Сверхискусный как пишется правильно
Правописание Ы и И после приставок
Правило написания буквы и/ы после приставок на согласный касается разных случаев написания слов с начальной буквой И или Ы в корне слова. Выбор буквы определяется тем, русская или иноязычная приставка предшествует корню слова.
Правописание буквы Ы после русских приставок на согласный
Если в морфемном составе слова имеется русская приставка, которая заканчивается на согласный, за исключением букв «ж» и «х», после неё в корне пишем букву Ы.
Примеры:
Примечание.
Аналогично пишутся следующие слова: обындеветь, обыскать, безынвентарный, безыглый, взыгравший, безымянный, сызмальства, безыскусный, безысходность, предыдущий, изыскать, подыгрывать, разыскивать, безыдейный, небезызвестный, сыгранный.
Примечание.
Исключение: взимать; взимание.
Эти два слова пишутся в соответствии с их произношением.
Буква И после приставок меж- и сверх-
В русской орфографии после букв «ж», «ш», «х», «ч», «щ» не пишется буква Ы, поэтому после приставок меж- и сверх- в корне сохраняется начальная буква И.
Примеры:
Таким образом, алгоритм написания приставок будет выглядеть следующим образом.
Алгоритм написания приставок Ы и И
Написание буквы И в сложных словах
В сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх- после буквы «х» пишется только буква И.
Примеры:
В составе сложных слов есть сокращёное первое слово, а второе сохраняет в корне начальную букву И.
Примеры:
Написание буквы И после иноязычных приставок
Если в морфемном составе слова имеются иноязычные приставки дез-, контр-, пан-, пост-, супер-, суб-, транс-, то в корне слов сохраняется начальная
Примеры:
Таким образом, при сочетании приставки, которая оканчивается на согласный, с корнем или другой приставкой, начинающейся с И, по общему правилу пишем букву Ы.
Пример: предыдущий, розыск, предыстория.
Пишем букву И в словах с приставками сверх- и меж- (сверхинтересный, межинститутский) и в словах с иноязычными приставками и частицами пан-, суб-, транс-, контр- и так далее (контригра, субинспектор, постимпрессионизм).
Словари
1. Хорошо знающий свое дело, обладающий высоким мастерством; умелый.
2. Сделанный, исполненный с большим умением, мастерски.
Морфология: иску́сен, иску́сна, иску́сно, иску́сны; иску́снее; нар. иску́сно
1. Искусным называют человека, который очень хорошо, профессионально умеет делать что-либо.
Такое блюдо под силу приготовить только искусным поварам. | Он был искусным, известным всему городу врачом.
2. Работу, изделие называют искусными, если работа, изделие сделаны очень качественно, с большим мастерством.
Шитьё было такое тонкое и искусное, что цветы казались живыми. | нар.
ИСКУ́СНЫЙ, искусная, искусное; искусен, искусна, искусно. Умелый, ловкий, тонко знающий свое дело. Искусный стрелок. Искусный портной.
|| С большим умением исполняемый; сделанный мастерски, с большим искусством. Искусная работа. Искусно (нареч.) вышитый узор.
1. Умелый, хорошо знающий своё дело. И. портной.
2. Умело, хорошо сделанный. Искусная работа.
1) Хорошо знающий свое дело, обладающий высоким мастерством в чем-л.
На прошлой неделе сгорел у меня кузнец, такой искусный кузнец и слесарное мастерство знал (Гоголь).
гра́мотный, квалифици́рованный, о́пытный, уме́лый
2) Сделанный, исполненный с большим умением, мастерски.
виртуо́зный, ма́стерский, то́нкий, филигра́нный, ювели́рный
иску́сно, иску́сность, иску́сник разг., безыску́сный, неиску́сный
Этимологически слово связано с древнерусским искусъ ‘испытание’, ‘искушение’, ‘умение’, имеющим общеславянский корень * kus-.
Зе́лен виногра́д не вку́сен, млад челове́к не иску́сен посл.
1. Обладающий мастерством, большим умением; умелый. И. портной. И. стрелок. Этот врач весьма искусен.
2. Сделанный, выполненный с большим умением и тонкостью; мастерский. И-ая работа. И-ая резьба. И-ая дипломатия.
1. Тонко знающий свое дело, обладающий высоким мастерством в чем-л.; умелый.
[Пекарский] был искуснейший адвокат, и тягаться с ним было нелегко. Чехов, Рассказ неизвестного человека.
Врачи были искусны, молодость сильна, и обер-лейтенант поправился. Федин, Города и годы.
2. Сделанный, выполненный с большим умением и тонкостью, мастерски.
Под подписью «Масленников» был сделан удивительно искусный, большой и твердый росчерк. Л. Толстой, Воскресение.
Стулья понравились Семячкину. Он долго рассматривал на их спинках искусную резьбу в виде гроздьев винограда. Строгова, Мастер Семячкин.
(обладающий высоким мастерством, умелый) в чем. Искусные в плетении кружев мастерицы.
иску́сный, иску́сная, иску́сное, иску́сные, иску́сного, иску́сной, иску́сных, иску́сному, иску́сным, иску́сную, иску́сною, иску́сными, иску́сном, иску́сен, иску́сна, иску́сно, иску́сны, иску́снее, поиску́снее, иску́сней, поиску́сней
прил., кол-во синонимов: 44
осуществляющий некоторую деятельность с большим мастерством (о человеке))
исполненный с большим искусством (о деятельности, результате деятельности))
ИСКУСНЫЙ, артистический, артистичный, виртуозный, мастерский, мастерской
ИСКУСНО, артистически, артистично, виртуозно, мастерски
Syn: тонкий, хитроумный, квалифицированный, умелый
Ant: грубый, кустарный, неумелый,неквалифицированный
Искусившийся, изловчившийся, изощрившийся, знающий, ловкий, способный, умелый, хитрый, наметавшийся, наторелый, знаток, мастер; мастерской, тонкий, утонченный, филигранный.
Составляют гнездо пар с паронимами искусно // искусственно, искусность // искусственность.
ИСКУСНЫЙ. 1. Умелый, хорошо знающий своё дело. Синонимы: артистичный, техничный (спорт.). 2. Умело, хорошо выполненный. Синоним: мастерской.
ый мастер, ювелир, пианист, фокусник, фехтовальщик;
ая резьба, отделка, утончённость, работа;
• В истории он [Потап Зайков] известен как искусный штурман. Л.Пасенюк. Иду по Командорам.
• Тот, кто претендовал на лучшую отметку, брал самый трудный проект, требовавший искусного черчения и длительных расчётов. М.Павлов. Воспоминания металлурга.
Фразеологизмы: Искусный плаватель и на море не утонет (умелому, хорошо знающему своё дело человеку ничто не страшно).
ИСКУССТВЕННЫЙ. 1. только полн. ф. Не природный, ненатуральный, сделанный наподобие настоящего, природного. Синоним: неестественный. Антоним: естественный. 2. Притворный, неискренний. Синонимы: неестественный, ненастоящий, деланный. Антоним: естественный.
ое озеро, орошение, опыление, освещение;
ые зубы, цветы, волосы;
ая радость, весёлость, бодрость.
• Инженер с любопытством смотрел на эту возню, на людей, сновавших вокруг искусственной горы. В.Ярошенко. Люди и сокровища.
• Однако, попробовав, он [Брюллов] отказывается от этого замысла, объясняя обществу, что искусственное огненное освещение ему не удаётся. Г.Леонтьева. Карл Брюллов.
• [Елена Андреевна:] Любовь была не настоящая, искусственная, но ведь мне казалось тогда, что она настоящая. А.Чехов. Дядя Ваня.
Фразеологизмы: Искусственное дыхание (восстановление дыхательных движений лёгких с помощью особых приёмов; мед.). Искусственный спутник (космический летательный аппарат, движущийся по околоземной орбите).
Сравните: искусный подход — мастерской, умелый подход; искусственный подход — неестественный подход.
Безыскусный или безискусный, как правильно пишется слово?
Чтобы выбрать правильный вариант написания слова «безыскусный» или «безискусный», установим морфемный состав прилагательного и воспользуемся орфографическим правилом о написании буквы «и» или «ы» в корне слова.
Его безыскусный рассказ о путешествии в горы был интересен всем друзьям.
Рассказ какой? безыскусный. Это слово обозначает признак предмета, поэтому определим, что оно является именем прилагательным. Чтобы выбрать правильный вариант его написания, «безыскусный» или «безискусный», установим его морфемный состав.
Разбор по составу слова «безыскусный»
Начнем с выделения окончания. Это изменяемое прилагательное:
Морфема искусн- является корнем, который прослеживается в составе родственных слов:
Следовательно, запишем морфемный состав рассматриваемого слова в виде итоговой схемы:
Правописание слова «безыскусный»
Как уже выяснено, приставка анализируемого слова оканчивается на согласный. В такой ситуации в одних случаях пишется в корне буква «и», в других — буква «ы». Согласно орфографическому правилу выбор «и» или «ы» определяется тем, какая приставка — русская или иноязычная — предшествует корню.
Понаблюдаем, как это происходит в следующих словах:
А в корне слов с русскими приставками меж- и сверх-, оканчивающимися на согласные «ж» и «х», напишем букву «и»:
Заметим, что в любой части русских слов после букв «х» и «ж» никогда не пишется буква «ы».
В нашем слове русская приставка без- оканчивается согласным. Значит, в корне прилагательного напишем букву «ы».
Сверхискусственное
Слово сверхискусственное звучит само как нечто сверхискусственное. Его и на самом деле еще нет ни в русском, ни в английском. Вот к слову сверхъестественное мы как то привыкли, как будто оно существовало всегда. Хотя я думаю, ( не проверял), что оно рождено не ранее 18 века. А происходит это потому, что сверхъестественное, то есть, магическое, чудесное, оккультное было распространено в архаике, и фольклоре, в эпохе и мирах веры в духов. Так что тут древность явления отождествляется подсознательно с самим понятием.Древняя мифология, с ее бессмертными богами, только и делала, что рассказывала о сверхъестественном. Оно было интересно, тогда как естественное «интересным» не было.
Понятие » естественного» или природного, натурального стало занимать в мировоззрении людей эпохи Просвещении и до наших дней место, которое ранее занимало библейское предание о сотворении мира. Не важно, насколько подробно массы людей представляют себе процессы эволюции вселенной, биосферы, происхождения жизни, человека и языка, наука держит в своих руках массовое сознание как раз потому, что не претендует на истину в конечной инстанции, допускает множество нерешенных проблем ( в том числе перечисленные), использует понятие гипотезы и принцип вероятности и полагает, что в будущем число таких белых пятен уменьшится. Категоричность библейского предания делает его более уязвимым для рациональной критики.
Но тут я должен ввести в свое рассуждение новое понятие масштаба и предположить, что при радикальном изменении масштабов нечто естественное может стать сверхъестественным, и нечто искусственное сверхискусственным.Небольшой разлив реки, затопивший луг по весне больше обычного, даже в древности едва ли отнесли бы к сверхъестественной воле богов, а вот всемирный потоп, который никак не мог быть делом рук одного человека или даже целой армии становится сверхъестественным. Подраться могут два человека по разным поводам, но война между нациями уже событие, причину которого скорое ищут в расположении звезд.
Сверхискусственным становится чуть ли не сам климат планеты, воспроизводство ее газовых и минеральных ресурсов, источников пресной воды. Сверхискусственны системы организации производства и права, образования и техники коммуникации. Еще недавно ставший такой новой сверхискусственной системой совокупность национальных радио и телестанций, на наших глазах превращается в совершенно новый по масштабам и скоростям супергигант интернета, который в считанные годы поглотит всю печать, радио телевидение, телефонную связь, розничную торговлю и систему банковских операций.
Я бы хотел обратить внимание на две особенности новых сверхискусственных систем.
1. Их масштаб делает их практически малоуправляемыми со стороны не только отдельных людей, но и крупных корпораций. Степень взаимосвязи множества подсистем ( энергетики, производства и торговли оборудованием, договоров распределения частот и пр.) делает их выходящими за рамки возможных управляющих воздействий. Их жизнь становится несоизмеримой с жизнью боле привычных институтов и в каком то смысле приближается к функциям сверхъестественных сил прошлого.
2. В этих системах с каждой минутой растет количество новых материалов, новых субстанций и новых ритмов, темпоральных феноменов ( частот, скоростей ) которые соотносятся с привычками человека, способностями его тела и нервной системы, реакцией и адаптивности его памяти и времени, равно и телесности на новые виды материалов и феноменов типа излучений.
Тут есть сходство с языком, государством и с религиозными культами. Вступив в рамки какого-то культа, присоединяясь к какой-то церкви человек вправе ожидать от нее защиты и помощи, нор в то же время он налагает на себя обеты послушания. Купив компьютер и программу «Windows», человек в равной мере ставит себя в положение облагодетельствованного и связанного системой обязательств.В системах языка, письменности, законодательства, бюрократии, банков, полиции и сверхбольших технических систем, мы попадаем в мало рационализируемую и контролируемую зависимость от их тенденций и собственных интересов, почти что воли языческих боргов и нам приходится умилостивлять их жертвами и дарами.
Эти большие и сверхбольшие системы вносят в нашу жизнь массу искусственных норм и множество искусственных материалов. На первый взгляд искусственное нормирование жизни и искусственные материалы (пластики, металлы, стекло, керамика, полимеры, искусственные напитки и пряности, лекарства и витамины).Способность наших организмов приспособиться к этим внутрисистемным артефактам и нормам разная и зависит от времени их действия. Некоторые из них дают быстрый и ощутимый эффект, в других случаях они же в случае долговременного использования изменяют нашу телесность и биоритмы, приспособительные реакции и интуицию.Мне как архитектору ясно видно, как жизнь мегаполисов деформирует тысячелетиями складывавшиеся взаимные отношения биосферы и человека. Как проникновение искусственных строительных материалов воздействует на электромагнитные поля, микроструктуры воздуха и воды, микроструктуры времени и частотные привычки жизни организма.
Но проблемы жизни и смерти человека остаются локализованы в основном в сфере медицины и не вырастают в предмет широкого научного и антропологического обсуждения, оставаясь порой в рамках достаточно узких и элитарных философских спекуляций, в последнее время особенно обращенных к проблематике катастроф. глобального масштаба.Мне представляется, что проблематика жизни и смерти оказывается не столько междисциплинарной, сколько и предметно профессиональной проблемой таких сфер антропологического конструирования, как архитектура, градостроительство, дизайн и системы образования.
История трансформации предметов в этих сферах деятельности за последние века сместилась в область узко технического обеспечения воспроизводства норм профессиональной работы и локальных инноваций, утратив их человекоразмерность и гуманистический, экзистенциальный смысл. Попытки восстановить этот смысл в рамках профессиональной парадигматики сегодня не практикуется. Ему предпочитают экскурсы в «смежные» области философии, культурологии и науки.Причина в падении престижа некоторых исходно антропологических дисциплин, таких как архитектура и насильственное перенесение ее в сферу прикладной технологии, например, строительной техники или техники управления производством и распределением (коммуникации).