Стратификация как структурированное неравенство

Социальная стратификация как структурированное неравенство

Термин «стратификация» заимствован социологией из естественных наук и происходит от латинского «stratum» – настил, слой. В гидрологии под стратификацией понимается распределение по вертикали слоев воды различной плотности и температуры, в метеорологии – распределение температуры воздуха в атмосфере по высоте, от которого зависит возможность возникновения и степень развития вертикальных атмосферных потоков.

Даже беглый взгляд, брошенный на общество, позволяет увидеть его внутреннюю неоднородность и сложную иерархию. Наиболее часто для целостного представления социальной структуры используется образ пирамиды или горы, состоящих из множества различных социальных слоёв и групп. Социолог описывает строение общества подобно геологу, исследующему расположение пластов породы, обнажившихся на горном склоне или речном обрыве.

Почему расслоение общества по вертикали существовало в древности и существует до сих пор? Почему некоторые группы в обществе богаче, обладают большей властью и авторитетом, чем другие? Является ли неравенство неизбежным следствием развития цивилизации и способствует ли оно общественному прогрессу? Почему даже в богатых индустриальных странах продолжает существовать бедность? Наконец, насколько велики шансы каждого человека подняться на вершину социальной пирамиды? На все эти вопросы отвечает теория стратификации.

Одно из наиболее лаконичных определений социальной стратификации дал современный английский социолог Энтони Гидденс: «Стратификацияможет быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей».[lxxix] Неравенствомежду людьми или общностями (группами) людей предполагает неодинаковые условия и возможности получения ими различных социальных благ: денег, материальных и духовных ценностей, власти и престижа. Безработный вряд ли позволит себе купить океанскую яхту и роскошный особняк за границей в отличие от нефтяного магната. Рабочий мясоперерабатывающего комбината в советскую эпоху имел на столе мясной бифштекс или окорок гораздо чаще, чем преподаватель техникума. Профессору университета легче устроить свою дочь в высшее учебное заведение, чем уборщице. Премьер-министр оказывает гораздо большее влияние на политику в стране, чем рядовой обыватель. Структурированное неравенство означает, что неравный доступ различных общностей людей к ресурсам и ценностям закрепляется посредством социальных институтов, поддерживается посредством социальных организаций, например, государства, и передается из поколения в поколение. В результате в обществе образуется стройная система взаимосвязанных и иерархически организованных социальных слоёв (страт).

Наличие иерархии характерно для любой относительно устойчивой социальной группы (общности). Иерархия – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Вступая в регулярные и повторяющиеся социальные взаимодействия, представители общности (группы) приобретают тот или иной стабильный статус (положение в сообществе себе подобных) в зависимости от их вклада в коллективную деятельность или в зависимости от успехов в своих профессиональных занятиях. Каждому статусу соответствует свой уровень влияния, власти и авторитета. В семье, будь то большая патриархальная семья древних славян или семья современного российского горожанина, кто-то выполняет роль добытчика и кормильца, а кто-то является иждивенцем, потребляющим блага. Как правило, добытчик и кормилец имеет высокий семейный статус, и от него зависят другие члены семьи. В студенческой группе всегда имеются отличники, «середнячки» и двоечники, обитатели «камчатки». В группе спортсменов наивысшие почести обычно оказывают победителям соревнований, чемпионам и рекордсменам. В профессиональном спорте они получают наивысшие гонорары.

Со временем в общности (группе) функциональные роли и статусы отделяются от личных качеств исполняющих их людей и образуют своеобразную «табель о рангах» – обезличенную структуру, в которой влияние, власть и авторитет приписываются не конкретной личности, а статусу, рангу в рамках группы, независимо от того, какими индивидуальными качествами обладает человек, занимающий данную позицию. В древности статус фараона, императора, царя требовал, чтобы при виде его особы подданные падали ниц, независимо от того, был ли монарх великим правителем и военачальником или малолетним ребёнком. В данном случае почести воздавались должностному статусу, а не личности. Статусы и соответствующие им функциональные роли, ранжированные в зависимости от уровня влияния-власти-авторитета, составляют социальную иерархию. Неравное положение различных статусов в иерархии закрепляется социальными нормами, традициями и ритуалами, гарантируется системой социального контроля. Состав общности (группы) может изменяться, но если традиции, нормы и ритуалы воспроизводятся её новыми членами, то воспроизводится и социальная иерархия. Таким образом, возникновение и развитие социальных общностей и групп, укрепление межличностных связей и отношений внутри них неизбежно приводят к формированию иерархий статусов, а, следовательно, и к возникновению неравенства в отношениях влияния-власти-авторитета внутри общностей (групп).

По каким основаниям расслаивается общество? Основоположник структурно-функционального анализа, американский социолог Т. Парсонс выделял три основные группы социально-дифференцирующих признаков[lxxx].

Первую группу образуют признаки, полученные индивидом от рождения: возраст, принадлежность к какому-либо полу, родственные связи, этническая и расовая принадлежность, физические особенности человека (красота, физическая сила и т.д.). Они составляют основу предписанных статусов.

Вторую группу составляют признаки, связанные с исполнением личностью социальных ролей: характеристики, описывающие ролевую, в частности, профессиональную деятельность, содержание и условия труда, наличие знаний, умений, навыков, опыта работы, соответствующих данной профессии.

В третью группу входят признаки «обладания»: владение собственностью, возможность обладания знаниями и ценностями духовной культуры, обладание властью и влиянием, наличие привилегий и т.д. Вторая и третья группа прямо связаны с достигаемым статусом личности.

Описанная классификация социально-дифференцирующих признаков имеет два достоинства: во-первых, практически все признаки поддаются эмпирическому измерению; во-вторых, их разнообразие позволяет дать многомерную картину социальной стратификации для конкретного типа общества.

Таким образом, признаки, которые описывают социальное неравенство и на основе которых общество расслаивается на страты, многообразны. В различные исторические эпохи и в разных типах обществ на первый план выходят и являются определяющими различные комбинации социально-дифференцирующих признаков. Более подробно мы рассмотрим эту тему там, где речь пойдёт об исторических типах стратификационных систем.

Для характеристики строения общества в социологии традиционно используются два понятия – «социальный слой» (его синоним – «страта«) и «класс«. В зависимости от того, какое понятие берётся за основу, различают теории стратификации и теории классов. В обыденном представлении классовую теорию связывают с марксизмом, что не совсем правильно, так как понятийный аппарат этой теории использовался не только Марксом и его последователями, но и другими учёными.

В современной научной литературе можно встретить несколько подходов к определению понятий «класс» и «социальный слой». Часть учёных рассматривает их как синонимы. Другие эти понятия различают, причём термин «слой» применяется к группам, выделенным внутри классов. Наконец, существует третий подход. Суть его в том, что понятие «страта» («слой») применяется для описания иерархии социальных общностей и групп внутри общества и характера отношений между ними. Конкретные живые люди могут находиться на разных этажах социальной пирамиды, обладать различным влиянием на жизнь общества, вступать в солидарные или антагонистические взаимодействия друг с другом. Отдельный человек, являясь членом семьи, жителем города или села, представителем этнической группы (племени, народности, нации), включается в тот или иной социальный слой (страту) – общность людей, занимающих относительно близкое положение в профессиональной, социально-экономической и политической иерархиях и обладающих сходным уровнем влияния и престижа. Положение рабочего на частном предприятии в Москве, Воронеже, Иркутске, Бомбее или Сан-Франциско, несмотря на различие в деталях, в основных чертах будет сходным, как и положение владельцев этих частных или акционерных предприятий. Но различие статусов владельца крупного завода, фабрики и наёмного промышленного рабочего будет заметно невооружённым глазом независимо от страны их проживания, национальных традиций и обычаев. Различия между ними в уровне доходов, характере труда, отношении к собственности, степени влияния и престижа будут объективно, т.е. независимо от личных качеств людей и их желаний, определять характер отношений между социальными слоями.

Теория стратификации изучаетреальную картину расслоения общества на социальные общности, различающиеся положением их членов по отношению к собственности, власти, по месту в общественном разделении труда и уровню престижа. Для того чтобы получить многомерную картину социальной дифференциации в конкретном типе общества или конкретной стране, проводятся эмпирические «замеры» уровня дохода, образования, имущественного неравенства, состояния «потребительской корзины», описываются этнокультурные, половозрастные характеристики и политические позиции тысяч людей. В эмпирической западной социологии для анализа обобщённого статуса индивида (положение человека в своём социальном слое + положение слоя в общественной иерархии) очень часто используется социально-экономический индекс позиции, исчисляемый на основе трёх показателей, таких как престиж профессии, уровень дохода и уровень образования.

По поводу понятия «класс» очень точно высказался в 20-х годах ХХ в. известный русский социолог П.А. Сорокин: «Класс наделал своим теоретикам не меньше хлопот, чем национальность. И в этом случае попытки «схватить этого Протея» оказывались не более успешными: «класс» либо ускользал и ускользает из пальцев своих теоретиков, либо, пойманный, превращается в нечто столь неопределённое и неясное, что становится невозможно отличить его от ряда других кумулятивных групп, либо, наконец, сливается с одной из элементарных группировок»[lxxxii]. К сожалению, несмотря на множество дискуссий вокруг этого термина, он не определён с должной ясностью по сей день.

Понятие социального класса стало широко использоваться в общественных науках в XVIII-XIX вв., что хронологически совпадает со временем становления современного индустриального общества в Англии, Франции, Германии. Французские историки эпохи Реставрации (Ф. Гизо, О. Минье), у которых К. Маркс заимствовал термин «класс», использовали его для описания борьбы различных слоёв населения в период Великой Французской революции. Заслуга Маркса перед наукой заключается в том, что он выделил противостоящие друг другу классы нарождающегося капиталистического общества и объяснил экономическую природу их классового конфликта.

В лаконичной форме определение понятия «класс», соответствующее марксистской традиции в социологии, можно найти у В.И. Ленина: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства»[lxxxiii]. Как правоверный марксист, Ленин считал, что антагонизм между основными классами капиталистического общества неизбежен в силу их различного отношения к собственности.

Ещё одна научная традиция ведёт свое начало от теории классов немецких учёных Г. Шмоллера и М. Вебера. Первый разработал теорию происхождения классов на основе разделения труда и образования профессий. Второй, в противоположность Марксу, к экономическому измерению стратификации добавил ещё два измерения: отношение к власти и уровень престижа. Расхождение М.Вебера с марксизмом заключалось ещё и в том, что он связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Взгляды Шмоллера и Вебера при всех различиях объединяет стремление вывести положение классов в обществе из многих факторов, в отличие от марксизма, сводящего все к отношениям собственности и месту индивида в общественном разделении труда. Так что веберианская традиция в теории классов сближается с основными положениями теории стратификации, например, в изложении П.А. Сорокина.

Значительное развитие обе традиции в классовой теории получили с началом массовых эмпирических исследований социальной дифференциации в 30-70-х годах XX в. Первой крупной работой по этой теме в американской социологии явилась книга Р. Линда «Middltown», в которой анализировалось влияние экономического неравенства на политические, образовательные и религиозные институты в рамках локальной территориальной общности («community»). Линд провёл одно из первых многомерных исследований стратификации, сочетая марксистскую и веберианскую методологию.

Ллойд Уорнер в своём масштабном эмпирическом исследовании «Yankee City» впервые использовал для анализа социального расслоения «субъективные» критерии стратификации, т.е. оценку американцами классовых позиций друг друга. Анализируя субъективные характеристики принадлежности к классу, Уорнер разработал стандартный индекс статусных позиций, включавший в себя такие показатели, как образование, место жительства, доход и происхождение, и выделил в американском обществе шесть классов. В целом он следовал веберианской теоретической традиции, рассматривая класс как статусную группу.

Уже первые эмпирические исследования социально-классовой структуры современного индустриального общества показали ограниченную познавательную ценность понятия «класс». Этот термин показал свою относительную эффективность при сравнительном анализе общественно-экономических формаций, внутренних противоречий и конфликтов, которые приводят к смене социально-экономических систем, но при анализе расслоения сравнительно небольших территориальных или этнических общностей термин «класс» оказался непригоден и был вытеснен понятием «страта».

Исследование происхождения понятия «класс» и традиций употребления этого слова позволяет наметить две сферы использования этого термина в современной теоретической и эмпирической социологии.

Поскольку появление данного термина связано со становлением капиталистического строя, и он недостаточно эффективно «работает» при анализе каст, сословий и иных форм расслоения в древних обществах, понятие «класс» следует применять для анализа конкретного исторического типа стратификации– социальной дифференциации в индустриально развитых странах.

Второе направление использования термина «класс» наметил известный германский социолог Р. Дарендорф. Он писал: «. класс – это всегда категория для целей анализа динамики социального конфликта и его структурных корней, и поэтому может быть чётко отделён от страты как категории для описания иерархических систем в данный момент времени. «[lxxxiv]. В рамках такого словоупотребления классможно определить как конфликтную социально-экономическую группу, которая оспаривает существующее распределение собственности, власти и привилегий. Любая страта или группа родственных страт потенциально является классом (в теории Маркса такое сообщество именуется «классом в себе»), но действительным классом («классом для себя») они становятся, лишь осознав общность своих интересов и оформившись организационно, создав корпоративные организации: профсоюзы, союзы предпринимателей, политические партии и т.д. При подобной трактовке термин «класс» становится категорией не только социологического, но и политического анализа.

Источник

Социальное неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность

Стратификация как структурированное неравенство. Смотреть фото Стратификация как структурированное неравенство. Смотреть картинку Стратификация как структурированное неравенство. Картинка про Стратификация как структурированное неравенство. Фото Стратификация как структурированное неравенство Стратификация как структурированное неравенство. Смотреть фото Стратификация как структурированное неравенство. Смотреть картинку Стратификация как структурированное неравенство. Картинка про Стратификация как структурированное неравенство. Фото Стратификация как структурированное неравенство Стратификация как структурированное неравенство. Смотреть фото Стратификация как структурированное неравенство. Смотреть картинку Стратификация как структурированное неравенство. Картинка про Стратификация как структурированное неравенство. Фото Стратификация как структурированное неравенство Стратификация как структурированное неравенство. Смотреть фото Стратификация как структурированное неравенство. Смотреть картинку Стратификация как структурированное неравенство. Картинка про Стратификация как структурированное неравенство. Фото Стратификация как структурированное неравенство

Стратификация как структурированное неравенство. Смотреть фото Стратификация как структурированное неравенство. Смотреть картинку Стратификация как структурированное неравенство. Картинка про Стратификация как структурированное неравенство. Фото Стратификация как структурированное неравенство

Стратификация как структурированное неравенство. Смотреть фото Стратификация как структурированное неравенство. Смотреть картинку Стратификация как структурированное неравенство. Картинка про Стратификация как структурированное неравенство. Фото Стратификация как структурированное неравенство

Общество как целостная система представляет собой структурированное образование. Одним из важнейших срезов структуры общества является социально-стратификационная структура, которая представляет собой совокупность различных по социальному положению относительно устойчивых социальных групп, общностей, слоев (страт).

Социальная стратификация – это дифференциация людей или групп на социальные слои (страты) и классы, которая характеризуется неравенством по уровню доходов, образования, престижа профессии, властных полномочий и т. д. Другими словами, стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление на бедных и богатых, привилегированных и непривилегированных. В первобытном обществе неравенство было незначительно, в сложных обществах неравенство очень сильно выражено: возникли касты, затем сословия, потом классы.

Понятие «стратификация» (от лат. stratum – слой, fasio – делаю) пришло в социальную философию и социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли: социальные слои (страты) также расположены по вертикали. Главным основанием является уровень дохода: бедные занимают низшую ступень, зажиточные – среднюю, богатые – верхнюю. Таким образом, страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Четыре главных измерения (шкалы) стратификации: уровень дохода, уровень образования, уровень престижа и уровень властных полномочий. Соответственно, если социальная структура характеризует общественное разделение труда, то социальная стратификация – общественное распределение результатов труда, т. е. социальных благ.

Социальная стратификация обладает несколькими отличительными признаками:

1) в процессе стратификации происходит дифференциация людей, т. е. высшие и низшие слои, страты;

2) социальная стратификация разделяет людей также на привилегированное меньшинство (знать и др.) и ущемленное в каком-либо отношении большинство (мало обеспеченные и др.);

3) социальная стратификация приводит к возникновению у низших слоев желания переместиться в более обеспеченные слои, что порождает социальные противоречия и конфликты.

Существует несколько концепций стратификации, важнейшими из которых являются концепция стратификации П. Сорокина, концепция статусного подхода Л. Уорнера и др. Так, например, концепция П. Сорокина отличается от концепции классов К. Маркса тем, что не настаивает на социальном равенстве, а рассматривает неравенство как естественное состояние общества. Это, в свою очередь, приводит не только к различию страт по вышеперечисленным критериям, но и к размещению страт в жесткой системе подчинения одних слоев другим. Если в концепции К. Маркса революция рассматривалась как единственная возможность стирания границы между классами, то в концепции стратификации П. Сорокина в результате революции может быть только «перетасовка» индивидов в обществе, а сама стратификационная лестница останется.

В социологии представлено несколько концепций стратификации. Так, основоположник статусного подхода Л. Уорнер предложил первую типологию классов на основе высказываний членов поселенческой общины друг о друге. Уорнер определял классовую принадлежность людей исходя из оценки их статуса другими члена­ми общности, т. е. их репутации, и выделил шесть различных классов:

1. Верхний слой высшего класса: богатые люди знатного происхождения.

2. Нижний слой высшего класса: люди высокого достатка, не являющиеся выходцами из аристократических семей (нувориши).

3. Верхний слой среднего класса: бизнесмены и высокообразованные лю­ди, занятые интеллектуальным трудом, имеющие высокие доходы (крупные ученые, владельцы частных больниц, владельцы капитала).

4. Средний слой среднего класса: профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов крупных предприятий, старшие офицеры и т. д.

5. Нижний слой среднего класса: «белые воротнички» – канцелярские слу­жащие, работники торговли и сферы обслуживания, мелкие предприниматели, учителя, младшие офицеры и т. д.

Стратификация как структурированное неравенство. Смотреть фото Стратификация как структурированное неравенство. Смотреть картинку Стратификация как структурированное неравенство. Картинка про Стратификация как структурированное неравенство. Фото Стратификация как структурированное неравенство

6. Верхний слой низшего класса: «синие воротнички» – заводские и другие рабочие, а также крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и т. д.

7. Нижний слой низшего класса: самые бедные и отверженные члены об­щества.

8. Паразитические слои: мафиозные группы, грабители и т. д.

Исторические типы стратификации. Стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества. С появлением раннего государства (восточной деспотии) стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации и демократизации стратификация смягчается. В социологии выделяют четыре главных исторических типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, последний тип – открытые.

Рабство– исторически первая система социальной стратификации, представляет собой экономическую, социальную и юридическую форму закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Различают две исторические формы рабства: патриархальное рабство, при котором раб обладал всеми права младшего члена семьи; классическое рабство, при котором раб считался собственностью хозяина.

Каста– социальная группа, страта, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Индия – классический пример кастового общества, где кастовое положение индивида закреплено индуизмом: рождение в определенной касте зависит от поведения в предшествующей жизни. В индии четыре основные касты: брахманы(священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие, крестьяне). Кроме перечисленных в Индии насчитывается еще около 5 тысяч не основных каст. Особо стоят неприкасаемые, они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию (в 1991 г. численность касты неприкасаемых в Индии равнялась 55,3 миллиона человек).

Сословие– социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классическим образцом сословной иерархии являлась Европа: высшие сословия (дворянство, духовенство), непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство; сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности сословий определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной, а членство в сословии определялось наследством. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались.

Промышленная революция XVIII – XIX вв. разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя. Ускоренное развитие промышленности привело к выдвижению на активную позицию мелкой буржуазии, т. е. предпринимателей, коммерсантов, купцов и т. д. Крестьянство разорялось и превращалось в наемных индустриальных рабочих – новую социальную страту, которой не было в традиционном обществе. Формировалось индустриальное общество и новая система стратификации – классовая, характеризующая общество открытого типа. Понятие «класс» выражало экономическое положение людей, выходцев из низов, способных свободно продвигаться наверх в зависимости от таланта и трудолюбия.

В широком значение, класс – это большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения доходов. Выделяют четыре основных класса: высший, средний, рабочий и низший. Современный средний класс является историческим преемником третьего и четвертого сословия и появляется лишь в ХХ в. В обществе средний класс выполняет стабилизирующую функцию: чем его численность больше, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать конфликты, социальные катаклизмы, революции. Средний класс разводит два противоположных полюса (богатых и бедных) и не дает им столкнуться. В средний класс входят две основные категории: собственники материального капитала (мелкая буржуазия, мелкий и средний бизнесмен), и собственники интеллектуального капитала (ученые, инженеры, менеджеры и т. п.).

Социальные слои и классы находятся в процессе постоянных изменений, совокупность которых П. Сорокин назвал социальной мобильностью, т. е. подвижностью слоев и классов. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение из одного социального положения в другое.

Социальная мобильность реализуется в обществе в различных типах и видах. По пространственным характеристикам она подразделяется на горизонтальную (перемещение индивида или группы из одной социальной позиции в другую на том же стратификационном уровне) и вертикальную (перемещение индивида или группы из одного социального пласта в другой, расположенный в стратификационной иерархии выше или ниже первого). Вертикальная мобильность бывает двух видов: восходящая (социальный подъем из одного слоя в другой, более высокий) и нисходящая (социальное нисхождение в более низкий социальный слой). По скорости протекания стратификационные перемещения бывают медленные и быстрые; по плотности изменений они делятся на индивидуальные и групповые.

Само понятие «социальной мобильности» становится важной социальной характеристикой общества. По его критериям можно вводить понятия «открытого» или «закрытого общества», «демократического» или «тоталитарного режима».

В рыночных обществах все основные критерии стратификации: доход, престиж, власть, профессия и образование – тесно взаимодействуют друг с дру­гом. Не так обстоит дело в постсоциалистических социальных системах. В ус­ловиях трансформации общества четкость социальных расслоений исчезает, а единственной основой стратификации в наших условиях может, например, выступить профессионально-должностное положение индивидов. Доступ к знаниям и социально значимой информации становится основным ресурсом социальной динамики постиндустриального общества и, следовательно, критерием социальной дифференциации, а также показателем социального положения людей.

Экономический капитал и материальные ресурсы в таком обществе уже не в состоянии быть ключевыми факторами развития, уступая место информации, умноженной на знания и технологии. Следовательно, значимость прежнего классового деления – собственники – несобственники – также снижается, заменяясь социальным разделением на тех, кто владеет информацией, и тех, кто ею не владеет. П. Бурдье в связи с указанными тенденциями разработал концепцию «символического (или культурного) капитала» и «культурной индентичности», в которой классовая иерархия заменяется статусной иерархией, обусловленной ценностными ориентациями и образовательным потенциалом социальных групп.

В переходный период, в условиях кризиса нарушается взаимосвязь компонентов стратификационного процесса, а основным критерием стратификации в обществе становится масштаб присвоения собственности. В тоже время в постсоветстком обществе существенно расширяется сеть критериев стратификационной динамики: наряду с действующими экономическими, политическими, социокультурными факторами появляются факторы «теневые» (нелегальный бизнес, преступность) и маргинализационные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *