Спиридоновка как раньше называлась
Гуляем по Москве: Спиридоновка
Спиридоновка выходит к оживленным и модным Патриаршим прудам, но сама улица на удивление тихая. Еще в XIX веке о ней говорили — «место, где тишина и нет суетливой торговли». С того времени мало что изменилось. Time Out рассказывает, чем мила Спиридоновка москвичам и почему интересна любителям городских историй.
Спиридоновка: от козьей слободы до улицы знати
Улица получила свое название по построенной в 1530-х годах Спиридоньевской церкви и впервые начала появляться на картах с XVI века. Спиридоновка проходила по пустынному Козьему болоту.
Первое подробное описание этих земель встречается в «Книге о посольстве Василия Великого князя Московского, к Клименту VII» итальянца Паоло Джовио: «В смежных с городом (Москвою) полях находится невероятное множество диких коз». Джовио не просто так говорит местах, «смежных с городом»: в XVI веке Москва была гораздо меньше, чем сейчас, и район Патриарших прудов относился с «загородью» — незаселенной территории за Москвой.
Итальянец Паоло Джовио узнавал краеведческие подробности от великокняжеского посланца и переводчика Дмитрия Герасимова, который помогал ему работать над книгой. Новости о Московии сообщали ему и итальянские купцы, торговавшие в Московском государстве. В книгу Джовио включил географию города, рассказы о русском войске, его численности и обычаях.
Помимо трактата, итальянский историк начертил карту Московии: на ней различимы Новгород и Вологда, Нижний Новгород и Псков, Черное, Азовское и Белое моря, отмечены Кавказские горы. Гравированный лист по непонятным причинам не был приложен к изданной в XVI веке книге. О карте никто не знал до 1994 года: она хранилась в частной коллекции.
Земли бывшего «загородья» начинают облагораживать в XVII веке. Патриарх Иоаким распоряжается вырыть три пруда и запустить в них рыбу. В патриарших прудах разводили сорта подешевле и попроще, дорогие же растили в Пресненском районе. Вскоре вокруг прудов появилась «патриархова козья слобода» — оттуда козью шерсть и козий пух поставляли к царскому и патриаршему дворам.
К началу XVIII века улица была постепенно заселена: на Спиридоньевку, как тогда ее называли, приезжали люди разных чинов и званий. С началом петровских реформ многое поменялось: государство стало светским, Церковь потеряла власть.
Отмена патриаршества в 1721 году сильно ударила по Патриаршим слободам в Москве. Пруды забросили, земли заболотились. А вот Спиридоновка напротив встречала новых жителей. К середине XVIII века на улице стояло уже 42 двора: 21 дом по правую и 21 дом по левую стороны. Большинство домов принадлежало причтам — группе людей, служащим при одной церкви — и знати. Кроме домов, на улицу выходило три огорода и «пустырь безгласный» — «никому не принадлежащий», как объясняет москвовед Сытин.
Состав населения сменился к концу XVIII века — владельцами дворов на Спиридоновке стали представители родовой знати. Например, здесь расположились графиня Е.Ф. Мусина-Пушкина и княгиня А.П. Шаховская. Стали появляться дома офицеров, но причты церквей сохранились.
Спиридоновка литературная, Спиридоновка купеческая
Пожар 1812 года не обошел Спиридоновку стороной — улица была деревянной и полностью сгорела. После Отечественной войны здесь появились первые каменные строения: на плане Москвы середины XIX века видны три дома и церковь Спиридона. В течение века улица менялась вслед за городом: Москва расширялась, и Спиридоновка постепенно из редко населенной улицы превратилась в одну из центральных. Ее обитателями стали высокопоставленные москвичи и интеллектуалы, чьи дома соседствовали с дворами людей из низших сословий.
О неравномерном заселении улицы писала и Юлия Ратомская в книге «Спиридоновка в лицах»:
«Усадьбы высшей аристократии и богатых купцов соседствовали с мелкими владениями, лавками, питейными заведениями, трактирами, мастерскими, в которых писали иконы и делали музыкальные инструменты».
На Спиридоновке появилась усадьба поэта Евгения Баратынского и баснописца Ивана Дмитриева, который оказался в тени Ивана Крылова — сегодня его творчество изучается разве что в университетах. А вот современники были о нем высокого мнения и считали первым стихотворцем, писавшим басни «с поэзией в слоге». У Дмитриева в гостях бывали Василий и Александр Пушкины, Петр Вяземский и начинающий литератор Николай Гоголь, в усадебном саду нередко гулял Николай Карамзин.
Иван Дмитриев был в дружбе с отцом и дядей Пушкина. Баснописец следил за творчеством Александра Сергеевича и отмечал его успехи, а тот, еще будучи юным, знал наизусть некоторые басни и стихи Дмитриева. В стихотворении «К другу стихотворцу» 15-летний поэт, восхищаясь Дмитриевым, Державиным и Ломоносовым, назвал их «певцами бессмертными, и чести, и слава россов».
К концу XIX — началу XX века на улице появились особняки состоятельных москвичей. Архитектор Федор Шехтель возвел модернистские дома для Морозовых и Рябушинского. Еще один мастер модерна Иван Бони спроектировал городскую усадьбу Агапита Беляева. В те же времена Спиридоновку захватила мода на доходные дома.
По адресу Спиридоновка, 6 стоял дом семьи Марконет. В одном из его флигелей в январе 1904 года жили Александр Блок с женой Любой Менделеевой. Остановиться в доме Марконет им предложил троюродный брат поэта Сергей Соловьев. За две недели, что супруги провели в Москве, они познакомились с московскими символистами.
«В тот же день Блок переехал на Спиридоновку, и в течение нескольких недель почти каждый вечер мы собирались в пустой квартире Марконетов и просиживали с Блоком до глубокой ночи. Успех Блока и Любови Дмитриевны в Москве был большой», — вспоминал Соловьев.
На углу Гранатного переулка ближе к 1910-м годам снимал квартиру писатель и переводчик Борис Зайцев, у которого нередко проходили литературные встречи. В 1960 году в Мюнхене вышла книга Зайцева «Москва», где он написал:
«В доме Армянских, кораблем возвышавшемся на углу Спиридоновки и Гранатного, позже мы жили. Над переулком свешивались ветви чудесных тополей и лип особняка Леонтьева».
Советские годы: Спиридоновка, или улица Алексея Толстого
В советское время церковь Спиридона была снесена, несмотря на все попытки общественности спасти здание. Доходные дома на улице превратились в коммунальные квартиры: жилые помещения разделили перегородками.
В 1931 году по возвращении из Италии на Спиридоновке поселился Максим Горький, в начале 1940-х — Алексей Толстой. В феврале 1945 года последний ушел из жизни — и улица получила его имя. Сегодня на Спиридоновке открыт литературный музей-квартира писателя. Это незаметный флигель особняка Рябушинского, внутри которого расположились кабинет, столовая-гостиная, малая гостиная и синий зал. Комнаты уставлены креслами из дворца Петра I, есть дорожный сундук императора, старинные приборы из известного каррарского мрамора и люстра времен Екатерины II.
Time Out расскажет о самых эталонных, необычных и противоречивых домах на Спиридоновке.
Адрес: ул. Малая Никитская, 6/2с5
Прогулка по улице или начнется с особняка Рябушинского, или им завершится — здесь Спиридоновка встречается с Малой Никитской. Особняк был построен архитектором Федором Шехтелем в начале XX века для фабриканта Степана Рябушинского.
К рестьянин Михаил Рябушинский приехал в Москву в первой половине XIX века и открыл лавку в Гостином Дворе. Его дети — уже купцы Василий и Павел — учредили торговый дом «П. и В. Братья Рябушинские» и купили хлопчатобумажную фабрику. Сын купца и внук крестьянина, Степан Павлович к началу XX века заведовал текстильным производством, основал банкирский дом «Братья Рябушинские» и стал одним из богатейших людей Москвы.
Федор Шехтель строит особняк в стиле модерн: асимметричные стены, сплетение прямых и плавных линий, витражи и мозаика. Архитектура подчиняется внутреннему пространству — интерьеру, отсюда и асимметрия экстерьера. Внутри особняк выглядит еще более «модерново»: здесь и тающая лестница, и люстра-медуза, и морские коньки, притаившиеся в ручках дверей. С 1931 года в особняке жил Максим Горький — спальня, кабинет и столовая бережно хранят наследие писателя.
Особняк Зинаиды Морозовой
Адрес: ул. Спиридоновка, 17
Если пойдете к улице от Патриарших прудов по одноименному переулку, то выйдете прямо к особняку Зинаиды Морозовой. Летом он стоит в зелени, а в прочие сезоны долго был скрыт от глаз прохожих — проходила реконструкция.
Между тем это здание совершенно удивительное — оно стало первой крупной работой Шехтеля и прославило его на всю Москву. Архитектор предлагал Морозову три проекта будущего особняка: в стиле французского ренессанса, рококо и английской неоготики. Меценат выбрал последнее: в юности он провел ни одни день в Манчестере, где учился текстильному делу.
Геометрические формы особняка и возвышающаяся башня создают асимметричную композицию, вытянутые окна подобны стрельчатым аркам — элементам готики. Внешне здание выглядит довольно аскетично, внутри же отделано с размахом: мраморные полы, ткани со средневековыми орнаментами, старинные гобелены. Шехтель предложил новаторскую планировку здания: симметрия была забыта, а залы расположились, следуя логике жизни хозяев.
Морозовы переехали в особняк в 1898 году и прожили они там недолго — уже в 1905 году Савва Морозов застрелился, а его жена Зинаида покинула дом. В советские годы он принадлежал Наркоминделу, позже Министерству иностранных дел. В 1990-х годах в здании случился страшный пожар. Интерьеры восстанавливали по чертежам Шехтеля. Сегодня в особняке расположился Дом приемов МИДа. Полюбоваться интерьерами не получится, а вот вдохновиться английской неоготикой в эклектичной Москве вполне возможно.
Дом треста «Теплобетон»
Адрес: ул. Спиридоновка, 24/1
Выгодно выделяется на Спиридоновке и монументальное серое здание с зелеными балконами — дом треста «Теплобетон». Он был построен на месте церкви святого Спиридония, которую снесли в 1930-1932 годах.
Дом треста, совершенная инновация своего времени, выстроен из теплобетона — бетона с добавлением пемзы, гравия, песка. Этот материал начали активно использовать с середины 1920-х годов. Технологию охотно дорабатывало Русско-германское акционерное строительное общество. После 1933 года оно было переименовано в трест «Теплобетон», который в 1933-1934 годах выстроил для себя дом на Спиридоновке по новой технологии.
Кладка из крупных каменных квадров, отесанных в форме четырехгранных пирамид.
Спиридоновка
Помимо того, что это одна из исторических улиц Москвы, Спиридоновка окутана лёгкой булгаковской мистикой: на ней разыгралась одна из ярких сцен романа «Мастер и Маргарита», когда поэт Иван Бездомный преследовал Воланда, Коровьева и Бегемота, попавших на улицу через Большой Патриарший переулок:
«Иван ахнул, глянул вдаль и увидел ненавистного неизвестного. Тот был уже у выхода в Патриарший переулок, и притом не один. Более чем сомнительный регент успел присоединиться к нему. Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах.
Иван устремился за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно.
Михаил Булгаков,
«Мастер и Маргарита»
Принято считать, что местность называлась Козьим болотом не просто так: говорят, здесь обитали дикие козы, а позже расположилась патриаршая Козья слобода, жители которой окультурили и стали выращивать этих животных. Возможно, именно поэтому церковь и была освящена во имя Спиридона, который с детства был пастухом и не бросил этого занятия даже став епископом.
Скорее всего, как улица Спиридоновка сложилась к 17 веку: тогда она доходила до Никитских ворот. В середине 18 века территорию у Никитских ворот начали застраивать, и улица приобрела современные контуры.
Вплоть до Отечественной войны застройка Спиридоновки была преимущественно деревянной: в основном вдоль улицы располагались хозяйственные и служебные постройки местных церквей и дома местных чиновников, и при пожаре 1812 года улица выгорела дотла. Тем не менее, после войны улицу вновь отстраивают в дереве: к 1850 году из каменных строений на улице были лишь Спиридоньевская церковь и 3 особняка. Разумеется, деревянная застройка улицы до наших дней не сохранилась.
На рубеже 19 и 20 веков на улице стали появляться особняки состоятельных москвичей: Фёдор Шехтель строит усадьбы для Саввы Морозова и его жены Зинаиды (1893-1898) и Степана Рябушинского (1900-1903), Иван Бони проектирует городскую усадьбу Агапита Беляева. Кроме того, по проектам архитекторов Густава Гельриха и Адольфа Эрихсона на Спиридоновке возводятся доходные дома.
«Московский любовный треугольник»: какие тайны хранит Спиридоновка
«Нераскрытые тайны»: Где находится «московский любовный треугольник»
О загадочном самоубийстве Николая Тарасова судачил весь столичный бомонд. Это и понятно, молодого миллионера называли баловнем судьбы. Он обладал не только огромным состоянием, но и прекрасным вкусом, и считался одним из законодателей московской моды.
Дом Тарасова, 1914 год. Фото: um.mos.ru
Буквально накануне самоубийства судьба преподнесла Николаю Тарасову щедрый подарок – он унаследовал один из самых роскошных особняков в Москве на Спиридоновке.
Дом на Спиридоновке напоминает дворец, и это не случайно. Иван Жолтовский при строительстве особняка ориентировался на творение знаменитого итальянского мастера Андреа Палладио – палаццо Тьене, построенное в городе Виченце в XVI веке. Внутренняя отделка под стать итальянскому замку. Облицовка первого этажа имитирует гранит, второго – мрамор.
Потолки парадных комнат покрыты фресками – это копии известных произведений итальянских художников: Пинтуриккио, Тинторетто, Тициана и Джулио Романо. А заказал эту «сказку былых времен», как назвали особняк в ежегоднике «Московский архитектурный мир» за 1912 год, Гавриил Тарасов, дядя знаменитого самоубийцы.
Однако особняк на Спиридоновке так и не стал родовым поместьем Тарасовых. Более того, ни один из представителей династии не прожил в этом доме ни дня.
Однако некоторые специалисты, изучавшие историю знаменитого рода и места, где разворачивалась трагедия, склоняются к другой версии.
Впрочем, гиблым местом этот район называли недолго. В 1627 году на Козьем болоте возвели единственный в Москве храм, посвященный святителю Спиридону Тримифунтскому. Церковь сразу стала очень популярной, а за улицей закрепилось название Спиридоновка. В начале XVII века патриарх Гермоген решил построить здесь резиденцию. Болото осушили, оставив три пруда, которые в народе тут же прозвали Патриаршими.
В 1930 году церковь святого Спиридона была разобрана, а вот другому строению той эпохи повезло больше. На углу Спиридоновки и Гранатного переулка и по сей день размещаются палаты Гранатного двора – один из самых интересных памятников московской допетровской архитектуры.
Взрывоопасная продукция, которую выпускал Гранатный двор, в итоге сыграла с ним искрометную, но весьма злую шутку.
Долгое время считалось, что от Гранатного двора ничего не осталось, но со временем постройки удалось восстановить, в основном, силами сотрудников дизайнерского бюро, арендовавшего полуразрушенное здание около 15 лет назад.
При расчистке исследователей ждало еще одно не менее интересное открытие. Выяснилось, что Гранатный двор связан подземными коммуникациями с другим районом Москвы.
К началу XIX века Москва расширяется, и некогда болотистый пригород становится одним из центральных районов столицы.
Неравный брак Морозовых
Женитьбе Саввы и Зинаиды Морозовых предшествовал грандиозный скандал.
Тем не менее, свадьба состоялась. И здесь, в аристократическом районе Москвы, на Спиридоновке, по проекту архитектора Федора Шехтеля началось строительство особняка, который впоследствии назовут одной из жемчужин русского модерна.
Светские рауты в невероятно роскошных интерьерах были лишь одной стороной жизни Зинаиды Морозовой, внешней. В душе же копилась черная обида на мужа. За ее спиной вся Москва судачила о его новом увлечении. Предпринимателя и мецената все чаще видели в компании первой красавицы русской сцены Марии Андреевой. Эту любовную связь считают одной из причин гибели Саввы Морозова.
С особняком Зинаиды Морозовой связана еще одна легенда Спиридоновки. Поговаривали, что вдове мецената буквально в каждом коридоре мерещился призрак покойного супруга.
Особняк Морозовой. Фото: um.mos.ru
Как и Савва Морозов, миллионер Николай Тарасов тоже был большим поклонником театра. Его имя стало известно в артистических кругах Москвы после щедрого подарка, который он преподнес руководителям МХАТа.
Тарасов безвозмездно пожертвовал знаменитым режиссерам 30 тысяч рублей, по тем временам немалая сумма. Подарок приняли, а щедрого дарителя сделали пайщиком театра. В результате были спасены не только гастроли, но и репутация МХАТа. С этого момента Николай Тарасов стал одним из главных спонсоров театра. И вместе с деловым партнером и другом Никитой Балиевым начала при МХАТе новое дело – открыл кабаре под названием «Летучая мышь», в котором устраивались знаменитые мхатовские капустники. Когда приятели в первый раз спустились в подземелье, им навстречу метнулась летучая мышь. Так и возникло название. Впрочем, молодой миллионер увлекался не только сценой и зрелищами, но и актрисами и имел славу штатного столичного сердцееда.
Роман Тарасова и Грибовой был стремителен и безнадежен. Вскоре красавица завела другого поклонника, который оказался отчаянным картежником и однажды растратил казенные деньги.
Никто тогда и предположить не мог, что этот, казалось бы, мелкий неприятный инцидент будет стоить Тарасову жизни.
Вершина русского модерна
Инна Андреева на Спиридоновке бывает ежедневно. Сегодня по этой улице пролегает ее путь на работу, в музей Алексея Толстого, а в юности это было просто любимым местом для прогулок.
Еще одно замечательное творение Федора Шехтеля – особняк представителя богатейшей московской династии Степана Рябушинского. Великолепное здание эпохи зрелого модерна, сооруженное в самом начале ХХ века, соседствует с храмом Большого Вознесения.
Особняк Рябушинского. Фото: ИТАР-ТАСС
АЛЕКСАНДР МИШИН (москвовед): Для любого архитектора решение строить дом, участвовать в проекте постройки, которая находится на углу, это всегда экзамен. Так вот, со своей задачей Шехтель справился совершенно безукоризненно. Дело в том, что ему надо было найти тот объем здания для особняка Рябушинского, который бы соотносился с объемом церкви Большого Вознесения. И вот эти два объема, практически равные по величине, друг другу не мешают, они друг друга дополняют и даже гармонируют.
Строительство особняка Рябушинского было завершено в 1902 году. Эта работа Федора Шехтеля стала настоящей сенсацией. На фоне деревянных построек Спиридоновки того времени он выглядел просто фантастически.
Особняк удивлял современников не только отделкой, но и своим техническим оснащением. В доме была проложена первая в Москве система кондиционирования. Блюда из кухни в гостиную доставлял лифт. При этом просторный двухэтажный дом был рассчитан на одну семью.
Есть в особняке и своя особая тайная комната – старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома. Стены и купол покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись.
Октябрь 1917-го искалечил судьбы не одной семьи. Рябушинские, оставив процветающий бизнес, эмигрировали в Европу, а роскошная усадьба на Спиридоновке перешла во владение города.
В 1931 году у особняка появился новый хозяин – Максим Горький. Он еще размышлял, покидать ли ему прекрасный остров Капри, а из Москвы уже ползли слухи – для Горького готовят дворец. Пролетарский писатель слал в Россию гневные депеши: «Вопрос о вселении моем во дворцы не решать до моего приезда». Бывший особняк Рябушинского дворцом, конечно, не был, но Горькому все равно не понравился.
В этом доме писатель часто принимал гостей, иногда до 100 человек в день. Особняк превратился в своеобразный писательский клуб. В 1931 году Горького здесь навещал Бернард Шоу, а четыре года спустя – Ромен Роллан. Впрочем, по этой лестнице поднимались не только знаменитости, но и простые люди, которые привозили живому классику подарки.
В особняке на Спиридоновке Максим Горький прожил пять последних лет жизни. Степана Рябушинского, первого хозяина особняка, он не знал, но с другими представителями знаменитой династии его не раз сводила судьба.
Горький был знаком и с младшим сыном знатной семьи – Николаем Павловичем Рябушинским, который в начале ХХ века издавал в Москве популярный литературный журнал «Золотое руно». Впрочем, Николай Рябушинский был известен не только успехами на редакторском поприще, но и благодаря многочисленным романам. Тайную страсть он питал и к актрисе Ольге Грибовой, возлюбленной Николая Тарасова.
Сама же Оленька Грибова (так ласково называли актрису поклонники) была страстно влюблена в юнкера Николая Журавлева. Это для него она пыталась занять денег у бывшего любовника Тарасова. Получив отказ, проигравшийся Журавлев застрелился. Вслед за возлюбленным попыталась покончить с собой и Грибова.
Но почему свел счеты с жизнью сам Николай Тарасов? Известно, что к моменту этого двойного самоубийства он уже охладел к Грибовой и, более того, был увлечен другой актрисой – восходящей звездой МХАТа Алисой Коонен.
Смерть миллионера будоражила воображение обывателей, порождавшее все новые и новые версии. Тем более, что в этой трагедии было и еще одно странное обстоятельство.
Гроб доставили на Большую Дмитровку – там была квартира Николая. В особняк на Спиридоновке он еще не переехал, так как за права наследства боролись сыновья Гавриила Тарасова.
Молитвы святому Спиридонию
После революции особняк Тарасова, как и остальные усадьбы на Спиридоновке, был национализирован. Сначала здесь располагался Верховный Суд СССР, а после 1937 года – Посольство Польши. С 1941 года переименована и сама улица Спиридоновка. Она стала носить имя писателя Алексея Толстого, который поселился во флигеле особняка Степана Рябушинского.
Писателю, действительно, была нужна для работы большая комната. В его рабочем кабинете стояли сразу четыре письменных стола. Это было необходимым условием для творчества.
Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: ИТАР-ТАСС
С героями собственных произведений у Алексея Толстого тоже были особые отношения.
Часто из-за дверей кабинета писателя доносились женские, мужские и даже детские голоса. Алексей Толстой прекрасно имитировал чужую речь и был мастером розыгрышей.
Квартиру на Спиридоновке Алексей Толстой тоже считал местом особым, связанным с легендой его древнего рода.
Алексей Толстой умер в 1945-м, но улица еще долго носила его имя. Историческое название ей было возвращено только в 1994 году.
Не только сама Спиридоновка, но и прилегающие к ней улицы и переулки представляют большой интерес для историков, в том числе и потому, что в этом районе жил всесильный министр внутренних дел и госбезопасности Советского Союза Лаврентий Берия.
Лаврентий Берия. Фото: ИТАР-ТАСС
В этом доме постоянно находилось несколько десятков чекистов-телохранителей. Однако известно, что неподалеку в Спиридоньевском переулке было еще одно здание, где тоже несли вахту охранники. Два строения соединял специально проложенный подземный ход.
Лаврентий Берия был арестован 26 июня 1953 года в Кремле и пять месяцев спустя по приговору суда расстрелян. Но и после смерти его последнее местожительство осталось местом действия самых жутких городских легенд.
Спустя несколько лет после смерти Берии в особняке разместилось посольство Республики Тунис. За последние 60 лет его сотрудники призрак Лаврентия Павловича ни разу здесь не встречали.
Поэтические баталии и «Открытый клуб»
Инна Андреева, директор Музея Алексея Толстого, может часами рассказывать о Спиридоновке, ведь здесь буквально у каждого дома своя удивительная история.
Так, на Спиридоновке чуть было не разыгралась еще одна любовная драма. Александр Блок, приревновав супругу к Андрею Белому, вызвал коллегу по цеху на дуэль. В ситуацию вовремя вмешалась виновница конфликта Любовь Менделеева. И лишь благодаря ее усилиям удалось утихомирить темпераментных друзей.
Спиридоновка и сегодня влечет художников и поэтов. Почти каждый вечер они собираются в небольшом клубе неподалеку от Музея Алексея Толстого.
Доходный дом братьев Армянских
Небольшими выставками и литературными вечерами здесь с помощью живого слова пытаются одолеть главного конкурента в борьбе за зрителя – телевизор.
Однако бывают в «Открытом клубе» вечера, когда яблоку негде упасть. Здесь всегда с нетерпением ждут встреч с представителями старой школы: писателями, режиссерами, журналистами.
Буквально в 500 метрах от «Открытого клуба» на другом конце Спиридоновки тоже происходят удивительные и не слишком привычные для Москвы события. Мелодии древних племен и рисунки в стиле тинка-тинка. Сегодня в старинном особняке Тарасовых располагается Институт Африки Российской Академии Наук. Изучению культуры «черного» континента интерьеры в стиле модерн не мешают, даже напротив, способствуют.
Работники института признаются: особняк требует пристально следить за собой. Здесь хочется держать спину прямо.
Разумеется, Африка – главная точка приложения сил сотрудников института, но и отечественная история им отнюдь не чужда. Каждый, кто оказывается в старинном особняке на Спиридоновке впервые, непременно услышит рассказ о трагической судьбе владельцев этого здания.
В тот злополучный день в октябре 1910 года Николай Тарасов пребывал в ужасном расположении духа. Газеты сообщали: его бывшая возлюбленная, актриса Ольга Грибова после неудачной попытки самоубийства уже третий день балансировала на грани жизни и смерти. Николай не находил себе места.
Как он мог отказать ей, такой прекрасной и ранимой, в сущей безделице – в деньгах? Как мог опуститься до мелочности, гордыни и отвратительной ревности? Тарасов понимал: вся театральная Москва винит в этой драме только его. Когда пришла страшная весть о смерти Грибовой, молодой миллионер уже принял решение. Он накрылся одеялом, чтобы не услышали соседи, и выстрелил себе в висок.
Всю Спиридоновку от Бульварного до Садового кольца можно пройти неспешным шагом за 10 минут. Но для внимательного пешехода каждый шаг по ее тротуарам – открытие. Здесь даже век спустя вполне ощутим ни с чем не сравнимый аромат страсти. Так что не стоит удивляться тому, что знатоки московской старины давно уже окрестили район между Спиридоновкой и Малой Никитской «любовным треугольником», местом, где вершились судьбы и разбивались сердца.