Структура тгп как учебной дисциплины

ТГП как учебная дисциплина

Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть фото Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть картинку Структура тгп как учебной дисциплины. Картинка про Структура тгп как учебной дисциплины. Фото Структура тгп как учебной дисциплины Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть фото Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть картинку Структура тгп как учебной дисциплины. Картинка про Структура тгп как учебной дисциплины. Фото Структура тгп как учебной дисциплины Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть фото Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть картинку Структура тгп как учебной дисциплины. Картинка про Структура тгп как учебной дисциплины. Фото Структура тгп как учебной дисциплины Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть фото Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть картинку Структура тгп как учебной дисциплины. Картинка про Структура тгп как учебной дисциплины. Фото Структура тгп как учебной дисциплины

Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть фото Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть картинку Структура тгп как учебной дисциплины. Картинка про Структура тгп как учебной дисциплины. Фото Структура тгп как учебной дисциплины

Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть фото Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть картинку Структура тгп как учебной дисциплины. Картинка про Структура тгп как учебной дисциплины. Фото Структура тгп как учебной дисциплины

ТГП как наука – система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и связанных с ними различных гос.-правовых явлений.

Черты науки ТГП:

· Это гуманитарная, общественная наука, так как изучает гос-во и право, которые относятся к общественным явлениям и непосредственно связаны с человеком и его жизнед-ю.

· Это политико-юрид. наука, так как она изучает два совершенно разных, но взаимосвязанных явления: государство (полит.явление) и право (юрид.явление).

· Это единая о гос-ве и праве наука. Гос-во не существует без права, право не сущ-ет без гос-ва. их исследование должно происходить в рамках единой науки.

· Это наиболее общая наука о гос-ве и праве. ТГП не ед.наука, изучающая гос-во и право, но она занимается изучением наиболее общих, а не частных вопросов, так как исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос.-правовых явлений.

· Это фундаментальная юрид.наука, так как формирует основополагающие, фундаментальные знания о гос-ве и праве.

· Это методологическая наука, так как формирует мировоззрение в системе юридических наук.

· Это комплексная наука, так как в ее составе существует целый ряд относительно обособленных научных направлений, которые зачастую рассматриваются в качестве самостоятельных наук (философия гос-ва, философия права, социология права, сравнит. правоведение и тд.)

ТГП как учебная дисциплина

Теория государства и права как учебная дисциплина – это курс науки ТГП, который преподается либо в средних специальных, либо в высших учебных заведениях. Наука ТГП гораздо объемнее учебной дисциплины. Как учебная дисциплина, ТГП относится к числу базовых юридических дисциплин, которая закладывает основы юридического мировоззрения, дает представления об основных гос-правовых понятиях, способствует формированию юридического мышления и юридической культуры. Главное назначение – дача необходимых знаний студенту о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования гос-правовых явлений и их связях с иными социальными явлениями и личностью.

Функции теории государства и права как учебной дисциплины:

· Познавательная, т.е. ее основная задача – передача знаний о происхождении, становлении и развитии государства и права.

· Идеологическая, т.е. закладывает основы представления будущих юристов о государстве и праве, ориентируется на факты и достижения, которые составляют основу и суть действующего государственного и политического строя.

· Воспитательная, т.е. воспитание у людей правовой культуры, ценностей отвечающих запросам общества.

· Обобщающая, т.е. теория государства и права обобщает весь комплекс знаний полученных в процессе постижения юридической науки.

Предмет и объект науки ТГП.

Предмет науки – то, что изучает данная наука, это круг тех явлений, исследованием которых она занимается. Государство и право – это не предмет, а объект исследования различных юридических наук.

Предмет науки ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва, права и других гос.-правовых явлений (не отдельно взятой страны, а гос-ва и права вообще). Исследуя их, наука ТГП выясняет, что такое гос-во, право и другие гос.-правовые явления, когда и в силу каких причин они возникают, как развиваются и каковы закономерности их развития, как функционируют, какую роль играют в общественной жизни. Предмет науки имеет свою структуру (т.е. определенное строение):

Структура предмета науки ТГП:

· Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования собственно гос-ва и собственно права, при исследовании которых выясняется, что такое гос-во и право, как они возникают и развиваются, каковы их сущность, структура, функции, формы внешнего выражения.

· Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования других гос.-правовых явлений (гос. власть, правовые отношения, законность, правопорядок и тд.). исследуя их, наука выясняет, что они собой представляют, как возникают, развиваются и функционируют, каким образом связаны с государством и правом.

Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть фото Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть картинку Структура тгп как учебной дисциплины. Картинка про Структура тгп как учебной дисциплины. Фото Структура тгп как учебной дисциплины

· Наиболее общие связи гос-ва и права с различными социальными явлениями (экономика, политика, идеология, культура, рклигия, мораль, обычаи и тд.) и личностью.

Предмет науки ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других гос.-правовых явлений, а также наиболее общие связи гос-ва и права с различными соц.явлениями и личностью.

Объект науки ТГП – государство и право, которые в то же время изучаются и другими науками (философией, политологией, социологией и т.д.). Государство, право, правовые и политические отношения, иные явления входят в объект теории государства и права и составляют основное отличие объекта этой науки от остальных дисциплин обществознания. Объектом теории государства, по сути дела, является общество, организованное в государство и регламентированное правом.

Структура (состав) науки ТГП.

Различные позиции на структуру:

I. С позиции структуры любой фундаментальной науки, в структуру науки ТГП входят такие элементы как:

· Законы – это открытые наукой, необходимые, повторяющиеся, устойчивые связи каких-либо явлений и процессов действительности.

· Категории – это основные научные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности.

· Частные теории – обособленные части единой науки ТГП, в которых получают свое развитие отдельные категории (теория правосознания, теория правовых отношений, теория законности, теория юридической ответственности и тд.).

· Научные факты – достоверные знания о тех или иных фактах реальной действительности.

· Научные гипотезы – это предположительные, вероятностные знания и тех или иных фактах действительности (пр. о причинах возникновения гос-ва и права).

II. С позиции предмета этой науки:

Государство представляет собой определенную политическую организацию, существующую и функционирующую в обществе, а право – систему норм, правил поведения в обществе.

III. Исходя из основных научных направлений, структура науки представляет собой:

· Позитивная теория ГиП – изучение Г и П в чистом виде (структура ГиП, классификация различных гос-правовых явлений, содержание видов гос.деят-ти).

· Философия ГиП – исследование ГиП через призму философских идей, принципов и категорий (философия права наиболее развита).

· Социология ГиП – исследование гос-правовых вопросов на основе идей и категорий науки социологии (совершенствование гос.механизма, зак-ва, правотворческой и правоприменительной деятельности и иные проблемы).

· Сравнительное государствоведение и правоведение – вопросы, связанные с сопоставлением различных гос-правовых систем, институтов, процессов и тд. (сходство и различие сравниваемых явлений, их качественное состояние, достоинства и недостатки).

· + общая юридическая конфликтология – изучение природы, причин и динамики развития юр.конфликтов, правовые механизмы их предупреждения и разрешения

· + юридическая антропология – изучение правовых форм общественной жизни людей от древности до наших дней.

4. Методология науки ТГП.

Методология науки означает:

— Совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке

— Учение о методе науки

Метод науки – совокупность подходов, принципов и приемов, которые используются наукой при исследовании своего предмета. Предмет – ЧТО? Метод – КАК?

Источник

Вопрос: Структура теории государства и права как науки и учебной дисциплины

Анализ структуры, по аналогии с анализом функций, целесообразно проводить с учетом специфики познания теории государства и права в качестве науки и учебной дисциплины.

Структурирование теории государства и права как науки осуществляется в контексте двух основных подходов, которые с определенной долей условности могут быть названы предметным и функциональным.

Структурирование теории государства и права в соответствии с предметным подходом предполагает выделение двух основных структурных разделов: «теории государства» и «теории права». При этом от того, каким образом соотносятся в рамках предмета феномены «государство» и право, зависит не только содержание науки, но и ее название. В том случае, если в качестве источника правообразования рассматривается государство, создающее право в процессе осознанной, целенаправленной, волевой деятельности, обеспечивающее его реализацию посредством государственного принуждения и применяющее меры юридической ответственности в отношении правонарушителей, то название науки звучит как «теория государства и права». Если же право рассматривается как объективная система ценностей, значимых не только и не столько в силу признания, закрепления и санкционирования их государством, сколько в силу их естественного, не зависящего от государственной воли характера, то для того, чтобы подчеркнуть приоритет права по отношению к государству, науку называют «теория права и государства».

Сторонники функционального подхода к структурированию теории государства и права выделяют в качестве относительно обособленных элементов юридическую догматику, юридическую технику, социологию права и философию права.

Юридическая догматика включает в себя понятия и принципы, являющиеся первичными базовыми основаниями юриспруденции. Посредством юридических догм характеризуются формальные параметры государства и права.

Юридическая техника используется для анализа процессов правотворчества, реализации права, определения и осуществления мер юридической ответственности. Посредством юридической техники характеризуются специфические особенности отношений в сфере правового регулирования (правотворчество, интерпретация права, применение права, судопроизводство и т. п.).

Социология права рассматривает право с точки зрения общественных отношений, порождающих правовые нормы и процедуры, связанные с их правовым регулированием и правовой охраной.

Философия права предполагает акцентирование внимания на наиболее общих и в силу этого объективных закономерностях возникновения и развития государства и права, а также исследует философские категории (свобода, необходимость, общество и т. п.) в их юридической интерпретации.

Говоря о соотношении науки и учебной дисциплины, следует иметь в виду, что учебная дисциплина в обязательном порядке базируется на науке и зачастую имеет одно с ней название (в рамках данного курса мы рассматриваем теории государства и права и как науку, и вместе с тем как учебную дисциплину). Вместе с тем наука и учебная дисциплина — это принципиально разные системы, каждая из которых имеет свою цель и свое строение. В наиболее общем виде различия между данными направлениями познания могут быть сведены к следующим:

• учебная дисциплина — это начальный уровень познания, являющийся условием адаптации субъекта к той или иной форме социальной жизнедеятельности (к примеру, правовой);

• наука — это системное, обобщенное видение объекта познания, высший уровень познавательной деятельности.

Нас в данном случае в большей степени интересует теория государства и права как учебная дисциплина.

Учебная дисциплина «Теория государства и права» представляет собой систему определенных теоретических сведений о государстве и праве, построенную в соответствии с конкретными тематическими планами и учебными программами и предназначенную для подготовки специалистов в сфере юриспруденции.

Структура теории государства и права как учебной дисциплины предполагает выделение трех взаимосвязанных разделов: вводного, общей теории государства и общей теории права. В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве предмета теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства и права, а также рассматриваются основные теории происхождения этих феноменов. Во втором разделе рассматриваются основные теоретические понятия, характеризующие государство (понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т. д.). В рамках третьего раздела исследуются наиболее важные категории в правовой сфере (понятие и признаки права, система права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность), а также анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации права (механизмы и принципы юридической техники).

Источник

Понятие науки и учебной дисциплины теории государства и права, история возникновения и ее структура

Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть фото Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть картинку Структура тгп как учебной дисциплины. Картинка про Структура тгп как учебной дисциплины. Фото Структура тгп как учебной дисциплины Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть фото Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть картинку Структура тгп как учебной дисциплины. Картинка про Структура тгп как учебной дисциплины. Фото Структура тгп как учебной дисциплины Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть фото Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть картинку Структура тгп как учебной дисциплины. Картинка про Структура тгп как учебной дисциплины. Фото Структура тгп как учебной дисциплины Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть фото Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть картинку Структура тгп как учебной дисциплины. Картинка про Структура тгп как учебной дисциплины. Фото Структура тгп как учебной дисциплины

Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть фото Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть картинку Структура тгп как учебной дисциплины. Картинка про Структура тгп как учебной дисциплины. Фото Структура тгп как учебной дисциплины

Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть фото Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть картинку Структура тгп как учебной дисциплины. Картинка про Структура тгп как учебной дисциплины. Фото Структура тгп как учебной дисциплины

Теория государства и права — это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Без их усвоения невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве используемых основными юридическими науками. Научное исследование в теории государства и права ведётся не по отдельно взятой стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы прав и государственности.

Основные черты ТГП:

Учебная дисциплина «Теория государства и права» представляет собой систему определенных теоретических сведений о государстве и праве, построенную в соответствии с конкретными тематическими планами и учебными программами и предназначенную для подготовки специалистов в сфере юриспруденции.

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. На философию права, оказало влияние одно важное обстоятельство — это историческое разобщение между философией права и юридическими науками.

Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права, а философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, не задаваясь мыслью о том, каким оно может или должно быть, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы. Современная юриспруденция в той или иной мере связана со всеми отраслями знания прежде всего потому, что научная деятельность и результаты ее практического воплощения в реальные общественные отношения в конечном счете приобретают форму правоотношений, охраняемых государством.

Структура теории государства и права как учебной дисциплины предполагает выделение трех взаимосвязанных разделов: вводного, общей теории государства и общей теории права. В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве предмета теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства и права, а также рассматриваются основные теории происхождения этих феноменов.

Во втором разделе рассматриваются основные теоретические понятия, характеризующие государство (понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т. д.). В рамках третьего раздела исследуются наиболее важные категории в правовой сфере (понятие и признаки права, система права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность), а также анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации права (механизмы и принципы юридической техники).

Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть фото Структура тгп как учебной дисциплины. Смотреть картинку Структура тгп как учебной дисциплины. Картинка про Структура тгп как учебной дисциплины. Фото Структура тгп как учебной дисциплины

Как учебная дисциплина теория государства и права выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку. Теологическая теория происхождения, насилия, договорная, патриархальная.

Объект и предмет теории государства и права: понятие, общая характеристика и плюрализм понимания их соотношения.

Предмет ТГП это и вопросы, характеризующие государство с точки зрения их формы, функций, механизма проявления; основные понятия; правосознание, явления, отношения, закономерности. Предмет теории государства и права неоднороден. Основное деление внутри неё проходит между теорией государства и теорией права.

В своем учебнике Н.И. Матузов, А.В. Малько указывают, что предметом исследования является конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности. В качестве предмета теории государства и права выступают 2 блока объективной действительности: 1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки.

Особенность предмета теории государства и права является то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты. Предметом науки ТГП являются общие и специфические закономерности возникновения и развития государства и права.

Методы и методология теории государства и права: различные подходы к классификации.

Под методологией науки понимают: а) часть данной науки, которая изучает методы научного исследования, используемые данной наукой; б) сами используемые методы исследования.

Теория государства и права использует следующие методы:

1. Всеобщие (задаются используемым философским направлением):

а) материализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует независимо от нашего сознания;

а) идеализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует благодаря нашему сознанию;

2. Общенаучные (анализ (разделение целого на составные части), синтез (объед.целого из составных частей), индукция (от частного к общему), дедукция (от общего к частному), аналогия, абстрагирование)

3. Специальные:

— системный метод: изучаются состав системы и связи меду его элементами, изучаются возникновение объекта, его формирование и дальнейшее развитие;

— функциональный – позволяет познать сущность явления, посредством изучения его функций

— исторический – рассматривает явление в его эволюционном развитии

— сравнительное правоведение и государствоведение (метод правовой компаративистики) суть – сравнение гос и правовых институтов различных стран

— правовой эксперимент – апробация каких-либо нововведений в ограниченном масштабе с целью выяснения эффективности их действия и применения в более широких масштабах

— формально-юридический – познание права в его чистом виде, вне связи с др. явлениями.

Источник

Тгп как учебная дисциплина, ее цели, задачи структура и система

Теория государства и права – это такая учебная дисциплина, с которой начинается всякое юридическое образование, поскольку теория дает основные юридические категории, понятия, без знания которых нельзя усвоить отраслевые юридические науки. Теория дает возможность понять, что такое государство и право, какие факторы их определяют, как работают государство и право.

Целью изучения курса теории государства и права является усвоение целостных, научно обоснованных представлений о государстве и праве, необходимых для изучения отраслевых юридических наук и профессиональной юридической деятельности.

В процессе достижения этой цели решаются следующие задачи:

1. Усвоение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, государственных и правовых явлений, места и роли государства и права в обществе, их соотношение и взаимодействие друг с другом, с различными общественными явлениями;

2. Овладение основными категориями и понятиями теории государства и права, необходимыми в дальнейшем образовании для изучения отраслевых юридических наук;

3. Формирование высокой общей, политической и правовой культуры, развитие абстрактного, теоретического мышления;

4. Изучение особенностей современного Российского государства, российской правовой системы, ориентирование и понимание процессов, происходящих в политической и государственной сфере нашего общества.

Целью настоящей Программы является логически последовательное изложение тем и вопросов курса «Теории государства и права» для систематического усвоения учебной дисциплины «Теория государства и права».

Теория государства и права преподается студентам I курса в течение двух семестров. Формами контроля являются сдача экзаменов в 1 и во 2 семестрах, а также промежуточные аттестации в течение года. Кроме того, студентами во 2-м семестре выполняется курсовая работа.

Функции теории государства и права:

4 вопрос: Функции ТГП

Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

Функции теории государства и права:

1) онтологическая – функция, которая изучает государственно—правовые явления, исследует их и анализирует;

2) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);

3) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;

4) методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно—правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно—правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;

5) прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно—правовой действительности;

6) политическая (политико—управленческая или организационно—управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;

7) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;

8) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно—правовых явлений;

9) практически—организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно—правового строительства, законодательства и юридической практики;

10) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;

11) теоретико—познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно—правовых явлений;

12) учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку

5 вопрос: Понятие метода и методологии ТГП.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;4) логический.

6 вопрос: Общая характеристика экономической основы, соц власти и норм первобытного общества

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно—общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов

в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно—образная или предметно—фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

7 вопрос: причины и основные закономерности возникновения гос-ва и права

1. Переход от собирательства к производящей экономике

2. Об-ное разделение труда

3. Рост производ. Труда и появление излишков

4. Появление частной собственности

1. Разложение рода, возникновение семьи

2. Появление противоречивых интересов

3. Разложение общества на классы

Общие закономерности возникновения гос-ва и права

1. Естественное развитие первобытного общинного строя

2. Гос-во и право возникает тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития

3. Гос-во и право возникает из аппарата управления первобытного общества

4. Организация крупных общественных работ

5. Необходимость поддержке общественного порядка

6. Необходимость совершенствования управления обществом

7. Решения задач связанных с подавлением, сопротивления эксплотированных масс

8вопрос: Восточный и западный пути возникн.гос-ва.

1. восточный – необходимость проведения масштабных с\х работ связанных с проблемами ирригации, не было частной собственности, полномочия переходили по наследству.

Административно-государственные структуры, появление которых жестко обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем возникает частная собственность (главным образом на землю). На протяжении веков деспотическое государство было не только орудием классового господства, но и само служило источником классообразовавия, возникновения различных привилегированных групп и слоев. На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими.

Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.

Вместе с тем все восточные государства имели много общего в главном. Все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства («власть-собственность»), а частная собственность имела второстепенное значение.

Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. Основными причинами появления государства здесь были:

— потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

— необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

— необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Обычаи- исторически сложившиеся правила поведения.

Нормы- правило поведения, которые лежат между отнош.людьми

В первобытном социально однородном обществе нормы поведения отражали интересы и волю всех членов рода и племени, возникали в сознании членов этого общества, были одновременно правами и обя зкамы (то есть право и обязанность не разграничивались), обеспечивались внутреннему убеждению людей, их привычками, одобрением или осуждением родственники.

В отличие от социальных норм поведения в первобытном обществе, нормы юридического права выражают волю определенных классов, других слоев социально неоднородного общества Они внешне объективированного, с общеобязательные и формально определены в нормативных актах, правовых обычаях, нормативных договорах, судебных и административных прецедентах, что устанавливаются или санкционируются государством (его органа мы) В нормах права четко разграничиваются права и обязанности Это означает, что каждое субъективное право одного субъекта обеспечено обязанностью другого субъекта Нормы права обеспечиваются всеми средствами перек онання и государственного принуждениемусу.

Итак, в отличие от социальных норм первобытного общества нормы юридического права в условиях государственности является средством, государство использует для управления населением Они выражают волю экономически и а политически господствующих слоев населения, устанавливаются или санкционируются государством в виде субъективных прав и юридических обязанностей Реализацию норм юридического права обеспечивает государства.

10 вопрос: основные теории происхождения гос-ва и права.

1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 22 | Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *