Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами

УЧИМСЯ МЕДЛЕННО ЧИТАТЬ ТЕКСТ

XI. Запишите отрывок из стихотворения Давида Кугультинова. Подчеркните деепричастия и наречия как члены предложения.

Наш Пушкин! Он вовеки жив,
Вовеки не старея,
Он, зрелость с юностью скрестив,
Всех мудрецов мудрее!

1. Определите основную мысль этих строк.
2. Подберите синонимы к словам: вовеки, мудрый. Чем различаются слова, входящие в ряд синонимов?

УМНЫЙ, мудрый; башковитый, мозговитый (прост.); премудрый, вещий (уст.) а в знач. сказ. : с головой; семи пядей во лбу (шутл.)

3. Выучите отрывок наизусть. Подготовьтесь к выразительному чтению и письму по памяти. Запишите, сверьте написанное.
4. Подчеркните грамматические основы, объясните знаки препинания.
5. К сочинениям на какие темы эти строки можно использовать в качестве эпиграфа?

XII. Прочитайте отрывок. Какие слова повторяются? Что достигается благодаря их повтору?

Вспоминаю о Пушкине
В январе поутру.
Вспоминаю о Пушкине
На осеннем ветру.
Вспоминаю о Пушкине
В шуме вешних речей.

Вспоминаю о Пушкине
В блеске белых ночей.
Он бредет неприкаянный
Сквозь поля в синеве.
Вот живет он в Михайловском.
Вот идет по Москве.

1. Какова главная мысль текста?
2. Какой синоним к глаголу идти используется в тексте? Запишите ряд синонимов. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

ИДТИ 1. ступать, шагать, семенить (разг.) / торжественно: шествовать, выступать, плыть; / медленно, с трудом: брести, плестись.

3. Какова стилистическая окраска слов: поутру, вешний?

ВЕСЕННИЙ; вешний (уст. и обл.) (Из Словаря синонимов).
ПОУТРУ, нареч. (разг.). Рано утром. (Из Cловаря русского языка Ожегова)

XIII. Запишите отрывок из повести Ивана Васильева «Печаль моя полна тобою. » (безответные письма другу). Каково происхождение названия повести? Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

1. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
2. Объясните: на основе чего текст делится на абзацы? Определите микротему (микротемы) каждого абзаца. Каковы особенности последнего абзаца? Что делает его заключительной частью текста? Составьте план текста.
3. Докажите, что 1-й абзац является описанием, а 3-й – повествованием. Подтвердите примерами из данного текста мысль о том, что в описаниях обычно используется параллельная связь между предложениями, а в повествовании – цепная.
4. Определите тему, основные мысли текста. Озаглавьте текст.
5. В каких значениях употребляется в тексте многозначное слово земля?
6. Каковы роль и особенности употребления в тексте синонимов (юные, молодые; просит, молит; величественный, величавый) и антонимов (белый – черный, старые – молодые)? Какие темы, противопоставленные друг другу, звучат в тексте?
7. Выпишите из текста несколько словосочетаний, в которых зависимыми словами являются наречия. Произведите разбор одного из словосочетаний.
8. Какова роль в тексте восклицательных предложений, предложений с обращением, прямой речью?
9. Подчеркните грамматические основы в предложениях первого абзаца. Каковы особенности порядка слов в текстах-описаниях?
10. Составьте схему одного из сложных предложений.
11. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать особенности пунктуации в предложениях с однородными членами и обобщающими словами?
12. Произведите пунктуационный разбор текста.
13. Подготовьтесь к пересказу текста. Напишите изложение, стараясь сохранить особенности авторского стиля (повествование от 1-го лица).
14. Проверьте запись текста, используя материал словарного диктанта.

Словарный диктант

Прошел, огляделся, непревзойденная краса России, на опушке заречного леса, березник (березняк), царственно величавый, в отшумевшем разливе, распустились, разъяв, разбудить, весенний гром, белая-белая пена, навстречу загадочному грому, черные ивы, прихлынувшая радость, безудержный пир, величественное и бессмертное торжество жизни, юный.

Какие из слов (словосочетаний) можно назвать ключевыми для данного текста?

XIV. Прочитайте отрывки из повести, которую И.Васильев посвятил памяти умершей жены (повесть состоит из писем). Какова роль предложений с обращениями? Как осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

1) 20 апреля 1977 года. Усть-Держа.
Здравствуй, домик тихий, приют души осиротелой! Я твой порог переступаю с тоской и страхом: надолго 2 ли приютишь меня и дашь ли сил, чтоб песнь сложить свою последнюю?
Все памятно мне здесь, все мило. Обнять готов березку у крыльца, ходить (без)устали проторенной тропой, искать следы, (не)смытые дождями, просить у ветра возвратить твой голос, смех и песню грустную, что пела иногда перед закатом солнца у крыльца.

2) 12 апреля 1977 года. Великие Луки.
. Я любил сажать деревья, сажал везде, где мог, и это всегда приносило радость, а сегодня сажал свое первое печальное дерево.4
Живи же, друг мой вечный, в тихом шелесте листвы, я шум ее приду послушать и горести свои поведать, иного утешенья не дано.

1. Объясните значение слов приют, проторенный.
2. Подберите синонимы к словам: без устали, грустный.
3. Выпишите несколько словосочетаний, в которых зависимыми словами являются прилагательные. В чем необычность порядка слов в этих словосочетаниях? Для каких произведений словесности это характерно?
4. Объясните подчеркнутые орфограммы и знаки препинания.

XV. Запишите высказывания поэта С.Я. Маршака и ученого-филолога А.А. Потебни, используя предложения с прямой речью.

1) Литературе так же нужны талантливые2 читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.

2) Понимание есть повторение процесса творчества в измененном порядке.

(Толковый словарь русского языка)

Запишите предложение:
Творчество – это.

3. Рассмотрите опорные записи:

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами

Какая из записей отражает творческую деятельность писателя, а какая – читателя?
Докажите, что процесс чтения текста, когда мы стремимся к пониманию, разгадке авторского замысла, – это тоже творчество.

4. Напишите сочинение на одну из тем:
Что это значит – быть талантливым читателем?
Как надо читать книги?
Чтение – это мое любимое занятие.
Чтение хорошей книги – это духовное общение с добрым, умным человеком.
Моя любимая книга.

Источник

Как доказать что это текст?

Вы написали текст, а вам не верят и говорят что это всего лишь предложения

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами

Любой текст несет в себе некую информацию, и не важно длинный это текст или совсем короткий, но все в нем служит для того, чтобы донести эту информацию, эту мысль до читателя.

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами

Конечно, не всякий набор предложений носит название текст.

Текстом можно назвать только связанные между собой одной мыслью и темой предложения, много их или мало.

Доказать, что перед вами текст можно так:

Нужно прочитать его, обозначить единую мысль и тему, проследить логику высказываний, если таковых нет, то перед вами лишь отдельные предложения.

Предложения в тексте связываются либо словами (например, союзами), либо смыслом.

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами

Для начала прочитайте этот текст в слух, потом постарайтесь отметить логическую связь между предложениями, кратко расскажите смысл этого текста, его основную идею. Тогда вы с легкостью докажите что это текст, так как в тексте все предложения имеют логическую связь между собой, текст имеет свой смысл (суть, о чем рассказывается и так далее). Еще текст должен постоянно поддерживать мысли одного «сюжета» или одной логической цепочки. Вот тогда это будет по настоящему текст.

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами

Любое, связанное между собою логически и синтаксически количество предложений, и есть текст. Любой человек должен без объяснений и доказательств понимать что перед ним именно текст, просто нужно показать связь между предложениями, если человек ее сразу не видит.

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами

Источник

Средства и способы связи предложений в тексте

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацамиТекст — это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.

Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.

Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.

Способы связи предложений в тексте

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

Цепная связь

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацамиЭто самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.

Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

Параллельная связь

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацамиПри использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется — централизованная.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:

Это интересно: определение и виды обстоятельств в русском языке.

Вот пример абзаца, построенного по этой схеме:

Наш кот Василий — вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.

У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:

Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка

Сочетание разных способов связи

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацамиЦепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день — с цепной.

Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:

Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.

Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое — с помощью цепной.

Средства связи предложений в тексте

Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Лексические средства

Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:

1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:

В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

2. Однокоренные слова:

Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.

3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.

Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.

Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.

4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:

И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.

5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

6. Слова на одну и ту же тему:

Наступила зима. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:

1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:

Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.

2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:

Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.

3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:

Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.

4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:

Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.

5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства

Их тоже можно разделить на пять категорий:

1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:

Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.

2. Парцелляция — оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.

Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.

3. Неполные предложения:

Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:

Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.

Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!

5. Использование прямого и обратного порядка слов:

Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:

Источник

Основные виды взаимоотношений между абзацами в тексте

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами

общее суждение

1.Конкретизация (дедуктивный тип)

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами

2.Последовательный переход к следующему аспекту, явлению, проблеме (в этом случае предыдущий и последующий абзацы, как правило, находятся в отношениях конкретизации с одним из предыдущих абзацев)

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами

тезис

3.Доказательство, иллюстрация

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами

4.Подведение итогов, суммирование (в подобных случаях последующий абзац может суммировать несколько предыдущих или даже весь текст)

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами

Предложения в абзаце соединяются цепной и параллельной связью.

Цепная связьреализуется посредством повторения в том или ином виде какого-либо члена предыдущего предложения или развертывания части его структуры. (1 предл. → 2 предл. → 3 предл….) Например:

Все люди стремятся к счастью и желают счастья своим близким. Но что такое счастье? Вряд ли кто-нибудь сможет дать определение этому понятию.

При параллельной связипредложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются (средства связи – параллелизм, анафора, единый видо-временной план, одинаковый порядок слов).

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами1 предл.

2 предл. 3 предл. 4 предл.

Например: С точки зрения печной трубы, у всех кухонных домочадцев довольно-таки нелепые заботы. Кран с утра до вечера заполняет водой одни и те же ведра. Плита подогревает одни и те же чайники, кастрюли и сковородки. Топор, кроме дров, ничего не хочет рубить.

Т.о., основные коммуникативные элементы (единицы) текста – это предложения (высказывания, фразы), ССЦ и др. текстовые блоки, а также абзацы. Все остальные единицы языка принимают участие в оформлении текста как строевые элементы, как правило, они выступают как средства межфразовой связи.

Межфразовая связь – это связь между предложениями, ССЦ, абзацами, главами и другими частями текста, организующая его смысловое и структурное единство. Обнаруживается эта связь благодаря различным средствам, ее выражающим.

Источник

Комплексная работа с текстом –

средство подготовки к зачетам, экзаменам, контрольным заданиям

9 – 11-е классы

XX. Подготовьтесь к свободному диктанту.

1. Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
2. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
3. Объясните значение слов воззрение, сюжет, профессионализм.
4. Подберите синонимы к вводному слову разумеется.
5. Составьте схемы сложных предложений.
6. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
7. Самостоятельно сформулируйте задания, направленные на повторение орфографии.

XXI. Прочитайте отрывок из предисловия, написанного Л.Озеровым к книге его стихов.

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
3. Объясните значение слов пластика, мелодика, сентиментальность, исповедь.
4. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
5. Подберите синонимы к вводному слову по-видимому.
6. Произведите разбор словосочетаний стихотворная речь, искусно расставленные, передать в слове, оставлять наедине.
7. Объясните орфограммы и пунктограммы.
8. Выполните разные виды разбора.
9. Подготовьтесь к выразительному чтению.

а) три, третий, тройственный, трое;
б) не основывается на пережитом, не могло не сказаться, не мог назвать.

XXIII. Запишите отрывок из предисловия поэта Л.Озерова к книге его стихов. Подчеркните грамматические основы предложений.

Каждое стихотворение – даже для человека, ежедневно пишущего стихи, – неожиданность. Ожиданием неожиданности предстает день поэта. Со стороны это кажется привлекательным и даже таинственным. Но это – адова работа. Круглосуточная вахта. Да еще у самого сердца. Главное для поэта – не пропустить лирический момент. Потом явятся и точные строки, потом и текст будет отделан. Надо схватить настроение, мысль, образ, закрепить их на бумаге.
В момент работы каждое стихотворение – это радость, даже восторг.

1. О чем этот текст?
2. Докажите, что это текст. Укажите средства связи между предложениями.
3. Подберите синонимы к прилагательному таинственный.
4. Какими примерами из текста можно подтвердить правила постановки тире?
5. Укажите односоставное предложение, определите его тип и роль в тексте.

XXIV. Зрительный диктант.

Новизна бесконечна,
Как полет в голубое.
Новизна – это вечно
Недовольство собою.

Новизну не боятся
Отличать все народы
От новинок, новаций
И от новшеств, от моды.

1. Какова роль однокоренных слов в этом тексте?
2. Выпишите рифмующиеся слова парами, укажите части речи.

XXV. Прочитайте отрывок из статьи писателя В.Каверина. Докажите, что это текст публицистического стиля.

1. Отрывок является началом статьи. Какие особенности зачина текста мы видим в этом отрывке?
2. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

XXVI. Запишите, подчеркните грамматические основы.

XXVII. Прочитайте отрывок из статьи В.Каверина «Сны наяву», посвященной творчеству М.Булгакова. Укажите ключевые слова.

Я невольно завидую свободе, с которой 3 написан роман «Белая гвардия». В нем чувствуется не оглядывающаяся 6 назад свежая, молодая сила. Ясный, участливый 2 голос звучит естественно, просто.
В этом самом поэтическом из произведений Булгакова высокое поэтическое настроение нигде не исключает вседневности, которая воплощена 6 с беспощадностью историка-очевидца. Вся книга мягко озарена поэтическим светом. Сны плывут в ней рядом с вседневностью, близко, бок о бок, как бы подчеркивая, что действительность – это не сон, даже если она очень похожа на сон.
. Сны перекликаются, сны подают друг другу руки. Наконец на последней странице романа неизвестно откуда взявшийся маленький Петька Щеглов видит 3 во сне сверкающий алмазный шар, бежит за ним и догоняет, задыхаясь от радостного смеха. Петька Щеглов, которому Булгаков отдал эту страницу, чтобы читатель не забыл, что жизнь прекрасна.

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.
2. Укажите языковые средства связи между предложениями, между абзацами.
3. Выпишите причастия и деепричастия. От каких глаголов они образованы?
4. Какова роль в тексте предложений с однородными членами?

XXVIII. Запишите начало рассказа В.Астафьева «Ясным днем», подчеркните грамматические основы предложений.

Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Смотреть картинку Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Картинка про Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацами. Фото Докажите что это текст как осуществляется связь между предложениями между абзацамиИ в городе падал лист. С лип – желтый, с тополей – зеленый. Липовый 2 легкий лист разметало по улицам и тротуарам, а тополевый лежал кругами возле деревьев, серея шершавой изнанкой. 4
И в городе, несмотря на шум, суету, многолюдство, тоже сквозила печаль, хотя было ясно по-осеннему 6 и пригревало.

1. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
2. Придумайте предложения, в которых слово ясно является: а) наречием, б) кратким прилагательным.
3. Составьте схему последнего предложения.
4. Объясните орфограммы и пунктограммы.

XXIX. Запишите, объясните орфограммы и пунктограммы.

1. Докажите, что это художественный текст.
2. Объясните значение слов этюд, жухлый.
3. Какова роль в тексте предложений с однородными членами?

XXX. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений.

На поселок опустилась ночь. Из низины от реки и прудка тянуло изморозью, и скоро на траве выступил иней. Покорно стояли недвижные леса, и цепенел на них последний лист.
Шорохом и звоном наполняется утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими, игластыми звездами. Такие звезды бывают лишь осенями, вызревшие, еще не остывшие 6 от лета. Покой был на земле.

1. Подготовьтесь к выразительному чтению.
2. Составьте схемы сложных предложений.
3. Объясните орфограммы и пунктограммы.
4. Запишите текст по памяти.

XXXI. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Кто тоску мою осудит?
Кто печали утолит?
Новой памяти не будет,
Память старая томит.

Перехватывает горло –
И плывут со всех сторон
Нежность флейты,
Бодрость горна,
Скрипки плач,
Фагота стон.

Многозвучность,
Многострунность,
Медь, грозящая бедой.
Детство, отрочество, юность

Друг за другом чередой.
Звуки разных зим и весен,
Звуки празднеств и потерь,
Рев прибоя, шепот сосен, –
Я их слышу и теперь:

Все звучат во мне упорно,
Не сливаясь в унисон,
Нежность флейты,
Бодрость горна,
Скрипки плач,
Фагота стон.

1. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу «Музыка».
2. Понаблюдайте за рифмующимися словами в третьей и четвертой строфах. Выпишите слова парами, обозначьте части речи. Произведите фонетический разбор одного из слов.
3. Укажите синонимы и антонимы (в том числе контекстуальные). Какова их роль в тексте?
4. Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение орфографии и пунктуации, и выполните их.

XXXII. Прочитайте начало предисловия В.Салмаева к книге «Пол-Родины». Объясните смысл названия и роль эпиграфа.

Мы любим родину, мы сами физически сотканы из частиц ее неба, полей и рек.

Поэт Николай Огарев, живя долгие годы вдали от России – то в Париже, то в пахнущем угольным дымом деловитом Лондоне, однажды испытал неожиданное потрясение. Он писал: «Я увидел снег на поляне, и слеза навернулась. Дитя я! Глупый ребенок! Может быть, человек с большим сознанием способен быть космополитом; разумно мы принадлежим человечеству больше, чем Родине. Но я дорожу 3 моею 1 естественною привязанностью к Родине; эта теплая любовь к Отчизне никогда не погибнет, я проживу и умру с ней. Нет, черт возьми, космополит – холодный человек. А я чувствую, что принадлежу нации, это чувство есть великая сила в моей душе. Благословляю мою Россию и не оторвусь от нее».
Много неожиданного, даже драматического, но чрезвычайно важного в этом страстном признании. Любой, кто не глух к мукам и стонам чужой души, уловит путь человеческого переживания.

1. В чем особенности зачина текста?
2. Какие синонимы (в том числе контекстуальные) к слову Родина используются в тексте?
3. Какова роль цитирования в тексте? Что делает цитату органической частью текста?
4. Составьте схему последнего предложения.

XXXIII. Докажите, что это текст. Какова роль первого предложения?

Любить Родину. А может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя? Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжелую ладонь на детскую 2 голову, и притихнешь 6 под ней, как птенец под крылом, и займется сердчишко в частом, растроганном бое, и прежде всего в матери, в отце ощутишь ты Родину свою. А уж какая она – эта Родина – все зависит 3 от того, какие чувства перенял ты от родителей. В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят ее так же, как люблю я свою 1 диковинную 2 и прекрасную Сибирь.

1. Определите тему, основную мысль текста.
2. Докажите, что это текст публицистического стиля.
3. Какие средства, выражающие отношения, чувства, эмоции, используются в тексте?
4. Запишите ряд синонимов к слову Родина.
5. Укажите предложения с вводным словосочетанием. Придумайте предложение, в котором эти слова не являются вводными.
6. Сравните: от того – оттого, так же – также. Придумайте предложения с этими словами.
7. Объясните орфограммы и пунктограммы.
8. Выполните разные виды разбора.
9. Подготовьтесь к выразительному чтению.

XXXIV. Запишите отрывок, подчеркните грамматические основы предложений. Определите стиль текста.

Люблю дорогу. Поездки по стране даровали мне не только радость пути, не только чувство больших расстояний, но и показали исторический пейзаж нашего Отечества. «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти», – говорил Бальзак. Так дорога из понятия пространственного, географического стала для меня понятием духовным, а само пространство – протяженностью во времени.
Дороги вели меня из дома и возвращали домой. Очевидно, в такой час возвращения и были сказаны слова о «дыме Отечества».

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Какой синоним к слову дорога используется в тексте? Сравните слова-синонимы.
3. Запишите ряд синонимов к слову Отечество.
4. Почему словосочетание «дым Отечества» заключено в кавычки? Запишите афоризм с этими словами. С именами каких поэтов связано происхождение этого афоризма?
5. Подберите синонимы к вводному слову очевидно.
6. Укажите односоставные предложения, определите их тип.
7. Объясните орфограммы и пунктограммы.

XXXV. Прочитайте отрывок из статьи «Рассказы Шукшина». Запишите сложные предложения, составьте их схемы.

Хоронила Москва Шукшина,
Хоронила художника, то есть
Хоронила страна мужика
И активную совесть.
.

Он хозяйственно понимал
Край как дом – где березы и хвойники.
Занавесить бы черным Байкал,
Словно зеркало в доме покойника.

. Он писал короткие рассказы о мелочах, не заслуживающих 6 на первый взгляд никакого внимания. Жизнь состоит из мимолетностей, случайностей, обрывающихся впечатлений. Он остановил мимолетность и сумел придать ей характер явления. Его искренность была трогательной, воинствующей и нежной.

1. Докажите, что это текст публицистического стиля. Какие языковые средства помогают автору выразить не только мысли, но и чувства, отношение, оценку?
2. Замените в одном из предложений причастный оборот придаточным предложением. Сопоставьте синонимичные конструкции.
3. Укажите предложения с вводными словами. Объясните значение вводных слов и их роль в тексте.
4. Придумайте предложение, в котором однако является союзом.
5. Произведите разбор словосочетаний короткие рассказы, его искренность, активная совесть,
родолжает думать
.
6. Объясните орфограммы и пунктограммы.
7. Выполните разные виды разбора.
8. Подготовьтесь к выразительному чтению.

XXXVI. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

а) Не встречался с ним,
б) вопреки тому,
в) доброе лицо,
г) хорошо написал.

XXXVII. Найдите в предложении ошибки: а) орфографическую, б) пунктуационные, в) грамматическую.

Казалось, он только что оторвался от розмышлений, захвативших его, а, может быть, продолжает думать, вопреки того, что происходит вокруг.

XXXVIII. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений.

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Укажите ключевые слова.
3. Докажите, что это текст публицистического стиля.
4. Как осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
5. Объясните значение слов утопия, идеал, корыстный.
6. Продолжите запись однокоренных слов: творчество, творческий, творец.
7. Укажите односоставные предложения, определите их тип.
8. Объясните орфограммы и пунктограммы.
9. Выполните разные виды разбора.
10. Задание по выбору: напишите а) изложение, б) сочинение на тему «Путешествие в страну Будущего».

XXXIX. Запишите отрывок из статьи В.Каверина, подчеркните грамматические основы предложений.

1. Какова роль в тексте вопросительных предложений? (Обратите внимание: это зачин текста.)
2. Объясните значение слов артистичность, симпатию.
3. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
4. Выпишите несколько словосочетаний с наречиями.
5. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?
6. Составьте схему последнего предложения.
7. Произведите пунктуационный разбор текста.

XL. Прочитайте отрывок из статьи писателя В.Каверина «О читателе». Укажите ключевые слова.

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Докажите, что это текст. Укажите средство связи между предложениями, между абзацами.
3. Объясните значение слов эпилог, позиция, сюжет.
4. Разберите словосочетания первый вариант, второй том, два тома.
5. Составьте схему второго предложения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *