Структура тгп как учебной дисциплины
ТГП как учебная дисциплина
ТГП как наука – система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и связанных с ними различных гос.-правовых явлений.
Черты науки ТГП:
· Это гуманитарная, общественная наука, так как изучает гос-во и право, которые относятся к общественным явлениям и непосредственно связаны с человеком и его жизнед-ю.
· Это политико-юрид. наука, так как она изучает два совершенно разных, но взаимосвязанных явления: государство (полит.явление) и право (юрид.явление).
· Это единая о гос-ве и праве наука. Гос-во не существует без права, право не сущ-ет без гос-ва. их исследование должно происходить в рамках единой науки.
· Это наиболее общая наука о гос-ве и праве. ТГП не ед.наука, изучающая гос-во и право, но она занимается изучением наиболее общих, а не частных вопросов, так как исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос.-правовых явлений.
· Это фундаментальная юрид.наука, так как формирует основополагающие, фундаментальные знания о гос-ве и праве.
· Это методологическая наука, так как формирует мировоззрение в системе юридических наук.
· Это комплексная наука, так как в ее составе существует целый ряд относительно обособленных научных направлений, которые зачастую рассматриваются в качестве самостоятельных наук (философия гос-ва, философия права, социология права, сравнит. правоведение и тд.)
ТГП как учебная дисциплина
Теория государства и права как учебная дисциплина – это курс науки ТГП, который преподается либо в средних специальных, либо в высших учебных заведениях. Наука ТГП гораздо объемнее учебной дисциплины. Как учебная дисциплина, ТГП относится к числу базовых юридических дисциплин, которая закладывает основы юридического мировоззрения, дает представления об основных гос-правовых понятиях, способствует формированию юридического мышления и юридической культуры. Главное назначение – дача необходимых знаний студенту о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования гос-правовых явлений и их связях с иными социальными явлениями и личностью.
Функции теории государства и права как учебной дисциплины:
· Познавательная, т.е. ее основная задача – передача знаний о происхождении, становлении и развитии государства и права.
· Идеологическая, т.е. закладывает основы представления будущих юристов о государстве и праве, ориентируется на факты и достижения, которые составляют основу и суть действующего государственного и политического строя.
· Воспитательная, т.е. воспитание у людей правовой культуры, ценностей отвечающих запросам общества.
· Обобщающая, т.е. теория государства и права обобщает весь комплекс знаний полученных в процессе постижения юридической науки.
Предмет и объект науки ТГП.
Предмет науки – то, что изучает данная наука, это круг тех явлений, исследованием которых она занимается. Государство и право – это не предмет, а объект исследования различных юридических наук.
Предмет науки ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва, права и других гос.-правовых явлений (не отдельно взятой страны, а гос-ва и права вообще). Исследуя их, наука ТГП выясняет, что такое гос-во, право и другие гос.-правовые явления, когда и в силу каких причин они возникают, как развиваются и каковы закономерности их развития, как функционируют, какую роль играют в общественной жизни. Предмет науки имеет свою структуру (т.е. определенное строение):
Структура предмета науки ТГП:
· Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования собственно гос-ва и собственно права, при исследовании которых выясняется, что такое гос-во и право, как они возникают и развиваются, каковы их сущность, структура, функции, формы внешнего выражения.
· Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования других гос.-правовых явлений (гос. власть, правовые отношения, законность, правопорядок и тд.). исследуя их, наука выясняет, что они собой представляют, как возникают, развиваются и функционируют, каким образом связаны с государством и правом.
· Наиболее общие связи гос-ва и права с различными социальными явлениями (экономика, политика, идеология, культура, рклигия, мораль, обычаи и тд.) и личностью.
Предмет науки ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других гос.-правовых явлений, а также наиболее общие связи гос-ва и права с различными соц.явлениями и личностью.
Объект науки ТГП – государство и право, которые в то же время изучаются и другими науками (философией, политологией, социологией и т.д.). Государство, право, правовые и политические отношения, иные явления входят в объект теории государства и права и составляют основное отличие объекта этой науки от остальных дисциплин обществознания. Объектом теории государства, по сути дела, является общество, организованное в государство и регламентированное правом.
Структура (состав) науки ТГП.
Различные позиции на структуру:
I. С позиции структуры любой фундаментальной науки, в структуру науки ТГП входят такие элементы как:
· Законы – это открытые наукой, необходимые, повторяющиеся, устойчивые связи каких-либо явлений и процессов действительности.
· Категории – это основные научные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности.
· Частные теории – обособленные части единой науки ТГП, в которых получают свое развитие отдельные категории (теория правосознания, теория правовых отношений, теория законности, теория юридической ответственности и тд.).
· Научные факты – достоверные знания о тех или иных фактах реальной действительности.
· Научные гипотезы – это предположительные, вероятностные знания и тех или иных фактах действительности (пр. о причинах возникновения гос-ва и права).
II. С позиции предмета этой науки:
Государство представляет собой определенную политическую организацию, существующую и функционирующую в обществе, а право – систему норм, правил поведения в обществе.
III. Исходя из основных научных направлений, структура науки представляет собой:
· Позитивная теория ГиП – изучение Г и П в чистом виде (структура ГиП, классификация различных гос-правовых явлений, содержание видов гос.деят-ти).
· Философия ГиП – исследование ГиП через призму философских идей, принципов и категорий (философия права наиболее развита).
· Социология ГиП – исследование гос-правовых вопросов на основе идей и категорий науки социологии (совершенствование гос.механизма, зак-ва, правотворческой и правоприменительной деятельности и иные проблемы).
· Сравнительное государствоведение и правоведение – вопросы, связанные с сопоставлением различных гос-правовых систем, институтов, процессов и тд. (сходство и различие сравниваемых явлений, их качественное состояние, достоинства и недостатки).
· + общая юридическая конфликтология – изучение природы, причин и динамики развития юр.конфликтов, правовые механизмы их предупреждения и разрешения
· + юридическая антропология – изучение правовых форм общественной жизни людей от древности до наших дней.
4. Методология науки ТГП.
Методология науки означает:
— Совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке
— Учение о методе науки
Метод науки – совокупность подходов, принципов и приемов, которые используются наукой при исследовании своего предмета. Предмет – ЧТО? Метод – КАК?
Вопрос: Структура теории государства и права как науки и учебной дисциплины
Анализ структуры, по аналогии с анализом функций, целесообразно проводить с учетом специфики познания теории государства и права в качестве науки и учебной дисциплины.
Структурирование теории государства и права как науки осуществляется в контексте двух основных подходов, которые с определенной долей условности могут быть названы предметным и функциональным.
Структурирование теории государства и права в соответствии с предметным подходом предполагает выделение двух основных структурных разделов: «теории государства» и «теории права». При этом от того, каким образом соотносятся в рамках предмета феномены «государство» и право, зависит не только содержание науки, но и ее название. В том случае, если в качестве источника правообразования рассматривается государство, создающее право в процессе осознанной, целенаправленной, волевой деятельности, обеспечивающее его реализацию посредством государственного принуждения и применяющее меры юридической ответственности в отношении правонарушителей, то название науки звучит как «теория государства и права». Если же право рассматривается как объективная система ценностей, значимых не только и не столько в силу признания, закрепления и санкционирования их государством, сколько в силу их естественного, не зависящего от государственной воли характера, то для того, чтобы подчеркнуть приоритет права по отношению к государству, науку называют «теория права и государства».
Сторонники функционального подхода к структурированию теории государства и права выделяют в качестве относительно обособленных элементов юридическую догматику, юридическую технику, социологию права и философию права.
Юридическая догматика включает в себя понятия и принципы, являющиеся первичными базовыми основаниями юриспруденции. Посредством юридических догм характеризуются формальные параметры государства и права.
Юридическая техника используется для анализа процессов правотворчества, реализации права, определения и осуществления мер юридической ответственности. Посредством юридической техники характеризуются специфические особенности отношений в сфере правового регулирования (правотворчество, интерпретация права, применение права, судопроизводство и т. п.).
Социология права рассматривает право с точки зрения общественных отношений, порождающих правовые нормы и процедуры, связанные с их правовым регулированием и правовой охраной.
Философия права предполагает акцентирование внимания на наиболее общих и в силу этого объективных закономерностях возникновения и развития государства и права, а также исследует философские категории (свобода, необходимость, общество и т. п.) в их юридической интерпретации.
Говоря о соотношении науки и учебной дисциплины, следует иметь в виду, что учебная дисциплина в обязательном порядке базируется на науке и зачастую имеет одно с ней название (в рамках данного курса мы рассматриваем теории государства и права и как науку, и вместе с тем как учебную дисциплину). Вместе с тем наука и учебная дисциплина — это принципиально разные системы, каждая из которых имеет свою цель и свое строение. В наиболее общем виде различия между данными направлениями познания могут быть сведены к следующим:
• учебная дисциплина — это начальный уровень познания, являющийся условием адаптации субъекта к той или иной форме социальной жизнедеятельности (к примеру, правовой);
• наука — это системное, обобщенное видение объекта познания, высший уровень познавательной деятельности.
Нас в данном случае в большей степени интересует теория государства и права как учебная дисциплина.
Учебная дисциплина «Теория государства и права» представляет собой систему определенных теоретических сведений о государстве и праве, построенную в соответствии с конкретными тематическими планами и учебными программами и предназначенную для подготовки специалистов в сфере юриспруденции.
Структура теории государства и права как учебной дисциплины предполагает выделение трех взаимосвязанных разделов: вводного, общей теории государства и общей теории права. В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве предмета теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства и права, а также рассматриваются основные теории происхождения этих феноменов. Во втором разделе рассматриваются основные теоретические понятия, характеризующие государство (понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т. д.). В рамках третьего раздела исследуются наиболее важные категории в правовой сфере (понятие и признаки права, система права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность), а также анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации права (механизмы и принципы юридической техники).
Понятие науки и учебной дисциплины теории государства и права, история возникновения и ее структура
Теория государства и права — это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Без их усвоения невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве используемых основными юридическими науками. Научное исследование в теории государства и права ведётся не по отдельно взятой стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы прав и государственности.
Основные черты ТГП:
Учебная дисциплина «Теория государства и права» представляет собой систему определенных теоретических сведений о государстве и праве, построенную в соответствии с конкретными тематическими планами и учебными программами и предназначенную для подготовки специалистов в сфере юриспруденции.
Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. На философию права, оказало влияние одно важное обстоятельство — это историческое разобщение между философией права и юридическими науками.
Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права, а философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, не задаваясь мыслью о том, каким оно может или должно быть, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы. Современная юриспруденция в той или иной мере связана со всеми отраслями знания прежде всего потому, что научная деятельность и результаты ее практического воплощения в реальные общественные отношения в конечном счете приобретают форму правоотношений, охраняемых государством.
Структура теории государства и права как учебной дисциплины предполагает выделение трех взаимосвязанных разделов: вводного, общей теории государства и общей теории права. В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве предмета теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства и права, а также рассматриваются основные теории происхождения этих феноменов.
Во втором разделе рассматриваются основные теоретические понятия, характеризующие государство (понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т. д.). В рамках третьего раздела исследуются наиболее важные категории в правовой сфере (понятие и признаки права, система права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность), а также анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации права (механизмы и принципы юридической техники).
Как учебная дисциплина теория государства и права выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку. Теологическая теория происхождения, насилия, договорная, патриархальная.
Объект и предмет теории государства и права: понятие, общая характеристика и плюрализм понимания их соотношения.
Предмет ТГП это и вопросы, характеризующие государство с точки зрения их формы, функций, механизма проявления; основные понятия; правосознание, явления, отношения, закономерности. Предмет теории государства и права неоднороден. Основное деление внутри неё проходит между теорией государства и теорией права.
В своем учебнике Н.И. Матузов, А.В. Малько указывают, что предметом исследования является конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности. В качестве предмета теории государства и права выступают 2 блока объективной действительности: 1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки.
Особенность предмета теории государства и права является то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты. Предметом науки ТГП являются общие и специфические закономерности возникновения и развития государства и права.
Методы и методология теории государства и права: различные подходы к классификации.
Под методологией науки понимают: а) часть данной науки, которая изучает методы научного исследования, используемые данной наукой; б) сами используемые методы исследования.
Теория государства и права использует следующие методы:
1. Всеобщие (задаются используемым философским направлением):
а) материализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует независимо от нашего сознания;
а) идеализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует благодаря нашему сознанию;
2. Общенаучные (анализ (разделение целого на составные части), синтез (объед.целого из составных частей), индукция (от частного к общему), дедукция (от общего к частному), аналогия, абстрагирование)
3. Специальные:
— системный метод: изучаются состав системы и связи меду его элементами, изучаются возникновение объекта, его формирование и дальнейшее развитие;
— функциональный – позволяет познать сущность явления, посредством изучения его функций
— исторический – рассматривает явление в его эволюционном развитии
— сравнительное правоведение и государствоведение (метод правовой компаративистики) суть – сравнение гос и правовых институтов различных стран
— правовой эксперимент – апробация каких-либо нововведений в ограниченном масштабе с целью выяснения эффективности их действия и применения в более широких масштабах
— формально-юридический – познание права в его чистом виде, вне связи с др. явлениями.
Тгп как учебная дисциплина, ее цели, задачи структура и система
Теория государства и права – это такая учебная дисциплина, с которой начинается всякое юридическое образование, поскольку теория дает основные юридические категории, понятия, без знания которых нельзя усвоить отраслевые юридические науки. Теория дает возможность понять, что такое государство и право, какие факторы их определяют, как работают государство и право.
Целью изучения курса теории государства и права является усвоение целостных, научно обоснованных представлений о государстве и праве, необходимых для изучения отраслевых юридических наук и профессиональной юридической деятельности.
В процессе достижения этой цели решаются следующие задачи:
1. Усвоение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, государственных и правовых явлений, места и роли государства и права в обществе, их соотношение и взаимодействие друг с другом, с различными общественными явлениями;
2. Овладение основными категориями и понятиями теории государства и права, необходимыми в дальнейшем образовании для изучения отраслевых юридических наук;
3. Формирование высокой общей, политической и правовой культуры, развитие абстрактного, теоретического мышления;
4. Изучение особенностей современного Российского государства, российской правовой системы, ориентирование и понимание процессов, происходящих в политической и государственной сфере нашего общества.
Целью настоящей Программы является логически последовательное изложение тем и вопросов курса «Теории государства и права» для систематического усвоения учебной дисциплины «Теория государства и права».
Теория государства и права преподается студентам I курса в течение двух семестров. Формами контроля являются сдача экзаменов в 1 и во 2 семестрах, а также промежуточные аттестации в течение года. Кроме того, студентами во 2-м семестре выполняется курсовая работа.
Функции теории государства и права:
4 вопрос: Функции ТГП
Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.
Функции теории государства и права:
1) онтологическая – функция, которая изучает государственно—правовые явления, исследует их и анализирует;
2) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);
3) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;
4) методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно—правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно—правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;
5) прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно—правовой действительности;
6) политическая (политико—управленческая или организационно—управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;
7) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;
8) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно—правовых явлений;
9) практически—организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно—правового строительства, законодательства и юридической практики;
10) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;
11) теоретико—познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно—правовых явлений;
12) учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку
5 вопрос: Понятие метода и методологии ТГП.
Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.
Виды методов теории государства и права:
1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;
2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.
К общенаучным методам относят:
1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);
2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;
3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;4) логический.
6 вопрос: Общая характеристика экономической основы, соц власти и норм первобытного общества
Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.
Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.
Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.
Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно—общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов
в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.
Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:
1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно—образная или предметно—фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;
2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;
3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;
4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.
7 вопрос: причины и основные закономерности возникновения гос-ва и права
1. Переход от собирательства к производящей экономике
2. Об-ное разделение труда
3. Рост производ. Труда и появление излишков
4. Появление частной собственности
1. Разложение рода, возникновение семьи
2. Появление противоречивых интересов
3. Разложение общества на классы
Общие закономерности возникновения гос-ва и права
1. Естественное развитие первобытного общинного строя
2. Гос-во и право возникает тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития
3. Гос-во и право возникает из аппарата управления первобытного общества
4. Организация крупных общественных работ
5. Необходимость поддержке общественного порядка
6. Необходимость совершенствования управления обществом
7. Решения задач связанных с подавлением, сопротивления эксплотированных масс
8вопрос: Восточный и западный пути возникн.гос-ва.
1. восточный – необходимость проведения масштабных с\х работ связанных с проблемами ирригации, не было частной собственности, полномочия переходили по наследству.
Административно-государственные структуры, появление которых жестко обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем возникает частная собственность (главным образом на землю). На протяжении веков деспотическое государство было не только орудием классового господства, но и само служило источником классообразовавия, возникновения различных привилегированных групп и слоев. На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими.
Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.
Вместе с тем все восточные государства имели много общего в главном. Все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства («власть-собственность»), а частная собственность имела второстепенное значение.
Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. Основными причинами появления государства здесь были:
— потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;
— необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;
— необходимость единого, централизованного руководства этими массами.
Обычаи- исторически сложившиеся правила поведения.
Нормы- правило поведения, которые лежат между отнош.людьми
В первобытном социально однородном обществе нормы поведения отражали интересы и волю всех членов рода и племени, возникали в сознании членов этого общества, были одновременно правами и обя зкамы (то есть право и обязанность не разграничивались), обеспечивались внутреннему убеждению людей, их привычками, одобрением или осуждением родственники.
В отличие от социальных норм поведения в первобытном обществе, нормы юридического права выражают волю определенных классов, других слоев социально неоднородного общества Они внешне объективированного, с общеобязательные и формально определены в нормативных актах, правовых обычаях, нормативных договорах, судебных и административных прецедентах, что устанавливаются или санкционируются государством (его органа мы) В нормах права четко разграничиваются права и обязанности Это означает, что каждое субъективное право одного субъекта обеспечено обязанностью другого субъекта Нормы права обеспечиваются всеми средствами перек онання и государственного принуждениемусу.
Итак, в отличие от социальных норм первобытного общества нормы юридического права в условиях государственности является средством, государство использует для управления населением Они выражают волю экономически и а политически господствующих слоев населения, устанавливаются или санкционируются государством в виде субъективных прав и юридических обязанностей Реализацию норм юридического права обеспечивает государства.
10 вопрос: основные теории происхождения гос-ва и права.
1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;
2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;
3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;
4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;
5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;
6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;
7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер;
8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;
9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.
Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 22 | Нарушение авторских прав