Среда как фактор социализации

Факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание

Во время развития человека, происходит личностное формирование. Формируются как личностные качества, так и взгляды на жизнь, на становление его как личности в социуме. И влияют на этот процесс многие аспекты.

Разделим эти факторы:

А теперь рассмотрим каким образом эти факторы влияют на личность.

Среда как фактор социализации. Смотреть фото Среда как фактор социализации. Смотреть картинку Среда как фактор социализации. Картинка про Среда как фактор социализации. Фото Среда как фактор социализации

Физиологическая наследственность

Этот фактор влияет на внешние физические особенности личности:

По наследству может передаваться предрасположенность к тому или иному виду деятельности. Каждый ребенок с детства имеет определенные задатки — спортивные, художественные или интеллектуальные. А самое главное это то, что биологический фактор создает разность характеров, темпераментов, качеств которые делают личность по-настоящему уникальной.

Факторы, влияющие на формирование личности

Личностное развитие каждого человека обусловлено взаимным влиянием друг на друга определенных компонентов. Так, факторы, влияющие на формирование личности, а к ним следует относить: особенности воспитания, наследственность и практическую деятельность человека, создают немалый вклад в развитии индивидуальности каждого из нас.

Факторы формирования личности человека

В настоящее время взгляды ученых относительно того, какие факторы являются приоритетными в личностном развитии, раскололись на две группы. Одни считают, что наследственность определяет будущее новорожденного, отбрасывают при этом немаловажную роль воспитания и окружающей среды. Другие же, в свою очередь, придерживаются мнения, что основными факторами формирования личности является сочетание социальных и биологических компонентов. Рассмотрим каждый из них более детально:

1. Социальная среда. Общение и деятельность, направленная на улучшение жизни общества, помогают создать для личности все условия жизни, помогая тем самым формировать познание и создать все необходимые условия для самореализации. Именно приобретение новых коммуникативных навыков свидетельствует о личностной активности человека. Но, пожалуй, негативным качеством данного фактора есть порой непреднамеренное, стихийное влияние социума на развитие каждого из нас.

2. Воспитание порой способно полностью изменить человеческую природу. Отменным считается только то воспитание, которое опережает развитие. Иными словами, ведущим фактор формирования личности, независимо от ее возраста, выступает самовоспитание.

3. Биологические факторы формирования личности:

Продолжая тему о задатках способностей каждой личности, следует отметить, что их наличие еще не гарантирует, что в вас живет гений. Без ежедневного упорного труда, направленного на овладение определенными навыками, вам не удастся стать великим математиком, астрофизиком и т.п.

Социальное окружение

Этот фактор достаточно сильно влияет на изменение личности. Многие исследователи придавали окружающей среде важное значение.

Например один исследователь, в своем труде, скомпоновал теории некоторых ученных — Аристотеля, Гиппократа, Конфуция, исходя из которых отличие в поступках личности заключается в климатических, географических и других природных факторов.

Выросшие в разных условиях люди, могут сильно отличаться друг от друга. Конечно, не только географические либо климатические условия можно отнести к физическому окружению. Существует так называемое СОЦИАЛЬНОЕ окружение, которое оказывает не меньшее влияние на становление человека, как личности. С самых первых годов жизни закладывается социальный фундамент. Именно в эти годы дети впитывают в себя всю информацию, как губка.

Смотрите также: При каких условиях возможен личностный рост ребенка

Если разбить социализацию человека на группы, то можно выделить несколько:

Смотрите также: Возможно ли увеличение иммунитета с помощью фитнеса

Среда как фактор социализации. Смотреть фото Среда как фактор социализации. Смотреть картинку Среда как фактор социализации. Картинка про Среда как фактор социализации. Фото Среда как фактор социализации

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависит от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяют следующие факторы, влияющие на развитие человека: наследственность, среда (биологическая и социальная), воспитание и обучение, активность самого человека. Наследственность — это то, что передается от родителей детям, наследственность представлена генетической программой, которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой развития. Особое значение имеют задатки, которые могут облегчать развитие способностей ребенка, определять одаренность. С другой стороны, различные наследственные заболевания, физические дефекты могут лимитировать отдельные стороны развития человека. Обладание наследственностью представляет собой лишь предпосылку, стартовое условие, необходимые для формирования основ жизнедеятельности человека. Среда. Среда как фактор развития человека, обращена к человеку двумя своими сторонами: биологической и социальной. Биологическая среда – среда обитания, способная предоставить жизненно необходимые условия (воздух, тепло, пищу). Социальная среда – помощь и защита со стороны других людей, как возможность освоения опыта поколений (культуры, науки, религии, производства). Для каждого человека социальная среда означает общество, его культурные и национальные традиции, социально-экономическую и политическую ситуации, религиозные, житейские, научные отношения, семью, сверстников, знакомых, педагогов, средства массовой коммуникации (СМК) и пр.

Среда предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что приводит к трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. В современной педагогике существует понятие «развивающая среда», т.е. особым образом выстроенная, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка.
Воспитание и обучение. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, т.е. формирование личности. Обучение – это процесс приема и передачи знаний. Воспитание и обучение всегда носят целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Воспитание (и обучение) начинается сразу же после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка. Воспитание всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества. Когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. Активность самого человека. Освоение способов отношения со средой, приобщение к духовной и материальной культуре происходит более полно и продуктивно, если ребенок (человек) активен: к чему-то стремится, использует различные движения, включен в совместную со взрослыми деятельность, самостоятельно осваивает различные виды человеческой деятельности (игра, учение, труд). Т.е. человек является не только объектом воздействий окружающих, но и субъектом собственного развития, существом, способным изменять и преобразовывать самого себя во всех видах деятельности и поведения.
Раздел статьи: Введение в педагогику

Культура

Культура как оказывается, тоже оставляет свой отпечаток в развитии человечества. Здесь мы выделим два элемента — абстрактный и материальный.

К абстрактному мы отнесем ценности, убеждения, религиозные установки.

Материальные — книги, здания, компьютеры.

Культура прививает человеку некую модель поведения. Она передается из поколения в поколение. Огромную роль в этом играют религия, школа и семья.

Культура является менее скорым по времени фактором, но по своему влиянию стоит не на последнем месте. Согласно одному социальному опыту, особенность, присущая всем членам какого либо общества, передается на потомстве как отличительный фактор. Например, человек, выросший в мусульманской семье, будет отличаться набором качеств, от человека который вырос в христианской семье.

Факторы социализации и формирования личности

Под термином «социализация» в педагогической науке принято понимать становление индивидуума частью социума, в котором он находится. Иными словами, речь идет о вхождение человека в общество. Безусловно, на первом этапе круг общения ребенка весьма ограничен – сверстниками, родителями или воспитателями, затем человек вступает в ученическую среду, а также, помимо тех людей, с которыми он соприкасается в школе, он общается и с другими социальными группами. Факторы социализации и формирования личности разнообразны и могут быть рассмотрены различные вариенты.

Если рассматривать идеальный вариант (который и воспринимается как одна из целей обучения и воспитания), то человек должен стать полноценным членом общества, относясь с уважением к другим его членам и взаимодействуя с ними, внося достойную лепту в жизнь этого общества. Причем под словом «общество» можно понимать и коллектив на работе, и родственников, и коллег, и друзей, и даже, в конечном итоге, целую страну. Все это и есть признаки успешной социализации.

Однако всегда ли социализация является успешной? И всегда ли вчерашний ребенок, становясь взрослым, трансформируется в ту личность, которую хотело бы видеть общество? Современные исследования в педагогике, социологии и психологии недвусмысленно свидетельствуют о том, что так бывает не всегда. Дело в том, что существуют особые факторы социализации и формирования личности, известные педагогической науке, и от влияния подобных факторов зависит успех социализации человека и формирование его личности.

Факторы социализации: взгляд изнутри

Так, отечественными педагогами факторы социализации и развития личности условно делятся на три группы:

Рассмотрим их подробнее.

В то же время нельзя отрицать, что у каждого ребенка с рождения заложены те или иные генетические предрасположенности к какому-либо определенному виду деятельности или образу жизни. Последователи такой концепции называются бихевироистами (от английского слова «behavior» — «поведение»). Однако эти же ученые не отводят заложенным природным факторам решающей роли. В частности, и представители бихевиористики, и педагогической психологии считают, что решающую роль в процессах социализации и развитии личности играют факторы социализации и построенное на их основе воспитание.

Личный опыт

Любое происшествие и событие, которое происходит с нами, затрагивает наш внутренний мир. Особенно в том случае, когда это знаковое событие. Личный опыт в силах поменять направление и ход жизненного развития. Личность воспитывается в себе силу воли, происходит развитие способностей, характера, находится или теряется мотивация под воздействием произошедших событий.

Как мы поняли, на становление личности человека влияют множество факторов. Некоторые из них могут как негативно так и позитивно отразиться на нас.

Важность саморазвития

Прежде чем перейти к списку основных факторов, необходимо разобраться с простым, но важным моментом: зачем вообще заниматься саморазвитием? Действительно, мы уже рождаемся людьми, и чтобы быть «человеком» делать ничего не нужно. Однако, принадлежность к определенному биологическому виду не дает гарантий достижения положительного результата — гармоничной жизни.

Среда как фактор социализации. Смотреть фото Среда как фактор социализации. Смотреть картинку Среда как фактор социализации. Картинка про Среда как фактор социализации. Фото Среда как фактор социализации

Самосовершенствование личности охватывает различные области жизнедеятельности, и способствует возвышению человека по линии личностного роста. Под этим процессом понимается самостоятельная работа, которая направлена на получение новых знаний, навыков и качеств. Это помогает в самореализации (практическом применении своих желаний и опыта). Причем самореализация это не только карьерный рост или финансовая стабильность, хотя и эти составляющие нельзя назвать второстепенными, это культурное и духовное развитие. Только личность, которая в своем сознании смогла посеять «плодородное зерно», может выйти за пределы обыденности, сдерживающей креативное мышление, и создать вокруг себя благодатные условия для работы и жизни.

Среда как фактор социализации. Смотреть фото Среда как фактор социализации. Смотреть картинку Среда как фактор социализации. Картинка про Среда как фактор социализации. Фото Среда как фактор социализации

Усовершенствование может проходить под воздействием жизненных ситуаций, обстоятельств, личных примеров других людей. Но человек также может не ждать “внешних стимулов”, а самостоятельно заниматься личностным становлением. Достаточно знать основные факторы, влияющие на развитие.

Педагогика. Шпаргалка (Н. А. Богачкина, 2009)

13. Факторы, влияющие на формирование личности

– это веская причина, образованная совместным влиянием нескольких простых причин (переменных).

Большинство исследователей считают, что процесс и результаты человеческого развития детерминированы совместным воздействием трех основных факторов – наследственности, среды и воспитания.

Рассмотрим схему, предложенную
Й. Шванцары.
В основании располагаются врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные термином
«наследственность».
Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются под воздействием
среды
и
воспитания
– главных внешних факторов. Взаимодействие этих факторов может быть либо оптимальным, либо негармоничным, если переоценивается один из внешних факторов. Бывает, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием, что приводит к отставанию в развитии. Таким образом, ни один фактор не действует самостоятельно, а результат развития определяется согласованностью всех компонентов.

Биологический фактор обусловлен генами, является врожденным и определяет строение и размеры тела, мозга, стадии созревания организма, биологические и некоторые психические качества. Наследуются все свойства ЦНС, биологические характеристики 1-ой и 2-ой сигнальных систем (например, быстрота образования условных рефлексов), музыкальный

слух, острота зрения и цветоразличения, задатки: музыкальные, вербальные, спортивные и др.

Спорным является вопрос наследования некоторых черт характера (агрессивности, экстраверсии – интроверсии и др.). Вероятно, что при формировании этих качеств имеют значение все три фактора.

Не наследуются генетически социальные качества личности: нравственные качества, речь, абстрактные теоретические знания, умения и др. Эти качества формируются прижизненно в процессе обучения и воспитания в семье, образовательных учреждениях, трудовых коллективах, неформальных группах.

Биологическое развитие организма является основой для развития психических функций, среди которых выделяются природные (общие для человека и животных) и культурные психические функции, присущие только человеку и возникающие благодаря абстрактному мышлению и речи.

В последнее время, правда, очень осторожно, ряд ученых высказывают мнение о генной обусловленности социального поведения. П. К. Анохин, Н. М. Амосов

и др уже сначала завуалированно, а затем и более открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения. Тем не менее человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. взаимодействия с другими людьми.

Источник

Социальная среда образовательной организации как важный фактор социализации обучающихся

Понятие «социальная среда» в педагогических исследованиях. Основные факторы и механизмы, влияющие на социализацию и формирование личности. Рассмотрение роли современной школы и ученического коллектива в социализации обучающихся начальных классов.

РубрикаСоциология и обществознание
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления22.07.2014
Размер файла52,1 K

Среда как фактор социализации. Смотреть фото Среда как фактор социализации. Смотреть картинку Среда как фактор социализации. Картинка про Среда как фактор социализации. Фото Среда как фактор социализации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Теоретические основы влияния социальной среды на социализацию младших школьников в современном образовательном учреждении

1.1 Понятие «социальная среда» в педагогических исследованиях

1.2 Сущность понятия «социализация личности» в современных исследованиях

1.3 Факторы и механизмы, влияющие на социализацию и формирование личности

2. Социальная среда образовательной организации как важный фактор социализации обучающихся


2.1 Роль современной школы в социализации обучающихся

2.2 Роль ученического коллектива в социализации обучающихся начальных классов

Заключение


Список использованной литературы


социальный педагогический личность школа


Введение


Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.


Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие.


По мнению Г. М. Бреслова, личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития [3, С. 22].


Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание и обучение.


Современная школа является одним из основных агентов социализации личности. Она представляет собой модель нашего общества, именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе. В тоже время на определенном этапе обучения именно фактор социализации начинает оказывать значительное влияние на успешность обучения ребенка.


Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества (социальным заказом общества). В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений, что говорит об особой актуальности выбранной темы.


Проблемы формирования личности нашли отражение в работах психологов В. А. Аверина, Л. И. Божович, Г. В. Бреслова, Д. Б. Эльконина, В. С. Мухиной, С. С. Славиной, В. Г. Степанова, И. Ф. Талызиной Д. И. Фельдштейна и др.


Особенности социализации младших школьников исследовали ученые-социологи и педагоги: Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова, В. П. Кащенко, Ю. З. Гильбух, И. П. Подласый, В. А. Сластенин и др.


Вместе с тем, педагогические труды исследователей требуют современного подхода в связи с изменениями нормативно-правовой базы образовательных учреждений и введениях новых стандартов образования, что вносит новый контекст в процесс социализации младших школьников.


Объект исследования: социальная среда образовательной организации.


Предмет исследования: характеристика социальной среды образовательной организации как фактор социализации школьников.


Цель исследования: изучить влияние социальной среды образовательной организации как ведущего фактора социализации младших школьников.

2. Изучение сущности социализации школьников в образовательном учерждении..

3. Характеристика факторов социализации школьников.

4. Определение роли социальной среды образовательной организации в социализации школьников.

5. Изучение роли ученического коллектива в социализации обучающихся младших классов.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Теоретические основы влияния социальной среды на социализацию младших школьников в современном образовательном учреждении

1.1 Понятие «социальная среда» в педагогических исследованиях

Отметим, что среда как важнейшее условие жизнедеятельности человека изучалась в течение всей истории развития человеческого общества. В философских концепциях Древнего Китая, Древней Индии, включая даосизм, конфуцианство, а в последующем в буддистских социальных теориях среда рассматривалась как одно из решающих условий формирования и развития личности и общества.

В работах древних греков, преимущественно у Сократа (470—399 до н.э.), Платона (427—347 до н.э.) и Аристотеля (394—322 до н.э.), под «средой» понимается комплекс факторов, который оказывает существенное влияние на весь процесс становления и развития человеческих взаимоотношений. Древние римляне в содержание данного понятия вкладывали преимущественно социально-правовые отношения, которые должны определять устойчивость функционирования всей государственной системы и ее управления [цит. по 32, С. 45].

Широкое распространение понятие «социальная среда» получило среди философов, педагогов и психологов, изучавших процесс определения места человека в социуме, и наоборот, влияния социума на становление и развитие личности [цит по 34, С. 28].

Рассмотрим основные воззрения отечественных исследователей на понятие «социальная среда».

В Энциклопедическом словаре даётся следующее определение понятию «социальная среда»: это всё то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определённом этапе их развития [35, С. 687].

Мы можем утверждать, что социальная макросреда охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру и другие сферы жизнедеятельности общества.

Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека: семью, трудовую, учебную и другие группы.

В своей работе за основу примем определение социальной среды данное Л. Б. Буевой: «то конкретное поле социальной деятельности и отношений личности, где формируются и реализуются ее способности, где каждый человек непосредственно включается в жизнедеятельность общества», что близко соотносится с образовательной средой.

1.2 Сущность понятия «социализация личности» в современных исследованиях

Под развитием личности мы понимаем последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Как правило, воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальные институты.

По утверждению А. В. Мудрика, социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом [18, С. 28].

По мнению В. П. Кащенко, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой [11, С. 94].

По мнению Т. Ф. Талызиной, в процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения [32, С. 131].

Подчеркнем, что первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения.

В социологии отмечен тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни [5, С. 24].

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни [29, С. 265].

Мы считаем, что социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

1.3 Факторы и механизмы, влияющие на социализацию и формирование личности

Социализация личности осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности.

Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации.

А. В. Мудрик выделил следующие факторы социализации, объединив их в три группы [18, С.31]:

— макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

В последние годы все большее значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности.

Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens.

Как отмечает Р. В. Овчарова, факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Отдельные исследователи (бихевиористы) отводят ему первостепенную роль, считая, что среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно обусловленных психических особенностей. В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов [22, С. 136].

Вместе с тем, мы можем утверждать, что для формирования человека как личности наиболее важна социальная среда, в которой он воспитывается, ведет свою деятельность, взаимодействует с другими людьми.

По нашему мнению, на протяжении человеческого общества под влиянием различных факторов идет саморазвитие как человечества, так и общества в целом (идеи мыслителей, формы правления, религия, военно-политические перевороты, борьба за права, система образования и др).

Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова выделяют следующие факторы социализации [5, С. 27]:

а) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;

Перечислив основные факторы социализации личности, рассмотрим классификацию механизмов социализации личности в контексте педагогических исследований.

1. Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Автор полагает, что эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

2. Институциональный механизм социализации, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения.

Мы можем утверждать, что и средства массовой информации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше факторов и механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. ных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

Таким образом, мы можем выделить наиболее важные факторы социализации как влияние семьи, окружения личности, саморазвитие и самовоспитание, влияние коллектива, группы; механизмами социализации личности выступают традиционные, институциональные, стилизованные и межличностные, которые играют важную роль формирования личности.

2. Социальная среда образовательной организации как важный фактор социализации обучающихся

2.1 Роль современной школы в социализации обучающихся

По справедливому утверждению Г. В. Кумариной социализация ребенка немаловажна: не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, он практически не может быть обучен этому впоследствии в отличие от взрослого человека, который, даже проведя много времени в одиночестве, остается человеком как личностью. Поэтому важно вовремя обучать, воспитывать, взаимодействовать правильно и планомерно, учитывая возраст и индивидуальные особенности человека [14, С. 163].

По утверждению Л. М. Зюбина, ведущая функция школы проявляется в том, что она своим действием задает основное направление и содержание социализационных воздействий, их ориентацию, их прочтение в контексте целенаправленных педагогических действий. Благодаря этому из множества пассивных и активных факторов социализации, т.е. с социально-педагогической среды, образуется и действует своеобразный педагогический ансамбль [10, С. 52].

Мы согласимся с мнением педагогов-исследователей и отметим, что современная школа является одним из основных агентов социализации. Она представляет собой модель нашего общества, именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе.

По мнению В. П. Кащенко, у младшего школьника в практике общения со взрослыми и сверстниками должны сложиться привычки правильного поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, у него возникает чувство тревоги, ощущение дискомфорта. Сформированные привычки обеспечивают то поведение, которое мы и называем хорошим воспитанием. Учащийся младших классов уже может быть вежливым, приветливым и доброжелательным в своих проявлениях. Знание норм поведения и привычки поведения не существуют сами по себе [11, С. 97].

Точку зрения В. П. Кащенко подтверждает Л. И. Маленкова, которая считает, что в процессе воспитания у школьника вырабатывают эмоциональное отношение к нравственным нормам. В обыденной жизни реагирует на любое проявление взрослых, сверстников, подростков. Важно, чтобы у него сложилось правильное отношение к пороку, к хулиганству, к хамству. Он должен быть эмоционально обучен ужасаться недостойному поведению людей и желанию не быть «плохим» [17, С. 137].

Ученик способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со значимыми взрослыми и сверстниками он получает достаточный опыт ответственного поведения. Нравственная культура, развитость чувства ответственности до школы будут определять отношение ребенка к своим новым обязанностям в школе. Учебная деятельность требует от него не только развитых познавательных способностей (внимания, памяти, мышления, воображения), не только волевых качеств и познавательных интересов, но и чувства ответственности.

С. С. Славина отмечает: в школе учителю достаются разные ученики. Одни отличаются добросовестностью, ответственностью, другие, напротив,- отсутствием этих качеств. Очень важно с самого начала развивать у них индивидуальное и групповое чувство ответственности: «за себя самого» и «за весь наш класс» [28, С. 88].

Стремление следовать положительному нравственному эталону и способность соотносить свои поступки с этим эталоном реализуются лучше, если рядом педагог, который проконтролирует и оценит усилия ученика. Если этот контроль снимается, школьник нередко готов действовать в соответствии с ситуативно возникшим желанием.

Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков личности с нравственными эталонами будет эффективным, если педагог общается с учеником в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот школьник не может не соответствовать положительной модели.

Психологический смысл происходящего в поведении школьника сдвига, по оценке Е. Н. Рогова состоит в том, что хотя и с помощью педагога, но психологически самостоятельно ученик обретает чувство ответственности за свое поведение. Рассудочное и аффективное отношение к правилам, нравственным нормам развивается у него через эмоционально-оценочное отношение к нему взрослого. Именно взрослый помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость соответствующего данному моменту поведения, поступка. Именно взрослый своим аффективным отношением к ребенку в данный момент санкционирует определенный тип поведения [26, С. 178].

С. А. Рубинтшейн указывает на тот факт, то потребность в признании проявляется и в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах: он рефлексирует, пытается проецировать свой поступок на будущие реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. Ученик испытывает ненасыщаемую, потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. В этом случае очень важно поддержать личность, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого может привести его к потере уверенности в своих возможностях [27, С. 94].

Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам обучающегося определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни.

2.2 Роль ученического коллектива в социализации обучающихся начальных классов

Не менее важным фактором социализации обучающихся является развитый детский коллектив, который представляет собой необходимое условие дл самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.

Носитель социально- нравственных норм и ценностей, реализуемых в системе коллективной деятельности и коллективных взаимоотношений.

Если исходить из этого определения, то становится понятным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям [24, С. 143].

Чтобы стать коллективом группа должна пройти определённый путь качественных преобразований.

В этом смысле первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.

Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину.

Известный исследователь коллектива В.И. Смирнов выделяет стадию сплочения коллектива, стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и, наконец, стадию, когда важнейшей заботой коллектива должно быть воспитание каждого ученика, забота о благополучной позиции каждого, правильная регуляция отношений между всеми членами коллектива. Думается, что не следует отрицать рационального зерна, которое заложено и в подобном подходе к определению стадий развития коллектива [30, C.321].

Т.Г. Конарина разработала теорию поэтапного развития группы, как коллектива. Основные этапы она разделила на следующие группы [13, С. 87]:

Развитие группы-конгломерата может происходить как в позитивном направлении (группа => коллектив), так и в негативном (группа => антиколлектив), при этом члены группы оказываются соответственно в зоне положительного или отрицательного ее влияния.

Л.И. Маленкова выделила следующие признаки коллектива [17, С. 143]:

1. Общественно значимая цель. Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед классным руководителем цель и определение стратегических и тактических задач воспитания.

2. Общественно значимая деятельность. Межличностное общение детей начинается и развивается как фактор развития разнообразных видов деятельности, так как именно в деятельности формируется отношение детей к окружающему миру.

4. В коллективе реализуется идея свободы личности, ее раскованности и в то же время защищенности каждого коллектива. Ю.П. Азаров пишет: «Суть в том, чтобы дети и воспитатели ставили на первое место ту свободу, и ту раскованность, которые освобождают человека духовно, которые создают предпосылки для рождения страстной увлеченности серьезным делом.

5. Единая для всех система требований. Она может быть выражена во множестве вариаций требований: требование-приказ, требование-совет, требование-рекомендация, требование-просьба.

6. Традиции в коллективе. Возникают постепенно по мере накопления совместного опыта деятельности и общения. Традиционными могут стать праздники рождения школы, класса, вечера встречи с выпускниками.

7. Связь с другими коллективами. Это могут быть общешкольные, педагогические, подшефные, трудовые коллективы и учебных заведений.

8. Коллектив имеет свою историю развития. Это поступательное, прогрессивное движение от низших форм существования к высшим.

Сегодня много говорят о необходимости строить воспитание на основе личностного подхода, при этом порой противопоставляют личностный подход коллективному воспитанию, забывая, что они не только не противоречат друг другу, а, напротив, лишь в комплексе обеспечивают успех в формировании личности.

А.В. Мудрик в этой связи отмечает, что личностный подход становится эффективным, если [18, С. 45]:

Педагог в каждом воспитаннике видит уникальную личность, у которой необходимо развивать сознание своей неповторимости и одновременно причастности к социальному целому; последовательно учит каждого ученика видеть в себе личность и считать себя таковой и вместе с тем учит видеть личность в каждом из окружающих людей.

Коллектив предоставляет каждому обучающемуся возможности и побуждает его к удовлетворению потребностей в идентификации с группой ровесников и в обособлении (внутреннем выделении себя в группе)

Организация процесса воспитания в коллективе сочетает в себе массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы, а также предполагает сочетание управления, самоуправления и учёта самоорганизации в коллективе.

Педагог относится к самому себе как к личности, что придаёт ему уверенность в своих силах, позволяет видеть личность в своих воспитанниках [19, C.217].

Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным самоуважения и уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости и эмоциональной потребности соответствовать положительному нравственному эталону. Когда потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности.

Ответственность за себя, за своих одноклассников во время урока формируется благодаря сотрудничеству учителя с каждым учеником и со всем классом. Постепенно через коллизии, которые возникают на уроках, сталкиваясь с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, дети овладевают правилами, обретают ответственность за себя и за свой класс [10, С. 58].

Младший школьник, взаимодействуя с хорошо знакомыми сверстниками, может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость при провоцирующем воздействии сверстников. Однако это не постоянная линия поведения младшего школьника, а возможность, проявляющаяся лишь в исключительных случаях.

Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована.

Это должна быть такая организация, при которой [16, С. 47]:

а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;

б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;

в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов);

г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для «контактного» коллектива, потом для общешкольного, а затем для района, города, общества;

д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.

Для создания условий для более близкого знакомства детей и формирования представлений о школьных правилах могут быть проведены такие формы работы, как внеклассные мероприятия о дружбе, взаимовыручке; коллективные дела, совместная продуктивная деятельность по подготовке к мероприятиям, коллективные походы, экскурсии, игры на сплоченность коллектива, тренинги, классные часы и др.

Таким образом, ученический коллектив играет важную роль в социализации обучающихся младших классов и формирует такие нравственные качества, как доброту, взаимопомощь и выручку, сопереживание, дружбу.

Итак, социализация школьников в пространстве образовательной среды играет важную роль для формирования интеллектуального, грамотного, образованного и социально мобильного гражданина нашей страны. На личность влияет ряд факторов, как биологических, так и социальных, среди которых мы можем выделить традиционные, стилизованные, материальные. Социально-психологические, институциональные, межличностные и др.

Роль социальной среды образовательной организации должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Социальная среда образовательной организации вносит весомый вклад в социализацию школьников. В социальной среде образовательной организации заложены возможности для самореализации, свободы творчества, эстетического и нравственного развития. Основным требованием к работе педагога является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста, воспитание жизни в коллективе.

Вся работа по социализации поможет ребенку:

— Приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;

-Научаться чувствовать и понимать других людей;

-Приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;

-Увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *