Татарские поминки как называются

Похороны татар

Татарские поминки как называются. Смотреть фото Татарские поминки как называются. Смотреть картинку Татарские поминки как называются. Картинка про Татарские поминки как называются. Фото Татарские поминки как называются

Множество народов населяет нашу родину, и второй по численности из них, после русских – татары. Их численность превышает пять миллионов человек, и они расселены по всей территории Восточно-Европейской долины и Сибири, а порой встречаются даже на Дальнем Востоке. Основное их количество сосредоточено в Республике Татарстан – там они составляют более половины населения, а еще до четверти населения они составляют в Башкортостане. Также татар очень много в районе Челябинска, вокруг Оренбурга, около Ульяновска, и, разумеется, в Москве и Московской областях. Религия большинства татар в наши дни – ислам суннитского толка, конкретнее ханафитского мазхаба, также среди татар встречаются достаточно часто православные христиане и атеисты.

Татарский этнос делится на несколько небольших и три крупные группы: волго-уральскую, астраханскую и сибирскую. Формирование этих субэтносов началось еще в VI веке, однако определяющим периодом в истории этногенеза татарских групп стало их объединение в рамках Золотой Орды в XIII-XVвв. В эти столетия произошло становление татарской культуры и этнополитической идеологии, активно развивался старотатарский язык, были утверждены нормы литературного языка. В процессе распада монгольской империи возникли отдельные татарские ханства, в которых эти народообразующие процессы получили свое завершение. Вопреки распространенному заблуждению крымские татары не являются субэтнической группой татар, а отдельным народом. Это название осталось в русском языке еще с тех пор, когда татарами называли почти любой тюркский народ, проживающий на территории Российской империи.

Татарские поминки как называются. Смотреть фото Татарские поминки как называются. Смотреть картинку Татарские поминки как называются. Картинка про Татарские поминки как называются. Фото Татарские поминки как называются

В чем необычны похороны у татар

Формирование татарского этноса происходило в тесном взаимодействии с другими народами: гуннами, поволжскими булгарами, кипчаками, ногайцами и пр. Их предки активно передвигались по обширным территориям и смешивались как с тюркскими, так и нетюркскими племенами. Все это привело к возникновению богатой и многообразной культуры со своими обычаями и верованиями. И хотя ислам среди татар начал распространяться относительно рано, – в X веке – ему не удалось полностью вытеснить традиционные порядки. Они были приведены в соответствие с мусульманскими канонами, но в течение многих столетий сосуществовали с ними и в некоторых регионах сохраняются до сих пор. Особенно устойчивой оказалась сфера погребально-поминальной обрядности.

Что в татарских похоронах осталось от языческого прошлого

Доисламский обрядовый пласт особенно ярко прослеживается в суевериях и поверьях, связанных с похоронами и соприкосновением с царством смерти. Считается, например, что в течение 40 дней после смерти человеческая душа может вернуться домой в виде птицы или бабочки. Чтобы она не заблудилась по дороге, в некоторых поселениях до сих пор на ночь оставляют свет или открывают ворота со двора. Возвращение души покойника может и неблагоприятным, особенно если по нему сильно тоскуют: в таком случае в дом может проникнуть злой дух – җен. Вероятно, җен является происходит от арабских джиннов, невидимых духов, которые нередко (но не всегда) прислуживают шайтану и стремятся нанести серьезных вред правоверным. Җен любят заманивать людей в глушь, уводя с натоптанного пути, а просочившись в дом с новорожденным, пытаются украсть младенца из колыбели или подменить его. Если такой дух, притворившись умершим, поселился у него дома, то его родственники начинают чахнуть и вскоре умирают.

Чтобы защититься от җен, в некоторых традициях принято запутывать следы по дороге на кладбище и обратно: вынеся носилки с покойником за пределы поселения, его поворачивают по часовой стрелке, а возвращаясь домой, стараются не оглядываться. Если дух уже поселился в жилище умершего, нужно пригласить муллу. В течение 7 дней он должен читать суру Ясин – не в состоянии вынести священную молитву, җен сам убегает из дома.

Как провожают умирающего татарина в последний путь

Подготовка к похоронам начинается задолго до смерти мусульманина. Во многих регионах задача эта возлагается на женщину: уже к зрелому возрасту она должна запастись достаточным количеством ткани для погребального одеяния для себя и мужа – от 20 до 30 метров полотна. Цвет и качество ткани строго регламентированы: для самого савана берут белую хлопчатобумажную ткань, для верхнего покрывала и предметов омовения допустимо использовать зеленую или синюю. Шитье савана в местах, где все еще сильны народные обычаи, производится левой рукой, на нитках не делается узелков, ткань разрывается руками. Для каждого нового этапа изготовления берут новые иголки и нитки, которые после окончания работы нужно сжечь – ими можно привлечь в дом беду и навести порчу.

Когда татарин находится на смертном одре, к нему домой приглашают муллу, который читает на нем отходную суру «Ясин» или «Ар-Рад». Оставлять умирающего ни в коем случае нельзя – облегчить его страдания в эти последние моменты и позволить ему уйти в окружении близких – обязанность каждого мусульманина. По исламским поверьям, на грани смерти человек мучается ужасающей жаждой, и поэтому ему нужно регулярно смачивать губы.

Как татары готовятся к похоронам

После того, как человек испустил дух, его укладывают на специальную скамью, а на грудь кладут металлический предмет – ножницы или гвоздь. По древним, еще доисламским, поверьям, злые духи боятся железа и не смогут завладеть душой умершего, если он защищен острым предметом из этого металла. Сверху тело покрывают белым полотном, а лицо закрывают специальным полотенцем.

По народным традициям, к омовению следует приступать только после того, как работы над могильной ямы были завершены. Этот ритуал соответствует принятым в исламе канонам: умершего омывают мужчины, покойницу – женщины. Сверху куском ткани мужчине закрывают половые органы, а женщину накрывают большой белой простыней. Омовение у татар совершают трое: собственно, один обмывальщик и двое помощников, которые вращают тело и поливают его водой. Ведра с водой для омовения нельзя ставить на пол – под них обязательно нужно подстелить специальное полотенце.

После завершения обряда омовения родственники приступают к облачению покойника в похоронное одеяние (кафен по татарской традиции). Мужчину заворачивают в рубаху, сверху одевают фартук для нижней части тела, а сверху надевают чалму. Женщине закрывают волосы платком. Поверх тело обвязывают специальными полосками ткани поверх головы, туловища и ног.

Зачастую в организации похорон участвуют не только ближайшая семья умершего, но и дальняя родня, друзья и соседи. Всем помощникам полагается саадака – добровольная милостыня. Как правило дарят полотенца, носовые платки и мыло, однако нередко участников вознаграждают деньгами.

Погребальная церемония у татар

По мусульманским обычаям, женщинам присутствовать на самой церемонии погребения не разрешено. Поэтому, после того как траурная процессия отправляется на кладбище, они приступают к тщательной уборке помещения, стирают постельные принадлежности и одежду умершего.

Перед тем как войти на кладбище, участники процессии должны прочитать подходящие случаи суры из Корана. Уложив тело на помост, над ним совершают погребальный намаз – без него похороны не будут считаться состоявшимися. На специальных полотенцах трое ближайших родственников опускают умершего в могилу и укладывают (сажают) его в ляхд. Нишу заделывают кирпичом, а затем под чтение Корана засыпают могилу землей.

Обряды поминовения умершего у татар

Поминки совершают в день погребения, а также на 3-й, 7-й, 40-й и 51-й дни со смерти. На церемонии нельзя громко плакать, открыто демонстрировать свою скорбь, – все это может причинить душе умершего муки. Начинают поминки чтением сур Корана и раздачей собравшимся садака.

Пища на поминках должна быть халяльной. На стол подают традиционные угощения, суп с бараниной или говядиной, плов, различную выпечку, ставят блюдца со сладостями и сухофруктами. Сладкие угощения символизируют «сладкую» жизнь покойного на том свете.

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Источник

Татарские похоронные обычаи

Татарские поминки как называются. Смотреть фото Татарские поминки как называются. Смотреть картинку Татарские поминки как называются. Картинка про Татарские поминки как называются. Фото Татарские поминки как называются

Большинство татар – мусульмане, а значит, их ритуальные обряды должны соответствовать законам Шариата. Согласно Корану, если захоронение прошло по правилам, душа покойного отправится в лучший мир. Татарские похороны имеют строгий регламент, за выполнением которого следит знающий человек из числа старших родственников.

Прижизненные ритуалы

Традиции похорон у татар предписывают им заранее готовиться к этому событию. Женщины к зрелому возрасту должны запасти достаточно ткани для погребального покрывала для себя и мужа. На саван уходит 10-15 метров белой материи. Также готовят полотенца, отдельные вёдра для омовения, мелкие предметы для саадака – добровольной милостыни. Для этого используют платки, отрезы ткани, сладости и монеты.

Важно, чтобы последними словами умирающего были строки из Корана. Если человек не в состоянии самостоятельно произнести молитву, за него это делают родственники или приглашённый мулла. Губы протирают влажной салфеткой или полотенцем. Это, согласно верованиям и обычаям похорон у татар, не позволит уходящему соблазниться водой, которую предложит ему шайтан (демон).

Перед смертью, человека укладывают лицом на восток, в сторону Мекки. Все присутствующие родные читают молитвы и просят Аллаха даровать безболезненный уход.

Подготовка могилы

Согласно верованиям о похоронах у татар-мусульман, они проходят в самое ближайшее время после смерти. Если это случилось утром, то погребение назначают на вечер того же дня. Если вечером – то похоронить стараются на следующий день.

Подготовкой могилы занимаются исключительно мужчины. Перед тем, как отправиться на кладбище, они читают суры из Корана и произносят хвалебные речи об усопшем.

Могила выкапывается по особой схеме – с нишей в боковой стене. Её выкладывают кирпичом или саманами. Если грунт осыпается и не позволяет сделать углубление, приготовляют специальный деревянный навес. Им накрывают покойника после помещения его в могилу.

Она должна быть достаточно глубокая, чтобы дикие звери не осквернили останки. Кабр (или место захоронения) ориентируется головным концом на Мекку. Неверующих татар или убийц захоранивают за пределами ограды кладбища.

Вырытую могилу не оставляют без присмотра. Рядом всегда находится один из мужчин. Если нет возможности постоянно находиться на кладбище – на дно ямы бросают железный предмет (топор, пилу или лом).

Согласно древним обычаям, на надгробном памятнике, помимо информации об усопшем, высекают строки молитв. Размещать на могилах фотографии, свечи, венки и букеты, приносить еду и алкоголь – не принято.

Подготовка тела

Похороны у татар имеют чёткое разделение обязанностей. Пока мужчины занимаются обустройством погребальной ямы, женщины выполняют домашние приготовления.

Покойника укладывают на жёсткую поверхность, а на грудь ему кладут металл – ножницы или подкову. Эта традиция идёт из глубины веков, когда мусульмане верили, что злые духи боятся металла и не смогут завладеть душой умершего. Лицо его должно быть обращено в сторону Мекки, а руки вытянуты вдоль тела. Сверху кладут белую ткань, а на голову – специальное полотенце.

Соседи, друзья, коллеги и дальние родственники быстро узнают о кончине и добровольно предлагают помощь в приготовлениях. Всем участникам сборов – тем, кто копает могилу, убирает дом, обряжает мертвеца и готовит поминки, положен саадака. Вещи, полученные от семьи усопшего, не используют в быту – это признаётся плохой приметой. Их откладывают до собственной кончины или передаривают в качестве саадака.

Покойника не оставляют одного, рядом с ним всегда находятся люди. Часто это старики и старухи, которые руководят процессом и дают указания родственникам. Все зеркала в доме занавешивают чёрной тканью. Оплакивать и причитать над телом – запрещено. В исламе верят, что от этого умерший страдает и мучается.

Ритуал омовения имеет особое значение в том, как хоронят татар. Для воды используют отдельные вёдра, которые покрывают тканью и ставят на полотенца. В помещении остаются только люди, которые участвуют в процессе. По правилам, женщины могут омывать только женщин, мужчины – мужчин. В крайнем случае допускается, чтобы умершую жену омыл её муж. В процессе участвуют не менее 3 человек. Один переворачивает тело, другой следит за водой, а третий читает Коран и производит омовение. Ритуал заканчивают, поливая тело ароматными травяными настоями.

За это время другие женщины должны успеть сшить саван. Он должен быть выполнен вручную, крупными стежками и не иметь узелков. Татарское посмертное одеяние называется кэфен. Оно включает рубаху, фартук, мужскую чалму или женский головной платок. Поверх надевается саван, тело заворачивается в белую ткань.

Принимать пищу в одном помещении с трупом – не допустимо. До погребения и в течение 3 дней после обитателей дома приглашают на обед родные и соседи. Исключение составляет только чай во время ночного бдения.

Похороны

У татар хоронят исключительно мужчины. Женщины могут лишь проститься с усопшим и проводит процессию за дверь дома.

Покойника выносят на специальных носилках ногами вперёд. Перед тем, как зайти на кладбище, носилки ставят на помост, а все присутствующие читают суры.

Татары не хоронят своих умерших в гробу. В современных крупных городах допускается поместить тело в могилу в деревянном ящике без крышки. В глубинке придерживаются старинных правил и погребают тела в сидячем положении. Согласно татарским преданиям, эта поза поможет человеку достойно держать ответ перед лицом ангела смерти.

На полотенцах тело опускают в могилу, где его принимают 3 мужчин из числа ближайших родственников. Покойного усаживают в нишу, закладывают её кирпичом и покрывают толем. После этого помощники подпоясываются погребальными полотенцами, покидают яму и засыпают её землёй.

Все присутствующие собираются вокруг могильного холма, мулла читает суры из Корана. Скорбь демонстрировать не принято. Поэтому, молодых и стариков утешают, а взрослых мужчин – стыдят за проявление эмоций.

В это время женщины молятся дома и начинают уборку. Тщательно моют стены, пол и потолки. Стирают все вещи, прикасавшиеся к умершему и принесённые из мечети, одежду, в которой производите омовение. Часть вещей выбрасывают, часть – раздают в виде подаяний. После того, как мужчины возвращаются, снова читают Коран и готовятся к татарским поминкам.

Поминальные обряды

Первое собрание проходит через 3 дня после похорон. Специального ритуального меню нет, но все продукты должны быть халяльными. Подают суп, лапшу, картофель с мясом, сладкие пироги, сухофрукты, чай. Спиртное находится под запретом.

Поминки у татар начинаются и оканчиваются чтением Корана. Собираются почтить память усопшего также через 7, 40, 52 дня и 1 год. Исламские традиции предписывают навещать могилу ежегодно.

Похороны татар сегодня всё меньше отличаются от порядков, установленных предками. Правила, по которым они проходят, – часть мусульманского культурного наследия. Они позволяют сохранить древние традиции и провести ритуал согласно своей вере.

Источник

Поминки у мусульман

Смерть («хазимуль-ляззат») — это окончание земного пути и переход в вечность. В Коране написано, что к смерти нужно готовиться всю жизнь и выполнять все предписания Шариата. Поэтому мусульмане большое значение придают соблюдению таких обрядов, как омовение и погребение.

Мусульманские поминки по шариату

В мусульманских странах они проводятся на третий, седьмой, сороковой день после кончины. Затем ушедшего из жизни вспоминают молитвой и милостыней, ежегодно на исламские праздники, например, Курбан-Байрам или Рамазан-Байрам.

Татарские поминки как называются. Смотреть фото Татарские поминки как называются. Смотреть картинку Татарские поминки как называются. Картинка про Татарские поминки как называются. Фото Татарские поминки как называются

По шариату, делается это согласно следующим правилам:

На поминки зовут всю родню

Мусульмане ценят родственные связи, поэтому на похороны созываются все родственники. Те, в свою очередь, должны выразить соболезнования. Отсутствие разрешено только в случае тяжелой болезни приглашенного.

Более радикально настроенные мусульмане считают, что поминальной трапезе наоборот, должно предшествовать радостное событие, а не трагичное. Присутствующие родственники на поминках, негромко беседуют, вспоминают хорошее.

Нельзя ругаться, шутить, спорить, шуметь, пить спиртное. Родственников, которые приехали из другого города необходимо разместить у себя.

Поминальный стол по шариату, скромно и обыденно

Главная особенность мусульманской кухни — это полное отсутствие свинины и алкоголя. Вначале подается суп с домашней лапшой, плов и национальные десерты.

Основным напитком традиционно является чай, который наливают в небольшие стаканы без ручек.

Чаще всего на стол подают:

Поминальные чаепития по четвергам до 40-го дня

Поминки устраивают каждую неделю, пока не наступит 40 день смерти. Основной целью является молитва и чтение Корана о душе усопшего. На стол не ставят деликатесы или какие-то специфические блюда.

Поминальный стол в исламе

В разных странах он будет отличаться, но некоторые блюда есть везде. Считается, что пар от бульона с домашней лапшой, помогает вознестись душе на небеса, а десерты делают жизнь в раю покойного слаще. Блюда из мяса должны быть разрешены по канону. Как уже говорилось ранее, запрещена свинина.

Поминальная трапеза

Она проводится на 3 день после похорон. Это священные дни у мусульман. Согласно Корану, душа человека в этот момент все еще находится на земле. Далее их устраивают на 7 и 40 день. У некоторых народов на 3, 36 и 51 сутки. Блюда подаются традиционные, в основном действуют те же правила, что и при проведении поминок.

Согласно традициям, трапеза после похорон проводится в доме усопшего. Если места, чтобы разместить приглашенных не хватает, обращаются в кафе. Здесь действуют следующие правила:

Мусульманские поминки в разных странах

Как и в других религиях, законы шариата в разных странах отличаются, поэтому и проводы умершего в загробную жизнь будут разными.

Поминки в Турции

Тело покойного в Турции не кремируют. Его отвозят в морг, омывают, закутывают в саван. В исламе особое отношение к омовению. Если очищающий обряд не был проведен, то человек не будет готов к встрече с Аллахом. Тело омывают близкие родственники. Далее идут в мечеть, чтобы пригласить имама, где он прочитает Джаназу, за иноверцев и неверующих молитва не читается. Тело покойного кладут на правый бок, так, чтобы лицо смотрело в сторону священной Каабы. Она расположена в Мекке и считается главной святыней всех мусульман.

Согласно исламским обычаям правоверного мусульманина хоронят до захода солнца в день смерти. Поминальный обед в Турции проводится на 7 и 40 день, все родственники выражают соболезнования семье умершего в течение 3 дней. Проигнорировать скорбное событие считается оскорблением. На могиле ставят памятник без фото, где выгравировано только имя. В Турции принято подавать следующие блюда:

Поминки в Азербайджане

По завершению похорон устраивают трапезу по покойному, если она проходит в доме умершего, то в подготовке участвуют все соседи. В селах устанавливают специальные навесные палатки, где размещают еду и стулья. Они напоминают армейские навесы, натянутые на железный трубчатый каркас, и стоят 3 дня с окончания похорон.

В Азербайджане подают только чай со сладостями, чаще всего халву. На 40 день или в праздник Нарвуз, завернутую в тонкий лаваш халву, раздают родственникам и соседям, несут на кладбище, угощают бедняков. Трапеза по усопшему проходит на 7 и 52 день, должен присутствовать мулла.

По прошествии трех дней принято подавать плов и мясные блюда. Стол накрывают в соответствии с материальным положением семьи, проходит обряд очищения. Согласно старым традициям, постельные принадлежности, матрас, на котором лежат покойный, стирают в реке. Сегодня стирка проходит традиционным способом.

Еще одна любопытная традиция справлять поминки каждый четверг, вплоть до 40 дня. Любой человек может прийти в семью покойного и выразить соболезнования.

В отличие от Турции, женщинам разрешено надевать черные одежды. Также вплоть до 40 дня нельзя устраивать свадьбы и другие торжественные мероприятия. Если молодые помолвлены, то они обязаны ждать год, чтобы пожениться, пока не закончится траур.

Официальных наставлений как организовывать трапезу по усопшему в Коране нет, это скорее христианская традиция, которая перекочевала в исламские страны. В каждой стране она проводится по-разному, в соответствии с традициями и обычаями страны. Одно остается неизменным, необходимо пригласить имама, муллу и читать молитвы о душе покойного.

Источник

Как устроены татарские похоронные обряды

Всю юго-восточную часть нашей необъятной родины населяет народ, название которого знакомо каждому – татары. От Волги до Дальнего Востока можно встретить этих приветливых широкоскулых людей с чуть раскосыми глазами. Численность татар в России – чуть боле пяти миллионов человек, они второй после русских российский этнос. Более половины всех жителей Татарстата и более четверти жителей Башкортостана – татары, также их немало в Челябинской, Оренбургской и Ульяновской областях, и, конечно же, в Москве и около Москвы. В основном татары исповедуют ислам суннитского толка и верны ханафитскому мазхабу, но некоторая часть крещена в православие, а многие, как и прочие жители России, атеисты.

Этнически татары делятся на три больших группы: Волго-уральских татар, Астраханских татар и Сибирских татар. История этих суб-этносов восходит еще в поздней Античности – первые свидетельства татарских стойбищ относятся еще к VI веку нашей эры, однако ключевым событием, сформировавшим татарские народности, стало объединение разрозненных племен и небольших государственных образований в Золотую Орду после монгольского нашествия на Русь. Именно на XIII-XV века приходится выделение татарской культуры и ментальности из обще-степной, развивается старо-татарский язык, усложняются и кодифицируются его литературные нормы. Когда Золотая орда приходит в упадок, на ее месте возникает ряд татарских государств – ханств – создание которых завершает формирование татар как обособленной народности, не похожей ни на славян, ни на прочих азиатов-степняков.

Кстати, несмотря на сходство названий, к татарской этнической группе не относится такой суб-этнос, как крымские татары. Его название в русском языке – след тех времен, когда татарами наши предки были готовы называть любых тюрков, проживающих на землях Российской Империи.

Особенности татарских похорон

Появление и развитие татар как отдельного народа сопровождалось тесными связями с соседними этническими группами, от гуннов и волжских булгар до ногайцев и кипчаков. Предки татар активно перемещались по большим территориям и без проблем смешивались как с тюркскими, так и со славянскими племенами – в связи с этим культура у них сформировалась весьма неоднородная и богатая, обычаи и традиции которой порой были весьма неожиданны. Ислам, который пришел на земли, заселяемые татарами, достаточно рано – еще в Х веке – не всегда мог победить их, и скорее вам порой видоизменялся, превращаясь в сплав каноничной религии с народными верованиями и постановлениями. Особенно ярко подобная особенность татарской культуры заметна в области похорон, поминок и прочих обрядов, связанных со смертью.

В целом устройство церемонии похорон у правоверных татар соответствует требованиям шариата и включает в себя обычные для исламских культур этапы. Перед похоронами умершего обмывают, оборачивают в специальный погребальный саван и читают над ним особые молитвы на отхождение души – намаз аль джаназа. Хоронить мусульманина в гробу не принято – вместо этого тело кладут в нишу, подготовленную в глубине погребальной ямы, закрывают эту нишу стенкой из кирпичей и закапывают могилу, читая при этом погребальные суры Корана. Единственным заметным отличием обряда татар от обще-исламского является положение тела покойного в момент погребения. В то время как большую часть покойников-мусульман их единоверцы укладывают на спину или правый бок головой в сторону Мекки, татары зачастую хоронят своих умерших в сидячем положении. Согласно народным преданиям, это делается для того, чтобы покойному было проще приветствовать ангела Азраила, который является за душами мертвых, и отвечать на его вопросы.

Рудименты до-исламской культуры в татарских представлениях

Целый комплекс древних представлений и установок относительно смерти и отношения к ней может быть обнаружен в народных поверьях и суевериях вокруг похорон. Например, татарские легенды утверждают, что душа человека в течение сорока дней после смерти может вернуться в свой прежний дом, обернувший бабочкой или птицей. Поэтому, чтобы указать ей путь, некоторые родственники не выключают свет в доме и не закрывают ворота во двор.

Стараясь защититься от такого появления духа жен, некоторые традиции, напротив, предписывают запутывать следу от могилы к дому покойного: и похоронная процессия, несущая тело, поворачивает носилки с ним по часовой стрелке, выходя за пределы поселения, и возвращающиеся с погребения люди не должны оглядываться на захоронение. Если, несмотря на все предосторожности, жен все-таки поселился в доме мертвеца, его следует изгнать с помощью муллы – мусульманского священника. Неделю мулла должен читать в доме суру Ясин – священную молитву на изгнание злых духов, и не жен не в силах будет вынести такого, так что покинет жилище.

Конец жизни мусульманина

Церемонии перед похоронами

Согласно, опять же, народным традициям, омывать тело покойника можно только в тот момент, когда закончена могильная яма. Тогда тело берут трое человек: обмывальщик и два его помощника, и вращают его, равномерно поливая водой. Кстати, эта часть погребального обряда вполне традиционна: женщины омывают женщин, мужчины – мужчин. Мужское тело после этого остается открытым, за исключением области гениталий, а женщину прикрывают большим полотнищем белой ткани. Но есть и в ней особенности: по татарским поверьям, ведра с водой для омовения нельзя ставить на пол, обязательно требуются особые подставки.

Обмывание тела умершего завершается одеванием покойника в специальные облачения, которые у татар называются «кафен». Если умерший – мужчина, его облачают в рубаху с фартуком, а голову увенчивают чалмой, а женщине к тому же прикрывают волосы платком. Затем тело обвязывают особыми полосками ткани поверх головы, туловища и ног.

Как правило, в традиционных похоронах принимает участие не только семья покойного, но и всего родственники, друзья и соседи. Таким добровольным помощникам традиция предписывает дарить «саадаку» – добровльную милостыню. Зачастую это бывают полотенца, носовые платки и прочие традиционные предметы, но в наши дни встречается и денежная саадака.

Похороны по татарской традиции

Как в целом в исламе, татарская традиция предписывает хоронить покойного в течение суток после его смерти. Женщины в это время готовят все для ритуального омовения и погребения, а мужчины копают погребальную яму, называемую «кабр». Если место позволяет, стараются копать могилу поближе к месту захоронения других родственников. Могилу по мусульманским наставлениям желательно ориентировать боком в сторону Мекки, с тем, чтобы покойник смотрел на нее после погребения. Так же ориентируют позже и надгробие.

Женщинам на традиционных татарских похоронах присутствовать запрещено. Им предписывается заняться тщательной уборкой помещения в то время, когда погребальная процессия уходит на кладбище, постирать постельные принадлежности умершего и его одежду.

Участники процессии с телом, входя на кладбище, читают соответствующие суры из Корана. Очень важная часть погребения, без которой похороны не могут считаться состоявшимися – намаз над телом умершего, ради которого тело помещается на специальный помост. Завершив намаз, тело специальными полотенцами погружают в могилу и сажают в специальную нишу – ляхд. Нишу затем закрывают кирпичом, и под чтение сур Корана могил

Перед тем как войти на кладбище, участники процессии должны прочитать подходящие случаи суры из Корана. Уложив тело на помост, над ним совершают погребальный намаз – без него похороны не будут считаться состоявшимися. На специальных полотенцах трое ближайших родственников опускают умершего в могилу и укладывают (сажают) его в ляхд. Нишу заделывают кирпичом, а затем под чтение Корана засыпают могилу землей.

Обряды поминания

В день похорон, а также на третий, седьмой, сороковой и пятьдесят первый дни после них родственники и друзья умершего татарина собираются почтить его память и помолиться за него. На таких встречах не принято плакать и вообще ярко проявлять свое горе, чтобы не заставлять душу умершего мучиться. Вместо этого собравшиеся совместно читают вслух суры Корана и раздают милостыню во имя Всевышнего.

Еда на поминках требует строго внимания к ее халяльности. Традиционными блюдами поминок являются супы с мясом, плов, выпечка или восточные сладости. Таким образом собравшиеся желают показать, какую «сладкую» и «богатую» посмертную жизнь они хотели бы видеть у покойного.

Возможно, вам будет интересно:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *