Тахограф vdo как пользоваться
Тахограф vdo как пользоваться
Для бесплатного считывания карт водителей в сервисе GR.Cards скачайте программу-считыватель, нажав на кнопку ниже.
Если вы хотите сделать это позже, закройте всплывающее окно.
Сразу поясним, что в нашем обзоре не рассматриваются правила работы с аналоговыми тахографами. В пределах Российской Федерации закон обязывает устанавливать исключительно цифровые тахографы с блоком СКЗИ, которые отвечают требованиям в Приказа Минтранса РФ №440 от 28.11.2020 (вступил в силу вместо Приказа №36). При этом на транспортные средства, которые совершают международные рейсы, разрешено устанавливать тахографы стандарта ЕСТР (то есть без блока СКЗИ).
Независимо от модели цифрового тахографа, правила использования устройств в целом одинаковые, так как решают они одну и ту же задачу контроля за соблюдением режимов труда и отдыха (РТиО). Разница между конкретными моделями тахографов может заключаться на практике только в расположении кнопок, навигации по меню, в наличии или отсутствии дополнительных функций. На уровне этих деталей разобраться вам помогут текстовые и видео-инструкции, которые представлены в справочном разделе сайта.
Во-первых, водитель обязан иметь при себе карту для работы с тахографом. Только при наличии вставленной в тахограф карты можно производить все операции с устройством. Отсутствие карты, передвижение с просроченной или заблокированной картой водителя считается нарушением требований к использованию тахографа и приведёт к штрафу для водителя в размере от 3 до 5 тысяч рублей (Ст. 11.23 КоАП РФ).
Во-вторых, необходимо держать при себе комплект термобумаги (лента для тахографа) как минимум из 3-х рулонов + рулон в тахографе, с целью распечатки данных, если их затребуют сотрудники ГИБДД или Ространснадзора.
И в-третьих, важно убедиться в том, что в кабине установлена визуально доступная для инспекторов табличка, на которой указаны сведения о мастерской, производившей монтаж тахографа, с информацией о последней калибровке (настройке) оборудования (коэффициенты W, K, L).
Существует всего 4 режима работы тахографа: «Управление», «Работа», «Отдых», «Готовность». И здесь надо предусматривать несколько ключевых моментов.
1. Тахограф сам переходит в режим «Управление», когда автомобиль начинает движение, и переходит в режим «Работа», когда автомобиль останавливается. Вы можете увидеть это на распечатке с тахографа.
2. Если водитель делает остановку для отдыха от управления или на обед, обязательно необходимо поставить режим «Отдых». Иначе контролирующие органы могут посчитать, что водитель такого перерыва не делал, а значит либо игнорировал нормы время управления ТС, либо нарушал требования к продолжительности смены. И то и другое штрафуется в соответствии с законом.
3. Если остановка связана с выполнением рабочих обязанностей, необходимо самостоятельно выставить режим «Готовность» (например, при погрузке/разгрузке, в ожидании оформления документов). Режим «Готовность» позволяет сократить рабочее время иногда даже до 50% (от этого режима). Меньше рабочего времени – меньше вероятность нарушить режимы труда и отдыха. Так что пренебрегать режимом «Готовность» не стоит.
Важно знать! Во время стоянки при работающем двигателе режим «Работа» продолжает быть активным, поэтому водитель должен переключаться на другие режимы вручную.
Перечисленные режимы фиксируются в памяти устройства с указанием времени с точностью до минуты. Эта информация является свидетельством того, что водитель соблюдает, либо игнорирует, нормы времени и отдыха, установленные законом.
Немного о том, как тахограф «пишет» эти режимы
Поскольку данные на карте водителя фиксируются поминутно, а не посекундно, то возникает вопрос – какой из режимов записать на карту. Объясняем, как эту задачу решает тахограф:
Раньше тахографы работали по примитивной схеме. Какая активность была в 00 секунд, ту тахограф и записывал на карту.
Но в современных тахографах чаще по прошествии минуты выбирается тот режим, который длился дольше всего за последние 60 секунд. Например, если в первые 35 секунд минуты водитель отдыхал, а затем до конца минуты передвигался на ТС, то будет зафиксирован именно «Отдых».*
* При всём при этом, данные о скорости движения записываются тахографом ежесекундно.
Приступая к работе, водитель должен вставить персональную карту чипом вверх в слот тахографа и ввести PIN-код. Когда в рейсе задействованы два водителя, нужно установить вторую карту во второй слот и тоже ввести индивидуальный пароль. Три ошибочных ввода PIN-кода приведут к блокировке карты – потребуется ввести PUK-код (читайте подробнее в нашей справке «Как разблокировать карту водителя?»).
Ручной ввод данных необходимо производить при каждой новой вставке карты в слот тахографа. С помощью кнопок на панели навигации нужно указать тип и длительность предшествовавшего режима: «Отдых» или «Работа».
Игнорирование ручного ввода данных может негативно сказаться на общей картине соблюдения режима труда и отдыха водителя.
Подробнее о том, как производить ручной ввод, вы можете узнать на странице «Инструкции по эксплуатации тахографов».
Водитель должен извлекать карту из тахографа каждый раз в конце рабочей смены. Оставлять карту в слоте устройства на ночь нельзя.
Во время движения транспортного средства карта всегда должна быть вставлена в тахограф, но это не означает, что её нельзя извлекать при остановках в течение смены. Это придётся сделать по просьбе госавтоинспекторов или сотрудников Ространснадзора. Также карту дозволяется брать с собой, если водитель покидает кабину, например, на обед. Но после каждого извлечения и очередной вставки карты нужно вручную указывать информацию о том, что водитель делал в период её отсутствия в тахографе.
Согласно статье 11.23 КоАП за передвижение с неисправным тахографом и без карты водителя (или просроченной картой) штраф налагается не только на водителя, но и на его руководство. Подробнее об этом читайте в наших статьях:
11. Водители транспортных средств обязаны:
1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить принадлежащую ему карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет принадлежащую ему карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
5) осуществлять вывод на печать информации;
6) не использовать поврежденную карту водителя;
7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;
8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами.
12. Водителям запрещается:
1) эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим Требованиям тахографом;
2) использование тахографа без карты водителя;
3) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;
4) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;
5) использование тахографа, сведения о модели которого не учтены в перечень сведений о моделях тахографов;
6) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;
7) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;
8) использование тахографа, сведения о результатах поверки которого, подтверждающие его пригодность для применения, не содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке тахографа, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.
Мастерская ЛАТ-Телематика осуществляет установку не только популярных отечественных тахографов, но и их зарубежных аналогов. К слову сказать, в Европе устройства для контроля режима работы и отдыха водителей, гораздо раньше стали обыденностью. Использование и установка тахографов в пассажирских и грузовых автомобилях, стало нормой. А значительные суммы взысканий и техническая грамотность сотрудников осуществляющих проверку показаний тахографа и его отчетов, сделали штраф за тахограф — неизбежным. Т.е. штраф за неработающий тахограф или не соблюдение режимов работы и отдыха водителя, приводят к затратам, превышающим 200-300 евро. В зависимости от страны в которой водителя остановил сотрудник эта сумма может варьироваться. Конечно, можно пробовать, как и в России попробовать договориться с представителями контролирующих органов на месте. Но это может обернуться для водителя, ещё большими проблемами нежели потери 300 евро. Именно по этой причине, клиенты, которые уже установили тахограф в мастерской ЛАТ-Телематика и не только они. А в принципе все, кто знаком с нами, перед поездкой за рубеж, приезжает к нам. Для того что бы считать информацию из памяти карт водителя и тахографа. Или на всякий случай сделать калибровку тахографа, несмотря на то что по регламенту этого пока делать не нужно. Мотивируя это известной поговоркой «Береженого, бог бережет» или расхожей фразой, «На всякий случай». Так как мы клиент ориентированная компания, мы пытаемся донести, что эти меры зачастую избыточны и совершенно не требуются. Но внутреннее спокойствие, как правило берёт вверх над здравым смыслом.
Самой популярной зарубежной маркой тахографов являются тахографы VDO. Или если говорить правильно, то Тахограф Continental VDO DTCO. Помимо различного вольтажа 24/12V. Эти тахографы отличаются тем что модели с блоком СКЗИ, имеют в артикуле цифры 3283 ( VDO (DTCO 3283 )) и производятся в городе Чистополь, Республике Татарстан. Однако на качестве этих моделей, предназначенных для России, к счастью это не сказалось.
Другие модели с цифрами 1381 в артикуле ( VDO (DTCO 1381) ), произведены в Германии. И перемещаться с ними по РФ можно только при наличии лицензии на международные перевозки. Т.е. блок СКЗИ в них не предусмотрен.
Общего у этих моделей больше чем различий. Принципиально одинаковый подход к закрытости корпуса тахографа. С одной стороны это исключает любой доступ к «железу». С другой стороны сильно затрудняет ремонт тахорафа. Делая его невозможным.
Так же есть очень Важный момент, про который не в коем случае нельзя забывать. Это Батарея. Менять её необходимо при каждой калибровке (раз в 2 года для ЕСТР, раз в 3 года для тахографов с СКЗИ). Батарея, служит и дольше. Но если она разрядиться, а мастерской рядом не будет. То весь тахограф станет бесполезным железным кирпичом. Который не подлежит восстановлению.
Если Вы планируете поездку за рубеж, ни один Российский тахограф Вам не подойдет. Если Вы осуществляете регулярные пассажирские или грузовые перевозки за рубеж. Вам необходимо устанавливать тахографы европейских марок. Как-то Тахографы EFAS или Stoneridge. Но самой популярной и раскрученной маркой европейских тахографов в России, являются тахографы VDO. Не все мастерские, устанавливающие тахографы могут позволить себе работать с этой маркой. Так как для калибровки и внесения данных в этот тахограф необходимо специальное оборудование. Как-то Программатор VDO CTC II, для того что бы просто внести в него данные. Что бы выгрузить данные необходим специальный workshop key VDO CTC II. Но не только этим отличаются тахографы VDO.
При установке тахографа VDO на автомобиль, в котором нет CAN-шины, (некоторые зарубежные марки и все отечественные грузовые и пассажирские транспортные средства) необходимо отдельно приобретать модуль ГЕО-Позиционирования GeoLock. Без этого модуля тахограф VDO корректно работать не будет. Кроме этого это устройство нормально работает только с одним датчиком скорости KITAS. Т.е. если Вы планируйте установку тахографа VDO, на отечественный автомобиль собственно к затратам на установку необходимо будет приплюсовать стоимость датчика скорости KITAS и модуля ГЕО-позиционирования GeoLock (как минимум). Так же следует учитывать, что не все мастерские могут позволить себе приобретать оборудование для настройки тахографов VDO. Многие его арендуют. Что естественно не может не отразиться на сроках исполнения обязательств перед заказчиком. В компании ЛАТ-Телематика, всё оборудование для калибровки тахографов VDO есть в наличии, поэтому даже с учётом установки дополнительного оборудования и аксессуаров, время монтажа устройства не занимает больше 2-3 часов. Т.е. обращаясь к нам Вы можете установить тахограф в день обращения.
Как пользоваться тахографом
Иметь полную исчерпывающую информацию о том, как пользоваться тахографом с картой водителя, нужно всем сотрудникам транспортного предприятия, выполняющий коммерческие рейсы. Если грузовой автомобиль или автобус оснащены бортовым самописцем, у лица, которое ими управляет, должна быть именная карта — иначе при первой же проверке последуют штрафные санкции.
Интерфейс современных тахографов и правила работы с картами достаточно просты. Но все же предварительно стоит потратить время на освоение основных операций: это поможет избежать ошибок, а значит — и претензий со стороны проверяющих органов.
Зачем используют тахографы?
Тахограф — это контрольный прибор, который закрепляют в кабине автобуса/грузовика и подключают к системам транспортного средства. Массовое внедрение тахографов с системами защиты информации в РФ было обусловлено борьбой с систематическими переработками водителей. Частично эта проблема уже решена, но требования по оборудованию коммерческого транспорта тахографами, а также об их правильном использовании становятся все более строгими.
Установленный на машине тахограф выполняет несколько задач:
- Фиксирует основные параметры движения автомобиля (в первую очередь скорость и координаты, которые определяются по спутниковой сети). Регистрирует временные промежутки, в течение которых водитель управлял транспортным средством, выполнял другие работы или отдыхал (это нужно для контроля переработок). Фиксирует превышение скорости, выводя предупреждение для водителя. Обеспечивает хранение собранной с бортовых систем информации в зашифрованной и защищенной от удаления/изменения форме.
В РФ используются только цифровые тахографы (аналоговые устройства, которые применялись ранее, должны быть демонтированы и заменены новыми). Для выполнения рейсов на внутри РФ машина оборудуется прибором с системой криптографической защиты информации, потому водителю нужно знать, как пользоваться картой СКЗИ в тахографе. Для выполнения международных рейсов применение приборов с блоком СКЗИ не допускается, потому водителю придется разбираться, как пользоваться тахографом с картой ЕСТР (европейского образца).
Работа водителя с тахографом
Для идентификации лица, которое управляет транспортным средством в тот или иной момент, используется индивидуальная карта тахографа. Карты не взаимозаменяемы, потому нужно изучать, как работает карта тахографа СКЗИ или ЕСТР в зависимости от того, каким контрольным устройством оборудован автомобиль.
Основу карты составляет электронный чип. В нем хранится информация о держателе карточки, а также сведения о маршруте автомобиля и времени работы/отдыха. Емкость модуля памяти в электронном чипе ограничена, потому информацию с карточки нужно регулярно считывать, раз в 28 дней сохраняя на внешнем носителе. Сделать это можно с помощью самого тахографа или специального прибора — кардридера.
Чтобы избежать претензий и штрафных санкций, выходить в рейс можно только на машине, оборудованной тахографом соответствующего типа (ЕСТР для международных перевозок, СКЗИ для внутренних рейсов). У водителя должна быть действующая (т.е. исправная и не просроченная) карта — СКЗИ или ЕСТР, в зависимости от того, какой тахограф установлен.
Как вставить карту водителя в тахограф
Алгоритм работы с бортовым самописцем будет таким:
Обратите внимание! В том случае, если управление автомобилем по очереди выполняют два водителя, второй тоже должен выполнить описанные операции, установив карточку в соседний слот.
Основные операции
Когда прибор принял карту, водитель может приступать к его использованию. До начала движения обязательно указывается, чем он занимался ранее: отдыхом или другой работой. Это нужно для контроля соблюдения режима труба и отдыха, потому без выбора соответствующей опции в тахографе движение не допускается.
Далее данные фиксируются прибором в полуавтоматическом режиме:
После того как управление автомобилем будет завершено, водитель извлекает карту из гнезда с помощью соответствующей кнопки. Делать это нужно только при отключенном двигателе.
Интервалы вождения и перерывы на отдых
Кроме правил использования тахографа с картой водитель также должен знать, в течение какого времени (максимально) он может вести машину. Поскольку тахографы на транспортные средства устанавливались в первую очередь для борьбы с переработками, то соблюдение временных интервалов контролируется достаточно строго.
Так, по действующим в РФ нормативам:
При выполнении международных рейсов (с использованием тахографа ЕСТР) требования к продолжительности отдельных этапов могут отличаться. Но последние изменения в законодательстве направлены на синхронизацию российских и зарубежных норм, потому отличия для водителя будут минимальными.
Распечатка информации водителем
Современные тахографы оснащаются встроенными термопринтерами, которые применяются для распечатки записанной в памяти информации. В принтер для этого устанавливается рулон специальной термобумаги, она же используется для ручной записи времени работы при неисправности тахографа.
Сотрудники ДПС ГИБД или представители Ространснадзора могут затребовать у водителя распечатку: Тахограмму, режим работы или сведения о состоянии ТС. Все эти отчеты выводятся на печать из меню прибора, причем водитель должен знать, как это сделать. Чтобы избежать претензий при проверке, изучить инструкцию и выполнить пробную распечатку стоит заранее.
Обслуживание тахографа: обязательные процедуры
В обязанности предприятия, которое эксплуатирует ТС с установленным тахографом, помимо выгрузки данных с карты на внешний носитель, также входит поддержание прибора в рабочем состоянии. Это предполагает:
Калибровка выполняется также раз в 3 года, и проводится для подтверждения точности измерений, которые фиксируются устройством. Если при калибровке выявляются значительные отклонения или погрешности, самописец настраивают или ремонтируют, а затем повторно калибруют.
Внеплановые калибровки проводятся при первой установке устройства на машину, а также после его ремонта. калибровать тахограф следует при смене покрышек на модели с большим/меньшим диаметром, или при нарушении целостности пломбы.
Правила работы с бортовым прибором
Правила, по которым водитель работает с бортовым тахографом, достаточно просты:
Большая часть нарушений наказывается штрафными санкциями согласно КоАП. Водитель может получить штраф до 3 тыс. рублей, должностное лицо, которое не обеспечило выполнение требований законодательства — до 10 тыс. рублей. Это же касается несоблюдение водителем требований по продолжительности вождения/отдыха.
Регламент использования тахографа с картой водителя достаточно прост в освоении. Отличия в функционале/интерфейсе разных моделей также минимальны, потому, потратив время один раз, можно в дальнейшем не беспокоиться о том, получится ли освоить новую модель цифрового устройства. Все операции опытный водитель выполняет «автоматически», а соблюдение правил защищает от претензий со стороны проверяющих.