Творчество как высшая форма труда

Творчество как высшая форма труда

Сочетание репродуктивных и творческих элементов в деятельности человека

Критерии творчества.

Конечно, самый важный критерий творчества – новизна, качественно новые ценности. Далее по значимости – соответствие либо удовлетворение растущих общественных потребностей, общественно-историческая уникальность, оригинальность и самобытность. Существуют и другие критерии творчества, такие, например, как неочевидность решения, оптимальность, продвижение вперед развития человечества и прочее.

Без «вкраплений» репродуктивной деятельности ни один творец не обходится. Но даже в случаях, когда цель задается ему обстоятельствами или людьми, он преобразует ее таким образом, что она, воплощаясь, дает невиданный результат.

Пример о Михаиле Калашникове.

Найти творчество в чистом виде трудно. Везде есть переплетения репродуктивного и творческого. Все дело в соотношении того и другого, в том, что является доминантным, главным.

Теперь вернемся к материальным и духовным потребностям. Их у людей весьма много. Чтобы получать определенные предметы для их удовлетворения, оказываются необходимы соответствующие области творчества. В каждой из областей действуют свои собственные законы – и это составляет их специфику. Эта специфика отражается в представлениях людей о характерных чертах творческих продуктов.

В целом эти представления имеют большое значение. В процессе разделения труда, в процессе специализации творчества они совершенствуются на базе научного знания, уточняются и начинают выступать как порождающие модели того или иного вида творческой деятельности, поддающиеся освоению.

Однако во всех этих порождающих моделях таится такая опасность для творчества как стандартизация. Люди с невысокими творческими потенциями подвергаются ей часто. Вы же слышали такое определение – «ремесленник». Оно как раз и говорит о том, что в данном случае оторваться от порождающей модели не удалось. Пример тому множество, однотипных скучных материалов в СМИ.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Творчество как высшая форма труда

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

ГЛАВА 1
Творческая деятельность. Основные понятия
1.1. Понятие творчества.
Творчество как высшая форма труда

1.2. Специализированный характер творчества в журналистике

1.3. Формы организации творческой деятельности журналиста

1.4. Структура творческого процесса

1.5. «Муки творчества». Трудности и секреты их преодоления

ГЛАВА 2
Источник — автор — произведение
2.1. Массовые информационные потоки

2.2. Механизмы формирования массовых информационных потоков

2.3. Познание действительности.
Виды и методы познавательной деятельности журналиста

2.4. Основные способы получения информации

2.5. Факторы, определяющие соотношение индивидуального и коллективного начал в профессиональной деятельности журналиста

2.6. Технические средства в творческом процессе

2.7. Взаимодействие с другими участниками информационного процесса

ГЛАВА 3
Журналистское произведение
3.1. Журналистское произведение как особый информационный продукт

3.2. Специфика темы, идеи и структурнокомпозиционное решение

3.3. Стадии создания произведения

3.4. Штампы и стереотипы в журналистских произведениях

3.5. Общее и особенное в материалах для печатной и электронной прессы

ГЛАВА 4
Жанрообразование в СМИ

4.1. Жанрообразующие факторы в СМИ различной типологии

4.2. Влияние содержания (события) на форму (жанр и стиль)

4.3. Особенности работы над материалами разных жанров. Целевая аудитория СМИ

4.4. Соотношение «факт — автор» в журналистских произведениях разных жанров

ГЛАВА 5
Система журналистских жанров
5.1. Новостные (информационные) жанры

5.2. Проблемно-аналитические жанры

5.3. Художественно-публицистические жанры

5.4. Сатира и юмор в СМИ. Фельетон

5.5. Основы художественной критики. Рецензия

5.6. Интервью как особый жанр журналистского произведения

5.7. «Без комментариев» как метод и как жанр

ГЛАВА 6
Профессиональные обязанности журналиста
6.1. Система профессиональных обязанностей журналиста

6.2. Создание особого типа авторских произведений (информационных продуктов)

6.3. Компоненты журналистской деятельности

6.4. Состав профессиональных обязанностей журналиста

ГЛАВА 7
Нормативно-правовые и профессиональноэтические регуляторы журналистского поведения

7.1. Чего требует от журналиста профессиональная этика?

7.2. Основные нормативно-правовые
документы, регулирующие поведение журналиста

7.3. Актуальные этические проблемы журналистского творчества

Источник

Седьмой шаг. Творчество – высшая форма труда

Почему высшая? Почему форма труда? В чём высота и в чём труд и, может быть, трудность?

Однако вот фрагмент важного для мыслящих людей интервью; отец кибернетики Норберт Винер отвечает пытливому журналисту, задающего учёному самые актуальные вопросы, связанные с отношением «человек и машина»:

Вопрос. Согласны ли Вы с прогнозом, который мы иногда слышим, что дело идёт к созданию машин, которые будут изобретательнее человека?

Ответ. Осмелюсь сказать, что если человек не изобретательнее машины, то уже слишком плохо. Но здесь нет убийства нас машиной. Здесь просто самоубийство.

Обратим внимание на мысль Н. Винера: если машина изобретательнее человека, то это уже очень плохо.

Участники диалога не говорят о «творчестве», но имеют в виду именно эту способность, ценнейшую, уникальную, присущую человеку.

О птице не скажешь, что она творчески вьёт гнездо. Ей нельзя. Птенцы могут выпасть из творческого, то есть по-новому построенного гнезда. Поэтому каждое очередное гнездо птица создаёт со стремлением как можно точнее воспроизвести предыдущую модель. И пока птица умеет это делать, её вид имеет шансы уцелеть. Птичий конвейер иначе расположен во времени и пространстве, чем ленты-транспортёры, по которым продвигаются детали выдуманной человеком машины, но сходство этих процессов несомненно: воспроизведение. Точное повторение. Не-творчество.

А человеку можно. Только о человеке сказано, что он создан по образу и подобию Божию. Почему? Почему не о кашалоте, кенгуру или редкой розовой чайке?

Не будь у человека способности к творчеству и свободы воли, у него не было бы и никакой ответственности ни перед себе подобными, ни перед природой. Змея ни перед кем не отвечает за укус.

У любого творчества есть этапы. Остроумный афоризм гласит: «Мастерство – это когда что и как приходят одновременно». То есть все творческие стадии как бы схлопываются, и результат волшебно проявляется будто сам собой. И всё-таки что за стадии должны схлопнуться, чтобы родилось целостное произведение, которое будет оценено и воспринято?

Сейчас принято говорить о пяти ступенях.

Подготовка: сбор информации, анализ фактов, обобщение данных. Исследовательско-аналитическая процедура. Концентрация: сосредоточение умственных усилий на проблеме, отдельных фактах, системе фактов. Возникновение фрустрации, то есть умственного затруднения. Стремление преодолеть барьер затруднений. Спады и подъёмы напряжения. В результате — наплыв идей. Инкубация идей: все идеи, возникшие в процессе концентрации, передаются в подсознание, где они группируются. Личностная цензура сначала подвергает их моральному и ценностному тестированию, а затем передает в высшие этажи психики. Просветление: вспышки «ага-переживаний»: «Ага! Вот где собака зарыта!» «Теперь все ясно!» и т. п. Анализ и синтез: исследование результатов творчества на уровне логического анализа. Оценка «диких идей».

Кто выстроил эту последовательность? Конечно, учёные. Попробуйте предъявить данную схему поэтам или композиторам! Засмеют. Обидятся. Гораздо легче её воспринимают креативные сотрудники рекламных агентств, которым, как и журналистам, постоянно приходится творить по графику и в рамках заказа (журналист – в определённых рамках концепции его СМИ). Поэтому и приходится хоть раз да подумать над шагами, этапами своего творчества, чтобы потом все стадии слились в будто бы единый взрывной поток.

Никто из нас, конечно, не хочет выглядеть роботом, а исключительно творческой личностью. Пожалуйста. Сколько угодно, однако творчество творчеству рознь, и главное отличие журналистов от тех же композиторов – в диком скоростном режиме, от которого журналистов не может избавить никакая сила на свете. Подумайте: вы готовы творчески работать на износ, по жёсткому графику, оставаясь всегда адекватным? Крайне важный вопрос. Я говорю об этом так сурово, поскольку молодые таланты, объясняя свой приход на журфак, говорят о стремлении к самовыражению. По моему мнению, для начинающего, а особенно для зрелого журналиста это порочная установка. Самовыражение может быть побочным явлением, но не целью журналистского труда.

Острота этих случаев и проистекает из безответственности, которая в свою очередь исходит из безудержного стремления к самовыражению. Замкнутый круг.

Творчество журналиста принципиально отличается от других видов творчества. Сознательное и честное посредничество между миром и миром же требует такого мощного напряжения всех творческих потенций человека, такого виртуозного умения чётко остановить мгновение, что сравниться с этой профессией не может ни одна другая.

В любом творчестве, но в журналистском особенно, применимо важное практическое правило: нельзя ждать вдохновения. Ежедневный настрой на труд сам вызовет и вдохновение, и даже озарение.

Загадка творчества всегда манила и манит исследователей. Современный подъём науки и техники столь мощен, что почти невозможно предсказать, о каких ещё открытиях вы узнаете через два-три года. Не исключено, что вновь встанет, на ином уровне, проблема под старинным названием «тайна творчества», когда появится новое поколение компьютеров.

Обязательно запомните правило творческой безопасности.

Чтобы не заболеть на такой напряжённой работе, как журналистское творчество, надо всегда оставаться самим собой. Но чтобы господин сам собой функционировал качественно, продуктивно и полезно для других, он должен быть чистым. Даже простое свежевымытое оконное стекло, незаметное глазу, всё равно посредничает между объектом и субъектом наблюдения, определённо искажая картинку. Что же говорить о человеке, который уже вырос, напитался культурой и выбрал профессию? Он уже полон и воззрений, и мнений, и предрассудков, он уже не сказитель, а исказитель по определению. Хоть чуть-чуть, но искажает. Что же делать? Профессия требует объективности отображения, а объективность, получается, невозможна?

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)

Источник

От редакции: Мы продолжаем публиковать «Азбуку журналиста» для тех, кто интересуется журналистикой. И не только. Предыдущие главы, Вы можете прочесть на персональной странице автора

Почему высшая? Почему форма труда? В чём высота и в чём труд и, может быть, трудность?

Однако вот фрагмент важного для мыслящих людей интервью; отец кибернетики Норберт Винер отвечает пытливому журналисту, задающего учёному самые актуальные вопросы, связанные с отношением «человек и машина»:

Вопрос. Согласны ли Вы с прогнозом, который мы иногда слышим, что дело идёт к созданию машин, которые будут изобретательнее человека?

Ответ. Осмелюсь сказать, что если человек не изобретательнее машины, то уже слишком плохо. Но здесь нет убийства нас машиной. Здесь просто самоубийство.

Обратим внимание на мысль Н. Винера: если машина изобретательнее человека, то это уже очень плохо.

Участники диалога не говорят о «творчестве», но имеют в виду именно эту способность, ценнейшую, уникальную, присущую человеку.

О птице не скажешь, что она творчески вьёт гнездо. Ей нельзя. Птенцы могут выпасть из творческого, то есть по-новому построенного гнезда. Поэтому каждое очередное гнездо птица создаёт со стремлением как можно точнее воспроизвести предыдущую модель. И пока птица умеет это делать, её вид имеет шансы уцелеть. Птичий конвейер иначе расположен во времени и пространстве, чем ленты-транспортёры, по которым продвигаются детали выдуманной человеком машины, но сходство этих процессов несомненно: воспроизведение. Точное повторение. Не-творчество.

А человеку можно. Только о человеке сказано, что он создан по образу и подобию Божию. Почему? Почему не о кашалоте, кенгуру или редкой розовой чайке?

Не будь у человека способности к творчеству и свободы воли, у него не было бы и никакой ответственности ни перед себе подобными, ни перед природой. Змея ни перед кем не отвечает за укус.

Сейчас принято говорить о пяти ступенях.

· Подготовка: сбор информации, анализ фактов, обобщение данных. Исследовательско-аналитическая процедура.

· Инкубация идей: все идеи, возникшие в процессе концентрации, передаются в подсознание, где они группируются. Личностная цензура сначала подвергает их моральному и ценностному тестированию, а затем передает в высшие этажи психики.

· Просветление: вспышки «ага-переживаний»: «Ага! Вот где собака зарыта!» «Теперь все ясно!» и т. п.

· Анализ и синтез: исследование результатов творчества на уровне логического анализа. Оценка «диких идей».

Острота этих случаев и проистекает из безответственности, которая в свою очередь исходит из безудержного стремления к самовыражению. Замкнутый круг.

Творчество журналиста принципиально отличается от других видов творчества. Сознательное и честное посредничество между миром и миром же требует такого мощного напряжения всех творческих потенций человека, такого виртуозного умения чётко остановить мгновение, что сравниться с этой профессией не может ни одна другая.

В любом творчестве, но в журналистском особенно, применимо важное практическое правило: нельзя ждать вдохновения. Ежедневный настрой на труд сам вызовет и вдохновение, и даже озарение.

Загадка творчества всегда манила и манит исследователей. Современный подъём науки и техники столь мощен, что почти невозможно предсказать, о каких ещё открытиях вы узнаете через два-три года. Не исключено, что вновь встанет, на ином уровне, проблема под старинным названием «тайна творчества», когда появится новое поколение компьютеров.

Обязательно запомните правило творческой безопасности.

Чтобы не заболеть на такой напряжённой работе, как журналистское творчество, надо всегда оставаться самим собой. Но чтобы господин сам собой функционировал качественно, продуктивно и полезно для других, он должен быть чистым. Даже простое свежевымытое оконное стекло, незаметное глазу, всё равно посредничает между объектом и субъектом наблюдения, определённо искажая картинку. Что же говорить о человеке, который уже вырос, напитался культурой и выбрал профессию? Он уже полон и воззрений, и мнений, и предрассудков, он уже не сказитель, а исказитель по определению. Хоть чуть-чуть, но искажает. Что же делать? Профессия требует объективности отображения, а объективность, получается, невозможна?

Источник

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Производство Творчество как высшая форма труда. Смотреть фото Творчество как высшая форма труда. Смотреть картинку Творчество как высшая форма труда. Картинка про Творчество как высшая форма труда. Фото Творчество как высшая форма трудаТворчество как высшая форма труда

Сочетание репродуктивных и творческих элементов в деятельности человека

Критерии творчества.

Конечно, самый важный критерий творчества – новизна, качественно новые ценности. Далее по значимости – соответствие либо удовлетворение растущих общественных потребностей, общественно-историческая уникальность, оригинальность и самобытность. Существуют и другие критерии творчества, такие, к примеру, как неочевидность решения, оптимальность, продвижение вперед развития человечества и прочее.

Без «вкраплений» репродуктивной деятельности ни один творец не обходится. Но даже в случаях, когда цель задается ему обстоятельствами или людьми, он преобразует ее таким образом, что она, воплощаясь, дает невиданный результат.

Пример о Михаиле Калашникове.

Найти творчество в чистом виде трудно. Везде есть переплетения репродуктивного и творческого. Все дело в соотношении того и другого, в том, что является доминантным, главным.

Теперь вернемся к материальным и духовным потребностям. Их у людей весьма много. Чтобы получать определœенные предметы для их удовлетворения, оказываются необходимы соответствующие области творчества. В каждой из областей действуют свои собственные законы – и это составляет их специфику. Эта специфика отражается в представлениях людей о характерных чертах творческих продуктов.

В целом эти представления имеют большое значение. В процессе разделœения труда, в процессе специализации творчества они совершенствуются на базе научного знания, уточняются и начинают выступать как порождающие модели того или иного вида творческой деятельности, поддающиеся освоению.

При этом во всœех этих порождающих моделях таится такая опасность для творчества как стандартизация. Люди с невысокими творческими потенциями подвергаются ей часто. Вы же слышали такое определœение – «ремесленник». Оно как раз и говорит о том, что в данном случае оторваться от порождающей модели не удалось. Пример тому множество, однотипных скучных материалов в СМИ.

Читайте также

Сочетание репродуктивных и творческих элементов в деятельности человека Критерии творчества. Конечно, самый важный критерий творчества – новизна, качественно новые ценности. Далее по значимости – соответствие либо удовлетворение растущих общественных. [читать подробенее]

Сочетание репродуктивных и творческих элементов в деятельности человека Критерии творчества. Конечно, самый важный критерий творчества – новизна, качественно новые ценности. Далее по значимости – соответствие либо удовлетворение растущих общественных. [читать подробенее]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *