психологической несовместимости с группой. Проблемы могут быть связаны со сложностями взаимоотношений разных поколений (при большой разнице в возрасте между членами группы), с несовпадением уровней профессионализма (при наличии «новичков» и «стариков»), с неприятием отдельными членами группы общегрупповых ценностей, с личными особенностями людей (такими как замкнутость, обидчивость, повышенная конфликтность) и др.
Впоследствии бланки действительно можно показать членам группы, принявшим участие в опросе, мотивируя это тем, что именно так и должна развиваться слаженная команда, в которой оценки каждого важны для развития всех членов группы.
Для удобства обработки — по аналогии с проведением анализа результатов социометрического опроса — полученные данные (выборы) заносятся в матрицу. Для повышения наглядности полученных результатов можно построить референтограмму-мишень, которая позволяет увидеть референтный статус отдельных членов группы и картину распределения референтных групп.
На практике удобно использовать матрицы, включающие результаты расчета и социометрического, и референтного статуса каждого члена группы. Если при проведении обоих опросов использовался одинаковый лимит возможных выборов (в нашем случае — три), то оценочные шкалы будут близки, что обеспечит наглядность сравнения результатов.
В качестве примера приведем результаты социометрического и референтометрического исследований в группе сотрудников одного отдела (шесть человек). Полученные данные представлены в сводной таблице.
Сводная таблица результатов социометрического и референтометрического исследований