какие философские проблемы ставит м ю лермонтов в романе герой нашего времени
КАКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАВИТ М.Ю.ЛЕРМОНТОВ В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»?
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Какие философские проблемы ставит М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени»?
“ Герой нашего времени” — первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В нём органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острый сюжет и беспощадный самоанализ героя, философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека.
Основные проблемы, которые поднимает автор: проблема смысла жизни, проблема предопределения человеческой судьбы и свободы выбора, проблема современного автору поколения, «скитающегося по земле без убеждений и гордости», проблема общественного и личного долга, проблема дружбы и любви и многие другие.
Недовольство окружающей действительностью, чувство лицемерия и безвольности высшего света, а также внутренняя замкнутость, глубокий пессимизм и разочарование делают Печорина глубоко несчастным. Герой, в поисках душевной свободы, попадает на Кавказ, но и там, ставя перед собой коренные философские вопросы, скрупулезно исследуя свою личность, не находит счастья и душевной гармонии. Герой разочарован в современном мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Состояние апатии, хандры делают Печорина одиноким.
Неизбежная скука порождает неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, не приносили счастья. Часто Печорин манипулировал чувствами других, не думая о том, что причиняет им боль. Так произошло с Бэлой и с княжной Мери. Эта участь коснулась и Веры, единственной женщины, которая по-настоящему любила и понимала его.
В чем же причина жизненной неприкаянности героя? Он не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Печорин не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, бежит от ответственности. Что герою остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Григорий Александрович погибает. Тем самым Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.
Через весь роман лейтмотивом проходит проблема судьбы. Пусть рок, играя с его жизнью, ломает планы героя, но, по убеждению Печорина, человек никогда не должен изменять себе. И смысл жизни этот герой видит в противоборстве фатуму, в борьбе с ним. Отсюда вытекает и отношение Печорина к окружающим людям. Они для него – всего лишь пешки в опасной игре с судьбой. Поэтому герой так равнодушен и холоден к чужим страданиям и слезам.
В Печорине отразилась характерная черта жизни общества 30-ых годов 19 века – развитие общественного и личностного самосознания. Впервые в русской литературе, герой сам пытается понять причины своего несчастья, своей отличности от других.
И если философия – это искусство, то творчество Лермонтова – философия, размышления, опыт, которым он поделился с читателями.
Какие философские проблемы ставит М. Ю. Лермонтов по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)
В «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтов поднимает целый ряд философских и нравственных вопросов. Во-первых, в романе показана проблема взаимодействия человека с природой. Автор показывает естественную среду добрым и благодатным началом, целительным для измученной души Печорина.
Вместе с тем именно созерцание природных картин часто наводит Печорина на философские рассуждения.
Остро звучит в романе проблема поиска смысла жизни. Неприкаянный лермонтовский герой мучительно ищет ответ на извечный вопрос, пытается угадать собственное предназначение. Он обладает твердой волей и стремится к активной жизни, поскольку недоволен бесцельным существованием. Но его попытки окунуться в полноту жизни оборачиваются разрушением судеб окружающих людей. Не найдя идеала, Печорин вопрошает себя: «Для какой цели я родился. ». Он отбросил романтические иллюзии, вынужденно бездействует либо от скуки растрачивает силы на недостойные поступки.
Автор большое значение придает понятиям счастья, любви и дружбы. Но его Печорин полон скепсиса и понимает их искаженно. Счастьем для него является «насыщенная гордость». Радости и страдания окружающих эгоистичная натура воспринимает лишь через призму отношений к себе, которые подпитывают душевные силы. Любовь и дружба, по мнению Печорина, утратили ценность: в дружеских привязанностях «один всегда раб другого», а любовные отношения – лишь удовлетворение честолюбия. Естественные чувства стали недоступными для героя из-за его же мировоззрения. Он не готов впустить другого человека в свой внутренний мир.
Весь роман проникнут основным философским вопросом – проблемой рока и свободной воли личности. Особенно ярко он показан в завершающей части, озаглавленной «Фаталист». Историей с Вуличем Лермонтов показывает значимость довлеющего над человеком рока. В то же время обезоруживший убийцу Печорин утверждает значимость личностной воли, опровергая предопределение.
Философская повесть наполнена идейно композиционным значением. В финале Лермонтов придает роману жизнеутверждающее звучание. Писатель призывает к активной и деятельной жизни, заставляет нас размышлять над собственным предназначением. И в этом выражена его авторская и гражданская позиция
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Какие философские проблемы ставит М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени»? (ЕГЭ по литературе)
Многие русские писатели затрагивают в произведениях различные философские проблемы. Рассмотрим, какие из них присутствуют в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Во-первых, автор поднимает такую проблему, как смысл жизни и назначение человека. На примере главного героя Григория Печорина, Лермонтов изображает образ молодёжи того времени: молодые люди не имеют целей в жизни, они в своём юном возрасте уже перепробовали многое и успели разочароваться во всем, теперь им остаётся только блуждать в поисках чего-то нового и интересного.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Сам же персонаж говорит о том, что был рождён для какого-то высокого назначения, потому в нем было столько сил, но он его не угадал и «увлёкся приманками страстей пустых и не благородных».
Во-вторых, Лермонтов затрагивает проблему эгоизма по отношению к окружающим. В поступках и мыслях того же Печорина, мы видим, насколько эгоистично он обращался с молодыми дамами, которые готовы были посвятить ему свою жизнь. Главный герой не раз говорил, что смеётся «над всем на свете, особенно над чувствами», однако он продолжал оказывать знаки внимания Бэле и княжне Мери, зная, что они в него влюбятся и будут страдать, а он нет, потому что любил для себя и ничем не жертвовал ради других.
Таким образом, М. Ю. Лермонтов ставит в роман самые насущные философские проблемы человечества, такие как предназначение в жизни, взаимоотношения людей и счастье.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id52488
Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»
Воле Печорина покоряются Бэла, Вера, княжна Мери, но, тем не менее, ни разделённая любовь, ни власть над другими душами не приносят ему счастья. Он признается: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил». Этими словами Печорин утверждает необходимость самопожертвования для счастья других и своего собственного. Но сам пойти на самопожертвование не может: «двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы своей не продам». Именно поэтому Печорин не способен ни к искренней любви, ни к верной дружбе.
Эксперименты над жизнью, которые ставятся в главе «Фаталист», свидетельствуют в пользу предопределения. Вулич, попытавшись выстрелить в себя, остаётся жив, однако Печорин прочитал «печать смерти на бледном лице его, какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы», и Вулич вскоре погибает от сабли пьяного казака. Затем Печорин, испытывая свою собственную судьбу, врывается в избу, где спрятался убийца, и остаётся жив.
В главе «Фаталист» Печорин с иронией говорит о «людях премудрых», которые думали, что «светила небесные принимают участие» в их жизни, и вера в Провидение придавала ушедшим поколениям силу и мужество. Так в романе ставится ещё одна важная философская проблема веры и безверия, тесно связанная с проблемой фатализма.
В романе «Герой нашего времени» затрагивается и философская проблема памяти как источника разочарований. В главе «Княжна Мери» Печорин откровенно признаётся в своем дневнике: «Всякое напоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу и извлекает из неё всё те же звуки. Я глупо создан: ничего не забываю – ничего!» Воспоминания о прошлом причиняют ему одни лишь страдания.
Размышляя о своей жизни, Печорин находит в ней много общего с судьбой целого поколения: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению». Так в романе начинает звучать тема «потерянного поколения», являющаяся сквозной в творчестве М.Ю. Лермонтова.
В заключение ещё раз подчеркну: философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» широка. Спектр поднимаемых писателем проблем (проблема смысла жизни, предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуализма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения) не утратил своей актуальности и по сей день. Но самое главное, без философского аспекта романа нельзя понять ни духа изображённой в произведении исторической эпохи, ни сути характера и противоречивости личности главного героя.
«Одинок я — нет отрады. »
(Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова)
Для того чтобы выявить специфику трактовки темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова, любопытно сравнить его поэзию со стихами А.С. Пушкина.
У Лермонтова дружеской лирики почти нет, а любовная окрашена в основном в трагические тона. Любовь не избавляет лирического героя от душевного одиночества и приносит одни лишь страдания:
Пусть я кого-нибудь люблю,
Любовь не красит жизнь мою.
Она как чумное пятно
На сердце, жжёт, хотя темно.
Не знав коварную измену,
Такой души ты знала цену? –
Ты знала: я тебя не знал!
Согласно данным лермонтовской энциклопедии, слово «один» наиболее частотно в лирике поэта и встречается на страницах его произведений 1472 раза. Этим объясняется, почему в стихах М.Ю. Лермонтова параллельно с мотивом трагического одиночества звучит мотив тоски по родной душе:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной.
Отчасти тема трагического одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова имеет биографические основы. С детства поэт был очень одинок: он рано лишился матери, а с отцом был разлучён. В силу особенностей своего характера трудно сходился с людьми, и настоящих друзей у него почти не было. В одном из своих стихотворений он признаётся:
Никто не дорожит мной на земле,
И сам себе я в тягость, как другим.
Поэтому лирическому герою поэзии М.Ю. Лермонтова горестно осознавать, что ему недоступны утешения дружбы, поддержка близкого человека. Об этом говорится в стихотворении «Одиночество»:
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить,
Никто не хочет грусть делить.
Лирический герой стихотворения «И скучно, и грустно. » также мучительно переживает из-за того, что в «минуту душевной невзгоды» нет рядом друга, способного выразить сочувствие и понимание, морально поддержать.
Сопоставительный анализ мотивов дружбы и любви в пушкинской и лермонтовской лирике позволяет сделать вывод о том, что М.Ю. Лермонтов создает уникальную философскую концепцию одиночества.
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом;
Я б с ним препровожденный миг
Почёл потерянным досугом.
На светлый запад удалюсь,
Вид моря грусть мою рассеет,
Hue кем в отчизне не прощусь –
Никто о мне не пожалеет!
Отверженность, непонимание окружающим миром воспринимаются лирическим героем поэзии М.Ю. Лермонтова как знак высокой избранности. Так, в раннем стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой. » он осознает, что избран Богом, чтобы стать великим поэтом, но одновременно обречен быть «гонимым миром странником».
Одиночество как знак собственного избранничества рассматривается лирическим героем и в стихотворении «О, полно извинять разврат. ». Для него нет трагедии в изгнании из общества, ставшего тюрьмой. Он гордится своим одиночеством и бегством из ненавистной ему среды:
Изгнаньем из страны родной
Хвались повсюду, как свободой.
Теме одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова сопутствует не только мотив собственного избранничества, но и мотив изгнания, странничества, разлуки с родиной. Так, в стихотворении «Листок», используя образы-символы, связанные с миром природы, поэт показывает, что жизнь на чужбине не приносит его лирическому герою душевного успокоения, а только усиливает одиночество, делает его ещё более мучительным, а поиски тепла и понимания во враждебном мире оказываются тщетными и бесплодными:
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
В стихотворении противопоставлены два образа: листок, оторвавшийся от ветки родимой и скитающийся по свету, и молодая чинара, беззаботно растущая на берегу Чёрного моря. Листок, уставший от скитаний и одиночества, гонимый жестокой бурей, рассказывает чинаре о своей трагической судьбе и молит беззаботное дерево о временном приюте в его корнях. Несчастный странник мечтает о покое и отдыхе, предлагая взамен за гостеприимство рассказывать накопленные за время «мудрёные и чудные рассказы». Но гордую и самовлюблённую чинару не трогает рассказ листка. Она остается равнодушной к его страданиям. Несмотря на то, что жизнь её пуста и однообразна в своём постоянном благополучии и даже райские птицы утомляют её своими сладкими и бессмысленными песнями, чинара не хочет ничего менять и прогоняет дубовый листок прочь. Образ листка напоминает образ обездоленного человека, который просит, чтобы ему помогли, но никто не хочет слышать о его просьбе, все отворачиваются от него и оставляют в полном одиночестве.
Герой лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова страдает от одиночества ещё и потому, что в обществе у него нет товарищей, единомышленников, которые могли бы разделить его убеждения и жизненные принципы. В стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён. » герой, оказавшись на маскараде, чувствует себя чужим среди веселящейся толпы. Ему тяжело оттого, что его окружают «образы бездушные людей», «приличъем стянутые маски», неспособные к проявлению сострадания. Чтобы найти утешение в этой ситуации, он устремляется мечтой в мир детства, где сосредоточено для него всё самое дорогое:
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребёнком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей.
Не имея возможности полюбить ни одну из светских красавиц, присутствующих на балу, герой рисует в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной. Этот вымышленный образ целиком овладевает его сознанием:
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье,
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Но бегство в мечту не бесконечно. Опомнившись, лирический герой возвращается в пошлую реальность. Разрушение иллюзии вызывает гнев: ему хочется бросить в лицо светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злобой».
Лирический герой М.Ю. Лермонтова одинок, так как выше людей, которые не только не хотят, но и не могут понять его. В светской толпе, да и в человеческом обществе нет никого, кто был бы достоин поэта. Поэтому лирический герой гордится своим одиночеством. Осознание своего избранничества соединяется в его душе с чувством ненависти и презрения к толпе:
Как ты, мой друг, я не рождён для света
И не умею жить среди людей;
Я не имел ни время, ни охоты
Делить их шум и мелкие заботы.
Порой одиночество лирического героя приобретает космические масштабы: он чувствует себя одиноким подобно демону, который с презрением взирает на всю вселенную, сотворённую Богом:
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Ничтожной властвуя землёй,
Он сеял зло без наслажденья.
Воплощением бесконечного одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова стал парус из одноимённого стихотворения. Одинокий белый парус, затерявшийся в бесконечных просторах моря, символизирует восприятие поэтом самого себя в окружающем мире. Мятежная душа лирического героя обречена на вечные одинокие скитания.
Какие философские проблемы ставит М. Ю. Лермонтов по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)
В “Герое нашего времени” М. Ю. Лермонтов поднимает целый ряд философских и нравственных вопросов. Во-первых, в романе показана проблема взаимодействия человека с природой. Автор показывает естественную среду добрым и благодатным началом, целительным для измученной души Печорина.
Герой тонко чувствует и понимает природу, однако он – человек “цивилизации” и явно противопоставлен “естественным” горцам – Азамату, Бэле, ундине, контрабандистам и др.
Вместе с тем именно созерцание природных картин часто наводит Печорина
Остро звучит в романе проблема поиска смысла жизни. Неприкаянный лермонтовский герой мучительно ищет ответ на извечный вопрос, пытается угадать собственное предназначение. Он обладает твердой волей и стремится к активной жизни, поскольку недоволен бесцельным существованием.
Но его попытки окунуться в полноту жизни оборачиваются разрушением судеб окружающих людей. Не найдя идеала, Печорин вопрошает себя: “Для какой цели я родился. ”. Он отбросил романтические иллюзии, вынужденно бездействует либо от скуки растрачивает силы на недостойные поступки.
Радости и страдания окружающих эгоистичная натура воспринимает лишь через призму отношений к себе, которые подпитывают душевные силы. Любовь и дружба, по мнению Печорина, утратили ценность: в дружеских привязанностях “один всегда раб другого”, а любовные отношения – лишь удовлетворение честолюбия. Естественные чувства стали недоступными для героя из-за его же мировоззрения.
Он не готов впустить другого человека в свой внутренний мир.
Весь роман проникнут основным философским вопросом – проблемой рока и свободной воли личности. Особенно ярко он показан в завершающей части, озаглавленной “Фаталист”. Историей с Вуличем Лермонтов показывает значимость довлеющего над человеком рока.
В то же время обезоруживший убийцу Печорин утверждает значимость личностной воли, опровергая предопределение.
Философская повесть наполнена идейно композиционным значением. В финале Лермонтов придает роману жизнеутверждающее звучание. Писатель призывает к активной и деятельной жизни, заставляет нас размышлять над собственным предназначением. И в этом выражена его авторская и гражданская позиция