Технология как предмет в школе
Что изучают на уроках технологии в школе
Содержание статьи
Разделение классов на группы
На уроке технологии классы делят на две группы: мальчики и девочки. Происходит это в силу понятных причин. Уроки технологии обучают ребят ручному труду, который пригодится им в дальнейшей жизни. Труд девочек значительно отличается от труда мальчиков. Чтобы не смешивать две разные сферы деятельности, классы делят на подгруппы.
Технология для девочек
Домоводством принято называть уроки технологии для девочек, еще с советских времен. Свое название предмет получил за то, чему он обучает. Задачей домоводства считается помочь девочкам обучиться знаниям и практическим навыкам, которые пригодятся в хозяйстве и в быту, а также развить у детей самостоятельность и многие другие качества, которыми необходимо владеть каждой девушке и женщине.
Программа домоводства включает в себя несколько разделов: уход за помещением, кройка и шитье, кулинария, уход за одеждой. Вся программа разработана на семь лет: начиная с 5 класса и заканчивая 11. Занятия проходят 1 раз в неделю и длятся 1 час.
В первом полугодии 5 класса девочки знакомятся с устройством швейной машины, делают выкройки и самостоятельно пробуют шить простейшие вещи. С каждым годом сложность повышается. На кройку и шитье в каждом классе отводится от 23 до 58 часов.
Начиная со второго полугодия каждого учебного года девочек учат готовить пищу. Сначала происходит знакомство с кухонным оборудованием, а также с посудой. С каждым годом программа становится сложнее и учит готовить блюда различной сложности: начиная от овощных бутербродов и заканчивая простейшими рыбными и мясными блюдами. Обязательным составляющим каждого занятия является теоретическая часть, во время которой преподаватель знакомит учениц с техникой безопасности, а также демонстрирует изделия.
Технология для мальчиков
Уроки технологии для мальчиков и девочек кардинально различаются. Начиная с 5 класса, в мальчиках воспитывают настоящих мужчин, которые будут мастерами на все руки.
С 5 по 11 класс мальчиков учат работать с различными материалами и инструментами. Изначально их знакомят с материалами в принципе. Рассказывают свойства дерева и металлов, а также показывают, какими инструментами их обрабатывают.
Начиная с 6 класса, под руководством учителя мальчики начинают самостоятельно работать с материалами. Изначально происходит знакомство с деревом. На практических занятиях преподаватель учит делать табуретки, а также обучает приемам, которыми лучше всего пользоваться при работе с деревом.
К концу 11 класса мальчики могут самостоятельно сделать деревянный самолет, выточить какие-либо игрушки на специальном станке, а также выполнить декоративную резьбу по дереву. Они владеют навыками обработки материалов и работы с ними.
6 отличий «технологии» от «труда»
Часто, глядя на школьное расписание, родители с сожалением констатируют, что из него исчезли такие предметы, как труд, астрономия, чистописание, а вместо них появились какие-то непонятные уроки по технологии, финансовой грамотности и основам религиозных культур. «О!» вместе с центром художественно-эстетического и физического образования «Просвещение» запускает серию материалов, посвященных современным школьным предметам. Чему на этих уроках учатся наши дети? Где им пригодятся полученные навыки? Чем современный подход к преподаванию отличается от системы обучения ХХ века? Давайте разбираться вместе.
Предмет «технология» появился в расписании у школьников на замену «труду». Правда, со сменой названия особенных корректировок в учебном плане не произошло, ученики на этих уроках делали всё то же самое, что и раньше: чертили, вырезали, лепили и клеили. Однако сейчас различия найти всё же можно.
Разные цели
Цель уроков труда в начальной школе — научить детей работать руками, для этого школьники с учителем делали поделки из пластилина, бумаги, картона, ткани, шишек и других материалов. Цель уроков технологии в начальной школе — не сделать поделку, а научить детей общим принципам создания изделия. В процессе работы они поймут, что любое изделие независимо от материала изготавливается по плану, что перед началом работы нужно разложить на столе материалы и инструменты, чтобы легко было найти нужное.
Технология предполагает работу с компьютером
Компьютеры — одно из вспомогательных средств для освоения технологии. Они помогают найти информацию, создать эскиз и построить чертёж будущего изделия. Очень важная для любого младшего школьника задача: освоить приемы работы с компьютером, научиться искать информацию в разных источниках, в том числе в интернете. Этому ребят обучают как раз на уроках технологии.
Дети учатся делать реальные опыты и эксперименты
В начале обучения детям важно научиться работать с ножницами, карандашом и линейкой, циркулем и другими инструментами, узнать о свойствах разных материалов.
Кстати, прежде чем сделать вывод о свойствах тканей, бумаги, картона или природных материалов, дети с ними экспериментируют. Что легче согнуть — картон или бумагу? Что будет с бумагой и с тканью, если их смять? Как соединить природные материалы? Если ребята попробуют всё это проделать сами, они легче и быстрее усвоят теоретический материал. Теория помогает и в практической деятельности: когда дети знают, что такое пластилин, картон, бумага, натуральные и синтетические ткани, какие у них свойства и как эти свойства можно использовать в работе, им легче придумывать собственные изделия.
Милые вещи из старой доброй советской школы — человечков из желудей, машинки из картона, вышитые салфетки — дети будут изготавливать и на уроках технологии, ведь общие принципы создания изделий школьники изучают на конкретных примерах. Причём эти примеры подобраны не бессистемно, а подчинены общей логике курса.
На уроках проходит ранняя профориентация
Во всех учебниках технологии есть рассказы о профессиях. Например, в учебниках по «Технологии» и дети вместе с мастером-Бобром путешествуют по мастерским — пластилиновой, бумажной, текстильной, природной. Знакомятся с работой скульптора, дизайнера, модельера, кондитера и других специалистов. А из учебника «Технология» ученики узнают о том, как люди работают в сельском хозяйстве и в промышленности, строят дома, готовят вкусные торты и пирожные, шьют одежду, делают город красивым и удобным для жизни, добывают полезные ископаемые, возят грузы. Они видят, как работает техника в быту и на производстве, ставят опыты по очистке воды, использованию силы ветра, проращиванию семян. Все изделия, которые ученики изготавливают, не только дают им необходимые технологические умения, но и помогают в игровой форме изучать другой школьный предмет — «Окружающий мир».
Полученные знания можно применить на практике
Технология — единственный школьный предмет, который помогает ученикам на практике применить знания, полученные на других уроках. Чтобы выполнить чертёж, нужно правильно отмерить длину и ширину, а для этого надо знать математику. Знания о материалах, производстве, народных промыслах не только помогут в изготовлении изделий, но и пригодятся на уроках окружающего мира. При подготовке к защите проекта ученики используют знания, полученные на уроках русского языка, чтобы грамотно построить выступление.
Ещё больше возможностей у уроков технологии в основной школе. Ученики могут обсудить растениеводство и животноводство — а это биология. Когда они изучают свойства материалов, они на практике применяют знания по физике и химии. Алгебра и геометрия помогают им с расчётами и графическими построениями. И все эти знания лучше усваиваются именно потому, что ребята применяют их на практике! Они видят не сухие факты из учебников, а технологии, которые реально меняют мир — здесь и сейчас.
Школьники получают навыки ХХI века
Уроки технологии помогают ребёнку адаптироваться к меняющемуся миру. Они дают ему информацию о современных технологиях и профессиях, показывают, как на практике применить знания по другим школьным предметам, учат думать своей головой, а не быть просто исполнителем, который работает по готовому плану. А ещё подсказывают, как решать постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи, и в конечном итоге помогают приобрести те знания и навыки, которые понадобятся будущему профессионалу в его карьере.
Предмет «Технология» в системе обучения и воспитания подрастающего поколения
Происходящие экономические, политические и социальные преобразования в России требуют существенных изменений в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования.
За два десятилетия после формулировки этого определения представления о технологиях значительно расширились, понимание технологий вышло за рамки производственных процессов и органически связалось с непроизводственными сферами жизни.
Образовательная область «Технология» с 1 сентября 1993 года включена в инвариантную часть базового учебного плана общего образования в школах России. Она может оказать существенное влияние на сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, промыслов, мастерства, способствует дальнейшему экономическому и социальному прогрессу страны.
Современные тенденции общественного развития, ориентация системы образования на личностно сориентированную модель подготовки подрастающего поколения, влияющую на развитие конкретного ученика, переход к вариативному обучению по выбору, появление новых методик и технологий обучения и воспитания, социализация школы потребовали серьезного анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта работы в области технологического образования молодежи.
Мировой опыт ускорения научно-технического прогресса (США, Япония, Италия, Германия) показывает, что в последнее десятилетие спрос на неквалифицированный труд резко падает. Так, в США 90% профессий требуют образования выше среднего, в Японии 80% заняты в производстве со сложными технологиями в торговле, образовании, банковском деле, спорте и т.д. Эта тенденция характерна и для других высокоразвитых стран мира. Рост квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием, связанный с внедрением в производство новой техники и технологий потребовал модернизацию как содержания, так и учебного процесса профессионального образования.
В современном значении научно-технический прогресс предстает как процесс освоения обществом открываемых естественными науками все новых законов и сил природы, все новых возможностей их использования путем превращения завоеваний науки с помощью создаваемых и непрерывно совершенствуемых машин, механизмов, приборов, приспособлений в органы общественной практики вообще и непосредственно в производительную силу в частности.
Сущность научно-технического процесса состоит в том, что он несет с собой качественные перемены в технологии производства, энергетике, орудиях и предметах труда, в организации управления, в характере трудовой деятельности людей. Он оказывает глубокое влияние и на облик работника, способствуя повышению образованности и культуры, расширению научно-технического кругозора. Характерной чертой нашего времени является все более интенсивное превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Темпы роста экономики во все большей степени зависят от темпов научных исследований и внедрения их результатов в производство.
В связи с коренными изменениями, бурно протекающими во всех сферах жизни нашего общества, необходимо решать педагогические, дидактические и технологические задачи всех уровней образования молодежи в рамках страны. Новые социальные условия заставляют школу быть гибкой, динамичной, чуждой всякого шаблона и застоя. Решить эти новые задачи возможно ведя поиск новых педагогических технологий.
Изучение предмета «Технология» «. позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения и обеспечить интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие учащихся и их адаптацию к современным социально-экономическим условиям».
«Главной целью нового учебного предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни.
Это предполагает: средствами предмета «Технология» формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции».
Благополучие человека немыслимо без создания материальных и духовных благ, производства промышленной продукции и продуктов питания. В этом отношении мы далеко отстали от развитых стран мира. Наше производство и раньше имело низкие темпы роста, многие предприятия были низкорентабельными и убыточными. Сложившееся и устаревшее производство усугубляло экологическую обстановку на планете. Нерационально использовались земля, материальные ресурсы и сырье, в частности с большими и вредными отходами производства, загрязнением почв, водоемов, атмосферы. Грамотное решение этих общечеловеческих и других проблем невозможно без основательного технологического образования подрастающего поколения.
Важность развития технического мышления, технологической культуры молодежи признается сейчас во всем мире, проблемами обучения молодежи в рамках технологической культуры ЮНЕСКО занимается с 1950 года.
Сегодня в российском образовании усиливается внимание к дисциплинам практического цикла. Связано это с изменениями в структуре современного научного знания. На инженерные дисциплины смотрят теперь как на прикладные в цикле общего образования. Почему изменилось место технических дисциплин в общем образовании? Объясняется это тем, что технические науки занимаются исследованием всех видов практической деятельности человека.
Появление интегративного курса «Технология» вызвало существенные изменения в учебных планах общеобразовательных школ. Он нашел широкую поддержку даже при существующем консерватизме ряда педагогов, работающих по старым методикам.
Преподавание предмета «Технология» уже освоено школами западных стран. Изучен опыт работы, например, английских технологических школ. Однако ученые-педагоги России склонны к созданию своих технологических школ, на своей национальной основе, на базе разработок отечественных ученых и имеющегося опыта трудовой подготовки молодежи.
По мнению П. Р. Атутова «содержательная и процессуальная стороны «Технологии» как предметной области трудовой подготовки учащихся совпадают в значительной мере с реализацией политехнического образования в школе, которое включает в себя «Технологию» как один из важных элементов его содержания».
Технология в широком ее понятии может быть не связана с техникой. Теория и практика рождают новые технологии, охватывающие все сферы деятельности. Курс «Технологии» предназначен как для использования показа научных данных в сфере производства, так и для гуманитарных предметов по производству духовных ценностей. Новый предмет «Технология» вводится в эпоху всемирной технологической революции. Технологическая подготовка базируется на предметах общеобразовательной подготовки и должна пронизывать всю учебную и трудовую деятельность учащихся.
Технология определяется как совокупность процессов, знаний и умений, а также навыков по производству материальных и духовных ценностей. Технология в школе рассматривается как учебно-трудовая, преобразующая деятельность учащихся на научной основе, наука о способах обработки различных материалов.
Технология, как наука о преобразовании материи, энергии, информации по замыслам человека, определяет следующие задачи для школы: формирование технологической культуры; развитие творческих способностей; овладение умениями и навыками обработки материалов; формирование политехнических знаний и умений; воспитание трудолюбия как важнейшей нравственной ценности человека.
Симоненко В.Д. определяет концепцию «Технологии» как предметной области, способствующей решению следующих задач школы: политехнического образования; развития творческого мышления учащихся; воспитания школьников; формирования предприимчивости, деловитости, экономности; физического развития и здорового образа жизни; расширения гуманитарного кругозора; гуманизации образования; подготовки учащихся к профессиональному самоопределению; осуществления образования на разносторонней научной основе.
Предмет «Технология» позволяет синтезировать познавательную и предметно-преобразовательную деятельность, учащиеся могут на более реальной основе получить знания, умения и навыки о воздействии человека на материальный мир, постичь единую логическую систему взаимодействия человека с природой, с материальным миром.
Проблемная направленность обучения в процессе выполнения проектов (обучение поиску проблем, изучение потребностей и спроса, установление оптимального варианта решения проблемы), должна ориентироваться на творческий подход к действительности, интеграцию содержания образования на основе комплексного подхода к трудовой деятельности.
В процессе изучения «Технологии» учащиеся должны уметь осуществлять разработку проекта (учащиеся должны быть способны воспроизвести весь процесс проектирования: от идеи до разработки реальных выполнимых предложений и оформления самого проекта); планировать предстоящую работу и изготавливать изделия (учащиеся должны быть способны изготавливать объекты, системы и элементы окружающей среды, разрабатывать план деятельности); давать оценку результатам своей деятельности (учащиеся должны быть способны оценить свою деятельность).
Интеграция предметов в «Технологии» должна способствовать формированию целостных представлений о технологической картине мира, выработке единой логики изучения учебного материала, устранению ненужных повторений, сокращению общих затрат времени, созданию единой методической системы, обеспечивающей экономию материалов, средств, уменьшения нагрузки преподавателей, повышения качества подготовки выпускников учебных заведений.
Таким образом, коренное изменение содержания образования касается введения новых педагогических и информационных технологий. Весь мир под эгидой ЮНЕСКО заявил, что XXI век будет характерен новыми педагогическими и информационными технологиями.
Технология. 5–9 классы. Примерная рабочая программа
Авторским коллективом Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю., для организаций общего образования, на основе Примерной основной образовательной программа основного общего образования по технологии, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ разработана примерная рабочая программа по курсу «Технология».
Программа может быть использована в период перехода от программ, деливших предмет по направлениям обучения: индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии, к новому содержанию технологического образования.
Предисловие
Примерная рабочая программа по курсу «Технология» основного общего образования для организаций общего образования разработана на основе Примерной основной образовательной программа основного общего образования по технологии, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ.
Программа может быть использована в период перехода от программ, деливших предмет по направлениям обучения: индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии, к новому содержанию технологического образования.
Традиционно программы для курса «Технология» в основной школе содержательно и композиционно строились по схеме программ для существовавшего ранее предмета «Трудовое обучение». Ключевой задачей трудового обучения советского периода было формирование у учащихся преимущественно трудовых умений применительно к главным отраслям производства. Его целью была «подготовка достойной смены рабочего класса и трудового крестьянства».
Фактически в современном содержании курса технологии эта парадигма приоритета освоения ограниченного круга простых технических знаний и навыков элементарного ручного труда полностью сохранилась.
Однако за последние нескольких десятилетий качественно изменились способы и средства производства, то есть то, что сейчас принято называть технологией. Четверть века назад поменялся и социальный строй, соответственно и его приоритет главенства рабочего класса и трудового крестьянства. Один и тот же способ обработки материалов сейчас может быть реализован с помощью десятков видов порой принципиально разных технических устройств.
В современных условиях при ориентации содержания курса технологии на развитие у учащихся ограниченного круга трудовых навыков по преимущественно ручной обработке древесины, металла, тканей, продуктов питания или сельскохозяйственных операций у них не формируется целостное представление о техносфере и современных видах технологии.
По действовавшим ранее программам в каждом классе школьники знакомились с узким кругом операций, являющихся фрагментами технологий. Они представлены процессами изготовления простых изделий, функционально доступных для труда детей соответствующего возраста. Кроме того, в ранее действовавших программах по технологии сохранился гендерный и отраслевой подход профилирования содержания.
Фактически по содержанию это были программы по трудовому обучению предыдущего поколения, то есть 70–80-х годов прошлого века.
Основная идея нового содержания курса технологии для основной школы вытекает из современного понимания сущности технологии. Оно основано на выработанной в методологии Организации Объединенных Наций понятийной характеристики данной научной и производственной категории.
Эта методология определяет так называемую технологию в чистом виде, охватывающую только методы и технику производства потребительских материальных объектов и услуг (dissembled technology). Кроме того, технология трактуется как способ производства и определяется расширительно как воплощенная технология(embodied technology). Она охватывает уже методы производства, квалификацию работников, машины, оборудование, сооружения, целые производственные системы, инфраструктуру, а также саму продукцию с высокими технико-экономическими параметрами.
Обобщение этих и многих других определений и трактовок понятия «технология» в российских и зарубежных энциклопедических, справочных и научных изданиях, их дидактическое преломление к сфере общего образования позволило сформулировать для обоснования содержания нового курса технологии в 5–9 классах содержательно развёрнутое современное понимание технологии. Оно, применительно к технологическому образованию школьников, позволяет наметить сюжетные линии инновационного содержания соответствующего учебного предмета в базисном плане основной школы.
Технология – это построенный по алгоритму комплекс организационных мер, операций и методов воздействия на вещество, энергию, информацию, объекты живой природы или социальной среды, состав и структура которого предопределяются имеющимися материальными и интеллектуальными средствами, уровнем научных знаний и квалификации работников, инфраструктурой, и который обеспечивает возможность стереотипного получения желаемых конечных результатов труда, обладающих потребительной стоимостью: материальных объектов, энергии или работы, материализованных сведений, нематериальных услуг, выполненных обязательств.
Содержание обучения предлагается разделить на две части: 1-я часть – теоретические сведения, 2-я часть – прикладная (практическая).
В теоретических сведениях по каждому классу раскрываются средства, методы, элементы инфраструктуры получения, преобразования, применения и утилизации по использованию соответствующих объектов технологических воздействий: вещество, материалы, энергия, информация, объекты живой природы и объекты социальной среды.
В практической части будут представлены варианты познавательно-трудовых упражнений, опыты и эксперименты в познавательных исследованиях, лабораторные и практические работы, творческие проекты. Вся практическая деятельность осуществляется на основе использования конкретных технологических средств по преобразованию предметов и продуктов технологической деятельности, доступных для возрастных особенностей обучающихся, материально-технических и экономических возможностей организаций общего образования. Тематика проектных заданий будет сопровождена рекомендациями по методике выполнения проектных работ.
Эта часть носит иллюстративный, закрепляющий характер. Её содержание не ставит целью сформировать конкретные трудовые навыки. В экспериментах, опытах, исследованиях учащиеся подтверждают те положения, которые они изучили в теоретической части. Практические и проектные работы реализуются на примере изготовления конкретных объектов, демонстрации, как и с помощью чего воплощаются те или иные виды технологии в изделии.
Все работы могут проводиться фронтально при условии наличия достаточного числа комплектов необходимого оборудования. В этом случае они организуются сразу по прохождении или непосредственно в течение изучения теоретического материала. Работы, требующие применения сложного и дорогого оборудования, представленного в кабинете технологии единичными образцами, могут проводиться в форме практикума. При этом учащиеся в цикле работ будут знакомиться с различными видами технологии обработки.
Практические работы по технологиям индустриального и сельскохозяйственного производства могут быть реализованы двумя вариантами. Первый вариант рассчитан только на кабинетные лабораторные и учебно-практические занятия в школе, обеспечивая минимально необходимый уровень практической деятельности по изучаемым технологиям.
Второй вариант практических работ может быть реализован в том случае, если муниципальная образовательная организация имеет школьные мастерские, кабинеты обслуживающего труда, учебно-опытные участки, фермы и может использовать базу реального производства на основе шефских связей и т. п.
Предполагается широко использовать для практического освоения технологий растениеводства и животноводства материальную базу, которая имеется в семьях учащихся и в других объектах регионального социума. Соответственно должен быть скорректирован учебный план преподавания технологии в 5–9 классах.
Курс технологии должен стать одним из ведущих предметов общего образования, интегрируя в своем содержании знания и умения всех предметов общего образования.
Данная рабочая программа по технологии является основой для составления учителями своих рабочих программ. При этом педагог может по-своему структурировать учебный материал, дополнять его новыми сюжетными линиями, практическими работами, перераспределять часы для изучения отдельных разделов и тем, сообразуясь с возможностями образовательной организации, имеющимися социально-экономическими условиями, национальными традициями, учебно-материальной базой образовательной организации, с учётом интересов, потребностей и индивидуальных способностей обучающихся.
Функции новой программы по учебному предмету «Технология»:
Программа учебного предмета «Технология» составлена с учётом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Пояснительная записка
Примерная программа по учебному предмету «Технология» для основной ступени общего образования, в контексте подготовки обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, обеспечивает:
Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
На основе данной программы в образовательной организации допускается построение рабочей программы, в которой иначе строятся разделы и темы, с минимально допустимой коррекцией объёма времени, отводимого на их изучение.
Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим образовательным линиям:
Содержание деятельности обучающихся по программе в соответствии с целями выстроено в структуре 11 разделов:
Раздел 1. Основы производства.
Раздел 2. Общая технология.
Раздел 4. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов.
Раздел 5. Технологии обработки пищевых продуктов.
Раздел 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Раздел 7. Технологии получения, обработки и использования информации.
Раздел 8. Технологии растениеводства.
Раздел 9. Технологии животноводства.
Раздел 10. Социальные-экономические технологии.
Раздел 11. Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности.
Все разделы содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного раздела служат исходным продуктом для постановки задач в другом – от информирования, моделирования элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам, способам их обслуживания и устройством отношений работника и работодателя.
Основная форма обучения – познавательная и созидательная деятельность обучающихся. Приоритетными методами обучения являются познавательно-трудовые упражнения, лабораторно-практические, опытно-практические работы.
Программой предусмотрено построение годового учебного плана занятий с введением творческой проектной деятельности с начала учебного года. При организации творческой проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления (его потребительной стоимости).
Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечивал бы охват максимума рекомендуемых в программе технологических операций. При этом надо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Для более глубокого освоения предмета «Технология» желательно организовать для обучающихся летнюю (или осеннюю) технологическую практику за счёт времени из компонента образовательной организации. В период практики школьники под руководством учителя могут выполнять посильный ремонт учебных приборов и наглядных пособий, классного оборудования, школьных помещений, санитарно-технических коммуникаций, выполнять сельскохозяйственные работы и др. Особенно это целесообразно по технологиям растениеводства и животноводства.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с биологией при рассмотрении и анализе технологий получения и преобразования объектов живой природы, как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; с физикой при изучении характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов, с иностранным языком при трактовке терминов и понятий. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своём содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение обучающимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание субъективно новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Базисный учебный план образовательной организации на этапе основного общего образования должен включать 242 учебных часа для обязательного изучения предметной области «Технология»: из расчёта в 5–7 классах – 2 часа в неделю, в 8 классе – 1 час. Дополнительно рекомендуется выделить за счёт резерва учебного времени и внеурочной деятельности в 8 классе – 1 час в неделю и в 9 классе – 2 часа.
При проведении учебных занятий по технологии в 5–8 (9) классах осуществляется деление классов на подгруппы: в городских общеобразовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий.
Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся, направленная на изучение, создание и преобразование материальных, информационных и социальных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт познавательной и практической деятельности. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Педагогическое сопровождение со стороны учителя принимает форму прямого руководства, консультирования или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии). Рекомендуется строить учебный процесс таким образом, чтобы объяснение учителя в той или иной форме составляло не более 0,2 урочного времени и не более 0,15 объёма программы. Основной формой обучения должна быть познавательно-созидательная деятельность учащихся.
Программой подразумевается и значительная внеурочная активность обучающихся. Такое решение обусловлено задачами формирования учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на индивидуальные запросы и интересы обучающегося, на особенность возраста как периода разнообразных «безответственных» проб сил.
Организация внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология» предполагает такие формы, как проектная деятельность обучающихся, экскурсии, домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования (или мастер-классы, не более 17 часов), позволяющие освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую для изготовления продукта труда в проекте обучающегося, субъективно актуального на момент прохождения курса.
Требования к результатам изучения учебного предмета «Технология»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным, метапредметным результатам, предметным и требования индивидуализации обучения.
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
В познавательной сфере:
В мотивационной сфере:
В эстетической сфере:
В коммуникативной сфере:
В физиолого-психологической сфере:
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть:
При формировании перечня планируемых результатов освоения каждого из разделов в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).
Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по разделам содержания
Раздел 1. Основы производства
Получит возможность научиться:
Раздел 2. Общая технология
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел 3. Техника
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел 4. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел 5. Технологии обработки пищевых продуктов
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел 7. Технологии получения, обработки и использования информации
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел 8. Технологии растениеводства
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел 9. Технологии животноводства
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел 10. Социально-экономические технологии
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел 11. Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности
– планировать и выполнять учебные технологические проекты:
– представлять результаты выполненного проекта:
Получит возможность научиться:
Примерный тематический план для 5–8 (8+), 9 классов
(Примечание: в колонке (8+) проставлено время, дополнительно выделенное из части, формируемой участниками образовательных отношений)
Разделы и темы программы
Количество часов по классам
Основы производства
1. Естественная и искусственная окружающая среда (техносфера)
2. Производство и труд как его основа. Современные средства труда