какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте

План мероприятий по эвакуации и спасению работников при работе на высоте

План спасательных работ при работе на высоте — это документ, который определяет, при помощи каких способов и средств следует производить эвакуацию работника в безопасное место, если он не сможет это сделать самостоятельно в результате травмы, повисания на страховочной системе, аварийной ситуации или по каким-либо другим причинам.

Высотные работы — это опасно, поэтому людей, которые их выполняют, стараются максимально обезопасить, но форс-мажорные ситуации встречаются, увы, везде. К счастью, происходит это достаточно редко, но знать, что в такой ситуации необходимо делать, очень важно. Чтобы непредвиденные обстоятельства не застали врасплох, необходимо разработать план мероприятий по эвакуации и спасению работников (ПСЭР). Необходимость его разработки регламентируется в целом правилами работы на высоте и в частности статьей 212 Трудового кодекса РФ, которая обязывает работодателя обеспечить функционирование системы охраны труда.

План является официальным документом. Разработка ППР на высоте и ПСЭР — это важная задача, которую выполняет самый подготовленный и опытный верхолаз с третьей группой. С итоговым документом знакомят всех сотрудников, причастных к работам на высоте. Требования к разработке документа содержатся и в приказе Минтруда России от 28.03.2014 №155н. Составляется в свободной форме, но должен содержать в себе все сведения, изложенные с приложении № 6 к приказу №155н.

Зачем нужен ПСЭР и какие особенности он имеет

Для каждого рабочего места — как для стационарного, так и для нестационарного — и для каждого участка разрабатывается план спасения при работе на высоте. По сути, это та последовательность действий, которую необходимо выполнить, чтобы сорвавшийся работник был выведен из состояния зависания и ему при необходимости была оказана первая помощь. Во время проведения мероприятий по эвакуации пострадавшего работника необходимо не допустить ухудшения его состояния. Кроме того, крайне важно не увеличить количество пострадавших, поэтому все действия спасателей на высоте должны обеспечиваться страховочной системой.

До начала эвакуации или параллельно с ней необходимо руководствоваться требованиями приказа Минздравсоцразвития от 04.05.2012 №477н для чего:

Кому необходим ПСЭР и как он разрабатывается

Согласно законодательным требованиям, План спасения и эвакуации работника обязателен для всех трудовых функций, выполняемых по наряду-допуску, то есть, по сути, для всех видов работ на высоте практически без исключения, если их проведение предполагает использование разнообразных средств, которые должны обеспечить безопасность выполняющему высотные работы человеку.

Данный документ направлен в первую очередь на то, чтобы обеспечить работающему в достаточно опасных условиях сотруднику максимальную безопасность при эвакуации, в дополнение добившись снижения уровня травматизма и достижения минимального возможного количества НС на производстве, позволяет быстро и правильно реагировать, если имеет место чрезвычайная ситуация.

План предполагает подробное, до деталей, описание того, что следует делать, если пострадал работавший на высоте человек. Например, в план эвакуации при падении с высоты обязательно входят:

Кроме того, план эвакуации обязан соответствовать всем требованиям, которые предъявляются действующими правилами по охране труда и оказанию первой помощи пострадавшим во время пожара или при получении производственной травмы. Разработка документа должна проводиться с учетом того, что наверху находятся не только профессионалы, имеющие опыт спасательных работ на высоте, но и другие непрофильные специалисты.

В случае необходимости спасательная операция должна осуществляться безопасно, быстро и эффективно. Достижению этих целей поможет наличие спасательных комплектов или использование предустановленных систем спасения.

При наличии проработанных схем спасения, в том числе плана эвакуации при работе на лесах, возникновение аварийной ситуации не станет для сотрудников шоком, который, к сожалению, может стоить жизни. Четкая и понятная схема действий поможет им быстро сориентироваться в происходящем и спасти оказавшегося в опасности человека.

Источник

План эвакуации и спасения при работе на высоте (ПСЭР)

При проведении работ на высоте всегда существуют риски падения работников, а также предметов и оборудования на работника. Сорвавшегося сотрудника необходимо оперативно вывести из зависания и оказать медицинскую помощь. Отсутствие согласованных действий во время спасения могут привести к печальным последствиям. План мероприятий при аварийной ситуации и при проведении спасательных работ на высоте позволяет минимизировать количество смертей и риск травматизма среди работников.

Содержание

Зачем нужен План эвакуации и спасения при работе на высоте

Для чего нужен ПСЭР и очередность разработки документов в видео:

Необходимо не просто подготовить план эвакуации и спасения, но и ознакомить исполнителей с документом. Важно научить их правильно вести себя в аварийных ситуациях.

какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Смотреть фото какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Смотреть картинку какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Картинка про какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Фото какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте

Работодатель обязан принять меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи (ст. 212 ТК РФ).

План спасательно-эвакуационных работ (ПСЭР) — это последовательность действий, в результате которых сорвавшегося работника:

Важно: План спасения и эвакуации разрабатывается для всех рабочих мест на высоте в соответствии с разделом СУОТ «Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания».

Время выведения сорвавшегося работника из состояния зависания — 10 минут (п.136 Правил).

какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Смотреть фото какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Смотреть картинку какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Картинка про какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Фото какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте

Кто составляет план эвакуации и спасения

Ответственный за организацию и безопасное проведение работ на высоте обязан организовать разработку плана эвакуации и спасения при работе на высоте (п.19 Правил).

Этот документ составляет Ответственный руководитель работ на высоте с 3 группой безопасности. Он подбирает СИЗ, которые понадобятся во время спасательно-эвакуационных работ, расписывает правильную последовательность действий персонала. За каждую строку в плане эвакуации при работе на высоте специалист несёт личную ответственность.

Как составить план мероприятий по эвакуации и спасению

Провести мероприятия по спасению работника с высоты за 10 минут возможно только при следующих условиях:

В состав резервной системы обеспечения безопасности при работах на высоте могут быть включены:

Состав системы определяется для каждого конкретного места проведения работ.

Единого стандарта по написанию ПСЭР нет, поэтому многие специалисты порой не знают, что именно нужно указать в документе. Чтобы упростить себе работу, воспользуйтесь примером заполненного плана эвакуации и спасения при работе на высоте.

Что определяет план мероприятий по эвакуации и спасению работников

План мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ согласно п.44 Правил определяет методику проведения работ и перечень необходимого оборудования.

Образец заполнения плана

На первом листе следует указать полную информацию, которую нужно сообщить ответственному руководителю работ и экстренным службам.

какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Смотреть фото какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Смотреть картинку какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Картинка про какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Фото какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте

В плане следует указать перечень оборудования, необходимый для проведения спасательно-эвакуационных мероприятий:

какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Смотреть фото какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Смотреть картинку какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Картинка про какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Фото какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте

Методика проведения спасательных работ должна учитывать все возможные варианты. Как минимум нужно продумать 2 варианта:

В методике проведения спасательных и эвакуационных работ укажите:

какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Смотреть фото какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Смотреть картинку какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Картинка про какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Фото какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте

Графическая схема поможет спасательной бригаде вспомнить технологию спасения. Нужно учитывать, что работник осуществляющий спасения также находится в стрессовой ситуации.

какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Смотреть фото какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Смотреть картинку какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Картинка про какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте. Фото какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте

Образец заполненияСкачать
Бланк Плана мероприятийСкачать

Современные системы спасения

В тех местах, где это возможно наиболее целесообразным решением будет установка заранее спланированных систем эвакуации.

Как пример — предустановленная система эвакуации на приставной лестнице. Организуется для того, чтобы быстро и безопасно вывести пострадавшего из состояния зависания. Такая оперативность особенно важна, если пострадавший находится на высоте без сознания.

Так как данная система эвакуации является одновременно и страховочной системой, пользователь не нарушает правила работы, и остается все время в правовом поле, согласно Приказу 782Н.

Обязательный инструктаж

Все старания по разработке документации сводятся к нулю, если работники не в состоянии работать по написанным ППР и ТК. И уж тем более

Пример инструктажа электромонтажников с помощью видео компании РОССЕТИ. Пошаговая инструкция обучает работников:

Чем грозит отсутствие плана эвакуации при работе на высоте

Если на рабочем месте произойдёт несчастный случай, Ответственный руководитель обязан проанализировать ситуацию, опираясь на текст ПСЭР. Он должен понять, как вели себя исполнители и ответственные исполнители во время спасательно-эвакуационных работ, насколько хорошо они справились с задачей и не было ли нарушений.

Когда государственные контролирующие органы будут разбирать ситуацию, определяя степень виновности всех участников происшествия, они будут опираться на ППР и ПСЭР. Если таковых документов не будет, работодателя и ответственного руководителя могут привлечь к соответствующему виду ответственности за нарушение Правил охраны труда при работах на высоте.

Источник

План эвакуации при пожаре-что это

В соответствии с требованиями пункта 7 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, на объекте с массовым пребыванием людей должно быть обеспечено наличие планов эвакуации людей при пожаре. К таким объектам относятся здания или сооружения (кроме жилых домов), в которых может одновременно находиться 50 и более человек, а также помещения, рассчитанные на 10 и более рабочих мест на этаже.

На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.

План эвакуации — это заранее разработанный план (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации.

Эвакуационный план содержит текстовую и графическую части.

Под графической частью подразумевается схема эвакуационных путей и этажная планировка здания. Также в этой части указываются:

• Выходы для эвакуации, а также короткие и безопасные пути к ним

• Лестничные клетки, лестницы и аварийные эвакуационные выходы

• Места, где находятся планы эвакуации

• Зоны, где размещаются средства противопожарной защиты и спасательной связи, которые обозначаются символами и знаками.

В текстовой части содержатся инструкции, связанные с действиями людей, которые оказались в здании в условиях чрезвычайной ситуации. К таким инструкциям может относиться следующее:

• Способ оповещения о возгорании, данные людей, которые отвечают за оповещение остальных, а также зоны действия оповещения,

• Очерёдность и порядок эвакуации людей,

• Список действий и обязанностей дежурного персонала, который отвечает за вызов пожарного расчёта и скорой помощи,

• Информация о аварийном отключении электропитания, различных механизмов и оборудования,

• Информация о ручном отключении пожарных систем, установок и автоматики.

Назначение плана эвакуации:

 четко обозначить пути эвакуации, эвакуационные выходы, обеспечивающие безопасность процесса организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара, без учета применяемых в них средств пожаротушения и защиты от дыма;

 указать расположение пожарного оборудования и средств оповещения о пожаре;

 напомнить о первоочередных действиях, которые необходимо предпринять каждому человеку, обнаружившему начавшийся пожар.

Планы эвакуации разрабатываются организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения в фотолюминесцентном исполнении. Планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении вывешиваются на видных местах в соответствии с местом нахождения, указанном на плане.

План эвакуации, знаки безопасности и указатели направления позволяют принять необходимые меры по эвакуации людей с мест массового скопления при возникновении чрезвычайных ситуаций. Для личной безопасности при посещении крупных торговых центров и общественных зданий стоит обращать внимание на наличие и содержание планов эвакуации, изучить места расположения эвакуационных выходов. Следует помнить, что не обязательно бежать к тому выходу, через который вы попали в здание, возможно рядом с вами есть другой эвакуационный выход.

Источник

Какие сведения должен содержать план эвакуации и спасения на высоте

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭВАКУАЦИИ И РАССРЕДОТОЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Safety in emergencies. Planning of measures for evacuation and dispersal of the population in case of a threat and occurrence of emergency situations. Fundamentals

Дата введения 2021-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2020 г. N 949-ст

1 Область применения

1.2 Настоящий стандарт предназначен для работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и работников организаций, осуществляющих планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения в безопасные районы, их размещению.

Конкретный объем применяемых требований настоящего стандарта при разработке указанных документов определяется исходя из целей и задач соответствующих работ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 22.0.03 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.12 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Международные термины и определения

СП 165.1325800.2014 «СНиП 2.01.51-90 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне»

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины по ГОСТ 22.0.03, ГОСТ 22.0.05, ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ Р 22.0.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 эвакуация населения: Комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон возможных опасностей и его размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах, а также по рассредоточению работников организаций.

3.1.2 рассредоточение: Комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из зон возможных опасностей и размещению в безопасных районах для проживания и отдыха рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в этих зонах, не занятых непосредственно в производственной деятельности.

3.1.3 безопасный район: Территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

3.1.4 зона возможных опасностей: Зона возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения, возможного катастрофического затопления при разрушении гидротехнических сооружений в пределах 4-часового добегания волны прорыва.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

4 Общие положения

4.1 Планирование МЭР осуществляется для обеспечения организованного перемещения населения из населенных пунктов и (или) с территорий организаций, которые попадают в зоны возможных разрушений, возможного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения, возможного катастрофического затопления на территорию, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

4.2 Мероприятия по планированию эвакуации и рассредоточению населения, в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, относятся к основным мероприятиям, которые проводятся органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в режиме повседневной деятельности.

4.3 Планирование осуществляется исходя из того, что эвакуации подлежат следующие категории населения:

— работники организаций, попадающих в зоны возможных опасностей по СП 165.1325800.2014;

— неработающие члены семей указанных работников;

— нетрудоспособное и не занятое в производстве население, попадающее в зоны возможных опасностей по СП 165.1325800.2014.

Рассредоточению подлежат следующие категории населения:

— рабочие и служащие уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют;

— рабочие и служащие организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

4.4 Особенности планирования МЭР определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение и т.п.), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуации. Нормативные требования принимаются в соответствии с [1] и приведены в приложении А.

4.5 Реализация МЭР осуществляется в период подготовки и проведения эвакуации, а также при подготовке безопасных районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения.

4.6 Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время. Планирование МЭР осуществляется на следующих уровнях:

— в федеральных органах исполнительной власти:

— в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований;

4.7 Планирование МЭР, а также планирование мероприятий по подготовке безопасных районов возлагаются:

4.8 Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

4.9 Непосредственное планирование эвакуации и рассредоточения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на всех уровнях осуществляется эвакуационными комиссиями, которые создаются заблаговременно.

Эвакуационные комиссии планируют МЭР на соответствующем уровне и осуществляют контроль за планированием эвакуации и рассредоточения в подведомственных органах и организациях.

4.10 МЭР планируются заблаговременно и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым:

— мероприятия по эвакуации работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточению работников организаций, а также эвакуации неработающих членов семей указанных работников планируются соответствующими должностными лицами организаций;

— мероприятия по эвакуации остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения планируются по месту жительства должностными лицами соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления.

4.11 Планирование, обеспечение и проведение МЭР осуществляются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.

4.12 При планировании МЭР учитываются производственные и мобилизационные планы, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.

5 Планирование мероприятий, обеспечивающих деятельность эвакуационных органов

5.1 При планировании МЭР определяются места размещения и количество:

— сборных эвакуационных пунктов (СЭП);

— промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ);

— групп управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

— эвакоприемных комиссий при органах местного самоуправления;

— приемных эвакуационных пунктов (ПЭП);

— администраций пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.

Источник

ГОСТ Р 12.2.143-2009 ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов безопасности труда

СИСТЕМЫ ФОТОЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЕ ЭВАКУАЦИОННЫЕ

Требования и методы контроля

Occupational safety standards system. Photoluminescent evacuation systems. Requirements and methods of test

Дата введения 2010-07-01

Предисловие

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Рабочей группой, состоящей из представителей ООО «Экожилсервис» и ООО «Сплайс»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 251 «Безопасность труда»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009 г. N 260-ст

4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных стандартов:

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 12.2.143-2002

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 14.12.2011 N 1489-ст с 01.09.2012

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 10, 2012 год

Введение

Основной характеристикой фотолюминесцентных знаков, предназначенных для обеспечения безопасного выхода людей из аварийных зон, является длительность послесвечения и четкость отображаемой информации.

ГОСТ Р 12.2.143-2002 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля» устанавливает длительность послесвечения 220 мин и не устанавливает требования к четкости отображаемой информации. На территории Российской Федерации полгода темное время суток превышает 220 мин в несколько раз. Таким образом, такие фотолюминесцентные знаки не могут обеспечивать выполнение своих функций практически всю ночь, если не применять дополнительные меры по освещению этих знаков 3-4 раза в темное время суток. Оплата обслуживающего персонала или создание автоматических систем подсветки приведет к резкому удорожанию эксплуатационных расходов.

Кроме того, ГОСТ Р 12.2.143-2002 содержит ряд требований, не относящихся к фотолюминесцентным знакам.

В Российской Федерации выпускают фотолюминесцентный материал, способный обеспечивать время послесвечения 24 ч, что позволяет обеспечивать нормальную работу эвакуационных знаков в течение всего темного времени суток.

Расширение туризма и повышение мобильности трудовых ресурсов вызвали нужду в стандартизации систем обозначения маршрутов эвакуации для эффективной эвакуации людей из помещений и, при необходимости, для их сбора на обозначенных площадках безопасности в случае пожара или в других чрезвычайных ситуациях.

Благодаря последовательному и единообразному международному применению общих принципов организации таких систем люди во всех странах будут легче узнавать и следовать указаниям о безопасном направлении эвакуации. Стандартизированные эвакуационные системы помогут спасателям, в том числе пожарным, в эвакуации людных помещений при чрезвычайных ситуациях.

Для эффективной передачи наглядной информации о маршрутах эвакуации, описанных в международных стандартах ИСО 16069:2004; ИСО 17398:2004 и ИСО 3864-1:2002, системы включают в себя использование графических символов, разметок и стрелок, соответствующих стандартам ИСО.

Освещение маршрутов эвакуации не является объектом ИСО 16069, поэтому эвакуационные системы не предназначены заменять освещение аварийных выходов. Бывают ситуации, когда освещение маршрутов эвакуации не нужно, но когда, например, есть задымленность, освещение маршрутов эвакуации может быть неэффективным, а эвакуационные системы окажутся более эффективными в аварийной ситуации. Однако рекомендуется применение эвакуационных систем в сочетании с освещением маршрутов эвакуации, увеличивая эффективность всей системы.

Постоянное применение эвакуационных систем приучат людей к ним и будет способствовать эффективности эвакуационных систем в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому появилась необходимость проведения работ по гармонизации ГОСТ Р 12.2.143-2002 с международными стандартами ИСО 16069:2004; ИСО 17398:2004, которые опубликованы после принятия национального стандарта. Эти международные стандарты устанавливают не только графическое изображение знаков, но также и требования к их долговечности.

Все это привело к необходимости пересмотра действующего стандарта с разработкой нового взамен действующего.

Системы обозначения маршрутов эвакуации, выполненные в соответствии с требованиями настоящего стандарта, будут надежно и долго служить, а в случае необходимости эффективно выполнять свою функцию по эвакуации людей из помещений в чрезвычайных ситуациях.

1 Область применения

ФЭС является автономной, самостоятельной системой безопасности, которая применяется в целях организации управления движением людей по эвакуационным путям для уменьшения времени эвакуации и информирования о структуре путей эвакуации, правилах поведения в условиях ограниченной видимости (сумерек, задымления, тумана и т.п.) или полной темноты (аварийного отключения освещения), при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии, стихийного бедствия, катастрофы, совершения террористического акта и т.п.), вызывающей необходимость безопасной эвакуации и спасения людей.

ФЭС устанавливают и применяют:

— в наземных и подземных сооружениях;

— на наземных, подземных, плавучих и воздушных транспортных средствах (железнодорожных пассажирских вагонах, автобусах, поездах метро, морских и речных судах, самолетах и т.п.);

— на морских (речных) объектах.

Настоящий стандарт не распространяется на:

— системы аварийного освещения;

— электротехнические (с элементами, потребляющими электрическую энергию) системы освещения и обозначения путей эвакуации;

— специальную сигнальную одежду и снаряжение повышенной видимости;

— визуально-знаковые средства обеспечения безопасности движения всех видов транспорта.

Настоящий стандарт устанавливает:

— принципы (правила) проектирования, монтажа и технического обслуживания ФЭС;

— классификацию элементов ФЭС и знаков безопасности;

— требования к размещению ФЭС и элементов ФЭС;

— общие технические требования к элементам ФЭС, в том числе планам эвакуации;

— требования к основным материалам и их фотометрическим свойствам, к средствам освещения, способам закрепления, а также критерии эксплуатации и методы определения их долговечности и ожидаемого срока службы для потребителя;

— методы контроля ФЭС и элементов ФЭС на стадиях изготовления и эксплуатации.

Требования безопасности установлены в разделе 8.6.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения материалов. Покрытия анодно-окисных полуфабрикатов из алюминия и его сплавов. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 9.401-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов

ГОСТ 9.403-80 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию жидкостей

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие технические требования безопасности

ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7721-89 Источники света для измерений цвета. Типы. Технические требования. Маркировка

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 19822-88 Тара производственная. Технические условия

ГОСТ 20477-86 Лента полиэтиленовая с липким слоем. Технические условия

ГОСТ 20811-75 Материалы лакокрасочные. Методы испытания покрытий на истирание

ГОСТ 24683-81 Изделия электротехнические. Методы контроля стойкости к воздействию специальных сред

ГОСТ 24940-96 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ 25779-90 Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля

ГОСТ 26824-2010 Здания и сооружения. Методы измерения яркости.

ГОСТ 28130-89 Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические

ГОСТ 30402-96 Материалы строительные. Метод испытаний на воспламеняемость

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийный выход: Дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого числа и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов, и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2 дальность зрительного восприятия, дальность восприятия: Расстояние от наблюдателя до поверхности элемента ФЭС, с которого данный элемент может быть воспринят с достаточной видимостью, разборчиво и опознан по смысловому значению (функциональному назначению).

3.3 длительность послесвечения: Время, в течение которого яркость свечения фотолюминесцентных знаков безопасности, сигнальной разметки и материалов после отключения источников света снижается до 0,3 мкд/м (значение, превышающее порог чувствительности органа зрения в 100 раз).

3.4 дополнительный знак: Знак, поясняющий какой-то другой знак и имеющий главной целью обеспечение дополнительного разъяснения.

3.5 знак безопасности: Цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов

[ГОСТ Р 12.4.026-2001, статья 3.3].

3.6 морской (речной) объект: Морское или речное сооружение, способное плавать или перемещаться на воде и под водой

[ГОСТ Р 22.0.09-95, статья 3.1.15].

3.7 направляющая линия (полоса): Элемент ФЭС в виде линии (полосы), обозначающей путь эвакуации.

При распространении ФЭС на воздушные транспортные средства и летательные объекты следует использовать термины и определения в соответствии с положениями документов ИКАО, ИАТА и отраслевых стандартов, норм, правил по воздушному судоходству.

3.8 нижнее расположение: Расположение элемента ФЭС на уровне пола или на малом расстоянии над уровнем пола для предупреждающих знаков и других элементов ФЭС.

3.9 ожидаемый срок службы: Промежуток времени, обозначенный изготовителем/поставщиком, в течение которого знак безопасности, как ожидается, сохранит свои классифицированные и описанные свойства.

3.10 освещение накачки: Время освещения поверхности элементов ФЭС, необходимое для возбуждения фотолюминесцентного свечения.

3.11 план эвакуации: План (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации.

3.12 площадка сбора: Безопасная площадка вне помещений, где планируется сбор людей.

3.13 потенциально опасный морской (речной) объект, опасный морской (речной) объект: Морской (речной) объект, на котором используют, производят или добывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на акватории.

[ГОСТ Р 22.0.09-95, статья 3.1.16]

3.14 потенциально опасный объект: Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.14]

3.15 предупреждающий знак: Знак, который символизирует безопасность, выраженную сочетанием цвета и геометрического размера и который при добавлении графического символа дает конкретное указание на безопасность.

3.16 путь эвакуации (эвакуационный путь): Путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.17 сигнальная разметка: Цветографическое изображение с использованием сигнальных и контрастных цветов, нанесенное на поверхности, конструкции, стены, перила, оборудование, машины, механизмы (или их элементы), ленты, цепи, столбики, стойки, заградительные барьеры, щиты и т.п., в целях обозначения опасности, а также для указания и информации.

[ГОСТ Р 12.4.026-2001, раздел 3]

3.18 среднее расположение: Расположение элемента ФЭС на среднем уровне, между нижним расположением и верхним, особенно на уровне глаз, для предупреждающих знаков и других элементов ФЭС.

3.19 тупик: Путь, который не заканчивается эвакуационным выходом и не ведет к эвакуационному выходу или месту размещения спасательных средств.

3.20 фотолюминесценция: Свойство материалов светиться после возбуждения благодаря накоплению энергии на промежуточном энергетическом уровне.

3.21 фотолюминесцентная эвакуационная система, ФЭС: Совокупность фотолюминесцентных элементов, обеспечивающая заметную и четкую информацию и достаточные визуальные указатели, предназначенная для обеспечения эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе при аварийном отключении освещения, а также для обеспечения ликвидации чрезвычайной ситуации.

3.22 фотолюминесцентный материал: Материал, обладающий свойством фотолюминесценции, которая может проявляться как во время возбуждения, так и в течение некоторого времени после окончания возбуждения светом естественного или искусственного происхождения.

3.23 цвет послесвечения: Цвет фотолюминесцентных знаков безопасности, сигнальной разметки и материалов после отключения источников света.

[ГОСТ Р 12.4.026-2001, статья 3.13]

3.24 эвакуационный выход: Выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4 Проектирование фотолюминесцентной эвакуационной системы

4.1 ФЭС должна обеспечивать соответствующей понятной информацией находящихся в здании людей с тем, чтобы они могли организованно эвакуироваться из любого места.

Фотолюминесцентные эвакуационные системы могут состоять из разных сочетаний возможных элементов (знаков безопасности, символов ИМО, разметки дверей эвакуационных и аварийных выходов, сигнальной разметки обозначения опасных мест, планов эвакуации); требуемая конфигурация определяется при проектировании. В проекте по установке ФЭС, который разрабатывает организация, имеющая специальное разрешение на осуществление данной деятельности, следует указать:

— функциональное назначение объекта;

— поэтажный план (схему) с размерами и направлением движения по путям эвакуации;

— число людей и места их вероятного размещения, объекты оперативного опознания;

— опасные места, расположенные вдоль путей эвакуации;

— количество и места размещения средств противопожарной и противоаварийной защиты, спасательных средств, медицинских средств, средств защиты органов дыхания и средств связи;

— показатели освещенности элементов ФЭС в соответствии с приложением Б;

— места размещения с количеством и размерами элементов ФЭС.

Визуальные элементы в дыму будут видны с большего расстояния видимости, если выше яркость или интенсивность элементов ФЭС.

В условиях яркого нормального освещения фотолюминесцентные знаки следует проектировать с расчетом удовлетворения требований к их фотометрическим и колориметрическим характеристикам.

1 Когда отсутствует всякое другое внешнее освещение, эти знаки и разметки перестают отличаться цветом по мере того, как яркость падает ниже 2 кд/м, однако контраст и адаптация человеческого глаза к темноте позволяют достаточно хорошо видеть знаки и разметку с предусмотренных расстояний.

2 ФЭС состоит из целого ряда фотолюминесцентных элементов, включающих направляющие линии, предупреждающие знаки и указатели направления. При ярком освещении или в условиях аварийного освещения эти элементы заметны по контрасту с поверхностью подложки или по контрасту фотолюминесцентных границ с цветами безопасности. Когда нет никакого другого внешнего освещения, все элементы заметны благодаря своим яркостным свойствам и характерному желтовато-зеленому фосфоресцирующему цвету.

3 Частота и количество фотолюминесцентных элементов, установленных в ФЭС, зависят от сложности маршрута эвакуации. Все дополнительные знаки являются визуальными подсказками в пространстве путей эвакуации, и поэтому создают дополнительный комфорт и уверенность в спасении.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2 ФЭС включает в себя (визуализацию) элементы, обозначающие:

— эвакуационные двери (аварийные выходы);

— опасные места, расположенные вдоль путей эвакуации;

— места размещения спасательных средств, средств противопожарной и противоаварийной защиты, средств связи;

— объекты оперативного опознания.

4.2.1 ФЭС проектируют как автономную, самостоятельную систему эвакуации, обеспечивающую уменьшение времени эвакуации и информирование о структуре путей эвакуации в целях организации управления движением людей по эвакуационным путям для:

— зданий, сооружений, а также их отдельных частей;

— потенциально опасных объектов (их отдельных частей, при наличии расчета пожарного риска), в том числе морских (речных) объектов;

— зданий, сооружений и объектов без естественного освещения, но при наличии искусственного освещения (в том числе подземных сооружений и объектов) площадью более 100 м;

— транспортных средств, перевозящих более 36 человек.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2.2, 4.3 (Исключены, Изм. N 1).

4.4 В местах размещения ФЭС должно быть предусмотрено общее искусственное или естественное освещение, соответствующее требованиям 7.2.

Примеры обустройства элементами ФЭС интерьера зданий, сооружений приведены в приложении А.

4.5 Планы эвакуации следует разрабатывать для всех зданий, сооружений в соответствии с требованиями 6.2 настоящего стандарта, ГОСТ 12.1.004 (в части организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности по 3.3 и разделу 4), Правил и Руководств по обеспечению безопасности на море [2], [3], [4] и других нормативных документов в области пожарной безопасности, устанавливающих требования по защите человеческой жизни и обеспечению эвакуации.

4.5.1 Планы эвакуации разрабатываются организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения в фотолюминесцентном исполнении. Планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении вывешиваются на видных местах в соответствии с местом расположения, указанном на плане.

4.5.2 Планы эвакуации следует использовать для:

— систематического обучения и инструктажа персонала правилам поведения на случай возможной эвакуации;

— привлечения внимания к путям эвакуации, первичным средствам пожаротушения и самоспасания, а также ориентации людей, находящихся в здании, сооружении или объекте (в общежитиях, гостиницах, больницах, пассажирских вагонах, морских (речных) судах и т.п.), в случае возникновения чрезвычайной ситуации для обеспечения организованной эвакуации и спасания людей;

— проведения аварийно-спасательных работ в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации.

4.4, 4.5, 4.5.1, 4.5.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).

5 Классификация элементов фотолюминесцентной эвакуационной системы и знаков безопасности

5.1 В зависимости от условий эксплуатации, материала изготовления, метода фиксации фотолюминесцентных материалов и состояния поверхности знаки безопасности и элементы ФЭС классифицируют согласно таблице 1.

Знаки безопасности и элементов ФЭС снабжают описанием материала, используемого для их изготовления с подробным описанием условий эксплуатации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *