Танцы как вид искусства

Танцевальное искусство. Виды танцев. Т анец

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Танцевальное искусство. Виды танцев.

В танце душевные переживания передаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела.

Танцевальное искусство берет начало в глубокой древности. Редкостно-танцевальные древние греки истолковывали танец как прекрасный дар богов. Существовали танцы воинственные, культовые, общественных праздненств и театральные, танцы в быту.

У всех народов танец является выразителем внутренних чувств; посредством различных поз, скачков, движений выражаются радость, горе, любовь или злость. В танце можно показать даже фантазии, разочарования и надежды.

Слово «танец» в русском языке произошло от немецкого «Тanz». Но так как оно было заимствовано из польского языка, к нему присоединили суффикс «-ец». В русский язык слово «танец» вошло только в XVII в. До тех пор употреблялось общеславянское слово «пляска». С конца XIX в. слова «танец» и «пляска» стали употребляться как синонимы. Однако понятие «пляска» было шире, чем понятие «танец». В современном же варианте все наоборот. Слово «пляска» чаще употребляется по отношению к народным танцам, нежели к бальным и иным формам танцевального искусства.

Танец, как любой вид физической активности обязательно приносит результаты, если заниматься регулярно и интенсивно. Причем берется он за организм комплексно, в отличие от тренировок в тренажерном зале. Уровень подготовки начинающего (за исключением нижнего брейка) может быть любым, как и возраст. Благодаря гармоничному развитию всех мышц танец обеспечит вам изящество тела, силу и выносливость, выровняет спину, научит вас двигаться легко, четко и красиво.

Сегодня модно не только посещать вечеринки, но и оттачивать мастерство движений в танцевальных студиях. Причем с самыми разнообразными стилями и уровнями сложности. Популярности танцам добавляют фильмы, сценические шоу и музыкальные клипы с впечатляющими танцевальными номерами.

Виды танцев можно подразделить на следующие категории:

Классический танец: балет

Западно-европейские бальные танцы

Латиноамериканская программа бальных танцев

Танцы ХХ века: Современный танец

Система выразительных средств хореографического искусства, основанная на разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса, головы. Как пластическая речь классический танец вобрал в себя движения различных народных плясок и пантомимных действий, множество движений и поз человеческого тела. Европейский классический танец сформировался в XVI-XVII вв.

Привычное представление о классическом танце связано с внешним, традиционным обликом балерины: в белой пачке, трико и туфельках-пуантах с крепким носком, позволяющим танцевать «на пальцах».

Основы классического танца позволят вам усовершенствовать свои движения, пластику и растяжку.

Начало балетов в России относится к Петровской эпохе. При Анне Иоанновне в Петербурге появилось несколько иностранных балетмейстеров, принесших на русскую почву достижения балетного искусства, значительно успешного в Европе, особенно в Париже. В России балет распространяется в XVIII в. Термин «классический балет» появился в России в 50-60-е годы XIX в.

В современном балете, наряду с классическими элементами, широко применяются движения джаза, модерна, гимнастики и акробатики. Употребленные уместно и тактично, они очень обогащают старинное искусство.

Можно с уверенностью сказать, что это самый распространенный вид танцевального искусства. Нет ни одной народности, какой бы малой она ни была, которая не имела бы присущей только ей танцевальной культуры. Танцы и песни различных национальностей возникли из народных игр и развлечений, связанных с трудовыми процессами, религиозными обрядами и семейными праздниками.

Народное творчество является основой, на которой создается и развивается профессиональное искусство, источником, откуда черпались движения, фигуры, а зачастую и вполне сложившиеся танцевальные композиции. Танцы, лишенные народной основы, были недолговечны и скоро забывались.

Безусловно, танцевальное искусство некоторых стран популярно только в пределах их границ, а у других завоевало весь мир. Вряд ли найдется равнодушных зритель танца фламенко (национальный танец испанских цыган), русских, молдавских, грузинских, индийских, кельтских и других народных танцев.

Интересно, что в развитии танца важную роль играл климат. Если вы собираетесь на поляне в мороз, что вы будете делать? Правильно, притоптывать. И двигаться быстро. Поэтому русские, ирландцы, другие славянские народы имеют характерные танцы с притопыванием и подскоками. (В испанских танцах тоже есть дроби, но нет таких подскоков). На морозе, конечно, можно двигаться и медленно, но только очень тепло одевшись. Теплая и соответственно тяжелая одежда порождает хороводы. Чем холоднее климат, тем теплее и тяжелее одежда, а потому и медлительней танец. Так, наш русский танец существенно различается на севере и юге. На севере больше «важничают», на юге двигаются легче и задорнее. Различные предметы и аксессуары также формируют определенные движения, которые затем исполняются и без данного предмета в руках. Например, траектории движения танца с веером можно проследить в танцах народов, использующих веер (испанские, японские и др.) и когда этот веер в руке отсутствует.

Огромную роль играют традиции, в том числе связанные с религией. В исламских странах женщины носят платки, паранджу, поэтому в танце мы видим закрывание шалью и платками лица, головы.

Народный танец в России популярен во многом благодаря ведущим ансамблям танца. Исполнение ими сложнейших узоров, рисунков и трюков привело к созданию направления, многими балетмейстерами называемого «продвинутым» народным танцем, который уже отличается от своих истоков.

Латиноамериканская программа бальных танцев

В международной программе спортивных бальных танцев их пять: самба (танец экспансивный и зажигательный), ча-ча-ча (кокетливый и веселый), румба (романтический и чувственный), пасодобль (напряженный и трагический, отображающий корриду) и джайв (беззаботный и энергичный).

Четыре латиноамериканских танца (кроме пасодобля, являющегося испано-французским танцем) зародились между Кубой, Соединенными Штатами и Южной Америкой и развивались под влиянием европейского и негритянского фольклора. Все фигуры пяти танцев были стандартизированы международными федерациями танца, существует единая техника, ритм и темп исполнения этих танцев. Поэтому шаги самбы, румбы, ча-ча-ча исполняются одинаково во всем мире. Базовая техника латиноамериканских конкурсных танцев впервые была упорядочена и записана Уолтером Лэрдом.

Всем этим танцам свойственна ритмичная музыка, и они требуют отменного восприятия темпа. Латиноамериканские танцы отличаются своеобразной пластикой движений. В отличие от западно-европейских танцев (см. Западно-европейские танцы), в латиноамериканских партнеры не находятся в постоянном контакте. Они более независимы и свободны для импровизаций, особенно со стороны партнерши, которая всячески подчеркивает свою красоту, элегантность и изящество.

Итак пять танцев входят в Латиноамериканскую программу бальных танцев: Самба, Ча-ча-ча, Румба, Пасодобль, Джайв.

Источник

Танец как вид искусства

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

«Танец как вид искусства»

бытовой (или, как мы ещё называли его, бальный);

профессиональное искусство танца, в том числе классический балет.

Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передаёт без помощи речи, средствами движения и мимики. Речью здесь является сам танец.

Выражение эмоциональных переживаний различными пластическими движениями зародилось ещё на заре человечества. Процесс труда обнаружил значение ритма. Движения, подчиненные ритму, породили пляску, которая и является одним из наиболее ранних проявлений человеческой культуры.

Танец является одним из наиболее древних видов искусства. Он возник в недрах народного творчества и живёт в народе.

В первобытном обществе существовали танцы, изображающие трудовые процессы, воспроизводящие движения животных, танцы магического характера, воинственные.

Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, хороводы, бранли, появились первые балеты.

Танец во все времена был связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.

В селе Мартыновка на Киевщине в одном из кладов (относящемся к VI веку) было найдено несколько литых серебряных фигурок пляшущих мужчин. Каждый из них стоит в позе, запечатлевшей исполнение плясового движения типа полуприсядки.

У каждой эпохи были свои любимые танцы. Во все времена танцы занимали в жизни человека важное место.

Видя несомненную целесообразность этого нового мероприятия, Петр вскоре ввел преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казённых учебных заведениях, тем самым, подчеркнув государственное значение подобного начинания.

В наши дни каждый год миллионы мальчиков и девочек, больших и маленьких городов, небольших посёлков приходят в хореографические училища, школы искусств, танцевальные коллективы, хореографические отделения музыкальных школ и фольклорные кружки для того, чтобы овладеть искусством танца.

Стремление ребенка ритмично двигаться под музыку, заложено самой природой.

Если ученики работают над упражнениями сознательно, они обычно добиваются больших успехов и в более короткие сроки.

Способности у занимающихся, как известно, бывают разные. У одних телосложение лучше, у других хуже, мышцы и связки одних более эластичны, чем у других, да и восприимчивость, понятливость неодинаковы. Поэтому большое значение имеет терпимость хореографа. Очень важно для педагога умение управлять своими эмоциями.

Особое место в методике ведения урока хореографии отведено дозировкам, особенно в младших классах.

Упражнения на каждом занятии должны усложняться, иначе они скоро наскучат ученикам. С первых занятий хореограф должен уделять большое внимание постановке корпуса, постановке рук, постановке и развитию суставно-связочного аппарата, поворотов и наклонов головы.

Кроме того, в поле зрения педагога постоянно находится эстетическая сторона занятий. Общеизвестно, что под влиянием каждодневных тренировок у станка и на середине зала мышцы ног крепнут, развиваются. Педагог обязан следить за тем, чтобы мышцы ног детей не деформировались, так как это не эстетично.

Дети должны усвоить, что для того, чтобы хорошо танцевать, мало точно знать движения, нужно, прежде всего, уверенно держаться, уметь красиво и правильно ходить, элегантно держать голову. Хореография требует контроля над всем телом, улучшает походку и осанку, помогает детям исправить свои недостатки, приобрести необходимую пластичность и легкость движений, которые пригодятся им в обычных бытовых условиях.

Участие в выступлениях вырабатывает у исполнителей «чувство сцены», приучает к общению с партнёрами, прививает им «чувство ансамбля». Кроме того, участие в совместной работе повышает чувство ответственности за общее дело. Работа с детьми в 1 классе имеет особое значение, а именно, научить ученика чувству ритма, умению слушать счёт: и раз, и два, и три, и четыре и т.д. Для этого нужно придумать небольшие танцевальные комбинации, и разучить их так, чтобы движения чётко совпадали с музыкой, и дети должны это понять и усвоить. С начало выполнять упражнения вместе с учителем, а потом самостоятельно, например:

Повторить комбинацию ещё раз.

Затем повторить с другой ноги тоже самое.

Чтобы ребенок понял счёт, нужно с ним пройти ритм с помощью хлопков, например, задание: выделить в музыке счёт раз, счёт два и т.д.

Комбинацию проучивать нужно сначала со всем классом, а потом спросить отдельно каждого ученика, это заставит ребенка сосредоточиться, настроиться на работу, быть более внимательным.

Конечно, в 1 классе нужно особое внимание уделить развитию природных данных ученика: это выворотность, шаг, гибкость, прыжок. Достигается это определенными движениями, комплексом движений (партерная гимнастика).

Ещё один важный момент, это постановка корпуса, то есть умение держать «Стержень», быть подтянутым, тянуться наверх.

В хореографии имеет большое значение ощущение держать «корпус над ногами». А что это значит? Многие преподаватели говорят детям, подтянитесь наверх, а как это сделать не объясняют. Нужно дать понять ученикам, а вернее прочувствовать, как мы начинаем тянуться поясницей наверх, а потом макушкой, то есть работа позвоночника начинается именно с поясницы..И если мы выполняем любую комбинацию, любое движение, то должны помнить об этом.

И, конечно, детям на уроке должно быть интересно, и преподавателю стоит подбирать, и движения, и музыку к ним наиболее яркие, запоминающиеся, которые хотелось бы повторить и запомнить. Вообще урок нужно проводить, а тем более в 1 классе, с хорошим, положительным настроением. Если, Вы видите, что комбинации прочувствуются успешно, можно переходить к постановке небольших танцев. Уделить больше внимания на эмоциональную сторону, потому что маленькие дети очень раскованы, непосредственны, просто нужно уметь раскрыть и показать зрителю все эти способности, которые свойственны именно в этом возрасте. Если движения будут простые, но наполненные настроением, они всегда будут выглядеть эффектно.

Источник

Искусство танца

Искусство танца

Танец является отражением эпохи. Через танец мы можем постигнуть облик породившего их общества, попытаться понять образ мысли и нравы людей, их характер и психологические особенности.

Человек в танце есть струна. Позой и телодвижениями в танце человек общается в основном с двумя стихиями – землей и воздухом. На земле танцор – частица, явленное, конкретное, имеющее форму, в воздухе (в невидимом, потаенном) танцор – волна, ощущаемое, вибрирующее, безграничное, ограниченное во времени.

Актуальность данной темы выражается в том, что каждый постановщик имеет способность создать правильный образ танца, передать внутреннее состояние созданного образа, найти органическое единство между характером персонажа, его жестами и танцевальными движениями.

Цель балетмейстера для создания нужного образа в танце в первую очередь должен знать в совершенстве не только технологию хореографического искусства, но и уметь проанализировать музыкальное произведение, чтобы определить форму, стиль, характер, музыкальный характер каждого персонажа, воедино связать образ с развитием музыкальной формы, знать хореографический фольклор, чтобы герои были наделены национальными чертами.

Танец представляет собой культурные традиции всех человеческих общин. За все существование человечества он изменился, отражаясь в культурном развитии. За это время появилось колоссальное количество видов, форм и стилей танца.

Танец используют для самовыражения, социальной общности, в культах религий, как спортивные соревнования, для показательных видов искусства.

«Образ танца – это чувственно воспринимаемый изобразительно-выразительный элемент произведения искусства. Он воплощается в конкретной материальной форме (звуковой, пластической, цветовой и т.п.)».

Образ танца создается легкими, красивыми движениями тела и самим рисунком танца. И, воспринимая танец, мы в первую очередь видим привлекательную внешнюю форму: пластику тела, жесты. Внутренний смысл постигается постепенно и опосредовано – через движение человеческого тела. Безусловно, что внешняя форма и содержание неразрывно связаны и составляют единое целое: «произведения выразительных искусств не создают подобий предметов, картину жизни, не связаны с объективным миром, не отражают его. Выражают в своей форме и окраске определенные переживания, воплощают в себе человеческое мироощущение – понимание и оценку жизни».

По словам Б.В. Асафьева, «танец является языком тела. И если мы не можем что-то передать словами, то показать это в динамике собственного тела, через его пластику гораздо легче».

Танец считается искусством выражения индивидуальности человека. Человек через танец пытается передать состояние души, донести его до зрителя с помощью движений и музыки и выразить их с помощью жестов, рисунка танца, костюма, мимики и пр. Это своеобразные «инструменты» танца. И музыка, как один из «инструментов», является основой для создания образа танца. Поэтому «важно, чтобы музыкальный материал был разнообразным по содержанию, ясным по форме, четким в ритмическом отношении».

Темп музыкального произведения, динамика должны получить соответствующее выражение в рисунке танца.

Рисунок танца – это расположения и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок любого танца, как и вся создаваемая композиция (он должен передавать определенную мысль), должен быть подчинен идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию всех героев, которое проявляется в их танцевальных действиях и поступках.

Прежде чем разбирать значение рисунка танца в создании хореографического произведения, следует сказать, что рисунок танца и танцевальный текст неразрывно связаны. И потому при анализе рисунка танца в том или ином произведении придется касаться и его хореографического текста.

При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности, для того чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер, настроение героя. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста. В зависимости от задачи номера балетмейстер может симметрично или асимметрично строить рисунок танца.

Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача балетмейстера – добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере.

Балетмейстер, бесспорно, должен учитывать, какое впечатление производит сочиненное им произведение на зрителя. Обычно во время сценических репетиций хореограф старается проверить построение рисунка танца из разных точек зрительного зала и при необходимости вносит определенные коррективы.

Логика развития рисунка танца диктуется в первую очередь задачей, которую ставит балетмейстер.

Но бывают случаи, когда в соответствии с драматургией номера нужно показать на сцене тревогу, взволнованность или другие яркие, эмоциональные состояния героя.

Тогда балетмейстер может строить рисунок танца «клочковато», обрывать один рисунок и переходить к другому. Такое решение будет вполне оправданным, так как будет соответствовать задаче, которая стоит перед балетмейстером.

Распределение танца по сценической площадке зависит от многих факторов, но прежде всего от той задачи, которую ставит перед собой балетмейстер в данном танцевальном номере. Он должен умело сосредоточить внимание зрителя на том эпизоде, который является для него наиболее важным.

Следовательно, рисунок танца зависит, прежде всего, от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характеру).

При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремится к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца, равномерно размещать рисунок по сценической площадке.

Например, такие рисунки как круг даёт понимание единства, дружбы. Линии, которые поочередно наступают друг на друга, показывает конфликт, противоборство.

Эмоции визуализируются через телесность, превращаются в танцевальный рисунок, ритм, динамику, которые создают законченный образ танца.

Создать образ танца – значит передать историю о народе, о времени, идею.

По жестам и позам самого танцора мы часто «узнаем» ту стихию, где пребывает танцор как «представитель» растительного или животного мира. У него нет корней и нет крыльев. Но он «осваивает» пространство, его обнимая, захватывая (слова происходят от описания действий наших рук-крыльев для захвата воздуха). Смысл каждой позы можно определить по тому, сколько в ней «земности» или «полетности» и даже, более того, какую фигуру в пространстве она описывает.

балетмейстер танец образ движение

Танец – музыкально-пластическое искусство. Образы в нем воспроизводятся с помощью движений и положений человеческого тела, которые составляют специфический выразительный (образный) язык этого вида искусства.

В быту по различным движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке человека можно судить о его эмоциональном состоянии, о личностных качествах, об отношении к окружающим и даже о профессиональной принадлежности. Можно сказать, что каждое движение несет какую-либо информацию, содержание. Эти свойства (информация, содержание) движения сохраняются и в танце, несмотря на определенное видоизменение их внешней формы, танцевальные движения значительно отличаются от бытовых, они достаточно условны.

«Обобщенная, «заостренная» форма содержания движений, приобретенная в ходе исторического развития, стала очень своеобразной. Благодаря ей танцевальные движения обладают особой выразительностью. Кроме этого, в танце используются пантомимические движения. Пантомима менее условна, она ближе к бытовой пластике человека. Однако в танце, подчиняясь законам этого искусства, пантомима становится танцевальной, ритмизованной».

Таким образом, танцевальные, пантомимические движения и позы являются носителями образности данного вида искусства.

Обобщенно-образное значение того или иного движения становится ключевым моментом в создании танцевального образа и танца в целом. Подбор и сочетание движений определяются представлениями автора о том, какими именно танцевальными и пластическими средствами можно наиболее ярко и точно воплотить тот или иной образ. В целостной композиции эта пластически-обобщенная символика благодаря своей генетической связи с реальными жизненными движениями порождает у зрителя определенные образные ассоциации. Это и позволяет понимать содержание танца без словесных пояснений.

«Символ – это условный знак, призванный определять какое-либо обобщенное понятие. Например, белизна является символом чистоты. С другой стороны, символ приобретает черты образа».

Символ, информационно очень богат и содержателен, также как и образ.

Создать образ в танце – значит обрисовать в танце действие или характер героя.

«Основа образа в танце – текст, сочинённый балетмейстером. Но в воспроизведении исполнителей этот текст получает ту или иную интерпретацию, которая может обогащать и углублять или, наоборот, обеднять и искажать сам образ, созданный балетмейстером. Танцовщик воссоздаёт не только балетмейстерский текст, но и вкладывает в танец своё понимание характера героя, жизни в целом, одухотворяя хореографический текст и проявляя в этом свою индивидуальность».

Образ в танце, созданный солистом, изображающим тот или иной персонаж, нередко дополняется также участием кордебалета (напр. в «Шопениана» Фокин использует кордебалет в качестве некоего эмоционального «резонатора», усиливающего образное «звучание» танца солистов).

Композиция танца, или танцевальный «текст», составляет основу образа. Однако свое «живое звучание» образ обретает при воспроизведении «текста» исполнителем, который интерпретирует образ, прочувствовав его через свою индивидуальность, свой пластический и эмоциональный опыт. Иными словами, создание образа в танце носит двоякий характер: сочинение композиции движений (танца) и ее исполнение в индивидуальной манере. В связи с этим различают два вида танцевального творчества: композиционное и исполнительское. Осуществление каждого из них невозможно без знания языка танцевальных и пантомимических движений, без владения средствами воплощения танцевального образа.

Также это можно использовать и в отношении детской художественной танцевальной деятельности, разумеется, с разделением на возрастные особенности и возможности дошкольников. Детское танцевальное творчество носит импровизационный характер, то есть придумывание, и исполнение танца происходят одновременно. Несмотря на такую слитность, анализ детской танцевальной импровизации позволяет выделить в ней элементы каждого из этих видов творчества: как композиционного, так и исполнительского.

Детское композиционное творчество в танце – это придумывание новых способов пластического, танцевального построения образов, которые воплощаются посредством языка движений и представляют собой более или менее законченные танцевальные композиции. Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующих воплощению танцевального образа; оригинальность комбинирования, варьирования, сочетания известных движений.

Детское исполнительское творчеством в танце – это выразительность, индивидуальная манера исполнения танцевальных образов.

Изучение танцевальных импровизаций дошкольников в условиях детского сада показало, что дети, как правило, придумывают композиции малонасыщенные лексически, малооригинальные, используя образцы, усвоенные во время обучения.

Старшие дошкольники при этом недостаточно эмоциональны, невыразительны, многие из них отказываются выполнять подобные творческие задания.

С помощью данного изучения можно предположить, что дети имеют низкий уровень танцевального творчества. И это объясняется тем, что дети или не подозревают о возможности танца «рассказать» о чем-либо, или не знают, какими средствами можно воплотить в нем тот или иной образ, передать то или иное содержание. Одним из главных условий развития творчества в танце у дошкольников является осмысленное отношение детей к средствам музыкально-двигательной выразительности, овладение языком движений (танцевальных и пантомимических). Для этого дети должны не только иметь навыки выполнения некоторых движений, но прежде всего, понимать их значение уметь с помощью этих движений выражать отношение, настроение, а также связывать их в «речевые» построения, включая их в образный контекст танца.

Дошкольникам требуется целенаправленное обучение языку движений, в процессе которого они смогут познакомиться с, принципами изменения движений, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.

«Сюжетный танец – очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, он вызывает живой интерес у детей. Привлекательность его обусловлена такими особенностями, как образное перевоплощение, разнохарактерность персонажей и их общение между собой в соответствии с развитием сюжета танца. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию».

В сюжетном танце создаются очень благоприятные условия для освоения детьми языка движений. В процессе воплощения различных танцевальных образов такое освоение стимулирует исполнительское и композиционное творчество. При этом педагог направляет детей в поиске выразительной пластики, используя словесные пояснения и иллюстративный показ движений.

«Приведем несколько примеров из протоколов занятий по сказке «Репка», где работа над отдельными образами проходила в виде творческих заданий. В первых пробах воплощения образа Деда дети отразили в движениях тяжеловесную поступь, явственно слышимую в музыке. При этом они использовали стереотипный прием исполнения, который наблюдался до экспериментального обучения при изображении медведя: шаг вперевалку на широко расставленных ногах. Педагог пытался «снять» этот стереотип, предлагая детям поискать иные способы воплощения заданного образа. При этом он обращал их внимание на особенности позы старого человека (сутуленность, присогнутые колени), объяснял обстоятельства и место действия, особенности характера персонажа. В результате более осмысленного подхода к образу у детей стали появляться интересные находки в его музыкально-двигательном воплощении.

Важным условием образного перевоплощения ребенка, является стремление передать в движении особенности пластики изображаемого персонажа. И это наводит дошкольника использовать выразительные музыкальные движения в качестве языковых средств. В этом случае в детской танцевальной импровизации начинают появляться признаки исполнительского и композиционного творчества, составляющие своеобразие музыкально-пластического образа, воплощаемого ребенком.

Исполнительское творчество в танце – это выразительность, индивидуальная манера исполнения танцевальных образов.

Композиционное творчество в танце – это придумывание новых способов пластического, танцевального построение образов, которые воплощаются посредством языка движений и представляют собой более или менее законченные танцевальные композиции.

Сейчас в наше время большинство педагогов современной хореографии используют метод работы, в который входят исполнительское творчество и композиционное. То есть балетмейстер и исполнитель в какой-то степени работают вместе, воедино. В основном это происходит, когда балетмейстер не показывает какие-то конкретные движения, комбинации, а даёт исполнителю возможность импровизировать, использовать свободу движения. Это можно увидеть на примере метода работы хореографа «Челябинского театра современного танца» Ольги Поны. Как она сама говорила: «Для меня предмет гордости иметь в труппе шесть хореографов, которые работают со мной как танцовщики. В процессе работы я использую их талант: прошу их сделать этюды, которые потом беру или не беру, переделываю или не переделываю. Это помогает и в тоже время обязывает меня: я должна соответствовать им даже в проведении урока — есть большая разница между работой с начинающими и с профессионалами, которым надо дать некую пищу физическую и интеллектуальную, удовлетворяющую их».

На сцене, в танцевальном номере или балетном спектакле постоянно происходит то становление движения, то прерывание становления, чередование «па» с жестом, танцевальной позой. Но это, в свою очередь, дает начало новому становлению, новому танцу от данной позы к следующей.

По данной теме работы можно сделать такой вывод, что образ танца и образ в танце зависят друг от друга. Так как образ танца мы создаем не только с помощью рисунков танца и музыки, но и с помощью образа самого героя (исполнителя).

Образ танца и образ в танце имеет сходства, например, в том, что при создании того и другого образа мы используем костюмы, рисунки. Но и так же есть различия в том, что при создании образа танца мы передаем историю о народе, о времени, идею. А при создании образа в танце мы обрисовываем в танце действие или характер героя.

Считаю, что нам как будущим хореографам эта тема важна. Так как для того чтобы поставить какое-либо хореографическое произведение нужно создать образы как исполнителя, так самого танца, понятные и интересные для зрителя.

1.Балет. Энциклопедия. – М., 1981.

.Богданов Г. Ф. Основы хореографической драматургии: Учебное пособие. – Изд. 2-е, доп. – М.: МГУКИ, 2010.

.Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л.,1975.

.Кожинов В.В. Виды искусств. – М.: «Искусство», 1960.

.Маринелла Гваттерини. Азбука балета. Перевод с ит. – М.: БММ АО, 2001.

.Мессерер А. Уроки классического танца. – СПб.: «Лань», 2004.

.Фетисова Е. В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям // Психологический журнал, 1981. – Т. 2. – № 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *