Тепличное хозяйство как бизнес
Бизнес план тепличного хозяйства
финансовая модель тепличного хозяйства
1. Краткий инвестиционный меморандум
Бизнес тепличного хозяйства сегодня актуален, как никогда. Это обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, популярность здорового питания возрастает с каждым днём, и люди начинают употреблять всё больше свежей зелени, овощей и фруктов. Во-вторых, в связи с политической ситуацией, ввоз иностранной продукции ограничен. Соответственно спрос на отечественную продукцию растет. Государство поддерживает сельское хозяйство, снижая налоговые ставки, а зачастую и субсидируя его.
Таким образом, можно сделать вывод, что бизнес в данной нише — очень привлекательное и перспективное дело. Тепличное хозяйство не требует высоких инвестиционных вложений, и они окупятся в очень короткие сроки.
Чтобы добиться максимальной эффективности, изначально необходимо составить бизнес-план, просчитав все детали данного дела. Данный проект рассчитывается для центральной части России.
Основные преимущества:
Сумма первоначальных инвестиций составляет 1 000 000 рублей.
Точка безубыточности достигается на 5 месяц работы.
Срок окупаемости составляет 16 месяца.
Средняя ежемесячная прибыль реализации проекта 89 000 руб.
Рентабельность продаж 31%.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Тепличное хозяйство — это бизнес, основанный на выращивании продукции в теплицах.
В данной работе мы рассмотрим выращивание зелени. Выберем 3 вида наиболее популярных культур: укроп, петрушка, салат. Эта зелень является одной из самых неприхотливых и не требующих больших знаний и опыта. Также она является наиболее рентабельной, так как за год можно получить до 10 урожаев.
Участок для строительства следует выбирать не очень далеко от города, чтобы избежать больших затрат на ГСМ. Для начала деятельности требуется небольшая команда: управляющий и 3 фермеров. Желательно, чтобы хотя бы 1 человек в команде обладал опытом выращивания зелени в теплицах.
Для выбранного региона планируется строить зимние теплицы. Для начала установим 3 штуки площадью 20×5 м (всего 300 м2).
Для строительства данного вида теплиц используют поликарбонат. Этот материал обладает высокой прочностью и в тоже время он очень легкий и хорошо пропускает солнечный свет и является теплоемким. Лучше использовать сотовый поликарбонат, так как это самый прозрачный и теплый вид. Также требуется установить систему вентиляции, отопления и контроля климата.
Наиболее оптимальный способ выращивания — грунтовый на гидропонике. Это сокращает вегетативный период роста зелени, и уход за растениями намного упрощается, так как не требуется плодородного грунта и его периодической замены.
Необходимо подробно изучить правила хранения и сбора зелени. В противном случае растения просто могут потерять товарный вид.
Также важно подобрать подходящую упаковку.
Данный вид бизнеса обладает сезонностью. Так, в летний период цены на товар значительно сокращаются в связи с очень высокой конкуренцией. Но зато в холодное время года, увеличивается как спрос, так и цена продукции. Важно отметить, что и издержки с ухудшением погодных условий на содержание теплиц значительно увеличиваются.
3. Описание рынка сбыта
Оборот розничной торговли растет ежегодно. За последние 10 лет годовой оборот розничной торговли в расчете на душу населения РФ вырос с 76 тыс. руб. до 200 тыс. руб. Спрос на продукты питания возрастает. В связи с тенденциями живого, здорового питания потребность в свежей зелени увеличивается. С введением санкций нагрузка на отечественных производителей увеличилась.
Сфера сельского хозяйства в нашей стране активно поддерживается государством. Динамика развития растениеводства за последние годы представлена на следующем графике. И сегодня есть все условия для успешного открытия и реализации данного вида бизнеса.
Продукция растениеводства по категориям хозяйств по Российской Федерации (млрд. руб.)
Прежде чем приступать к организации хозяйства, необходимо продумать план сбыта. Данный вид бизнеса требует постоянный поток клиентов, так как зелень быстро теряет презентабельный внешний вид. Средний срок хранения растения в прохладном месте — неделя.
Существует множество каналов реализации зелени:
Для начала следует охватить несколько из них, а потом со временем расширять клиентуру. Для этого следует разработать грамотную маркетинговую политику.
4. Продажи и маркетинг
Работу с маркетингом следует начинать до старта проекта. В первое время данным направлением будет заниматься управляющий. Впоследствии следует нанять отдельного человека, который будет заниматься только этим направлением.
Для начала следует распечатать буклеты с продукцией и распространить их по основным каналам сбыта. Далее заинтересовавшимся клиентам предложить первые партии с выгодной скидкой. Следует заявить о себе как о поставщике качественной продукции, который привозит свежую продукцию точно в срок.
К наиболее перспективным рынкам сбыта следует отнести интернет-магазины. Они сегодня становятся все более популярными, предлагая своим клиентам фермерские отечественные продукты с доставкой на дом. Возможно, с течением времени вы расширите ассортимент своего производства и откроете свой собственный интернет-магазин. Но для начала достаточно объединиться с уже существующими овощными кооперативами, представленными на интернет-площадках.
5. План производства
Основная цель проекта — создание тепличного хозяйства и максимизация прибыли.
Календарный план открытия данного вида бизнеса займет 4 недели.
Этап/длительность исполнения, нед.
Бизнес план теплицы
Финансовая модель теплицы
1. Краткий инвестиционный меморандум
С каждым годом спрос на натуральные продукты растет, что обусловлено популяризацией здорового образа жизни и повышенного внимания к своему питанию и состоянию организма. Кроме того, сейчас наблюдается значительный рост числа фермерских магазинов, предлагающих посетителям ассортимент здоровых продуктов, которые поставляются туда, в том числе, из теплиц. А это значит, что потребность в здоровой пище в ближайшем будущем будет набирать обороты.
Тепличный бизнес в России находится на подъеме: строятся новые комплексы, увеличивается объем производства, о чем свидетельствуют цифры. По итогам 2016 года совокупный сбор овощей закрытого грунта достиг 1,6 млн тонн, что на 10,8% больше показателя 2015-го года. Крупные агрокомплексы увеличили производство на 13,4% — до 814 тыс. тонн, следует из данных Росстата. Кроме того, анализ рынка показывает, что примененные к России санкции сподвигли развиваться отечественного производителя, именно поэтому на рынке по выращиванию овощей и зелени в теплицах наблюдается значительный рост.
Таким образом, идея организации тепличного хозяйства по выращиванию зелени является актуальной. Данный бизнес обладает следующими такими преимуществами, как низкая налоговая нагрузка, небольшой объем первоначальных инвестиций, возможность организовать бизнес на дому, быстрый рост зелени и ее неприхотливость.
Сумма первоначальных инвестиций составляет 621 700 рублей.
Точка безубыточности достигается на четвертый месяц работы.
Срок окупаемости — 6 месяцев.
Средняя чистая прибыль: 203 000 рублей.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Следует помнить, что варианты создания тепличного бизнеса разнообразны. Можно создать теплицу по выращиванию:
В данном бизнес-плане будет рассмотрен вариант открытия бизнеса по выращиванию зелени в теплицах.
Среди недостатков организации бизнеса теплиц можно выделить большие затраты на оплату электроэнергии, ведь теплицу большой площади необходимо освещать чуть ли не круглосуточно.
В теплицах будет выращиваться следующая продукция:
Со временем можно разнообразить ассортимент, включив в него шпинат, редис, щавель, перьевой лук и другие виды зеленой продукции. В качестве упаковки для свежей продукции применяются прозрачные пластиковые контейнеры и пакеты, которые сохранят свежий вид продукции и придадут ей товарный вид.
Теплица работает без выходных, ведь уход за растениями нужен каждый день.
3. Описание рынка сбыта
Основной сегмент покупателей продукции теплиц — не конечные покупатели, а юридические лица. Продукция фермерского хозяйства реализуется следующим группам покупателей:
Целевой аудиторией нашего бизнеса являются ларьки, магазины, кафе и рестораны. На первых этапах нецелесообразно сотрудничать с крупными заводами-производителями, ведь производительность теплицы пока не оценена, а для таких покупателей нужен соответствующий масштаб производства.
4. Продажи и маркетинг
Еще до запуска рекламной кампании следует определиться с позиционированием на рынке: нужно выделить основные конкурентные преимущества, разработать логотип рекламной кампании, определиться с ценами, условиями доставки, акциями и спец предложениями.
В силу того, что целевой аудиторией нашего бизнеса являются юридические лица, рекламная кампания обладает определенной спецификой. Рассмотрим основные направления маркетинговой политики:
5. План производства
Рассмотрим основные этапы открытия бизнеса по выращиванию продукции в теплицах.
Регистрация в государственных органах
Зарегистрировать тепличный бизнес можно в качестве ИП, ООО или Крестьянско-фермерского хозяйства. Наиболее оптимальный вариант — КФХ, ведь налоговая нагрузка в этом случае будет гораздо ниже (6% с доходов). Крестьянское фермерское хозяйство является формой индивидуального предпринимательства, госпошлина за регистрацию обойдется в 800 рублей.
Регистрация производится в межрайонном отделении налоговой службы, документы для открытия КФХ:
Также для того, чтобы продавать продукцию в торговые точки, вам понадобятся:
При регистрации фирмы в нашем примере необходимо указать следующие виды ОКВЭД:
ОКВЭД 01.13.9 — Выращивание овощей, не включенных в другие группировки.
Поиск земли и подготовка ее к эксплуатации
Для бизнеса среднего масштаба понадобится земельный участок площадью не менее 250 кв. м. Многие владельцы теплиц обустраивают теплицы на своих садовых участках. Это очень удобный вариант, ведь в таком случае вы всегда будете на месте и сможете совмещать отдых и работу. Однако если участка в собственности у вас нет, его можно арендовать. В данном бизнес-плане будет рассмотрен вариант открытия бизнеса с учетом аренды земельного участка, на котором будут располагаться теплицы и хозяйственное здание.
Земля должна быть плодородной, при этом участок должен находиться вблизи транспортных путей, ведь перевозить продукцию придется часто и большая отдаленность может сказаться на стоимости перевозок. Кроме того, важно наличие коммуникаций (электроснабжения, водоснабжения) и средняя удаленность от города (не более 30 км). Стоимость квадратного метра такой земли обойдется в 80-100 руб.
На участке можно разместить 5 теплиц под каждый из видов культур, общая площадь каждой теплицы составляет 40 кв.м.
Покупка необходимого инвентаря и оборудования
Для работы понадобится следующий перечень оборудования:
Наименование | Количество | Цена за 1 шт. | Обшая сумма |
Тепличная конструкция | |||
Каркас теплицы | 5 | 45 000 | 225 000 |
Поликарбонат | 14 | 6 500 | 91 000 |
Итого: | 316 000 | ||
Капельный полив | |||
Бак для воды | 5 | 7 000 | 35 000 |
Труба пролива | 12 000 | 12 000 | |
Насос для бака | 5 | 2 500 | 12 500 |
Система капельного полива | 10 | 2 000 | 20 000 |
Итого: | 79 500 | ||
Осветительная система | |||
Лампа | 60 | 800 | 48 000 |
Выключатель автоматический | 10 | 150 | 1 500 |
Кабель электрический | 15 000 | 15 000 | |
Итого: | 64 500 | ||
Вентялиционная система | |||
Вентилятор тепличный | 5 | 4 500 | 22 500 |
Фильтр воздушный | 10 | 800 | 8 000 |
Итого: | 30 500 | ||
Дополнительное оборудование | |||
Садовые инструменты | 8 000 | 8 000 | |
Ящик | 40 | 80 | 3 200 |
Спецодежда | 4 | 5 000 | 20 000 |
Итого: | 31 200 | ||
Общая сумма: | 521 700 |
Будет закуплено 5 теплиц размером 5м*8м, которые нужно будет собрать и установить. Также теплица не сможет функционировать без света, капельного полива и вентиляционной системы.
Покупка семян и удобрений
Затраты на семена являются ощутимой статьей расходов при организации масштабного дела. Мы рассмотрим вариант, при котором будет закуплено:
В среднем с 10 кв. м. плодородной почвы можно получать 20-25 кг лука и 15-20 кг остальной продукции. При этом вам понадобится: 15-20 грамм семян лука, 4-5 грамм петрушки, укропа и базилика, 2-3 грамма салата.
Закупка удобрений находится в прямой зависимости от количества земли, поэтому в нашем случае будет уходить примерно 12 500 руб. в год.
Поиск персонала
Если членов КФХ будет недостаточно, вам придется нанять сотрудников. В ваше предприятие вам понадобится:
Бухгалтер и специалист по продажам не будут появляться на участке, они обсуждают с директором все необходимые вопросы удаленно.
Заключение договоров с покупателями
Перед поставкой первых партий необходимо договориться с покупателями о продаже продукции на постоянной основе, между КФХ и юридическим лицом заключается договор поставок продукции. Важно грамотно рассчитать примерный объем производства, чтобы не было ситуаций с недопоставками и некачественной продукцией. Можно отвозить товар на дегустацию, чтобы представители фирм-покупателей могли оценить вкус зелени. На этот этап уйдет примерно 3-4 недели.
6. Организационная структура
При организации бизнеса по выращиванию зелени в теплицах вам понадобятся следующие сотрудники:
Рабочий. Ключевой человек в вашем бизнесе, который осуществляет уход за зеленью, производит ее посадку, контролирует полив и своевременный срез. Рабочий производит посадку на основании технологических норм и плановых показателей продаж, он подчиняется директору. Кроме того, рабочий контролирует работоспособность оборудования и оперативно сообщает директору, если что-то вышло из строя. В силу того, что теплица обслуживается ежедневно, вам понадобятся 2 рабочих, со временем, когда объем производства станет выше, следует увеличить количество данного персонала. Рабочий получает 15 000 руб., работая 2/2 с 8:00-18:00.
Директор или управляющий занимается организацией дела, поиском земли, заключением договоров с арендодателем и покупателями, осуществляет контроль за движением денежных средств, координирует работу остальных сотрудников. Директор, как никто другой, заинтересован в увеличении и наращивании объемов продаж, поэтому он находится в постоянной работе и общении с клиентами. Заработная плата данного сотрудника — 20 000 рублей+ премия в размере 4% с продаж ежемесячно. У управляющего нет выходных, он работает ежедневно.
Следующий сотрудник — специалист по рекламе. Так как у директора нет времени заниматься поиском и подогревом холодных клиентов, такая работа ляжет на плечи данного сотрудника. Он размещает информацию о предложениях компании на доски оптовых закупок, работает над сайтом, договаривается об участии в выставках. Кроме того, специалист по рекламе отчитывается перед директором о проделанной работе, они совместно намечают план дальнейших действий и продумывают рекламную стратегию. Специалист совместно с удаленным дизайнером разрабатывают логотип компании, работают над внешним видом упаковки.
Также необходимо нанять бухгалтера, который произведет расчет всех необходимых показателей для различных государственных органов, сдает и составляет отчетность, начисляет заработную плату, следит за остатками и движением денежных средств на расчетных счетах.
Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.
7. Финансовый план
Инвестиции в открытие теплицы выглядят следующим образом:
Инвестиции на открытие | |
Регистрация | 10 000 |
Монтаж теплицы | 30 000 |
Рекламная кампания | 20 000 |
Аренда на время монтажа | 25 000 |
Закупка оборудования | 521 700 |
Прочее | 15 000 |
Итого | 621 700 |
Средние ежемесячные расходы представлены ниже:
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 107 370 |
Аренда (250 кв.м.) | 25 000 |
Коммунальные услуги | 25 000 |
Реклама | 10 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 8 000 |
Закупка удобрений | 33 049 |
Закупка семян | 25 779 |
Упаковка | 9 812 |
Непредвиденные расходы | 15 000 |
Итого | 259 011 |
Данные таблицы рассчитаны исходя из средней урожайности каждого из видов зелени на 1 кв.м. земли. Наибольшей урожайностью обладает лук, при этом его цена продажи составляет 120 руб./кг, наименьшей — салат при цене продажи 130 руб./кг. В дальнейшем вы сможете оптимизировать структуру выпуска, проанализировав спрос на те или иные позиции, а также исключить те виды зелени, которые приносят вам наименьшее количество прибыли. Окупаемость бизнеса наступит уже на шестой месяц работы.
8. Факторы риска
Бизнес по выращиванию зелени в теплицах имеет определенные риски, такие, как:
Что выгодно выращивать в теплице на продажу?
Что будет продаваться при любой экономической ситуации? Ответ банален – продукты питания. И в первую очередь люди стараются покупать качественные овощи, фрукты и зелень. Поэтому тепличная продукция – это весьма рентабельное дело.
С чего начать
Решаясь на организацию тепличного бизнеса, начинающие предприниматели часто задают вопрос: что выгодно выращивать в теплице на продажу круглый год? Нельзя ответить конкретно. Решение зависит от целого ряда факторов:
Начинать в любом случае рекомендуется с небольших площадей, будет вполне достаточно конструкции площадью 50 квадратных метров. Постепенно хозяйство можно расширять по мере повышения спроса на продукцию. Выращивать можно различные культуры:
Спрос намного выше в холодное время года. А летом и ранней осенью придется столкнуться с конкуренцией со стороны фермерского хозяйства.
Первоначальный капитал
Начало любого дела требует материальных вложений и хотя бы минимального опыта в выращивании той или иной культуры. Без опыта или консультации специалистов убытки могут быть колоссальными.
Деньгами нужно уметь управлять. И даже рекомендуется начать с прохождения соответствующих курсов.
Чтобы не остаться с кучей урожая и без денег обязательно надо искать покупателей заранее. Лучше это продумать до начала вложения денег.
Заранее следует определить сумму для начала дела, и от нее будет зависеть разновидность теплицы, масштабы производства и выбор культуры. Обязательно нужно рассмотреть предполагаемую прибыль с учетом всех рисков и стабильность этой прибыли.
Когда начинать работу
Планировать начало развития бизнеса следует непосредственно перед открытием сезона. Главная задача хозяйства – получить плоды на несколько недель раньше, чем те же овощи и фрукты созреют естественно на дачах и огородах. Цены будут несколько выше, а спрос будет только возрастать.
Начинать рекомендуется с небольших объемов. Маленькая теплица не нанесет особого удара по бюджету начинающего фермера и позволит лучше «прощупать» рынок, определить более востребованный товар.
Перечень необходимых документов
Любой бизнес должен быть юридически грамотно оформлен. Для начала тепличного бизнеса потребуется подготовить определенный пакет документов. В первую очередь регистрируют объект хозяйства. Возможно несколько вариантов:
Полученный документ передаются в МФЦ.
По закону любой доход облагается налогом. Теплицы относят к разновидности сельского хозяйства. Налог с такой деятельности берется в том случае, когда чистый доход составляет не менее 65% от общей прибыли. При этом предприятие не должно заниматься розничной продажей.
Единый сельскохозяйственный налог несложно рассчитать самостоятельно: ставку налога умножают на налоговую базу. Ставка равна 6%, а налоговая база – это и есть чистая прибыль. Сведения о доходах в налоговую службу предоставлять нужно в любом случае.
Для открытия дела потребуется оформить санитарную фитосертификацию.
Как построить теплицу
Существует два способа:
Сразу стоит сказать, что для установки теплиц никаких разрешений не требуется, так как она не считается недвижимостью.
Теперь стоит разобраться в материалах для изготовления тепличных сооружений. Чаще используются следующие:
Каркас изготавливается из металла или дерева. Если планируется эксплуатация теплиц зимой, то требуется продумать крепление их на земле и устойчивость. Конструкция должна выдерживать слой снега.
Летом и поздней весной в отоплении в теплицах нет необходимости, достаточно естественного солнечного тепла. А в холодное время года этот момент должен быть учтен.
Выбираем вид тепличной деятельности
Теплицы бывают разные. Их можно классифицировать по типу обогрева, форме конструкции, размерным параметрам, материалам, способам эксплуатации. Но в первую очередь их делят на два вида:
Металл каркаса должен быть прочным, обладать антикоррозийными свойствами. Дерево для основы используется редко и должно обрабатываться специализированной пропиткой.
Покрытие может быть из закаленного стекла или плотной пленки в несколько слоев. Но более качественным признан поликарбонат. Он легко принимает нужную форму, режется и может служить несколько лет. При этом материал отлично пропускает солнечные лучи.
Обогрев для зимних теплиц обязателен. Здесь подойдут электрокотлы, печки-буржуйки, калориферы.
Выбор зависит от того, в какое время планируется выращивание культур и от материальных возможностей. Второй вариант обойдется значительно дороже из-за сложности обустройства.
Бюджетная теплица
Если средства для вложения в бизнес ограничены, то началом может стать земельный участок на личной территории и теплицы, изготовленные своими руками. Проще собрать каркасные односкатные теплицы с углублением в землю.
Вход в такую теплицу напоминает спуск в погреб, так как над поверхностью земли конструкция видна примерно на 1 метр. Каркас можно изготовить из прочной проволоки, а в качестве основного материала использовать плотный полиэтилен.
По краям рекомендуется проложить отопление в виде двух труб, которые будут питаться от котла, установленного в жилом помещении.
Сезонная теплица
Легкие сезонные конструкции представляют собой пленочные или остекленные теплицы, которые можно использовать с марта по октябрь. Они хорошо подходят для выращивания рассады и овощей, не переносящих низкие температуры (огурцы, баклажаны, перцы).
Работать с такими теплицами можно с марта. Чтобы внутри было тепло, снег вокруг потребуется расчистить, а на землю по периметру застелить листы рубероида. Быстрее прогреть почву после зимы поможет перепревшая солома, смешанная с навозом. Ее требуется разложить на подготовленные грядки под слой грунта.
Начинать в сезонной теплице проще с рассады редиса, зелени, а апреле можно переходить к помидорам и другим овощам. Почва к этому периоду будет достаточно прогретой.
Отопление не является обязательным для рассматриваемого вида теплиц. Но освещение и водоснабжение придется хорошо продумать.
Теплица для круглогодичного использования
Что можно выращивать в теплице круглый год? Существует целый ряд культур, которые можно выращивать в любое время года в теплицах. Здесь учитывается стабильность урожая, прибыль и особенности растений. Начинать бизнес рекомендуется с зелени или овощей. При наличии покупателей можно начать со срезанных цветов. Среди цветов лидерами считаются розы, так как объемы урожая достаточно хорошие. Не менее популярны горшочные цветочки, но они требуют качественного ухода.
Какая бы культура не была выбрана, следует помнить, что для получения урожая в любое время года потребуются не малые материальные затраты. Они в разы превосходят те суммы, которые требуются для сезонных конструкций. Но и годовой доход вместе с тем намного увеличивается. В большинстве случаев дорогие конструкции окупаются уже через пару сезонов. А через два года бизнес начинает приносить стабильный и высокий доход.
Справиться с тепличным бизнесом под силу любому человеку. Но следует учесть, что имеются определенные особенности. Хозяйство несколько отличается от сельского и придется взять за правило определенные действия:
Намного удобнее, когда теплицы располагаются в непосредственной близости от дома. Поэтому лучше реализовывать работу в частном секторе или на обустроенной даче.
Тепличный бизнес: что выгодно выращивать в теплице на продажу
Подготовительные этапы изучены и стоит перейти к самому основному вопросу: что выгоднее всего выращивать на продажу в теплице.
Рассада
Это довольно прибыльное дело. Особо востребована рассада весной, когда собственники дач, огородов, частных домов приобретают ее для высадки на своих участках. Для такой деятельности может подойти и сезонная теплица.
Рассаду какой культуры выгоднее выращивать? Считается, что это клубника. Заготовки следует делать в осенний период, а ранней весной высаживать на 2-2,5 месяца в теплицы. На одном метре отлично размещается несколько сотен корешков, а цена единичного кустика в свою очередь составит в среднем 70 рублей. Легко посчитать, что за 10 тысяч клубничных корешков можно выручить около 700 тысяч рублей.
Сбывать рассаду можно не только через рынок, но и через Интернет. А постепенно соберется мощная база постоянных покупателей, которые уже осенью будут заказывать рассаду для своего хозяйства.
Рассада может выращиваться также для цветов (например, петунии), помидор, перцев, капусты, баклажанов. Чем больше ассортимент, тем выше спрос и востребованность на рынке.
Овощи
Самые востребованные овощи в России – это томаты, огурцы, сладкий перец. Они пользуются популярностью в любое время года. Хранятся овощи продолжительное время, а раскупаются довольно быстро. Особенно востребованы плоды, выращенные там же, где и продаются, так как привозные овощи всегда вызывают сомнения потребителей.
Урожайность овощей на один квадратный метр составляет 35-40 кг плодов. При этом если не удается заключить договор с овощными магазинами или базами, то реализовать продукцию можно и самостоятельно.
Многие фермеры, хозяйства которых расположены недалеко от загруженных дорог, вывешивают рекламные вывески и продают урожай практически «с куста». Если стоимость хоть немного ниже магазинной, то очень скоро будут образовываться очереди. Людей подкупает не только сниженная цена, но и натуральность продукции.
Кроме огурцов и томатов популярностью может пользоваться китайская капуста, редис. Они неприхотливы, не нуждаются в специфическом уходе и практически не подвержены болезням, могут с апреля до поздней осени расти в неотапливаемом парнике.
Цветы
Цветы доходнее выращивать на юге России (Ростовская область, Кубань), так как первый урожай требуется получить уже к началу марта, а затем к майским праздникам. Начинающих бизнесменов интересует: сколько можно заработать на срезанных цветах.
Современные возможности разведения роз дают возможность собирать с одного куста до 250 цветов в год. На квадратном метре помещается 3-4 куста. Таким образом, с квадратного метра тепличной земли реально собрать до 800 срезов. Оптовая стоимость за штуку составляет 50 рублей. Выручка со 100 квадратов составит 4 миллиона рублей.
Деньги большие, но финансовых и трудовых затрат будет немало. Цветы нуждаются в особом уходе. Даже незначительные нарушения температурного режима, полива, влажности воздуха могут привести к гибели растений или снижению их качества.
Сбывать цветы придется в условиях жесткой конкуренции, так как львиная доля продукции поступает из-за рубежа по низким ценам. А в случае с цветами место выращивания для потребителя не имеет значения.
Если решено выращивать цветы, то о сбыте следует думать в первую очередь. Торговля срезами считается сезонной, поэтому можно рассмотреть выращивание цветочной рассады и комнатных растений. Хотя если правильно спланировать продажи на День Святого Валентина, 8 марта, 9 мая, 1 сентября, то можно получить приличную прибыль в разы окупающую расходы.
Живые комнатные растения продаются независимо от времени года, но объемы продаж существенно ниже.
Рассада хорошо реализуется весной. Она не требует сложного ухода, неприхотлива. А вложения будут минимальны.
В работе с цветами большую роль играют объемы реализации. Следует начинать сотрудничество с оптовиками, закупающими большие объемы растений пусть и по низким ценам. Потом можно подумать над открытием собственных розничных торговых точек. Избытки при этом по-прежнему можно сдавать оптовикам.
Ягоды
Когда фермеры говорят о выгодном выращивании ягод для продажи, речь идет о клубнике. Плоды в теплице будут созревать круглый год, значит, бизнес быстро окупит себя и обеспечит постоянный хороший доход. Ягоды в естественных условиях зреют около месяца с мая по сентябрь. Но потребители с удовольствием покупают свежие ароматные ягодки в любое время года.
На Юге выращивание клубники в теплицах считается весьма распространенным делом. Для этого используются разные технологии: голландская, израильская, вертикальные грядки, саженцы фриго, гидропоника.
Клубника – это доходный и перспективный продукт. Даже при высокой стоимости она пользуется спросом. При желании можно рассмотреть и другие варианты ягодных культур.
Зелень
Не менее прибыльное дело – выращивание зелени в теплицах. Хотя цена реализации невысокая в сравнении с вышерассмотренными вариантами. Зелень – отличный выбор для новичков, так как она не требует больших денежных вложений, быстро растет. Наиболее востребованными считаются:
Урожай реально получить меньше чем через месяц. При условии использования технологии гидропоники урожай с одного квадратного метра составит около 5-6 кг. Цена одного килограмма зелени на рынке составляет в среднем 200 рублей.
Еще одно преимущество выращивания зелени – это минимальные затраты на семена. Сложность, как и в аналогичных случаях, заключается в сбыте. Выгоднее всего поставлять продукцию в пункты общественного питания. Кафе, столовые и рестораны всегда рады таким поставщикам, так как им сложно найти поставщиков свежих натуральных продуктов.
Люди покупают зелень в любое время года и по любой стоимости. А в год в одной теплице можно получить 10-11 урожаев. При этом растить зелень можно в несколько ярусов, то есть объемы будут возрастать в разы. И в одной теплице прекрасно будут уживаться несколько видов растений. Поэтому зелень – это то, что лучше выращивать в теплице круглый год для продажи.
Каждый должен решать самостоятельно, что выгодно выращивать в теплице на продажу, учитывая свои возможности, особенности рынка.
Где следует строить теплицы?
Теплицы стоит размещать там, где затраты на обустройство будут минимальными. Обязательно следует учитывать климатические особенности региона. Например, в южных и восточных районах страны довольно тепло. Следовательно, здесь не потребуется продумывать дополнительное отопление. А продолжительный световой день на юге существенно ускорит процесс созревания плодов и позволит экономить электроэнергию. В бизнес-плане следует максимально сократить траты на электричество и отопление. От этого будет зависеть рентабельность.
Многие люди, работающие в этой сфере, давно поняли, что выгоднее доставить фрукты, овощи и ягоды из южных городов, чем тратить денежные средства на отопление и освещение теплиц в более холодных регионах. Разумеется, овощи в теплицах реально вырастить и в Сибири, но себестоимость такой продукции будет выше в разы. А на дорогие плоды покупателей найти сложнее.
Местность вокруг должна быть хорошо обустроена. Речь идет о следующих показателях:
Размещение теплиц рядом с частным домом или на дачном участке имеет ряд преимуществ:
Существенным минусом установления теплиц на арендованной земле можно назвать разрыв договора с арендодателем. Нередки ситуации, когда хозяин участка, видя успешность и процветание бизнеса, начинает повышать плату или вовсе заявляет о прекращении аренды. Второй случай бывает, когда человек желает «перехватить» бизнес.
Разорвать договор на законных основаниях арендатор может в таких случаях:
Можно сделать вывод, что законный собственник земли имеет право в любой момент разорвать договор.
Технологии выращивания плодов, особенности тепличных конструкций
Гидропоника одна из самых рентабельных технологий выращивания урожая. Продолжительность в среднем составляет 3 недели, а объемы урожая впечатляют. С ведением хозяйства вполне справится одна семья из 3-4 человек. Помощь им потребуется только при посадке и сборе урожая.
Считается, что гидропоника более актуальна для цветов, так как овощи будут иметь не такой яркий вкус, как естественно выращенные аналоги. Потребители называют этот вкус резиновым или пластмассовым. А вот зелень получается вполне ароматная.
Определяясь с системой отопления, рекомендуется обратить внимание на воздушную. Принцип ее работы заключается в подаче теплого воздуха через специальные отверстия. Она эффективна и считается относительно недорогой.
Что касается полива, то самой распространенной и надежной считается капельная система. Конструкция со всеми шлангами обойдется в несколько тысяч рублей. Через эти же шланги можно будет и удобрять растения.
Самый важный показатель – это температурный режим. Например, при температуре 24 градуса огурцы поспеют через 3 дня, а при 18 – через 6-7 дней. А вот при 15 рост плодов вообще останавливается. Если появляются существенные перепады температуры, то можно потерять весь урожай. Внутри теплицы обязательно надо разместить устройства контроля влажности и температуры. Можно приобрести систему, которая при нарушении условий будет выдавать сигнал тревоги.
Минусы тепличного бизнеса
Не смотря на всю привлекательность сферы, отопление – это значимый минус. Гораздо проще прогреть дом, чем теплицу той же площади. Это объясняется тонкими конструкциями, не сохраняющими тепло. Даже на Кубани фермеры предпочитают начинать работу в конце зимы, чтобы не тратиться на обогрев.
Подобная проблема возникает и со светом. Он должен быть ярким и продолжительным. Растения не должны «догадаться», что световой день сокращен.
Не стоит рассчитывать, что эти затраты окупятся благодаря высоким ценам на урожай. Цены в розничных магазинах – это не лучший ориентир. Так как фермеры продают продукцию по оптовым ценам.
Особенности грунта
Качество грунта является важным для стабильного и высокого урожая. В какой полосе устанавливается теплица, значения не имеет. Важно правильное обслуживание земли. Верхнюю часть грунтового покрытия обновлять нужно один раз в год, примерно в одно время. Если в теплице собирается несколько урожаев в течение года, то и процедуру придется повторять 3-4 раза, после каждого сбора.
Лучшая почва для любых растений – это смесь старой садовой земли с перегноем и речным песком. Этот состав следует считать наилучшим для большинства культур. Улучшить его поможет древесная зола, торф, специальные удобрения на основе минералов. А вот смеси с высоким содержанием азота использовать не рекомендуется, так как они способствуют активному росту стеблей и листьев, не оставляя у растений сил на плоды.
Так как для теплиц предпочтительно выбирать компактные разновидности культур, то между кустиками достаточно оставлять 25-30 сантиметров чистой земли. В высокие тепличные конструкции можно сажать растения, которые требуют вертикального крепления или подвязывания.
Планирование будущих продаж
Прежде чем вложить денежные средства в какое-либо дело следует определить, будет ли выгодным это вложение. Доходность зависит от нескольких показателей:
Лучше рассмотреть вопрос на примере: выращивание огурцов в зимней теплице из поликарбоната. Примерные расходы будут следующими:
То есть годовая затрата обойдется в 550 тысяч рублей. В течение года можно собрать 4 урожая. С одного квадратного метра за 4 сбора можно получить 80 кг огурцов. Умножаем на площадь теплицы и получаем 8 тонн готовых плодов в год. Средняя годовая цена на огурцы – 100 рублей (следует учитывать ценовую политику своего региона и понижение стоимости в летнее время).
Итак, ожидаемый доход – 800 тысяч, что превышает расходы. Нужно учесть и то, что подобных вложений на следующий год уже не потребуется. Следовательно, бизнес вполне рентабелен.
Чтобы доход был стабильным и не возникали чрезвычайные ситуации предпринимателю следует оценить надежность водоснабжения, электроэнергии и отопления. От этих показателей во многом зависит доход. Транспортные издержки должны быть минимальными. Чем ближе теплицы к густонаселенным городам.
Поставки следует планировать заранее, до созревания урожая, в ближайшие торговые точки. Но важно понимать, что дешевле доставить продукцию с юга на север страны, чем обеспечивать на севере бесперебойное обогревание теплиц в течение всего года.
Что выгоднее выращивать?
Что можно выращивать дома на продажу? Если постановлено открыть тепличный бизнес, но не решено, что выгодно выращивать, то рассмотреть рекомендуется на такие виды растений:
Лучше выбрать одно направление и довести до совершенства, чем тратить силы на разные области. Другую культуру надо осваивать тогда, когда первая приносит стабильный доход и поставлена на поток. Обязательно нужно проанализировать спрос потребителей в своем регионе, оценить конкуренцию.
Стоит ли начинать бизнес на теплицах и что выгоднее выращивать на продажу? Правильная организация – это залог успеха любого дела. Качественная конструкция не будет требовать постоянных вложений, ремонтов, модернизаций. Она просто будет служить несколько лет.
В поисках ответа на вопрос не стоит пробовать вырастить все и сразу. Высокой урожайности можно добиться при узкой специализации. Этот факт уже доказан многими фермерами.
Теплица – это бизнес, который требует серьезного подхода, расчета и труда. Самодеятельность – это не лучший способ получить стабильный доход. От предпринимателя требуется изучение рыночной ниши, исследование всех вопросов выращивания растений. Если знаний недостаточно, то рекомендуется прибегнуть к помощи квалифицированного агронома, которые поможет с выбором, проконсультирует по поводу сортов той или иной культуры.