Театральная как раньше называлась
Как раньше назывались станции московского метро?
1. Сокольническая линия (бывш. Сокольники-Спортивная, Кировско-Фрунзенская)
Красные ворота (бывш. «Красные ворота», «Лермонтовская»)
Чистые пруды (бывш. «Кировская», «Мясницкая»)
Лубянка (бывш. «Дзержинская»)
Охотный ряд (бывш. «Охотный ряд», «Имени Л. М. Кагановича», «Проспект Маркса»)
Воробьёвы горы (бывш. «Ленинские горы»)
2. Замоскворецкая линия (бывш. Сокол-Автозаводская, Горьковско-Замоскворецкая)
Тверская (бывш. «Горьковская»)
Театральная (бывш. «Площадь Свердлова»)
Автозаводская (бывш. «Завод имени Сталина», «Завод имени Лихачева»)
Царицыно (бывш. «Ленино»)
3. Арбатско-Покровская линия (бывш. Киевская-Первомайская)
Партизанская (бывш. «Стадион народов», «Измайловская», «Измайловский парк»)
Семеновская (бывш. «Сталинская»)
Арбатская (бывш. «Арбатская площадь»)
Александровский сад (бывш. «Улица Коминтерна», «Им. Коминтерна», «Калининская», «Воздвиженка»)
5. Кольцевая линия
Парк культуры (бывш. «Парк культуры имени Горького»)
Октябрьская (бывш. «Калужская»)
Добрынинская (бывш. «Серпуховская»)
Проспект Мира (бывш. «Ботанический сад»)
Сухаревская (бывш. «Колхозная»)
Китай-город (бывш. «Площадь Ногина»)
Третьяковская (бывш. «Новокузнецкая»)
7. Таганско-Краснопресненская линия (бывш. Ждановско-Краснопресненская)
Китай-город (бывш. «Площадь Ногина»)
Московское метро как музей: 14 самых красивых станций и их история
Московское метро перенесет вас в древний Рим, Париж начала XX века, романы Достоевского или даже в будущее. Главное знать, на какой станции выходить. Иностранцы давно раскрыли этот секрет и обязательно спускаются в «подземку» как в музей, чтобы увидеть самые красивые станции московского метро и изумиться дизайнерским решениям. Рассказываем, к каким станциям стоит присмотреться и почему.
Станция Маяковская
Маяковская — самая именитая «красавица» Московского метро.
В нее весь мир влюбился еще в 1939 году. Да не где-нибудь, а на выставке в суровой Англии. Наши воссоздали отсек станции в натуральную величину. А чтобы добиться глубины, применили хитрость — зеркала, и иностранцы словно оказались внутри зала.
Говорят, что архитектор Душкин, работая над эскизами, зачитывался Маяковским. Поэтому станция получилась под стать его стихам — металлическая и ступенчатая. Для укрепления опор потолка использовали нержавеющую сталь. Она была дефицитом. Есть легенда, что пожертвовали фрагментами первого дирижабля Циолковского.
Главная красота под многочисленными куполами. В обрамлении светильников сверкают мозаики по эскизам Дейнеки: летят самолеты над Кремлем, замирает в прыжке лыжник, дымят трубы заводов.
Совет. Длина платформы коротковата для 8-вагонных составов. Поэтому лучше не выходите в последнюю дверь последнего вагона — можете упереться в стену. Таких станций всего две: Маяковская и Павелецкая.
Площадь Революции
«Как живые!» — вынес вердикт Сталин, глядя на бронзовые фигуры, расставленные по станции. Их здесь 76, и все они созданы с удивительной точностью: колхозники, революционеры, шахтеры.
За каждой скульптурой — реальный прототип. Например, матроса-сигнальщика звали Олимпий Рудаков. Скульпторы и предположить не могли, что обычный матрос затем дослужится до капитана 1 ранга и даже будет вальсировать через 15 лет в Англии с Елизаветой II в день ее коронации.
Все фигуры сидят, стоят на коленях или сгибаются под сводами арок. В Советском Союзе зло шутили на эту тему. Мол, так народ и живет: или на коленях перед властью, или сидя в тюрьмах.
Чего не стоит делать на станции:
На самом деле памятники портятся от такого «трогательного» внимания. Лучше просто смотреть.
Театральная
Театральная — фарфоровое чудо столичной подземки.
По задумке, станция должна вызывать ассоциации с театром: колонны — это кулисы, между ними занавес. Но это для тех, у кого богатая фантазия.
Главная красота — под потолком. В кессонах (внутри ромбов) масштабные барельефы: фруктовые венки, музыканты и танцоры разных национальностей. Есть грузины, армяне, украинцы, белорусы в народных костюмах. Фигуры отливали на Ленинградском фарфоровом заводе, когда в мире технологии изготовления таких гигантских скульптур из глазурованного фарфора еще не было.
Театральная — как предвкушение роскошной Москвы с Кремлем, Большим театром и Московской опереттой, к которым она и ведет.
Комсомольская
Комсомольскую строили всем иностранцам на зависть. Чтобы сходили с поездов, проходили в метро и замирали от изумления. Поэтому и высота Комсомольской кольцевой почти в 2 раза больше стандарта — 9 метров. А сама она посвящена независимости России и победе над фашизмом.
Над проектом трудился Алексей Щусев — архитектор Мавзолея. Автор исторических панно из смальты — Павел Корин (он оформлял Марфо-Мариинскую обитель). Когда работал над Комсомольской, вспоминал речь Сталина 7 ноября 1941 года о непобедимости русского духа.
Постепенно вырисовывались Невский, Пожарский, Донской, Суворов, Кутузов, офицеры у Рейхстага. Но этого показалось мало. На своды добавили изображения оружия: от древнерусских бердышей (топоров с лезвием-луной) до советских винтовок.
Над станцией — три вокзала: Ярославский, Казанский, Ленинградский.
Рекомендуем экскурсии в Московском метро
Новослободская
Новослободская — это просто сказка или какое-то зазеркалье. Пол будто шахматная доска, а по бокам витражи, обрамленные золоченой латунью. Москвичи прозвали станцию по Бажову — «Каменный цветок».
В архитектурной «биографии» Новослободской Московского метро есть интересные факты:
В центре — панно из смальты (это цветное непрозрачное стекло). Говорят, что раньше ребенок на руках женщины тянул ладошку не к надписи «Мир», а к затертому портрету Сталина. И кто эта женщина — Родина-Мать или босоногая Богоматерь с младенцем — до сих пор загадка.
Белорусская
Светлая, ясная, монументальная — одна из самых интересных станций метро Москвы «сложена» из белорусских мотивов.
На потолке лепной орнамент с колосьями и растительными венками. На своде центрального зала 12 мозаичных панно. В них советская жизнь белорусского народа и герб БССР. Арки станции тоже необычные, их орнамент выполнен из мраморного оникса.
При переходе на Замоскворецкую линию увидите скульптуру Манизера «Белорусские партизаны». Наверху Белорусский вокзал.
Киевская
На Киевской спряталась Франция столетней давности. Она не внутри, а снаружи.
Прямо рядом с надписью «Киевский вокзал» находится удивительный портал в «подземку» в стиле арт-нуво. Этот вход на станцию оформили в духе Эктора Гимара французские архитекторы.
Гимар придумал образ парижского метро 1900-1910 годов. Павильоны стильные. Кажется, что это не металлические трубы, а зеленые лианы с однотонными цветами и непонятными животными сплелись в виде ограды или арки. Московская конструкция — один в один, есть даже надпись на французском и стилизованные фонари. Аналоги стоят в Монреале, Лиссабоне, Мехико, Чикаго.
Внутри на Киевской кольцевой — все о дружбе российского и украинского народов. На стенах мозаики из смальты. Интересно не только рассматривать, но и узнать о них подробнее — каждая дополнена мраморным свитком с описанием.
Арбатская
Арбатская похожа на нарядный и бесконечный тоннель. Это одна из самых протяженных и красивых станций метро в Москве. Длиннее только Воробьевы горы.
По ней стоит пройтись 220 м ради дизайна в стиле барокко. Белоснежные арки богато декорированы лепниной: гирляндами из фруктов, цветочными композициями, картушами, венками.
Сверху бронзовые люстры. Они гармонично сочетаются с красным мрамором, которым облицован низ пилонов. На контрасте с белоснежными стенами смотрится эффектно.
Воробьевы горы
Воробьевы горы — станция, смотровая площадка и выставочный зал одновременно.
Раньше станция называлась «Ленинские горы». Чтобы сэкономить, ее построили на Лужнецком метромосту. Однако строители допустили ошибки, и уже через год с четырехметровой высоты рухнули дюралевые листы карниза. Затем в бетонных перекрытиях пошли трещины. В 1983 станцию закрыли на 19 лет.
После реконструкции «Воробьевы горы» — эксклюзив Московского метро. Станция находится над Москвой-рекой, с обеих сторон — стеклянные стены, чудесный обзор. Посередине — выставочные витрины, в которых стоит фарфор, куклы театра Образцова, форма сотрудников метро.
Место для дежурного по станции похоже на капитанский мостик.
Римская
На Римской мы закономерно попадаем в Рим с его историей и легендами. Все дело в архитекторах из Италии: Андреа Куатрокки и Джампаоло Имбриги.
Коротко остриженная Мадонна с младенцем поражает демонстративно выпяченной грудью и то ли уставшим, то ли равнодушным видом. По задумке автора, она будто разбита и заново склеена из кусков.
Где покататься на аттракционах в Москве – 6 лучших парков
С противоположной от Мадонны стороны, над проходом, висит маска «Уста Истины». Оригинал — каменная маска Эркола — находится в портике церкви Св. Марии им. Космедин в Риме. Эта версия разительно отличается.
Тропарево
Станция Тропарево — образец футуристического дизайна. Одни ругают ее за минимализм от терминалов до перрона, другие видят фаллические символы, третьих возмущают деревья из металла и стекла.
Раскидистые деревья, они же люминесцентные светильники, действительно, единственные украшения просторного зала. В роли листьев — лампы-ромбы, развешанные на ветках. Почти под каждым деревом скамейка — нестандартная, в форме знака вопроса. Светильники отражаются в зеркальных панелях путевых стен.
Наземный павильон станции тоже нестандартный. Напоминает холм или раковину, которая выросла из-под земли, а некоторые видят в нем блоху с панцирем.
Рассказовка
Пока не открыли Рассказовку, самой литературной станцией Московского метро была Достоевская. Туда стекались все поклонники творчества писателя, особенно иностранные туристы.
Сейчас у нее появился конкурент — Рассказовка. На фанатов Федора Михайловича она не претендует, а вот ценителям библиотек и буккроссинга рекомендую задержаться на этой «страничке» метро.
Путевые стены украшены гигантскими торцами книг. Алые колонны на платформе стилизованы под ящики библиотечной картотеки. На них написаны имена авторов и названия произведений.
Главное — это реальная онлайн-библиотека. Сканируете QR-код выбранной книги и скачиваете бесплатно себе на телефон.
Здесь из метро стоит выйти наружу. Потому что рядом со станцией поставили необычную скульптуру — Писатель и Метростроевец. Первый сидит на лавочке и читает книгу. Но когда обходишь скульптуру, оказывается, что лавочка — это рельсы, и на них спиной к писателю облокотился строитель.
Савеловская
Савеловская претендует на статус самой фотогеничной и интересной станции метро в Москве.
Это черно-белое кино Московского метро. Именно она лидирует по количеству снимков, которые выкладывают из столичной подземки в соцсетях.
Здесь упор — не на пафосность и дороговизну, а на идею. Белый минимализм в облицовке зала, плюс стены в виде необлицованных тюбингов — чугунных элементов крепления. В итоге — стильный результат.
В части пилонов нет декоративных панелей, вместо них прозрачное стекло и можно рассмотреть, как крепятся реальные тюбинги. Увидеть «скелет» Московского метро можно только здесь.
Новопеределкино
На станции Новопеределкино самое восхитительное — вестибюль с кассами. Заходишь в обычное метро, а попадаешь под своды палат в древней Москве.
На создание совершенно необыкновенной станции латвийских специалистов вдохновила архитектура столичного кремля. Все современно: узорчатые плафоны сделаны из перфорированного металла, благодаря подсветке меняют цвет.
По мнению москвичей, это самая красивая среди новых станций метро Москвы.
Выбрать 14 самых красивых станций Московского метрополитена было непросто. Всего их — 230, каждая пятая станция — объект культурного наследия. Смотрели ли вы когда-нибудь на Московское метро как на музей под землей? Какие станции стоит посмотреть в Москве? Напишите в комментариях. Мы с удовольствием побываем на них.
Как правильно ходили в театр в XIX веке: Наряды, нормы поведения, распределение мест и другие правила
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В XIX веке театр в России был не только местом, где можно было насладиться великолепной игрой актёров, но и настоящим светским заведением. Здесь в антракте мужчины назначали встречи и обсуждали деловые вопросы, в театре велись разговоры о политике и заводились полезные знакомства. И вся эта светская жизнь подчинялась особым правилам этикета, нарушать которые было непозволительно.
Внешний вид
Прийти в обычном платье на спектакль дама не имела никакого права. Наряд должен был быть вечерним, но ни в коем случае не бальным, а глубина декольте регулировалась тем местом в зрительном зале, которое занимала барышня. Самые глубокие вырезы были у дам, сидящих на нижних ярусах, а вот на верхних декольте были тем скромнее, чем был выше ярус.
Женщинам старшего возраста позволялось прикрыть вырез накидкой, а молодые девушки носили платья, щедро украшенные лентами, цветами и кружевом. Впрочем, солидным барышням тоже не возбранялось выбирать яркие цвета и самые разнообразные отделки для своих нарядов. Любой дамский наряд обязательно дополнялся перчатками, веером и подходящими шляпками, непременными были и ювелирные украшения с драгоценными камнями. Высокие причёски и шляпки считались дурным тоном, а этикет предписывал вести себя сдержанно и воспитанно.
Мужчины тоже выбирали для посещения театра приличествующие костюмы: тёмно-красные, чёрные или синие парадные фраки, белоснежные рубашки с накрахмаленными манжетами и воротничками, изысканные вышитые цветные жилеты. Непременным дополнением были галстуки или шейные платки, шляпы и перчатки обязательно белого цвета. Когда вошли в моду цилиндры, их стали считать приличным головным убором как раз для выхода в свет. Естественно, в театре мужчины головные уборы снимали.
Распределение мест в зрительном зале
Места в зале распределялись в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В первом ряду партера могли сидеть только высшие гражданские и военные чиновники, а также послы со своими секретарями. Второй и третий ряд занимали сановники с дворянским происхождением, а уже за ними офицеры среднего звена, иностранные гости, известные артисты, меценаты, банкиры. На галёрке дозволялось выкупать билеты зрителям простым, происхождения незнатного: торговцам, ремесленникам, студентам.
Билеты в правой части зрительного зала покупали обычно люди, которые бывали в театре лишь время от времени, а вот слева сидели знатоки и любители искусства. У них, как правило, был свои места, которые они выкупали сразу на весь театральный сезон или, по крайней мере, на несколько спектаклей подряд.
Дамам было позволено сидеть в партере только со второй половины XIX века, до этого они могли сидеть лишь на передних креслах балконов и лож. Если же дама теперь и могла занять место в партере, то наряд её в этом случае отличался скромностью: никаких декольте и ярких цветов, только чёрный цвет, закрытый воротничок и скромная шляпка без всякой отделки. Одинокая дама, заботящаяся о своей репутации, не имела права явиться в театр в одиночестве, её обязательно сопровождал супруг, а незамужних юных барышень – старшие родственницы или родители.
Поведение во время спектакля
Опоздание на спектакль считалось крайне неприличным, однако зрителям, занимавшим ложи, можно было приходить уже после начала сценического действия или даже посмотреть всего часть постановки. Объяснялось это тем, что в ложах с отдельным входом зрители никому не мешают, уходя со своего места или занимая его позже положенного.
Громкое обсуждение происходящего на сцене считалось неприличным, как и крики «браво» и «бис». Впрочем, касалось это только аристократов, публика попроще могла себе позволить выражать эмоции. А вот дамам нельзя было даже аплодировать – это была прерогатива мужчин. В партере и на балконах воспрещалось есть и пить, однако в ложи, которые занимала императорская семья или знатные аристократы, подавали прохладительные напитки, сладости и фрукты.
Театральный бинокль можно было использовать только для того, чтобы лучше видеть происходящее на сцене, рассматривать публику запрещалось категорически. Впрочем, юным зрительницам и без бинокля нельзя было открыто рассматривать людей в зале, только в антракте они могли незаметно взглянуть на других зрителей.
Поведение во время антракта
Знатные дамы, располагавшиеся в ложах, по этикету не могли её покинуть даже в антракте. Как правило, мужчина, её сопровождавший, спрашивал, чего бы хотела барышня, и приносил желаемое. При этом фрукты и сладости надлежало предложить всем, находящимся в ложе, даже если зрители друг друга не знали. Светские люди были обязаны предложить дамам афишу.
Если в зале было жарко и душно, барышням дозволялось выйти в фойе со своими сопровождающими. Правда, иногда дамы пренебрегали сим правилом и прогуливались в одиночестве, там случались приятные знакомства, назначались свидания после спектакля и даже происходили кокетливые объяснения в любви.
Мужчины спокойно гуляли по фойе, общались со своими знакомыми, обсуждали любые вопросы, завязывали новые знакомства и даже занимались делами. Самое главное было вести разговор тихо, дабы не докучать остальным и не заставлять их слушать чужую беседу.
В прошлом особые правила этикета касались не только театра или посещения светских мероприятий, но даже поведения на пляже. Купальный этикет и пляжная мода всего за последние пару сотен лет поменялись очень радикально, и наши прабабушки поразились бы, насколько не похожи современные пляжи на то, к чему привыкли они.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Полная история Театральной площади и площади Революции
Оригинал текста на «Йоде»
Изображения на банкнотах национальной валюты по традиции удостаивается символ и гордость страны. В России одним из таких символов стал Большой театр, уже почти 200 лет стоящий на Театральной площади. Как жил несколько веков этот знаменитый район Москвы с грязной рекой Неглинкой, именем большевистского революционера, стеной Китай-города и многим другим, читайте в очередной серии наших материалов об истории столичных площадей.
ИСТОКИ В РЕКЕ
Оказавшись на Театральной площади два века назад, вы бы ее не узнали. Поскольку никакой площади тогда и не было. Там, где сейчас стоят фонтаны и ездят автомобили, текла река Неглинная, позднее скрывшаяся под землю.
Район современной Театральной площади с конца XV века был известен как Пушечная слобода. Неглинная река, истекавшая из Марьиной рощи и впадающая в Москву-реку, здесь делала поворот в сторону Кремля. Одно время около каменных стен Китай-города река разливалась в прудом, поэтому площади расположиться было негде.
Тем более рядом высилась стена Китай-города. Её построили во времена правления матери Ивана Грозного Елены Глинской в 1534-1538 годах, собрав специальный налог с горожан и привлекая их в качестве рабочих. Архитектором стены и, в частности, выходившей на Неглинную, круглой башни стал Петрок Фрязин. Соединявшие Красную площадь с Охотным рядом Воскресенские ворота дали имя Воскресенскому мосту. Ещё один мост через Неглинку находился на месте современного Малого театра и назывался Пушечным. Расширилось укрепление во время Северной войны — опасаясь подхода врага к Москве, Пётр Первый в 1707 году велел пристроить бастионы к китайгородской стене. Из Неглинной можно было бы брать воду в случае осады, но, к счастью, не пригодилось.
Формирование этого района к северо-востоку от Кремля как площади началось в первой половине XIX века, когда, доставлявшую проблемы в виде наводнений и зловония, Неглинку спрятали в трубу. Но известность он получал уже благодаря не реке, а театрам.
БОЛЬШОЙ ТЕАТР У МАЛЕНЬКОЙ РЕКИ
У прославившего Театральную площадь Большого театра изначально судьба была непростой. В 1770-х губернский прокурор князь Пётр Урусов запросил у государства право устроить в Москве первый постоянный театр. Разрешение было получено и рядом с Неглинной рекой, на земле князя Лобанова-Ростовского он, объединившись с англичанином Михаилом Медоксом, начал строить театр. Располагался он в начале улицы Петровки. Но ещё до полного окончания работ театр в доме графа Воронцова на Знаменке, где временно располагалась труппа, сгорел. Союз «государственника» и профессионального антрепренёр-инженера распался — Урусов вышел из проекта. Медокс как единоличный хозяин достраивал первое большое здание театра, именовавшегося тогда «Петровским». Открытие состоялось в декабре 1780 года.
Главный зал вмещал около 800 зрителей, имел 4 яруса лож, но без балконов. Ложи представляли собой комнатки. Приехавшая вместе со зрителями прислуга ожидала своих господ во время спектаклей в трёх специальных залах.
В конце века финансовые дела Медокса стали не ладиться. Императрица даже назначила ему пенсию. Поэтому театр постепенно перешёл в казну и стал императорским. Но в 1805 году происходит трагедия — здание театра гибнет в огне. Очаг возгорания возник в гардеробной, затем стремительно «пламя всё пожрало», как писала тогда пресса. В последующие почти 20 лет труппа будет скитаться по городу: выступать в доме Пашкова, в доме Апраксина, на Арбате, где здание театра сгорит при пожаре 1812 года.
В 1816 году при разработке генерального плана восстановления города была учтена проблема театра. Он должен был вернуться на прежнее место, которое уже в виде Театральной или Петровской площади проектировал Осип Бове. Он и заложил основы сегодняшней прямоугольной конфигурации площади.
Первоначально проектом театра параллельно занимались Бове и архитектор Андрей А. Михайлов. Но в 1821 году здание начало строиться по проекту Бове с учётом проекта Михайлова. В частности, он развернул квадригу Аполлона к лицу смотрящих на фасад здания.
Здание было построено в 1824 году, а театр открыт 6 января 1825. Назывался он тогда Большой Петровский. Зал вмещал до трёх тысяч человек, что в два раза больше, чем в театре Медокса. Фасад приобрёл заметные колонны, но театр ещё не имел облика, который мы можем видеть сегодня. Виной тому снова был пожар — 11 марта 1853 года. Пламя хлестало два дня, плавя снег вокруг. Тлели руины ещё неделю.
БОЛЬШАЯ ПЕРЕСТРОЙКА
В 1819 году, ещё до строительства театра происходит важное событие — Неглинная река заточается в трубу по проекту изобретателя застывающего в воде цемента инженера Егора Челиева. Тем самым образуются площади. Южная у стен Китай-города — Воскресенская. Там начинается торговля. Северная — Театральная. Там плац-парад и водоразборный фонтан.
В тот же год, что и Большой театр, по восточной стороне Театральной площади построили дом купца Варгина, где позднее, в 1824-м расположится Малый театр. Для нужд театра в конце 1830-х была выкуплена соседняя земля, и здание было перестроено архитектором Константином Тоном. А к югу от него в 1838 году купец Челышев строит дом под гостиницу и бани. На западе от Большого театра в 1869 году открывается новая площадка — купец Бронников переделывает дом под зрительный зал со сценой и сдаёт труппам.
На юго-западе, на Воскресенской площади в 1879 году был построен доходный дом купца Корзинкина. Ранее на этом месте находилась, в частности, кофейня Печкина, в которой собирался кружок актёра Михаила Щепкина. Здесь растёт товарищество «Большая Московская гостиница» (иначе — «Гранд отель») с рестораном и садом. Напротив — в 1892 году на месте снесённого административного здания Присутственных мест строится новая Городской дума. Здание красного цвета стало одним из символов этого уголка Москвы.
Пока строилась «Большая Московская гостиница», на углу Воскресенской и Театральной площадей продолжал работать один из самых ихвестных трактиров — Тестова.
В противоположном углу Театральной площади, на северо-востоке примыкал к Малому театру магазин «Мюръ и Мерилизъ». Основали его шотландцы, приехавшие из Петербурга в 1880-х. Первоначально магазин головных уборов стремительно рос, увеличивая отделы. Говорили, что в нём можно было найти самые разнообразные товары в городе, которые привозили из Европы.
В 1901 году в магазине произошёл пожар, но он не остановил торговцев. Они заказали проект нового здания архитектуру Роману Клейну. В 1908 году выросло новое семиэтажное здание из камня и железа в готическом стиле, будущий ЦУМ.
В конце XIX века здание купца Челышева выкупает промышленник Савва Мамонтов с целью перестроить его в комплекс, состоящий не только из гостиницы, но из театра и других развлекательных заведений. Но он реализовать свои планы не смог из-за разорения. Здание перешло «Петербургскому страховому обществу», которое начало перестраивать гостиницу с рестораном. Быстро это сделать не удалось — в 1901 году произошёл пожар, из-за которого пришлось продлить стройку до 1903 года.
После открытия «Метрополь» стал одним из самых дорогих и престижных мест проведения досуга. Это не просто гостиница, а развлекательный центр. В 1906 году в нём открылся первый в городе двухзальный кинотеатр, проработавший долгие годы. Здесь часто можно было встретить известных людей.
Пожары — распространённая проблема того времени. Известно, что и Малый театр пострадал от огня, в 1914 году.
Давала о себе знать и другая стихия — вода. Скрытая от глаз Неглинная река не собиралась умолкать. Зачастую она затопляла окрестности и требовала ухода в виде чистки и укрепления трубы. Например, в 1880-х для этого даже открыли своды тоннеля.
Другая проблема на пороге XX века была с фундаментом Большого театра. Одна сторона здания заметно просела. Говорят, что однажды после спектакля даже не смогли открыть несколько дверей на выход из зала, а стена дала трещину. В конце XIX под здание подвели новый фундамент, но и это не до конца не устранило недостатки.
В феврале 1905 года через Воскресенскую площадь пустили трамвайное движение от Большой Дмитровки. А ещё через полтора года открыли автобусный маршрут «Театральная площадь — Болото».
До 1911 года нельзя было пройтись по всей Театральной площади. Дело в том, что относительно большой прямоугольный участок был огорожен столбиками и верёвками для плац-парада. Когда его убрали, здесь разбили два сквера: поставили клумбы и лавочки. На одной из фотографий 1910-х сохранилось даже изображение пальм на фоне фасада Большого театра.
На плацу до этого проходили торжественные смотры, в том числе, с участием императорской семьи. Театральная площадь, как и положено части самого центра города, постоянно становилась местом прохождения главных праздников. Так, во время отмечания 300-летия дома Романовых она «освещалась прожектором с крыши Большого театра, а колесница «была иллюминирована красными и синими бенгальскими огнями». Парады, встречи императорской семьи во время их приездов в Москву, народные гуляния не были здесь экзотикой.
В 1917 году в этих местах прошёл кровавый московский фронт зарождавшейся гражданской войны. 1 ноября юнкера и добровольцы были выбиты большевиками из Метрополя и Городской думы. По площади стреляли орудия большевиков. Затем с неё они палили по Кремлю. На площади добивали раненых юнкеров, угрожая расстрелом прохожим и сёстрам милосердия, которые пытались это остановить. На следующий день антибольшевистские вооруженные силы города капитулировали.
СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
В 1918 году рядом со стеной Китай-города открыли памятник поэту Алексею Кольцову. На церемонии стихи читал Сергей Есенин. Вскоре фигуру увезли в подсобное помещение Первого пролетарского музея, чтобы там скульптур Сырейщиков переделал её в бронзовый памятник. Но ему это не было суждено — Сырейщиков уехал из Москвы в Воронеж и, возможно, умер там от тифа. В следующем году на Площади Революции установили странный по виду памятник французскому революционеру Жорж-Жаку Дантону. Голову Дантона и постамент не оценили и через некоторое время убрали. Памятник же Свердлову, также установленный в эти годы, простоял здесь до 1991 года.