Татарский храм как называется
Православные татары впервые за 7 веков добились признания себя со стороны татар мусульман исторической полноправной частью татар
Фото: tatar-congress.org
29 августа 2020 года для всех татар произошло знаковое событие — впервые за 7 веков со времён хана Узбека официальным руководством татарского национально-территориального образования, которым является Татарстан в составе Российской Федерации, а также международным союзом «Всемирный конгресс татар», претендующим на право выражения интересов татар по всему миру, было признано, что исторически часть татар исповедует православное Христианство и соответственно признана двухконфессиональность татарского народа.
Признание исторического, а значит традиционного, исповедования татарами православного Христианства произошло в Казани на расширенном «Милли джиены» («Национальном собрании») Всемирного конгресса татар с участием президента Татарстана Рустама Минниханова, госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева, вице-премьера России Марата Хуснуллина и всей элиты республики, а также делегатов татарских общин России и из-за рубежа, и закреплено в принятом главном программном документе – стратегии развития татарского народа «ТАТАРЫ: СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЯ». В нём говорится о том, что «национальный дух способствует единению татар, которое не зависит от места проживания, владения языком, имущественного и должностного положения, отношения к религии и принадлежности к конфессиям, убеждений, а также других обстоятельств. Татарин живет в едином порыве со своим народом, поддерживает дружественные и уважительные отношения с другими народами. Национальный дух — это источник вдохновения для будущих татар, их успехов и открытий в глобальном мире.
Быть татарином – это чувствовать себя татарином. В совокупности мыслей, чувств и поступков и проявляется национальная идентичность. Вместе с тем, важно стремление придерживаться мировоззренческих основ татарского народа» Среди мировоззренческих основ указана вера (иман), в разделе «Поступать по убеждению, вере (иман)» сперва была отмечена роль ислама, а затем признано, что «Исторически часть татар исповедует православие», то есть признана историческая двухконфессиональность татарского народа, именно из-за этого признания стратегию развития татар можно считать судьбоносным манифестом, который действительно впервые за 7 веков является существенным шагом к консолидации второго государствообразующего народа России. «Союз православных татар», Московская татарская православно-христианская община, Татарская национально-культурная автономия г. Москвы, Татарская национально-культурная автономия района Тёплый Стан ЮЗАО г. Москвы принимали самое деятельное участие к тому, чтобы подобное признание со стороны татар мусульман исторического исповедования татарами православного Христианства состоялось. Я лично обращалась к президенту Татарстана с просьбой поддержать ту часть татар, которые исповедуют Православие, указывая на то, что татары — двухконфессиональный народ.
Православные татары (крещеные татары, крещены, кряшены, казаки, казаки-нагайбаки)…
После моего обращения к Рустаму Нургалиевичу многие высказывали мне своё недовольство, мол зачем ты поставила президента республики в неудобное положение неудобным вопросом, но я верила, что моё обращение и наши общие труды принесут плод.
Итак, теперь надо дальше развивать успех по исправлению исторических ошибок, совершенных 7 веков назад, которые ослабили наш народ.
В действительности разные общие предки татар издревле исповедовали Христианство, среди них самые известные и многочисленные — кыпчаки, кераиты, найманы, уйгуры и многие другие, даже болгары, которых покорили и ассимилировали татары, и которые являются одними из предков казанских татар, были отчасти христианами как минимум со времён Великой Болгарии хана христианина Кубрата.
Сегодня доступны исторические источники и сведения об артифактах для простых людей, которые изучая их, приходят к совершенно очевидным выводам о том, что в Волжско-Камской Болгарии изначально были общины христиан, а после поверхностного принятия ислама шафиитского, а не ханафитского, мазхаба фикха в 922 году в основном аристократами и купцами, в Булгарии продолжали существовать христианские общины, основная же масса людей мусульманами не были, их потомки сохранили болгарский язык — современные чуваши, которые тоже уже несколько веков исповедуют православное Христианство. Самый известный пример существования христиан в Волжско-Камской Болгарии — изге шаhит Ибраhим Болгарлы (святой мученик Авраамий Болгарский).
В действительности же ислам матуридитского мазхаба акыды (вероубеждения) ханафитского мазхаба фикха (права) версии суфийского тариката ясавия начал распространяться у татар со времён хана Узбека, причём далеко не мирным путём, когда уже давно существовала особая татарская православная епархия — Сарайская епархия, окормляющая прежде всего именно православных татар, об этом можно судить по сохранившимся письмам Патриарху Константинопольскому. Значение Сарайской епархии было велико, через неё осуществлялась связь между Сараем и Константинополем, которые были союзниками. Наследником и правоприемником союза Византии и Золотой Орды стала Российская цивилизация, не ограничивающаяся границами Российской Федерации, по сути эта цивилизация и есть Русско-татарский или Татарско-русский мир.
Конечно, это не значит, что татары познакомились с исламом только при хане Узбеке, известно, например, что хан Берке был мусульманином, но с Христианством татары и их предки познакомились раньше, это исторический факт. Дальше ислам у татар переживал ряд трансформаций: на смену тариката ясавия пришёл тарикат накшбандия муджадидия халидия, затем возникли споры между кадимистами (консерваторами) и джадидистами (реформаторами), последние не ограничивались рамками ханафитского мазхаба фикха (права), что дало почву не только для появления новых направлений в исламе, таких как евроислам, но и для распространения салафизма (асаризма в вопросах вероубеждения) среди татар. И вот в принятой стратегии развития татарского народа указано: «Следование нравственным установкам и духовным ценностям ханафитского мазхаба способствовало, в том числе, выстраиванию добрососедских отношений с разными народами и религиями, успешной интеграции татар в многонациональные сообщества».
Таким образом как бы поставлена точка в ответе на вопрос: какой ислам считать традиционным для татар? Православная же часть татарского народа со времён хана Узбека развивалась по-своему: часть православных татар вошла в состав русских царей, князей, дворян и казаков, другая часть довольно длительное время существовала и в наше время существует вместе с татарами мусульманами в составе мещёрских татар, третья часть обособилась в отдельную общность крещёных татар, которые сегодня чаще называются кряшенами. Последние лучше других татар сохранили татарский язык, потому что в 19 веке благодаря усилиям Николая Ильминского, отца Василия Тимофеева и их сподвижников отстояли право на Богослужение на родном татарском языке, тот самый туган тел, о котором написано в стратегии. В тоже время, у части кряшен появилось стремление к самоопределению, к выделению в отдельный от татар народ, и причина тут кроется в том самом нежелании некоторых представителей татарского мусульманского большинства признавать право на полноценное и равноправное существование православной части двухконфессионального татарского народа, непризнание исторической и традиционной двухконфессиональности татар. Сейчас кряшены разделены на три лагеря, одни — следуют принятой в 2001 году декларации о самоопределении себя как этноса, другие в 2014 году на Третьей отчётно-выборной конференции Региональной общественной организации кряшен Республики Татарстан во главе с Егоровым Иваном Михайловичем приняли решение о том, что они желают оставаться внутри большого татарского народа в качестве субэтноса с особым названием, а третьи не видят противоречия в том, чтобы в равной степени называться и кряшенами и крещеными татарами и православными татарами.
Но кроме кряшен Татарстана существует огромное количество других православных татар, среди них можно выделить православных татар мещеряков; русских татарского происхождения, осознавших себя татарами; людей, рождённых в т.н. смешанных татарско-русских семьях, исповедующих Православие и считающих себя татарами; татар, которые родились в семьях т.н. этнических мусульман, а в реальности в большинстве случаев в семьях советских и постсоветских людей, которые добровольно выбрали православное Христианство; а также татар бывших религиозных мусульман, уверовавших во Христа. Все эти категории людей вместе с кряшенами, которые себя считают татарами, объединены одним общим названием — православные татары. Православные христиане разного происхождения, осознающие себя татарами, объединенные лаконичным, точным, логичным и общим названием православные татары — это одновременно историческое, традиционное явление и новый современный этап развития православной части двухконфессионального татарского народа.
В принятой 29 августа 2020 года стратегии развития татарского народа признается как право любого татарина на свободу вероисповедания, а также право любого православного христианина считать себя татарином, если он таковым себя ощущает, так и историчность и традиционность для татар православного Христианства, в чем, безусловно, есть историческая справедливость и, как видится, впервые за 7 веков возвращение татарского общества к принципам Ясы Чингисхана, когда у татар была свобода вероисповедания, при этом значительная часть татар исповедовала Христианство. Теперь любой православный христианин любого происхождения без тени сомнения при переписи населения может записать себя татарином, не опасаясь, что его запись татарином увеличит статистику количества мусульман и уменьшит статистику христиан как в Татарстане, так и во всей России. Следующим правильным шагом будет, чтобы Богослужение во всех православных храмах Татарстана хотя бы частично проводилось на татарском языке! Это только укрепит дружбу и единство между татарским, русским и другими народами и будет существенным вкладом в сохранение и развитие татарского языка. Той же части кряшен, которые следуют курсом самоопределения декларации 2001 года, должно быть радостно, что татары мусульмане наконец-то за 7 веков признали православных татар полноправной частью общего даухконфессионального татарского народа. Ведь православные христиане должны радоваться успехам друг друга вне зависимости от того, кем человек себя считает: татарином, кряшеном, татарином и кряшеном одновременно, ведь во Христе нет ни эллина ни иудея, но во всём Христос!
Кряшены — крещёные татары
Кряшены — этноконфессиональная группа, входящая в состав татар уральского, волжского регионов. Другое название — крещеные татары, татарлар. Народность начала формироваться в 16-17 веках в процессе христианизации татар Поволжья. В составе кряшен присутствовали представители разных этнических групп, среди которых можно выделить следующие элементы:
Все они были поделены на несколько различных этнографических групп кряшен:
Последние в 2002 году выделились в отдельную национальность. Официально наука рассматривает кряшен как часть татар. Большинство представителей народности считает себя отдельным народом.
Где живут
Народ населяет территории Татарстана, в небольшом количестве проживают в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской, Кировской, Самарской областях.
Численность
Во время проведения Всесоюзной переписи населения в 1926 году кряшены числились в «Перечне народностей» как «указанный неточно» народ. Всего их было зафиксировано 101 400 человек. Во время переписи 2002 года народ получил статус «субэтническая группа татар». Всероссийская перепись, проведенная в 2010 году, указала, что на территории Российской Федерации проживает 34 822 кряшена, включая нагайбаков — 45 422.
История
В соответствии с традиционной версией, на происхождение кряшен оказали заметное влияние тюркские, финно-угорские компоненты. Решающее влияние на формирование народа как отдельной общности оказал процесс христианизации татарского народа Поволжья, происходящий с середины 16 по 17 век, и христианизация нерусских народов Поволжья в начале 18 века. В итоге было образовано 5 этнографических групп кряшенов, которые имели специфические отличия.
У народа в процессе формирования появились свои говоры татарского языка, из которых выделяют 4 основных:
Основным отличием всех говоров является сохранение старотатарских архаичных слов, небольшое количество фарсизмов, арабизмов.
В царское время народ использовал алфавит Н. Ильминского, который отличался от современного татарского. Разрабатываться он начал с 1862 года, окончательно был сформирован к 1874. В отличие от русского, в нем было 4 дополнительные буквы, которые нужны для передачи звуков татарского языка. Официально алфавит не был утвержден. В 1930 году, после введения нового тюркского алфавита яналифа, использование алфавита Ильминского было прекращено до 90-х годов 20 века. На нем начали издавать богослужебные книги, литературу общественных кряшенских организаций. В светской жизни сохранилось использование татарского стандартного алфавита. Практически все кряшены являются двуязычными, владеют русским языком.
Религия
После процесса христианизации у кряшен долгое время не было священников, которые могли на их родном языке объяснить народу основы христианской веры. Отсутствовали понятные переводы Евангелия. В результате подобной религиозной изолированности, кряшены начали развиваться в этой сфере самостоятельно. Они частично заимствовали исламские обычаи, присутствовали домонотеистические религиозные воззрения. Благодаря переводчику Николаю Ильминскому, жизнь народа стала постепенно приближаться к жизни православных христиан. Он перевел на язык крещеных татар богослужения, Святое Писание, организовал для них школы, создал кряшенский алфавит, воспитал большое количество представителей кряшенской интеллигенции.
В 1930-х годах 20 века советская власть начала политику укрупнения этносов, объединив кряшен с казанскими татарами. В результате народ лишился автономии, культурные, учебные заведения кряшен начали закрываться. По причине насаждения атеизма, многие лишились возможности исповедовать православие. Сегодня у народа есть священники, церкви.
Молькеевские кряшены помнят о том, что их предки были мусульманского происхождения. В деревнях есть мусульманские кладбища, эти могилы были основным объектом культа. Самая популярная могила Ходжи Хасана, расположенная в селе Хозесаново, могила Мяльки бабая в Молькеево. Вместе с приезжими мусульманами кряшены посещают их во время жертвоприношений, молений, прибегают к помощи мулл.
Внешность
Одежда
Мужчины носили рубаху-косоворотку, которую подпоясывали узорным поясом из шерсти (азяр). Женщины носили вязаный головной убор белого цвета из хлопчатобумажной ткани (ак калфак), замужние надевали убор (суряке), поверх которого повязывали платок. Старшие женщины носили повязку в виде тюрбана, елабужские кряшенки — монетную повязку. Женщины использовали много украшений из монет, перевязь через плечо (девет), браслеты, накосники, шейные украшения (челбыры). Мужчины носили войлочные шляпы серого цвета, летом — русскую фуражку. Зимняя верхняя одежда кряшен — тулуп, шуба, азям. Из обуви носили лапти, суконные чулки, редко носили онучи. Позже в эксплуатации кряшен появились русские сапоги, женские туфли. Всю одежду кряшены шили, украшали сами, редко прибегали к покупке фабричных тканей, которыми в основном, отделывали женские платья.
Жизнь
Основным занятием кряшен издавна было животноводство, пашенное земледелие, выращивали коноплю, лен, из которых изготавливали ткани, одежду.
Жилище
Кряшены строили жилища в один или два этажа, с сенями (ой алды) и избой (ой), трехкамерные избы с печью. Планировка жилища северно-среднерусского типа. У входа ставилась печь, был красный угол «кояш почмак», где размещались иконы, религиозные книги. У передней стены дома располагалось почетное место (тур), спали на нарах (сэке). Особенностью кряшенской избы была лавка, расположенная вдоль боковой стены, полати над дверью. Наличники, углы дома, ворота украшали рельефной резьбой зооморфного, геометрического типа.
Культура
Устное творчество кряшен включает различные жанры, основное место в фольклоре занимают семейные, календарные обрядовые песни. Сохранились архаичные обрядовые напевы к Масленице, Святкам, Троице, Петрову дню, другим праздникам. Формульные напевы календарных песен кряшены исполняют многоголосно. Во время хороводов весенне-летнего периода, которые проводились каждый вечер от Троицы до Петрова дня, пели хороводные песни.
Семейно-обрядовый фольклор включает:
Песни кряшенов лирические, протяжные, с припевами. Стиль обрядовых напевов схож с традиционным напевом низовых чувашей, южных удмуртов, восточных мари. Исполняет народ и татарские песни, современные, традиционные. С 2001 года в селе Зюри Мамадышского района Республики Татарстан проводится республиканский праздник традиционной культуры кряшен «Питрау кэн».
Традиции
У кряшен древние обряды сохранились дольше, чем у остальных групп татар. Существовали жертвоприношения духам-покровителям (киреметям). На Святки «Нардуган» проводились подворные обходы ряженых, молодежные игры, гадания. На Масленицу (Май бяйряме) устраивали катание на санях с гор, на второй день Пасхи — обряды общетатарского Сабантуя, угощение кашей (бярмянчек боткасы), подворный сбор крашеных яиц, состязания на майдане (сурян). На Троицу «Тройча», «Тручин», «Япрак бяйряме» или Петров день «Питрау» устраивали поминки, обряды Джиена, гостевания, молодежные игры. С Пасхи до Петрова дня молодежь устраивала хороводы.
Какую религию исповедуют татары?
На территории России проживает более 100 народностей. Второе по численности место занимают татары, население коих достигает 5,5 миллиона. Но, не всем известна их история, какую религию исповедуют татары, откуда берут свои корни. Сейчас не каждый знает, что у них было государство, наводившее страх на пол-Европы. Первоочередную роль в становлении, которого сыграла религия.
Кто такие татары?
Народ, проживающий на территории центральной и восточной части России, объединенный общим языком — татарским (тюркский с различными его диалектами, в зависимости от местожительства) и единой религией. Если взглянуть на карту, можно выделить три региона, по которым их разделяют на этнотипы :
Однако, несмотря на общее название, данные этнические группы имеют различных предков. Исследования ученых показали, что внутри каждой из этих групп присутствует большое генетическое разнообразие, формировавшееся независимо от других. Для понятности, такой пример национальности: англичане и русские, развивались обособленно, но когда-то у них были общие предки.
Но, независимо от происхождения, религия татар и язык объединяет их в один народ.
Истоки вероисповедания
Изначально, татары были кочевниками, практикующие одну из сторон язычества — анимизм с элементами шаманских обрядов (заклинания животных, вера в существование духов). Это были разрозненные группы, часто нападавшие на таких же кочевников.
Все изменилось в конце 8 — начале 9 века. Когда татары активно стали принимать иную веру. Первыми кто приобщился, были Казанские кочевники поволжского региона. Новая религия татар в отличие от католичества или христианства, принялась добровольно, не было ни вешаний за шею или за ноги, ни костров.
Местные ханы стали активно возводить храмы новой веры. Вокруг которых собирались татары, а впоследствии, осели образовав города и деревни ( авылы ). В которых со временем стала развиваться торговля, зародилась письменность и появились войска для защиты. А спустя три столетия все это переросло в Татаро-Монгольское Иго.
Какую религию исповедуют татары?
Последователи пророка
Основоположником данного исповедания стал, как уже говорилось выше, Мухаммед. Он был обычным человеком, вел торговлю, но после видения стал проповедовать слово Аллаха публично. Согласно истории, Мухаммед не являлся сыном Божьим, а был посредником — пророком.
Через какое-то время у него появились почитатели. Учение набирало популярность и распространялось среди все новых народов и государств. И спустя два века после основания, пришло к татарам. Вместе с новой религией прибыли и мусульманские архитекторы, строившие для них мечети. Это ускорило популяризацию ислама.
Смесь стилей
Так географически сложилось, что татары проживали между Европой и Русью, Востоком и центральной Азией. На протяжении веков происходил контакт с ними. Сначала Русь была захвачена Татарами, а после падения Орды они вошли в состав Руси, христианского государства. Естественно, это привело к смешению стилей архитектуры храмов.
Первые мечети больше напоминали крепости, так как Орда без конца находилась в состоянии войны. Тогда было не до красоты и в ходе этих боев многие храмы были разрушены. Восстановление и постройка новых начались, когда татары уже вошли в состав России. К проектам мечетей приложили руки не только исламские строители и инженеры, но и христианские.
А самым ярким примером сотрудничества двух конфессий стала Анаповская мечеть в городе Казань. Ее строительство началось при царствовании Екатерины 2 в 1768 году, под личным руководством императрицы.
Причем смешивание происходило и в быту, речи, письменности, да и межнациональные браки не редкость. Татары и русские контактировали веками и заимствование было в обе стороны.
Вера в Христа
Сегодня на территории России проживает примерно 20 % тюркско-язычного населения, исповедующих христианство. Обе религии распространялись в одно время и куда-то (крымский полуостров), учение Христа пришло раньше.
Присоединившись к России, на месте разрушенных войной мечетей, по приказу Ивана Грозного, стали возводиться христианские храмы. Татарам некуда было деваться и люди приняли новую веру. Их часто называют этнонимом — « крященые «. Происходило это на территории Волжского и Уральских регионов.
Что интересно, в самом Татарстане количество христиан достигает 40 процентов и число это постоянно растет, так как в смешанных браках детей обычно крестят. |
Татары Сибири
Интересная ситуация с религией складывается у коренных тюркских народов Запада и Юга Сибири. В этом регионе у татар мусульманская вера смешалась с обычаями шаманства, например заклинания животных и общение с духами. Произошло это по двум причинам:
Религиозные праздники татар
Все же подавляющее большинство, принадлежит исламской вере и не зависимо от местности отмечают все мусульманские праздники:
Заключение
Татары — это ярчайший пример того, как должна работать религия. Поменять вековой, кочующий устой жизни мирным путем, обогатить материально (торговля в образовавшихся городах) и интеллектуально (письменность и библиотеки), сплотить зачастую враждующих между собой группы людей. Много ли вы знаете таких примеров?
А за время нахождения в Золотой Орде, переняли терпимость к другим религиозным учениям. Современные татары считают, что все люди живут под одним богом, просто называется он у каждого по-разному и относиться ко всем необходимо одинаково.
Внутренняя политика России
Сегодня до 30% татар исповедуют Православие
«В Российском Государстве крещёные татары были полностью интегрированы в русскую элиту, не теряя татарской идентичности, задавали в ней тон, например, среди русских аристократов имела место мода на общение на татарском языке; а также татары христиане пользовались существенными привилегиями по сравнению с татарами мусульманами».
Крещеные татары – это часть большого татарского этноса, исповедующая православное Христианство, являющаяся также тюркоязычной органической частью большой русской (российской) нации. По некоторым оценкам их численность достигает до 30% от общего числа татар. Данные последних переписей населения не дают представления об их количестве. По многочисленным свидетельствам, крещёные татары массово записывали себя просто татарами, не указывая вероисповедание (а часть татар вне зависимости от религиозной принадлежности записывали себя просто русскими).
Если говорить о местах компактного проживания крещеных татар, то в первую очередь необходимо назвать Татарстан (молькеевские, заказанские, елабужские, мензелинские, чистопольские крещёные татары), Башкортостан (бакалинские крещёные татары), Оренбургскую и Челябинскую области (нагайбаки), а также Удмуртию, Мордовию, Рязанскую и Тамбовскую области (рязанские татары и крещёные касимовские татары), Нижегородскую (сергачские крещены), Владимирскую, Московскую (московские новокрещены), Саратовскую, Самарскую, Пензенскую области, другие регионы России, в том числе Крыма (урумы) и Сибири. Кроме того, существует ряд православных тюркских народов, ранее считавшихся татарами, проживающих, в том числе, за пределами современной России, например, в Молдавии (гагаузы).
При этом группы крещеных татар мещеряков (кроме чистопольских) обрусели — перешли на русский язык, в то время как казанские крещёные татары продолжают использовать чистейший татарский язык, более насыщенный исконной татарской лексикой, чем у т.н. этнических татар мусульман. Крещёные крымские татары (урумы) интегрированы с греческим этносом и трехъязычны: употребляют татарские, греческие и русские диалекты; а гагаузы, ранее называвшиеся буджакскими татарами, общаются на языке, близком к турецкому и крымско-татарскому.
Проанализировав историю татарского народа можно сделать вывод, что татары не имели и не имеют единого религиозного вектора.
Святой князь Владимир Святославич выбрал веру Православную, с тех пор восточные славяне объединяются на основе Христианства с другими этносами, в том числе татарскими, в русскую нацию (лишь чуть более 70-ти лет советского периода совратило их от избранного религиозного пути).
Лидер татар – Чингисхан, в вопросах веры объявил веротерпимость, но воевал с буддистской и исламской цивилизациями, в то время, как Христианство и монотеистическое язычество главенствовали в его обществе.
Далее последовала насильственная исламизация татар ханом Узбеком, и, как реакция отторжения ислама, часть татар (мещеряки) ушли на служение русским князьям и в буферные зоны, дав мощный импульс формированию и развитию православного русского дворянства и казачества.
В Российском Государстве крещёные татары были полностью интегрированы в русскую элиту, не теряя татарской идентичности, задавали в ней тон, например, среди русских аристократов имела место мода на общение на татарском языке; а также татары христиане пользовались существенными привилегиями по сравнению с татарами мусульманами.
Пётр I ставил эксперементы на татарах, как и на всей русской элите, полностью меняя радикальными методами привычный для её представителей образ жизни на чуждый – европейский, внедряя протестантское отношение к религии, и поощряя влияние протестантизма и католицизма. До начала его правления не все татары исповедовали Православие, но процесс естественной и поступательной их христианизации шёл непрерывн