Справедливость как этическая категория

Этическая категория «справедливость» как базовая категория морали

Справедливость как этическая категория. Смотреть фото Справедливость как этическая категория. Смотреть картинку Справедливость как этическая категория. Картинка про Справедливость как этическая категория. Фото Справедливость как этическая категория Справедливость как этическая категория. Смотреть фото Справедливость как этическая категория. Смотреть картинку Справедливость как этическая категория. Картинка про Справедливость как этическая категория. Фото Справедливость как этическая категория Справедливость как этическая категория. Смотреть фото Справедливость как этическая категория. Смотреть картинку Справедливость как этическая категория. Картинка про Справедливость как этическая категория. Фото Справедливость как этическая категория Справедливость как этическая категория. Смотреть фото Справедливость как этическая категория. Смотреть картинку Справедливость как этическая категория. Картинка про Справедливость как этическая категория. Фото Справедливость как этическая категория

Справедливость как этическая категория. Смотреть фото Справедливость как этическая категория. Смотреть картинку Справедливость как этическая категория. Картинка про Справедливость как этическая категория. Фото Справедливость как этическая категория

Справедливость как этическая категория. Смотреть фото Справедливость как этическая категория. Смотреть картинку Справедливость как этическая категория. Картинка про Справедливость как этическая категория. Фото Справедливость как этическая категория

Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость. Является одной из основных категорий этики.

Начиная с Аристотеля принято выделять два вида справедливости:

Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.

Распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».

Источник

§ 2. Справедливость

§ 2. Справедливость

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[10].

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по-латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, «представитель справедливости».

Справедливость — этическая и правовая категория. «Эта категория, — пишет Е. А. Лукашева, — подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами — как специфически правовая»[11].

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном притуплении.

Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции РФ.

Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.

Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, смягчить наказание или вовсе освободить от него). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.

Читайте также

Милосердие и справедливость

Милосердие и справедливость Бог Иисуса — любящий, милосердный бог. Этим он отличается от сурового и справедливого бога Ветхого завета. Ветхозаветному богу тоже присуще милосердие. В Торе он часто именуется человеколюбивым, милосердным. Знакомое нам из Евангелия

§ 2. Справедливость

§ 2. Справедливость Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о

8. Справедливость

8. Справедливость Разве это справедливо, что одни люди рождаются в богатстве, а другие — в бедности? А если несправедливо, то нужно ли с этим что-то делать?Мир исполнен неравенства — и внутри одной отдельно взятой страны, и между разными странами. Одни дети рождаются в

22 МАРТА (Справедливость)

22 МАРТА (Справедливость) Если правда обличает нашу жизнь, то все-таки лучше признать правду, чем скрывать ее: жизнь наша может измениться, правда же всегда останется правдою и не перестанет обличать нас.1 Нам следовало бы жить, как будто мы на виду у всех. Нам следовало бы

26 АВГУСТА (Справедливость)

26 АВГУСТА (Справедливость) Справедливость осуществляется не стремлением к справедливости, а любовью.1 Как для того, чтобы попасть в цель, нужно бить дальше ее, так и для того, чтобы быть справедливым, надо быть самоотверженным, т. е. несправедливым к себе. Если же будешь

3. Право как справедливость

3. Право как справедливость Понимание права как равенства (как общего масштаба и равной меры свободы людей) включает в себя с необходимостью и справедливость.В контексте различения права и закона это означает, что справедливостъ входит в понятие права, что право по

Тема 23 СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Тема 23 СПРАВЕДЛИВОСТЬ Этимологически русское слово «справедливость» с очевидностью восходит к слову «правда», родственному (или по крайней мере созвучному) слову «праведность». В европейских языках соответствующие слова указывают на происхождение от латинского слова

Справедливость как равенство

Справедливость как равенство Справедливость в первую очередь выступает как проблема равенства. Самое простое содержание принципа справедливости заключается в требовании соблюдения равенства. Эта связь справедливости и равенства нашла отражение в одной из первых

Милосердие и справедливость

Милосердие и справедливость Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования, содержащего в себе по смыслу и все требования Декалога. Но вместе с тем и в проповедях Иисуса, и в посланиях апостола Павла намечается различие между законом

• Справедливость

• Справедливость Совокупность достоинствСогласно учению Платона, мудрость – это одна из четырех основных добродетелей наряду с мужеством, умеренностью и справедливостью; при этом справедливость как бы обобщает все остальные. В справедливости заключено совершенное

221. СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Христианская справедливость

Христианская справедливость Если Моисей завещал «Око за око, зуб за зуб», украв эту заповедь из язычества, то любой нормальный здоровый человек посчитает этот принцип за настоящую справедливость.Христос отвергает этот языческий принцип и проповедует

XXXV Справедливость

XXXV Справедливость Тот облик, в котором мир предстает перед нами, позволяет заметить, что каждая вещь развивается в нем на определенном месте, и это место принадлежит только ей. Такой порядок, проявляющийся в чувствах и разуме, отражает, как и в других отмеченных случаях,

Справедливость (Justice)

Справедливость (Justice) Одна из четырех основополагающих добродетелей, заключающаяся в уважении к равенству и законности, правам индивидуумов и праву как институту. Справедливость предполагает, что закон должен быть одним для всех, что право должно уважать права отдельных

Источник

Информационный Вкус

Философские, социальные, психологические аспекты

Справедливость как этическая категория. Смотреть фото Справедливость как этическая категория. Смотреть картинку Справедливость как этическая категория. Картинка про Справедливость как этическая категория. Фото Справедливость как этическая категория

Справедливость как этическая категория

Справедливость как этическая категория. Смотреть фото Справедливость как этическая категория. Смотреть картинку Справедливость как этическая категория. Картинка про Справедливость как этическая категория. Фото Справедливость как этическая категорияСправедливость есть одним из ключевых категорий этики. В категории этики справедливость есть ничем другим как представление о человеческой сущности, об его неотъемлемых правах. Источником представления является не только равенство, но и также представление о связи между деянием воздаянием. Именно справедливость есть ключевым фактором, который регулирует роль человека и общества, социальное положение, обязанности, а также права.

Понятие справедливости древнее. Справедливость возникла очень давно и развивалась с историческим ходом. Она выросла в социальных взаимоотношениях сначала между членами одних, а потом разных родов и была обусловлена их трудовой деятельностью. Если рассматривать его этимологию, то становится ясным, что справедливым считается такое, которое соответствует правде, тем правилам, которые есть общепризнанными среди людей. Синонимами к слову справедливость есть правда, праведность, честность, законность, истинность. Несправедливым есть тот, кто есть неверным своим словам или обещаниям; лживым, неточным. Как категория этики справедливость касается прежде всего уровня нравственности социальных отношений. Она определяет роль социальных групп и индивидов, определяет положение в обществе.

Философы Древнего Востока рассматривали справедливость как гармоничный принцип существования природы. Этот правильный космический порядок отображался и в социальном порядке, выходя из понятия о справедливости. В Риме справедливость рассматривается в правовом контексте, которое должно регулировать отношения между гражданами. Оно полагается в том, чтобы воздать каждому его право и таким образом обеспечить законное равенство.

Первостепенным вопросом справедливость становиться Древней Греции. Справедливость значит прежде всего не посягательство на любую чужую собственность. Основой справедливости является взаимная выгода. Известный древнегреческий философ Аристотель у своих трудах пришёл к важному выводу. Согласно Аристотелю справедливость делиться на два вида.

Первый вид справедливости – это уравнительная справедливость. Этот вид справедливости относиться к отношениям людей к определённым предметам. Она касается в большей степени действий людей. Например, равенства труда и оплаты, цены вещи и её ценности. Возмещения за вред кому-либо. Распределительная справедливость требует не столь равного распределения благ. Её главной мыслью можно провозгласить «каждому своё».

Главным в справедливости Аристотель считал то, что она должна касаться другого человека. Самым лучшим человеком есть тот, кто действует справедливо не для своего блага, а для блага другого человека.

Во времена Средневековья основным источником справедливости признавался только Бог.

В философии Эммануила Канта справедливость является мерой морального достоинства, и должно обеспечиваться властью в первую очередь. Он говорил, что не следует делать того, что не является справедливым и таким образом нарушать свою свободу.

Джон Ролз — американский политический философ, одним и из главных принципов справедливости считает то, что каждый человек может иметь равные права с остальными при обеспечении основными свободами. Ролз говорил, что справедливость должна существовать для общего блага. Ролз настаивал на том, что справедливость есть своенравной мерой » равенства – неравенства». Все люди должны иметь равные права и это должно подтверждаться законом. Но иногда это равенство есть несправедливым если оно, например, принуждает человека к низкому уровню жизни.

Иногда понятие справедливости касается человека и его судьбы. И тогда человек может сказать «да, это было справедливо», или «какая несправедливая судьба». Много вопросов возникает по поводу взаимоотношения между «справедливо-несправедливо». Справедливым называют того, кто придерживается обещаний, действует согласно сказанному слову, выполняет возложенные на него обязанности, является хорошим к другим. С развитием цивилизации понятие справедливости разширяеться и набирает большей важности. Любое демократическое общество имеет законодательство, которое строиться на справедливости.

Справедливость есть мерой требовательности общества к индивиду у сфере моральности. Справедливым есть тот человек, который исполняет свои обязанности. Справедливость не существует как чисто только общеэтическия категория, ведь она имеет связь с другими сторонами жизни государства. Итак, справедливость в этике есть высшей нравственной ценностью, которая направляет нравственную жизнь и отдельной личности и всего общества. Регулируя общественные отношения на основе справедливости государство будет процветать и каждый будет счастливым потому, что может быть полезным для других.

Источник

Публикации студентов КГУ

Как часто в повседневной жизни мы слышим фразы: «это несправедливо», «поступить по справедливости», «справедливое решение»! Однако отдаем ли мы себе отчет в понимании смысла этого слова?

Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём.

Этот результат может отличаться от первоначальных ожиданий сторон, так как в ходе обсуждения ситуации выявляются новые факторы, которые приводят к изменению понимая сути вопроса. В результате каждая сторона отходит от своего первоначального мнения и в итоге стороны приходят к обоюдному согласию.

Но часто конфликты не удается разрешить подобным «мирным» способом, так как понятие о справедливости у каждого человека индивидуально.

Соответственно, каждая сторона в споре горячо отстаивает свои позиции, не принимая позиций оппонента. И тогда здесь вступают в силу некоторые особенности.

Во-первых, понимание справедливости в соответствии с законом и справедливости «человеческой». Можно разобрать конкретный пример. В коммунальной квартире в числе нескольких семей живет человек, страдающий алкоголизмом. Своим поведением он оскорбляет честь и достоинство остальных жильцов, нарушает их покой, угрожает здоровью или даже жизни.

С чисто человеческой точки зрения все жильцы хотели бы избавиться от такого соседства, но закон в данном случае стоит на стороне хулигана. Поскольку он регулярно платит за жилье, никто не имеет права его выселить. Таким образом, здесь мы видим противоречие между человеческим пониманием справедливости (жильцы считают, что данная ситуация несправедлива по отношению к ним), и справедливостью по закону, который не позволяет разрешить эту проблему. В качестве другого примера напрашивается ситуация, бытовавшая в недавние времена на наших государственных предприятиях. При сокращении штата работников первыми увольняли тех, у кого был наименьший стаж. На многих предприятиях создавалась абсурдная ситуация, когда молодые перспективные специалисты вынужденно уходили, нарушая естественную смену поколений работников.

Предприятия с такой кадровой политикой изначально не могли быть
эффективными, но закон есть закон, и руководители были вынуждены ему подчиняться независимо от своих соображений. Это еще один пример того, что правила, прописанные законом, могут быть в некоторых ситуациях несправедливыми, причем не только к конкретному человеку, но и к предприятию.

Во-вторых, наличие так называемых форс-мажорных ситуаций, то есть когда некие внешние обстоятельства мешают достижению справедливого результата.
Человек дает своему знакомому в долг большую сумму денег, строго оговаривая определенный срок возврата. При наступлении этого срока человек вправе требовать возврата долга в полном объеме, и это будет справедливо.

Справедливость – это то, о чем мечтает каждый человек.

Справедливость – это то, на что рассчитывает и ребенок и взрослый.

Источник

Контрольная работа: Справедливость как этическая категория и юридическая проблема

Справедливость как этическая категория. Смотреть фото Справедливость как этическая категория. Смотреть картинку Справедливость как этическая категория. Картинка про Справедливость как этическая категория. Фото Справедливость как этическая категория

Тема: Справедливость как этическая категория и юридическая проблема

Тип: Контрольная работа | Размер: 41.44K | Скачано: 128 | Добавлен 19.04.18 в 10:23 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Российский государственный университет правосудия

Год и город: Симферополь 2018

Содержание

1. Справедливость: нравственный и юридический смысл……………………..5

2. Справедливость как этическая категория…………………………………….7

3. Юридические проблемы справедливости…………………………………….9

Список использованной литературы…………………………………………17

Введение

В этой работе были использованы международные акты: Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт о гражданских и политических правах; Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также российских юристов и философов права: И. И. Андриановской, Ю. В. Белоусова, Г. О. Белановой, Г. В. Макеева, Н.С. Малеина, В. И. Чапанова.

Цель работы определила постановку и решение следующих задач:

1. Рассмотреть нравственный и юридический смысл понятия «справедливость».

2. Определить «справедливость» с точки зрения этики.

3. Выявить юридические проблемы справедливости.

Список использованной литературы

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *