Современная организация определяется как

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Ключевые элементы современной организации

Чтобы представить себе устройство создаваемой органи­зации, потребуется изучить взаимодействие нескольких ключевых факторов. Именно благодаря взаимодействию этих факторов, организация развивается как единое целое, выполняя заданную функцию. Для ознакомления с основными факторами — элементами современ­ной организации — воспользуемся визуальной моделью, представлен­ной на рисунке, и коротко опишем каждый из них.

Модель представ­ляет внутренние элементы, присущие непосредственно самой органи­зации (миссия, цели, стержневые цели и ценности, люди и квалифи­кации, системы, стратегия, культура, структура, процессы бизнеса), и ее внешнее окружение.
Миссия организации —- это образ компании, предназначение ком­пании, ее кредо, выраженное словесно основное социально значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде. В миссии должна быть заключена философия управления, а форму­лировка миссии должна представлять собой установку для всего пер­сонала компании. Она должна быть короткой, точной и понятной для всех работающих. В формулировке миссии необходимо отразить:

Миссия должна включать в себя общественно значимые приорите­ты, соответствовать высшим идеалам общества. Известный японский предприниматель К. Татеиси отмечал: «Тот, кто наилучшим образом служит обществу, выгадывает больше всех». Г. Форд так сформулиро­вал свою миссию: «Я хочу производить для людей самые надежные и дешевые автомобили». Миссия влияет на имидж, привлекает покупа­телей, влияет на деловую среду, придает организации определенность и индивидуальность. Она предъявляет требования к сотрудникам.
Если проанализировать миссии известных компаний, то можно сделать вывод о том, что организация, которая учитывает общественно значимые интересы государства, получает большие преимущества.
Миссия должна иметь гуманный характер. «Благосостояние — для всех!» — провозгласил Л. Эрхард, начиная свои реформы в послевоен­ной и разрушенной Германии. И провел их успешно, постоянно разъ­ясняя населению, какие трудности им вместе надо преодолеть. «Прива­тизация — любой ценой!» — провозгласил А. Чубайс и быстро реализо­вал сказанное, но население не ощутило позитивных результатов и не поддержало реформу.
Кроме общества в целом, на миссию оказывают влияние: рынок, потребители, руководители организации, сотрудники, собственники акций, партнеры, местное сообщество. Миссия пересматривается в со­ответствии с изменениями, происходящими в компании. Миссия долж­на быть понятна и доведена до каждого работающего в компании, так как в современном конкурирующем мире бизнеса для выживания компании нужна коллективная воля. Каждый работник, являясь эле­ментом системы, должен хорошо понимать, куда движется система, знать, на каком отрезке траектории своего развития она находится в настоящий момент, и представлять тенденции развития.
Примеры формулировок миссии различных компаний:

Цели организации — это конкретные намерения о реализации миссии. Миссия не должна остаться только лозунгом, декларацией, а должна реализовываться через конкретные цели. Цель есть тот же­лаемый конкретный результат, на достижение которого направлены усилия организации.
Выбор цели организации — наиболее ответственный момент в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответ­ствии с выбранной целью формируются стратегия и тактика организа­ции, разрабатываются планы и прогнозы, оцениваются результаты. Цель — это тот самый стержень, вокруг которого и формируется оргаж-зация как единая система. Среди множества целей надо уметь выбрать, увидеть стержневые цели и ценности, то, что действительно архиважно и без чего организация не сможет реализовать свою миссию. Опрос менед­жеров, работающих в крупных дистрибьюторньгх фирмах, показал, что основными ценностями для своих фирм они называют: честность, необ­ходимость прибыли и удовлетворение потребителя. Стержневыми цен­ностями для парков Диснея являются: безопасность, вежливость, зрелищность, эффективность. Не будь эти ценности тщательно продума­ны, люди оказались бы предоставлены сами себе. Лицо, отвечающее за последний пункт, не должно переоценивать значение эффективности и подвергать риску реализацию трех вышестоящих ценностей.
Выработка стержневых целей и ценностей имеет глубокий смысл: они должны учитывать меру социальной и этической ответственно­сти организации перед обществом. Например, при развитии нефте­добывающего комплекса на Самотлоре (Тюменская область, Ниж­невартовск) стержневой целью должна была бы стать охрана окружао-щей среды, но этого не произошло, и общество получило еще одну территорию с кризисной экологической ситуацией. Цель надсистемы (общества, региона) была игнорирована интересами системы (корпо­рации, отрасли).
При разработке целей необходимо помнить о противоречивости це­лей отдельных элементов системы, системы и надсистемы, системы и ее внешнего окружения.
Примеры противоречивости целей.

Цели соответствуют разным иерархическим уровням. Генераль­ная цель организации — основа для постановки целей ее подразде­лений. Иерархию и соподчиненность целей, сформированных орга­низацией, называют деревом целей:

Чтобы система целей была измеримой, необходимо иметь набор критериев, которые позволяют определять степень достижения целей. Действительно, если мы хотим задействовать механизм обратной связи, надо устанавливать отклонения от заданной цели, т.е. от заданного кри­терия. Система критериев также может быть представлена вместе с де­ревом целей, имеющем несколько уровней (рангов) целеполагания:

— уровень исполнения решений, здесь также должна быть своя система критериев.

По временному диапазону цели бывают долгосрочные, средне­срочные и краткосрочные.
Основные требования при постановке целей: достижимость, гиб­кость, приемлемость, конкретность, измеримость и совместимость.
Стратегия — один из рычагов осуществления миссии и дости­жения целей.
В Оксфордском словаре английского языка дано следующее оп­ределение: «Стратегия — искусство главнокомандующего, искусство планирования и ведения крупных военных операций и войны в це­лом, в отличие от тактики — искусства руководства войсками в бою или при приближении противника». О стратегии написано множест­во книг, и бизнесмены взяли на вооружение этот термин, используе­мый военными. Большинство деловых людей согласится с определе­нием Наполеона: «Стратегия — это запланированная маневренность». С другой стороны, тактика — это разработка, подготовка и ведение непосредственно боевых действий. Тактика и стратегия не равнознач­ны: тактикой занимаются лейтенанты, стратегия же — работа генера­лов. Таково толкование стратегии военными.
Исследуя организационные системы, мы употребляем термин «стратегия» для описания явления, оказывающего длительное влияние на характер организации. Стратегию как долговременный замысел можно осуществить только в том случае, если он не противоречит реальности. Например, фирма берет как одну из главных стратегию обновления продукции (инновационная стратегия). При этом фирма не распо­лагает ни соответствующими профессиональными, ни финансовыми ресурсами. Неправильное применение и неправильный выбор стра­тегии ведут к конфликтам, срывам, постоянным изменениям внутри организации, что отрицательно сказывается на ее работе.
Стратегия иногда определяется как метод, посредством кото­рого компания планирует создавать уникальные ценности (товар или услуги). Каким образом, с помощью каких средств и действий орга­низация собирается достичь цели в изменяющихся условиях? Исходя из уникальности, неповторимости миссии организации, каждая ком­пания вырабатывает свою уникальную стратегию. Существует столь­ко стратегий, сколько компаний. Выделяют общекорпоративную стратегию, которая определяет на перспективу общее направление дея­тельности организации. Можно выделить: предпринимательские (де­ловые) стратегии и функциональные стратегии (маркетинговая, фи­нансовая, производственная, исследований и разработок, управления). Мировой опыт компаний показывает, что многочисленные стра­тегии призваны обеспечить результат с помощью трех основных стратегических направлений: организационная эффектив­ность; инновация (обновление) продукции; близость к потребителю.
Организационная эффективность. Компании, следующие по этому направлению, разрабатывают стратегии, которые снижают про­изводственные затраты, постоянно меняют функциональную и орга­низационную структуры с целью повышения эффективности.
Инновация (обновление) продукции. Компании, следующие этому направлению, сосредоточены на стратегии постоянного обновления про­дукции, услуг, поиска инноваций. Примерами компаний, пользующихся этой стратегией, могут служить «Сони», «Сименс» и др.
Близость к потребителю. Это важнейшая стратегия для компа­ний, зависящих от потребителей. Для них важен сервис, лестный для клиентов, завоевывающий потребителя. Потребитель пользуется услу­гами этой фирмы, даже если цены там значительно выше. У таких фирм появляются «ярые фанаты», которые продвигают товары или услуги компании. Легендарное «Нет проблем!» тоже относится к этому классу стратегий.
Фирма, которой не удается разработать действенных стратегий хо­тя бы по одному из трех этих направлений, никогда не сможет стать компанией мирового класса, будет постоянно испытывать трудности.
Непосредственное существование и развитие организации во многом зависят от тактических успехов. В свою очередь тактика опи­рается на процессы бизнеса, структуру и системы, которые действуют в организации. Использование тактики для получения преимущества перед конкурентами может одновременно оказать длительное влия­ние на характер организации. Однако если продолжать применять одни и те же тактические методы, несмотря на изменения, они ста­нут преградой на пути к инновациям, внесут элемент организацион­ной инертности, не учитывающей условия среды.
Процессы бизнеса — это основные процессы, обеспечивающие создание продукта или услуги. Например, в небольшом медицинском центре ключевыми процессами будут: прием больного, определение диагноза, лечение, выписка с последующим наблюдением. Для про­мышленного предприятия основные процессы — поиск оригиналь­ной идеи; разработка соответствующего типа продукции; производст­во продукции (производство может состоять из множества разных технологий); сбыт готовой продукции. Процессы бизнеса — важнейший элемент любой организации. Но чтобы не стать тормозом в эво­люции организации, они должны меняться в соответствии с измене­нием внутренних и внешних условий,
Структура организации — это фиксированные взаимосвязи, кото­рые существуют между подразделениями и работниками организа­ции. Структура характеризует конкретную систему (организацию) со стороны ее строения. Элементами формальной структуры являются подразделения (команды, отделы, отделения) и управленческая ие­рархия. Структура определяет, может ли компания быть быстродей­ствующей и гибкой. Как и стратегии, организационные структуры имеют множество вариантов. В условиях неопределенности и посто­янных изменений любая структура будет временной.
Системы — это хорошо отработанные процедуры, стимулирующие функционирование и развитие организации. Если в организации хорошо работают системы планирования, контроля, информации, мотивации и признания, обучения кадров, то можно говорить об ус­пешной организации.
Некоторые известные западные авторы выделяют пять важ­нейших систем, без наличия которых организация не способна к устойчивому развитию:

Люди и квалификации — важнейший ресурс любой организации. Прежде чем определить типы людей, нужных вашей организации, не­обходимо определить стержневые квалификации для процессов бизнеса и достижения поставленных целей. Стержневые квалификации вносят неравнозначный и уникальный вклад в создание итогового продукта, идущего к потребителю, и при этом служат источником конкурент­ного преимущества. Стержневые квалификации для каждой конкрет­ной компании специфичны. Например, стержневая квалификация «Хонды» (двигатели и силовые поезда) дает ей явное преимущество в производстве автомобилей, мотоциклов, газонокосилок и генераторов. Именно благодаря специалистам по двигателям автомобиль «Хонда» потребляет бензина намного меньше, чем другие автомобили того же класса. Для высшего учебного заведения стержневыми квалификациями являются профессорско-препода­вательский состав, для ресторана — повара и т.д.
Носителями стержневых квалификаций являются люди. Сущест­вует четыре ключевых момента в отношении к человеческим ресурсам:

Согласование действий по всем этим направлениям — залог ус­пеха повышения квалификации и способностей сотрудников орга­низации.
Культура внутренней жизни организации — это образ жизни, мышления, действия. Понятие организационной культуры в последние годы переосмыслено. Оно трактуется на основе двух основных мо­ментов: с точки зрения ценностей, превалирующих внутри организации и с точки зрения национальных культур. Этот последний аспект имеет особое значение в современных условиях интернационализации и гло­бализации бизнеса. Культура есть «способ, которым мы выполняем ра­боту». Она проявляется в поведении и речи людей в организации, основывается на совместных взглядах и убеждениях ее членов.
Мы рассмотрели основные элементы внутренней среды органи­зации. Но для устойчивого развития организации большое значение имеет состояние внешней среды организации, ее макроокружение. В современном бизнесе перемены происходят так часто, так быстро усложняется внешняя среда и так значительно ее воздействие на элементы внутренней среды, что преуспевающей организации не­обходимо хорошо ориентироваться в постоянно меняющемся окружении бизнеса.
I

Источник

Тест по дошкольному образованию

Тест оценка освоения теоретического курса профессионального модуля №1

Задание. Выберите правильный ответ.

1.На современном этапе развития общества управление рассматривается как:

А. сознательное, целенаправленное воздействие на организацию с целью приведения направления и темпов ее развития в соответствие с действием объективных общественных законов на микро- и макро-уровне

Б. деятельность, способствующую получению максимальной прибыли организации

деятельность по достижению определенных целей, в основе которой находится взаимодействие людей, согласование их действий

В. процесс воздействия организации на окружение

2. На основании закона «Об образовании в Российской Федерации» в области дошкольного образования приняты:

А.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Б. Временные требования к стандарту

В. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

3. Степень удовлетворенности родителей результатами сотрудничества с детским садом выявляется в результате анализа ….

А. мнения потребителей и представителей окружения ДОУ

Б. показателей продаж

В. объема рыночной доли

Г. эффективности маркетинговой деятельности

4. Руководитель инициативного типа ….

А. руководствуется принципами деятельности, выработанными другими.

Б. стремится сосредоточить все рычаги управления в своих руках.

В. вырабатывает принципы деятельности для своих подчиненных и для всего учреждения.

Г. стремится управлять шаблонно даже в критических ситуациях.

5. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры…..

А. могут содержать условия, снижающие уровень прав работников, установленных трудовым законодательством;

Б. не могут содержать условия, снижающие уровень прав работников, установленных трудовым законодательством.

6.Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый между работниками и работодателем называется (убрать лишнее):

А. трудовым договором;

Б. коллективным договором;

В. двусторонним договором;

Г. трудовым соглашением.

7.Договор, заключаемый с работником при приеме на работу:

8.Современная организация ДОУ определяется как:

А. изолированная система, деятельность которой направлена на достижение конкретных целей в результате отсутствия взаимоотношений с окружением

Б. система, основывающаяся на определенной структуре отношений между людьми, сознательно установленных на базе интегративных ценностей, которые выполняют координирующую функцию при достижении организационных целей

В. хаотичное объединение людей, создающееся только лишь для удовлетворения личных целей ее членов

9. Выбор форм планирования обусловлен (укажите лишнее):

А. содержанием, которое планируется

Б. предпочтением руководителя, насколько она ему удобна в работе

В. временным периодом, на который осуществляется планирование

Г. жесткими регламентациями вышестоящих организаций

10. Предварительная подготовка к выступлению включает (уберите лишнее):

А. подготовка слушателей к выступлению;

Б. продумывание и выбор темы;

В. сбор необходимого материала;

Г. написание текста и репетиция выступления.

11.Деловое совещание – это:

А. такой вид управленческой деятельности, когда определенное количество участников собирается в заранее оговоренном месте в обусловленное время для обсуждения и принятия решений по заранее поставленным вопросам

Б. один из высокоэффективных, трудоемких методов управления, проводится для рассмотрения самых актуальных вопросов, требующих выработки коллективных решений

В. метод расширения управленческих возможностей руководителя путем передачи части прав и обязанностей подчиненным

12.Понятие «гигиена умственного труда руководителя» включает:

А. тренированность нервной системы

Б. повышение работоспособности

В. соблюдение распорядка жизнедеятельности

Г. создание собственного имиджа

А. Трудовой кодекс Российской Федерации;

Б. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

В. Гражданский кодекс Российской Федерации;

Г. Все ответы верны.

14.Документ в обязательном порядке определяющий компетенции учредителя образовательного учреждения:

А. Устав образовательного учреждения;

Б. Типовое положение об образовательном учреждении;

Г. Приказ, изданный по этому поводу собственником или органом, уполномоченным им.

15.Максимальный испытательный срок при приеме на работу предусмотренный законодательством для педагогических работников:

А. Не более 3 месяцев для всех категорий;

Б. Не более 6 месяцев для всех категорий;

В. Для рядовых работников – не более 3 месяцев, для руководителей и их заместителей, главных бухгалтеров – не более 6 месяцев;

Г. Продолжительность испытаний законодательством не регламентируется

16.Срок хранения личного дела работника после его увольнения:

Г. постоянное хранение.

17.К группе документов по личному составу относится:

А. должностная инструкция;

Б. штатное расписание;

18.Документ, содержащий сведения о результатах деятельности за определённый период – это….

19.Штатное расписание – это …

А. документ, определяющий должностные обязанности;

Б. документ, определяющий структуру, численность и должностной состав работников организации с указанием должностных окладов;

В. документ, определяющий структуру, численность и должностной состав работников с описанием их рабочих мест;

Г. список сотрудников, отражающий должностной состав работников и их личные данные.

20. Документ, содержащий указание должностных окладов:

А. штатное расписание;

Б. должностная инструкция;

В. положение об организации;

Г. устав организации.

21.Трудовая книжка на лиц, впервые поступивших на работу заводится

А. в первый день работы;

Б. не позднее недельного срока после начала работы;

В. не позднее месяца с начала работы.

22.В текст должностной инструкции не включаются

А. должностные обязанности;

В. ответственность работника;

Г. размер должностного оклада.

А. документ, содержащий правила, регламентирующие организационные, научно-технические, финансовые и иные специальные стороны деятельности предприятия;

Б. документ, содержащий правила, определяющие правовое положение организации, её права и обязанности;

В. документ, определяющий структуру и численность должностного состава предприятия;

Г. документ, определяющий структуру, функции и права предприятия.

24.Должностная инструкция – это…

А. документ, издаваемый Правительством Российской Федерации в целях регламентации организационно-правового положения работника;

Б. документ, издаваемый организацией в целях регламентации организационно-правового положения работника;

В. документ, издаваемый организацией, в котором регламентируются условия труда работника;

Г. документ, издаваемый организацией, в котором регламентируется размер должностного оклада.

А. документ, подтверждающий факты, события, действия

Б. документ информационного характера, содержащий описание производственной деятельности организации

В. документ, адресованный руководителю организации и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшем место факте

26.Текст приказа по личному составу обязательно заканчивают……

А. указанием сроков действия приказа

Б. назначением ответственного за исполнение приказа

В. ссылкой на документ, послуживший основанием для издания приказа

27.Интерактивная форма методической работы:

28.Содержание образования в дошкольном образовательном учреждении определяется:

А. Уставом учреждения;

Б. Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;

В. Основной общеобразовательной программой дошкольного образования;

29.Стратегическое направление развития дошкольного учреждения определяет:

А. орган управления образование

В. местное сообщество

Г. попечительский совет

30.Законодательство устанавливает для педагогических работников:

А. полную 40-часовую рабочую неделю;

Б. сокращенную 39-часовую рабочую неделю;

В. сокращенную 36-часовую рабочую неделю;

Г. сокращенную 32-часовую рабочую неделю.

А. часть системы непрерывного образования

Б. специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на научной основе, оказание своевременной помощи учителю, воспитателю

В. деятельность по созданию такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива

32.Один из важнейших факторов, влияющий на выбор видов и форм методической работы в дошкольном образовательном учреждении:

А. высокопрофессиональная творческая работа старшего воспитателя

Б. уровень профессиональной компетентности воспитателей

В. желание и устремление воспитателей к инновационной деятельности

Г. развивающая среда ДОУ

33.Система исследовательских операций, направленных на выявление причин определяющих результаты педагогического процесса:

Б. педагогический анализ

В. выявление и формулировка проблемы

34.Результативность проведенного педсовета оценивается…

А. актуальностью темы

Б. содержанием выступлений

В. отношением воспитателей к обсуждению проблем

Г. конкретностью принятых решений

35.Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает возможность применения дополнительных образовательных программ в детских дошкольных учреждениях …..

А. за пределами утвержденных основных образовательных программ

Б. с разрешения учредителя

В. если это установлено уставом дошкольного образовательного учреждения

А. установление отношений между людьми

Б. способность сопереживать друг другу

В. крайняя форма обострения противоречий

37.Универсальные причины конфликта:

А. неудовлетворенность потребностей

Б. несовпадение интересов

В. различие в ценностных ориентациях

Г. все ответы верны

38.К информационным технологиям разрешения конфликтов принадлежит..

А. устранение слухов

Б. обеспечение ровного психологического климата

В. снижение социальной напряженности

39.Под управлением конфликтом понимается…

А. целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее

Социально – значимых задач

Б. постоянное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее его разрешение

В. воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение его задач

40. Объективные причины конфликта связаны с…

А. нехваткой ресурсов

Б. духовным обнищанием

В. крахом идеологии

41. Под предметом конфликта понимается….

А. объективно существующие противоречия по поводу использования тех или иных ресурсов

Б. объективно существующая или мыслимая проблема, служащая причиной разногласия между сторонами

В. объективно существующие разногласия и проблемы по поводу разделения власти между сторонами

Вставить пропущенное слово

1.ФГОС – это совокупность трёх групп Требований: к основной образовательной программе, к условиям реализации основной образовательной программы, к РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ………

2.Ориентация в педагогическом процессе на личность как на цель, субъект, результат является сущностью ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО… подхода

3. Воспитание детей является обязанностью …РОДИТЕЛЕЙ…….

4.Основой для разработки и реализации основной образовательной программы ДОУ является ……..ФГОС ДО

5.Содержание образования в детском саду определяется …ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ………

6. …КОНТРОЛЬ………..система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов

7.На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными образовательными услугами реализовывать и оказывать ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ…….. услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.

8.Педагогические советы подразделяются на установочные, ТЕМАТИЧЕСКИЕ……. итоговые.

9. Повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил осуществляет …МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ…….дошкольных образовательных организаций

10.Образовательное учреждение вправе вести образовательную деятельность с момента …ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ……..

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *