Спорт как часть культуры

Физическая культура и спорт

Физи́ческая культура и спорт

Физическая культура (Ф. к.) – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния Ф. к. в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Ф. к. в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания (См. Физическое воспитание), развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Основные элементы Ф. к.: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

В социалистическом обществе Ф. к., будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» (Программа КПСС, 1976, с. 120–21). Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области Ф. к. и спорта (в СССР – союзный, республиканские, областные и др. комитеты по физической культуре и спорту, профсоюзы, комсомол, Добровольные спортивные общества, ДОСААФ, Спортивные федерации и др.). На современном этапе решается задача превращения массового физкультурного движения в общенародное, базирующееся на научно обоснованной системе физического воспитания, которая охватывает все социальные слои общества. Существуют государственные системы программно-оценочных нормативов и требований к физическому развитию и подготовленности различных возрастных групп населения (в СССР – Физкультурный комплекс ГТО – «Готов к труду и обороне СССР»). Обязательные занятия Ф. к. по государственным программам проводятся в дошкольных учреждениях, во всех типах учебных заведений, в армии; на предприятиях, в учреждениях и др. – в режиме рабочего дня (производственная гимнастика, физкультурные паузы и т.п.). Для организации массовой физкультурно-оздоровительной работы на предприятиях, в учреждениях, колхозах, учебных заведениях и др. созданы коллективы Ф. к. (в СССР в 1976 – около 250 тыс. таких коллективов, объединявших свыше 50 млн. физкультурников, в т. ч. около 120 тыс. сельских коллективов – свыше 18 млн. чел.; в физкультурно-спортивных секциях занималось свыше 20 млн. школьников, около 2 млн. учащихся профтехучилищ, свыше 2 млн. учащихся средних специальных учебных заведений, около 2 млн. студентов; производственной гимнастикой на предприятиях – свыше 22 млн. чел., в группах общей физической подготовки – около 7 млн. чел.).

В капиталистическом обществе трудящиеся не имеют условий для овладения всеми достижениями Ф. к., как и культуры вообще. В буржуазных государствах Ф. к. развивается в основном в зависимости от конкретных интересов монополий, фирм и т.п., что обусловливает отсутствие единства требований, нормативов по физическому воспитанию и возможности занятий Ф. к. для большинства социальных слоев и возрастных групп населения, крайне ограничено число добровольных физкультурно-спортивных организаций трудящихся, существующих на средства профсоюзов. Многочисленные стадионы и др. спортивные сооружения принадлежат буржуазным спортивным клубам, членство в которых обусловлено недоступными для широких масс денежными взносами, а во многих случаях и традиционно сословными ограничениями. Субсидирование государством физкультурно-спортивных организаций и спортивных сооружений, как правило, отсутствует. Средства, выделяемые на Ф. к., направлены в основном на развитие военно-прикладных видов спорта и т. н. большого спорта – в престижных целях.

Спорт (С.) – составная часть Ф. к., а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. С. в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность С. заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия Ф. к., способствует нравственному, эстетическому воспитанию (См. Эстетическое воспитание), удовлетворению духовных запросов, является одной из наиболее массовых форм дружеских интернациональных связей.

Существуют три основные взаимосвязанные организационные формы С.: массовый самодеятельный С., С. как учебный предмет и С. высших достижений (или т. н. большой С.). Первые две формы являются органической частью системы физического воспитания, Ф. к. общества: массовый С. лишь относительно лимитируется возрастом, состоянием здоровья, уровнем физического развития людей; С. как учебный предмет входит в программы всех типов учебных заведений и военно-физической подготовки в армии. В этих формах реализуются прежде всего общие образовательно-воспитательные, подготовительно-прикладные, оздоровительные и рекреационные (см. Рекреация) задачи С. Массовый С. – основа С. высших достижений, условие физического совершенствования подрастающих поколений, С. высших достижений позволяет на основе выявления индивидуальных возможностей и способностей человека в определённой сфере спортивной деятельности (посредством углублённой специализации и индивидуализации учебно-тренировочного процесса, связанного с использованием возрастающих до предельных функциональных нагрузок) добиваться максимальных, рекордных спортивных результатов, моделировать для них эталонные ориентиры, вооружать массовую практику наиболее эффективными средствами и методами спортивного совершенствования. Рекорды в С. высших достижений, победы в официальных международных, национальных и др. спортивных соревнованиях создают моральный стимул развития массового С.

В сферу С. исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды С., имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности – бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т.д.; часть видов современного С. сформировалась в 19–20 вв. на базе самого С. и смежных сфер культуры – многие спортивные игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды С. – на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды С., подводное плавание и др.

Большинство видов современного С., получивших всемирное распространение, их содержание, программы и официальные правила соревнований сложилось во 2-й половине 19 – 1-й половине 20 вв., когда по ним стали проводиться официальные национальные и международные состязания, были организованы национальные и международные спортивные обьединения (См. Международные спортивные объединения), спортивные клубы (см. Клуб спортивный), общества и др. С учреждением в 1896 крупнейших международных комплексных спортивных соревнований – Олимпийских игр (См. Олимпийские игры) – современные виды С. культивируются в большинстве стран мира. С середины 19 в. в ряде стран стал развит профессиональный С. – форма зрелищной индустрии, бизнеса, источник прибыли для предпринимателей и средство существования для эксплуатируемых – спортсменов-профессионалов.

В социалистических странах С. опирается на массовое физкультурное движение, постоянно растет количество занимающихся различными видами С., расширяется сеть спортивных школ (См. Спортивные школы), спортивных сооружений (См. Спортивные сооружения); государственные и общественные организации планируют развитие С. и выделяют для этого значительные средства; сложилась стройная система спортивных соревнований. В СССР культивируется свыше 70 видов спорта, включая технические и национальные. Наиболее массовые: лёгкая атлетика (в 1976 свыше 6 млн. занимающихся в спортивных секциях), волейбол (5,2 млн. чел.), лыжный спорт (4,2 млн. чел.), футбол (3,7 млн. чел.), баскетбол (3,5 млн. чел.), стрелковый спорт (около 3 млн. чел.), шахматы (2,8 млн. чел.), шашки (2,5 млн. чел.), настольный теннис (2,3 млн. чел.), спортивная гимнастика, плавание, ручной мяч, хоккей с шайбой (0,6–0,7 млн. чел.); национальными видами С. занимается 650 тыс. чел. Последовательность роста мастерства в отдельных видах С., уровень подготовленности спортсменов и развития их достижений от массовых спортивных разрядов до высших квалификационных категорий фиксирует Единая всесоюзная спортивная классификация. Ежегодно разрядные нормы выполняют до 16 млн. чел.

Высокие спортивные достижения, успехи в воспитательно-тренерской и др. спортивной деятельности поощряются почётными спортивными званиями (См. Спортивные звания); мастера спорта СССР (на 1 января 1976 присвоено 108,5 тыс. чел.), мастера спорта СССР международного класса (3,5 тыс. чел.), заслуженного мастера спорта (свыше 2 тыс. чел.), заслуженного тренера СССР (около 1 тыс. чел.), судьи всесоюзной категории (9,7 тыс. чел.), а также спортивными знаками и наградами (См. Спортивные знаки и награды).

Всесоюзный спортивный календарь включает до 300 различных соревнований, в том числе Чемпионаты страны по видам спорта, спартакиады (См. Спартакиада) профсоюзов, Вооружённых Сил, школьников, спортивной игры молодёжи, студентов, массовые детские соревнования – «Кожаный мяч» (футбол), «Золотая шайба» (хоккей), «Белая ладья» (шахматы) и др.; с 1956 раз в 4 года проводятся Спартакиады народов СССР – крупнейшие в мире по количеству видов спорта и числу участников спортивные соревнования (в 1975 в массовых стартах – 54 млн. чел., в финале – 7,1 тыс. спортсменов из всех союзных республик). В 1976 было 7 всесоюзных и 30 республиканских спортивных обществ (См. Спортивные общества), около 7 тыс. спортивных клубов, около 5 тыс. детско-юношеских спортивных и спортивно-технических школ, свыше 200 высших и средних специальных учебных заведений, готовящих специалистов с физкультурным образованием (См. Физкультурное образование), свыше 350 врачебно-физкультурных диспансеров, осуществляющих врачебный контроль за занимающимися Ф. к. и С. (см. Спортивная медицина), свыше 3 тыс. стадионов, свыше 60 тыс. спортзалов, свыше 1,3 тыс. наливных бассейнов для плавания, около 500 тыс. спортплощадок, около 100 тыс. футбольных полей, свыше 18 тыс. стрелковых тиров, около 7 тыс. лыжных баз; объём производства спортивного инвентаря и оборудования – до 2 млрд. ежегодно (см. Спортивное снаряжение и оборудование).

Одним из важнейших факторов массового развития Ф. к. и С. является устная, печатная и наглядная пропаганда их в газетах, журналах, по радио, телевидению, а также средствами кино, изобразительного искусства, литературы. В 1976 издавалось свыше 30 спортивных газет и журналов (см. Физкультурно-спортивная печать). Издательство «Физкультура и спорт» ежегодно выпускает свыше 250 названий книг и др. изданий общим тиражом около 17 млн. экз. Общий объём передач по Ф. к. и С. составляет ежегодно в программах Центрального телевидения до 900 ч, Всесоюзного радио – свыше 750 ч.

С конца 40-х гг. сов. спортсмены активно участвуют в международном спортивном движении. В 1976 спортивные федерации СССР входили в 83 международных спортивных объединения. В 1948–76 звания чемпионов Европы завоевали 1936 сов. спортсменов, чемпионов мира – 1391, Олимпийских игр – 605. Международные спортивные связи составляют свыше 30% всех культурных связей СССР, спортивные контакты поддерживаются с более чем 90 странами, общий объём обмена спортивными командами, тренерами и др. достигает 40 тыс. чел. ежегодно. К 1976 в СССР состоялись 44 чемпионата мира, 26 чемпионатов Европы и др. крупнейшие международные соревнования. Достойной оценкой уровня развития сов. С. и вклада сов. спортсменов в международный спорт и олимпийское движение является решение Международного олимпийского комитета (См. Международный олимпийский комитет) о проведении Олимпийских игр 1980 в Москве.

За выдающиеся спортивные достижения и заслуги в развитии Ф. к. и С. свыше 2,5 тыс. спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций награждены (1976) орденами и медалями СССР.

Спортсмены СССР и др. социалистических стран занимают лидирующее положение в мировом С., обусловленное социальной политикой, проводимой в этих странах в области Ф. к. и С. Так, на летних Олимпийских играх 1976 спортсмены социалистических стран были первыми в 14 видах С. из 24, включенных в программу (СССР – в 8), вторыми в 15 и третьими в 16 видах; завоевали 121 из 198 разыгранных золотых медалей (СССР – 47); в числе 10 сильнейших на Олимпиаде – команды СССР, ГДР; ПНР, СРР, НРБ, ВНР.

См. также раздел «Физическая культура и спорт» в 24-м томе БСЭ, книга II – «СССР», соответствующие разделы в статьях о союзных республиках, статьи об отдельных видах спорта, спортивных обществах, известных сов. спортсменах и др.

Лит.: История физической культуры и спорта, под ред. В. В. Столбова, М., 1975; Пономарев Н. И., Социальные функции физической культуры и спорта, М., 1974; Всё о спорте, [в.] 1–2, М., 1972–74; Тер-Ованесян А. А., Спорт. Обучение, тренировка, воспитание, М., 1967; Родиченко В, С., Технический прогресс – союзник спорта, М., 1972; Романов А. О., Международное спортивное движение, М., 1973; Хавин Б., Всё об Олимпийских играх, М., 1974; Международные спортивные объединения и туристские организации, М., 1973; Звёзды спорта, М., 1975; Советская система физического воспитания, под ред. Г. И. Кукушкина, М., 1975; Физическая культура и спорт в СССР в цифрах и фактах (1917–1961), М., 1962; Макарцев Н. А., Страницы истории советского спорта, М., 1967; Спорт в СССР. Ежегодник. 1937, М., 1939.

Источник

Спорт как часть культуры

Одной из ключевых и остро поднимаемых тематических идей современного социально-философского дискурса ныне стала тема кризисности практически всех форм бытия человека, – социума, культуры, цивилизации, – что в конечном итоге ведет к антропологическому кризису и ставит под вопрос само существование человека. Алармизм подобной постановки с неизбежностью обязывает социально-гуманитарную науку к анализу всех возможных форм, истоков и механизмов кризиса конкретных аспектов бытия [2].

Актуальность исследования состоит в следующем: современная цивилизация в значительной степени преобразует, как окружающую среду, социальные институты организации человеческой жизнедеятельности, так и самого человека. Важное место в этом ряду, занимают физическая культура и спорт, виды деятельности, выступающие в качестве средства преобразования природы человека, как общественного индивида.

Объектом исследования выступает спорт как социальная практика человека в современном обществе.

Предметом исследования является спорт – как форма культуры и сфера социальной практики, которая, заметим, не избалована вниманием социальной философии. Необходимо, на мой взгляд, учесть еще одно обстоятельство – в качестве мировоззренческого ракурса осмысления и интерпретации генезиса спорта в рамках социально-культурной эволюции и его современных тенденций выбрана категория «человекоразмерность», которая пока еще не изучена должным образом, не эксплицирована в корпус социально-философских категорий. Исследование в этом направлении представляет интерес, для специалистов, занятых проблематикой философии и социологии спорта.

Спорт, рассматривается, как способ определения человекоразмерности в той области бытия человека, которая связана с развитием телесности (тела как единства природного и социального. Спорт рассматривается как феномен европейской культуры и для которой, характерен специфический тип отношения человека к миру – как к человекоразмерному (гармоничному). Предельные основания спортивной деятельности следует искать в базовых слоях культуры, – в которых формируется отношение индивида к окружающему миру и себе [6].

Какими средствами и механизмами общего потока психической и социокультурной активности обладает культура, посредством чего эта активность направляется в спорт или вытесняется из него? Ответы, к которым приходят в результате обширного экскурса в историю философской, культурологической и антропологической мысли. В этом контексте обоснованно и в первую очередь нужно обратится к европейской культуре как к генетическому и историческому истоку спорта.

В Западной культуре спорт рассмотривается как феномен западной культуры которая ориентируют на самоопределение человеком себя через выявление границ человеческой размерности. Вопрос о положении спорта в системе восточных культур, о специфичности структуры и философии восточного спорта, которые в отличие от европейской ситуации детерминируются не активизмом, а принципами гармонии универсума, гармоничной вписанности (встроенности) человека в универсум(духовный, прежде всего). В восточной культуре другие мировоззренческие категории, отражающие отношение к человеку как «природо-» или «мироразмерному» бытию. Особенностью восточного мышления является «настроенность» на определение размерности природы, а не человека – «вписаться» в мир, определить возможности своего существования внутри границ природного бытия [5].

Культурный потенциал спорта» – определяется вклад спорта в осуществление культурой своей человекосозидающей функции. Выявление и демонстрация предельных возможностей, которыми обладает человеческая телесность, является частью процесса человекотворчества. Потребность в определении границ «человеческой вместимости», выявлении пределов реализации возможностей, вложенных в человека природой и культурой, относится к смысловым пространством западной культуры. В этом есть роль и место спорта в системе культурных форм, социальных практик и институтов. При этом особое внимание уделено социально-ценностным и культурным измерениям спорта, которые и стоят за его (спорта) человекоразмерностью (пределу возможностей).

Понятие «человекоразмерности» предельно выраженных телесных свойств индивида, возможностей оперативного интеллекта, психических характеристик личности (прежде всего воли, упорства, настойчивости, терпения) и нравственных качеств (например, чувства ответственности, долга, товарищества, соотнесенных по принципу гармонии и не нарушающих целостность человека.

Дефиниция «степень человекоразмерности», поскольку философия как форма теоретического мышления имеет дело с целостностями (сущностями), выделенными из реальной действительности (бытия) на основе неких идентифицирующих и конституирующих признаков. Человекоразмерность относится к их числу. Если учитывать это обстоятельство, а также не пренебрегать общей логикой философии, та или иная целостность- объект философского анализа (природный, социоприродный, человеко-машинный, социально-деятельностный) может быть, либо человекоразмерным, либо не быть таковым.

В этом плане заслуживающим внимания представление тезиса о том, что посредством спорта физическая культура манифестирует пределы физических потенций человека, что также является одним из смысловых аспектов человекоразмерности спорта. Именно спорт, как наиболее массовый вид социальной практики человека является областью и средством выражения некоторых предельных проявлений тела и духа человека, в этом проявляется его содержательная, субстанциональная характеристика. Следовательно, спорт выступает как один из способов определения очень важных для человека параметров человеческой размерности, границ человеческой природы [6].

В феномене спорта есть нечто парадоксальное. С одной стороны, все больше людей занимаются спортом, спортивные новости давно превратились в постоянную тему каждодневных бесед, так что спорт кажется неотъемлемой частью современной жизни; с другой стороны, спорт можно с таким же основанием назвать явлением, принадлежащим всем эпохам и всем культурам.

Благодаря своеобразной «жадности» к творчеству человек создает новые измерения бытия, творит новые материальные и духовные ценности, развивает технику, науку, искусство, моральные кодексы и социальные организации и институты». Однако само творчество носит двоякий характер: оно и позитивно, так как расширяет сферу самореализации человека, и негативно, ибо разрушает зачастую уже созданное.

В спорте, человек раскрывает и «измеряет» свои физические и ментальные возможности, однако в нём, содержится опасность выхода за пределы допустимого этих возможностей. Растущий кризис современного спорта, сущность которого заключается в тенденции нарушения им пределов человеческой размерности. Если спорт ныне стоит перед угрозой утратить человекоразмерность гармонию (а такая угроза, видимо, существует), то причина вовсе не в конкуренции спортсменов, без чего спорт перестает быть спортом, а в факторах, лежащих за пределами спорта (а значит – его сущности), а именно- в стремлении любой ценой и любыми средствами подчинить спорт коммерческим и финансовым мотивам и интересам [6].

Коммерциализация и профессионализация мирового спорта, наблюдающаяся в последние десятилетия, решительным образом повлияла на его место в общественной жизни. Коммерциализация полностью преобразила лицо современного спорта – вплоть до изменения правил в некоторых видах в угоду телевизионным компаниям, платящим гигантские деньги за трансляции и получающим еще бóльшие деньги за рекламу. Занятия спортом высших достижений заставляют человеческий организм работать на пределе возможностей, оттого и повышенная травмоопасность, и необходимость научных методов, способствующих выведению спортсмена на пик формы, и создание специальных средств релаксации. Развитие медицинских технологий, основанных на практике спортивной медицины, – исторический факт и тут чрезвычайно актуален и такой элемент современного спорта, как допинг.

Взаимосвязь между потребностями общества и развитием технического знания составляет главный источник научно-технического прогресса. Именно технологии могут помочь добиться успеха там, где прочие показатели равны. И даже больше: слабый спортсмен может победить более сильного, используя технологические новинки. Предметы, с помощью которых спортсмены «выясняют отношения», – далеко не маловажный элемент состязаний, и технология их изготовления развивается иногда быстрее, чем это можно себе представить. В сущности, целые отрасли спорта обслуживаются специальными лабораториями и производствами. Человек и машина – тот самый вечный спор (и спорт!), – который получил, форму противостояния в честном поединке. Социально-экономические факторы оказывают решающее влияние на формирование целей и задач в научно-технической области, направленность и масштаб технических изменений. Это находит отражения и в спорте в форме опасности применения генного допинга и его внедрения в большой спорт [1].

Речь идет в первую очередь о неигровых видах спорта. По мнению западных ученых, уже через полвека ни один спортсмен, как бы он тренировался, не сможет улучшить поставленные предшественниками рекорды. Современные достижения спортивной генетики открыли уникальные возможности с помощью генетического анализа выявлять наиболее подходящий вид физической деятельности и спорта для каждого индивида, оптимизировать тренировочный процесс и, что немаловажно, предотвратить вредные воздействия чрезмерных физических нагрузок. Однако эти успехи науки могут быть применены и как основа для создания нового типа допинга – генетического допинга. Махинации современных спортсменов с препаратами, позволяющими заметно повысить скорость и выносливость, вплотную приблизились к опытам из области генной инженерии. При помощи генетического допинга спортсмены могут изменять себя на генетическом уровне (с помощью ДНК, повышающего физические показатели организма). Проблема генетического допинга непосредственно связана со спортивной генетикой и применением допинга.

Спорт окончательно превращается из спортивного состязания в соревнование производителей допингов. Заинтересованы в этом будут как сами спортсмены, тренеры. Уровень достижений спортсменов во всем мире близок к абсолютному «потолку». Именно рекорды и позволяют поддерживать интерес ко многим соревнованиям на высоком уровне [4].

Спорт высоких достижений уже давно стал большим бизнесом. Олимпиады позволяют организаторам зарабатывать сотни миллионов долларов. Без щедро оплачиваемых рекордов немыслим ни один крупный турнир по легкой или тяжелой атлетике, плаванию, велоспорту.

Достижением современной науки, генетической терапией, изначально направленной на лечение сложных заболеваний, оказывается, можно злоупотребить с целью достижения выдающихся спортивных результатов [3].

Эти формы связаны со становлением человеко-машинного общества, в котором начали мощно развиваться технократические черты и тенденции. Эти процессы составляют основу практики современного спорта, а в сфере спорта ведет – к преодолению им границ человекоразмерности.

Гуманизация спорта – фактор оптимизации человекоразмерности практическая реализация системы идей, решений и мер, связанных с гуманизацией спорта, является, пожалуй, самой сложной и вместе с тем актуальной задачей спортивной науки. Сложность заключается в том, что гуманизации спорта часто противостоят сами интенции спортивной деятельности, связанные со стремлением её субъекта к определению границ человекоразмерности. Проблема, связанная с переходу за пределы Антропологической Границы. На границах этого ареала – запредельные и неадекватные как для тела, так и для духа нагрузки, а внутри него сквозь бытие (тренирующегося или соревнующегося спортсмена) просматривается инобытие – посредством сигналов, посылаемых организмом о приближении критической ситуации. Эти корни – в развитии технократических тенденций, в культе силы активизма, вещных связей и превращении индивида в «слабое звено» человеко-машинных комплексов [3].

Гуманистическая тенденция дальнейшего развития спорта направленна в сторону превращения спорта в процесс самореализации и самосовершенствования. Спорт предстает в качестве способов всестороннего совершенствования личности.

Гуманизация спорта как социальный механизм сохранения его человекоразмерности» ключевое место отведено вопросу о пределах соразмерности спорта и его планочных устремлений бипсихическим потенциям, иначе говоря- о пределах человекоразмерности спорта. При этом исследовательские усилия вполне обоснованно направлены на выявление и анализ тех факторов, которые игнорируют эти пределы(не считаются с их существованием). Главным из этих факторов опасной дегуманизации спорта, является технократизм, который возобладал в современной культуре политического мышления и в социально-политической практике. Не вызывает каких-либо возражений и мысль работы о том, что гуманизация спорта – единственный путь сохранения его культурной сути и соразмерности человеку. когда гуманистически направляемый тип социального развития становится потребностью и вызовом современности(в том числе и для России). Поиск путей гуманизации любой сферы социального бытия можно только приветствовать [8].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *