Спорт как продукт культуры
Лекция № 1
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.
Физическая культура и спорт как социальные феномены
Физическая культура — часть общечеловеческой культуры
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это «мифический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физичёского совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных, духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, Спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. На развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления др.).
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, и сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя мнение потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.
Спорт как продукт культуры
Одной из ключевых и остро поднимаемых тематических идей современного социально-философского дискурса ныне стала тема кризисности практически всех форм бытия человека, – социума, культуры, цивилизации, – что в конечном итоге ведет к антропологическому кризису и ставит под вопрос само существование человека. Алармизм подобной постановки с неизбежностью обязывает социально-гуманитарную науку к анализу всех возможных форм, истоков и механизмов кризиса конкретных аспектов бытия [2].
Актуальность исследования состоит в следующем: современная цивилизация в значительной степени преобразует, как окружающую среду, социальные институты организации человеческой жизнедеятельности, так и самого человека. Важное место в этом ряду, занимают физическая культура и спорт, виды деятельности, выступающие в качестве средства преобразования природы человека, как общественного индивида.
Объектом исследования выступает спорт как социальная практика человека в современном обществе.
Предметом исследования является спорт – как форма культуры и сфера социальной практики, которая, заметим, не избалована вниманием социальной философии. Необходимо, на мой взгляд, учесть еще одно обстоятельство – в качестве мировоззренческого ракурса осмысления и интерпретации генезиса спорта в рамках социально-культурной эволюции и его современных тенденций выбрана категория «человекоразмерность», которая пока еще не изучена должным образом, не эксплицирована в корпус социально-философских категорий. Исследование в этом направлении представляет интерес, для специалистов, занятых проблематикой философии и социологии спорта.
Спорт, рассматривается, как способ определения человекоразмерности в той области бытия человека, которая связана с развитием телесности (тела как единства природного и социального. Спорт рассматривается как феномен европейской культуры и для которой, характерен специфический тип отношения человека к миру – как к человекоразмерному (гармоничному). Предельные основания спортивной деятельности следует искать в базовых слоях культуры, – в которых формируется отношение индивида к окружающему миру и себе [6].
Какими средствами и механизмами общего потока психической и социокультурной активности обладает культура, посредством чего эта активность направляется в спорт или вытесняется из него? Ответы, к которым приходят в результате обширного экскурса в историю философской, культурологической и антропологической мысли. В этом контексте обоснованно и в первую очередь нужно обратится к европейской культуре как к генетическому и историческому истоку спорта.
В Западной культуре спорт рассмотривается как феномен западной культуры которая ориентируют на самоопределение человеком себя через выявление границ человеческой размерности. Вопрос о положении спорта в системе восточных культур, о специфичности структуры и философии восточного спорта, которые в отличие от европейской ситуации детерминируются не активизмом, а принципами гармонии универсума, гармоничной вписанности (встроенности) человека в универсум(духовный, прежде всего). В восточной культуре другие мировоззренческие категории, отражающие отношение к человеку как «природо-» или «мироразмерному» бытию. Особенностью восточного мышления является «настроенность» на определение размерности природы, а не человека – «вписаться» в мир, определить возможности своего существования внутри границ природного бытия [5].
Культурный потенциал спорта» – определяется вклад спорта в осуществление культурой своей человекосозидающей функции. Выявление и демонстрация предельных возможностей, которыми обладает человеческая телесность, является частью процесса человекотворчества. Потребность в определении границ «человеческой вместимости», выявлении пределов реализации возможностей, вложенных в человека природой и культурой, относится к смысловым пространством западной культуры. В этом есть роль и место спорта в системе культурных форм, социальных практик и институтов. При этом особое внимание уделено социально-ценностным и культурным измерениям спорта, которые и стоят за его (спорта) человекоразмерностью (пределу возможностей).
Понятие «человекоразмерности» предельно выраженных телесных свойств индивида, возможностей оперативного интеллекта, психических характеристик личности (прежде всего воли, упорства, настойчивости, терпения) и нравственных качеств (например, чувства ответственности, долга, товарищества, соотнесенных по принципу гармонии и не нарушающих целостность человека.
Дефиниция «степень человекоразмерности», поскольку философия как форма теоретического мышления имеет дело с целостностями (сущностями), выделенными из реальной действительности (бытия) на основе неких идентифицирующих и конституирующих признаков. Человекоразмерность относится к их числу. Если учитывать это обстоятельство, а также не пренебрегать общей логикой философии, та или иная целостность- объект философского анализа (природный, социоприродный, человеко-машинный, социально-деятельностный) может быть, либо человекоразмерным, либо не быть таковым.
В этом плане заслуживающим внимания представление тезиса о том, что посредством спорта физическая культура манифестирует пределы физических потенций человека, что также является одним из смысловых аспектов человекоразмерности спорта. Именно спорт, как наиболее массовый вид социальной практики человека является областью и средством выражения некоторых предельных проявлений тела и духа человека, в этом проявляется его содержательная, субстанциональная характеристика. Следовательно, спорт выступает как один из способов определения очень важных для человека параметров человеческой размерности, границ человеческой природы [6].
В феномене спорта есть нечто парадоксальное. С одной стороны, все больше людей занимаются спортом, спортивные новости давно превратились в постоянную тему каждодневных бесед, так что спорт кажется неотъемлемой частью современной жизни; с другой стороны, спорт можно с таким же основанием назвать явлением, принадлежащим всем эпохам и всем культурам.
Благодаря своеобразной «жадности» к творчеству человек создает новые измерения бытия, творит новые материальные и духовные ценности, развивает технику, науку, искусство, моральные кодексы и социальные организации и институты». Однако само творчество носит двоякий характер: оно и позитивно, так как расширяет сферу самореализации человека, и негативно, ибо разрушает зачастую уже созданное.
В спорте, человек раскрывает и «измеряет» свои физические и ментальные возможности, однако в нём, содержится опасность выхода за пределы допустимого этих возможностей. Растущий кризис современного спорта, сущность которого заключается в тенденции нарушения им пределов человеческой размерности. Если спорт ныне стоит перед угрозой утратить человекоразмерность гармонию (а такая угроза, видимо, существует), то причина вовсе не в конкуренции спортсменов, без чего спорт перестает быть спортом, а в факторах, лежащих за пределами спорта (а значит – его сущности), а именно- в стремлении любой ценой и любыми средствами подчинить спорт коммерческим и финансовым мотивам и интересам [6].
Коммерциализация и профессионализация мирового спорта, наблюдающаяся в последние десятилетия, решительным образом повлияла на его место в общественной жизни. Коммерциализация полностью преобразила лицо современного спорта – вплоть до изменения правил в некоторых видах в угоду телевизионным компаниям, платящим гигантские деньги за трансляции и получающим еще бóльшие деньги за рекламу. Занятия спортом высших достижений заставляют человеческий организм работать на пределе возможностей, оттого и повышенная травмоопасность, и необходимость научных методов, способствующих выведению спортсмена на пик формы, и создание специальных средств релаксации. Развитие медицинских технологий, основанных на практике спортивной медицины, – исторический факт и тут чрезвычайно актуален и такой элемент современного спорта, как допинг.
Взаимосвязь между потребностями общества и развитием технического знания составляет главный источник научно-технического прогресса. Именно технологии могут помочь добиться успеха там, где прочие показатели равны. И даже больше: слабый спортсмен может победить более сильного, используя технологические новинки. Предметы, с помощью которых спортсмены «выясняют отношения», – далеко не маловажный элемент состязаний, и технология их изготовления развивается иногда быстрее, чем это можно себе представить. В сущности, целые отрасли спорта обслуживаются специальными лабораториями и производствами. Человек и машина – тот самый вечный спор (и спорт!), – который получил, форму противостояния в честном поединке. Социально-экономические факторы оказывают решающее влияние на формирование целей и задач в научно-технической области, направленность и масштаб технических изменений. Это находит отражения и в спорте в форме опасности применения генного допинга и его внедрения в большой спорт [1].
Речь идет в первую очередь о неигровых видах спорта. По мнению западных ученых, уже через полвека ни один спортсмен, как бы он тренировался, не сможет улучшить поставленные предшественниками рекорды. Современные достижения спортивной генетики открыли уникальные возможности с помощью генетического анализа выявлять наиболее подходящий вид физической деятельности и спорта для каждого индивида, оптимизировать тренировочный процесс и, что немаловажно, предотвратить вредные воздействия чрезмерных физических нагрузок. Однако эти успехи науки могут быть применены и как основа для создания нового типа допинга – генетического допинга. Махинации современных спортсменов с препаратами, позволяющими заметно повысить скорость и выносливость, вплотную приблизились к опытам из области генной инженерии. При помощи генетического допинга спортсмены могут изменять себя на генетическом уровне (с помощью ДНК, повышающего физические показатели организма). Проблема генетического допинга непосредственно связана со спортивной генетикой и применением допинга.
Спорт окончательно превращается из спортивного состязания в соревнование производителей допингов. Заинтересованы в этом будут как сами спортсмены, тренеры. Уровень достижений спортсменов во всем мире близок к абсолютному «потолку». Именно рекорды и позволяют поддерживать интерес ко многим соревнованиям на высоком уровне [4].
Спорт высоких достижений уже давно стал большим бизнесом. Олимпиады позволяют организаторам зарабатывать сотни миллионов долларов. Без щедро оплачиваемых рекордов немыслим ни один крупный турнир по легкой или тяжелой атлетике, плаванию, велоспорту.
Достижением современной науки, генетической терапией, изначально направленной на лечение сложных заболеваний, оказывается, можно злоупотребить с целью достижения выдающихся спортивных результатов [3].
Эти формы связаны со становлением человеко-машинного общества, в котором начали мощно развиваться технократические черты и тенденции. Эти процессы составляют основу практики современного спорта, а в сфере спорта ведет – к преодолению им границ человекоразмерности.
Гуманизация спорта – фактор оптимизации человекоразмерности практическая реализация системы идей, решений и мер, связанных с гуманизацией спорта, является, пожалуй, самой сложной и вместе с тем актуальной задачей спортивной науки. Сложность заключается в том, что гуманизации спорта часто противостоят сами интенции спортивной деятельности, связанные со стремлением её субъекта к определению границ человекоразмерности. Проблема, связанная с переходу за пределы Антропологической Границы. На границах этого ареала – запредельные и неадекватные как для тела, так и для духа нагрузки, а внутри него сквозь бытие (тренирующегося или соревнующегося спортсмена) просматривается инобытие – посредством сигналов, посылаемых организмом о приближении критической ситуации. Эти корни – в развитии технократических тенденций, в культе силы активизма, вещных связей и превращении индивида в «слабое звено» человеко-машинных комплексов [3].
Гуманистическая тенденция дальнейшего развития спорта направленна в сторону превращения спорта в процесс самореализации и самосовершенствования. Спорт предстает в качестве способов всестороннего совершенствования личности.
Гуманизация спорта как социальный механизм сохранения его человекоразмерности» ключевое место отведено вопросу о пределах соразмерности спорта и его планочных устремлений бипсихическим потенциям, иначе говоря- о пределах человекоразмерности спорта. При этом исследовательские усилия вполне обоснованно направлены на выявление и анализ тех факторов, которые игнорируют эти пределы(не считаются с их существованием). Главным из этих факторов опасной дегуманизации спорта, является технократизм, который возобладал в современной культуре политического мышления и в социально-политической практике. Не вызывает каких-либо возражений и мысль работы о том, что гуманизация спорта – единственный путь сохранения его культурной сути и соразмерности человеку. когда гуманистически направляемый тип социального развития становится потребностью и вызовом современности(в том числе и для России). Поиск путей гуманизации любой сферы социального бытия можно только приветствовать [8].
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Популярное
Планета Баскетбол
Мир дзюдо
PRO Баскет
FIBA Assist Magazine
Олимпийский вестник Юга России
Skyrocket Your Fat Loss Success
Не упасть за финишем
Реальный уличный бой. Система выживания на улице, в армии, в тюрьме, в обществе
Влияние марихуаны на спортивные результаты и самочувствие спортсмена
Плавание в программе Специальной Олимпиады
Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Как убивали омский волейбол
Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
Спорт как универсальная культура
Ключевые слова: спорт, культура, Олимпийские игры.
In the public mind, sport almost universally perceived as an independent and self-sufficient sphere of life of the modern society. In addition, it ranks among other social phenomena alongside such important ones as culture and education. The meaning of this concept is so deeply ingrained in the public consciousness that it is adequately understood in modern society and in fact needs no definitions as the notion of culture. As a result a paradoxical situation has arisen: the most socialized contemporary phenomena, culture and sports, do not have universally accepted definitions, and this reveals their ontological affinity.
Key words: sport, culture, Olympics.
Будучи важным глобальным феноменом, спорт становится самостоятельным объектом изучения истории, географии, психологии, антропологии и социальных наук. Такой подход имеет право на существование и с концептуальных позиций. Однако мы полагаем, что он обретает строгую логику лишь в трактовке понимания спорта как феномена культуры, то есть явления, связанного с культурой генетически и исторически.
СПОРТ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Представление о спорте как части физической культуры и, следовательно, как части культуры вообще восходит к истокам протоспортивных проявлений античной Греции. Именно там был сформулирован прошедший сквозь тысячелетия и не преданый до сих пор забвению цивилизационный принцип «Тот человек некультурный, кто не умеет читать и плавать». В этой формулировке четко обозначено представление о культуре как результате гармоничного синтеза духовного и физического развития человека.
Истоком современного спорта по праву считаются традиции Олимпийских игр в античное время. И это справедливо, как минимум, в силу масштаба этого явления: 293 Олимпиады в период с 776 г. до н. э.
При этом не всегда принимается в расчет, что соревнования атлетов были далеко не единственным видом мероприятий в программах грандиозных празднеств в честь Зевса, чем и были Игры того времени. Важное место в них занимали и разного рода интеллектуальные соревнования, состязания в художественных навыках и т. п.
Известный синтез духовного и физического был характерен не только для Игр в древней Олимпии. Аналогичными в рассматриваемом отношении были также Пифийские, Немейские, Истмийские и другие игры античной Греции. Соотношение духовного и физического в их программах было индивидуальным и определялось условиями пространства и времени той эпохи. Например, судя по историческим данным, в Дельфах, что на склоне Парнасских гор, акцент делался на состязаниях художественной и интеллектуальной направленности. Однако, судя по прекрасному стадиону, гимнасию, и другим спортивно ориентированным объектам этого города, последние проходили не в ущерб соревнованиям по атлетическим видам программ Дельфийских игр.
Принадлежность спорта к культуре подтверждается и множеством других аргументов. Вот лишь часть из них.
Язык спорта универсален и не требует перевода, что делает спорт поистине универсальной культурой человечества.
СПОРТ КАК КУЛЬТУРА МИРА
Несомненно, что Олимпийские и другие игры древности выполняли множество социально значимых функций. Можно предположить, что одна из важнейших из них состояла в обеспечении благоприятного международного (межгосударственного, межплеменного и т. п.) климата. Известно, что в античной Греции на время Олимпийских игр объявлялась экехерия (священное перемирие), прекращались войны между постоянно враждовавшими соседями.
По-видимому, очень непросто определить, какую именно роль сыграли периоды священного перемирия в периоды Олимпийских игр. Но в целом правомерно утверждать, что они были необходимым, эффективным и, вероятно, безальтернативным миротворческим инструментом в эллинском мире. Его востребованность на протяжении столетий дает основание предположить, что Олимпийские и другие игры античности были своего рода проявлением инстинкта самосохранения на популяционном уровне. Они же были важным фактором развития эллинского социума.
Очевидно, что на рубеже XIX и XX вв. для человечества не было проблемы более важной, чем сохранение мира между народами. Поэтому вполне закономерна в тот период инициатива Пьера де Кубертена, понятны и надежды народов на возрождение олимпийского движения как фактора мира. Нельзя не признать, что эти надежды хоть и не в полной мере, но оправдались. Более того, в тех случаях, когда традиции священного олимпийского перемирия грубо попирались, у народов были тем большие основания для осуждения агрессора.
Однако налицо и недооценка потенциала улучшения межнациональных отношений за счет спортивных мероприятий во многих странах мира, включая и Россию. Ситуация может измениться в лучшую сторону в случае воссоздания, например, аналогов Спартакиады народов СССР в России, на постсоветском пространстве, а возможно, и на пространстве бывшего социалистического содружества государств. Спорт это может! И грех этому не содействовать.
СПОРТ КАК ФЕНОМЕН ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
Наше понимание сути и смысла спорта как явления общественной жизни современной цивилизации позволяет утверждать, что:
Человечество де-факто признает спорт как феномен всемирного наследия в форме таких его проявлений, как памятники истории спорта и их ансамбли; памятные места, связанные с историческими событиями мира спорта; спортивные игры и праздники, мемориальные соревнования; выдающиеся достижения отдельных спортсменов и спортивных коллективов и др.
Так, объектом всемирного наследия правомерно признаны руины античной Олимпии на Пелопоннесе. Там же, в Греции, в число объектов всемирного наследия входят Дельфы и Эпидавр с их многочисленными стадионами и другими спортивными сооружениями. Олимпийские стадионы в Афинах не являются всемирным наследием по форме, но являются таковыми по своей сути. Аналогичная ситуация и с олимпийскими стадионами в других городах мира. Несомненным наследием такого рода в Москве являются «Лужники». Очевидно при этом, что ими список особо ценных историко-культурных спортивных объектов в российской столице не ограничивается.
Современная деятельность в сфере наследия на глобальном уровне концентрируется в ЮНЕСКО и в его Комитете всемирного наследия. 40 лет назад была принята Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. С 1977 г. ведется Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, в котором на конец 2012 г. значатся 963 объекта. С 2001 г. ведется Список всемирного нематериального культурного наследия (213 позиций). Ни в одном из них до сих пор не представлены реально существующие собственно объекты и явления спортивного наследия.
За годы развития идей всемирного наследия в соответствующих списках наряду с такими традиционными категориями как культовые здания и сооружения, выдающиеся архитектурные ансамбли и т. п., появились новые, менее традиционные категории, например, производственные и мемориальные объекты. Появились и специальные отраслевые конвенции по наследию, например, Конвенция об охране подводного культурного наследия. На этом фоне отсутствие инициатив по всемирному спортивному наследию человечества или национальному спортивному наследию в отдельных странах мира не может не удивлять. Тем более, что цели спортивного движения никак не противоречат, а во многом и совпадают с целями деятельности ЮНЕСКО.
В связи с этим полагаем, что настает время инициировать обсуждение вопроса о подготовке и принятии соответствующего международного нормативно-правового акта о всемирном спортивном наследии, ядро которого могло бы составить всемирное олимпийское наследие. Логично, если бы таким актом стала конвенция ЮНЕСКО или МОК либо их совместная конвенция. В принципе возможны и иные форматы такого правового акта. Как паллиатив возможно также появление новой категории в структуре Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Россия могла бы представить проекты таких документов, опираясь на разработки экспертов соответствующих академических и отраслевых учреждений. При этом в любом случае такую работу следовало бы начать с профессионального обсуждения проблемы экспертами ЮНЕСКО, МОК и других международных спортивных структур.
Принятие международной конвенции о спортивном наследии человечества и ведение списка охраняемых объектов и явлений такого наследия будет способствовать обретению спортом как феноменом глобальной универсальной культуры адекватного его сути социального статуса в мировом сообществе. В этом случае спорт становится еще более существенным фактором устойчивого социального развития человечества.
СПОРТ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
Наиболее характерными трендами в развитии современного спорта обычно называют его профессионализацию и коммерциализацию. Очевидно, что они далеко не всегда содействуют росту его массовости, его проявлению как физической культуры. Изменить ситуацию к лучшему в интересах людей, стран и мира в целом может развитие спорта как проявление универсальной духовной культуры, как части историко-культурного наследия. Именно такой вектор его развитию был задан Пьером де Кубертеном в конце XIX в.
Признание актуальности идей великого подвижника спорта в наше время означает всемерное содействие его развитию как интегрального феномена физической и духовной культуры, как фактора устойчивого развития человечества.
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.