Текст как произведение речи кратко

Текст как речевое произведение

Раздел ОГЭ по русскому языку: 8.1. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Лингвистический энциклопедический словарь так определяет текст:

«Текст (от лат. textum — связь, соединение) — объединённая смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность».

Текстом называют также всякую записанную речь (личное письмо, роман, документ и т. д.) или её отрывок.

Заключённая в тексте информация представляет собой содержание, которое соотносится с темой (в произведении может быть несколько тем). Содержание текста всегда шире темы.

Текст как произведение речи кратко. Смотреть фото Текст как произведение речи кратко. Смотреть картинку Текст как произведение речи кратко. Картинка про Текст как произведение речи кратко. Фото Текст как произведение речи кратко

Единицы текста (в порядке возрастания) — слова, словосочетания, предложения, абзацы, параграфы, главы, разделы, части, тома. Текст обычно делится на абзацы, включающие отдельные микротемы, законченные мысли. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений. Каждый абзац начинается с новой строки (с красной строки).

Основные признаки текста

Текст как произведение речи кратко. Смотреть фото Текст как произведение речи кратко. Смотреть картинку Текст как произведение речи кратко. Картинка про Текст как произведение речи кратко. Фото Текст как произведение речи кратко

Конспект урока «Текст как речевое произведение».

Источник

Текст как речевое произведение

теория по русскому 🐻 культура речи

Что такое текст?

Текст (от лат. «textum» – связь, соединение) – это объединённая смысловой связью последовательность языковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. Заключённая в тексте информация представляет собой содержание, которое соотносится с темой.

Что такое тема текста?

Тема текста – это предмет изображения в произведении, тем в тексте может быть несколько. Тема, как правило, реализуется в заголовке текста. Содержание текста всегда шире темы.

Что такое основная мысль текста?

Основная мысль, или идея текста, – это отношение автора к теме произведения, его оценка изображаемого, тот урок, который читатель должен для себя из текста.

К основным единицам текста относятся:

Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путём сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи…

Замысел – это молния. Много дней накапливается над землёй электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния.

Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это всё медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и ещё несколько хаотический мир рождает молнию – замысел. (К.Г. Паустовский)

Данную совокупность предложений действительно можно назвать текстом. Его тема заявлена в самом названии – процесс рождения замысла. Основная мысль текста заключается в том, что возникновение замысла подобно молнии. Связность текста обеспечивается за счёт повторения ключевых слов: замысел, молния, сравнение, рождение замысла. Текст правильно оформлен с графической точки зрения: он разделён на абзацы, каждый из которых начинается с красной строки. Благодаря этому можно чётко выделить начало, основную часть и конец текста. Текст можно отнести к художественному стилю.

Совесть человека – это его внутренний ориентир. Я считаю, что совесть – это очень полезное качество. Совесть ценилась во все времена.

На свете много бессовестных людей. Они обижают окружающих, совершают подлые поступки и даже не думают извиниться. Таких людей надо перевоспитывать. Современное поколение совершенно растеряло нравственные ценности.

Таким образом, каждый из нас должен думать о воспитании собственной личности и стремиться к самосовершенствованию.

Данный отрывок не является текстом. В нём нельзя найти ответ на вопрос, заявленный в заглавии. При внешнем соблюдении связности текста и его делении на абзацы он не обладает композиционной цельностью и логичностью. Выделить тему и основную мысль не представляется возможным, так как данному отрывку не хватает композиционной завершённости.

Источник

Что такое текст с точки зрения речи

Лингвистический энциклопедический словарь, рассматривая смысловую и композиционную целостность, так определяет текст как речевое произведение:

«Текст (от лат. tex­tum — связь, соединение) — объединённая смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность».

Текстом называют также всякую записанную речь (личное письмо, роман, документ и т. д.) или её отрывок.

Структурные единицы текста

Предложения в тексте между собой соединены по смыслу и грамматически. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым коммуникативным фоном: мы понимаем текст только тогда, когда понимаем ситуацию, о которой идет речь.

Основные свойства текста – связность и цельность, тематическое и композиционное единство его частей.

Чтобы составить текст, предложения надо расположить в определенной последовательности, при этом должна соблюдаться логика развития мысли. Каждый текст имеет свою тему (от греч. the­ma – то, что положено в основу) и выражает определенные мысли.

Тема – это то, о чем говорится в тексте. Мысль – это то, что хочет сказать автор. Понять основную мысль текста помогают ключевые слова (т.е. опорные, важные для передачи смысла). Общая тема может распадаться на микротемы. Несколько предложений, связанных одной микротемой, объединяются в абзац.

Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей или целой книгой. Минимальной единицей текста является предложение. Предложения объединяются в абзацы, параграфы, главы и т.д.

Заключённая в тексте информация представляет собой содержание, которое соотносится с темой (в произведении может быть несколько тем). Содержание текста всегда шире темы.

Единицы текста (в порядке возрастания) — слова, словосочетания, предложения, абзацы, параграфы, главы, разделы, части, тома.

Текст как произведение речи кратко. Смотреть фото Текст как произведение речи кратко. Смотреть картинку Текст как произведение речи кратко. Картинка про Текст как произведение речи кратко. Фото Текст как произведение речи кратко

Текст обычно делится на абзацы, включающие отдельные микротемы, законченные мысли. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений. Каждый абзац начинается с новой строки (с красной строки).

Как правило, связный текст начинается с утверждения, которое потом доказывается, либо расширяется, дополняясь другими сведениями. Значит, воссоздание текста следует начинать с поиска первой фразы. Когда фраза, содержащая основное утверждение найдена, ищем среди предложенных такие варианты, которые не противоречат логике развертывания текста.

Читайте также: Стили и функционально-смысловые типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Основные признаки текста

Текст как произведение речи кратко. Смотреть фото Текст как произведение речи кратко. Смотреть картинку Текст как произведение речи кратко. Картинка про Текст как произведение речи кратко. Фото Текст как произведение речи кратко

Каждому человеку необходимо понимать прочитанное, воспринимать информацию различного характера, а также самому создавать тексты, адекватно отражающие его мысли. При этом следует грамотно выбрать речевой жанр и соответствующие ему языковые средства. Нам приходится ежедневно понимать и порождать различные виды текстов, поскольку именно в них фиксируются итоги человеческого познания, достижения науки, культуры.

Источник

Текст как произведение речи

Урок №5. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи. Абзац как средство смыслового членения текста.

1. Основные признаки текста :

-тематическое единство предложений;

-смысловое единство предложений;

-связь между предложениями в тексте;

-текст можно озаглавить.

Заглавие – название текста или его отдельных частей. Оно отражает либо тему текста, либо его основную мысль.

3. Связь между предложениями :

цепная ( когда каждое последующее предложение зависит от предыдущего);

-параллельная (когда все последующие предложения поясняют первое).

4. Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические):

однотематическая лексика;

-синонимы ( в том числе и контекстуальные);

-антонимы (в том числе и контекстуальные);

-видовременная соотнесенность глагольных форм;

-порядок слов в предложении;

5.Фунуционально- смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Текст-описание-это текст-исследование, в котором предмет описания рассматривается в целом и по частям. В описательном тексте следует соблюдать последовательность в изложении, исключать повторение, резкие переходы от рассмотрения одной стороны предмета к другой. Описательный способ изложения может использоваться в аналитических справках, отчетах, заключениях.

Текст-повествование-это способ изложения текста, при котором автор излагает события в хронологическом порядке. Например, автобиография, акт проверки.

Текст-рассуждение—способ изложения текста, в котором приводится ряд суждений и из них выводится умозаключение. Этот способ используется в тех случаях, когда нужно показать внутреннюю взаимосвязь явления, фактов, событий для доказательства какого-либо положения. Используется в приказах, письмах, распоряжениях, постановлениях, в сочинениях-рассуждениях.

6.Абзац- компонент связного текста, состоящий из одной или нескольких фраз ( предложений) и характеризующийся единством и относительной законченностью содержания.

Домашняя работа

Упражнение №1. Прочитайте предложения и составьте с ними текст. Докажите, что это текст.

А) Язык научной работы должен быть лёгким, незаметным, красивости в нём недопустимы, а красота его – в чувстве меры. Б) Бойтесь пустого красноречия. В) Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Г) А в целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли.

Упражнение №2. В тексте «перепутаны» абзацы. Запишите текст правильно.

А) 3Лодка тонула. В отчаянии люди выпустили на волю голубку. Птица не подвела людей. Она принесла на берег записку с координатами терпящих бедствие. Моряки были спасены. Б) 1 Люди изобрели телеграф, телефон и другие быстрые средства связи. Но некоторые до сих пор пользуются помощью голубей. Голубиная почта не исчезла совсем В) 2 В Англии стоит памятник почтовой голубке. Маленькая птичка спасла жизнь морякам подводной лодки.

Упражнение №3. В тексте «перепутаны» абзацы, но план составлен правильно. Восстановите и запишите текст по плану.

А) Но в книге не одно прошедшее. Она оставляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящим. Она программа будущего.

Б) Вся жизнь человечества постепенно оседала в книге. Имена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством. В ней кристаллизовались все учения, что потрясали умы. В ней записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей.

В) Книга – это духовное завещание одного поколения другому. Совет умирающего старца юноше, который начинает жить. Это приказ, который передаёт часовой, что отправляется на отдых.

Г) Итак, будем уважать книгу (По А.И. Герцену.)

1. Духовное завещание поколения.

2. Исповедь жизни человечества.

3. Программа будущего.

4. Нужно уважать книгу.

Послетекстовые задания:

— Определите тип и стиль речи текста

— Что отражает название текста: тему или основную мысль?

— Письменно ответьте на вопрос: Как вы понимаете утверждение «книга – духовное завещание»?

Источник

Структура текста. Текст, его признаки, особенности. Структура текста.

Текст имеет свою микро- и макросемангику, микро- и макроструктуру. Семантика текста обусловлена коммуникативной задачей передачи информации; структура текста определяется особенностями внутренней организации единиц текста и закономерностями взаимосвязи этих единиц в рамках текста как цельного сообщения.

Следует различать:
— внешнюю (композиционную) структуру текста,
— внутреннюю структуру текста.

На композиционном уровне выделяются:
— предложения,
— абзацы,
— параграфы,
— разделы,
— главы,
— подглавы,
— страницы и др.

Все композиционные элементы, кроме предложения, лишь косвенно связаны с внутренней структурой. Предложения задают границы действия знаков препинания, анафорических и катафорических ссылок.

Единицы семантико-грамматического (синтаксического) и композиционного уровня находятся во взаимосвязи.

С семантической, грамматической и композиционной структурой текста тесно связаны его стилевые и стилистические характеристики.

Каждый текст обнаруживает определенную более или менее ярко выраженную функционально-стилевую ориентацию (научный текст, художественный и др. ) и обладает стилистическими качествами, диктуемыми данной ориентацией и, к тому же, индивидуальностью автора.

Построение текста определяется темой, выражаемой информацией, условиями общения, задачей конкретного сообщения и избранным стилем изложения.

Основными признаками текста являются:
1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется в связности, завершённости и стилевом единстве.

Текст имеет свою микро- и макросемангику, микро- и макроструктуру. Семантика текста обусловлена коммуникативной задачей передачи информации; структура текста определяется особенностями внутренней организации единиц текста и закономерностями взаимосвязи этих единиц в рамках текста как цельного сообщения.

Следует различать:
— внешнюю (композиционную) структуру текста,
— внутреннюю структуру текста.

На композиционном уровне выделяются:
— предложения,
— абзацы,
— параграфы,
— разделы,
— главы,
— подглавы,
— страницы и др.

Все композиционные элементы, кроме предложения, лишь косвенно связаны с внутренней структурой. Предложения задают границы действия знаков препинания, анафорических и катафорических ссылок.

Единицы семантико-грамматического (синтаксического) и композиционного уровня находятся во взаимосвязи.

С семантической, грамматической и композиционной структурой текста тесно связаны его стилевые и стилистические характеристики.

Каждый текст обнаруживает определенную более или менее ярко выраженную функционально-стилевую ориентацию (научный текст, художественный и др. ) и обладает стилистическими качествами, диктуемыми данной ориентацией и, к тому же, индивидуальностью автора.

Построение текста определяется темой, выражаемой информацией, условиями общения, задачей конкретного сообщения и избранным стилем изложения.

Основными признаками текста являются:
1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется в связности, завершённости и стилевом единстве.

Текст имеет свою микро- и макросемангику, микро- и макроструктуру. Семантика текста обусловлена коммуникативной задачей передачи информации; структура текста определяется особенностями внутренней организации единиц текста и закономерностями взаимосвязи этих единиц в рамках текста как цельного сообщения.

Следует различать:
— внешнюю (композиционную) структуру текста,
— внутреннюю структуру текста.

На композиционном уровне выделяются:
— предложения,
— абзацы,
— параграфы,
— разделы,
— главы,
— подглавы,
— страницы и др.

Все композиционные элементы, кроме предложения, лишь косвенно связаны с внутренней структурой. Предложения задают границы действия знаков препинания, анафорических и катафорических ссылок.

Единицы семантико-грамматического (синтаксического) и композиционного уровня находятся во взаимосвязи.

С семантической, грамматической и композиционной структурой текста тесно связаны его стилевые и стилистические характеристики.

Каждый текст обнаруживает определенную более или менее ярко выраженную функционально-стилевую ориентацию (научный текст, художественный и др. ) и обладает стилистическими качествами, диктуемыми данной ориентацией и, к тому же, индивидуальностью автора.

Построение текста определяется темой, выражаемой информацией, условиями общения, задачей конкретного сообщения и избранным стилем изложения.

Основными признаками текста являются:
1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется в связности, завершённости и стилевом единстве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *