какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени

КАКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАВИТ М.Ю.ЛЕРМОНТОВ В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»?

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Какие философские проблемы ставит М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени»?

“ Герой нашего времени” — первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В нём органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острый сюжет и беспощадный самоанализ героя, философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека.

Основные проблемы, которые поднимает автор: проблема смысла жизни, проблема предопределения человеческой судьбы и свободы выбора, проблема современного автору поколения, «скитающегося по земле без убеждений и гордости», проблема общественного и личного долга, проблема дружбы и любви и многие другие.
Недовольство окружающей действительностью, чувство лицемерия и безвольности высшего света, а также внутренняя замкнутость, глубокий пессимизм и разочарование делают Печорина глубоко несчастным. Герой, в поисках душевной свободы, попадает на Кавказ, но и там, ставя перед собой коренные философские вопросы, скрупулезно исследуя свою личность, не находит счастья и душевной гармонии. Герой разочарован в современном мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Состояние апатии, хандры делают Печорина одиноким.

Неизбежная скука порождает неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, не приносили счастья. Часто Печорин манипулировал чувствами других, не думая о том, что причиняет им боль. Так произошло с Бэлой и с княжной Мери. Эта участь коснулась и Веры, единственной женщины, которая по-настоящему любила и понимала его.

В чем же причина жизненной неприкаянности героя? Он не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Печорин не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, бежит от ответственности. Что герою остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Григорий Александрович погибает. Тем самым Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

Через весь роман лейтмотивом проходит проблема судьбы. Пусть рок, играя с его жизнью, ломает планы героя, но, по убеждению Печорина, человек никогда не должен изменять себе. И смысл жизни этот герой видит в противоборстве фатуму, в борьбе с ним. Отсюда вытекает и отношение Печорина к окружающим людям. Они для него – всего лишь пешки в опасной игре с судьбой. Поэтому герой так равнодушен и холоден к чужим страданиям и слезам.
В Печорине отразилась характерная черта жизни общества 30-ых годов 19 века – развитие общественного и личностного самосознания. Впервые в русской литературе, герой сам пытается понять причины своего несчастья, своей отличности от других.

И если философия – это искусство, то творчество Лермонтова – философия, размышления, опыт, которым он поделился с читателями.

Источник

Какие философские проблемы ставит М. Ю. Лермонтов по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)

В «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтов поднимает целый ряд философских и нравственных вопросов. Во-первых, в романе показана проблема взаимодействия человека с природой. Автор показывает естественную среду добрым и благодатным началом, целительным для измученной души Печорина.

Вместе с тем именно созерцание природных картин часто наводит Печорина на философские рассуждения.

Остро звучит в романе проблема поиска смысла жизни. Неприкаянный лермонтовский герой мучительно ищет ответ на извечный вопрос, пытается угадать собственное предназначение. Он обладает твердой волей и стремится к активной жизни, поскольку недоволен бесцельным существованием. Но его попытки окунуться в полноту жизни оборачиваются разрушением судеб окружающих людей. Не найдя идеала, Печорин вопрошает себя: «Для какой цели я родился. ». Он отбросил романтические иллюзии, вынужденно бездействует либо от скуки растрачивает силы на недостойные поступки.

Автор большое значение придает понятиям счастья, любви и дружбы. Но его Печорин полон скепсиса и понимает их искаженно. Счастьем для него является «насыщенная гордость». Радости и страдания окружающих эгоистичная натура воспринимает лишь через призму отношений к себе, которые подпитывают душевные силы. Любовь и дружба, по мнению Печорина, утратили ценность: в дружеских привязанностях «один всегда раб другого», а любовные отношения – лишь удовлетворение честолюбия. Естественные чувства стали недоступными для героя из-за его же мировоззрения. Он не готов впустить другого человека в свой внутренний мир.

Весь роман проникнут основным философским вопросом – проблемой рока и свободной воли личности. Особенно ярко он показан в завершающей части, озаглавленной «Фаталист». Историей с Вуличем Лермонтов показывает значимость довлеющего над человеком рока. В то же время обезоруживший убийцу Печорин утверждает значимость личностной воли, опровергая предопределение.

Философская повесть наполнена идейно композиционным значением. В финале Лермонтов придает роману жизнеутверждающее звучание. Писатель призывает к активной и деятельной жизни, заставляет нас размышлять над собственным предназначением. И в этом выражена его авторская и гражданская позиция

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Какие философские проблемы ставит М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени»? (ЕГЭ по литературе)

Многие русские писатели затрагивают в произведениях различные философские проблемы. Рассмотрим, какие из них присутствуют в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Во-первых, автор поднимает такую проблему, как смысл жизни и назначение человека. На примере главного героя Григория Печорина, Лермонтов изображает образ молодёжи того времени: молодые люди не имеют целей в жизни, они в своём юном возрасте уже перепробовали многое и успели разочароваться во всем, теперь им остаётся только блуждать в поисках чего-то нового и интересного.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Сам же персонаж говорит о том, что был рождён для какого-то высокого назначения, потому в нем было столько сил, но он его не угадал и «увлёкся приманками страстей пустых и не благородных».

Во-вторых, Лермонтов затрагивает проблему эгоизма по отношению к окружающим. В поступках и мыслях того же Печорина, мы видим, насколько эгоистично он обращался с молодыми дамами, которые готовы были посвятить ему свою жизнь. Главный герой не раз говорил, что смеётся «над всем на свете, особенно над чувствами», однако он продолжал оказывать знаки внимания Бэле и княжне Мери, зная, что они в него влюбятся и будут страдать, а он нет, потому что любил для себя и ничем не жертвовал ради других.

Таким образом, М. Ю. Лермонтов ставит в роман самые насущные философские проблемы человечества, такие как предназначение в жизни, взаимоотношения людей и счастье.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id52488

Источник

Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова

какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Смотреть фото какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Смотреть картинку какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Картинка про какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Фото какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Смотреть фото какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Смотреть картинку какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Картинка про какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Фото какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Смотреть фото какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Смотреть картинку какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Картинка про какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Фото какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Смотреть фото какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Смотреть картинку какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Картинка про какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Фото какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени

какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Смотреть фото какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Смотреть картинку какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Картинка про какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Фото какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени

какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Смотреть фото какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Смотреть картинку какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Картинка про какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Фото какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени

«Герой нашего времени»

Воле Печорина покоряются Бэла, Вера, княжна Мери, но, тем не менее, ни раз­делённая любовь, ни власть над другими душами не приносят ему счастья. Он при­знается: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жерт­вовал для тех, кого любил». Этими словами Печорин утверждает необходимость самопожертвования для счастья других и своего собственного. Но сам пойти на самопожертвование не может: «двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы своей не продам». Именно поэтому Печорин не способен ни к искренней любви, ни к верной дружбе.

Эксперименты над жизнью, которые ставятся в главе «Фаталист», свидетель­ствуют в пользу предопределения. Вулич, попытавшись выстрелить в себя, остаётся жив, однако Печорин прочитал «печать смерти на бледном лице его, какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы», и Вулич вскоре погибает от сабли пья­ного казака. Затем Печорин, испытывая свою собственную судьбу, врывается в избу, где спрятался убийца, и остаётся жив.

какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Смотреть фото какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Смотреть картинку какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Картинка про какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени. Фото какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени

В главе «Фаталист» Печорин с иронией говорит о «людях премудрых», которые думали, что «светила небесные принимают участие» в их жизни, и вера в Провидение придавала ушедшим поколениям силу и мужество. Так в романе ста­вится ещё одна важная философская проблема веры и безверия, тесно связанная с проблемой фатализма.

В романе «Герой нашего времени» затрагивается и философская проблема памя­ти как источника разочарований. В главе «Княжна Мери» Печорин откровенно признаётся в своем дневнике: «Всякое напоминание о минувшей печали или радо­сти болезненно ударяет в мою душу и извлекает из неё всё те же звуки. Я глупо создан: ничего не забываю – ничего!» Воспоминания о прошлом причиняют ему одни лишь страдания.

Размышляя о своей жизни, Печорин находит в ней много общего с судьбой цело­го поколения: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человече­ства, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозмож­ность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению». Так в романе начинает звучать тема «потерянного поколения», являющаяся сквозной в творчестве М.Ю. Лермонтова.

В заключение ещё раз подчеркну: философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» широка. Спектр поднимаемых писате­лем проблем (проблема смысла жизни, предопределения человеческой судьбы, сво­боды выбора, веры и безверия, индивидуализма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения) не утратил своей актуальности и по сей день. Но самое главное, без философского аспекта романа нельзя понять ни духа изображённой в произведении исторической эпохи, ни сути характера и противоречивости личности главного героя.

«Одинок я — нет отрады. »

(Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова)

Для того чтобы выявить специфику трактовки темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова, любопытно сравнить его поэзию со стихами А.С. Пушкина.

У Лермонтова дружеской лирики почти нет, а любовная окрашена в основном в трагические тона. Любовь не избавляет лирического героя от душевного одиноче­ства и приносит одни лишь страдания:

Пусть я кого-нибудь люблю,

Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце, жжёт, хотя темно.

Не знав коварную измену,

Такой души ты знала цену? –

Ты знала: я тебя не знал!

Согласно данным лермонтовской энциклопедии, слово «один» наиболее частотно в лирике поэта и встречается на страницах его произведений 1472 раза. Этим объ­ясняется, почему в стихах М.Ю. Лермонтова параллельно с мотивом трагического одиночества звучит мотив тоски по родной душе:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной.

Отчасти тема трагического одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова имеет биогра­фические основы. С детства поэт был очень одинок: он рано лишился матери, а с отцом был разлучён. В силу особенностей своего характера трудно сходился с людь­ми, и настоящих друзей у него почти не было. В одном из своих стихотворений он признаётся:

Никто не дорожит мной на земле,

И сам себе я в тягость, как другим.

Поэтому лирическому герою поэзии М.Ю. Лермонтова горестно осознавать, что ему недоступны утешения дружбы, поддержка близкого человека. Об этом говорит­ся в стихотворении «Одиночество»:

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Никто не хочет грусть делить.

Лирический герой стихотворения «И скучно, и грустно. » также мучительно переживает из-за того, что в «минуту душевной невзгоды» нет рядом друга, способ­ного выразить сочувствие и понимание, морально поддержать.

Сопоставительный анализ мотивов дружбы и любви в пушкинской и лермонтов­ской лирике позволяет сделать вывод о том, что М.Ю. Лермонтов создает уникаль­ную философскую концепцию одиночества.

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровожденный миг

Почёл потерянным досугом.

На светлый запад удалюсь,

Вид моря грусть мою рассеет,

Hue кем в отчизне не прощусь –

Никто о мне не пожалеет!

Отверженность, непонимание окружающим миром воспринимаются лирическим героем поэзии М.Ю. Лермонтова как знак высокой избранности. Так, в раннем сти­хотворении «Нет, я не Байрон, я другой. » он осознает, что избран Богом, чтобы стать великим поэтом, но одновременно обречен быть «гонимым миром странником».

Одиночество как знак собственного избранничества рассматривается лирическим героем и в стихотворении «О, полно извинять разврат. ». Для него нет трагедии в изгнании из общества, ставшего тюрьмой. Он гордится своим одиночеством и бег­ством из ненавистной ему среды:

Изгнаньем из страны родной

Хвались повсюду, как свободой.

Теме одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова сопутствует не только мотив соб­ственного избранничества, но и мотив изгнания, странничества, разлуки с родиной. Так, в стихотворении «Листок», используя образы-символы, связанные с миром природы, поэт показывает, что жизнь на чужбине не приносит его лирическому герою душевного успокоения, а только усиливает одиночество, делает его ещё более мучительным, а поиски тепла и понимания во враждебном мире оказываются тщет­ными и бесплодными:

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

В стихотворении противопоставлены два образа: листок, оторвавшийся от ветки родимой и скитающийся по свету, и молодая чинара, беззаботно растущая на бере­гу Чёрного моря. Листок, уставший от скитаний и одиночества, гонимый жестокой бурей, рассказывает чинаре о своей трагической судьбе и молит беззаботное дерево о временном приюте в его корнях. Несчастный странник мечтает о покое и отдыхе, предлагая взамен за гостеприимство рассказывать накопленные за время «мудрё­ные и чудные рассказы». Но гордую и самовлюблённую чинару не трогает рассказ листка. Она остается равнодушной к его страданиям. Несмотря на то, что жизнь её пуста и однообразна в своём постоянном благополучии и даже райские птицы утом­ляют её своими сладкими и бессмысленными песнями, чинара не хочет ничего менять и прогоняет дубовый листок прочь. Образ листка напоминает образ обездо­ленного человека, который просит, чтобы ему помогли, но никто не хочет слышать о его просьбе, все отворачиваются от него и оставляют в полном одиночестве.

Герой лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова страдает от одиночества ещё и потому, что в обществе у него нет товарищей, единомышленников, которые могли бы разделить его убеждения и жизненные принципы. В стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён. » герой, оказавшись на маскараде, чувствует себя чужим среди веселящейся толпы. Ему тяжело оттого, что его окружают «образы бездуш­ные людей», «приличъем стянутые маски», неспособные к проявлению сострада­ния. Чтобы найти утешение в этой ситуации, он устремляется мечтой в мир дет­ства, где сосредоточено для него всё самое дорогое:

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей.

Не имея возможности полюбить ни одну из светских красавиц, присутствующих на балу, герой рисует в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной. Этот вымышленный образ целиком овладевает его сознанием:

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье,

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Но бегство в мечту не бесконечно. Опомнившись, лирический герой возвращает­ся в пошлую реальность. Разрушение иллюзии вызывает гнев: ему хочется бросить в лицо светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злобой».

Лирический герой М.Ю. Лермонтова одинок, так как выше людей, которые не только не хотят, но и не могут понять его. В светской толпе, да и в человеческом обществе нет никого, кто был бы достоин поэта. Поэтому лирический герой гордит­ся своим одиночеством. Осознание своего избранничества соединяется в его душе с чувством ненависти и презрения к толпе:

Как ты, мой друг, я не рождён для света

И не умею жить среди людей;

Я не имел ни время, ни охоты

Делить их шум и мелкие заботы.

Порой одиночество лирического героя приобретает космические масштабы: он чувствует себя одиноким подобно демону, который с презрением взирает на всю все­ленную, сотворённую Богом:

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед за веком век бежал,

Как за минутою минута,

Ничтожной властвуя землёй,

Он сеял зло без наслажденья.

Воплощением бесконечного одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова стал парус из одноимённого стихотворения. Одинокий белый парус, затерявшийся в бесконеч­ных просторах моря, символизирует восприятие поэтом самого себя в окружающем мире. Мятежная душа лирического героя обречена на вечные одинокие скитания.

Источник

Какие философские проблемы ставит М. Ю. Лермонтов по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)

В “Герое нашего времени” М. Ю. Лермонтов поднимает целый ряд философских и нравственных вопросов. Во-первых, в романе показана проблема взаимодействия человека с природой. Автор показывает естественную среду добрым и благодатным началом, целительным для измученной души Печорина.

Герой тонко чувствует и понимает природу, однако он – человек “цивилизации” и явно противопоставлен “естественным” горцам – Азамату, Бэле, ундине, контрабандистам и др.

Вместе с тем именно созерцание природных картин часто наводит Печорина

Остро звучит в романе проблема поиска смысла жизни. Неприкаянный лермонтовский герой мучительно ищет ответ на извечный вопрос, пытается угадать собственное предназначение. Он обладает твердой волей и стремится к активной жизни, поскольку недоволен бесцельным существованием.

Но его попытки окунуться в полноту жизни оборачиваются разрушением судеб окружающих людей. Не найдя идеала, Печорин вопрошает себя: “Для какой цели я родился. ”. Он отбросил романтические иллюзии, вынужденно бездействует либо от скуки растрачивает силы на недостойные поступки.

Радости и страдания окружающих эгоистичная натура воспринимает лишь через призму отношений к себе, которые подпитывают душевные силы. Любовь и дружба, по мнению Печорина, утратили ценность: в дружеских привязанностях “один всегда раб другого”, а любовные отношения – лишь удовлетворение честолюбия. Естественные чувства стали недоступными для героя из-за его же мировоззрения.

Он не готов впустить другого человека в свой внутренний мир.

Весь роман проникнут основным философским вопросом – проблемой рока и свободной воли личности. Особенно ярко он показан в завершающей части, озаглавленной “Фаталист”. Историей с Вуличем Лермонтов показывает значимость довлеющего над человеком рока.

В то же время обезоруживший убийцу Печорин утверждает значимость личностной воли, опровергая предопределение.

Философская повесть наполнена идейно композиционным значением. В финале Лермонтов придает роману жизнеутверждающее звучание. Писатель призывает к активной и деятельной жизни, заставляет нас размышлять над собственным предназначением. И в этом выражена его авторская и гражданская позиция

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *