Театр как вид искусства кратко
Театр
Теа́тр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других [1] [2] [3] [4] и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр [2] [4] [5]
Содержание
История театра
Античный театр
Театр родился из мистерий в честь Диониса. В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актёры (изначально их на сцене было всего два, третьего ввёл Софокл) выступали в огромных масках и на котурнах. Декораций не было. Женщины (исключая гетер) не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В Греции профессия актера считалась престижной, а в Риме — позорной (поэтому выступления Нерона так шокировали его приближённых).
Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид, которых называют отцами греческой трагедии, Аристофан — отец комедии. В Риме можно отметить Плавта комедиографа и Сенеку, который обрабатывал произведения Еврипида.
Пьесы той поры: «Ипполит увенчанный», «Прометей прикованный», «Електра» (есть несколько пьес с таким названием — от разных авторов), трилогия «Орестея».
В Греции между драматургами проводились соревнования (агон), как между спортсменами, в ходе этого действия учитывалось мнение публики. Софокл ни разу не занял последнего места на этих состязаниях.
Средневековый театр
Средневековый театр возник в X—XI веках в русле латинской традиции, но не как продолжение античной драмы. Театр вышел из литургии, но само театральное действие (жесты, голосовые эффекты, переодевания) имели своим источником народную традицию гистрионов, бродячих комедиантов, жонглеров.
Древнейшей формой театра был драматизированный пасхальный ритуал (Ludus paschalis), позже — обряды всех остальных великих праздников. Его ядром служил диалог, иногда дословно заимствованный из литургического канона; вокруг этого ядра группируются различные элементы, взятые либо из других частей календарного цикла (ответствования хора, антифоны), либо из библейского текста, либо из поэтической традиции (фрагменты гимнов, секвенции).
Исходное пространство литургических драм — здание церкви, и только в XIII веке представления выходят на площадь.
Из праздника святого Николая, покровителя школяров, возникает разновидность игры, почти не связанная с литургией: в ней зрителю представлено то или иное чудесное событие, связанное с персонажем распространенной легенды. Так появляются миракли.
Со второй половины XIII века драматизации стало поддаваться все. Материалом для игр служат евангельские притчи, «Роман о Лисе», переводы новелл Боккаччо. Первым примером этой свободы является «Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля.
Театр эпохи Возрождения
Театр нового времени
Театр Востока
В театре Востока сохранились древние архаичные традиции драматического, кукольного, музыкального театров. Это одинаково верно и для театра Индии, театра Японии и Китая, театра Индонезии.
Театр России
Театральные фестивали
Примечания
Литература
См. также
театральные училища • театральная терминология • театральные амплуа • театральные критики
Полезное
Смотреть что такое «Театр» в других словарях:
театр — театр … Нанайско-русский словарь
Театр — (от греч. thйatron место для зрелищ, зрелище), тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в. до н. э. в Древней Греции. Они были открытыми и… … Художественная энциклопедия
ТЕАТР — Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, это уже театр. Густав Холоубек Театр это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Николай Гоголь Не будем смешивать театр с церковию, ибо труднее балаган сделать церковию, чем … Сводная энциклопедия афоризмов
ТЕАТР — ТЕАТР, театра, муж. (греч. theatron). 1. только ед. Искусство, состоящее в изображении, представлении чего нибудь в лицах, осуществляемом в виде публичного зрелища. Музыка и театр самые сильные его увлечения. Советская эпоха время большого… … Толковый словарь Ушакова
Театр — Театр. Представление древнегреческой трагедии. ТЕАТР (от греческого theatron место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Театр 19 — Театр 19 … Википедия
театр — ТЕАТР, а, муж. 1. Искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление. Музыка и т. Увлекаться театром. 2. Зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения. Драматический, оперный т … Толковый словарь Ожегова
Театр… — Театр Студийный альбом Ирины Аллегровой Дата выпуска 25 ноября 1999 года … Википедия
театр — Подмостки, сцена, эстрада, балаган. См. место. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. театр арена, храм мельпомены, (театральные) подмостки, искусство театра, драматургия,… … Словарь синонимов
ТЕАТР — (от греч. theatron место для зрелищ зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра в древних охотничьих и сельскохозяйственных… … Большой Энциклопедический словарь
ТЕАТР 3 — ТЕАТР 3, а, м.: анатомический театр (устар.) Ч помещение для анатомирования трупов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Лекция «Театр, как вид искусства»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1.История мирового и отечественного театра
3.Тема 1. Театр как вид искусства
Для выдающихся мыслителей человечества,
театр всегда являлся кафедрой,
с которой можно много сказать миру добра,
зеркалом, в котором отражались события и человек.
4. Театр как способ познания окружающего мира. Версии о происхождении театра. Виды театра. Драматургия. Спектакль как результат коллективной деятельности многих людей. Сценография.
5. В разные времена искусство сцены было призвано то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. Возможности его многообразны, а сила воздействия очень велика. Особенность его в том, что спектакль рождается на твоих глазах. Это великий процесс творчества, который зависим и от зрителя. Актер знает, что чем умнее зритель на спектакле, тем лучше и слаженнее он получается. Один и тот же спектакль может быть сыгран по-разному. Мастера театра – творцы, им не раз было суждено со сцены произносить пророчества, которые потом сбывались. Театр – это всегда духовное наслаждение и праздник!
6. Как и любой вид искусства, театр имеет свой собственный выразительный язык, свой собственный способ познания окружающего мира, свое собственное образное мышление. Спектакль – это и особое действие, и особое образное мышление. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену. В результате литературное слово становится, словом сценическим. Сценическое пространство указывает место действия, историческое время, национальный колорит. С помощью пространственных построений можно указать даже настроение персонажей. Для того, что бы все компоненты сценического пространства «заговорили» необходим художник-декоратор.
8. Главное лицо в спектакле – актер. Человек – носитель профессии, способный таинственным образом превращаться в художественный образ. Сам конечный результат актерского перевоплощения – своеобразное произведение искусства. Профессия эта имеет обрядовое происхождение.
9. Первыми актерами принято считать жрецов. Вторыми – шутов, которые появились немного позже жрецов, но достаточно рано в истории человечества. Такая «родословная» объясняет двойственное отношение к это профессии. Его воспринимают или как человека – служителя искусства, или как грубого потешника. Слово «актер» родилось в Древней Греции, так именовали тех, кто играл в трагедиях. Произошло оно от латинского – actus – что означает «поступок», «действие».
12. Подытожим – выразительный язык театра….
Театральные представление Древнего мира сложно называть таковыми – это синкретическое действо – сплав музыки, ритма, танца, поэзии, костюма и т.д. Зритель не может в своем сознании вычленить какую-либо форму отдельно. (Нельзя путать с синтезом – намеренным соединением самых различных форм)
Сегодня театры подразделяются по основным выразительным средствам, которые используются для создания сценического образа.
14. Один из самых популярных видов – драматический театр. Главное выразительное средство – слово (не случайно этот театр иногда называют разговорным). Смысл происходящих на сцене событий, характеры действующих лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в текст. Он может быть прозаическим, или стихотворным.
15. Следующий вид театра – оперный. Условность театра здесь особенно очевидна, так как в жизни люди не поют, рассказывая о своих переживаниях. Главное – музыка. Но она должна быть разыграна в условиях сценического пространства. От исполнителей требуется особый уровень мастерства – умение петь и играть на сцене. Воздействие музыкального спектакля – при сильном составе и талантливой режиссуре, может быть мощным, даже опьяняющим.
16. Театр оперетты. (Правда, существуют два взгляда на этот театр. Одни ученые считают его видом, другие – только жанром. Тоже самое можно сказать и о мюзикле). Его отличают: комедийный сюжет и разговорные диалоги, чередующиеся с пением и танцем.
Мюзикл. В постановках этого театра сценические произведения, как комические, так и драматические по сюжету, в которых используются формы эстрадного искусства, драматического театра, балета и оперы, бытовой музыки и танца. Музыкальные фрагменты всегда растворены в действии. Это искусство – для всех. Сюжеты, как правило, просты, а мелодии часто становятся шлягерами.
Театры-кабаре. Вид, в котором соединены театр, эстрада и ресторанное пение. Должно быть обязательно помещение кафе, с его особой атмосферой, чаще всего – подвальное помещение. Атмосфера таинственного и немного запретного. Короткие сценки и пародии. Такой театр связан с особым переживанием – чувством ничем не скованной свободы, ощущением тайны. Все представления идут поздно ночью.
17. Театр пантомимы. Самый древний вид театра. (От греческого – «пантомимос». Т.е. – все воспроизводящий подражанием). Это спектакли без слов.
Кукольный театр. Требует специального оборудования и особой сцены. Действие передается через мир необыкновенной игрушки. Наиболее распространены куклы, управляемые с помощью ниток, перчаточные и тростевые. Особая форма – театр марионеток. Это деревянные куклы.
Часто в названиях театров есть другие указания на особенности их творческой деятельности: ТЮЗ, Молодежный театр, Русский театр. Театры, являющиеся частью духовного достояния страны получают звание Национального.
Так же в XYIII столетии появляется термин «пьеса» (от фр. piece – «кусок»). Ранее этим словом называли любой фрагмент, который либо представляли актеры, либо исполняли музыканты. С XYIII столетия – так стали именовать текст, написанный для сцены.
Драматургические литературные тексты отличаются особыми чертами: все взаимоотношения переданы с помощью диалога. Драматические персонажи именуются действующими лицами. Их список всегда помещается перед текстом пьесы. Иногда автор перечисляет персонажи, иногда описывает их более подробно – возраст, характер, одежду, цвет волос и глаз. О появлении новых действующих персонажей читатели узнают из ремарок (фр. remarque ) – пояснений автора, предназначенных для читателя, постановщика и актера. Ремарки определяют построение сценического пространства – обозначают перемещение героев пьесы («Подошел к столу»), иные действия («Зажег свечу», «Надевает перчатки»). Иногда они кратко описывают состояние действующих лиц, интонацию, с какой произносятся реплики (нервно, тихим голосом, с отчаянием и т.д.). У многих драматургов ремарки превращались в развернутые, подробные описания.
Первые драматические произведения, появившиеся в эпоху античности предназначались исключительно для сценического воплощения. Вплоть до века Просвещения (Какой это век?) драматурги не стремились увидеть свое детище напечатанным. В XYIII столетии стали предъявляться повышенные требования к литературному источнику. (Почему?) Появилось понятие «драма для чтения». В это время и начали печататься первые сборники пьес. В течение XIX и XX века писатели и работники театра не раз пытались разделить сцену и драму. Сцена часто была не готова понять современную драматургию и предпочитала новым пьесам произведения, написанные давно и проверенные временем. Тема не менее драма (пьеса) должна быть поставлена на сцене – таковы законы театрального искусства. Ведь в полной мере она раскрывается только в сценическом пространстве, во время спектакля, который смотрят зрители.
На рубеже XYIII – XIX столетий в европейских театрах стал очень популярен жанр «водевиля» (от франц. Vaudeville ). Текст в водевилях всегда чередуется с веселыми шутливыми куплетами. В нем много анекдотов и незатейливых нравоучений.
Театр – искусство коллективное. Театр называют синтетическим искусством, потому что искусство слова, музыка, красота визуального оформления, все это соединено с игрой актеров в такой сложный и единый сплав, что разделять его на части во время восприятия спектакля не хочется, да и просто – не нужно. В процессе восприятия участвуют слух, зрение, осязание и обаяние, но самое главное – душа зрителя! Умение зрителя выделить из сложного театрального сплава отдельные элементы помогает разобраться в переживаемых им чувствах, и, в конечном счете, решить: стоит, или не стоит идти смотреть следующую пьесу этого автора, в постановке этого режиссера, в исполнении этого актера, в этом театре. Спектакль – результат труда многих людей: работающих на сцене, шьющих костюмы, световиков, реквизиторов, т.е. – работников театрального цеха. Спектакль – это и творчество и производство.
В эпоху эллинизма ( IV – I в до н.э.) в Греции и Риме амфитеатр придвинули к игровой площадке почти в плотную. Здание скены стало высокой стеной, отгородившей театр от внешнего мира, потом придумали потолок, защищавший актеров от солнца и дождя. Стали строить помещения – каменные, или деревянные.
21. В Средние века спектакли стали снова играть под открытым небом. Уличный театр сохранился и в эпоху Возрождения, но появляется и новая конструкция – шекспировская сцена. Именем великого английского драматурга называют тип построения театрального пространства, существовавший в период правления королевы Елизаветы I Тюдор (1558 – 1603 гг.). Особенностью такой сцены было деление её на три игровые площадки.
25. В ХХ веке в связи с появлением режиссерского театра, сценография переживает ряд открытий.
26. Эксперименты по вертикали и диагонали, с трехмерностью пространства и т.д.
Сценография сегодня – сплав традиций и эксперимента. Зрители на сцене (А.П.Чехов, пьеса-пародия режиссера С.М.Бархина «Татьяна Репина»). Действие в церкви и зрители – его непосредственные участники. Театральное пространство и сегодня – Вселенная и комната в обыкновенной квартире, в зависимости от задач, которые ставят перед собой создатели спектакля.
Перечислите театры г.Минска
Расскажите об одном из них
Размышление на тему «Театр, который меня удивил»
Вспомните, что такое «жанр» в музыке? Сравните с театральным искусством
Литература для чтения 1
Алперс Б. Театральные очерки. М., 1977
Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М.: Современник, 1998
Бартошевич А. Шекспир. Англия. ХХ век. М., 1995
Бачелис Т. Шекспир и Крэг. М., 1983
Березкин В. Искусство сценографии мирового театра. М., 1998
Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1981
Бутрова Т. Американский театр: прошлое и настоящее. М., 1997
Бушуева С. 50 лет итальянского театра. Л., 1983
Гасснер Дж. Форма и идея в современном театре. М. 1963
Зингерман Б. Очерки истории драмы ХХ века. М., 1979
Макарова Г. Актерское искусство Германии. Роли. Сюжеты. Стиль. М., 2000
Пави П. Словарь театра: Пер с фр. – М.: Прогресс, 1991
Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино. /Гл. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 624с.: ил.
Вопросы для самостоятельной проработки:
Выразительный язык театра
Что такое «драма для чтения»?
Театральное пространство Древнего мира
Развитие сценографии и её современный вид
Функция макетчика при подготовке спектакля
Завпост и монтировочная опись
Театральные цеха (столярный, слесарный, цех мягких декораций)
Живописно-декорационный цех и бутафорский
Машинно-декорационное отделение и электроосветительский цех
Театральный костюм (платье, шляпки и обувь)
Реквизиторский цех и хранилища
Чем можно объяснить двойственное отношение к актерскому искусству?
Происхождение слова «актер»
Игра актера – представление или переживание?
Роль суфлера в театре
Роль Станиславского в разработке теорий об актерском искусстве
Театр как вид искусства
Краткая история возникновения театра: античный период и зарождение жанров. Становление современного театра как вида искусства, отражающего мир через драматическое действие. Значение фигуры режиссера и актера в драматургии, система Станиславского К.С.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.11.2012 |
Размер файла | 33,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: «Театр как вид искусства»
Содержание
Введение
жанр актер режиссер театр
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть искусство театра.
2. Рассмотреть краткую историю театра.
3. Рассмотреть развитие античного театра.
4. Раскрыть зарождение основных театральных жанров.
5. Рассмотреть значение фигуры режиссера и актера, систему К.С. Станиславского.
Объектом контрольной работы является история искусства.
Теоретической основой работы стали научные исследования отечественных авторов, таких как Радугин А.А., Быстрова А.Н. и др.
1. Искусство театра
Как и любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. В опере и балете решающая роль принадлежит музыке.
1) «эффект присутствия»
Театр синтетичен, включает в себя музыку, танец, прикладное искусство (реквизит: утварь, костюмы), а также живопись, скульптуру, архитектуру (декорации), иногда кино.
1.1 Краткая история развития театра
В античном мире на спектакли собиралось до полутора десятков тысяч зрителей. Действие спектаклей развертывалось на лоне природы, как бы оставаясь событием самой жизни. Это придавало античному театру естественность и живость.
В эпоху Возрождения народные формы театрального искусства проникаются гуманизмом (итальянская комедия масок), театр обретает философичность, становится средством анализа состояния мира (Шекспир), инструментом социальной борьбы (Лопе де Вега).
В XVIII в. в театр проникают просветительские идеи (Дидро, Лессинг), он становится средством социальной борьбы третьего сословия против феодализма. Актеры стремятся выразить социальное положение персонажа.
В первой половине XIX в. распространяется романтический театр. Его отличают повышенная эмоциональность, лиризм, бунтарский пафос, характерность в изображении персонажей.
В 30-х годах XIX в. господствующим направлением в театре становится критический реализм. Это направление развивается на основе драматургии Гоголя, Островского, а позже Чехова, Ибсена, Шоу. Театр становится глубоко национальным и демократизируется, развиваются его массовые, народные формы. Возникают театры, рассчитанные на простонародье: «бульварные» (Париж), «малые» (Нью-Йорк), театры предместий (Вена).
В первой трети ХХ века в театре произошла Великая реформа: в театр пришел режиссер. Это завоевание ХХ в. Режиссеры К. Станиславский, В. Мейерхольд, М. Рейнхардт, А. Аппиа, Г. Крэг, Л. Курбас создали новые научные теории сценического искусства. В новейшее время основным принципом спектакля становится ансамбль. Режиссер руководит этим ансамблем (труппой), истолковывает замысел драматурга, воплощает пьесу в спектакль и организует весь его ход.
1.2 Античный театр
Понятие античного театра включает в себя историю театра античной Греции, театра эпохи эллинизма и театра древнего Рима.
Греческий театр, кроме хорового пения, был связан и с ораторским мастерством, поскольку действие на сцене практически отсутствовало: хор, корифей (предводитель хора), актер-декламатор, который делал сообщения хору, обменивался репликами с хором, корифеем, комментировал все, о чем шла речь,— все они только рассказывали о событиях, описывали их, позволяя зрителям переживать, решать, на чьей стороне справедливость. В зависимости от того, о чем говорит хору актер, меняются настроения хора и, соответственно, зрителей. Но никакого действия перед зрителями не разворачивалось. Речь же при этом шла о деяниях богов и героев, о войнах и подвигах. Долгое время на сцене, кроме хора и корифея, находился лишь один актер, позднее их число увеличилось.
В III—II веках до н. э. большую роль в Риме занимает театр, сюжеты пьес заимствованы у греков, но действующие лица имеют римское происхождение.
У этрусков и римлян, как и у всех народов, существовали обрядовые и культовые песни и игры, бытовал и театр народной комедии, идущий от этрусков театр гистрионов, к греческому миму был близок народный театр ателана (от города Ателлы) с постоянно действующими лицами-масками: глупец Буккон, дурак Макк, простак Папп, хитрец Доссен. Поскольку театральное представление не было связано с культом божества, а приурочивалось к праздникам, цирковым представлениям, гладиаторским боям, триумфам и погребениям государственных деятелей, освящениям храмов, то римский театр носил прикладной функциональный характер. Римская республика, а тем более империя, была государством олигархического типа, поэтому развитие культурной жизни также пошло по-другому, что сказалось и на театре. Он не мог пустить глубокие корни при таких условиях. Иным, чем в Греции, был статус актера. В отличие от греческого, он не был полноправным членом общества и его профессия презиралась.
С утверждением Римской империи большое распространение получают пантомимы. Тем не менее, римская драматургия оказала большое влияние на драматургию нового времени периода классицизма: Корнеля, Расина (в послеантичной Европе греческий язык был известен немногим).
1.3 Зарождение жанров
1.4 Значение фигуры режиссера и актера
В XX в. театральная практика пополнилась множеством экспериментальных форм: появился театр абсурда, театр камерный, театр политический, театр улицы и т. д.
1.5 Система Станиславского К.С.
Пять основных принципов системы К.С. Станиславского, на которые должно опираться профессиональное (сценическое) воспитание советского актера:
1. Принцип жизненной правды;
2. Принцип идейной активности искусства, нашедший свое выражение в учении о сверхзадаче;
3. Принцип, утверждающий действие в качестве возбудителя сценических переживаний и основного материала в актерском искусстве;
4. Принцип органичности творчества актера;
5. Принцип творческого перевоплощения актер в образ.
Заключение
Как и любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. В опере и балете решающая роль принадлежит музыке.
Театральное искусство уходит своими истоками в глубокую. На ранних ступенях развития театра драматург и исполнитель объединялись в одном лице.
К.С. Станиславский разработал и воплотил в художественную практику принципы актерской игры в театре переживания. Система Станиславского дала ключ к сознательному владению творческим процессом и предложила такое сценическое поведение, которое приводит к перевоплощению актера в образ.