Субъективный характер это как

Субъективный характер

Вы будете перенаправлены на Автор24

Субъективное и объективное в психологии

Субъективный характер – это общепринятое выражение, указывающее на то, что восприятие реальности определяется свойствами организма и, в частности, сенсорных систем.

Признаками субъективного понятия является внутренний персональный мир, недоступный для общественного рассмотрения. Этот мир обусловлен личными, эмоциональными оттенками, он ненадежный и предвзятый.

Признаками объективности являются очевидность или реальность для всех его воспринимающих, которая фиксируется как независимость от субъекта и свободна от психического или субъективного опыта.

Таким образом, можно увидеть значительные различия между этими двумя сущностями, однако между примерами этих сущностей есть два явления и оба психические, а данный факт настораживает специалистов.

Примером субъективного является образ представления, а примером объективного выступает образ восприятия.

Если разделение мира считать истинно разделенным на две группы принципиально разных сущностей, то странным окажется то, что итогом будет являться одна – психическая сущность, включающая и преставления, и восприятия.

В основе идей большинства исследователей об объективном и субъективном, лежит убеждение о существовании объективного предметного мира. Этот мир «отражается» в субъективном сознании каждого человека.

Несмотря ни на что, эти взгляды в психологии продолжают доминировать. Ещё в XVIII веке И. Кант был уверен, что сознание человека выстраивает предметный мир, а не «отражается» им. Надо сказать, что с Кантом практически все согласились. Однако возникает парадокс – с одной стороны, психологи не возражают против философских представлений, а с другой стороны – они становятся ярыми «объективистами», когда требуется изложить собственные конкретные взгляды.

Готовые работы на аналогичную тему

Если рассматривать представления о мире с точки зрения Канта, то каждое сознание строит предметный мир из недоступного физического мира «вещей в себе». Поскольку он недоступен познанию человека, то о его сущности сказать ничего нельзя, а так как каждое сознание уникально, то и будет строить свой уникальный физический мир. Получается, таким образом, вместо одного объективного физического мира существует множество физических миров.

Люди имеют между собой биологическое и психическое сходство, общие способы использования предметов, сходство действий с ними, тогда можно говорить и о том, что субъективные предметные физические миры, выстраиваемые разными людьми, будут похожими друг на друга. Отсюда появляется непонимание того, что каждый человек живет в своем физическом мире, похожем на физические миры других людей.

Сложные соотношения между уникальными сознаниями людей, понятия «субъективный» и «объективный», очевидно, отобразить не в состоянии.

«Здравый смысл» отождествляет их друг с другом благодаря сходству различных субъективных предметных миров и превращает в общий «объективный физический мир», который существует, якобы, вне всякого индивидуального сознания. Так рождается миф о единственном объективном предметном физическом мире, окружающем человека.

Субъективный характер опыта

Этот термин в психологии и философии ума обозначает, что субъективные явления связаны с единственной точкой зрения – «эго».

Введен термин был в известной статье Томаса Нагеля, «Что значит быть летучей мышью». В своей статье автор утверждает, что каждый организм имеет уникальную точку зрения, и другой организм не может с него собрать опыт. В этом известном выражении указывается на то, что восприятие реальности определяется в частности сенсорной системой. Статья Нагеля критикует физикализм и редукционизм.

Согласно его концепции, некоторые авторы считают, что существуют субъективные переживания, которые невозможно фиксировать в физической информации. В качестве примера, Нагель берет летучих мышей. Их сознание совершенно отличается от человеческого перцептивным аппаратом, а это значит и способом восприятия мира.

Нагель полагает, что человек может предположить, что быть летучей мышью – это ощущать мир как-то. А вот каково это быть именно летучей мышью и знать, как воспринимает мир она, человек не может. Используя летучих мышей в качестве иллюстрации, автор концепции показывает, что человек не может знать о некоторых аспектах реальности, поскольку они организму попросту недоступны.

Он считает, что субъективный характер опыта подразумевает познавательное закрытие разума человека к некоторым фактам. Каждый человек живет в своем мире, а из-за уникальных взглядов на миры у каждого из них могут быть общие черты – это подразумевает субъективность восприятия действительности. Только то, что каждый испытал или прочувствовал, является единственной вещью, к которой можно держать себя. При отсутствии какого-то опыта, ни объект, ни понятие не будут реальными в пределах себя.

Субъективность действительности намекает на аспект морального релятивизма, т.е. мнения людей являются единственной вещью, к которых они могут держаться себя. Когда человеческий ум интерпретирует информацию, то вместо одной интерпретации создает несколько – возникает двойная субъективная действительность и рассудку уже сложно это понять.

В результате может возникнуть конфликт на основе этих отличающихся «фактов», а то, что происходит вокруг можно перепутать с альтернативными фактами. Концепция Нагеля отражена в некоторых областях философии. Например, Ким Аткинс считает, что уважение к субъективному характеру опыта человека для уважения медицинской автономии пациента играет очень важную роль.

Целенаправленность

Сознательным образом планируемого результата любой деятельности является цель. По содержанию цель всегда объективна, а по форме – субъективна. Единство субъективного и объективного начал обеспечивается в целеполагающей деятельности.

Зарождение человека как субъекта и его развитие происходит благодаря предметной деятельности, поскольку человек выступает одним из её полюсов.

Деятельность в генетическом плане первична по отношению к человеку. Деятельность осуществляется в форме двух акций, взаимодополняющих друг друга и противоположно направленных – это опредмечивание и распредмечивание.

Через распредмечивание мира культуры происходит развитие интеллекта человека, развитие его как личности. Основной формой любого распредмечивания является обучение, которое невозможно без участия другого человека.

Из целесообразности вытекает сознательный характер деятельности, потому что по определению цель обладает свойством сознательности. Из двойной опосредованности отношения человека к предмету труда вытекает опосредованный характер любой деятельности. Социально-культурный генез определяет социальный характер деятельности человека.

Находясь вне общества, человек не способен самостоятельно, без участия других людей, прийти к той или иной форме деятельности, даже если есть предметы материальной и духовной культуры.

Таким образом, деятельность стала центральным объектом анализа в психологии. Главная причина этого заключается в том, что деятельность является способом объективации субъективного, позволяет проникнуть во внутренний мир человека.

Источник

Как отличить объективное мнение от субъективного

Содержание статьи

Субъективный характер это как. Смотреть фото Субъективный характер это как. Смотреть картинку Субъективный характер это как. Картинка про Субъективный характер это как. Фото Субъективный характер это как

Субъективное мышление человека

Любой человек мыслит и делает свои умозаключения через призму своих знаний и чувств. Чувства, как известно, сугубо индивидуальны. Даже понимание такого простого чувства как счастье у разных людей расходится, что отражается не только в быту, но и в философии.

Таким образом, точка зрения человека и его мировосприятие основывается на пережитом опыте. Несмотря на то, что опыт может быть одинаковым, его интерпретация окажется для отдельного человека своей, отличной от множества других – она будет субъективной.

Получается, что каждый человек обладает своим субъективным мнением и, практически, каждый день сталкивается с другими субъективными мнениями друзей, знакомых и т.д. На основе этого между людьми возникают споры и дискуссии, развивается наука и движется прогресс.

Субъективное мнение – это то, что присуще одному человеку, индивидуально представление окружающего по средствам собственных эмоций и мыслей.

Объективность и объективное мнение

Объективное мышление не свойственно ни одному человеку. Хоть и считается, что чем кругозор человека шире, тем больше объективности в его мнении, само понятие «объективность» гораздо шире.

Объективность – это независимое от человека, его желаний и мнений, свойство предмета. Поэтому такого понятие, как «объективное мнение» в прямом значении существовать не может.

Что же тогда подразумевают люди, когда употребляют это выражение? Чаще звание человека, имеющего объективное мнение, получает тот, кто не участвуют в какой-либо ситуации, и, находясь за ее пределами, может оценить происходящее «со стороны». Но даже этот человек рассматривает мир через призму своих личных представлений.

Также к объективному мнению можно отнести совокупность субъективных мнений. Но здесь тоже есть свои подводные камни. Если собрать все мнения воедино, получится огромный клубок противоречий, из которого невозможно вывести истину.

Противоречия и абсолютная истина

Наука стремится к объективности. Законы физики, математики, биологии и других научных сфер существуют вне зависимости от человеческих знаний и опыта. Но кто открывает эти законы? Конечно, ученые. А ученые – это обыкновенные люди, с большим запасом научных знаний, основанных на опыте других ученых и т.д.

Получается, что понимание всех открытых законов Вселенной, это обыкновенное скопление субъективных мнений. В философии существует понятие объективности, как сумма всех возможных субъективных вариантов. Но сколько бы ни существовало этих вариантов – собрать их воедино невозможно.

Таким образом, зародилось понятие абсолютной истины. Абсолютная истина – это исчерпывающее понимание существующего, самая «объективная объективность» и достичь такого понимания, как говорят философы, невозможно.

Поэтому, услышав высказывание «с объективной точки зрения», относитесь к следующим словам критично и не забывайте, что на любое «объективное мнение» при желании можно найти еще десяток объективных возражений.

Источник

Словари

1. соотн. с сущ. субъект I, связанный с ним

2. Свойственный субъекту [субъект I], характерный для него.

1. соотн. с сущ. субъект II, связанный с ним

2. Присущий только определенному субъекту [субъект II 1.], отражающий его мысли, переживания и т.п.; личный, индивидуальный.

отт. Пристрастный, предвзятый, не объективный.

СУБЪЕКТИ́ВНЫЙ, субъективная, субъективное; субъективен, субъективна, субъективно (книжн.). Свойственный, присущий только данному лицу, субъекту. Субъективные переживания. Ощущения холода очень субъективны.

|| Лишенный объективности, пристрастный, предвзятый. Субъективная оценка. Субъективный взгляд. Субъективное отношение.

1. Присущий только данному субъекту, лицу. Субъективное ощущение.

2. Пристрастный, предвзятый, лишённый объективности. Субъективная оценка. Слишком субъективное мнение.

1) Относящийся к субъекту, человеку, личности.

Субъективный фактор в истории.

2) Отражающий мысли, переживания и т. п. данного субъекта, свойственный только данному лицу.

3) Односторонний, лишенный объективности, предвзятый.

субъекти́вно, субъекти́вность, субъективи́зм

1. Филос. Существующий в сознании, зависящий от него (противоп.: объекти́вный). С. метод в философии. С. идеализм (одна из основных разновидностей идеализма, отрицающая объективное существование материального мира и признающая единственной реальностью индивидуальное сознание, ощущения, восприятия).

2. Относящийся к субъекту, человеку, личности, связанный с ним, его действиями. С. фактор в истории. С-ые причины успеха. С-ая сторона исследования. Истина в субъективном преломлении.

3. Присущий только данному субъекту, лицу; личный, индивидуальный. С-ое ощущение. Мемуары всегда субъективны.

4. Пристрастный, предвзятый, лишённый объективности. Слишком с-ое мнение. Быть субъективным в своих оценках.

1. Относящийся к субъекту, человеку, личности.

Субъективный фактор в истории. Субъективная сторона преступления.

2. Относящийся только к данному субъекту, отражающий только его мысли, переживания и т. п.; личный, индивидуальный.

Действительный быт крепостной деревни ничем не отразился в его насквозь субъективной поэзии. Воровский, А. В. Кольцов.

[Мемуары] субъективны. В них больше мнений и впечатлений, чем фактов. Погодин, Театр и жизнь.

Пристрастный, предвзятый, лишенный объективности.

одна из основных разновидностей идеализма, отрицающая объективное существование материального мира и признающая единственной реальностью индивидуальное сознание, ощущения, восприятия.

субъекти́вный, субъекти́вная, субъекти́вное, субъекти́вные, субъекти́вного, субъекти́вной, субъекти́вных, субъекти́вному, субъекти́вным, субъекти́вную, субъекти́вною, субъекти́вными, субъекти́вном, субъекти́вен, субъекти́вна, субъекти́вно, субъекти́вны, субъекти́внее, посубъекти́внее, субъекти́вней, посубъекти́вней

Источник

СУБЪЕКТИВНЫЙ

субъективный – значит ощущаемый или психический, в противоположность физическому или соматическому. См. здесь значения 5, 6, 7 и 8. (в) Индивидуальный – субъективный, то есть единственный, с участием только одного человека. См. значение 9. Далее приводятся более специализированные способы употребления, которые обычно встречаются в социальных науках и могут рассматриваться как отражающие один или более из смыслов этого термина. 2. Не являющийся непосредственно публичным, незнакомый кому-либо еще. Смысл здесь состоит в том, что основную суть события можно только ощутить внутренне, лично, и что публичный опыт никогда не может быть известен, но только логически выведен; например, вес объективен, тяжесть субъективна, форма звуковой волны произносимого предложения объективна, смысл предложения субъективен. 3. Не подтверждаемый другими непосредственно, не определяемый публикой каким-либо непосредственным способом. Это значение очень близко к понятию интуитивного или имплицитного; см. статью клинический прогноз о классическом примере противопоставления объективного и субъективного в этом смысле. 4. Более широкий смысл значений 2 и 3 – ненадежный, предвзятый, контаминированный личными, эмоциональными оценками. Это значение, прежде всего, встречается как эпитет, используемый человеком против того, чьи субъективные оценки в смысле 3 отличаются от его собственных; нет никакой логической причины того, почему субъективный должен быть менее надежным или достоверным, чем объективный. Рассмотрите характер эстетических суждений, чтобы оценить этот момент. 5. В отношении суждений, сделанных без использования инструментов или других приемов. 6. Внутренний по отношению к телу или, чаще, к сознанию. Здесь субъективный почти синонимичен психическому. 7. Более широкое понимание значения 6 – ощущаемый или переживаемый как внутренне локализованный; например, такое ощущение, как усталость, в котором нет просто определимого внешнего стимула, расценивается как субъективное. 8. Еще более широкое понимание – ощущение, основанное на иллюзорных или галлюцинаторных явлениях; мнимый. 9. Персональный, имеющий отношение к одному индивиду, определенному человеку.

Полезное

Смотреть что такое «СУБЪЕКТИВНЫЙ» в других словарях:

СУБЪЕКТИВНЫЙ — (от лат. subjectum субъект). Отличающийся личной точкой зрения на вещи, в противоположность объективному. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СУБЪЕКТИВНЫЙ в противоположность объективному, личный,… … Словарь иностранных слов русского языка

субъективный — См. пристрастный. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. субъективный индивидуальный, вкусовой, персональный, односторонний, тенденционный, персоналистический, личностный,… … Словарь синонимов

СУБЪЕКТИВНЫЙ — СУБЪЕКТИВНЫЙ, субъективная, субъективное; субъективен, субъективна, субъективно (книжн.). Свойственный, присущий только данному лицу, субъекту. Субъективные переживания. Ощущения холода очень субъективны. || Лишенный объективности, пристрастный,… … Толковый словарь Ушакова

СУБЪЕКТИВНЫЙ — СУБЪЕКТИВНЫЙ, ая, ое; вен, вна. 1. Присущий только данному субъекту, лицу. Субъективное ощущение. 2. Пристрастный, предвзятый, лишённый объективности. Субъективная оценка. Слишком субъективное мнение. | сущ. субъективность, и, жен. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

СУБЪЕКТИВНЫЙ — относящийся к субъекту, его природе и интересам; зависящий от субъекта; имеющий значение только для субъекта. Противоположностью С. является объективный. Субъектом может быть не только индивид, но и группа лиц, общество, отдельная культура,… … Философская энциклопедия

субъективный — ая, ое.subjectif adj., нем. subjektiv <лат. subjectivus добавляемый, присоединяемый. В этом чувстве нет ничего из внешняго предметнаго ( objectif ), ибо его предмет не извне на нас действует, ни личного (subjectif), ибо мы для себя в нем… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

субъективный — 1. Свойственный лишь данному субъекту, лицу, личный; относящийся к субъекту. 2. Односторонний, лишенный объективности, пристрастный, предвзятый. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

субъективный — ▲ индивидуальный ↑ отображение < > объективный субъективность зависимость представлений от личности, субъекта. субъективизм. субъективный. дело вкуса. смотреть [глядеть] со своей колокольни. смотреть со своего шестка. не может подняться… … Идеографический словарь русского языка

субъективный — ая, ое; вен, вна 1) Относящийся к субъекту, человеку, личности. Субъективный фактор в истории. Субъективные причины. Синонимы: ли/чностный, челове/ческий 2) Отражающий мысли, переживания и т. п. данного субъекта, свойственный только данному лицу … Популярный словарь русского языка

субъективный — носит субъективный характер • обладание … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Источник

Объективность — что это такое, примеры, отличия от субъективности

Субъективный характер это как. Смотреть фото Субъективный характер это как. Смотреть картинку Субъективный характер это как. Картинка про Субъективный характер это как. Фото Субъективный характер это как

Что такое объективность?

Объективность — это независимость взглядов, мнений, утверждений и т.п. от интересов, вкусов и предпочтений субъекта (человека), умение беспристрастно и открыто вникать в суть дела или проблемы, представлять объект в не зависимости от субъекта.

Термин объективность пришел к нам из латинского языка от слова objectum и дословно переводится как «предмет».

В Большом психологическом словаре описаны следующие параметры объективности:

Например, когда мы ведем рассуждения о таких категориях как — интересы, предпочтения, красота, вкус, стиль — мы неосознанно применяем прием личного оценивания или опираемся на приобретенный опыт. Соответственно, мы рассуждаем субъективно. Когда мы ведем речь о точных измерениях или научно доказанных фактах мы высказываем объективное мнение, так как за основу берутся уже утвержденные данные.

Противоположным объективности понятием является субъективность.

Отличия объективности от субъективности

Антонимичная черта — субъективность. Человек, рассуждающий субъективно, высказывает мысли и суждения, которые зависят от взглядов и мнений субъекта. Субъектом может выступать не только конкретная личность, но и коллектив, общество, нация или даже все человечество.

Например, субъективность характеризовала веру в существование загробного мира, в вечную жизнь души человека и т.д. Субъективным когда-то было убеждение в возможности создания в ближайшем будущем общества, где отсутствует частная собственность, тяжелая работа и социальное неравенство.

Можно определить несколько ступеней субъективности:

Объективность отличается от субъективности тем, что объективные взгляды не опираются на чувства и эмоции, они являются утвержденными фактами. Субъективные взгляды – это суждения, которые опираются на оценки, чувства, эмоции. Субъективно мыслящий человек относится к ситуации со своей точки зрения, опираясь на свой личный опыт.

Примеры объективности

Возьмём несколько примеров из жизни. В частности, хороший пример объективности — преподаватель, который оценивает ученика исключительно по его знаниям, а не руководствуется личными предпочтениями и не завышает оценку «любимчикам». В жизни часто бывает иначе — преподаватель может завысить оценку ученику, который ему симпатичен, даже если тот не дотягивает, но это уже не будет объективной оценкой его знаний. Объективность = полная беспристрастность.

Рассмотрим и другой пример — из футбола. Случается так, что главный судья во время матча в спорных моментах может принять решение в пользу команды, которая ему больше нравится (возможно, он лично знаком с кем-то из игроков, или с тренером, и хочет помочь этой команде). Если судья в спорных моментах руководствуется симпатией — это уже субъективность. Но если он может полностью абстрагироваться от личных предпочтений и принять беспристрастное решение (пусть даже не в пользу любимой команды), значит это решение объективно.

Объективность в науке

Наука – сфера самого эффективного преодоления субъективности. Идеальным результатом научного познания является факт, полностью свободный от «точки зрения», с которой ведет свое наблюдение ученый. Мир в науке должен описываться «с ничьей точки зрения», такое определение дал немецкий философ Э. Кассирер. Данный идеал труднодостижим, но является необходимым условием развития и прогресса в науке.

Объективность – одно из ключевых требований, предъявляемых к методам науки. Необходимо полностью исключить субъективное толкование. В особенность научного метода положен принцип научной объективности, в соответствии с которым ученые должны:

То есть, объективность – требование, приближающее научный подход к истине, но не делающее его полностью истинным, так как невозможно достичь абсолютной объективности не в одной научной сфере. Объективность напрямую зависит от истории, убеждения, которые были объективны в одном столетии, могут стать субъективными в другом. Например, специалисты в области астрономии более двух тысячелетий геоцентрическую картину мира (Земля в центре) называли объективной. Только спустя века великие ученые и философские деятели, такие как Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно, доказали, что истинной является гелиоцентрическая система мира (Солнце в центре).

Трансформацию объективности в субъективность можно проследить во время перехода от устаревшей теории к новоизобретенной. По статистическим данным, подобные изменения происходят резко или случаются позднее, уже после смерти разработчиков нового учения. Теория Коперника приобрела немного последователей в течение века после ухода ученого из жизни и была признана объективной гораздо позже. «Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона более полувека не были признаны в мире, в особенности в странах центральной Европы.

Объективность в философских учениях

С точки зрения философской мысли, реальность как единство фактов, предметов, действий, несомненно, объективна, но только в каждый конкретный период времени. Но реальность постоянно изменяется, и ее почти всегда оценивает субъект, этим объясняется ее субъективность.

Объективность в философских учениях – это:

В эпистемологических учениях 17—18 столетий преобладало мнение, что объективность и научность фактов обязательно должны быть истинными, а утверждения, которые допускают разночтений в понятиях истинности и лжи, не могут называться объективными и научно доказанными. Данная версия была спровоцирована тем, что в сферу науки входили только естественнонаучные дисциплины. Социальные и гуманитарные области были только преднауками, которые значительно отставали в своей сформированности от природных наук.

Объективность, обоснованность взглядов и научность сводились к версии, что истинные знания, которые зависят только от устройства вселенной и не имеют последовательных ступеней, являются вечными и незыблемыми, поэтому могут быть устойчивой основой для учений и поступков. Там, где отсутствует истина, нет места объективности, поэтому все является субъективным и изменчивым. Формы отражения реального устройства мира объяснялись через понятия истины, причем это касалось не только научных истин, но и истин морали, культуры, литературы и т.д. Добродетель и красота были практическими видами истины. Связь объективности с истиной повлияла на то, что различные употребления языка свелись к описанию, так как только оно может быть достоверным и надежным. Такие языковые способы, как оценивание, норма, обещание, декларирование, экспрессия и другие считались скрытыми описаниями и считались случайными, субъективными и недостоверными.

В последнем десятилетии 19 века представители позитивизма соединили различные неописательные утверждения, стали называть их «оценками» и потребовали не использовать их в языке науки. Вместе с этим сторонники философии жизни, не разделявшие взгляды позитивистов, стали говорить о важности подобных «оценок» для развития человечества. Они настаивали на том, чтобы их не устраняли из языка общественных наук. Данная полемика актуальна и в наше время. Но, если в социальных и гуманитарных учениях не будут содержаться различные советы относительно действий и поступков человека, они попросту будут нецелесообразны. Экономика, социология, политология, языкознание, психология и другие научные отрасли, выстроенные по примеру физики, в которой отсутствуют субъективные суждения, не принесут пользы человечеству.

Заключение

Объективность и субъективность – это две антонимичные формы восприятия действительности. Субъективность – индивидуальные взгляды человека. Объективность – факты, основанные на достоверных источниках информации и научно доказанные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *