Театральная клоунада как называется

Клоунада

Полезное

Смотреть что такое «Клоунада» в других словарях:

Клоунада — Клоунада, цирковой жанр. Состоит из комических сценок, исполняемых клоунами, вносящими в них приёмы эксцентрики и буффонады. Истоки клоунады в народных фарсах. Традиционная маска Белого клоуна взята из итальянской комедии дель арте,… … Википедия

клоунада — скоморошничество, буффонада, паясничанье, эксцентрика, шутовство, скоморошество, гаерство, фиглярство Словарь русских синонимов. клоунада сущ., кол во синонимов: 10 • буффонада (11) • … Словарь синонимов

КЛОУНАДА — 1) цирковой жанр;2) текст клоунской сценки (антре) … Большой Энциклопедический словарь

КЛОУНАДА — КЛОУНАДА, клоунады, жен. 1. Цирковой номер с участием клоунов. 2. перен. Шутовство, паясничество. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КЛОУНАДА — КЛОУНАДА, ы, жен. 1. Жанр циркового искусства, основанный на буффонаде и гротеске. 2. Часть циркового представления клоунская сценка. Весёлая к. | прил. клоунадный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

клоунада — ы; ж. 1. Цирковой жанр шуточные или сатирические сценки, разыгрываемые клоунами. 2. Клоунская сценка; текст такой сценки. * * * клоунада 1) цирковой жанр; 2) текст клоунской сценки (антре). * * * КЛОУНАДА КЛОУНАДА, 1) цирковой жанр; 2) текст… … Энциклопедический словарь

клоунада — ы, ж. 1) Цирковое представление с участием клоунов. Клоунада на арене цирка. 2) Жанр циркового искусства, использующий приемы эксцентрики, буффонады, гротеска. Искусство клоунады. • Родственные слова: клоуна/дный, кло/ун, кло/унский Этимология:… … Популярный словарь русского языка

Клоунада — I ж. 1. Цирковое представление с участием клоунов [клоун I]. 2. Жанр циркового искусства, использующий приёмы эксцентрики, буффонады, гротеска. II ж. Комическая выходка, шутовство, особая манера поведения людей (обычно оцениваемая негативно).… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

клоунада — клоунада, клоунады, клоунады, клоунад, клоунаде, клоунадам, клоунаду, клоунады, клоунадой, клоунадою, клоунадами, клоунаде, клоунадах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Источник

КЛОУНАДА

КЛОУНАДА, термин имеет несколько значений.

1. Искусство создания комического образа – маски на приемах эксцентрики, гиперболы, гротеска, пародии, буффонады, шаржа, широко применяется в цирковом жанре.

2. Название или текст клоунской сценки. Различают три основные разновидности клоунады: пантомима, разговорный и музыкальный жанры, и соответственно, существуют три типа клоунов: артист разговорного жанра, мим, музыкальный эксцентрик. Они могут выступать в одиночестве, дуэтом, трио, группой. Такие выступления получили названия антре (от фр. entree –выход, клоунская сценка). Содержание антре составляют лацци (шутки с комедийными трюками), пантомима, куплеты, частушки, репризы, содержащие сатиру на злобу дня. Антре должно быть коротким, лаконичным, метафоричным и избегать бытовизма, детализации. Смелая условность клоунады требует клоунского мышления: ассоциативных связей, алогичных поступков, парадоксов, сопровождается активным использованием трюкового реквизита: цветных париков, пестрого костюма, утрированного грима с накладным носом, сценических эффектов наподобие слез фонтаном, клубов дыма, взрывающихся предметов. Клоуны – артисты синтетические, они владеют также приемами эквилибра, акробатикой, верховой ездой, дрессурой и т.д.

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называетсяТеатральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется

История клоунады.

Истоки ее восходят к искусству придворных шутов, европейскому карнавалу, итальянской комедии дель арте. Маска Арлекина послужила прототипом амплуа Августа, неунывающего простака Рыжего. Персонаж Пьеро стал прообразом Белого клоуна. На возникновение клоунады повлияли также французская арлекинада, английская пантомима, испанские и голландские интермедии, конная клоунада, восходящаяя к средневековым рыцарским турнирам. Впервые клоун появился на сценах лондонских комедийно-фарсовых театров «Друри-Лейн», «Сэдлерс-Уэллс» в 1700. Это были Дж.Гримальди (1778–1837), Дж.Рич (1682–1761). Позднее во Франции в театре «Фонамбюль» работал мим Ж.Дебюро (1796–1846). Дальнейшее развитие клоунады протекало в первых стационарных цирках, появившихся во второй половине 18 в. в Англии и Франции. Первые цирки давали конно-акробатические выступления, поэтому клоуном стал наездник, изображавший неумение справиться с лошадью. К концу 18 в. – началу 19 в. сформировались два направления клоунады: конная пантомима и театральная (говорящая клоунада), исторически происходящая из итальянской комедии дель арте. Говорящие клоуны повлияли на становление амплуа Рыжей маски, наездники и акробаты впоследствии трансформировались в Белого клоуна. Впервые две традиции объединил в своем творчестве Ж-Б.Ориоль-Арлекин, выступавший в костюме средневекового шута (цирк Франкони, 1835, Париж). Он владел и пантомимой, и разговорным жанром. Окончательно маска Августа оформилась к 1870-м, когда на арену цирка Франкони вышел новый персонаж в рыжем парике. Вскоре клоуны стали выступать дуэтом, в основе которого читалась социальная антитеза: Белый – глупый господин, Рыжий – пройдоха слуга. Клоунские дуэты по жанру были буффонадными антре, содержание раскрывалось не словом, а трюком с неожиданной комической концовкой. Антре русских клоунов С.Альперова и Бернардо Печенье стало оригинальным номером, придуманным самими исполнителями. Позднее клоуны стали выступать не только дуэтом, но и трио или группой (Белый и два Рыжих и т.д.).

В ходе развития клоунада дифференцировалась на следующие жанры:

Коверный клоун работал у ковра (ковер готовили для следующего номера) между выступлениями других артистов цирка. Выполняя роль неудачливого униформиста, вначале он был самой незаметной фигурой в цирке. Постепенно репризы коверного оформились в особый жанр выступлений.

Клоуны-дрессировщики (в России прославились братья Дуровы, Л.Селяхин, А.Кисс, М.Бекетов, Ю.Куклачев, Ю.Якубовская и С.Ребгардт.

Клоуны-музыканты – профессиональные музыканты, владеющие акробатикой, эквилибром, оригинальным жанром. На Западе в этом жанре прославились Грок (1880–1959), Джеретти и Феррони, в России – Бим-Бом (1890), братья Костанди (1920–1950), Е.Амвросьева и Г.Шахнин (1960–1980).

Клоуны-мимы: К.Ф.Лоран, Лоуренс и Редиша, братья Хэплон Ли (Англия), Э.Декру, Ж-Л.Барро, М.Марсо (Франция), Л.Енгибаров, В.Полунин (Россия). В настоящее время – очень популярный цирковой жанр, вытеснивший разговорные антре.

Клоуны-акробаты: У.Ольшанский (Дания, 1890-е), В.Лазаренко (1930-е), В.Феррони (Италия, 1950-е).

Истоками клоунады в России были традиции праздников – ряженые на святках, игры на масленнице, обрядах – сватовстве, свадьбе, приемы ярмарочного театра – карусельные деды, зазывалы, петрушечники, паяцы, традиции русского балагана, скоморохов, медвежья потеха. В цирке братьев Никитиных (1873) средний из братьев, А.Никитин, смешил публику в маске Иванушки-дурачка или Николая Ивановича. Из балагана ушли в цирк А. и В.Дуровы. Типы русского клоуна окончательно сформировались в 1880-х: это были разговорник и акробат. Дуэтом впервые выступили в 1895 С.Альперов и Б.Мухницкий (Бернардо) с номером Буффонадная клоунада. Дуэтом выступали А.Дуров и С.Альперов, Бим-Бом, бр. Идеа, Донато и Россини, Кокко и Теодор, Кисс и Бондаренко, Д.Демаш и Г.Мозель, Г.Глущенко и В.Костеренко. Старшее поколение клоунов это – К.Берман, Б.Вяткин, Х.Мусин, А.Сергеев, Антонов и Бартенев, Биль-Виль, Д.Альперов, В.Е. и В.В.Лазаренко, бр. Танти, А.Межинский, К.Роланд, С.Ротмистров.

С 1919 в России культивировался жанр публицистической клоунады. С 1927 буффонада постепенно исчезает из цирка. Исчезли гротесковые гримы, рыжие парики, трюковая атрибутика, исчезла пантомима, ее вытеснил разговорный жанр. Часто копировались образы зарубежных комиков: Антонов и Бартенев (Пат и Паташон), Л.Ружанский (Гарольд Ллойд), Карандаш (Ч.Чаплин). На арене воцарился Клоун с легким гримом в обычном бытовом костюме, содержание антре стало публицистически-агитационным. П.Алексеев создал комическую маску бухгалтера с портфелем под мышкой, прославился М.Н.Румянцев-Карандаш в мешковатом костюме. С творчеством группы Румянцева (Н.Антонов и В.Бартенев, Х.Мусин, К.Лерри, Ю.Никулин и М.Шуйдин) связан взлет русской клоунады в конце 1950–1960-х. В 1950-е набирает силу среднее поколение клоунов, в том числе О.Попов (вновь в русском цирке появилась маска Иванушки-дурачка). С 1955 возродилась музыкально-эксцентрическая клоунада. Появляются клоунессы: Е.Амвросьева, Г.Богомолова, Е.Можаева. В 1958 приехал М.Марсо. кинозрители увидели фильм М.Карне Дети райка с Барро в роли Дебюро. Это время расцвета лирической клоунады, и Л.Енгибаров, представитель этого течения, развивал традиции беспредметной поэтической пантомимы и был также великолепным акробатом и жонглером. Возникали клоунские группы (первая под руководством Л.К.Танти работала еще в 1940-е). Из позднейших стали известны «Семеро веселых», «Шутки в сторону», «Ребята с Арбата», группа «А». Появляются тематические спектакли: Лечение смехом О.Попова, Причуды клоуна Енгибарова, Город-мир Ю.Куклачева.

В настоящее время наблюдается тенденция сокращения разговорной и сатирической клоунады. В 1990-х на арену пришло новое поколение клоунов-мимов, которое принесло с собой новую образность. Это – возврат к буффонаде, к гротеску, но есть и сторонники реализма

С 1960-х распространилась также клоунада театральная, для которой характерны форма спектакля, импровизация, вовлечение в действие зрителя. Лидер этого направления – В.И.Полунин и возглавлявшийся им театр «Лицедеи». Родился жанр уличных представлений, фестивалей.

Источник

Клоунада

Из Википедии — свободной энциклопедии

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется
клоун Фумагали исполняет клоунады «Пчелка»Значениедействие состоящее из комических сценПрименениеКлоунами в цирке, а также в сольных комических номерах

Клоунада — цирковой жанр, состоит из комических сценок, исполняемых клоунами, вносящими в них приёмы эксцентрики и буффонады.

Истоки клоунады — в народных фарсах. Традиционная маска белого клоуна взята из итальянской комедии дель арте, французского и английского площадного театров, рыжего клоуна — от народных шутов и внешне неловкого и неуклюжего униформиста, пародирующего номера артистов. На конфликте, возникающем между нарядным и самоуверенным белым клоуном и неловким, нелепым рыжим клоуном, строится так называемое антре, в котором победителем обычно бывает рыжий.

В драматургии XX века клоунада часто используется не в развлекательных целях, а как эстетическая антитеза серьёзным вопросам духовного, социального и философского характера, поставленных режиссёром или драматургом. Так к эстетике клоунады прибегали великие абсурдисты — С.Беккет «В Ожидании годо», Сл. Мрожек «Танго», В. Гомбрович «Венчание», «Ивонна, принцесса Бургундская», А. Жарри «Король Убю» и другие.

Источник

Клоунада

Клоунада, цирковой жанр. Состоит из комических сценок, исполняемых клоунами, вносящими в них приёмы эксцентрики и буффонады.

Истоки клоунады — в народных фарсах. Традиционная маска Белого клоуна взята из итальянской комедии дель арте, французского и английского площадного театров, Рыжего клоуна — от народных шутов и внешне неловкого и неуклюжего униформиста, пародирующего номера артистов. На конфликте, возникающем между нарядным и самоуверенным Белым клоуном и неловким, нелепым Рыжим клоуном, строится так называемое антре, в котором победителем обычно бывает Рыжий.

См. также

Литература

Ссылки

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется

Полезное

Смотреть что такое «Клоунада» в других словарях:

клоунада — скоморошничество, буффонада, паясничанье, эксцентрика, шутовство, скоморошество, гаерство, фиглярство Словарь русских синонимов. клоунада сущ., кол во синонимов: 10 • буффонада (11) • … Словарь синонимов

КЛОУНАДА — 1) цирковой жанр;2) текст клоунской сценки (антре) … Большой Энциклопедический словарь

КЛОУНАДА — КЛОУНАДА, клоунады, жен. 1. Цирковой номер с участием клоунов. 2. перен. Шутовство, паясничество. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КЛОУНАДА — КЛОУНАДА, ы, жен. 1. Жанр циркового искусства, основанный на буффонаде и гротеске. 2. Часть циркового представления клоунская сценка. Весёлая к. | прил. клоунадный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

клоунада — ы; ж. 1. Цирковой жанр шуточные или сатирические сценки, разыгрываемые клоунами. 2. Клоунская сценка; текст такой сценки. * * * клоунада 1) цирковой жанр; 2) текст клоунской сценки (антре). * * * КЛОУНАДА КЛОУНАДА, 1) цирковой жанр; 2) текст… … Энциклопедический словарь

клоунада — ы, ж. 1) Цирковое представление с участием клоунов. Клоунада на арене цирка. 2) Жанр циркового искусства, использующий приемы эксцентрики, буффонады, гротеска. Искусство клоунады. • Родственные слова: клоуна/дный, кло/ун, кло/унский Этимология:… … Популярный словарь русского языка

Клоунада — цирковой жанр. Состоит из комических сценок, исполняемых клоунами, вносящими в них приёмы эксцентрики и буффонады. Истоки К. в народных фарсах. Традиционная маска Белого клоуна взята из итальянской комедии дель арте, французского … Большая советская энциклопедия

Клоунада — I ж. 1. Цирковое представление с участием клоунов [клоун I]. 2. Жанр циркового искусства, использующий приёмы эксцентрики, буффонады, гротеска. II ж. Комическая выходка, шутовство, особая манера поведения людей (обычно оцениваемая негативно).… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

клоунада — клоунада, клоунады, клоунады, клоунад, клоунаде, клоунадам, клоунаду, клоунады, клоунадой, клоунадою, клоунадами, клоунаде, клоунадах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Источник

Театральная клоунада как называется

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называетсяТеатральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называетсяТеатральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называетсяТеатральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называетсяТеатральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется

Клоунада

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется
Анатолий Леонидович Дуров

Клоун советского цирка должен обладать широтой общественного кругозора, быть политически грамотным, чтобы средствами цирка бороться за утверждение новой, социалистической морали, разоблачать все отжившее, косное.

Одной из наиболее сложных и ответственных задач в искусстве клоунады является создание образа. И здесь артист исходит прежде всего из своих индивидуальных данных. Это кропотливый поиск, творческий процесс. Исполнитель стремится не только найти внешний облик своего персонажа, но и определить его характер, раскрыть его внутреннее содержание. Сценическое поведение, мысли и чувства клоуна находятся в неразрывном единстве. Репризы, шутки, трюки клоуна должны соответствовать его творческой индивидуальности, поэтому каждый клоун стремится найти свою трактовку исполнения репризы.

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется
Карандаш

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется
Ю. Никулин и М. Шуйдин

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется
О. Попов

Для жанра клоунады характерно наличие комедийных образов и комедийного конфликта.

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется
Братья Ширман

И есть, наконец, категория клоунов, которых принято называть коверными. Они, как правило, включают в свой репертуар интермедии, вбирающие все основные приемы и выразительные средства искусства клоунады.

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется
Г. Ротман и Г. Масковский

В советском цирке различают пять разновидностей клоунских амплуа с их характерными особенностями. Это клоуны буффонадные, клоуны-сатирики, клоуны музыкальные, клоуны-дрессировщики, коверные. Сегодня в нашем цирке основную нагрузку в программе несут коверные клоуны, нередко включающие в свой репертуар и буффонадное антре и сатирические репризы. А теперь остановимся на каждом виде клоунады.

* ( Роланд К. Белый клоун. Рига, Латв. гос. изд-во, 1961, с. 107.)

Многие старые буффонадные антре до сих пор пользуются успехом именно потому, что они насыщены действием, построены на определенном конфликте. И не случайно некоторые клоунады из классического репертуара, переделанные, осовремененные, прочтенные сегодняшними глазами, вновь звучат в клоунском репертуаре.

Внешний облик буффонадных клоунов в нашем цирке несколько изменился. Теперь уже почти никто из исполнителей роли Белого не белит лицо. Да и Рыжий уже не тот. Изменился не только его внешний вид, но и характер. Теперь не встретишь Рыжего с причудливо размалеванным лицом. В его репертуаре нет грубых реприз и действий, унижающих человеческое достоинство. Исчезли из сценического поведения Рыжего черты откровенного кретинизма. Он стал жизнерадостным весельчаком, находчивым и остроумным. Но, к сожалению, в последние годы буффонадные клоуны все реже появляются перед зрителем. Существует мнение, что классические маски Белого и Рыжего неспособны нести современную тематику. Но это утверждение надуманно. Шутовской наряд А. Л. и В. Л Дуровых не мешал им выступать с острым сатирическим репертуаром против самодержавия, а клоунские костюмы и маски Виталия Лазаренко,, Дмитрия Альперова, Николая, Петра и Лаврентия Лавровых и других клоунов не вступали в конфликт со злободневным репертуаром который они исполняли на манеже. Такие клоуны, как Д. Альперов, М. Калядин, А. Бугров, С. Ротмистров, С. Крейн, Н. Лавров, С. Любимов, А. Дубино, Н. Костеренко и другие, доказали, что буффонадная клоунада имеет право на самостоятельное положение в советском цирке как одна из емких, жизнестойких форм древнего жанра. Не случайно буффонадную клоунаду называют классической.

Сатирическая клоунада. С самых первых дней существования советского цирка сатирическая клоунада заняла в программе ведущее положение. Она утверждала себя в борьбе за идейность циркового искусства, за его обновление.

В. Лазаренко был настоящим новатором в сатирической клоунаде. Отлично понимая, что политически острый репертуар нельзя исполнять, пользуясь старыми приемами и в устаревшем облике дореволюционного клоуна, Лазаренко устремился на поиски. Обогатился и изменился его репертуар: в нем появились стихотворные лозунги агитационные призывы.

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется
В. Лазаренко

Творчеством даровитого циркового сатирика заинтересовался В. Маяковский. Поэт не только подсказывал Лазаренко темы реприз, но и написал специально для него злободневное антре «Советская азбука». Артист показывал зрителям нарисованные на картоне карикатуры на политические и бытовые темы и комментировал их соответствующим сатирическим текстом, каждый раз начинавшимся на очередную букву алфавита. В содружестве с Маяковским Лазаренко был создан и политический памфлет, решенный средствами цирка,- «Чемпионат всемирной классовой борьбы».

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется
Братья Танти

В ином плане преподносили сатирический репертуар братья Константин и Леон Танти. Они разыгрывали злободневные политические сюжетные скетчи, в которых высмеивали нэпманов, обывателей, спекулянтов и пр. При этом Константин Танти в своеобразном конферансе сообщал зрителям о персонажах скетчей, а Леон с помощью трансформации изображал их. Обращались артисты и к событиям международной жизни. В гротесковой манере братья Танти изображали выступления буржуазных политиков на международных конференциях по разоружению, сатирически высмеивая лицемерие империалистических держав в Лиге Наций.

Ну а какие задачи встают перед сатирической клоунадой в наши дни? Мишеней для стрел цирковой сатиры и сегодня более чем достаточно. Сатирическая клоунада призвана разоблачать проявления буржуазной идеологии, бичевать бескультурье, бюрократизм, хамство, равнодушие и т. п. Но сатирической клоунаде противопоказаны прямолинейность, дидактика. Темы, которые она поднимает, должны быть непременно выражены средствами цирка: здесь и гротесковая игровая сценка, и короткая реприза, и пародия, и большое сатирическое обозрение (например, «Лечение смехом» в исполнении клоунской группы О. Попова).

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется
Бим-Бом (И. С. Радунский и Н. И. Вильтзак)

Много оригинальных инструментов создали известные музыкальные клоуны Бим-Бом (И. Радунский и Ф. Кортези, позже И. Радунский и Н. Вильтзак). В их руках источником музыкальных звуков становились ножки пюпитра, куда были упрятаны труба и тромбон, книга с задрапированной в ней цитрой, шестеренки от сломанного будильника. Закручивая их волчком на мраморной доске, артисты извлекали мелодию. Бим и Бом вели юмористический диалог, перемежая его игрой на музыкальных инструментах, исполняли сатирические злободневные куплеты под аккомпанемент гитары и мандолины или гитары и концертино. Номера их музыкальной клоунады, отличавшейся мягкостью и жизнерадостностью, приобрели огромную популярность. Псевдоним Бим-Бом стал как бы определением такого типа музыкально-речевых номеров. У артистов появилось немало последователей и подражателей. Одни откровенно эксплуатировали популярность этого имени и выступали под тем же псевдонимом, другие изобретали аналогичные: Дин-Дон, Биб-Боб, Фис-Дис, Вийс-Вайс.

В музыкальной клоунаде обычно сохраняются те же клоунские амплуа, что и в буффонадных антре,- Рыжий и Белый. В иных номерах бывает по нескольку персонажей, несущих комическую нагрузку, и несколько резонеров. Для музыкальной клоунады и музыкальной эксцентрики характерны комедийный конфликт, наличие комедийного образа, профессиональное владение инструментами. Основной упор здесь делается на клоунские или эксцентрические действия, в которых инструменты помогают артистам в разрешении конфликта. Исполнение мелодии в данном случае имеет второстепенное значение. Оно может быть неожиданно прервано, если того потребует сюжет клоунады. Обыгрывание инструментов является для музыкальных клоунов своеобразным приемом, способствующим раскрытию характеров персонажей. Например, храбро взяв в руки инструмент, клоун, как выясняется, не только не умеет играть на нем, но даже не знает, как с ним обращаться. В трубу он смотрит, как в подзорную, из тромбона извлекает посторонние предметы, дует в инструмент не с того конца, держит ноты вверх ногами и т. д. Клоун-музыкант мешает партнерам играть или сам начинает игру невпопад. Если у него отнимают инструмент, он достает из кармана другой, потом третий и т. д., обманывает партнеров или инспектора манежа. В музыкальной эксцентрике, в отличие от музыкальной клоунады, исполнитель приближен к бытовому персонажу; иногда это чудаковатый старичок, иногда флегматик со скрипкой в руках.

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется
В. И. Макеевы

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется
Е. Амвросьева и Г. Шахнин

Интересные трюки показывали артисты Петровы. Они катались на звучащих роликах и перебрасывали друг другу музыкальные кольца наподобие игры в серсо. Музыкальные звуки, которые при движении издают ролики и кольца, складываются в мелодию. Артисты Г. и А. Евтушенко извлекали мелодию из ступенек специальной лесенки, в которую были вмонтированы музыкальные голоса.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что основой успеха номеров этого типа является комедийно одаренный артист, профессионально владеющий инструментами.

Клоун-дрессировщик. Еще скоморохи широко использовали в своих представлениях обученных медведей, коз, собак, петухов и гусей. Эту зрелищную форму можно считать прообразом клоунады, которая строится на участии в ней дрессированных животных. Клоун, по меткому определению А. В. Луначарского, «окруженный послушными животными, сыплющий остроумные шутки,- прекрасное эстетическое явление». В русском цирке клоунада с использованием дрессированных животных особенно ярко была представлена в творчестве знаменитых Анатолия Леонидовича и Владимира Леонидовича Дуровых. Они смело и дерзко, не боясь гонений и наказаний, несли с арены политически острое слово.

В своих выступлениях Дуровы, обходя преграды полицейской цензуры, исполняли шутки, монологи, куплеты, бичующие царский строй и его чиновников.

В современном цирке дрессированные животные используются и в маленьких трюковых шутках и в злободневных пантомимах. Петух и гуси, свиньи и собаки и в наши дни являются обычными партнерами клоуна-дрессировщика. Разыгрывая несложные сценки, клоун старается показать животное в забавных обстоятельствах, продемонстрировать его мнимую сообразительность. Вот клоун с шамбриером * в руках вывел на манеж группу собачек, искусно замаскированных под игрушечных лошадей. На них сбруя и султаны, как у настоящих цирковых коней. Пародия на конное табло всегда вызывает веселую реакцию зрительного зала.

Клоунские выступления с дрессированными животными часто строятся на игровых репризах, на разговорах клоуна с его подопечными, причем животные якобы хорошо понимают артиста. Сам же клоун с детской наивностью «верит» в осмысленные поступки животных, в их сознательное поведение, в то, что они «догадываются», как его обмануть, как выйти из затруднения или поставить дрессировщика в комическое положение. Например, собачка посажена клоуном на привязь. Как только он уходит на некоторое время с манежа, собачка сама снимает с себя ошейник (он специально сделан свободным), подбегает к бочонку, переворачивает его, выпускает другую собачку, посаженную туда за провинность, и, возвратившись на свое место, снова надевает ошейник, просовывая в него голову. Вернувшийся на манеж клоун недоумевает: кто бы это мог выпустить пленницу, если на манеже никого нет, а другая собачка на привязи? Так начинается популярная игровая сценка, в которой клоун в конце концов уличает собачку в ее проделках.

Интересно сделана сценка такого же плана «На приеме у доктора Айболита». Клоун-дрессировщик в облике доктора (А. Попов) лечит пациентов, прописывая им процедуры и лекарства. Выздоровевшие животные весело исполняют различные элементы дрессировки. Клоун-дрессировщик использует и сатирический репертуар. Вспомним нашумевшую в дни Великой Отечественной войны сценку «Речь Геббельса», исполненную собакой Карандаша.

Коверные клоуны. Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.

Весь вечер клоун общается со зрителями, «подогревает» их интерес программе, способствует наилучшему восшшятию каждого номера в отдельности и программы в целом; он решительно влияет на эмоциональный настрой зрительного зала. Вот почему в нашем цирке коверные клоуны стали премьерами программы, а выступление наиболее талантливых из них часто приравнивается к аттракциону. Роль коверного клоуна высоко ценится и артистами, отлично понимающими, что от клоуна зависит атмосфера циркового спектакля в целом.

Одним из первых, кому удалось найти новые черты коверного, был П. Л. Алексеев. В самом начале 30-х гг. на манеже Ленинградского цирка появился вечно спешащий бухгалтер Павел Алексеевич, в мешковатом костюме, с портфелем в руке. Этот забавный персонаж пользовался в Ленинграде огромной популярностью. Следом за П. А. Алексеевым отказался от маски Чарли Чаплина и молодой артист Михаил Румянцев. Он создал образ веселого проказника Карандаша, принесший ему всемирную известность; Костюм Карандаша близок к бытовому. И все же он отличает клоуна от сидящих в зрительном зале. Бытовизм обеднил бы образ клоунат низвел его до человека из публики или превратил бы в театральный персонаж. Черный костюм Карандаша чуть-чуть не по размеру, сидит на нем мешковато. Ботинки также немного большего размера, но не огромные, как у буффонадных клоунов. Остроконечная шляпа несколько маловата, она как бы завершает своеобразный парик с копной волос сзади. А как гармонирует этот костюм с фигурой артиста! Образ, созданный Румянцевым, удивительно соответствует индивидуальности артиста.

Чрезвычайно современен и по-своему интересен клоунский образ Олега Попова. Его творческая особенность метко определена эпитетом «Солнечный клоун», полученным им во время гастролей за рубежом и ставшим неотъемлемой частицей его имени. Яркие, своеобразные характеры создали и другие наши одаренные комики. Среди них Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Андрей Николаев, Генрих Ротман и Геннадий Маковский.

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется
Л. Енгибаров

Среди стройных, сильных и ловких артистов, выступающих на манеже цирка, нескладная фигура коверного всегда выглядит особенно смешно. И это для него выигрышный контраст.

Театральная клоунада как называется. Смотреть фото Театральная клоунада как называется. Смотреть картинку Театральная клоунада как называется. Картинка про Театральная клоунада как называется. Фото Театральная клоунада как называется
Л. Енгибаров

Обращающийся к пародии коверный клоун должен владеть актерским мастерством, выдумкой, в совершенстве знать пародируемый Жанр, в противном случае пародия превратится в имитацию, а комизм станет комикованием.

Талантливый артист с помощью мимики и жеста может убедительно передать сюжет сценки и донести ее основную мысль до зрителя. Действия клоуна в пантомимах должны быть логичны и предельно ясны. Если зритель сразу не поймет, что хотел выразить клоун, и должен об этом догадываться, значит, действия артиста недостаточно продуманы и не достигли цели.

Многие коверные кроме мимики и жеста пользуются словом. Однако клоун не может разговаривать обыденно, как в быту. У него особый, клоунский язык, особая интонация, своеобразный рисунок речи. У каждого хорошего клоуна свое произношение, свое индивидуальное владение словом, своя манера разговора. Артист должен знать законы и технику речи, владеть культурой слова. Некоторые коверные свое появление на манеже сопровождают каким-либо резким возгласом, произносимым часто фальцетом. Этот прием привлечения внимания к себе всегда вызывает веселую реакцию в зрительном зале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *