Су 122а как играть
Обзор СУ-122А
Здравствуйте, уважаемые танкисты! Сегодня мы познакомимся с преемником советской Арт-САУ СУ-5, которая является также логичным её продолжением, унаследовав (и улучшив) некоторые её стороны. Встречайте, СУ-122А.
Для того, чтобы открыть СУ-122А, Вам придётся заработать опыта на СУ-5. Цена нашего подопытного составляет ни много, ни мало – 385.000 серебра. Относительно экипажа – работаем «по старинке»:
Камуфляж – покупаем. Мы САУ с небольшими габаритами и такое приобретение будет нам очень кстати. Ко всему прочему, станем красивее 🙂 Его покупка на месяц обойдётся Вам в 3 * 50 000 = 150 000.
Дерево исследований
Первым делом исследуем и устанавливаем ходовую часть, чтобы не иметь проблем с весом. Если топовую пушку мы можем поставить и без них, то модули уже в нас «не влезут». Суммы опыта достаточно малы и сама машина проходная, поэтому более подробно рассматривать каждый модуль я не буду.
Прокачка
Устанавливаем модули в такой последовательности:
Достоинства и недостатки машины в топовой комплектации
Плюсы
Балансный вес
Как и любую «арту» 5 уровня в новом патче, нас будет закидывать в бои с уровнем 5, 6 и 7.
Прибыльность
Тактика
Дополнительное оборудование
Стандартная «артовая» закупка – «приводы» + «досылатель». Третий слот – лично Ваш выбор. Можете ставить «рога» либо «маскировку» (их просто снять и переставить на следующий танк – довольно удобно и экономно). Других вариантов выбора у нас нет (есть, но они сомнительной полезности). Актуальные цены на оборудование приведено ниже:
Снаряжение
Как и для всей техники – аптечка и рем.комплект просто обязательны. Что касается третьего слота – опять же, исходите из своих предпочтений и игрового финансового положения. Единственное, что я Вам посоветую – не покупайте огнетушитель.
Перки для экипажа
Первым умением качаем «маскировку» для всех. Исключением будет командир – там Вы можете сначала прокачать либо «маскировку», либо «лампочку». Вторым перком – «ББ» (основа любой арты). После этого, наводчику – плавный поворот башни (уменьшит наш разброс в пределах горизонтальной наводки орудия), а мех.воду – виртуоз. Другие перки – на Ваше усмотрение.
Уязвимые места машины
У нас слабое круговое бронирование и нет экранирования. Поэтому пробивают нас все и мы страдаем от фугасов, так что старайтесь избегать контакта с врагом.
Напоследок несколько видео
Танк СУ-122А гайд World of Tanks
Обзор видео гайд танк СУ-122А World of Tanks
Общие сведения.
Для СУ-122А гайд, который будет представлен дальше, носит исключительно информативный характер и не является основным учебным уклонением, помните, что на полях сражений нужно действовать исключительно по ситуации.
Максимальная скорость этого представителя достигает 30 кмч, а запас заднего хода остановился на отметке в 10 кмч. Вес машины составляет 13 тонн, которые приходятся на двигатель мощностью в 170 л.с. Обзор равен 340 метров.
Рекомендуемые модули для танка.
Дополнительные модули оказывают исключительно положительный эффект на боевую эффективность танка:
Снаряжение рекомендуется устанавливать стандартное, вариант 3:
Экипаж.
Правильно прокаченный экипаж поможет выйти даже из самого сложного боя.
Сравнение техники
Если начать сравнивать технику между нациями, то представитель СССР находится на 3 позиции по применению и популярности, первые 2 места занимают Германия и Америка. Из-за своей огромной мощи, советская техника обладает слабой динамикой и маленьким сплешом.
Видео СУ122а 5-го уровня WOT
Тактика боя.
СУ-122А является представителем медленной и не очень динамичной техники. Поэтому из-за потери скорости сокращаются и тактические возможности на карте. Так су-122а 5-го уровня имеет низкий показатель скорости, приходится действовать на ближней дистанции базы. Лучшим вариантом будет, скрываться в кусты позади базы. Данная техника обладает достаточно «сплющенным» размером, что позволяет без труда скрываться в зарослях, особенно, если имеется маскировочная сеть.
Несмотря на медленную перезарядку и долгое сведение, СУ-122А после патча не утратила своей точности, орудие по-прежнему отлично поражает цели в зоне действия, также стоит отметить, что пушка позволяет без труда закидывать снаряды за укрытие, это становится неожиданным сюрпризом для врагов.
Ну и самой важной рекомендацией будет – уничтожайте в первую очередь приоритетную технику, которая расположилась в топе команды, или представляет собой САУ класс, так же стоит уничтожать барабанные танки Франции и США. Если же ничего такого нет, только в этом случае необходимо уничтожать технику, до которой вы можете достать.
Данный представитель советской техники отлично вписался в игровой мир, хоть и не нашел признания. Эта артиллерия быстро проходится, не оставляет воспоминаний. Поэтому приходится придавать не очень хороший ярлык этой техники, который именуется как «проходной вариант», что подразумевает простое развитие без возможности фана и интереса.
Проект 122-мм САУ на базе СУ-76. Не было построено ни одного прототипа.
Экипаж
Модули
Технические характеристики
Огневая мощь
Мобильность
Живучесть
Наблюдение
Время последовательной дозарядки каждого снаряда в магазин
Доработанная система позволяет уменьшить базовое время дозарядки следующего снаряда при отстреле заряженного снаряда после соответствующей индикации
Технические характеристики указаны для осадного режима.
Технические характеристики указаны для режима раскрученной турбины.
Технические характеристики указаны для скоростного режима.
Время зарядки первого и второго орудия на технике со спаренной орудийной установкой
Время починки выведенной из строя основной/резервной гусеницы
Технические характеристики указаны для техники с уровнем обучения экипажа 100%.
Рассказы об оружии. СУ-122: несправедливо в тени потомков
Продолжая тему самоходных установок образца 1942 года, при этом учитывая, что данный материал выйдет в преддверии Дня Победы, мы решили рассказать о машине, которую знает большинство наших читателей. О машине, которая разрабатывалась параллельно с уже описанной нами САУ СГ-122. О машине, которая была прямым конкурентом СГ-122.
Итак, наша героиня сегодня — СУ-122. Самоходка, которая была предназначена именно для поддержки и сопровождения танков. И, соответственно, была создана на базе самого массового танка Т-34.
Очень часто, рассказывая о вооружении начального периода войны, о работе конструкторов в 1941-42 годах, мы сталкиваемся с мнением, что недостатки данного вооружения вызваны скоростью создания самих машин. Пример САУ СГ-122 и СУ-76и вроде бы доказывает именно этот вывод. Точно так же, как и пример СУ-122. Однако, думаем, следует все-таки поговорить по этому поводу. Дело, на самом деле, гораздо сложнее.
Предыстория появления САУ
Большинство из читателей своё отношение к САУ сформировали после просмотра фильма Виктора Трегубовича «На войне как на войне» (1968). Помните, «Самоходку танк любил, в лес гулять её водил. «? Кстати, многие не знают, но это действительно частушка времен Великой Отечественной. Действительно солдатское творчество. Впервые её исполнил в кинофильме Николай Крючков («Звезда», 1949 г.). Только в первоначальном варианте САУ была танкеткой.
Полный текст выглядел так:
Танк танкетку полюбил,
В лес гулять ее водил,
От такого романа
Вся роща переломана.
Столько пыла и огня
Было в их наружности,
Что не осталось даже пня
На десять верст в окружности!
Почему же танкистам были необходимы самоходки? Именно танкистам! И «дрались» командиры танковых бригад и полков за каждую такую машину поддержки жестко. До хрипоты. Просили командование дать хотя бы пару машин для атаки. И это действительно было необходимо. От этого действительно зависела жизнь танкистов! И началось это задолго до войны.
Дело в том, что танки предвоенного и первого военного периода, при всей видимой мощи этого вооружения, имели достаточно серьезный недостаток. Эффективный огонь по противнику танки могли вести на достаточно коротких расстояниях — 600-900 метров. Вызвано это самой конструкцией машин. Довольно ограниченный обзор и отсутствие стабилизатора пушки. Либо огонь с ходу «на удачу» с большой дистанции, либо под противотанковые пушки врага, на короткое расстояние. Понятно, что противотанковые орудия имели огромное преимущество в этом варианте.
Вот тут-то и включались в работу САУ. Машины, обладающие орудиями более крупных калибров, которые стреляли из-за наступающих танков (не обязательно прямой наводкой) и подавляющие противотанковые батареи противника огнем как раз в тот короткий период времени, который необходим танкам для выхода на расстояние эффективной работы собственного вооружения.
В период, когда танки были малоподвижны, существовала возможность использовать для подавления ПТС полевую артиллерию. Тогда-то и появились требования к орудиям по быстрому переводу из походного положения в боевое и обратно. Но танки «поехали». И поехали быстро. Вот тут-то и появилась необходимость в артиллерии, которая могла не отставать от мобильных танковых частей.
Помните эпоху артиллерийских тягачей? Это как раз и была попытка увеличить мобильность полевой артиллерии. В принципе, создать тягач, способный не отставать от танковых подразделений, можно. Точно так же, как можно создать шасси для орудий, которые бы выдерживали такие перемещения. Но совершенно нереально выглядит идея об эффективной работе батарей, которые начинают огонь без разведки и артиллерийских наводчиков на передовой. Да и управление такими батареями выглядит более чем проблематично.
Таким образом, массовое появление различных самоходок в РККА, как и в других воюющих странах, именно в период 1942-43 годов — это общая тенденция развития бронетехники. Развитие танков породило развитие артиллерии поддержки этих машин. Не поддержки пехоты, а именно поддержки танков. И это направление развивается в настоящем времени.
О самой САУ
Возвращаясь к нашей героине, необходимо сказать, что эта машина является логическим продолжением всех тех разработок, которые существовали в советской промышленности как в довоенный, так и в военный периоды. Потому и выглядят наши машины того времени как братья (или сестры). Не близнецы конечно, но братья точно.
Иногда вызывают вопросы орудия, которые использовались. Сегодня, из будущего, мы уже можем оценить эффективность орудий того времени достаточно объективно. Однако в тот период такой возможности не было. Преимущества и недостатки орудий часто выявлялись уже в процессе эксплуатации. Поэтому и решения принимались на основе оценки пушек и гаубиц специалистами. Калибры же и даже сами орудия, которые должны быть использованы в САУ, определялись очень конкретно.
15 апреля 1942 года состоялся пленум Артиллерийского комитета ГАУ РККА. Были приглашены не только члены комитета, но и представители воинских частей, руководители заводов и КБ, специалисты из Наркомата вооружений (НКВ). Считается, что именно на этом пленуме и были поставлены конкретные задачи по созданию полноценных советских САУ. Там же были определены и орудия, которые предлагалось использовать для новых машин.
Для самоходной артиллерии были определены следующие системы.
Для поддержки пехоты на САУ предлагалось устанавливать 76,2-мм пушку ЗиС-3 или 122-мм гаубицу М-30, образца 1938 года.
Для разрушения сильно укрепленных позиций, инженерных сооружений и оборонительных полос предложено использовать 152,4-мм гаубицу-пушку МЛ-20, образца 1937 года.
СУ-122 была разработана именно с учетом этих рекомендаций. А учитывая, что машину разрабатывали практически параллельно с СГ-122, эта самоходка вообще рекордсмен по скорости создания. Ну представьте себе скорость работ. В октябре 1942 года ГКО постановил начать разработку машины на базе Т-34 (19 октября, постановление ГКО №2429сс). 29 октября особая конструкторская группа УЗТМ Л.И. Горлицкого (Н.В. Курин, Г.Ф. Ксюнин, А.Д. Неклюдов, К.Н. Ильин и И.И. Эммануилов) представила проект объекта У-35.
30 ноября 1942 года начались заводские испытания. С 5 по 19 декабря конструкторы УЗТМ и завода №592 уже на Гороховецком полигоне проводят государственные испытания. А в декабре 1942 года машина уже прошла испытания, принята на вооружение и рекомендована к серийному выпуску. Первые предсерийные машины пошли в войска (10 единиц старой (У-35) конструкции рубки). Серийные машины пошли в январе 1943 года. Машинами вооружались самоходные артполки средних СУ. По 16 установок в полку.
На крыше рубки имелось две башенки. Командирская и смотровая (у наводчика) для установки панорамы Герца.
Для посадки-высадки экипажа на крыше рубки был оборудован прямоугольный люк с броневой крышкой. Интересно, что люк механика-водителя, который достался по наследству от Т-34, для посадки механика не использовался. Это чисто смотровой люк.
Наблюдение за полем боя велось при помощи специальных зеркальных смотровых приборов. Приборы располагались в трех местах. На лбу машины, по правому борту и в корме.
В боевом отделении находились так же два штатных пистолета-пулемета ППШ и 20 дисков с патронами (1420 шт).
Связь обеспечивалась через радиостанцию Р-9. Для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство ТПУ-3Ф.
Силовое отделение практически не изменилось и было однотипным с Т-34. А вот шасси пришлось усилить спереди. Ввиду явного перегруза передка машины, передние узлы подвески танка не выдерживали нагрузок.
Путь на передовую
В целом машина вызвала достаточно много нареканий. В большинстве исследований эти недостатки трактуются как незначительные. Но, с другой стороны, в большинстве материалов лишь упоминается испытуемая параллельно СГ-2 мытищинского завода № 592. Он и понятно. Иначе необходимо будет прояснить начало выпуска этих СУ практически сразу после испытаний. Попробуем разобраться в том, что же на самом деле происходило в Свердловске.
Но есть и другой вопрос. Если Мытищинский завод № 592 сделал такую хорошую машину на той же базе, почему приняли вариант УЗТМ? Ответ прост и невероятен. СГ-2 не прошла. ходовые испытания! Именно ходовая часть СГ-2, танковое шасси Т-34, не выдержало нагрузки. И причина была не в каком-то перегрузе шасси или недостатках конструкции СГ вообще. Причина в самом танке Т-34. Именно сам танк, на базе которого был создан опытный экземпляр СГ-2, оказался дефектным. Так закончилась история СГ-2.
Речи о какой-то диверсии или происках нечестных конструкторов здесь нет. Просто потому, что Мытищинскому заводу вообще не могли поручить производство СУ. Завод уже тогда, до начала испытаний, предназначался для выпуска легких танков. Выпуск же СУ-122 уже был запланирован на УЗТМ на декабрь 1942 года (25 единиц) постановлением ГКО № 2559 «Об организации производства артиллерийских установок на Уралмашзаводе и заводе № 38».
Итак, какая рубка стала серийной в СУ-122? Ответ опять стандартный. Собственная! Не У(СУ)-35 и не СГ-2.
Вот перечень изменений, которые внесены в рубку в декабре по инициативе главы проектной группы Н.В. Курина (Горлицкий был на испытаниях), заместителя наркома танковой промышленности СССР, главного конструктора Челябинского тракторного завода Ж. Я. Котина, главного конструктора завода №9 Ф.Ф. Петрова, его заместителя А.Н. Булашева, главного конструктора УЗТМ Н.Д. Вернера и военпредов во главе с Г.З. Зухером.
На крыше вместо командирской башенки появился колпак с тремя смотровыми лючками для перископного прицела. Командир теперь пользовался перископическим прибором ПТК. Люк на крыше рубки (правда одностворчатый, в отличие от СГ-2). Изменено размещение БК. Оно фактически повторило решение КБ Мытищинского завода.
Установка перископа дала возможность переместить место командира вперед. Это увеличило полезный объем рубки. А командир теперь стал выполнять обязанности ещё и радиста, и наводчика по вертикали. Не самый лучший вариант, но о перегруженности командиров советских танков мы говорили не единожды.
Такие же изменения претерпело и место наводчика. Смотровые щели были убраны. Вместо них устанавливались те же смотровые перископические приборы. Был убран левый топливный бак, который находился как раз выше наводчика. Таким образом, и в этом секторе объем рубки был увеличен.
Впервые позаботились о заряжающих. Теперь для них были предусмотрены откидные сиденья. При движении заряжающие имели свои штатные места, а в бою сиденья не мешали работе.
Подвергся изменениям и лоб установки. Он стал более простым. Исчезла «ступенька». Таким образом, можно говорить о том, что от концепции максимального использования шасси Т-34 отказались. Корпус решили переделать. В бронировании ликвидировали щели и отверстия.
Боевое применение
Говорить о том, что СУ-122 выпущена малой серией, глупо. 638 единиц — это достаточно много. Однако, говорить, что машина была удачна, тоже сложно. Иногда создается впечатление, что машина создана для 1941 года. Или на начало 1942-го. Лобовая броня в 45 мм в то время, когда у немцев появились ПАК-40, когда первые «Тигры» уже были в бою (осень 42-го, Синявино), когда немецкие «четверки» и «штуги» получили свою «длинную руку», то есть, длинноствольное 75-мм орудие…
Конечно, можно поспорить о том, для чего предназначено это орудие. Штурмовое орудие. Однако, это орудие должно работать непосредственно во втором эшелоне. Но как только СУ-122 выходил на дальность видимости (1000 метров), как тут же получал поражение от немецких Т-4 и «штугов». Про «Тигров» в такой ситуации и говорить страшно. Лоб советской машины был недобронирован однозначно. Пример немцев и их САУ нам не указ. «Похоронила» эту машину Курская битва. Именно там машины жгли все, кому не лень.
Переход после Курска на СУ-85 и отказ от СУ-122, как нам думается, тоже был ошибкой. Машина могла прекрасно выполнять обязанности штурмового орудия и дальше. Но в составе танковых бригад. Батарея СУ-85 и батарея СУ-122. Просто каждый выполнял бы свою работу. Пушки 85-й, которые по факту были противотанковыми, били бы танки, а гаубицы 122-й – уничтожали бы все остальное: ДОТы, ДЗОТы, пехоту. Но случилось то, что случилось.
Кстати, немцы, которые захватили несколько СУ-122 в качестве трофеев, их использовали с большой пользой для себя. Машины даже название не поменяли — StuG SU122(r).
Уже в 1944-м году СУ-122 стали редкостью. В полках, где они были, старались не отправлять эти машины на ремонт, а ремонтировать на месте. Иначе машину заменят на СУ-85. Но в Берлине 1945-го эти машины были. Немного, но были.
Всего же, по нашим сведениям, в российских музеях сегодня находится 4 машины этого типа.
Ну и традиционные ТТХ героини материала, СУ-122:
Боевая масса – 29,6 т.
Экипаж – 5 человек.
Количество выпущенных – 638 штук.
Размеры:
Длина корпуса – 6950 мм.
Ширина корпуса – 3000 мм.
Высота – 2235 мм.
Клиренс – 400 мм.
Бронирование:
Лоб корпуса — 45/50° мм/град.
Борт корпуса — 45/40° мм/град.
Корма корпуса — 40/48° мм/град.
Днище – 15 мм.
Крыша корпуса – 20 мм.
Лоб рубки — 45/50° мм/град.
Маска орудия – 45 мм.
Борт рубки — 45/20° мм/град.
Корма рубки — 45/10° мм/град.
Вооружение:
Калибр и марка пушки — 122-мм гаубица M-30С.
Боекомплект пушки – 40.
Ходовые качества:
Мощность двигателя – 500 л.с.
Скорость по шоссе – 55 км/ч.
Скорость по пересечённой местности – 15-20 км/ч.
Запас хода по шоссе – 600 км.
Преодолеваемый подъём — 33°.
Преодолеваемая стенка — 0,73 м.
Преодолеваемый ров — 2,5 м.
Преодолеваемый брод — 1,3 м.
Юрий Пашолок. СУ-122М. Запоздавшее улучшение
В декабре 1942 года произошло значимое событие в истории отечественного танкостроения. В серийное производство была запущена СУ-35, первая советская серийная самоходная установка среднего класса. Разумеется, до того была еще СГ-122, но она представляла собой переделку трофейной немецкой САУ StuG III. А СУ-35 являлась полностью отечественной разработкой. Из-за спешки СУ-35 запустили в серию без постройки второго опытного образца, фактически САУ с чертежной доски сразу пошла в серию. В целом машина получилась достаточно удачной. Тем не менее, уже в январе 1943 года на самом верху был поднят вопрос о модернизации. Плодом начавшейся после этого работы стала неплохая самоходная установка СУ-122М. Впрочем, судьба этой штурмовой САУ оказалась не особо удачной: в серию она так и не пошла.
Четвертое пришествие У-11
Одним из недостатков СУ-35 в бронетанковом управлении Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) считали, как ни странно, её вооружение. Дело в том, что 122-мм гаубица М-34 была громоздкой и занимала довольно много места. Кроме того, для защиты откатных частей этой гаубицы требовалась массивная и тяжелая бронировка. В качестве альтернативы предлагалось использовать танковую гаубицу У-11, спроектированную еще в ноябре-декабре 1941 года для установки в танк КВ-9.
Вооружать ею тяжелые танки так и не стали, не продвинулась дальше эскизного проекта и идея создания «гаубичного» Т-34. Впрочем, поначалу сама У-11 получила зеленый свет, и на Уральском заводе тяжелого машиностроения (УЗТМ) изготовили партию из 10 гаубиц. Перспективным оказалось использование У-11 в качестве основного вооружения самоходных установок. КБ завода №592 разработало самоходную установку СГ-122У, а КБ завода №8 – САУ ЗИК-10.
122-мм система Д-11, разработанная КБ завода №9 на базе У-11
Боковой вид СУ-122М, апрель 1943 года
21 января 1943 года на УЗТМ состоялось совещание, председательствовал на котором главный инженер завода М.Г. Умнягин. Темой стало улучшение конструкции СУ-35. От ГАУ КА на мероприятии присутствовал П.Ф. Соломонов, от КБ УЗТМ – главный конструктор Н.Д. Вернер и ведущий конструктор Н.В. Курин. В качестве первоочередной меры было принято решение увеличить объем боевого отделения. Это предполагалось сделать за счет увеличения его до полной габаритной ширины машины. Кроме того, менялись сиденья командира и замкового, вводилась горизонтальная укладка снарядов. Серьезной переделке подвергалась орудийная установка: менялась ее бронировка, само орудие ставилось на рамку, появлялся телескопический прицел.
Продольный разрез СУ-122М. Хорошо заметно, что конструкция боевого отделения сильно отличается от боевого отделения серийной СУ-122
На тот момент про использование У-11 еще не упоминалось. Но стало ясно, что отвергнутая система снова возвращается. Правда, теперь уже в модернизированном виде. Дело в том, что за прошедшее время проектирование танковых систем перешло к КБ завода №9, главным конструктором которого был Ф.Ф. Петров. Непосредственное руководство работами по системе, получившей обозначение Д-11, вел А.Н. Булашев, имевший большой опыт проектирования систем для САУ.
Переработанная У-11 несколько напоминала установку, которая до того проектировалась для САУ ЗИК-10. По сравнению с самоходной версией У-11 новая система лишилась лотка, появились ограждение для орудия и телескопический прицел. Также в конструкцию системы были внесены некоторые упрощения. Переделки внедрялись при наличии плотной кооперации с КБ УЗТМ, которое, свою очередь, работало над проектом модернизации СУ-35. Ведущим инженером машины, как и в случае с У-35, оставался Курин.
Переработанное боевое отделение оказалось заметно просторнее
Рассмотрение проектов Д-11 и модернизированной СУ-35 состоялось на техническом совещании, которое прошло в Свердловске 24 февраля 1943 года. В конструкции САУ использовались некоторые наработки, которые были позаимствованы у САУ СГ-2. В частности, это касается размещения боеукладки. За счет расширения боевого отделения удалось решить целую массу проблем. Вместо люка-половинки, годившегося исключительно для наблюдения, появилась возможность установить полноценный люк от Т-34. Также увеличение внутреннего объема позволило гораздо комфортнее разместить расчет в боевом отделении. Еще одним плюсом модернизации стало то, что центр тяжести САУ сместился назад на 300 мм, что позволило снизить нагрузку на передние опорные катки.
В целом конструкцию переработанной СУ-35 признали успешной. То же самое касалось и орудия Д-11. За счет различных переделок масса системы вместе с бронировкой оказалась ниже массы М-30 на 100–120 килограмм. Не менее существенным фактом было и то, что система занимала гораздо меньше места. Значительно проще оказалась и ее установка: отсутствие тумбы позволило создать систему, которая крепилась прямо на верхнем лобовом листе. С точки зрения удобства монтажа и демонтажа это решение стало большим шагом вперед. В переписке Д-11 нередко называли У-11, хотя эти системы отличались.
Схема размещения агрегатов СУ-122М
Опытный образец системы Д-11 предполагалось построить к 1 апреля, а опытный образец самой САУ, получивший индекс У-35М, ожидался к 10 апреля. На практике выдержать сроки смогли только на заводе №9. Опытный образец Д-11 был готов к 28 марта, после чего прошел испытания в объеме 26 выстрелов на заводском полигоне.
Что же касается У-35М, то по ней работа затянулась. К слову, после того, как 3 апреля СУ-35 переименовали в СУ-122, сменился индекс и у У-35М. Теперь ее стали обозначать как СУ-122М.
Опытный образец СУ-122М в цеху УЗТМ. Начало мая 1943 года
Из-за массы производственных проблем, связанных с СУ-122, Уральскому заводу тяжелого машиностроения было не до изготовления опытного образца. Лишь к 3 апреля удалось подготовить заводскую документацию, а к 10 числу – технические условия и описание машины. Что же касается изготовления ее в металле, то оно откладывалось. За апрель 1943 года удалось сдать всего 75 СУ-122 вместо 100, завод боролся с целым рядом дефектов. На этом фоне неудивительно, что срок изготовления был перенесен сначала на 20, а затем на 25 апреля. Закончить опытный образец СУ-122М удалось только в самом конце апреля, а первые заводские испытания были проведены 17 мая. В их ходе машина прошла 100 километров и произвела 50 выстрелов.
Орудие на максимальном угле склонения
27 мая была подписана программа государственных испытаний СУ-122М. Начались испытания 13 июня, продолжались до 13 июля. Проходили они на территории Уральского полигона. Испытания пробегом оказались осложнены тем, что дожди размыли дороги. В целом ходовые испытания машина выдержала, обнаруженные дефекты оказались равнозначными таковым у Т-34. Правда, отмечалась увеличившаяся нагрузка на вторую и третью пары опорных катков. Вполне успешными оказались испытания стрельбой. Неудачей закончились попытки стрельбы с хода, но на подобные задачи СУ-122М и не рассчитывалась. Не все оказалось гладко и с наведением орудия влево: как уже отмечал Соломонов, затвор на определенных углах наводки задевал ноги командира. Что же касается замечаний по обзорности, то ее признали лучшей, чем у СУ-122.
Хорошо заметно, насколько отличается конструкция рубки и установки орудия
Несмотря на некоторые обнаруженные недочеты, СУ-122М признали выдержавшей испытания. Комиссия дала добро на запуск серийного производства модернизированной самоходной установки и системы Д-11. Вопрос в том, что к тому моменту ситуация со средними самоходными установками изменилась. В результате СУ-122М оказалась за бортом, а в конце июля на испытания вышла уже другая машина.
В кильватере СУ-85
Установка 122-м системы Д-5-С-122 в САУ СУ-122-III, июнь 1943 года
СУ-122-III на заводском дворе, июль 1943 года
Работы по орудиям семейства Д-5 развернулись с десятых чисел мая 1943 года. К 22 мая были отправлены на производство рабочие чертежи. В качестве срока изготовления опытных образцов систем было обозначено 15 июня. Как уже говорилось, в целом система Д-5-С-122 являлась развитием Д-11, при этом КБ завода №9 учло ряд недостатков предшествующего орудия. Установка системы стала более компактной, ее ограждение стало короче, а вместе с ним уменьшилась до 430 мм и длина отката. Более простой стала подвижная бронировка системы, при этом толщина ее заметно выросла. Удалось избавиться от ряда недостатков неподвижной бронировки, а вместо крышки сферической формы сверху появилась простая по конструкции крышка.
Эта же машина на полигонных испытаниях, орудие на максимальном углу возвышения
Несмотря на то, что в постановлении ГКО №3289 как шасси для 85-мм САУ указывалась СУ-122, на деле спроектированная машина заметно отличалась. Колпак был перенесен в правую переднюю часть крыши, и на нем поставили перископический прибор – получилась своеобразная командирская башенка. По аналогии с СГ-2 башенный люк сделали двухстворчатым. Более компактная орудийная установка позволила, наконец, поставить нормальный люк механика-водителя. Таким образом, внутреннее пространство боевого отделения заметно выросло без изменений общих пропорций рубки. Другими словами, всё тоже самое, что предполагалось получить в СУ-122М, решалось более простым путем. Переработанная машина получила в переписке обозначение Д-5-СУ-122, но в заводской документации она называлась иначе – СУ-122-III.
Эта же машина с правой стороны
Программа заводских испытаний самоходной установки была подписана 6 июля 1943 года. Тогда же, в июле, машина была построена. На испытания СУ-122-III вышла 25 июля, вместе с тремя образцами СУ-85. Шасси и боевые отделения всех вышедших на испытания машин оказались практически одинаковыми. Тем самым упрощался запуск серийного производства победившей самоходной установки. Надо сказать, что СУ-122-III испытывалась едва ли не вне конкурса, поскольку наибольший приоритет, по понятным причинам, имела СУ-85.
Она же сзади. По корпусу и боевому отделению СУ-122-III и опытные СУ-85 были унифицированы
Настоящей проблемой стали испытания стрельбой. Недоработка противооткатных устройств привела к тому, что произошел целый ряд недокатов и предельных откатов. Проблемы с откатными механизмами привели к деформации деталей орудийной установки. В результате комиссия приняла решение СУ-122-III с испытаний снять. Комиссия обратила внимание на неудобное место командира, не самую лучшую конструкцию боеукладок и ряд других недоработок. Вместе с тем, отмечалась удачная конструкция гильзоулавливателя.
Орудие на максимальном углу склонения
По итогам испытаний комиссия предложила заводу №9 самоходную установку доработать. Помимо устранения проблем с противооткатными механизмами, имелся целый перечень и других доработок. В их числе значилась, например, замена поршневого затвора на клиновой.
Лучше всего на испытаниях себя показала СУ-85-II с системой Д-5-С-85. Именно она и пошла в серийное производство как СУ-85. Что же касается СУ-122-III, то в августе работы по штурмовым средним САУ закончились. Приоритеты окончательно сместились в пользу противотанковых самоходных установок, предназначенных для борьбы с немецким «зверинцем».
Позже и не лучше
История попытки модернизации СУ-122 была бы неполной без упоминания еще одной самоходной установки. Судьбе было угодно, чтобы эта машина не только не вышла за стадию эскизного проекта, но и вовсе практически канула в Лету, оставаясь до сегодняшнего дня неизвестной страницей истории советских САУ. Речь идет об С-41. Эта система калибром 122 мм более известна как танковая, но в реальности Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ) разрабатывало ее и как самоходную.
Продольный разрез самоходной версии С-41. Система была максимально унифицирована с 85-мм орудием С-18, установленным в САУ СУ-85-IV
История проекта С-41 началась в мае 1943 года. Как уже упоминалось выше, 5 мая вышло постановление ГКО №3289, которое определило разработку КБ завода №9 орудий семейства Д-5. В это же время ЦАКБ начало разработку собственных 85-мм систем. Ими стали С-18 и С-31. Не менее интересно то, что С-18 была дуплексом: подобно Д-6 и Д-8, ЦАКБ разработало вариант системы с орудием калибра 122 мм и баллистикой гаубицы М-30. Именно эта система и получила индекс С-41. Руководил работами по проектированию системы В.Г. Грабин.
Для упрощения серийного производства в системе использовалось максимальное число деталей от серийных и уже построенных орудий. Люлька использовалась от ЗИС-5, а затвор был позаимствован у 100-мм пушки С-3 (будущей БС-3). Для уменьшения длины отката использовался двухкамерный дульный тормоз. Наличие дульного тормоза, при стрельбе поднимающего облако пыли, вряд ли можно было назвать достоинством. С другой стороны, клиновой затвор выглядел явным преимуществом перед Д-11 и Д-5-С-122. Орудие унифицировалось с С-18 по установочным деталям и бронировке. Помимо самоходной версии, С-41 разрабатывалась и для установки в измененные башни танков КВ-1с и ИС-1 (объект 233).
Дульный тормоз назвать достоинством сложно, но зато С-41 получила клиновой затвор
Проект С-41 был прислан в Артком ГАУ в конце мая 1943 года. Поскольку на тот момент больший приоритет имели самоходные и танковые орудия калибром 85 мм, на некоторое время 122-мм самоходное орудие отправилось на скамейку запасных. Вновь к самоходной версии С-41 вернулись в начале августа 1943 года. К тому времени ЦАКБ построило танковую версию гаубицы. С-41 было решено использовать как запасной вариант, поскольку СУ-122 с производства снималась, но в системе вооружения Красной армии эти машины сохранялись. С-41 предполагалось установить в СУ-85-IV вместо системы С-18. В связи с высокой унификацией это не заняло бы много времени.
Именно на этом моменте работы по самоходной версии С-41 и застопорились. Согласно переписке за сентябрь 1943 года, на такие работы требовалось личное разрешение Л.П. Берии. Судя по всему, разрешение все же было получено, поскольку в планах на октябрь-ноябрь 1943 года было включено и испытание С-41. Проблема в том, что к тому моменту интерес к танковым и самоходным гаубицам угас. Переделка так и не состоялась, а переписка и документация по С-41 надолго осели в архивах.