Справедливость как черта характера

Справедливость как черта характера

Справедливость как черта характера. Смотреть фото Справедливость как черта характера. Смотреть картинку Справедливость как черта характера. Картинка про Справедливость как черта характера. Фото Справедливость как черта характера Справедливость как черта характера. Смотреть фото Справедливость как черта характера. Смотреть картинку Справедливость как черта характера. Картинка про Справедливость как черта характера. Фото Справедливость как черта характера Справедливость как черта характера. Смотреть фото Справедливость как черта характера. Смотреть картинку Справедливость как черта характера. Картинка про Справедливость как черта характера. Фото Справедливость как черта характера Справедливость как черта характера. Смотреть фото Справедливость как черта характера. Смотреть картинку Справедливость как черта характера. Картинка про Справедливость как черта характера. Фото Справедливость как черта характера

Справедливость как черта характера. Смотреть фото Справедливость как черта характера. Смотреть картинку Справедливость как черта характера. Картинка про Справедливость как черта характера. Фото Справедливость как черта характера

Справедливость как черта характера. Смотреть фото Справедливость как черта характера. Смотреть картинку Справедливость как черта характера. Картинка про Справедливость как черта характера. Фото Справедливость как черта характера

Данная концепция ведет свое начало от Аристотеля и Фомы Аквинского и относится к этической теории добродетелей. При этом добродетель понимается как сформированная в результате воспитания и образования склонность души человека (черта характера) к совершению добрых, справедливых поступков и избеганию совершения злых и несправедливых. Согласно этой теории человек должен стремиться быть справедливым. Если он не дополнит (или не наполнит) теорию своими личными добродетелями, если не противопоставит свою волю злу (следуя правилy: остановлю зло на себе) и лично не обеспечит защиту добру, то этические правила и принципы сами по себе ничего не смогут сделать – как бы хорошо человек их не знал. Справедливость не может быть «слепой», «темной» – она должна быть рациональной, осмысленной. Добродетель справедливости также включает совершение усилия, которое иногда является болезненным, поскольку предполагает, что человек будет постоянно оценивать противоречащие друг другу интересы и ценности, а любое удержание мысли, любая сколько-нибудь длительная концентрация ума – чрезвычайно трудное дело.

Справедливость как лояльность.

Справедливость – это чувство лояльности, трактуемое широко. Люди испытывают естественные чувства лояльности к своим членам семьи, родственникам. Они переносят это чувство на других людей – соседей, друзей, сограждан, человечество, в результате чего это чувство слабеет. Помимо этого, в условиях стабильности и благополучия чувство лояльности расширяется, а в условиях социального кризиса – сужается. Граждане неблагополучного общества не склонны быть справедливыми, распределение дефицитных ресурсов здесь происходит по принципу «знакомства» и «родства».

Справедливость может быть достигнута как результат договоренности конфликтующих сторон, которые отказались от насилия по отношению друг к другу. Договоренность достигается в основном за счет опоры на чувство лояльности, а не логических доводов.

Теорию подхода к справедливости как к лояльности разработал современный американский философ Р. Рорти.

Источник

Что такое Справедливость?

Справедливость как черта характера. Смотреть фото Справедливость как черта характера. Смотреть картинку Справедливость как черта характера. Картинка про Справедливость как черта характера. Фото Справедливость как черта характера

Справедливость — это положительное свойство и качество характера человека, выражающееся в способности беспристрастно следовать правде, истине в своих поступках и мнениях и в любых обстоятельствах.

Справедливость дочь беспристрастности. Быть справедливым, значит быть непредвзятым, относиться ко всему без предубеждения. Например, оценивая людей, нужно быть рассудительным и иметь опыт оценки действий и поступков. Человек не может поступать правильно, если в его характере присутствует элемент несправедливости.

Где ищут Справедливость?

В социуме это поступки человека и способности действовать честно и на законных основаниях. Справедливость и несправедливость существуют не только в отношениях между людьми. Справедливость действует и во многих законах Вселенной. Корысть, Выгода, Страсть и Ненависть всегда преследуют и будут преследовать человечество. Это закон Вселенной, где все подчинено эволюционному совершенству. В мире Страсти, в котором живут обычные люди, каждый ищет к себе снисхождения, Милости, Прощения. Люди по определению всегда будут считать одно и тоже действие либо справедливым, либо несправедливым.

Кто такой справедливый человек?

Справедливый человек – это, прежде всего, человек, живущий под влиянием положительной энергии Сильной личности.Это позволяет быть непредвзятым, беспристрастным и мудрым человеком. Конечно никаких шансов быть справедливыми не имеют люди, находящиеся под влиянием энергии Лжи и Невежества. Справедливый человек понимает, что недостатки неизменно встречаются и в чем-то хорошем, а достоинства могут попадаться и среди недостатков. Чтобы быть справедливым, нужно быть беспристрастным, обращая внимание на каждую сторону человека или вопроса, оценивая его под разными углами возникшую ситуацию.

Что нужно для справедливого суждения?

Чтобы быть справедливым, человек должен обладать серьезным уровнем знаний, мудрости и опыта жизни. Без знания законов трудно совершить справедливый суд. Справедливый человек большую часть жизни получает жизненные уроки Справедливости в разных ситуациях. Справедливым человек становится только тогда, когда он имеет собственную систему координат, собственное миропонимание, находящееся в гармонии с законами Вселенной и законами общества. Справедливо — это Искренность и Правдивость и это уверенные понятия об истинном уровне справедливости и где точка отсчета. Абсолютной справедливости не существует. То, что кажется с Вашей позиции на шкале Справедливости — Несправедливости, может быть заблуждением или не осознаванием всей глубины события. Несправедливость придумали люди, не зная, не понимая и не имея возможности знать всю картину события или ситуации.
Фактически человек видит многое происходящее в его жизни однобоко, пристрастно и тенденциозно в меру своего собственного развития.
Хорошие или плохие свойства характера такие, как Предвзятость, ограничивающие Убеждения, ложные Убеждения, Предрассудки, стереотипы, шаблоны.

Справедливость – по эзотерическим законам

По эзотерическим законам божественные качества личности – это Всепрощение, Милосердие, Милость, Сострадание. Очень важно запомнить, что Милость – категория не Мира Страсти или Мира Невежества. Милость нельзя использовать в обычном социуме где действуют законы Жестокости.

Есть некоторые основы моральных установок, в которых есть основные. Их положение относительно друг друга определено и их нужно знать. Все понятия стоят на своих местах, они стабильны и не подвержены времени.

Милость выше Справедливости. Справедливый человек понимает важность творения добра, милости и сострадания. Когда человек прощает, проявляет сострадание, он отпускает ситуацию на суд божий (сопровождая словами — «бог простит») Это бытовая трактовка «справедливости» невежественных людей. На самом деле, как можно сказать такие слова, если фашист пришел убивать твоих детей и жечь хату?

Причины и следствия

Вместе с тем, есть примеры других мнений о справедливости. Каждый человек осознает, что в этом мире всё имеет свою причину и своё следствие. Мы живем в мире где всё подчинено законам причинно-следственных связей или законам справедливости. Поэтому жизнь не может быть ни справедливой, ни несправедливой, поскольку все в ней имеет причины и следствия. Каждый получает именно то,что притянул к себе и создал условия для такой ситуации. И исходя из такой точки зрения, оказывается, что несправедливости нет. Люди всегда получают именно то, что они чувствуют и проецируют в мир.

Источник

Справедливость Справедливый

Самая редкая вещь, какую только можно найти на

земле — это по-настоящему справедливый человек.

Джеймс Фенимор Купер. Зверобой

Какое удовлетворение испытывает человек, когда, заглянув

в собственное сердце, убеждается, что оно у него справедливое.

Шарль Луи де Монтескьё. Персидские письма

Когда-нибудь спросят: «А что вы, собственно, можете предъявить»?

И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой,

душу большой, и сердце — справедливым.

Справедливость как качество личности – способность по-божески, беспристрастно следовать правде, истине в своих поступках и мнениях; действовать на законных и честных основаниях.

Однажды к мудрому, справедливому царю Соломону пришли две женщины с просьбой разрешить их спор. Одна из них сказала, что они живут в одном доме, и было у них по сыну одного возраста. В прошлую ночь другая женщина во сне нечаянно придушила своего сына («заспала» его) и переложила мертвого к ней, а ее живого сына взяла к себе и теперь выдает его за своего. Другая женщина утверждала противоположное: якобы это совершала та, которая ее обвиняет. И каждая из них утверждала, что живой ребенок принадлежит именно ей. Соломон велел подать ему меч: «И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет, ни мне, ни тебе, рубите». Так Соломон понял, кто из двух женщин истинная мать ребенка, и отдал его той, что просила сохранить ему жизнь.

Суд Соломона – справедливый, мудрый суд. Соломоново решение – остроумное решение, ловкий выход из трудного или щекотливого положения.

Справедливость и несправедливость существуют только в межличностных отношениях. Где есть корысть, выгода, страсть и ненависть, люди по определению одновременно будут одно и то же действо считать либо справедливым, либо несправедливым. Люди в страсти и в невежестве считают: — Раз выгодно – значит это справедливо. Если невыгодно – значит несправедливо. В природе существует данность и гармония. Океаны, горы и поля не спорят между собой, справедливо их существование или нет. За зимой идет весна, за весной лето, за летом идет осень, и снова зима.

Справедливый человек – это, прежде всего, человек, живущий под влиянием энергии благости. Благость позволяет быть непредвзятым, беспристрастным и мудрым человеком. Никаких шансов быть справедливыми не имеют люди, находящиеся под влиянием энергии страсти, а, тем более, невежества. Стоит реализоваться их планам, как они, радостно потирая руки, восклицают: — Наконец, справедливость восторжествовала!

Справедливость – дочь беспристрастности. Уитнесс Ли в книге «Характер» пишет: «Быть справедливым — значит быть непредвзятым, относиться ко всему без предубеждения. Например, оценивая людей, нужно быть рассудительным. Недостатки неизменно встречаются и в чём-то хорошем, а достоинства могут попадаться и среди недостатков. Чтобы быть справедливым, нужно быть беспристрастным, обращая внимание на каждую сторону человека или вопроса, оценивая его под разными углами и отдавая ему должное место.

Это связано не с духовностью и не с нравственностью, а с характером. И учитель, толкующий Писания, и старейшина, управляющий церковью, должны обладать справедливым характером. Человек не может поступать правильно, если в его характере присутствует элемент несправедливости. Наглядным примером этого служит неточный уровень, с помощью которого невозможно изготовить ровную поверхность».

Чтобы быть справедливым, благостный человек должен обладать существенным уровнем знаний. Например, без знания законов трудно совершить справедливый суд, опираясь только на интуицию и голос совести. Справедливый человек всю жизнь находится в позиции ученика жизни. Он проявляет неподдельный интерес к окружающему. Справедливым становишься, когда имеешь собственную систему координат, собственное миропонимание, находящееся в гармонии с законами мирозданиями, с Божьими заповедями.

Харуки Мураками в контексте этой мысли писал: «Люди умирают то и дело; человеческая жизнь гораздо опаснее, чем ты думаешь. Поэтому нужно обращаться с людьми так, чтобы потом не о чем было жалеть. Справедливо — и как можно искреннее».

Справедливый человек понимает важность творения добра, милости и сострадания. Вместе с тем, он осознает, что в этом мире всё имеет свою причину и своё следствие. Это мир, где всё подчинено законам причинно-следственных связей или законам справедливости. Здесь действует принцип «Зуб за зуб», «Око за око». Человеку не дано знать, что он натворил в предыдущих воплощениях. Поэтому ему кажется несправедливой пришедшая карма. Причинно-следственных связей он не видит, поэтому восклицает: — Боже! За что? Ведь я такой хороший! За что меня убивать? А этот хороший в предыдущей жизни совершил убийство человека. Жизнь – бумеранг. Должок ему вернулся согласно законам справедливости. Что посеешь, то и пожнёшь.

Когда человек прощает, оказывает милосердие, проявляет сострадание, он вырывается за рамки этого мира. Милость – категория не мира страсти и невежества. Милость выше справедливости. Справедливость – качество личности человека. Божественные качества личности – всепрощение, милосердие, милость, сострадание. В мире страсти каждый ищет к себе снисхождения, милости, прощения. К другим, по его мнению, он проявляет справедливость. То есть действует правило каудильо Франко: — Друзьям – всё, врага – закон. Когда речь заходит о нем, человек говорит: — Поступите со мной справедливо», а имеем в виду, чтобы меня простили. То есть: «Советский суд – самый гуманный суд в мире». К себе мы хотим прощение, сострадание, милосердие, к другим – голой справедливости: — Украл – в тюрьму.

Александр Свияж пишет: «Жизнь не может быть ни справедливой, ни несправедливой, поскольку все в ней имеет причины и следствия». Ему вторит Александр Журба: «Мир справедлив. У каждого следствия есть своя причина. Каждый получает именно то, для получения чего создал условия». Эстер Хикс и Джерри Хикс пишут: «Оказывается, что несправедливости нет. Все всегда получают именно то, что они чувствуют и проецируют в мир. Все всегда соответствует одно другому — а значит, справедливо».

Источник

Справедливость как черта характера

«Проблема социальной справедливости – одна из наиболее актуальных и в то же время наиболее сложных проблем современного мира. О ней говорят и спорят политики, ученые, журналисты, рядовые граждане. Тема справедливости занимает важное место в программах политических партий, общественных движений, неправительственных организаций. Проводится большое число социологических исследований, научных конференций, посвященных проблеме справедливости; появляется все больше монографий и статей, авторы которых предлагают свое видение проблемы справедливости в современном мире и пути ее решения» [13].

Несмотря на это, наука не знает, что такое справедливость.

В этом определении отражается суть справедливости.

Во-первых, сообщается, что она принадлежит человеку. Человек порождает, развивает, ощущает, применяет ее в повседневной жизни. Животный и растительный мир ею не обладает. Если бы не было так, то сорняки не появлялись бы в наших огородах, гусеницы, жуки не уничтожали бы растения.

Во-вторых, определяется статус справедливости: она является чертой характера.

В-третьих, указывается «место обитания» справедливости. Она, как любая черта характера, находится в психике. Формируется с помощью педагогического процесса.

В-четвертых, утверждается, что она проявляется в честных, принципиальных, оправданных поступках, действиях. Недавно Хабаровское линейное управление МВД России на транспорте сообщило об одном интересном и поучительном случае. «По дороге в магазин 71-летняя жительница города наступила на небольшой сверток. Подняв его, она обнаружила 250 тыс. рублей и около 1,5 тыс. юаней (15 тыс. рублей).

Женщина отнесла находку в дежурную часть транспортной полиции на железнодорожном вокзале. Полицейские быстро нашли мужчину, который обронил деньги. Им оказался 33-летний житель Хабаровска» [17].

Аналогичный случай произошел и с моей мамой. Во второй половине ХХ века она, как и хабаровская пенсионерка, возвращалась из магазина и на дороге нашла сверток с деньгами. С достаточно большой суммой. Она вернулась магазин и спросила у покупателей, стоящих в очереди: «Кто потерял деньги?». Все почти хором ответили: «Я». Однако никто не смог точно назвать сумму содержимого в свертке. После этого мама решила оставить находку у себя, надеясь, что после такой гласности хозяин найдется. Действительно, хозяин нашелся… в тот же день.

Как видно, в этих поступках двух людей проявляется справедливость. А в действиях покупателей она отсутствует. Они хотели присвоить чужие деньги.

Следует отметить, что справедливость иногда проявляется и в нечестных, но оправданных поступках, действиях. Вот примеры, подтверждающие этот вывод.

Оценка работы ученика не всегда бывает объективной. Иногда приходится ставить ему завышенную отметку. Это бывает тогда, когда работа по своему качеству не соответствует установленным нормам, но, несмотря на это, учитель оценивает ее положительно. Почему? Потому что он у ученика замечает: а) продвижение в достижении пока еще не значительных, но определенных результатов; б) старательность; в) неуверенность в своих силах.

В такой ситуации действие учителя считается оправданным, хотя оно не является честным. Ведь в данном случае завышенная оценка вызывает уверенность, активизирует, окрыляет ученика, способствует улучшению учебы.

Второй пример связан с моим старшим братом. Он плохо учился в школе, но своим детям говорил, что был отличником. Обманывал для того, чтобы они хорошо учились.

Можно ли действия учителя и моего брата считать проявлениями справедливости? Да. Ведь они реализовали добрую цель, не ущемляли при этом чьих–то прав, не причиняли кому-то боль. Поэтому их действия оправданы и не осуждаются.

Бывают ли резкие и грубые действия человека во время самообороны справедливыми? Да, если они не превышают допустимые пределы.

А вот действия героя из кинофильма «Берегись автомобиля», который угоняет, на его взгляд, незаслуженно приобретенные хозяевами автомобили и, перепродав их, вырученные деньги переводит детским домам, справедливыми назвать нельзя. Потому что его благородные цели: а) наказание воров; б) улучшение материальной базы детских домов реализуются неоправданными действиями.

В объяснении справедливости ученые допускают ошибки.

1. Справедливость отождествляется с ее проявлением.

Семья, школа, общество, государство, политика, право, конституция, законы, правила, программы создаются и реализуются психикой людей, в которой находится и справедливость. Справедливость никогда не выходит из психики, за пределами психики находятся только ее проявления. Поэтому понятие «справедливость» употребляется только в одном варианте. Она – черта характера.

Из этих высказываний можно сделать два вывода: а) справедливость не имеет постоянного содержания; б) каждый человек, социальная группа справедливость понимает по-своему.

Да, с мнением о том, что каждый человек справедливость понимает по-своему, можно согласиться, так как это зависит от его уровня осведомленности и воспитанности. Однако такое положение не отрицает наличия стандартного общечеловеческого содержания справедливости. Что будет, если бы правила уличного движения не состоялись из стандартных, всеобщих норм, а понимались и реализовывались каждым человеком по своему усмотрению? Представляете? Поэтому справедливость имеет и должна иметь общечеловеческое содержание. Только тогда между людьми, народами, государствами будет согласие и мир. А если когда-то в США рабство считалось нормальным, непредосудительным явлением, то это же было проявлением не справедливости, а несправедливости. Поэтому этот факт не служит основанием для вывода о том, что справедливость «всегда носит конкретно-исторический и социальный характер». Конечно, со временем представления народов, отдельных людей о справедливости расширяются, развиваются. Но это происходит в рамках углубленного познания стандартного, общечеловеческого содержания этого явления.

4. Справедливость считается принципом взаимных отношений между людьми. Статья Г.Р. Маликова, опубликованная в журнале «Молодой ученый», называется «Справедливость как основной принцип в общественно-правовых взаимоотношениях в представлении тюркских средневековых утопистов-гуманистов» [11].

Такое же утверждение встречается в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона». В нем говорится: «Справедливость является одним из высших принципов взаимных отношений между людьми» [14].

Принцип – это теоретическое положение, содержащее в себе важную закономерность, которым руководствуются при организации деятельности, а в данном случае во взаимоотношениях людей. Содержит ли справедливость в себе какую-то важную закономерность? Может быть, да. Ведь любая положительная черта характера имеет важное значение. Возьмем, например, точность, аккуратность, внимательность, вежливость. Если справедливость – принцип, то и они должны быть принципами. Однако их не называют принципами. И справедливость назвать принципом неуместно.

5. Справедливость считается отношением. «Справедливость – справедливое отношение к кому-либо, чему-либо» написано в «Современном толковом словаре русского языка» [4].

Отношение – позиция человека к чему-либо, кому-либо. Например, существуют бережное отношение к природе, добросовестное отношение к труду и т.д. Отношение играет большую роль в формировании справедливости, но не является ею. Они – разные психические явления.

Однако такое мнение не вызывает доверия. Новорожденного нельзя считать справедливым. Эта черта отсутствует не только у новорожденного, но и у некоторых взрослых людей. Если бы она была врожденной, то все люди были бы справедливыми. Справедливость формируется с помощью педагогического процесса.

Высоко оценивает ее и народ. Его оценка отражается в следующих пословицах: справедливость мертвого воскресит; справедливое слово камень раздробит; справедливость – залог процветания и т.д.

Отсутствие справедливости имеет плохие последствия. «Справедливость нужна как чистый воздух, наличие которого не осознается, а отсутствие делает жизнь невыносимой» [1]. «Нарушение норм справедливости порождает отрицательные эмоции» [2 с. 77-78]. Несправедливый человек не имеет стыда. Из-за отсутствия справедливости в его психике появляются отрицательные черты характера, такие, как эгоизм, нечестность, двуличие, подхалимство и т.д. Как говорится в арабской пословице, «несправедливость человека поражает его самого».

Несправедливость, как и справедливость, проявляется в поступках, действиях, деятельности. Её можно «встретить» на улице, в автобусах, в подъезде, в магазине, на экране телевизора и в других местах. Возьмем продукты питания. Например, колбасу. «Недавно общественные контролёры заявили о том, что 75% колбас в России — фальсификат. По данным экспертизы, проведённой обществом защиты прав потребителей «Росконтроль», из 33 наименований варёно-копчёных и полукопчёных колбас самых популярных марок 25 не соответствуют понятию «качественный продукт». Что это значит? «В этих продуктах содержатся дешёвые заменители говядины и свинины — соевый и коллагеновый белок, мясо птицы, шкура животных, крахмал, целлюлоза и специальные влагоудерживающие агенты», — объясняет Александр Борисов, сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль» [15].

А ведь эти не соответствующие госстандартам вредные для здоровья продукты производятся людьми. В такой колбасе проявляется не только несправедливость, но и другие отрицательные черты характера, как безответственность, жетокость, стремление к наживе и т.д.

Несправедливость проявляется и в подделных лекарствах. «По исследованиям ВОЗ, каждое десятое лекарство в странах СНГ – подделка и не содержит ничего, кроме мела (и это в лучшем случае)» [16]. Каким человеком надо быть, чтобы выпускать бесполезные и вредные лекарства, наживаться за счет больных?!

Фактов проявления несправедливости в нашей повседневной жизни можно привести много. Преступления, коррупция, обман, мошеннические действия, блат возникают из-за несправедливости людей. Одним из ярких примеров проявления несправедливости является плагиат. Многие люди с помощью его стали кандидатами и докторами наук.

А.М. Кумушкулов в 2006 году на специализированном совете Д 212. 112. 01 тогдашнего Магнитогорского государственного университета защитил диссертацию на тему «Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов-психологов».

Однако, как выяснилось позже, диссертация не написана, а конструирована из так называемых «некорректных заимствований». Они присутствуют почти на каждой странице. Даже описание эксперимента, его ход и результаты объясняются чужими текстами.

Получив нечестным путем ученую степень, А.М. Кумушкулов не прекратил похищать чужие тексты. Наоборот, расширил его масштабы. Конструировал две книги: «Организация процесса подготовки к профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов-психологов» [6.]; «Совершенствование подготовки к профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов-психологов в высшей школе»[7].

Ощущая безнаказанность, начал действовать более свободно, без страха, без стыда. Появились «его» статьи, состоящие целиком из похищенных текстов: «Теоретические и методические основы моделирования процесса подготовки к профессионально-педагогической деятельности будущих специалистов» [8]; «Формирование научно-исследовательской компетенции будущих педагогов в вузе» [10], «Формирование культуры поведения будущих педагогов-психологов» [9]. В них фамилии настоящих авторов заменены фамилией Кумушкулова.

Полученные нечестным путем ученые степень и звания, присутствующие в характере такие черты, как двуличие, подхалимство, лицемерие позволили ему стремительно подниматься по служебной карьере. В Сибайском институте (филиале) БашГУ он был заместителем директора по науке, по учебной работе. Стал «отличником образования Республики Башкортостан» (2013 г.).

Эти факты свидетельствуют о том, что А.М. Кумушкулов не обладает справедливостью. Из-за ее отсутствия он совершает неправильные действия.

В 2016 году «Прокуратура города выявила нарушения законодательства в местном филиале Башкирского государственного университета. Заместитель директора в прошлом году был незаконно зачислен на бюджетное отделение юридического факультета. Согласно законодательству, бесплатным может быть только первое высшее образование, а у него уже имелся диплом педагога, полученный в этом же университете. Ректору БашГУ внесено представление об устранении нарушений, которые были допущены при попустительстве приемной комиссии. Приказ о приеме сотрудника филиала на юридический факультет опротестован – замдиректора перестал быть студентом. Кроме того, он возместил незаконно полученные образовательные услуги за первый курс обучения, выплатив 38 тысяч рублей, сообщает пресс-служба прокуратуры РБ» [18].

В этом сообщении речь идет о Кумушкулове. За это он был освобожден от занимаемой должности.

Сегодня он является заместителем директора по учебной работе в Сибайском педагогическом колледже.

Учитывая педагогическое, общественное значение справедливости, необходимо принимать эффективные меры по формированию ее у людей.

Для этого нужны определенные условия.

Одним из них является использование примера. Он оказывает на воспитанника внушающее воздействие. Это объясняется тем, что пример служит живым наглядным «пособием», доказывает реальность справедливости, демонстрируя ее проявления, воспитывает положительное отношение к ней. Все это облегчает и ускоряет процесс ее формирования.

Идеальные примеры для подражания всегда есть. Их можно найти и в своем окружении, и в литературных, фольклорных произведениях и т.д. Для эффективного использования примера необходимо у воспитанника вызывать интерес к биографиям людей, к литературе, воспитать наблюдательность, умение замечать положительное в человеке, желание подражать.

Многие родители хотят, чтобы их дети были справедливыми. Некоторые даже дают своим детям имена, способствующие, на их взгляд, воспитанию этого качества. Так, среди башкир довольно распространенным является имя Гадель (переводится на русский «справедливый»).

Создание вокруг человека атмосферы, способствующей формированию справедливости, является следующим условием появления этой черты в его характере. Такая атмосфера должна быть в семье. Для этого в семье должна царить уважительное отношение к справедливости. Оно проявляется в поведении родителей, других членов семьи, родственников и тех, кто постоянно общается с этой семьей. Адекватная оценка справедливых поступков, своевременная корректировка несправедливых действий помогут появлению этой черты в характере детей. Для создания атмосферы, способствующей формированию справедливости, можно использовать литературные произведения, материалы СМИ, спортивные игры и т.д. Средств много. Просто родителям надо проявлять творчество в поиске и в применении их.

Такая атмосфера должна быть и в первичных коллективах людей: в детских садах, в школе, в вузе, в воинской части, на предприятии и т.д. Ведь большую часть времени человек проводит там. Они влияют на процесс формирования личности.

Избегая подробного анализа роли первичных коллективов в формировании справедливости, скажу несколько слов о собственном опыте работы со студентами.

В учебном коллективе, в том числе и в студенческом, несправедливая оценка труда обучающихся, к сожалению, встречается, что отрицательно сказывается на формировании их характера. Поэтому оценку студентов мы организовали по другому. В начале семестра, чтобы оценка была более значимой, обеспечиваем студентов серьезными заданиями. Они по экзаменационным вопросам готовят доклады и в течение 80 минут по очереди проводят лекционные занятия в группе. Для оценки их труда избирается суд (жюри), в составе которого находятся «прокурор», «адвокат», «судья». Они сидят отдельно от группы в конце аудитории и за 5-7 минут до конца лекции выходят в коридор – в «совещательную комнату». В их отсутствии в группе проводится предварительное обсуждение занятия (чтобы не оказать давление на членов суда), указываются его плюсы и минусы, даются рекомендации, советы и т.д. Затем «члены суда» официально и детально анализируют занятие, ставят отметку по 10 балльной системе. (В некоторых группах суд не избирается, а оценивают все студенты письменно на заранее приготовленных бумажных карточках. Все эти анонимные отметки и замечания, советы вслух читаются). На экране, сделанном на обратной стороне аудиторной доски, мелом записываются баллы, занимаемые места каждого лектора-студента. В конце семестра первая тройка победителей, получает «автоматический» зачет или экзамен.

Организация работы по такой методике создает в группе атмосферу, способствующую формированию у студентов справедливости.

Такая атмосфера должна быть во всей стране. К сожалению, в настоящее время в ней имеются некоторые условия для совершения несправедливых поступков, действий. Задержка зарплаты, взяточничество, блат, злоупотребление служебным положением, коррупция, фейковые новости, нечестные выборы, фальшивые диссертации и многие другие отрицательные явления свидетельствуют об этом.

Отсутствие у значительной части населения справедливости показывает неэффективность существующей в стране системы воспитания (образования). Воспитание у нас недооценивается. В обществе, где воспитание недооценивается, человеку быть воспитанным невыгодно. Такое общество характеризуется следующими признаками:

— общечеловеческая мораль, выработанная тысячелетиями, перестает быть механизмом регулирования поведением для большинства людей;

— исчезает или ослабевает правильное общественное мнение;

— трудно или вообще невозможно найти справедливость;

— честное выполнение своих обязанностей становится смертельно опасным;

— на руководящие должности, как правило, выдвигаются невоспитанные и некомпетентные люди;

— нарушителями норм морали и законов становятся те, кто по долгу службы призван контролировать их соблюдение;

— невоспитанные люди начинают заниматься воспитанием других;

— наука, талант, мудрость не ценятся;

— талантливые люди начинают пьянствовать;

— процветает двуличие, формализм, некомпетентность;

— родственные связи между людьми ослабевают;

— воспитанный человек выглядит «белой вороной»: у него мало друзей, много врагов;

— преступность растет ускоренными темпами и становится массовой;

— образовательный уровень преступников становится высоким;

-появляются «преступники-предприятия», «преступники-банки», «преступники-фирмы» и т.д.;

— борьба с преступностью становится неэффективной;

— смертность превышает рождаемость;

— чем невоспитанней человек, тем он хорошо живет и т.д.

Однако их усилия недостаточны для создания атмосферы, способствующей формированию справедливости в масштабе страны. Борьба с несправедливостью должна быть общенародным делом.

Справедливость можно изучать по следующей программе:

1. Понятие о справедливости.

2. Значение справедливости.

3. Содержание справедливости.

4. Проявление справедливости.

5. Причины нарушения справедливости.

6. Последствия несправедливости.

7. Формирование справедливости.

8. Критерии определения сформированности справедливости.

9. Ошибки в объяснении справедливости.

10. Взаимосвязь справедливости с другими чертами характера.

Однако не стоит ограничиваться этими знаниями. Не зная норм, стандартов, правил выполнения и оценки тех или иных действий, трудно совершать справедливые поступки.

Для формирования справедливости нужны и чувства. При наличии у человека таких чувств, как любопытство, интерес, увлечение справедливость появляется быстрее.

Еще одним условием формирования справедливости является наличие в психике таких черт характера, как честность, принципиальность, ответственность, уверенность, доброжелательность и т.д. А эгоизм, двуличие, жестокость, равнодушие и некоторые другие качества не допускают ее к психике. Поэтому эти отрицательные черты необходимо заменить близкими к справедливости качествами.

В формировании справедливости кроме внешних факторов воздействия большую роль играют внутренние силы воспитанника. Воспитанник должен воспринимать усилия воспитателей. Однако этого недостаточно. Качество справедливости будет высоким тогда, когда воспитанник сам будет стремиться к приобретению справедливости. Поэтому внешние воздействия должны вызывать у него желание, стремление быть справедливым.

Следующим условием формирования справедливости является наличие у человека умения проявлять ее. Без этого умения даже самый справедливый человек в определенных ситуациях может поступать несправедливо. Умение проявлять справедливость означает умение доказывать свою правоту, умение эффективно бороться с нарушениями ее и т.д.

Качество формирования справедливости проверяется системой критериев, состоящих из таких показателей: а) проявляемость справедливости; б) эффективность борьбы с несправедливостью; в) постоянное совершенствование справедливости как черты характера; г) тип эмоций, вызванных справедливостью или ее нарушениями; д) оперативность в исправлении собственных нарушений справедливости.

Существует система исправления нарушений справедливости. К ним, например, относятся: признание своей вины; извинение; опровержение; отмена решения, приговора; возмещение ущерба; отказ от претензий и т.д. Имеются специальные контролирующие и экспертные организации, занимающиеся выявлением и исправлением нарушений справедливости и т.д.

1.Алексина Т.А. Деловая этика: учеб. пособие для высш. уч. заведений. – М.: Юрайт, 2014. – 384 с.

1.4.Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. – М., 2005. – Режим доступа: https://www.ozon.ru/context/detail/id/2653304/.

5.Жемчужины мысли. – Режим доступа: http://жемчужины-мысли. рф/цитаты/по%20разделам/Справедливость.html

6.Кумушкулов, А.М. Организация процесса подготовки к профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов-психологов / А.М. Кумушкулов. – Уфа: БашГУ, 2006. – 108 с.

8.Кумушкулов, А.М. Теоретические и методические основы моделирования процесса подготовки к профессионально-педагогической деятельности будущих специалистов / А.М. Кумушкулов // Особенности организации педагогического процесса в высшей школе: сб. науч. статей преподавателей кафедры педагогики и психологии Сибайского института БашГУ. – Сибай, 2005. – 232 с. – С. 62-65.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *