Рейковый стаксель существенно облегчает работу команды на лавировке. С ним можно идти, как с гротом, не трогая шкотов. Реек, укрепленный на нижнем конце форштага или иногда на четверть основания стакселя позади штага на специальном кронштейне, ходит свободно перед мачтой (рис. 167). Шкот, проведенный в два лопаря или даже в четыре, закреплен на ползунке, который скользит по погону или рельсу.
Рейковый стаксель широко распространен на туристских яхтах. Гонщики его отвергают, так как при его использовании судно становится тихоходным и в этом есть доля истины. Обычный рейковый стаксель имеет, как правило, очень большое соотношение длины передней и нижней шкаторин. Этот узкий па-. рус с высокорасположенным центром парусности создает значительный кренящий момент. Поскольку узкие паруса имеют тенденцию сильно закручиваться кверху и заполаскивать, задняя шкаторина оказывается относительно туго натянутой, что усиливает эту отрицательную тенденцию.
Получить рациональный профиль для обычного рейкового стакселя почти невозможно. Применение лат в задней шкаторине способствует тому, что стаксель не закручивается вовнутрь и имеет самое большое пузо, расположенное ближе к задней шкаторине.
Все это относится к стакселям, которые имеют соотношение передней и нижней шкаторин от 3,5 : 1 и больше. Соотношение сторон обычных стакселей по правилам IOR обычно составляет 2:1 с тенденцией стать еще меньше. Это сравнение показывает, почему рейковый стаксель не применяют на крейсерско-гоночной яхте. Если при проектировании яхт не жертвуют длиной основания переднего треугольника в угоду преимуществам обмерной формулы, то в этом случае имеются широкие возможности для использования автоматического стакселя. Одной из разновидностей автоматического стакселя является S-стаксель Как и рейковый стаксель, он сочетает простоту в обслуживании с эффективностью тяги. Его применяют, начиная с соотношения передней и нижней шкаторин 3 : 1 и ниже, что позволяет избежать основного недостатка обычного рейкового стакселя. S-стаксель не имеет и недостатка рейкового стакселя с меньшим соотношением шкаторин: относительно длинного и тяжелого рейка. Такой реек, расположенный близко к палубе, на больших яхтах становится помехой для работы экипажа.
Мачта при использовании S-стакселя ближе расположена к миделю, а шкотовый угол паруса далеко оттянут в корму. Стаксель-шкот на малых яхтах проводится в два, а на больших яхтах- в четыре лопаря (рис. 168). Для того чтобы потеря эффективной площади парусности внутри переднего треугольника была как можно меньше, делают специальный шкотовый угол из листового алюминия с тремя-четырьмя отверстиями для крепления шкотов. Благодаря этому, а также серпам по нижней и задней шкаторинам стакселя, передний треугольник оказывается почти заполненным. Возможен даже небольшой геометрический перекрой мачты стакселем. Погон для шкота можно сделать из прямой трубки с простым роликовым ползуном. Погон имеет соответственно такую длину, чтобы ползун доходил до упора, когда угол установки паруса к ДП составляет 8-11°. Благодаря стопорному устройству на трубе возможны промежуточные положения ползуна. Можно также регулировать угол атаки шкота, закрепляя последний за то или иное отверстие алюминиевой пластины. Аналогичная проводка шкотов применяется и для штормового стакселя.
форсунок в ультразвуковых ваннах и на стендах
Дезинфицирующие средства
широкого применения для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора
Моющие средства
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.
Одна или две мачты? Какие паруса существуют и сколько их должно быть?
Чтобы успешно ответить на эти вопросы, для начала целесообразно ознакомиться с основными понятиями и определениями. Итак.
Что входит в понятие «парусное вооружение»
Парусное вооружение (или по другому парусный гардероб) это не только сами паруса, но и все предметы и устройства, задействованные в установке, уборке и управлении парусами.
Говоря на яхтенном языке, парусное вооружение – это паруса, рангоут и такелаж.
Рангоут – это все жесткие конструкции, которые используются для несения и обслуживания парусов. Мачта, гик, рея, бушприт – это все рангоут. Элементы рангоута могут быть как неподвижными, так и поворотными.
Такелаж – все тросы (снасти), элементы и системы их крепления. В зависимости от назначения различают:
Главный секрет успеха лодки – правильный выбор корпуса и оснащение его оптимальным парусным вооружением. Какие же для этого существуют возможности?
Как рассчитать оптимальную площадь парусов
В теории, чем больше общая площадь парусов, тем большей скорости может достичь лодка. Несоответствие площади парусности общему весу судна гарантирует досадные неприятности: при недостатке парусов вряд ли стоит надеяться на победу в гонке, а их избыток грозит потерями в рангоуте/такелаже и даже опрокидыванием яхты.
Чем больше рабочая площадь поднятых парусов, тем больше нагрузка на мачты и поддерживающие их снасти. В результате, сильный порыв ветра (шквал) может сломать мачту (-ы) или вывернуть ее из крепления (степса), оборвав крепления (ванты, штаги). Если же мачта и устоит, то под влиянием возросшего кренящего момента, лодка может лечь на борт или перевернуться.
При расчете оптимальной площади парусного вооружения должны учитываться:
Общее правило: чем большим водоизмещением обладает яхта, тем большую площадь парусов она сможет нести с учетом предполагаемого района плавания.
Например, для крупных океанских яхт (3-15 тонн) площадь парусности составляет 30-100 м2 и более, для морских – от 25 до 90 м2, а для лодок прибрежного плавания максимальное значение этого показателя обычно не превышает 60-70м2
Точное же вычисление общей площади парусности для каждой лодки производится индивидуально и по полученным данным формируются рекомендации для подбора соответствующего «гардероба» (типа, формы, размеров/степени зарифленности) для ее плавания в различных погодных условиях.
Типы парусного вооружения по форме и способу крепления грота
Человек всегда стремился максимально упростить управление парусами, сведя к минимуму размеры необходимого для этого рангоута и количество снастей. В результате, мощный рей, необходимый для постановки прямого паруса, был заменен сравнительно небольшим наклонным рейком, нижний конец которого фиксировался галсовой оттяжкой. Сам же парус несколько уменьшился в размерах и приобрел трапециевидную форму. Затем эволюция разделила рей-реёк на две части – верхнюю (гафель и его разновидности) и нижнюю (гик), а парус – на больший задний и меньший передний. Промежуточным звеном оказался вариант, при котором нижний конец заднего паруса крепился к наклонному штоку – шпринтову. На сегодняшний день рейковый парус для яхтинга ушел в прошлое, а шпринтовый можно встретить разве что на швертботах типа «Оптимист».
Гафельным парусам повезло больше: хотя новые лодки ими вооружают очень редко, подобную оснастку все еще можно встретить на судах, преимущественно предназначенных для катания туристов.
Интересным эволюционным шагом в развитии гафеля представляется вариант square top, при котором верхняя часть паруса с помощью сравнительно короткого штока растягивается почти перпендикулярно мачте. Благодаря этому заметно возрастает рабочая площадь паруса и эффективность его использования даже при относительно слабых ветрах. Подобное решение пользуется особой популярностью на гоночных лодках, поскольку позволяет нести паруса большей площади без увеличения высоты мачты.
На подавляющем же большинстве современных лодок в качестве основных задних парусов используются т.н. бермудские, получившие свое название по месту заимствования – у рыбаков Бермудских островов.
Парус не нуждается в гафеле, поскольку его верхний (фаловый) угол крепится на топе мачты, а нижняя кромка (шкаторина) растягивается на поворотном рангоутном дереве (гике). Поскольку своей специфической формой эти паруса напоминают антенны первых радиопередатчиков, их иногда называют также «парусами Маркони».
Наиболее распространенным вариантом оснащения яхты в наши дни является бермудский шлюп.
Это одномачтовая лодка с треугольным гротом и универсальным набором передних парусов, предназначенных для различных условий плавания.
Рассмотрим подробнее, из чего же состоит типовой современный парусный гардероб.
Виды парусов и их особенности
Стаксель – также треугольный парус, передняя кромка которого крепится на наклонно закрепленном тросе (штаге). При варианте бермудского вооружения это основной передний парус, площадь которого может составлять от 30%-40% (на круизных) до 60% (на гоночных) общей парусности лодки. В последнем случае он работает как основное рабочее «крыло», сообщающее лодке наиболее значимое тяговое усилие. В зависимости от размеров и формы, стаксели подразделяются на несколько типов, предназначенных для использования в различных погодных условиях. Важной дополнительной характеристикой является процентное соотношение площади паруса к площади треугольника, образованного мачтой, грота-штагом и отрезком палубы до места крепления последнего. Так, термины «40%-й» или «75%-й стаксель» означает, что парус перекрывает соответственно чуть меньше половины или 2/3 пространства между штагом и мачтой. В соответствии с размерами, все они обозначаются еще и номерами, причем №1 присваивается парусу самой большой площади.
Генуя – большой и широкий стаксель, предназначенный для эффективного использования слабого ветра. При постановке полной генуи, ее нижний (шкотовый) угол достигает мачты или даже заходит за нее. Перекрывающими называются генуи с коэффициентом более 100%, которые фактически перекрывают переднюю шкаторину грота. В длительном плавании на лодке целесообразно иметь три генуи, которые также нумеруются от большей к меньшей:
Стаксель-автомат – парус средних размеров при плавании с частой сменой галсов на курсах острый бейдевинд. Его особенностью является установленный на палубе погон (А), по которому перемещается специальная каретка (В) со стаксель-шкотом, пропущенным через блоки (С и D). Для смены галса достаточно переложить руль и стаксель сам переложится на нужный борт.
Наряду со стакселями-автоматами, мореплаватели-одиночки часто используют при лавировке и вариант со стаксель-гиком. В частности, подобное решение выбрал Виктор Языков для своей «Дочери Ветра».
Штормовой стаксель – самый маленький (до 20%, а вообще чем меньше, тем лучше) по размерам, с высоким шкотовым углом, именуемый также «носовым платком». Он предназначен к установке на продолжительное время при сильных ветрах и обеспечивает лодке необходимую управляемость при минимальной нагрузке на мачту и руль. Как правило, это единственный парус, который целесообразно нести при скорости ветра свыше 7 баллов. Он может ставиться как на основном носовом, так и на дополнительном (т.н. бэби-) штаге.
Спинакер – парус большой площади, выполненный из легкой ткани и имеющий полукруглый профиль. Обычно используется при слабых и умеренных попутных ветрах, на курсах от фордевинда до галфвинда. Популяризации спинакера способствовал опыт Эрика Табарли: в «гардеробе» его Реn Duick V, победившей в гонках через Тихий океан в 1969г. было сразу три таких паруса – 60, 88 и 120 м2. Спинакер ставится на грота-шкоте (при этом стаксель обычно спускают). Парус поднимается за верхний (фаловый) угол, при этом его наветренный конец дополнительно поддерживается спинакер-гиком. Управление осуществляется при помощи брасов и специальных оттяжек. Спинакер весьма красочен и достаточно эффективно выжимает ветер, однако его постановка/уборка, а также маневрирование при плавании под этим парусом требуют значительного опыта. В одиночку выполнить все необходимые для этого операции под силу только профессионалу – недаром чартерные компании предпочитают не включать спинакер в комплект парусов на сдаваемых в аренду лодках.
Генакер (он же ассиметричный спинакер) – как следует из названия, парус представляет собой попытку совмещения удобства управляемости генуи и расширенных возможностей спинакера. По своим размерам он превышает первую и уступает второму. В отличие от спинакера, генакер может храниться в закрутке на отдельном штаге, что существенно облегчает его постановку. Галсовый угол фиксируется на носу лодки или крепится к бушприту (в т.ч. и выдвижному), а управление осуществляется шкотами, проведенными в третий (шкотовый) угол. Дополнительный рангоут для этого не требуется, однако для повышения эффективности при очень уж слабом ветре, генакер при помощи спинакер-гика выносится на борт, противоположный гроту (постановка «бабочкой»). Этот парус применим в большем диапазоне курсов, чем спинакер. Так, под относительно «плоским» генакером можно идти даже в полный бейдевинд (вместо кливера). Он проще и в обслуживании, однако для успешной работы с этим парусом также требуется предварительная практика. При всех плюсах, есть и важный минус: генакер весьма сложно нести на фордевинде, так что даже при попутном ветре приходится выбирать курсы бакштаг.
Code Zero – ассиметричный спинакер, специально разработанный для плавания в бейдевинд при слабом ветре (до 25% к 8-узловому ветру). Он получил свое название от маркировки А0, данной парусу его создателями, и по принципу действия напоминает большую геную со свободной передней шкаториной. Позволяя эффективно выжимать ветер на острых курсовых углах, Code Zero обладает и недостатками: существенно увеличивает нагрузку на мачту и вызывает трудности при уборке и укладке, поскольку выполнен из высокопрочных композитных тканей. Кстати, последнее обстоятельство существенно отразилась на цене паруса, поэтому его, в основном, приобретают гонщики-профессионалы.
Чтобы полноценно использовать возможности современных парусов, необходимо определиться со схемами вооружения и необходимым рангоутом, которые обеспечат их по-настоящему эффективную работу. Иными словами, нужно правильно распределить выбранную площадь парусности между несущими конструкциями рангоута. Сегодня наиболее доступными для яхтсменов-любителей являются сравнительно небольшие лодки с одной-двумя мачтами. Каковы же их особенности, плюсы и минусы?
Что лучше — одна мачта или две?
Парусные гардеробы различаются не только по форме и способу крепления грота, но и по количеству мачт, месте их установки, а также по числу и видам используемых парусов. Наиболее распространенными одномачтовыми лодками сегодня являются шлюп (один передний и один задний парус), тендер (два и более передних паруса при одном заднем) и кэт (только задний парус).
Шлюп – лодка с двумя парусами, расположенными впереди (стаксель) и позади (грот) единственной мачты, которая вынесена чуть вперед от середины корпуса (миделя). В зависимости от соотношения высоты парусов к их ширине, различают шлюпы с длинным и коротким аэродинамическим профилем.
Чем уже и выше парус, тем круче к ветру способна идти лодка. Как правило, шлюпы массовых серий обладают средним аэродинамическим профилем, что делает их более удобными в управлении даже для начинающих яхтсменов.
Наряду с классическими (топовыми), достаточно широко распространены и шлюпы с т.н. дробной оснасткой. В этом случае верхний конец переднего паруса не доходит до самого верха (топа) мачты соотвественно на:
Заметим, что предпочтение дробной оснастке обычно оказывают спорстмены-профессионалы, поскольку она позволяет гибко реагировать на изменения силы и направления ветра, более точно «настраивая» паруса при соревнованиях. Но нет правил без исключений: например, «малышка «Лена», на которой в одиночку совершил кругосветное плавание наш славный соотечественник Евгений Гвоздев, имела оснастку шлюпа 7/8, а 3,6-метровая Acrohc Australis австралийца Сержа Теста была топовым шлюпом.
К преимуществам шлюпов в целом относят:
В качестве немногочисленных минусов чаще всего называют существенное ограничение обзора с подветренного борта при полностью поставленном переднем парусе (стакселе). К тому же, при определенных курсовых углах ветра (бакштаг) паруса может класть на ванты, что снижает эффективность их работы и, как следствие, скорость лодки. Тем не менее, по совокупности своих качеств, шлюпы пользуются повышенной популярностью как среди яхтсменов, так и у чартерных компаний.
Тендер (куттер) – мачта обычно устанавливается на миделе лодки или даже несколько смещается относительно него в корму. Благодаря этому появляется возможность установить вместо одного два (а то и более) передних паруса на раздельных штагах. В зависимости от места крепления первого из них различают:
В качестве компромиссного варианта можно встретить и тендеры с выдвижным бушпритом (обычно на лодках спецпостройки). Подобные конструкции пользуются особым успехом у любителей плавания под генакером.
По возможностям лавировки против ветра тендеры как правило уступают шлюпам. К тому же, возрастающая (за счет суммарной площади передних парусов) нагрузка на мачту требует компенсации в виде дополнительных оттяжек в корму (штагов). Зато к безусловным плюсам тендеров можно отнести:
Кэт (или кат) – характеризуется достаточно мощной безвантовой мачтой, максимально смещенной в нос, а также полным отсутствием передних парусов. Мачта жестко устанавливается в килевом степсе, а дополнительным креплением для нее служит палубная консоль. При всей кажущейся странности подобной конструкции, ничего необычного в ней нет: подобные мачты известны на Востоке уже многие сотни лет (китайские джонки и пр.) Задний (и единственный) парус при этом работает подобно крылу, свободу действия и возможности которого при любых курсовых углах не ограничивает стоячий такелаж.
Именно безвантовая мачта и определяет основные преимущества кэта:
Теоретически, отсутствие передних парусов должно существенно ограничивать способности кэта при острых курсовых углах ветра, однако практика показывает, что при умелом управлении он даже под своим единственным (и притом сильно зарифленным) гротом может уверенно обогнать шлюп или тендер. При попутных же ветрах преимущества кэта над парусниками с классическим вооружением (при сопоставимой длине ватерлиний) становятся еще более очевидными.
Наибольшей популярностью среди современных двухмачтовиков пользуются кеч, йол и шхуна. Они различаются соотношением высоты передней и задней мачт и их расположением.
Кеч – первая (грот-) мачта заметно сдвинута вперед от миделя, а вторая, бизань-мачта обладает меньшей высотой и устанавливается ближе к корме, но перед осью (баллером) руля. Площадь бизани составляет порядка 20-25% общей площади парусов, поэтому наряду с гротом она обеспечивает существенное тяговое усилие. Как и тендеры, кечи могут нести два и более паруса перед первой мачтой (стаксельные кечи). Подобный же треугольный парус (бизань-стаксель или апсель) при необходимости ставится между первой и второй мачтами, чем достигается более полное использование даже самого слабого ветра.
Как правило, паруса второй мачты (бизань) и дополнительный стаксель используются при попутных ветрах, а при плавании круто к ветру их спускают, так что кеч практически превращается в тендер, а то и в шлюп (если идет под одним передним парусом).
К основным преимуществам кечей относятся:
К тому же, достаточно высокая задняя мачта является удобным местом для установки радара, радиолокационного отражателя или ветрогенератора. На некоторых кечах топы мачт дополнительно соединены горизонтальным штагом, на котором удобно размещать радиоантенну.
Правда, установка дополнительной мачты с комплектом парусов и соответствующей оснасткой делает лодки подобного типа заметно дороже, зато управлять ими значительно легче, чем шлюпом или тендером подобных же размеров. Не случайно Бернар Муатесье и Робин Нокс-Джонстон отправились в погоню за Золотым Глобусом именно на кечах, а их легендарные Joshua и Suhaili стали родоначальниками целого семейства яхт, особо востребованных для одиночных океанских гонок.
Ну слава богу,хотькто то написал правильно-рейковый. Хотя на приведенном фото бушприт однако,никак не реек.Ну если я верно разглядел типа в своих оккулярах
Ага спасибо,так виднее. Здорово,впервые такую штуку вижу.Это скорее и то и другое 🙂 Обячно реек все же крепиться к корпусу пяткой.ну или просто висит на нижней шкаторине. а тут вишь ты,на трети длины я так понимаю к форштевню крепится?
Балансирный стаксель. Т.е. его «ось вращения» не на штаге а проходит через фаловый угол и точку крепления рейка к форштевню.
Интересная штука.Такой типа полу-аэрориг,понимаешь
Коллеги, очень любопытно, насколько много людей пользуется автоматическим стакселем. Кроме этого, хотелось бы сравнить системы с гиком и без него. Насколько система с гиком необходима и так ли нужны настройки, которые она дает. ===== Из недостатков системы с гиком для себя определил: 1) сложность 2) стоимость 3) бОльшая высота шкотового угла из за дополнительного талрепа ( см. рисунок ) Вследствие того, что погон и так будет значительно выше палубы на рубке, придется либо поднимать выше парус, либо шить что то более кливероподобное. ====== Я знаю человека, который, когда ходит один, просто ставит вместо генуи стаксель-автомат (без гика) и чувствует себя замечательно. Нисколько не заморачиваясь потерей парусности.
Более десяти лет использую на четвертьтоннике как нарисовано на первом рисунке, правда без CD оттяжки.
Прикрепленные изображения
Рулевой 2-го класса
Если до этого у яхты была нормальная центровка, она ляжет на руль и не поедет, как вы ее не перенастраивай.
Это очень приятное ощущение – управление хорошо настроенной яхтой, будь то при сильном или при слабом ветре. Мы разъясняем тонкости настройки носовых парусов.
Паруса работают в комбинации
Причина этого лежит в более выгодном угле атаки стакселя по сравнению с гротом и во взаимодействии обоих парусов. Грот в данном случае работает как закрылок на обычном крыле, улучшая обтекание стакселя, но при этом развивая меньшую силу тяги, чем носовой парус. Совместная работа грота и стакселя ускоряет поток воздуха, проходящего между гротом и стакселем – это повышает тягу стакселя, но немного ухудшает тягу грота. Поэтому именно правильная настройка стакселя особенно важна на острых курсах – она более важна, чем настройка грота.
Неверная настройка парусов может не только повлиять на скорость яхты, но и в целом ухудшить ее поведение.
В особенности на острых курсах (но и на полных отчасти тоже) правильно настроенный стаксель делает движение яхты более спокойным, ослабляя ее желание пойти на привод. Это облегчает работу экипажа, а кроме того,. улучшает условия, в которых работает привод автопилота.
Но хотя настройка стакселя важнее, чем грота, настраивать его сложнее. Причина этого – в разных условиях работы парусов. Наличие мачты позволяет иметь хорошо контролируемую и не провисающую переднюю шкаторину грота, чего нельзя добиться для стакселя. Кроме того, гик позволяет менять угол атаки грота в сравнительно широких пределах, при этом его профиль может оставаться неизменным. У стакселя такое практически невозможно – при изменении угла атаки меняется и профиль паруса.
Но и для носовых парусов имеется масса возможностей настройки, средства для которой можно найти практически на любой яхте. К ним относятся стаксель-фал, ахтерштаг, стаксель-шкоты и подвижные кипы стаксель-шкотов. Какое влияние эти средства способны оказать на стаксель, мы расскажем на следующих страницах.
Но прежде чем тренироваться настраивать стаксель на воде, сперва нужно ответить на основополагающий вопрос: какой стаксель является наиболее подходящим для ожидаемых погодных условий? Поскольку никакой настройкой нельзя добиться того, чтобы чересчур большой для данного ветра стаксель вдруг стал меньше и перестал сильно кренить яхту. И наоборот, в слабый ветер нельзя сделать так, чтобы слишком маленький парус взял да и увеличился.
Однако этот вопрос касается не только рулевых тех яхт, на которых есть целый гардероб сменных носовых парусов. Даже на тех крейсерских лодках, где стаксель находится на закрутке, его замена перед длинным походом может иметь смысл. Если прогноз на плавание таков, что генуя должна будет большую часть времени провести в частично закрученном (ради уменьшения ее площади) состоянии, то замена ее небольшим стакселем будет вполне целесообразна, поскольку лишь немногие носовые паруса способны в частично закрученном состоянии сохранять правильный профиль. При закручивании паруса вокруг передней шкаторины его пузо обычно смещается назад, а профиль становится полнее. Чем старее парус, тем сильнее выражен этот эффект. В худшем случае на форштаге будет болтаться пузатый бесформенный мешок, сильно кренящий лодку и развивающий наивысшую тягу в своей верхней трети, то есть там, где она не очень-то и нужна. Правильный же стаксель максимальную тягу развивает в своей нижней части, кроме того, за счет своего профиля он не очень сильно кренит лодку.
Закручиваемые стаксели не являются абсолютным злом. Просто при чрезмерно сильном ветре, когда их приходится частично закручивать, они имеют свои недостатки, которые надо хорошо представлять.
К сожалению, за счет настроек исправить эти недостатки можно лишь частично. Поэтому для закручиваемых носовых парусов есть одно главное правило: их площадь следует уменьшать лишь после того, как все возможности настройки паруса исчерпаны. Если настройкой можно добиться уменьшения силы тяги носового паруса в сильный ветер, то от уменьшения его площади следует отказаться, поскольку это приведет к ухудшению профиля паруса.
Самый сложный вопрос настройки, какие установки являются правильными при тех или иных условиях, не имеет однозначного ответа. Этот ответ зависит от свойств яхты, ее водоизмещения и доли балласта в нем, площади парусности и ее соотношения между гротом и стакселем. Поэтому на современных легких яхтах с узкими и высокими стакселями можно на острых курсах набивать шкоты много сильнее, чем на старых лодках с широкими носовыми парусами.
Оптимальная настройка парусов напрямую связана с чутьем рулевого. Он должен своевременно реагировать на любые изменения ветра, соответственно настраивая паруса. Отсюда совет: для запоминания правильных настроек на те или иные случаи есть смысл маркировать фалы, шкоты и погоны кип стаксель-шкотов. Таким образом, однажды найденная правильная настройка может быть без проблем воспроизведена в следующий раз.
Настройка кипок стаксель-шкота
Каждая генуя имеет свое наилучшее положение кип стаксель-шкотов и соответственно положение шкотового угла. От положения кип зависит то, какая доля нагрузки стаксель-шкота воспринимается нижней, а какая – задней шкаториной. В качестве основы может послужить правило, схематические выраженное на рисунке справа: стаксель-шкот должен быть проведен так, чтобы его продолжение делило переднюю шкаторину примерно пополам. Для более тонкой настройки хорошей помощью служат колдунчики. Как минимум необходимы три их пары, равномерно размещенные позади передней шкаторины. Положение кип правильно тогда, когда все три колдунчика на остром курсе при медленном приведении к ветру поднимаются одновременно.
За счет перемещения кип стаксель-шкотов в продольном направлении можно изменять твист (скрутку) генуи по высоте. Одновременно с этим регулируется глубина профиля. Смещение кипы вперед повышает нагрузку на заднюю шкаторину, которая при этом закрывается. Нижняя шкаторина разгружается, профиль паруса становится более полным, что при несильных ветрах и спокойном море (или на тяжелых яхтах) дает преимущество в скорости. Однако при этом несколько теряется крутизна хода. Определить чрезмерное смещение кипы вперед можно по поведению верхней пары колдунчиков – если верхний подветренный колдунчик начинает заполаскивать и подниматься вверх, это свидетельствует о том, что профиль паруса излишне полный.
Если давление ветра на стаксель чрезмерно велико, то это приводит к чрезмерному крену яхты и ее рыскливости на ветер. В качестве первой меры следует сместить кипы стаксель-шкотов назад. При этом задняя шкаторина (особенно в верхней ее части) открывается и сбрасывает ветровую нагрузку, приводящую яхту к ветру. Одновременно с этим профиль паруса становится более плоским, что дополнительно снижает нагрузку на него. Дополнительным плюсом такой настройки является то, что за счет более плоского профиля можно уменьшить угол атаки и идти круче.
Настройка стаксель-шкота
Полноту профиля паруса и его скрутку по высоте можно регулировать и при помощи изменения натяжения шкотов, хотя результаты при этом будут иные, нежели чем при работе кипами. При потравливании стаксель-шкота профиль паруса становится более полным, угол его атаки увеличивается, задняя шкаторина открывается. Часто небольшое ослабление стаксель-шкота ведет к повышению силы тяги паруса, что важно, например, сразу после завершения поворота оверштаг или на короткой крутой волне.
При набивании шкота втугую все происходит наоборот. Угол атаки уменьшается, профиль становится полнее, задняя шкаторина закрывается. Яхта может идти круче, особенно на гладкой воде. Если же давление ветра на парус при этом избыточно, то следует сместить кипы стаксель-шкота назад.
Наилучшим образом контролировать натяжение стаксель-шкота можно по положению задней шкаторины относительно краспиц, которые имеет смысл соответствующим образом промаркировать.
Натяжение фала
При усилении ветра максимальное пузо стакселя смещается назад. Увеличение натяжения стаксель-фала способно противодействовать этому, особенно на старых парусах, уже теряющих свою форму. Однако если вблизи передней шкаторины появляется вертикальная складка, то натяжение фала слишком сильное. Впрочем, современные жесткие ламинатные паруса слабо реагируют на натяжение фала. Изменение профиля стакселя можно также осуществить регулировкой ахтерштага.
У ряда гоночных классов при усилении ветра принято травить стаксель-фал, но набивать ахтерштаг. Это позволяет иметь переднюю шкаторину генуи очень плоской, за счет чего удается идти, не теряя высоту.
Настройка поперечного расположения шкотового угла
Для достижения же наибольшей крутизны хода следует сместить шкотовый угол стакселя вовнутрь. Для носовых парусов, имеющих умеренное перекрытие грота, этого порой можно добиться за счет небольшого натяжения наветренного шкота. Это уменьшает угол атаки, но снижает тягу паруса, поэтому такая настройка полезна лишь при выкручивании на ветер на гладкой воде, когда очень сильная тяга не нужна.
Ахтерштаг
При средней силы ветре желательным является сильное натяжение форштага. При очень слабом ветре есть смысл слегка ослабить форштаг, поскольку при этом профиль паруса становится полнее, что позволяет ему развить большую силу тяги. Однако при этом будет потеряна крутизна хода. Если же важна не столько тяга, сколько максимальная крутизна хода, то необходимо набить форштаг как можно сильнее. Это делает переднюю шкаторину стакселя более плоской, что позволяет уменьшить его угол атаки.
На яхтах с топовым вооружением натяжение форштага может регулироваться только с помощью ахтерштага, в то время как на лодках с дробным вооружением для этого служат бакштаги. Однако часть яхт с дробным вооружением не имеет бакштагов, обходясь сильно отогнутыми назад краспицами, у таких лодок отрегулировать натяжение форштага при помощи ахтерштага не так-то просто – при натяжении ахтерштага часть силы будет израсходована на изгиб мачты, что может (в зависимости от расположения и натяжения нижних вант) привести к прямо противоположному эффекту: форштаг просто ослабнет. Это объясняется тем, что при изгибе мачты точка крепления форштага на мачте становится ближе к палубе, а сам штаг провисает.
Особенности закрутки
Закрутки носовых парусов сильно облегчили работу с ними, однако пара-другая нехитрых трюков может сделать обращение с ними еще проще. Например, есть смысл перед каждым использованием закрутки слегка травить стаксель-фал (или ахтерштаг – в зависимости от особенностей парусного вооружения). Это разгрузит подшипник в барабане закрутки и как следствие уменьшит потери на трение, что сэкономит силы при работе с закруткой.
Для постановки или уборки парусов яхта обычно становится в положение левентик. Для классических стакселей это справедливо, так как парус в этом случае при уборке опускается прямо на палубу. Однако носовые паруса на закрутках можно убирать и на полных курсах, когда они находятся в ветровой тени грота. При этом ткань стакселя не будет испытывать больших растягивающих нагрузок и может быть свернута очень аккуратно и быстро. А в положении левентик форштаг испытывает сильные нагрузки, может провисать под ними, что приведет к появлению складок при сворачивании паруса – этого особенно не любят ламинатные паруса. Раскручивание паруса на полном курсе тоже происходит легче, чем на остром курсе или в положении левентик, поскольку ветер берет на себя часть работы. Достаточно только отдать ходовой конец закрутки.
При необходимости уменьшить площадь стакселя в случае усиления ветра рекомендуется сначала свернуть его почти полностью, а потом раскрутить до желаемой величины. Это чуточку улучшит его профиль.
Виртуальная настройка парусов
Владельцы гаджетов типа iPhone или iPad могут расширить их познания в аэродинамике парусов довольно простым способом. Приложение Windtunnel обладает широкими возможностями продемонстрировать обтекание парусов потоком воздуха. Все известные аэродинамические эффекты, возникающие в обтекающем парус потоке, могут быть отображены на экране. Даже бесплатная версия обладает широкими возможностями по визуализации воздушной струи. В платной же версии (5,49 евро) виртуальную модель паруса можно по-разному крутить и передвигать.
Важной особенностью является возможность импорта изображений. Это позволяет импортировать в программу точное изображение нужных для визуализации парусов. Впрочем, для профессиональных целей программа не совсем подходит, так как дает довольно грубое отображение, но для общего понимания она очень хороша.
Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №7 (54), 2013 г.