Творчество как смысл жизни
Творчество в нашей жизни
Творчество в нашей жизни.
» В начале сотворил Бог небо и землю.»- С этих слов начинается Библия и история нашего мира, мира в котором мы живем.
В жизни каждого человека творчество занимает особое место, поскольку его проявления многогранны.Оно сыграло немаловажную роль в развитии истории, и продолжает и по сей день вершить ее. Творчество уникально тем, что оно неповторимо, не копируемо, оно индивидуально. Это состояние-высший дар для каждого разумного жителя Земли. Именно с его помощью человек может проявить свои способности, выразить мысли и чувства, рассказать о своей индивидуальности.
Другое дело, что творчество проявляется по разному. Ярче всего мы замечаем его веяние в культуре и искусстве. Для деятелей культуры : писателей, поэтов, скульпторов, артистов, музыкантов творчество играет порой самую значительную роль в жизни, отодвигая все остальное на задний план. Творчество для таких людей становится ключевой целью существования. И они это осознают и говорят об этом. Творчество- это ничто иное, как состояние души, ее раскрытие для окружающих, и в первую очередь для себя. Художник способен выразить свой внутренний мир красками, и чем сильнее в момент творения его эмоциональное состояние, тем больше он расскажет нам о себе, и тем острее его картина привлечет всеобщее внимание.
Таким образом, творчество необходимо настолько, что человечеству не обойтись без него. Оно как воздух помогает нам дышать, существовать, выживать и наслаждаться жизнью. Оно приходит во многом благодаря вдохновению. И чтобы человеку научится им владеть стоит прислушаться к себе и всему окружающему миру.
Смысл жизни — творчество
Творить — наполнять жизнь не только красками, но и смыслом.
Все мое сознательное существование — это и есть периодическое добавление красок в жизнь. И не только красок.
А потом я уже из пластилина пыталась слепить первые пельмени: игрушечной скалкой раскатывала белый кусочек пластилина, заворачивала туда другой кусочек и защипывала. И получалась очень даже хорошая «косичка»! Помню, я даже тогда попробовала свой пельмень; хорошо, что на вкус он мне не понравился, и я его не съела.
А вот я уже с кисточкой в руке рисую в своих первых раскрасках. Да-да, именно рисую! Конечно, раскрашиваю все, что там надо раскрасить, а потом пририсовываю что-нибудь свое.
В альбомах я чаще всего рисовала маму и папу. Откуда я знаю, что это мама и папа? Сначала я просила писать кого-то из взрослых, а потом появились и мои первые каракули.
Много я рисовала в садике, где мы делали еще различные поделки из шишек, пластилина, рябины.
Я училась в гимназическом классе, это не мешало мне рисовать и принимать участие в школьных конкурса стенгазет и рисунков. В 3 классе я начала ходить в кружок ИЗО, а после года обучения там родители привели меня на вступительные экзамены в детскую художественную школу. Экзамен сдала.
Четыре года пролетели незаметно. Расставаться со школой, с учителями было больно, тяжело. Еще год после окончания мы приходили в художественную школу с подругой и рисовали в маленьком кабинете лепки вдвоем.
В общеобразовательной школе началась тогда подготовка к экзаменам и поступлению в ВУЗ, свободного времени стало меньше.
В этот период появилась в местной газете моя заметка и стихотворение о художественной школе, которая уже переехала в другое здание. Один вид творчества рождает другой: я начала писать стихи. О чем я тогда писала? О любви. Любви к футболу, к любимому клубу. Но не буду останавливаться на этом подробно, так как стихи я писала года а потом Муза поэзии сбежала от меня, а может, это я ее оставила, чтобы другая, Муза творчества, не ревновала меня к ней. Ведь у основной моей Музы столько еще было идей.
Еще в школьные годы она подтолкнула на создание пластилиновой головы любимого футболиста в натуральную величину (к сожалению, скульптура через 5 лет была мною же и разобрана, так как дала трещину, остались лишь фотографии). Она же подвигла и на плакат с изображением того же футболиста, тоже в полный рост (плакат еще остался, стоит в углу).
Студенческие годы (училась я на филологическом факультете) прошли под знаком поиска новых способов применения своих способностей. Я начала рисовать акриловыми красками на одежде, писать маслом сначала на картоне, затем на холсте; открыла для себя пастель и сангину; делала поделки из бисера, пластика, глины.
Сейчас времени на творчество становится меньше, но порой очень сложно удержать в себе эту жгучую энергию, которая жаждет выхода во что бы то ни стало. В этом году я добралась до выжигания по дереву и рисования на компьютере при помощи планшета. Пока я делаю лишь первые шаги в этих видах творчества, но те знания и умения, которые у меня уже есть, безусловно, являются хорошим подспорьем в любых начинаниях. И я не собираюсь останавливаться на достигнутом, ведь творческий процесс не только добавляет краски в мою жизнь, но и наполняет ее смыслом.
Как творчество влияет на человека с научной точки зрения
Люди тренируют память, мышцы, учатся мыслить рационально и прагматично.. Часто забывая про эмоциональную сферу.
Дети это знают и поэтому они лепят, рисуют, что-то мастерят из любых подручных средств, придумывают невероятные истории. Нет такого нормального ребенка, который не рисовал бы в детстве. Но со временем обыденность затягивает и человек забывает о том, что помогало ему когда-то, приносило удовлетворение, не находит для этого время.
Одно время я вела занятия по арт-терапии для детей и взрослых. И видела как на занятиях человек сталкивается со своими сложными переживаниями, страхами, обидами.. Все это появляется на рисунках само собой. И со временем уходит, становится легче. Это можно делать самим, просто найти время и начать, не беспокоясь о результате, а погружаясь в процесс.
Результаты экспериментов показали, что нейрогенез (формирование новых нейронов) происходит и у взрослых людей. Система образования, стандартная рабочая обстановка по большей части направлены на развитие левого полушария мозга. Для того, чтобы развивать правое полушарие, отвечающее за эмоциональную сферу стоит заниматься творчеством или созерцать его. Попробуйте и найдите именно то, что подходит и приносит удовольствие именно Вам.
Я отдыхаю, когда пишу акварелью, и мечтаю вернуться к керамике..
А какое искусство помогает, затрагивает Вас?
автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Творчество как смысл жизни человека
Полный текст автореферата диссертации по теме «Творчество как смысл жизни человека»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
РОГАЛЬСКИЙ ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ
ТВОРЧЕСТВО КАК СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Работа выполнена на кафедре философии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургского Государственного электротехнического университета имени В.И. Ульянова (Ленина) «ЛЭТИ».
доктор философских наук, профессор Котенко Виталий Павлович
доктор философских наук, профессор Марахов Владимир Григорьевич
кандидат философских наук, доцент Васецкая Екатерина Николаевна
Михайловская Военная Артиллерийская Академия г. Санкт-Петербург.
Защита состоится « 10 у>
Диссертационного совета К.212.232.08 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия, д. 5, философский факультет, ауд. 4оЧ
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.
Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема смысла человеческого бытия исторически являлась одной из наиболее значимых и концептуальных проблем при формировании мировоззренческих основ и практических шагов человечества. Целесообразно выделить два аспекта в раскрытии актуальности исследования:
— актуальность теоретическую как действенную востребованность со стороны развития самого философского знания (оно актуально всегда). Своего рода парадигма этого аспекта актуальности может быть представлена в виде трех основных составляющих:
2) социально-философская эпистемологическая актуальность, обусловленная ростом объема и качества знаний при переходе от индустриально-технократического общества к информационному. Отсюда следует и востребованность такого общественного устройства, в котором наряду с гарантией фундаментальных прав на жизнь и свободу человека должно гарантироваться и право на труд как творческую деятельность;
3) методологическая актуальность, определяемая необходимостью проработки насущных вопросов смысла человеческого бытия на основе эволюцион-но-синергетического подхода как развития классических методов анализа смыс-
Степень разработанности проблемы.
В историко-философском рассмотрении проблема смысла жизни человека и творчества связывалась, как правило, с необходимостью выяснения подлинного назначения человеческого бытия, способа и характера укорененности его в мире. Понятие «смысла жизни», носившее во многом неотрефлексированный характер и отождествлявшееся часто с понятиями цели, сущности, предназначения, счастья и т.д., появилось в философской литературе лишь в эпоху Просвещения. В то же время попытки раскрытия феномена смысла жизни имплицитно присутствуют при рассмотрении значительного числа проблем разных областей философского знания: онтологии, гносеологии, социальной философии и т.д.
Органически целостным мировоззренческим «пластом» следует назвать традицию иррационального постижения смысла бытия человека, что относится к религиозному (в частности, христианскому) пониманию сущности человека, основанному на откровении: смысл индивидуальной человеческой жизни представлялся как обретение спасения и вечного блаженства, абсолютное бытие и абсолютная истина воплощались здесь в Богочеловеке (Ориген, Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин, Афанасий Великий, Григорий Богослов и др.).
В философии Нового времени идеи антропоцентризма приобретают решающее значение. Существенней вклад немецкой классической философии в
«Антропологический поворот», вызванный радикальными научными открытиями и переменами в научно-технической сфере, определил новое восприятие проблемы смысла жизни в философских течениях экзистенциализма и персонализма: в качестве объекта анализа рассматривается не абстрактный индивид, а становление и бытие личности; в ранг главного объекта философии возводится сам человек, его индивидуальное сознание, смысл его личного присутствия в мире (М.Хайдегтер, К.Ясперс, М.Бубер, Ж.-П.Сартр, А.Камю, Э.Мунье, Г.Марсель, С. де Бавуар и др.). Следует особо выделить работу А.Бергсона «Творческая эволюция», которая значительно обострила проблему соединения творчества и «гранатного», по Бергсону, (т.е. бифуркационного, по сути), характера эволюционного развития.
Отечественная философская традиция во многом была ориентирована на прояснение всегда сложной смысложизненной проблематики. Можно сказать, что ни одна национальная философия не уделяла этой теме столько внимания, как русская мысль. Идеи соборности, цельности в представлении роли человеческого начала в мире нашли место в подлинно гуманистических трудах Нила Сор-ского, Феофана Затворника, Игнатия Бранчянинова, Иоанна Кронштадского (Сергиева) и др. Религиозная философия второй половины XIX и до середины XX веков в России, начиная с В.С.Соловьева, соотносит себя с традицией преимущественно метафизического рассмотрения цели и назначения человеческого бытия в мире. Нельзя не упомянуть здесь имена Е.Н.Трубецкого, В.В.Розанова, Н.А.Бердяева, Л.И.Шестова, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, Л.П.Карсавина, П.А.Флоренского, В.В.Зеньковского и других исследователей. В то же время А.И.Введенский рассматривает проблему смысла жизни человека как «проблему высокого творческого предназначения человека», а Л.М.Лопатин считает, что «задача жизни в ее всепроникающей творческой организации».
Конец XX столетия и начало нового тысячелетия отражают интенсификацию поисков ответа на уже ставшие «вечными» вопросы смысла жизни. Немаловажная заслуга в этом отечественных мыслителей: А.Д.Александрова, Л.С.Батищева, М.Я.Боброва, В.В.Гречанного, П.П.Гайденко, С.И.Григорьева,
A.В.Гулыги, А.А.Гуссейнова, А.Ф.Замалеева, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, И.С.Кона, Б.В.Маркова, В.В.Налимова, И.Т.Фролова, В.С.Степина, В.Н.Щердакова и др. Тема смысложизненной проблематики, а также анализ роли творческого императива в становлении человеческого бытия практически всегда присутствуют в работах В.Д.Губина, В.А.Кутырева, К.С.Пигрова, В.Н.Сагатовского, В.В.Шаронова, Б.Г.Юдина, В.Швырева, М.Ш.Шведова, А.В.Брушлинского, В.А.Разумного,
Вместе с этим, тема смысла жизни, творчества и их соподчиненности имеет различные грани истолкования и теоретического рефлексирования. Становится очевидным, что назрела необходимость: во-первых, критического анализа смысложизненной проблематики и концепций творчества, построенных на основе преимущественно «эмпирико-исторического» обобщения фактов персонального и общественного бытия человечества; во-вторых, определить в самом эволюционном процессе развития материальных форм, социума и субъекта наличие такого основания, которое могло бы раскрыть и саму укорененность человека в Универсуме, и его смысложизненные истоки; в-третьих, дистанцируясь от крайностей «творческой (креативной) онтологии» при анализе феноменов «смысла жизни» и «творчества», выявить соответствие данных эмпирического обобщения результатам эволюционно-синергетического подхода (в трактовке творчества как смысла жизни) для обоснования, в итоге, творчества в качестве категорического императива человеческого существования.
Человек и мир, человек в мире. Человек как феномен современной ступени эволюционного развития материи, рассматриваемый в контексте био-социо-кулътурной взаимообусловленности человеческого бытия с учетом индивидуальных и общественно-исторических взаимосвязей.
Предметом исследования выступает творчество человека в сфере смысло-жизненного постажения бытия. Творчество выявляется как специфическая особенность человеческого существования, необходимо следующая из эволюционного развития природных форм мироздания.
Цели и задачи исследования.
Целью исследования является социально-философский анализ творчества как смысла жизни. Феномен творчества рассматривается как реализация единого эволюционного принципа (закона) развития материи применительно к такой иерархической форме бытия, какой является человек, человечество в целом. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
— проанализировать этапы осмысления феноменов творчества, смысла жизни в истории философской мысли;
— эксплицировать понятие творчества в его смысложизненном истолковании, выявив существенные признаки и определив его место в структуре философских понятий;
— выявить специфику соотношения понятий «смысл жизни» и «жизненные смыслы», обусловливающих социокультурную ориентацию личности;
— определить роль творчества в разрешении «вечного вопроса» о смысле жизни человека, а также в исследовании био-социокультурной природы человека;
— обосновать понимание творчества в качестве категорического императива человеческого существования.
Исходными теоретико-методологическими основаниями диссертационной работы следует считать положения системного подхода и концепции самоорганизации материи (синергетики). Определяющим методологическим направлением, позволяющим продуктивно решать вопросы смысложизненной проблематики и творчества, диссертант считает применение диалектика-материалистического метода и принципа эволюционного развития сложных хаосогенных систем, включая человека. Плодотворным является обращение и к классически ориентированным методам анализа, и к отдельным наработкам неклассического, постмодернистского направления. Следует обратить внимание на важную в методологическом отношении мировоззренческую доминанту: осознание общезначимости смыс-ложизненного императива как свободной творческой деятельности и для Запада, и для Востока, и для цивилизации в целом.
Научная новизна исследования.
1. В диссертации осуществлен анализ теоретико-методологических оснований исследования творчества как смысла жизни человека.
2. Выявлена эвристическая функция эволюционно-синергетического подхода к рассмотрению смысложизненной проблематики как многопланового феномена.
3. Осуществлено социально-философское исследование творчества как сущностной характеристики человеческой деятельности и смысла жизни.
4. Раскрыта диалектика социальных феноменов и понятий «смысла жизни» и ((жизненных смыслов», выявлен междисциплинарный характер их исследования.
5. Предложен авторский взгляд на проблему творчества как проявление био-социокультурной природы человека («системы бытия человека»). Творческая деятельность характеризуется как фундаментальное основание завершенности человеческой природы, никогда не-завершаемым является лишь бесконечное многообразие самых творческих актов человечества.
6. Обоснована роль творчества как стержневой основы человеческого бытия и категорического императива человеческого существования.
Теоретическая и практическая значимость исследования связана с постановкой и предложением возможных подходов к пониманию творческой деятельности человека, смысложизненной проблематики с позиции общеэволюци-оиного развития иерархических форм материи и в ситуации социокультурного
плюрализма. Данные исследования могут содействовать преодолению трудностей при анализе особенностей бытия человека, его сущности, его природы, процесса его развития, взаимоотношения с миром природы и общества. Полученные результаты могут представлять определенный вклад: а) в формирование и воспитание физически и духовно здорового индивида, социально зрелой личности, целостно развивающейся индивидуальности, б) в разработку различных разделов социальной философии, философской антропологии, философии культуры, социальной антропологии. Положения и выводы диссертации могут быть применены в специальных исследованиях на уровне социально-политических проектов, в проектной диагностике форм социализации общества, правовых дисциплин (в единстве с персонифицированным подходом к человеку, прежде всего, как к творческой личности), а также в качестве материалов к спецкурсам по методологии гуманитарного и социального образования, аксиологии, глобалистике.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Осознание феномена смысла жизни человека происходило на протяжении всей истории человеческой мысли в контексте многих философских проблем. Периоды усиления внимания к данному феномену, а затем и к проблемам творчества были обусловлены как ростом свободы индивида, так и усложнением структуры общества. Однако, осуществлялся лишь автономный анализ проблем смысла и творчества и преимущественно на основе эмпирико-исторического и герменевтического подходов.
2. В диссертации утверждается, что смыслом жизни человека является творчество, творческая деятельность. Обоснование положения о творчестве как смысле человеческого бытия оказывается возможным при отходе в анализе от жесткой детерминации принципами «центризма» (космо-, тео-, в том числе, и ан-тропо/эколого-центризма) и рассмотрении смысложизненной проблематики с позиции эволюционно-синергетического подхода.
человека, смысла его жизни, быть действительно укорененным в мире, в Универсуме.
5. Органически сопричастен проблеме смысла жизни вопрос о природе человека («системе бытия человека»). Даже канонизированная двойственность природы человека (био-социокультурная) все чаще сопровождается методологическим «вмешательством» философии в виде концептуальных уточнений: «не-предзаданность человеческой природы», «не-завершенная завершенность», «не-доопределенность» и т.д. Диссертант считает, что: а) человеческая природа принципиально сформирована, определена в своей способности творческой деятельности, но б) никогда не-завершаемой в действительности является не сама природа человека «как таковая», а лишь бесконечное разнообразие самих творческих актов.
6. Решение вопроса о творчестве как смысле человеческого бытия, понимание творчества как открытия и/или изобретения нового качества позволяет утверждать, что творчество является фундаментальной основой разумного существования материи и выступает в качестве категорического императива человеческого существования.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения (общим объемом 225с.) и библиографии (224 наименования).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обосновывается актуальность исследования, показывается степень разработанности заявленной проблемы, подходы к ее рассмотрению, обо-
значены методологические основания работы, изложены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, а также положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические основы анализа творчества как смысла жизни человека» раскрывается становление мировоззренческих представлений смысложизненной проблематики в контексте различных философских направлений, исследуется механизм «взаимопересечения» понятий смысла жизни и творчества, выявляется ведущая тенденция эволюционно-синергетического подхода к пониманию глубинных вопросов смысла человеческого бытия.
Заявленная смысложизненная проблематика предполагает теоретико-методологический анализ каждого из трех указанных понятий: «смысл», «творчество», «смысл жизни», поскольку толкование их неоднозначно в различных направлениях философии и в областях философского, естественно-научного и гуманитарного знания: онтологии, социальной философии, семиотике, лингвистике, информатике и т.д. Хотя понятие смысла, например, в экзистенциальной философии, персонализме и русской идеалистической мысли рубежа Х1Х-ХХ вв. и особенно в бытовой среде «потребителей» смысла рассматривается преимущественно как аксиологический феномен, существенными, с авторской точки зрения, являются гносеологический и онтологический аспекты понятия, что позволяет претендовать смысложизненной проблематике на обретение онтологического статуса. Диссертант разделяет точку зрения, утверждающую, что при анализе сложных, противоречивых, практически всегда не-статичных явлений косной, живой материи и тем более сверхсложной экзистенциальной и социальной «материи», необходимо устойчиво держать в поле зрения как целостность, «схва-тываемость» обретаемого сразу смысла, его способность отображать аксио-гносео-онтологическое в данностях бытия, так и способность быть не только заданным заранее смыслом-предметом, но и испытывать интенцию к смыслопо-рождению, к самоорганизации смыслов (при всех тонкостях и трудностях такой процедуры).
го) центра, что порой приводит сначала к «философскому», и затем к социальному авторитаризму, а относительно траектории эволюционного развития, относительно дуги эволюции.
Наиболее близкими к пониманию первопричин в появлении и актуализации сущностного признака человека («свободного творчества») как открытия/изобретения нового качества, следует считать концепции эволюционного развития, рассмотренные в работах И.Пригожина, С.Хайтуна, А.Хазена и др. Содержательной базой их является введение в мировоззренческие представления о мироздании двух, как минимум, основополагающих понятий, посвященных анализу явлений косной, живой и «человеческой» материи: закона возрастания энтропии (об этом сказано еще у ИПригожина: «Мы приняли закон возрастания энтропии и вытекающее из него существование «стрелы времени») и принципа максимума производства превращений (разнообразия). Раскрытие содержательности указанного выше единого онтологического «нерва» бытийности косной и живой материи в эволюционно-синергетической концепции развития универсума приводит к выводу о том, что движущей силой эволюции, преодолевающей «тупики» равновесия, является принцип максимума производства («выработки») превращений (разнообразия, энтропии-информации). Первичная же причина возникновения живой материи состоит в том, что органическое, живое, увеличивает
энтропию (превращения) сверх «неживого» своего предела» и потому переход от косной к живой материи есть эволюционная необходимость и при наличии соответствующих условий реализуется как неизбежность. Проведенное диссертантом исследование показывает, что становление далее разумной жизни (человека) опосредуется эволюционно развиваемой способностью человека к открытиям/изобретениям нового качества (то есть способностью к Творчеству). Решающее значение открытий/изобретений на пути эволюционного развития самой живой материи состоит именно в том, что продуцирование их как способности к творческой деятельности есть дополнительная (к стихийным возможностям генерации превращений растениями и животными) способность производства превращений уже СВЕРХ возможностей, свойственных указанным нижестоящим иерархиям. Именно в таком представлении, хотя и не осознаваемом ранее исследователями по объективным причинам, заложены истоки и всех классических (эмпирических и герменевтических) версий в постижении роли творчества и смысложизненной проблематики, в том числе, и возможности драматической коллизии в появлении кроме субъекта Естественного (человека) и субъекта Искусственного.
Вторая глава «Социально-философский анализ проблемы творчества как смысла жизни» состоит из четырех параграфов и включает рассмотрение внутри-структурных составляющих творческого процесса, анализ соотношения понятий «Смысл жизни» и «жизненные смыслы», обоснование междисциплинарного статуса понятий творчества и смысла жизни, авторский подход к трактовке природы человека, широко ныне востребованного понятия «демократия» и, в итоге, обоснование творчества как категорического императива человеческого существования.
Рассмотрение взаимосвязи понятий феноменологического и персонифицированного смысла жизни приводит диссертанта к более развернутому определению смысла жизни с позиций диалектики: общее-единичное, необходимое-достаточное и характера движущего противоречия человеческой деятельности.
цированных смыслов перспективна, значима, стратегически «дееспособна», если внутри каждого из этих смыслов выявляется доминанта творческой деятельности. Она является системообразующим, сквозным императивом, пронизывающим и этим объединяющим и «Смысл жизни», и «жизненные смыслы» (в том числе, индивидуальные смыслы, смыслы философии жизни и т.д.).
В Заключении обобщаются результаты диссертационной работы, приводятся наиболее важные теоретические и практические выводы и предлагаются возможные пути дальнейшего исследования смысложизненной проблематики.
Основные идеи диссертации отражены в следующих публикациях:
Научные статьи и тезисы:
Подписано в печать 03.03.06. Формат 60*84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ 17.
Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии Издательства СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Рогальский, Евгений Иванович
Глава основы анализа творчества как смысла жизни
§1.Понятия «творчество» и «смысл жизни»: проблемы методологии исследования
§2.Эволюционно-синергетический подход как развитие классических версий смысложизненной проблематики
Глава анализ нроблемы творчества как смысла жизни человека
§1.Творчество сущностная характеристика человеческой деятельности и смысла жизни
§2.Соотношение понятий «Смысл жизни» и «жизненные смыслы» §З.Междисциплинарный статус понятий творчества и смысла жизни
§4.Творчество категорический императив человеческого существования
Заключение Библиографический снисок использованной литературы
Введение диссертации 2006 год, автореферат по философии, Рогальский, Евгений Иванович
1. Актуальность исследования. Проблема смысла человеческого бытия исторически являлась одной из наиболее значимых и концептуальных проблем при формировании мировоззренческих основ и практических шагов человечества. Целесообразно выделить два аспекта в раскрытии актуальности исследования: актуальность праксиологическую как настоятельную сегодняшнюю востребованность со стороны обидества и личности. И такая актуальность прямо следует из драматичности («излома») исторического процесса в контексте настоящего времени, характеризующегося ценностно-смысловой дезориентацией личности, ощущением «экзистенциального вакуума», бессмысленности существования, десоциализацией и т.д., что неизбежно актуализирует и поиск смысла жизни человека. Праксиологическая актуальность особенно значима в структуре информационного общества, поскольку, по мнению диссертанта, только внедрение в практику человеческого сообщества суждения о смысле жизни как творчестве может существенно способствовать эффективности и дееспособности всех составляющих личностного и общественного бытия; актуальность теоретическую как действенную востребованность со стороны развития самого философского знания (оно актуально всегда). Своего рода парадигма этого аспекта актуальности может быть представлена в виде трех основных составляющих: 1) теоретико-мировоззренческая социально-философская актуальность, связанная с попыткой онтологического снятия самого «вечного вопроса» о смысле жизни человека, с раскрытием действительной содержательности смысложизненной проблематики и использованием результатов такого раскрытия для сферы теоретического умозрения (социальной философии, аксиологии, культурологии и т.д.) и для реализации в практике индивида. Такое решение, по мнению диссертанта, возможно при выявлении «стрелы онтологического предпочтения».устремленной к вопросу: «Почему, по какой причине творчество есть смысл человеческого бытия?» вместо популярного и ныне вопроса: «С какой целью?»; 2) социально-философская эпистемологическая актуальность, обусловленная ростом объема и качества знаний при переходе от индустриальнотехнократического общества к информационному. Отсюда следует и востребованность такого общественного устройства, в котором наряду с гарантией фундаментальных прав на жизнь и свободу человека должно гарантироваться и право на труд как творческую деятельность; Ъ) методологическая актуальность, определяемая необходимостью проработки насущных вопросов смысла человеческого бытия на основе эволюционно-синергетического подхода как развития классических методов анализа смысложизненной проблематики. 2. Степень разработанности проблемы. В историко-философском рассмотрении проблема смысла жизни человека и творчества связывалась, как правило, с необходимостью выяснения подлинного назначения человеческого бытия, способа и характера укорененности его в мире. Понятие «смысла жизни», носившее во многом неотрефлексированный характер и отождествлявшееся часто с понятиями цели, сущности, предназначения, счастья и т.д., появилось в философской литературе лишь в эпоху Просвещения. В то же время осмысление феномена смысла жизни имплицитно присутствует при рассмотрении значительного числа проблем разных областей философского знания: онтологии, гносеологии, социальной философии и т.д. Анализ работ мыслителей Античности, Средневековья, периодов Возрождения и Пового времени показывает, что отсутствует системная проработка смысложизненной проблематики в аспекте прямого соподчинения смысла жизни и творчества. Шел процесс автономного осмысления творческой интенции человека и вопросов смысла его существования. Уже в античной философии формулируются и определяются основные подходы к рассмотрению сущности и назначения человека в мире, выявляется стремление к целостному и рациональному восприятию мира, человека и Вселенной. В смысложизненных исканиях Античности происходит постепенное движение мысли от космоса вне человека к космосу как порядку внутри него: от слепой судьбы (Гомер, Гесиод) к судьбе, зависящей от человека (Сократ, Аристотель и др.); от чувственных удовольствий (Аристипп) к разумным (Демокрит, Эпикур и др.); от личностного начала (Эпикур) к общественному (Платон, Аристотель). Органически целостным мировоззренческим «пластом» следует назвать традицию иррационального постижения смысла бытия человека, что относится к религиозному (в частности, христианскому) пониманию сущности человека, основанному на откровении: смысл индивидуальной человеческой жизни представлялся как обретение спасения и вечного блаженства, абсолютное бытие и абсолютная истина воплощались здесь в Богочеловеке (Ориген, Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин, Афанасий Великий, Григорий Богослов и др.). Постановка проблемы человека в центр мировоззренческих исканий в эпоху Возрождения а также возрастание роли научных исследований природы и общества в период Просвещения формируют новые альтернативы: смысл существования человека исходит не из абстрактного и сверхземного начала, а из природы самого человека. Характерны здесь следующие направления: попытка соединения судьбы характера человека (М.Монтень) с идеей о предначертанной судьбе (Г.В.Лейбниц); идея об индивидуальной судьбе (Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др.); поиск единства природных начал человека (М.Монтень, Т.Гоббс, К.А.Гельвеций) с его социальным началом (Ж-Ж.Руссо, Г.Спенсер); переход от идеи самопознания и самосовершенствования как цели служения Высшему существу (Р.Декарт, Б.Спиноза) к идее самосовершенствования как цели жизни личности. В философии Нового времени идеи антропоцентризма приобретают решающее значение. Существеннен вклад немецкой классической философии в формирование целей и смысла человеческого бытия (И.Кант, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегель). По И.Канту, смысл жизни не существует сам по себе, он в осознании человеком своего бытия, духа свободы, в его самоизменении и самореализации. Знаковым событием для Пового времени является поиск смысла жизни индивида в контексте постижения смысла истории (И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегель и др.).в философии Нового времени (за исключением Л.Фейербаха) человек перестал рассматриваться как чисто природное существо. Определяющим становится соединение природного и социального начал в человеке. Наконец, напрямую был поставлен вопрос о смысле жизни человека как «ядре» философской рефлексии. Нарастание кризиса классического рационализма и определенная секуляризация традиционных христианских ценностей (его апофеозом может быть назван «онтологический нигилизм» Ф.Ницше) вызвали переход от трансцендентности к имманентности (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр и представители «философии жизни» Ф.Ницше, В.Дильтей, О.Шпенглер, Г.Зиммель и др.). «Антропологический поворот», вызванный радикальными научными открытиями и переменами в научно-технической сфере, определил новое восприятие проблемы смысла жизни в философских течениях экзистенциализма и персонализма: в качестве объекта анализа рассматривается не абстрактный индивид, а становление и бытие личности; в ранг главного объекта философии возводится сам человек, его индивидуальное сознание, смысл его личного присутствия в мире (М.Хайдеггер, К.Ясперс, М.Бубер, Ж.-Н.Сартр, А.Камю, Э.Мунье, Г.Марсель, де Бавуар и др.). Следует особо выделить работу А.Бергсона «Творческая эволюция», которая значительно обострила проблему соединения творчества и «гранатного», по Бергсону, (т.е. бифуркационного, по сути), характера эволюционного развития. Отечественная философская традиция во многом была ориентирована на прояснение всегда сложной смысложизненной проблематики. Можно сказать, что ни одна национальная философия не уделяла этой теме столько внимания, как русская мысль. Идеи соборности, цельности в представлении роли человеческого начала в мире нашли место в подлинно гуманистических трудах Нила Сорского, Феофана Затворника, Нгнатия Бранчянинова, Иоанна Кронштадского (Сергиева) и др. Религиозная философия второй половины XIX и до середины XX веков в России, начиная с В.С.Соловьева, соотносит себя с традицией преимущественно метафизического рассмотрения цели и назначения человеческого бытия в мире. Нельзя не упомянуть здесь имена Е.Н.Трубецкого, В.В.Розанова, Н.А.Бердяева, Л.И.Шестова, Н.Булгакова, Л.Франка, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, Л.П.Карсавина, П.А.Флоренского, В.В.Зеньковского и других исследователей. В то же время А.И.Введенский рассматривает проблему смысла жизни человека как «проблему высокого творческого предназначения человека», а Л.М.Лопатин считает, что «задача жизни в ее всепроникающей творческой организации». Конец XX столетия и начало нового тысячелетия отражают интенсификацию поисков ответа на уже ставшие «вечными» вопросы смысла жизни. Немаловажная заслуга в этом отечественных мыслителей: А.Д.Александрова, Л.С.Батищева, М.Я.Боброва, В.В.Гречанного, П.П.Гайденко, И.Григорьева, А.В.Гулыги, А.А.Гуссейнова, А.Ф.Замалеева, М.С.Кагана, Л.П.Когана, И.С.Кона, Б.В.Маркова, В.В.Налимова, И.Т.Фролова, В.С.Степина, В.П.Щердакова и др. Тема смысложизненной проблематики, а также анализ роли творческого императива в становлении человеческого бытия практически всегда присутствуют в работах В.Д.Губина, В.А.Кутырева, К.С.Пигрова, В.П.Сагатовского, В.В.Шаронова, Б.Г.Юдина, В.Швырева, В.Э.Чудновского, М.Ш.Шведова, А.В.Брушлинского, А.С.Кармина, В.А.Разумного, а также В.П.Визгина, Ю.Г.Борзенкова, Г.С.Малыгина, И.Ш.Сафарова, А.Кожева, В.Антонова и др. Отдельно следует выделить работу «Смысл жизни в русской философии конца Х1Х-начала XX веков» под ред. А.Ф.Замалеева (СПб., 1995), симпозиум «Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений» (П.Повгород, 1992), работу «Современные проблемы смысла жизни и акме» (материалы VI-VII симпозиумов ПИ РАО, Москва Самара, 2002). Вместе с этим, тема смысла жизни, творчества и их соподчиненности имеет различные грани истолкования и теоретического рефлексирования. Становится очевидным, что назрела необходимость: во-первых, критического анализа смысложизненной проблематики и концепций творчества, построенных на основе преимущественно «эмпирико-исторического» обобщения фактов персонального и общественного бытия человечества; во-вторых, определить в самом эволюционном процессе развития материальных форм, социума и субъекта наличие такого основания, которое могло бы раскрыть и саму укорененность человека в Универсуме, и его смысложизненпые истоки; в-третыа, дистанцируясь от крайностей «творческой (креативной) онтологии» при анализе феноменов «смысла жизни» и «творчества», выявить соответствие данных эмпирического обобщения результатам эволюционно-синергетического подхода (в трактовке творчества как смысла жизни) для обоснования, в итоге, творчества в качестве категорического императива человеческого существования. 3. Объект исследования. Человек и мир, человек в мире. Человек как феномен современной ступени эволюционного развития материи, рассматриваемый в контексте био-социокультурной взаимообусловленности человеческого бытия с учетом индивидуальных и общественно-исторических взаимосвязей. 4. Предмет исследования. Предметом исследования выступает творчество человека в сфере смысложизненного постижения бытия. Творчество выявляется как специфическая особенность человеческого существования, необходимо следующая из эволюционного развития природных форм мироздания. 5. Целн и задачи исследования. Целью исследования является социально-философский анализ творчества как смысла жизни. Феномен творчества рассматривается как реализация единого эволюционного принципа (закона) развития материи применительно к такой иерархической форме бытия, какой является человек, человечество в целом. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: проанализировать этапы осмысления феноменов творчества, смысла жизни в истории философской мысли; эксплицировать понятие творчества в его смысложизненном истолковании, выявив существенные признаки и определив его место в структуре философских понятий; выявить специфику соотношения понятий «смысл жизни» и «жизненные смыслы», обусловливающих социокультурную ориентацию личности;
Заключение научной работы диссертация на тему «Творчество как смысл жизни человека»
Выводы по второй главе
3. Творчество определяется как способ реализации человеческой деятельности посредством открытия и/или изобретения нового качества. Человеческая деятельность, построенная на основе этого способа, носит название «творческой деятельности», «творческого акта» или совсем сокращенно (в формулировке самого способа) — как «творчество».
В результате диссертационного исследования нам удалось прояснить следующее.
4.0боснована «вертикальная» двухуровневость (двуплановость) представления феномена творчества, следующая из онтологической двухуровневое™ самой иерархической формы, какой является форма разумного существования материи: человечество (уровень общности) и человек (уровень субъекта, персоны, индивида).
Первый уровень определяет Смысл жизни как Творчество, как качество имманентное всему человеческому роду. И в этом случае речь идет о самом общем, феноменологическом, понимании Творчества как сущности, назначении человеческого рода в целом, человека «как такового». На втором уровне творчество выступает как предметно-духовная деятельность конкретного субъекта (персоны, индивида), как совокупный творческий акт индивида, включающий в себя инте-гративно-соподчиненные акты по конкретно-прикладным направлениям человеческой деятельности. И на этом уровне творчество реализуется как смысл жизни «данного» человека, как персонифицированный смысл, и получает в дальнейшем более употребительную словесную «оболочку» множественного числа в понятии «жизненные смыслы». Жизненные смыслы есть фракталы, «голограммы» Смысла жизни (Творчества).
Перечисленные позиции составляют некоторые направления настоящего исследования.
Исследование имеет прогностический характер, так как решение проблемы смысла жизни как творчества позволяет поставить ряд новых проблем:
— определение необходимости и достаточности в конкретной творческой деятельности индивида различных видов человеческой деятельности с точки зрения самореализации личности и полноты восприятия жизни;
— рассмотрение «нормативных» условий и критериев для «гармонического» соподчинения понятий свободы и творчества (как смысла жизни) в действующих и прогнозируемых структурах общества;
— подробное исследование взаимоотношений творческих интенций «через понятие» и «через образ» в единой совокупной человеческой деятельности;
— место и роль экзистенциальных характеристик персонифицированного бытия человека (счастья, любви, «приязни» и т.д.) с позиции творчества как смысложизненной основы человека.;
— осознание пределов использования, без существенных изменений, известного аппарата нелинейной динамики (теории катастроф, синергетики) при условии минимальности искажения реального творческого бытия человека и его модели;
Список научной литературы Рогальский, Евгений Иванович, диссертация по теме «Социальная философия»
1..Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003.
4. Антонов В. Ю. Второе лицо (Опыт преодоления культуры) Саратов: Изд-во
8. Ахлибининский Б.В. Философские проблемы синергетики // Философскиепроблемы современной научной и технической реальности. СПб., 1999. 1. С.163.
11. М.Бергсон А. Творческая эволюция / Пер. с фр. М. СПб.: Русская мысль, 1914.
13. Ы.Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
16. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
17. Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Деркач А.А. Человек и цивилизация в зеркале ак-меологии // Современные проблемы смысла жизни и акме. Москва Самара. Психологический институт РАО, 2002.
18. Бондаренко Ю.Г. Всеобщие законы мироздания. М.: Новый Центр, 2002.
19. Бранский В.П. Синергетическая концепция хаоса и порядка и её философское значение // Хаос и порядок. Семинар. СПб., 1997.
20. Бранский В.П. Философия физики XX века. СПб.: Политехника, 2003.
21. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология (теория самоорганизации индивидуума и социума). СПб., 2001.
22. Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. М., 1960.
23. Бриллюэн Л. Наука и теория информации. М., 1960.
24. Брушлинский А.В. Субъект, познание, действительность. К 70-летию
25. В.А.Лекторского. Рецензия // Вопросы философии. 2003. №8. С. 180.
26. Букш С.А. Творчество как вид социальной деятельности: Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1998.
27. Буратаев Ю.В. АБС физика / АБСолют, АБСтракция, АБСурд /. М., 2000.
28. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1990.
29. Визгин В.П. Жизнь и ценность: опыт Ницше // Жизнь как ценность. М. ИФ РАН., 2000.
30. ЗЛ.Визгин В.П. Анри Бергсон и экзистенциальная мысль // Вопросы философии.- 2004. №10. С. 165.
31. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997.-495 с.
33. Генисаретский О.И. Свобода сознания и мифопоэтическая традиция // Упражнения в сути дела. М., 1993.
34. ЗЪГенисаретский О.И. Воображение и ценностные взаимосвязи образа жизни и предметной среды // Ценности, образ жизни и жилая среда. М., 1987.
38. Губин В.Д. Жизнь как метафора бытия. М., 2003.
39. Дарвин Э. Храм природы. М., 1954.
40. Дарко Салас Соммер. Мораль XXI века / Пер. с нем., М.: ООО Издательский дом «София», 2004.
41. Делёз Ж., Гватшарди Ф. Что такое философия? СПб.: Алетейя, 1998.
43. ДелезЖ. Логика смысла: пер. с фр. М.: «Раритет», 1998.
46. Игноватов В.Ю. Смысл существования как взаимодействие социального и экзистенциального в человеке: Автореф. дис.канд. филос. наук. Барнаул, 2002.
47. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. СПб.: Политехника, 2003.
48. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
49. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн.1. СПб.: Петрополис, 2000.
50. Каган М.С. Методологические проблемы современной философии // VITA COGITANS. Выпуск №1. Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
51. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.
52. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1998.
55. Кант И. Сочинения в 6-ти Т. Т.6. М., 1966.
56. Какабадзе Э.М. Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля. Тбилиси.: Мецниеба, 1966.
60. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. СПб.: Издательство ДНК, 2001. С.210.
61. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997.
62. Киселёв JI.JI. От редукционизма к интегратизму // Человек., 2003. №4
64. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный признак в синергетике (опубликовано в сокращении как статья «Синергетическое расширение антропного принципа») / Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
65. Кобляков А.А. Синергетика, язык, творчество. // Синергетическая парадигма. М.: Прогресс-Традиция, 2002.8Ъ.Коваленко В.А. Организация творческого мышления // Вопросы философии. 2002. №8.
66. Коган И.О. Цель и смысл человеческой жизни. М., 1984.
67. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М., 1998.
68. Конституция США. М., 1987.
69. Котенко В.П. Анализ аксиосферы инженера с позиции творческого развития инженерной деятельности // Проблемы научного и технического творчества и системы культуры. СПб., 2000.
72. Круглое А.Н. Понятие трансцендентального у Канта в критический период // Вопросы философии, 2000. №4.
73. Купревич В.Ф. Русский космизм и современность // Антология философской мысли.-М., 1990.-С.150.
74. Кутырёв В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н.Н., 1994.
75. Кутырёв В.А. Разум против человека. М., 1999.
76. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психол. произв.: в 2-х Т., Т.2. М., 1983.02Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная. М.: Экономика, 2003.103Лосев А.Ф. История античной эстетики. — М.: Искусство, 1975. С.61.
79. Юб.Мананников И.В. Диалогическая природа творчества: Дис.канд. филос. наук.Томск, 2001.
80. Марахов В.Г. Модерн и постмодерн практической философии в России / Перспективы практической философии на рубеже тысячелетий. СПб., 1999.
81. Маркова Л.А. Нетождественное мысли бытие в философской логике // Вопросы философии, 2001. №6.
84. И.Налимов В. Спонтанность сознания. М., 1989.
85. МЪ.Наранхо К. Гештальттерапия. / пер. с англ. Воронеж: «МОДЭК», 1995.
86. Низовцев В.В. Время и место физики XX века. М.: Эдиториал УРСС. 2000.
87. Ницше Ф. Полное собрание соч., Т. XI. М., 1910.11 б.Нжолко В.Н. Творчество как инновационный процесс. Философско-онтологический анализ. Симферополь, 1991.
88. Ml.Окунь Л.Б. Фундаментальные константы физики // Успехи физических наук. Т. 161. В.9., 1991.
89. Ортега- и-ГассетХ. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
90. ОШО. Творчество. Высвобождение внутренних сил. СПб.: ИД «Весь», 2004.
92. Паринов В.Н. Современное общество и праксиология // История и тенденции развития науки на пороге XXI века. СПб. ТЭТУ., 2003.
94. Плеснер X. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию. М.: РОССПЭН, 2004.12вЛетров Ю.П. Информация и биосфера // Информационные проблемы изучения биосферы. М., 1992.
95. Пигров К.С. Инновации в научно-технической сфере: опыт современного прочтения. // Проблемы научного и технического творчества и системы культуры. СПб., 2000.
96. У1%.Пигров К.С. Социальная антропология как система // Очерки социальной антропологии. СПб.: Петрополис, 1999.
97. Платон Пир.- Сочинения: в Зт.- М., 1970. Т.2.- С.135.
99. Пригожим И. Кость ещё не брошена // Синергетическая парадигма. М., 2002.
100. Пригожим И., Николис Ж. Биологический порядок, структура и неустойчивости // Успехи физических наук. Т. 109. В.З., 1973.
101. Пригожим И. и Стемгерс И. Время. Хаос. Квант. М.: Прогресс, 1999.
102. Пригожим И. и Стемгерс И. Порядок из хаоса. М., 1996.
104. Прохоров М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека. Н.Н., 1998.
106. Разумник. О смысле жизни. СПб., 1910.
108. Риккерт Г. Философия жизни. Киев: Ника-Центр. «Вист-С», 1998.
109. Розенталь И.Л. Физические закономерности и численные значения фундаментальных постоянных // Успехи физических наук М., 1980.
112. Рогальский Е.И. Онтолого-культурологические аспекты смысла жизни, творчества, свободы // Актуальные проблемы науки в исследованиях российских и зарубежных учёных. М.:Компания Спутник +, 2000.
113. Рогалъский Е.И. Энтропия-информация i смысл жизни человека (Человеко-знание XXI века) // История и тенденции развития науки на пороге XXI века / отв.ред. В.П.Котенко. СПб., 2003.
114. Рогальский Е.И. К вопросу о категорическом императиве человеческого существования // Человек техногенной цивилизации на этапе перехода в информационное общество. Калининград. КТУ. (в печати).
115. Рогальский Е.И. Структуры творчества в поле бытования смысла жизни // Культурология на рубеже XX-XXI в.в. М.: АПРИКТ, 2001.
116. Рогальский Е.И, Шаронов В.В. Философско-культурологические аспекты соотношения творчества и смысла жизни // Проблемы научного и технического творчества и системы культуры / отв.ред. В.П.Котенко. СПб., 2000.
117. Рогальский Е.И, Шаронов В.В. Демократия и творчество (онтология проблемы) // Роль политических коммуникаций в становлении российской демократии. СПб., 2003.
118. Рогальский Е.И. Смысл жизни как метафора творчества. Монография. М., 2004.-300с.
119. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Часть 111: Антропология (Человек и Мир: укоренена ли Вселенная в Человеке?). Заключение: Мировоззрение для XXI столетия? СПб, ООО «Петрополис», 1999.
120. Сафаров ИШ. Философско-эстетические аспекты творчества: Авто-реф.канд. фи л ос. наук. Петрозаводск, 2001.
122. ХЪЪ.Свирский Я.И. Самоорганизация смысла (опыт синергетической онтологии). М., 2002.
123. Семенков В.Е., Исаков А.Н. Философское творчество: между Сциллой традиции и Харибдой авангарда // Вопросы философии, 2004. №4.
126. Смысл жизни. Антология / отв. ред. Н.К.Гаврюшин М.: Прогресс1. Культура, 1994.
127. Смысл жизни в русской философии конца XIX начала XX веков / отв.ред. А.Ф.Замалеев. СПб., 1995.
128. Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы У1-У11 симпозиумов ПИ РАО / под ред. А.А.Бодарева, В.Э.Чудновского и др. Самара: Изд-во «НТЦ», 2002.
129. Соколов Б. Г. Герменевтика метафизики. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.1 бб.Сороко Э.М. Структурная гармония систем. Минск, 1984.
130. Сороко Э.М. Атрибутивная полнота и целостность человека как интайроси-стемы // Экология и экософия сознания. Минск.: ВЭВЭР, 1999.
132. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2004.
133. ПО.Степин B.C. / Интервью с академиком РАН В.С.Степиным член-корр. РАН
134. И.Т.Касавина// Вопросы философии. 2004. №9. С.63.
136. Субетто А.Н. Творчество, жизнь, здоровье и гармония (этюды креативной онтологии). М., 1992.
137. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Из-во Сытина, 1918.
138. Тулъчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб.: Алетейя, 2002.
139. Тузов В.В. Синергетический подход в современном обществоведении // История и тенденции развития науки на пороге XXI века. СПб., 2003.
141. Фалъко В.К Информация как «новая реальность» // Труды первого российского философского конгресса. Т.5. СПб., 1997.
143. Франка В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
145. JСакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М., 1991.
147. ХазенА.М. Разум природы и разум человека. М., 2000.
149. Хайтун С Д. Эволюция Вселенной // Вопросы философии. 2004. №10. С.90.
150. Чемберс Р. Естественная история мироздания. М., 1963.9А.Чернавский Д.С. О методологических аспектах синергетики // Синергетическая парадигма. М., 2002.
151. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997.
152. Шаронов В.В. Антропологическая экспертиза: содержание и основные проблемы // Клио. Журнал для ученых. 1997. №1 (7).198Шведов М.Ш. Человек как незавершенная завершенность // Вопросы философии, 2004. №2.
153. Штеренберг М.И. Физическая сущность жизни и начала теории организованных систем. М., 2003.
154. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». СПб.:Алетейя, 1992.
155. Эйген М. Молекулярная самоорганизация и ранние стадии эволюции. // Успехи физических наук. Т.109. В.3.,1973.
156. Экософия и экология сознания. Минск: «ВЭВЭР», 2000. С.98-105.
157. Юб.Энгельмейер П.К. (инженер) Теория творчества. СПб., 1910.
158. Энциклопедический словарь Карданахи. СПб., 1895.
160. Юдин Б.Г. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии, 2004. №2.210Якимец К.И. Своё и чужое // Вопросы философии, 2003. №11. С.32.
161. Nageli C. Mechanisch physiologische Theorieder Abstammungslehre. Munchen. Leipzig: Druck und Verlag, 89.
162. PCBE Transcripts (March.6, 2003) Session 3 (http: // www. bioethics. gov).
164. The Correspondence of Isaac Nowton. Vol. 3. Cambridge: CambridgeUniv/ Press, 1961.
165. Prigogine J. The Philosophy of instability // Futures, 1989. August. P. 397.