Структура тгп как науки
Понятие, предмет и структура науки ТГП
Понятие, предмет и структура науки ТГП
Предмет ТГП (конкретный круг проблем, предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте) составляют:
1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;
Основные государственно-правовые закономерности: возникновение гос-ва и права, развитие их сущности, эволюция их форм, построение системы органов гос-ва и системы права, осуществление функций гос-ва и права, расширение и обогащение прав личности и усиление их защиты, укрепление принципов демократии, законности и правопорядка, развитие правосознания и правовой культуры общества, соблюдение, применение, исполнение и использование норм права, развитие юр. науки ТГП и т.д.
ТГП изучает все гос-ва и правовые системы независимо от временных и пространственных характеристик.
2) система основных понятий юриспруденции, общие для всей юр. науки. Разрабатывает систему понятий не только для себя, но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом (право, источники права, правовые акты, норма права, институт, отрасль права, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юр. факт, правотворчество, правонарушение, законность, права и обязанности и др.).
Особенностью ТГП является то, что гос-во и право изучаются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.
ТГП – это единая наука, дающая обобщенное представление о гос.-прав. действительности.
Структура ТГП состоит из 2 элементов:
Эти элементы имеют ряд общих вопросов и проблем исследования (напр., вопросы их происхождения, развития, методологии, типологии и др.).
ТГП в системе общественных и юридических наук
Научные дисциплины, подразделяют на три большие группы: 1) технические (например, механика); 2) естественные (например, физиология); 3) гуманитарные (или общественные, например, экономика).
историко-правовые науки (история гос-ва и права, История политико-правовых учений);
отраслевые юр. науки (констит-ое, гражд-е, адм-ое, угол-е, фин-е, гражданско-процесс-ое и т.п.);
прикладные науки (криминалистика, криминология, суд. медицина, суд. психология и т.п.).
ТГП, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаим-ет с философией, политологией, экономической теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой.
ТГП активно использует философские (всеобщие) методы: метафизику и диалектику; категории и понятия философии: сущность и явление, содержание и форма и т.д.
Используя данные политологии, ТГП рассматривает гос-правовые явления в контексте политической среды. С др. стороны, политология подчас использует теорет-кие выводы и обобщения, связанные с такими соц. институтами, как гос-во и право (понятие, признаки, формы и функции государства)
ТГП, эконом. теория, социология, психология и иные гуманит. науки взаимообогащают друг друга, применяя как общие, междисциплинарные понятия – собственность, общество, благо, интерес и т.д., так и сугубо специальные – гражд. общество и др.
В системе юр. наук ТГП занимает особое место. Общность ТГП и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают гос-во и право в целом (историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронолог-ом порядке, ТГП же дает обобщение этих процессов, исследует сущность).
По отношению к отраслевым юр. наукам ТГП выступает как обобщающая категория.
Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права.
Во-вторых, ТГП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правонарушение, юр. ответств-ть и т.д.).
В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.
Вместе с тем ТГП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, призвана обобщать отраслевую научную информацию.
Взаимодействие же ТГП с прикладными науками является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве.
Таким образом, особенности ТГП как науки состоят в том, что она является: гуманитарной, предмет которой составляют обществ-е явления – гос-во и право; политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере;
теоретической, изучающей наиболее общие закономерности гос-ва и права. По сравнению со спец-ми юр. науками ТГП изучает гос-во и право в целом (как и положено теории).
Особенности государственной и родовой организации общества
Общество возникло намного раньше гос-ва (если общество – около 3-4,5 млн. лет назад, то гос-во – всего 5-6 тыс. лет назад). Особенностью родовой организации общества (или социальной власти в период первобытно-общинного строя) было то, что существовавшие нормы и власть входили в саму жизнедеятельность людей, обеспечивая социально-экономическое единство рода или племени. Это было связано с несовершенством орудия труда, низкой производ-тью и необходимостью в совместном проживании, в распределении продуктов на основе равенства. Развитие же общества послужило общему улучшению условий жизни и возникновению предпосылок для разделения общества не по родству а по иным признакам.
Таким образом, можно выделить следующие основные отличия гос-ной организации общества от родовой:
1) родовая организация основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, а гос-во – на территориальной общности своих граждан или поданных;
2) власть в родовом обществе строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект власти совпадали), а государственная организация предполагает выборность представителей исходя из их проф. навыков, подготовки.
В то время, как управление в родовом обществе не выделяло, не обособляло человека от общества. Органами власти выступали родовые собрания, старейшины.
Таким образом, государство – это суверенная организация политической публичной власти, объединяющая всех людей в пределах определенной территории.
Политический режим
Политический режим — методы осуществления полит. власти.
В зав. от характера используемых средств и способов управленческого возд-я различают:
Известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жестокости правителей. деспот приходит к власти законными способами, то тиран – с помощью захвата, гос. переворота. Если жестокость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании – на все население.
При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей.
При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем;
– правящая партия сращивается с гос. аппаратом. Объединение судебной, законодательной, и исполнительной власти в одном органе;
– крайний централизм в управлении, устанавливающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан;
Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.
Демократические режимы отличаются от рассмотренных выше тем, что в условиях этих режимов народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно формирует представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата;
– управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей;
– устанавливаются демократические методы властвования,
Гос-во не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззакония и т.д.
Признаки
1. Господство права
Понятие и признаки права
признаки заключаются в следующем:
1) право носит волевой характер
2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства
3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;
4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью;
5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены,
6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.
Соотношение права и морали
Мораль — самый сложный регулятор – правила поведения, нормы, построенные на господствующих в обществе представлениях о добре и зле.
Право – это система норм, формальных и общеобязательных, связанных с государством. Государство придает официальность праву и защищает его.
Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.
ЕДИНСТВО ПРАВА И МОРАЛИ состоит в том, что:
во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
во-вторых, право и мораль преследуют одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование общественной жизни;
в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования — общественные отношения;
в-четвертых, право и мораль определяют границы должных и возможных поступков субъектов;
в-пятых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ данных явлений заключаются в следующем.
2. по методам их обеспечения.Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается, мораль опирается на силу общественного мнения.
3. по форме их выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), моральные нормы и принципы, не закрепляются нигде – устная форма.
4. по способу воздействия на сознание и поведение людей. Способом воздействия права является страх наказания, а в морали – совесть.
5. по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Право – государственное принуждение, юридическая ответственность; мораль – общественное порицание, нарушитель подвергается моральному осуждению, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.).
6. по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем юридический закон.
7. по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового. Право, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни.
9. У права и моралиразличные исторические судьбы.Мораль «старше по возрасту»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ. Мораль и право осуждают совершение правонарушений и особенно преступлений.
Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции (при разрешении конкретных дел ).
ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ.
У права и морали разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов.
Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же, в нем самом немало коллизий. Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения.
признаки | право | мораль |
Общеобязательность | + | + |
Способ фиксирования | письменная | устная |
Способ воздействия | Страх наказания | совесть |
Источники формирования | государство | человечество |
Способ наказания | Государственное принуждение | Общественное порицание |
Классификация
В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов.
Различают национальные правовые системы и правовые семьи.
В зависимости от вышеназванных признаков выделяют следующие основные правовые семьи:
Признаки: доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, судебная практика не выступает в качестве основного источника права;
Классификация норм права
Выделяют следующие основные виды правовых норм:
1) в зависимости от содержания они подразделяются на:
исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретныхюридических понятий, и т.п.);
общие нормы, которые присущи общей части отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных oтношений с учетом присущих им особенностей и т.д.;
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:
— Императивные (содержащие властные предписания);
— диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
— поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
— рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый вариант поведения);
44.Понятие и виды форм (источников) права
Выделяют 4 основные формы права:
В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.
Виды правовых отношений.
1. По отраслевому признаку: государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые, семейные и т.д.
3. По степени конкретизациии и субъектному составу:
5. Различают простые правоотношения (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими или даже неограниченным числом);
6. кратковременные и долговременные.
Состав правоотношения
Структура правоотношения. В состав правоотношения входят следующие элементы: 1) субъект; 2) объект; 3) содержание правоотношения – права и обязанности сторон.
│ Субъект │ │ Объект │ │ Субъективное право │
Стадии применения права
Применение норм права представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Таких стадий 5:
1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);
2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.
3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.
4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);
5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по
гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).
При этом истина должна быть абсолютной, а не относительной.
Ошибки здесь крайне нежелательны, ибо это отражается на судьбе обвиняемого (сроки и вид наказания и т.д.). Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения. Отсутствие хотя бы одного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования.
Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).
Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным.
Виды юридических коллизий
2. Коллизии между законами и подзаконными актами. Разрешаются в пользу законов;
3. Коллизии между Конституцией и всеми иными актами, в том числе законами. Разрешаются в
пользу Конституции.
4. Коллизии между обшефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между
конституциями и уставами. Приоритет имеют обшефедеральные.
5. Коллизии между Конституцией РФ и Федеративным договором, а также двусторонними
договорами между федеральным центром и отдельными территориями, равно как и расхождения между
договорами самих субъектов. Разрешаются на основе положений общефедеральной Конституции
(раздел 2, ч. 1, абз. 4 Конституции РФ).
6. Коллизии между национальным и международным правом. Приоритетимеют международные нормы
Способы толкования права
Грамматическое толкование— анализ нормы права с точки зрения лексико-стилистических и морфологических требований, выяснения значения отдельных слов, фраз, выражений, соединительных иразъединительных союзов, знаков препинания и т.д.
Специально-юридическое толкованиеобусловлено наличием в правовой науке и в законодательстве специфических терминов и понятий. В данном способе толкуются не отдельные слова и выражения, а целые юридические констру
Теория государства и права
Структура науки теории государства и права
Вопрос о структуре науки — это вопрос о ее внутреннем строении, о тех элементах, относительно обособленных частях, из которых наука складывается.
В структуре теории государства и права могут быть выделены такие элементы, как законы, категории, частные теории, научные факты и научные гипотезы.
Теория государства и права, изучая наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, открывает внутренние существенные связи и взаимозависимость, существующие между изучаемыми ею явлениями и формулирует их в виде определенных законов.
Категории — это основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности. Они выступают в качестве исходных положений науки теории государства и права.
Частные теории выступают в качестве относительно обособленных частей единой науки теории государства и права, в которых получают свое развитие отдельные ее категории. В структуре теории государства и права можно выделить такие частные теории, как теорию законности, теорию юридической ответственности и т.д.
Научные факты представляют собой достоверные знания о тех или иных фактах реальной действительности.
Научные гипотезы в отличие от научных фактов — это не достоверные, а лишь предположительные знания о тех или иных фактах действительности (например, о причинах возникновения государства и права). По мере развития науки гипотезы либо опровергаются, либо доказываются и превращаются в достоверные знания, т.е. научные факты.
Во-первых, в структуре теории государства и права могут быть выделены такие две части, как теория государства и теория права. Наука теория государства и права изучает хотя и взаимосвязанные, но все же разнопорядковые явления. Государство — это определенная политическая организация, существующая и функционирующая в обществе, а право — это система норм, правил поведения, тоже существующая и функционирующая в обществе. Вместе с тем выделение теории государства и теории права не следует абсолютизировать, поскольку в предмете теории государства и права имеется ряд вопросов, которые нельзя однозначно отнести либо к теории государства, либо к теории права.
Во-вторых, структуру науки теории государства и права можно охарактеризовать также, исходя их тех научных направлений, которые сформировались в рамках данной науки. Можно выделить позитивную теорию государства и права, философию государства и права, социологию государства и права, сравнительное государствоведение и правоведение.
Позитивная теория государства и права (по-другому — догма государства и права) составляет основу теории государства и права. К этому направлению относятся такие, например, вопросы, как структура государства и права, классификация различных государственно-правовых явлений.
Философия государства и права является одним из ведущих направлений современной отечественной теории государства и права и охватывает круг проблем, связанных с исследованием государства и права через призму философских идей, принципов и категорий. Это изучение закономерностей возникновения и развития государства и права, их сущности, ценности, связи с другими социальными явлениями и т.д. На сегодняшний день наибольшее развитие получила философия права, в то время как философия государства находится в стадии становления.
Исследование государственно-правовых вопросов на основе идей и категорий науки социологии — это процесс совершенствования государственного механизма, законодательства, правотворческой и правоприменительной деятельности и т.д.
Сравнительным государствоведением и правоведением охватываются вопросы, связанные с сопоставлением различных государственно-правовых систем. В результате такого сопоставления устанавливается сходство и различие сравниваемых явлений.
В структуре науки теории государства и права в настоящее время формируются и другие направления. Например, общая юридическая конфликтология, изучающая природу, причины и динамику развития юридических конфликтов.
Многие современные исследователи считают, что философия права, социология права, сравнительное правоведение являются самостоятельными науками, имеющими свой предмет. Думается, что теория государства и права представляет собой комплексную науку, в составе которой формируются и успешно развиваются различные направления по изучению государства и права.
Структура теории государства и права
Теория государства и права
1. Объект и предмет теории государства и права.
Значение: 1) Расширение общественно-политического кругозора (ориентирование в политике). 2) Повышает общую правовую профессиональную культуру. 3) Обоснование рекомендаций в области государственно-правового строительства. 4) Даёт знания в области правотворчества.
Значение предмета: 1) позволяет определить содержание науки. 2) позволяет выявить отличие от других наук. 3) Позволяет сформулировать задачи и направления исследования. 4) Позволяет концентрировать научные силы на важных участках.
4. Государственно-властные отношения и правовые отношения.
В зависимости от объекта выделяют 3 вида наук: технические, гуманитарные, биологические.
Различают общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, присущие государству и праву как общественным явлениям и изучаемые философией, социологией, общественными науками. ТГП опирается на эти данные. Поскольку государство и право специфические общественные явления, то у них есть свои специфические закономерности (присущи лишь государству и праву) их и изучает ТГП. Предмет ТГП это и вопросы, характеризующие государство с точки зрения их формы, функций, механизма проявления; основные понятия; правосознание, явления, отношения, закономерности. Предмет ТГП это динамичные категория, и в связи с этим, некоторые учёные предлагают разделить ТГП (выделить из ТГП), отдельные науки типа: теория государства, теория права, социология права, философия государства и права, и т.д.
Структура теории государства и права
Нет однозначности мнения по этому вопросу в правовых кругах.
ТГП состоит из 3-х взаимодействующих частей:
В любом учебники можно найти следующую структуру ТГП:
Также возможно выявление структуры ТГП по следующим основаниям: 1) В зависимости от метода и 2) объекта изучения.
Другой вариант ответа. Оставаясь единой наукой, теория государства и права имеет внутри себя относительно самостоятельные, автономные части:
— теорию государства (государствоведение) и
— теорию права (правоведение).
Два главных подразделения в свою очередь имеют внутреннюю структуру (которая не всегда выражена в относительном обособлении тех или иных ее частей). Например, в рамках теории права есть: философия права (специфические вопросы методологии права, социальная ценность права и др.); социология права (эффективность права, условия и причины правонарушений, структура и уровни правосознания и т. д.); специально-юридическая теория (классификация юридических норм, юридических фактов, приемы толкования и т. д.) (С.С. Алексеев).
При наиболее подробном рассмотрении в науке выделяются частные теории: происхождение государства и права, их сущности, формы, функций, классификации по разным основаниям, правотворчества, толкования и реализация права, механизма правового регулирования.
Некоторые авторы выделяют другие две основные части: социологию государства и права и философию государства и права. Раздел между ними проходит по линии онтологического и гносеологического изучения.
Функции теории государства и права
В настоящий момент идёт переосмысление функций, появление новых, затухание старых, к примеру, не так давно прогностическая функция не играла существенной роли, так как считалось, что прогнозировать нечего (коммунизм => отмирание государства и права), теперь так уже никто не думает, и роль этой функции резко возросла.
Межотраслевые методы исследования государства и права.
Диалетико-материалистическая теория об основных причинах происхождения права.
Признаки права.
1. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, на их согласии и компромиссах. Соответствие права согласованным интересам или общая воля придает ему реальность, а в конечном счете социальный вес. И, напротив, если нормативные требования не выражают общей воли, то никакими механизмами, включая принудительную силу государства, нельзя обеспечить их полное исполнение. Выражение в праве согласованных интересов участников регулируемых отношений придает ему обязательность, всеобщность, утверждает в качестве господствующей системы нормативного регулирования.
2. Право есть мера, масштаб свободы поведения человека. В указанном аспекте право отражает: а) меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; б) меру допустимых ограничений свобод человека. Заметим, что уже в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 4) было зафиксировано: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами».
3. Право обеспечивается государственной властью. Государство участвует в правообразовании, в охране права.
Правом при определенных условиях, могут признаваться фактические действия участников правоотношений, которые отличаются качеством нормативности, т. е. объективно необходимы, отвечают характеру прогрессивной человеческой деятельности, типичны для данных условий, приносят социально полезный результат; являются источником, порождающим взаимовыгодные партнерские отношения между субъектами общения; не связаны с нарушением юридических запретов и использованием неправомерных средств для достижения фактического результата; исключают причинение вреда общему интересу, правам граждан; могут быть подтверждены в установленном порядке как правомерные; связаны с правовой обязанностью субъектов этих действий.
5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, «напоминает» о себе постольку, поскольку оно действует, т. е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях.
6. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не является.
Сущность права
Иванов Р.Л. говорит, что «сущность права—это тот результат, который получается в ходе взаимодействия классовой и общесоциальной составляющей права».
Другое мнение о сущности права состоит в том, что право понимают как возведённую в закон волю экономически господствующего класса. Эта точка зрения верна отчасти, потому что господствующий класс, действуя в своих интересах, не должен забывать и об общесоциальных интересах, иначе его дни сочтены.
Т.о. право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность и развитие социальных связей.
Функции права
1) Определяют назначение права в обществе.
2) Определяют основные направления воздействия на общ отношения.
3) Определяют сущность, главные черты права.
4) Отличаются динамизмом, но при этом относительно постоянны.
Условно функции права можно разбить на 2 группы:
д) Экологическая и т.д.
Признаки государства.
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.
Проф. Корельский выделяет 4 основных признака:
— Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее власной силы, которая распраняется на всё население, все партии и общественные организации; б) её прерогативы (государственная власть может отменить всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у неё таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция, тюрьмы).
— Самостельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне её выражается в её исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.
4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняя их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности праву и формируется демократическое правовое государство.
Сущность государства.
Сущность государства заключается в том, что оно есть такая форма организации публичной власти в социально-дифференцированном (неоднородном) обществе, которая обеспечивает социальное управление на основе согласования, координации интересов различных групп и слоёв населения. Но его сущность как средства согласия и социального компромисса проявлялась не всегда столь отчётливо и рельефно.
Политический режим.
Традиционно один из элементов формы государства. Есть два подхода к пониманию политического (государственного) режима:
— широкий относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом;
Частное и публичное право.
В зависимости от правового положения субъектов и характера реализуемых ими интересов общественные отношения подразделяются на координационные и субординационные. Соответственно этому и отрасли права объединяются в 2 группы: частное и публичное право.
Публичное право объединяет отрасли, опосредующие субординационные отношения, специфика которых в том, что один из участников наделён властными полномочиями. Это отношения власти-подчинения, юридические права и обязанности в которых не могут быть конкретизированы договором. В них выражаются интересы государства как представителя общества в целом. Публичное право определяет порядок организации и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливает меры государственного принуждения и юридической ответственности, а также процедуру их применения.
Стержень субординационных связей—управленческие связи. Поскольку они связаны с организованным властным воздействием, применением государственного принуждения и возможностью необоснованного ограничения свободы подчинённых субъектов, постольку их правовое регулирование основывается на принципе «запрещено всё, кроме предусмотренного законом». Это позволяет заключить государственную власть в юридические рамки и гарантировать права и законные интересы иных участников субординационных отношений. Публичное право = государственное + административное + уголовное + уголовно-процессуальное + гражданско-процессуальное право.
Понятие правовой системы
Правовую систему необходимо отличать от системы права, правовая система гораздо шире. Она охватывает:
2. Систему законодательства.
3. Правовые институты и правовые учреждения (правотворческие и правоприменительные).
4. Правовые понятия, принципы, символику.
5. Правовую политику, идеологию, культуру.
6. Юридическую практику.
Понятие правовая система позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии; позволяет анализировать право в целом. В настоящее время существует около 200-от правовых систем, общее и различное в них, позволяет объединить их в определённые правовые семьи.
Другой вариант ответа. Право как явление мировой культуры включает множество правовых систем, которые отличаются большим разнообразием, спецификой, подчас уникальностью.
Подходы к понятию правовой системы. Существует два различных понятия правовой системы:
Виды политических систем.
— В зависимости от политического режима выделяют следующие виды политических систем:
— В зависимости от общественно-экономической формации:
1. Политические системы рабовладельческих обществ.
2. Политические системы феодальных обществ.
3. Политические системы буржуазных обществ.
4. Политические системы социалистических обществ.
— В зависимости от географического положения:
1. Европейская политическая система.
2. Североамериканская политическая система.
3. Азиатская политическая система и т.д.
— Алмонд и Паул в зависимости от степени культурной дифференциации и секуляризованности политических систем предложили следующую классификацию:
— По характеру взаимодействия политических систем с внешней средой:
2. Открытые (Великобритания, Франция и т.д.).
— В зависимости от роли государства в политической системе выделяют:
1. Командная, ориентированна на использование принудительных, силовых методов в управлении.
2. Соревновательная, основной доминантой существования которой служит противостояние, противоборство различных политических и социальных сил.
3. Социопримирительная, нацелена на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов.
Понятие правоотношения
1. Правоотношение предусмотрено нормой права.
2. Правоотношения носят интеллектуальный (осознанность) и волевой (способность руководить своими действиями) характер.
3. Правовые отношения характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей.
4. Правовые отношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.
Предпосылки возникновения правоотношения:
1. Наличие норм права.
2. Юридические факты.
3. Правоспособность участников.
Субъекты правоотношений
Объекты правоотношений.
В философии под объектом понимают то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
Понятие объекта правоотношения(п\о) уже. Объект права понятие абстрактное, а объект п\о понятие конкретное, ибо он представляет в системе общественных отношений элемент по поводу которого взаимодействуют субъекты.
— Плюралистическая реально отражает разнообразие п\о, опирается на факты, практична, а потому верна. Она показывает многообразие объектов, а не сводит их только к поведению обязанного лица.
Виды объектов: