какие требования предъявляются к научной теории
Требования к теории
Особенностью научного исследования является то, что можно объяснять одинаково хорошо одни и те же социальные явления различными гипотезами.
Например, можно принять, что люди безразличны к чистоте окружающей среды потому, что сами заняты на химическом предприятии и не хотят оказаться без работы. Но может быть выдвинута гипотеза, что безразличие к чистоте окружающей среды связано с тем, что большинство горожан старше 40 лет, а в дни их молодости, когда формировались их взгляды на жизнь, не придавалось большого значения экологическим проблемам.
Наконец, можно выдвинуть гипотезу, что согласно мировоззрению этих людей, их судьбы уже записаны на небесах и не зависят от земных обстоятельств, в том числе от состояния окружающей среды.
Итак, вполне можно выдвигать два или больше предположений для объяснения одного и того же факта. И необходимо выбрать, на какие предположения все же опираться, прежде чем развертывать исследование, часто дорогостоящее, в полном объеме. Или по-другому – определиться, какая из гипотез позволяет лучше объяснять действительность? Для этого необходимо их проверить на соответствие следующим требованиям.
Первое. Теория должна быть фальсифицируемой, т. е. такой, чтобы можно было ее либо подтвердить, либо, наоборот, опровергнуть полученными в ходе исследования данными.
Например, мы не можем объяснять поведение людей простой ссылкой на то, что таково их мировоззрение. Допустим, нас интересует, почему вот эти люди так поступили? И отвечаем: таково их мировоззрение. Хорошо, а почему другие люди поступили иначе? А потому, что у них другое мировоззрение. Такой способ объяснения будет неопровержимым, так как позволяет обосновать любые факты, а значит, будет нефальсифицируемым, то есть ненаучным.
В литературе приводится рассказ об африканском вожде, который считал, что своим танцем может уговорить богов послать дождь. И когда его спрашивали, вот ты танцевал, почему же дождь не пошел, он отвечал, боги капризны. То есть получается, что его теория может одинаково хорошо объяснить, почему дождь пошел после танца и почему не пошел. Значит, она ненаучна.
А вот гипотеза, что продажа пива рядом со студенческим общежитием приводит к снижению успеваемости студентов, является фальсифицируемой. Потому что соответствующее исследование подтвердит или опровергнет эту гипотезу.
Второе. Теория должна быть логически непротиворечивой. То есть, во-первых, ее понятия должны быть однозначными и определенными. Допустим, мы в своей теории рассуждаем о поведении молодежи. Но для одних «быть молодым» означает одно, а для других означает несколько иное. Поэтому должно быть точно определено, что под молодежью в данном исследовании, например, понимаются люди только в возрасте от 18 до 25 лет включительно. То есть не должно быть рассуждений о молодежи вообще.
Во-вторых, суждения относительно фактов не должны противоречить друг другу. Иногда эти противоречия могут быть неявными. Так, могут встретиться в теории рассуждения типа «Если есть А, то есть и В» и «Если нет А, то все равно есть В». Например: если увеличится число киосков, продающих пиво вблизи студенческого общежития, то возрастет число студентов, отчисленных из вуза по неуспеваемости; ну а если не увеличится число таких киосков, то все равно возрастет число отчисленных студентов по неуспеваемости.
Третье. Теория должна быть такой общей, чтобы ее можно было использовать для объяснения как можно большего числа событий, происходящих в разных местах, в разное время и в различных условиях. Или иначе: она не должна объяснять лишь один отдельно взятый факт.
Например, если мы объясняем безразличие людей к чистоте окружающей среды в данном городе тем, что они так или иначе участвуют в работе химического комбината, то это же объяснение должно работать и для жителей городов, расположенных в совершенно других районах страны, при условии, что и там большинство так или иначе занято на химических предприятиях.
Четвертое. Теория должна быть по своей сложности доступной для понимания другими исследователями, чтобы они тоже могли ее использовать для объяснения событий и проверять свои предположения. То есть теория не должна быть лишь для личного употребления. Сам себе объяснил, что происходит, и хорошо. Это требование близко к условию воспроизводимости.
Пятое. Теория должна быть не слишком дорогой по денежным затратам. Откроем секрет. Допустим, вам предложили исследовать конкретную проблему и выделили для этого, на первый взгляд, очень приличные деньги. Но когда вы учтете все налоги, то обнаружите, что от выделенной суммы остается меньше половины, а ведь из этого остатка вы должны оплатить студентам их беготню по городу с анкетами, что-то оставить себе и сотрудникам на зарплату и командировочные расходы. Поэтому размах вашего исследования сразу сузится. Так что выделенная сумма денег и налоговая политика соответствующих инстанций может весьма ограничить широту ваших замыслов и степень глубины вашей теории.
Иногда при разработке конкретной теории приходится отдавать предпочтение одним требованиям в ущерб другим. Например, строить более общую теорию, охватывающую большее число ситуаций, и соответственно более сложную для понимания. Или строить теорию попроще, но зато более дешевую по затратам.
Но в любом случае теория должна быть фальсифицируемой и непротиворечивой.
Научная теория
Научная теория представляет собой систему логически взаимосвязанных утверждений, содержит доказательный механизм построения знания, воплощает конкретную программу исследования, что и обеспечивает целостность теории как единой системы знаний. С методологической точки зрения научная теория должна стремиться к максимальной полноте и адекватности описания, целостности и выводимости положений друг из друга, внутренней непротиворечивости.
Компонентами научной теории являются эмпирическая основа (факты, полученные в ходе эксперимента), теоретическая основа (постулаты, законы, в которых описываются идеализированные объекты), логика теории (правила логического вывода и доказательства), совокупность полученных утверждений и результатов.
Научные теории различаются по характеру решаемых ими задач, а также по способам построения и типам реализуемых процедур. Различным формам идеализации и соответственно типам идеализированных объектов соответствуют и различные типы научных теорий. В этой связи научные теории подразделяются на описательные, математизированные, дедуктивные.
Примерами первого типа описательных (эмпирических) теорий являются эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, большинство современных психологических теорий, традиционные лингвистические теории и т. п. На основании многочисленных опытных данных эти теории описывают определенную группу объектов и явлений, что позволяет им сформулировать общие законы, которые становятся базой теории. Теории этого типа формулируются в обычных естественных языках с привлечением специальной терминологии соответствующей области знания.
Второй тип составляют научные теории, активно использующие аппарат и модели математики. В математической модели конструируется особый идеальный объект, замещающий и представляющий некоторый реальный объект. К этому типу теорий относятся теоретическая физика, генетика, математическая лингвистика и др.
К научной теории предъявляется ряд требований: адекватность описываемому объекту, полнота описания изучаемой стороны действительности, взаимосвязь различных элементов теории и их внутренняя непротиворечивость и, конечно, соответствие опытным данным. Научная теория развивается под воздействием внутренних (выявленных в самой теории противоречий) и внешних (противоречия между теорией и практикой, данной теорией и новыми фактами) факторов.
Теоретические модели действительности представляют собой определенные упрощения, схематизацию и идеализацию действительности. Они содержат целый ряд понятий, которые имеют чисто инструментальный характер. Идеализация объектов в науке производится через предельный переход от фиксируемых в опыте свойств эмпирических объектов к крайним, логически возможным значениям.
Методологи видят цель научных теорий в их способности экономно представлять имеющуюся информацию об определенной предметной области. Так, Э. Мах считал, что в самой объективной действительности никаких формально-логических взаимосвязей между ее свойствами и отношениями, да и самих законов не существует. Логические отношения имеют место только в сфере мышления между понятиями и суждениями.
По отношению к научной теории может осуществляться ряд процедур обоснования (верификация, фальсификация, методологическая рефлексия), связанных с критикой оснований теории.
Научная теория, ее особенности, структура и функции
Научная теория (НТ) – это органически целостная непротиворечивая система достоверных знаний, в обобщенной форме раскрывающая сущностные свойства и закономерные связи некоторой предметной области (например, теория химического строения А.М. Бутлерова).
Необходимые требования к теории:
– теория должна быть внутренне непротиворечивой системой знаний;
– теория должна отличаться полнотой содержания и обеспечивать презентацию любого фрагмента той области действительности, на описание и объяснение которой она претендует;
– в рамках теории должны быть объяснимы взаимосвязи между различными ее компонентами.
Отличительные особенности теорий. Теории отличаются рядом признаков, основные из которых: эвристичность, конструктивность, простота.
Эвристичность характеризует объяснительные и предсказательные возможности научной теории.
Конструктивность состоит в относительно простой проверяемости ее основных выводов и результатов.
Простота теории проявляется в объяснении ею по возможности более широкого круга явлений, исходя из минимального числа независимых допущений без введения произвольных гипотез. Как правило, предпочтение отдается той теории, которая может быть распространена на более обширное множество научных фактов путем незначительных уточнений и трансформаций, т.е. оказывается более простой в динамике.
Структура научной теории включает в себя следующие основные компоненты:
– абстрактные или идеализированные объекты;
– модели или теоретические схемы;
– базовые принципы или аксиомы теории;
Эталоном структуры НТ выступает физическая теория, в которой наиболее полно и отчетливо прослеживается связь между эмпирическим и теоретическим, между экспериментально-измерительными процедурами и их концептуальной интерпретацией.
Построение НТ сочетает в себе два вектора. Первый нацелен на развертывание математического аппарата теории, его детализацию применительно к изучаемой области явлений. Второй – на операции с абстрактными объектами, объединенными в идеализированные модели, представляющие исследуемые фрагменты действительности, их характеристики и связи между ними. Такие операции в рамках мысленных экспериментов являют собой содержательное развертывание НТ.
Основные функции теории:
1) объяснительная – главная функция НТ, призванной дать удовлетворительное объяснение изучаемого круга предметов и явлений;
2) предсказательная, обеспечивающая предвидение, т. е. прогнозирование будущих состояний исследуемых явлений, причем наряду с тривиальным предсказанием НТ позволяет осуществить предвидение нетривиальное – либо новых фактов на основе установленной теории (аналитическое предсказание), либо новых эффектов, вытекающих из ранее неизвестного закона вновь создаваемой теории (синтетическое предсказание);
3) синтезирующаяфункция НТ проявляется:
– в ее способности упорядочить значительный объем эмпирической информации;
– в ее тенденции вторгаться в сферу компетенции других научных концепций (особенно это свойственно для фундаментальных теорий);
– в ее способности передавать методологические принципы и установки другим областям научного знания;
– во взаимодействии совокупности научных теорий выражать тенденцию к “вертикальному” либо “горизонтальному” синтезу научных знаний.
Теория и основные требования к ней.
Какими основными требованиями должна отвечать любая научная теория? Какие функции реализуются с ее помощью?
Основные требования, которые предъявляются к научной теории:
— Адекватность своему объекту исследования;
— Максимально возможная полнота описания данной предметной области;
— Внутренняя непротиворечивость— согласованность с открытыми и проверенными фактами, для описания и объяснения, которых она выдвинута, согласованность фактов с известными законами науки;
— Связь всех её положений и выводов, их логическое обоснование
— Понятность теории для её изучения другими людьми.
Идеалы и нормы научного познания. Наука и техника.
Идеалы науки– это ценностные ориентации научного мышления ученых, которые занимаются наукой. Ценности есть общезначимые образцы, нормы, которые предъявляются к научному исследованию.
Идеалы и нормы науки носят исторически развивающийся характер. Например, идеалом классической науки XVII-XIXвв. в понимании причинности была динамическая трактовка причинности: все предопределено – прошлое, настоящее, будущее.
Идеалом понимания причинности в неклассической науке (конец XIX-XXвв.) является статистическая трактовка причинности. Здесь причинность носит вероятностный характер – события жестко не предопределены. Большое значение в наступлении того или иного события придаётся случайности.
Основные идеалы и нормы научного познания:
1. Непротиворечивость – речь идёт о формальной непротиворечивости, т.е. одно высказывание в сфере мышления не должно противоречить другому высказыванию.
2. Принципиальная проверяемость – верификация.Данная ценность особенно значима в науках, которые имеют дело с конкретными фактами в виде определенных наблюдений, экспериментов.
3. Принципиальная возможность фальсификации,т.е. допущение возможности опровержения того или иного научного положения.
4. Организованностьисистемность.Это значит, что каждый новый результат науки опирается на предыдущий результат. Кроме этого, каждое новое высказывание в науке выводится из других истинных и доказанных высказываний. Например, в математике такими высказываниями являются аксиомы. В конкретных естественных науках такими высказываниями являются законы.
5. Принцип точности – этот идеал ориентирует ученого на выражение результатов исследования в точной количественной математической форме. Данный идеал особенно ценится в естественных и технических науках.
6. Принцип преемственностив развитии научного познания. Ученые должны стремиться к пониманию связи своей теории с предшествующими теориями. И. Ньютону принадлежит высказывание:«Я стоял на плечах гигантов».
7. Идеал научного объяснения– задача науки состоит в адекватном объяснении мира.
8. Идеал предсказания– наука ценится, когда может предсказывать явления и события.
9. Для современной науки особо ценным является идеал возможности практического использования научных выводовв промышленности, сельском хозяйстве, медицине.
Научная теория. Особенности построения научной теории, её структура и функции
Создание научной теории должно происходить после накопления определённого материала обо всех объектах и явлениях исследований. В силу этого появление теории обычно происходит в достаточно зрелом периоде развития конкретной научной дисциплины.
Теория научного исследования
Теория – это совокупность утверждений, которые дают целостное представление о закономерностях и значительных связях в конкретной сфере действительности.
На протяжении всей истории человечества, люди были знакомы с явлениями электричества, но научные обоснования и теории электричества появились только в XVIII в. Создание теории требует много времени и усилий. Изначально создаются описательные теории, которые дают лишь систематическое описание и классифицируют объекты.
Долгое время теория ботаники и теория зоологии находилась только на описательном уровне. Они описывали виды растений и животных, а также классифицировали их.
Без описательного этапа невозможно представить ни одну теорию. Он является естественным и жизненно необходимым. Без описания явлений и процессов невозможно приступить к их изучению, более того, нужно обозначить их признаки и классифицировать их. Только после этого появляется возможность глубокого погружения в исследование с установлением связей и открытием законов.
Высшая форма развития науки – объяснительная теория, которая даёт не только описание, но объяснение исследуемым явлениям. Каждая научная дисциплина стремится к формированию и созданию именно таких теорий. Зачастую наличие теории у науки говорит о её зрелости и состоятельности. Всякая дисциплина считается научной только после того, как у неё появляются объяснительные теории.
Самый простой способ проверки теории – экспериментальная проверка (практика – критерий истины). Но стоит помнить, что не всегда теорию можно экспериментально проверить.
Теорию Большого взрыва о появлении Вселенной проверить экспериментом невозможно. Нельзя проверить с помощью эксперимента макроэкономические и социальные теории из-за того, что они слишком сложны и требуют огромных материальных затрат.
Исходя из этого, теорией может называться гипотетическое представление, имеющее вид концепции. При этом строиться теория и концепция должны только, опираясь на логические законы, а их основная задача – описывать, объяснять и предсказывать явления. Такие теории чаще всего испытываются не посредством прямого эксперимента, а с помощью установления наличия предсказательной силы, иными словами если, полагаясь на теорию можно описать или предсказать факты и закономерности, которые гипотетически установлены ранее, то можно утверждать, что предсказательная сила присутствует.
Пример предсказательной силы в теории происхождения жизни на Земле.
Структурные компоненты научной теории
Современная методология науки делит научную структуру на несколько компонентов:
В основе теории – комплект начальных понятий и фундаментальных принципов, которые включают в себя лишь исходные понятия – именно эта база даёт возможность исследовать реальность и ту сферу, которую изучает теория. Исходные понятия и принципы служат для того, чтобы определить фундаментальные связи и отношения изучаемой сферы, ими же определяются и все оставшиеся явления.
Основа, на которую опирается механика – понятия материальной точки, силы, скорости и три закона динамики Ньютона. Для классической экономической теории характерными являются понятия спроса и предложения, законы уменьшения предельной полезности и производительности.
Главный составляющий элемент теории – закон.
Закон – это выражение важных, повторяющихся и устойчивых связей, протекающих между явлениями и процессами действительности.
Иными словами, закон – это отношения признаков.
Известный учёный-математик А. Пуанкаре говорил о том, что законы – это наилучшее выражение внутренней гармонии мира и являются основным началом, предписанием, которое отражает отношения между вещами.
В данном контексте стоит сделать акцент на отличие признака и отношения.
Признак или свойство – это специфическая особенность конкретного объекта, а отношение является следствием связи нескольких свойств.
Стоит заметить, что в момент выстраивания теории, нужно принимать во внимание тот факт, что статус признаков подвержен изменениям и зависит от того, на каком уровне он исследуется: фактуальном, ментальном или лингвистическом.
Для фактуального уровня признаки – это свойства и отношения свойств объектов. В качестве примера отношения физических тел, особей, людей или товаров. На фактуальном уровне научные законы – это отношение свойств. Для него не характерны сами свойства.
На ментальном уровне признаки представлены в качестве понятий. Закон в данной ситуации прописывает отношение между понятиями. В свою очередь, понятия – это отображение мыслей и чувств.
Для формулирования экономических законов особое значение имеют понятия. Представим, что товар имеет существенный признак – цену. Но цена и сам товар – мысленный образ. Из чего следует, что признаки на ментальном уровне представлены отражением чувств.
Интересно заметить, что говоря, к примеру, о цене драгоценного кольца с бриллиантом, сразу представляются конкретное выражение чувств. При этом важно понимать, что чувства мужчины и женщины в этой ситуации будут значительно отличаться. Важно понимать, что установление законов ценообразования на бриллиантовое кольцо не тесно связано с физическими свойствами бриллианта и драгоценного металла, а скорее базируется на отношении между понятиями о кольце, в данном случае чувств.
Создать и принять закон, особенно в экономической сфере достаточно сложно ещё и в силу лингвистических особенностей, где все понятия должны быть обличены в термины. В свою очередь, термины являются универсальными и выражаются посредством сингулярных предложений.
«Капитал – это ресурс, который может принести доход и возрастает при этом» – данное предложение универсально. «Собственный капитал компании составляет 5 млрд. руб.» – а это предложение сингулярное. И в первом, и во втором случае применяется один и тот же термин, но при этом его качественное и количественное значения отличаются.
Из примера следует, что формулировка законов должна происходить с учётом того, что признаки выступают в трёх формах: признак объекта, понятие об объектах и термины, которые имеют переменное значение.
Идеализированный объект теории
Исходные понятия и принципы теории могут непосредственно относиться к не настоящим вещам и явлениям, а к некоторым абстрактным объектам, которые в купе образуют идеализированный объект теории.
В классической механике таким объектом выступает система материальных точек. В молекулярно-кинетической теории – множество замкнутых в определённом объёме хаотически соударяющихся молекул, которые представлены в виде абсолютно упругих материальных шариков. В теории относительности таким объектов является множество инерциальных систем.
Подобного рода объекты не могут существовать самостоятельно, они скорее являются воображаемыми объектами. Но нужно понимать, что идеализированный объект теории определённым образом относится к реальным вещам и явлениям. Он отображает определённые абстрагированные от них или идеализированные свойства реальных вещей.
Из жизненного опыта человек знает, что при толчке тело начинает двигаться. Также определённо ясно, что меньшее трение позволит телу пройти больший путь после толчка. Если представить, что трение вовсе отсутствует, то в воображении сразу появляется образ тела, которое движется по инерции.
В действительности такого не бывает – это идеализированный объект. По такому же принципу в науку вводятся объекты с абсолютными признаками, например, абсолютно твёрдое или абсолютно чёрное тело и т.п. Для получения наиболее интересных и важных данных, учёные используют пример идеализации.
Астроном изучает движение планет, при этом он не учитывает, что на каждой из них имеется своя атмосфера, химический состав и т.п. Он исследует само движение, представляя каждую как материальную точку. Всё, что их характеризует в данной ситуации – масса и удалённость от Солнца.
В таком же ключе работает экономист. Например, исследует закономерности потребления, не учитывая цвет, размер, запах товаров, тип или пол потребителей. Он использует идеализированные образы – товар, полезность, потребитель. И только поэтому он имеет возможность исследовать и делать выводы по поводу поведения потребителей, преобразовывать эти выводы в законы и выражать их в чёткие математические уравнения.
Идеализированный объект теории применяется для выражения начальных понятий теории, а также её основных принципов. Но справедливо заметить, что понятия и утверждения теории имеют только то значение, которое им назначает идеализированный объект. Именно этим объясняется невозможность их соотношения с реальными вещами и процессами.
Логика теории
Структура современных объяснительных теорий имеет гипотетико-дедуктивное строение. Еще во времена Евклида именно дедуктивно-аксиоматическое построение знания представлялось как идеальный образец. Объяснительная теория также строиться по этому принципу. Разница между Евклидовыми представлениями и современными состоит лишь в том, что Евклид и многие учёные-мыслители после него, думали, что самоочевидные истины – аксиомы. Современные учёные понимают, что истину отыскать достаточно сложно, а постулаты их теорий – это всего лишь предположения о глубинных причинах явлений.
История науки множество раз подтвердила, что человеку свойственно ошибаться. Исходя из этого, объяснительная теория и получила название гипотетико-дедуктивной, потому как выстраивается она в виде дедуктивной системы, в которой положения выводятся из начальных гипотез. Чаще всего теория выстраивается на основе классической или двухзначной логике. Однако в некоторых науках этого сделать невозможно, тогда призывают на помощь трёхзначную или вероятностную логику. Так происходит, например, в квантовой механике. Безусловно, свод правил и способов доказательств, которые выступают в качестве объяснения структуры знания, опираются на математические постулаты.
Таким образом, в основе гипотетико-дедуктивной теории лежит набор исходных понятий и принципов, а также идеализированный объект, который выступает интерпретацией теории и логико-математического аппарата. Это основание служит для получения посредством дедуктивного метода всех других утверждений теории – законов, частных и общих, следствий этой теории. Примечательно, что они также говорят об идеализированном объекте. В итоге получается, что систематизированное знание легко обозримо и находится в свободном доступе для освоения и применения.
Вопрос заключается лишь в том, как теория соотносится с действительностью, в случае, когда её утверждения говорят об идеализированных, абстрактных объектах? Ответ кроется в том, что к гипотетико-дедуктивной теории присоединяется некоторое количество редукционных предложений и правил, которые выступают как связка между отдельными понятиями и утверждениями с эмпирически проверяемыми утверждениями.
Эмпирическую окраску теории придают редукционные предложения, которые, в свою очередь, помогают использовать её для предсказаний, экспериментальных постановок и практической деятельности.
Соотнести расчёты с реальными вещами и событиями поможет эмпирическая интерпретация. Для этого необходимо добавить некоторые условия и сделать их описанием реальной ситуации. К весу идеального снаряда добавить 50 гр., угол наклона ствола орудия принять с некоторой погрешностью, а точку падения представить как область с конкретно заданными размерами.
Функции научной теории
Научная теория по своему роду деятельности и предназначению выполняет ряд функций:
Теория представляет собой совокупность утверждений, которые дают возможность представить закономерности и существенные связи как единое целое, в конкретной области действительности, выдавая себя за высшую самую развитую форму организации научного знания, при этом должна объяснять, описывать и предсказывать.
Теория, в первую очередь, должна систематизировать, выстраивать в чёткий порядок знания, которые получают во всех областях. Здесь говорится о том, что все факты, принципы, законы и закономерности должны быть представлены в целостной системе знаний. Таким образом, работает описательная функция.
Вторая функция теории заключается в том, что она должна объяснять сформулированные принципы и познанные законы, опираясь на прошлое, настоящее положение вещей. Здесь используются экспериментальные факты конкретной предметной области, существенные признаки, причины явлений, происхождение и т.п.
Третья – предсказательная функция строится на основе первых двух. Тех самых сформулированных законов, посредством которых делаются предсказания о будущем состоянии объектов, явлений и процессов. Предсказательная функция теории считается основной, в силу того, что она делает прогнозы на будущее. Она позволяет правильно расставить приоритеты и сделать акценты на более перспективные процессы.
Предсказательная функция или как её ещё называют прогностическая или эвристическая помогает составлять прогнозы доходов, темпов роста и развития, определять характеры кризисов и т.д.
Очень важно отметить, что на базе теоретических принципов и законов формируются методы, способы и приёмы исследовательской деятельности. Они же и помогают получить совершенно новые знания, предположить существование новых ранее недоступных фактов. Фундаментальные теории меняют мировоззрение исследователей и методологию науки.
В основе перемен физики лежат принципы квантовой физики, которая повлияла на структурно-функциональные методы познания.
Здесь мы говорим еще об одной функции науки – методологической.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что все знания, факты, прогнозы и законы, которые получены в ходе исследовательской деятельности, позволяют человеку в значительной степени улучшать его жизнь. В данном контексте очень важна качественная теория.
Данные функции характерны всем без исключения теориям. Ключевыми из них являются объяснительная и предсказательная.
Объяснительная функция теории
Дедуктивно-номологическое объяснение характерно для повседневной жизни. Довольно часто используется термин «объяснение» с целью утверждения определённого явления, интерпретации объекта и т.п. Объяснить, значит сделать ясным и понятным.
Для понимания окружающего мира, люди на протяжении всего своего существования создавали определённые системы, которые объясняли события повседневной жизни и природные явления: мифологические, натурфилософские, религиозные и т.п. Однако в современном мире функцию объяснения приняла на себя наука. Теперь она делает понятными для человека явления, происходящие в мире. Именно поэтому объяснение стало образцом для всех сфер человеческой жизни.
Можно говорить о том, дедуктивно-номологический способ научного объяснения является чуть ли не самым объективным и признанным. Возвращаясь к истории, нужно отметить, что появление данной модели объяснения явлений связывают с именами Карла Поппера и Карла Гемпеля.
«. Дать причинное объяснение некоторого события – значит дедуцировать описывающее его высказывание, используя в качестве посылок один или несколько универсальных законов вместе с определенными сингулярными высказываниями – начальными условиями» – высказывались К. Поппер.
Чтобы прояснить это высказывание, необходимо обратиться к примеру. Представим, что наблюдаем за некоторым явлением, которое заключается в том, что нить с подвешенным на него грузом в 2 кг. рвётся. Вопрос в том, почему порвалась нить? Ответ в данной ситуации должен быть выстроен по строгой схеме.
Здесь представлена самая простая дедуктивно-номологическая схема научного объяснения. Опираясь на логику, это объяснение выстроено по всем её законам с использованием всех посылок. Со стороны познания объяснить любое явление – значит придать её сомнению и выстроить объяснения посредством соответствующего закона.
Представленная структура объяснения выражает логический вывод modus ponens, посылки которого называются экспланансом (объясняющее), а следствие – экспланандумом (объясняемое).
В данном случае был проведён элементарный пример дедуктивно-номологического объяснения. В нём допускается использование различных модификаций и обобщений. В самом общем виде эксплананс может иметь несколько общих и единичных утверждений, а вывод – это цепочка умозаключений, опирающихся на логическое мышление. В качестве экспланандума может использоваться отдельное событие или общее утверждение, иногда даже теория.
К. Гемпель придумал вариант индуктивно-вероятностного объяснения, где общее положение объясняется посредством вероятностно-статистических данных. Но, ограничиваясь дедуктивно-номологическим объяснением можно выстроить следующую схему:
L1, L2, L3. – общие законы Эксплананс.
C1, С2, С3. – утверждения о начальных условиях.
__________ – логический вывод.
Е – описание объясняемого явления Экспланандум.
Особенности дедуктивно-номологического объяснения
Дедуктивно-номологическим объяснениям приписываются определённые особенности, самая важная из них заключается в том, что оно наделяется объясняемое событие определённым характером. По существу, дедуктивно-номологическое объяснение – это логическое получение выводов относительно объясняемого положения, которое получено благодаря некоторым посылкам. В случае, если эти посылки истинны, а их истинность лежит в основе корректности условий, то выведенное положение в любом случае истинно. Иначе говоря, при дедуктивно-номологическом объяснении конкретного события, указывается причина или условия существования этого события, и если причина действительно реальна, то в качестве следствия подразумевается её существование.
Объясняемые события связываются с другими событиями и таким образом, устанавливаются закономерности связей. Исходя их этого, логично предположить, что реальные действия указывают на справедливые законы, если одно происходит вследствие другого.
Другая особенность дедуктивно-номологического объяснения близка с первой и заключается в том, что общее положение, входящее в его эксплананс, непременно должно являться законом природы, иначе говоря, быть выражением необходимой связи явлений. В противном случае, получить объяснение невозможно. Логическая форма закона природа такова, что её трудно отличить от случайно истинных обобщений или тех утверждений, которые из-за случайных обстоятельств оказались истинными.
«Все жильцы нашего подъезда имеют загородные дачи», «Все члены данного учёного совета –лысые»; «Возраст всех присутствующих в данной аудитории не превышает 30 лет» и т.п.
Законы природы по своему обыкновению выражаются общими высказываниями так же, как и истинные обобщения. Но общие высказывания применять для объяснения нельзя.
Например, пусть истинно высказывание: «Все мои друзья знают английский язык». Кто-то спрашивает об одном из моих друзей: «Почему это В. так хорошо знает английский язык?» Я даю ему «объяснение»: «В. – мой друг, а все мои друзья хорошо знают английский язык, вот поэтому-то и В. хорошо знает английский язык». Конечно, это никакое не объяснение: дружба с кем-то не является причиной хорошего знания иностранного языка, и, возможно, уже завтра моё обобщение станет ложным, если мне посчастливится подружиться с человеком, не знающим английский язык.
Отличить закон от случайного обобщения под силу только научной теории. Понятно одно, если общее высказывание является частью теории, то оно выражает закон природы, если оно не включено в теорию, то вероятнее всего оно будет случайным истинным.
Рациональное объяснение и его особенности
Для объяснения природных явлений используется дедуктивно-номологическая схема, а для объяснения явлений в общественных науках и человеческих действий применяется рациональное объяснение.
Изначально дедуктивно-номологическая схема применялась и на другие области помимо природы. К. Гемпель свою первую статью посвятил именно проблематики использования дедуктивно-номологической схемы объяснения для интерпретации исторических событий. Ему в ответ канадский учёный У. Дрей постарался доказать, что в истории применимы иные методы объяснений. В качестве примера привёл собственный тип объяснений, который он назвал рациональный.
Смысл рационального объяснения, которое предлагал У, Дрей заключалась в том, чтобы при объяснении поступка конкретного исторического героя, историк пытается понять его мотивы, которыми человек руководствовался и в свете этого показать, насколько его поступок был рациональным или нет.
Особое значение установлению закономерностей мотивации уделяется в экономической науке. Это подтверждает тот факт, что в 1995 г. Нобелевской премии был удостоен Роберт Лукас-младший за «…разработку и применение гипотезы рациональных ожиданий, которая привела к изменению макроэкономического анализа и углублению нашего понимания экономической политики».
Предложенная У. Дреем модель объяснения, породила дискуссию среди методологов науки относительно того, насколько можно считать рациональное объяснение научным.Важным оставался вопрос о том, что предложенная рациональная схема объяснения не опирается на законы природы, а дедуктивно-номологическая остаётся универсальной и она может быть применима к любой сфере жизнедеятельности человека.
Объяснить – означает подвести объясняемое под определённый закон, в таком случае невозможно рациональное объяснение считать научно подлинным.
Сторонники нового рационального метода пытались защитить его право на существование и тем самым предпринимали попытки доказать, что нельзя считать дедуктивно-номологическую схему объяснения единственно верной, поскольку в такой случае все науки, которые не попадают под выработанные современные законы естествознания, исключаются из числа наук вовсе. Это в корне не верно, Поскольку нельзя отвергать существование общественных наук, особенно экономики, поскольку она хоть и отличается от наук о природе, всё равно является полноправным членом содружества наук.
Нарушение идеалов и норм естественно-научного исследования в случае их применения в сфере общественных наук, свидетельствует о том, что эти универсальные нормы недостаточно справедливы.
Интенцинальное объяснение и его особенности. Практический силлогизм
У. Дрей одним из первых заговорил о том, что существуют определённые особенности объяснения в исторической науке. При этом его модель обладала двумя существенными недостатками.
Первый заключался в том, что понятие рациональности не имела чёткого определения, на которое могла опираться рациональная схема объяснения. Сложность заключалась в том, что историк не могу опираться на тот стандарт рациональности, который бытовал в его время. Он должен был воспроизвести те догмы рациональности, которые существовали в изучаемое им время. Трудность заключалась ещё и в том, что историку необходимо было установить, какими правилами рациональности руководствовалась та или иная историческая личность. Принимая во внимание тот факт, что понятие рациональности и по сей день не имеет чёткого определения логично признать, что историческая реконструкция понятия рациональности представляет собой не то чтобы сложную, а просто непосильную задачу.
Другой недостаток состоит в том, что область применения рационального объяснения весьма ограничена. У. Дрей говорит о том, что объяснить определённый поступок – значит проиллюстрировать наглядно, что он базируется на разумном расчёте. После этого объяснения, критики сразу же усмотрели в нём несоответствия и в один голос утверждали, что человек, принимая решение, чаще всего руководствуется эмоциями, импульсами, желанием и страстью. Именно поэтому, они предположили, что данная схема объяснения может использоваться только для тех поступков, которые были совершены после длительного размышления.
Именно эти два недостатка рационального объяснения послужили причиной того, что спустя некоторое время оно сменилось телеологическим, мотивационным или интенциональным объяснением. Оно никак не связано с понятием рациональности и охватывает собой достаточно широкую сферу применения.
Суть интенционального объяснения лежит в указании намерения, цели человека, который совершает действие.
Видя бегущего человека, появляется желание объяснить, почему он бежит. Оно заключается в указании на цель, которую преследует субъект: он хочет успеть на поезд, поэтому и бежит. При этом нет речи об оценке рациональности его поступка, и мы не спрашиваем даже, считает ли он сам, что поступает рационально. Для объяснения достаточно отметить, что его цель, или интенция, заключаются «в том-то и в том-то».
Практический силлогизм – это логическая форма интенционального объяснения. Он подразумевает разделение выводов на теоретические и практические, тем самым берёт своё начало ещё у аристотелевских догм. Одна из практических посылок ссылается на желаемый результат или цель, другая обращается к средствам достижения данной цели. Вывод в такой ситуации представляет собой описание действия. Именно поэтому рассуждение и носит название практического силлогизма.
Схема практического силлогизма:
Агент N намеревается (желает, стремится) получить А.
N считает, что для получения А нужно совершить действие В.
N совершает действие В.
Данная схема – простейшее практическое рассуждение. Она усложняется посредством ввода в неё посылок указания на время, на отсутствие помех для действий, на отсутствие у агента иных целей в данный момент. Стоит заметить, что все характерные особенности данного типа объяснения уже зафиксированы в этой схеме. Эта схема часто применяется для объяснения в общественных науках – истории, юриспруденции, экономике и т.п.
Применение схемы объяснения: цель предприятия – получение прибыли.
Общественная полемика, которая затрагивает проблемы научного объяснения, зачастую направлена на защиту специфического характера объяснения в общественных науках. Тем самым активисты утверждают, что наличие законов, например, в истории развития человеческого общества доподлинно установить невозможно.
На самом деле получается, что необходимо признать либо наличие законов и дедуктивно-номологического объяснения, либо отрицать законы и вместе с тем принять интенциональное объяснение. Такое видение проблемы ошибочно, в силу непризнания каких-либо компромиссов. Обобщая сложившуюся ситуацию, стоит отметить, что позиция интенционалистов является более мягкой: они признавали, что дедуктивно-номологическая схема также имеет право на жизнь, а в некоторых отдельных науках и вовсе отказывались от применения интенциональной схемы, более того утверждали, что в области общественных наук дедуктивно-номологическая схема может использоваться для объяснения некоторых законов.
В большей степени это касается исторической науки и экономики, где повсеместно используются естественно-научные законы для оценки и критики исторических свидетельств, которые реконструируют способы возведения древнейших сооружений, при анализе хозяйственной деятельности и её результатов в древних государствах.
Для интерпретации крупных исторических событий – войн, восстаний, революций, падений государств историк использует законы общественного развития. Любое важное историческое событие являет собой единство необходимого и случайного. Необходимая, глубинная сторона общественных событий и явлений объясняется с помощью гипотетико-дедуктивной схемы, при этом опираясь на социальные законы.
Более того, зачастую действия отдельных личностей или группы людей, которые представляют интересы конкретных слоёв населения, объясняются через дедуктивно-номологическую схему как действия, которые характерны для данного слоя населения и являются их характерными особенностями.
Своеобразие исторической науки заключается в том, что она не только говорит о том, что должно было случиться, но и иллюстрирует реальность. Исторический интерес заключается в необходимости показывать исторические процессы с их случайностями, которые их сопровождали. Именно поэтому историк принимает во внимание и конкретных исторических личностей, деятельность которых была включена в то или иное историческое событие, и их мысли, чувства, цели и желания. Мотивируя поведение отдельных личностей применять дедуктивно-номологическую схему не целесообразно. Для этого применяются иные виды объяснений, о которых уже говорилось выше.
Предсказание и его особенности
Для более глубокого понимания всех процессов их следует объяснять, в этом уже разобрались. Однако объяснение служит ещё и для того, чтобы была возможность предсказывать возможные события.
Предсказание – это выведение из закона или теории высказывания о фактах, которые до сих пор не установлены путём наблюдения или эксперимента.
Логическая структура предсказания совпадает с объяснением:
В противовес тождества логических структур между объяснением и предсказанием выступает их принципиальное различие. И в том, и в другом случае имеет место логический вывод, но при объяснении опирается он на истинность вывода, а после находятся посылки, из которых он следует. В случае с предсказанием начало берётся из известных посылок, а после утверждается, что вывод должен иметь истинное значение.
Принципиальное отличие объяснения и предсказания в том, что согласно первому, неверное значение могут иметь посылки, а во втором ложным может оказаться вывод.
Основой для предсказания может стать истинное научное объяснения, которое базируется на знании причинных связей между явлениями реальности. В случае, если эксплананс объяснения содержит закон, то внося изменения в частные условия, можно вывести из закона высказывания о тех фактах, которые до этого момента ещё не установлены посредством опытов. Случайному истинному объяснению это не характерно.
Факт о том, что более тяжёлая лодка плывёт по течению быстрее, известен всем. Из данного закона можно сделать предсказание, что весло, которое упадёт с лодки в воду и поплывёт по течению, отстанет от неё.
Специфическая особенность предсказания состоит в том, что оно всегда относится к неизвестным событиям. Здесь имеется в виду тем событиям, которые ещё не стали предметом наблюдения или эксперимента. Здесь же и объекты и ситуации, которые не существуют в настоящем, но могут появиться в будущем.
Метеоролог имеет в свой компетенции знания, которые ему помогут сделать прогноз на следующий день и охарактеризовать погодные условия в настоящее время.
Ещё одной особенностью предсказаний является то, что они могут относиться и к событиям прошедшего времени. Обычно их называют ретросказаниями.
Характерные царапины на древнейших валунах дают возможность геологу высказать предположение о том, что по данной местности много лет назад двигался ледник. Этот вывод будет носить ретросказательный характер.
Объяснения и предсказание имеют большое значение для науки и общественной жизни. Практическая и производственная деятельность человечества основана как раз-таки на возможность объяснять события и явления окружающей действительности, а также на основе этих объяснений предвидеть ситуации будущего. Сознательная постановка цели, предварительный расчёт способов и средств её достижения является принципиальным отличием в действиях человека и животного. Всякое сознательное действие человека основывается на предсказании его результатов. Глобализация экономической деятельности и очевидность колоссального влияния этой деятельности на природу делает объясняющую, мировоззренческую и предсказательную функции науки более актуальными. Более того, регулярно способствует её развитию. Это объясняет и то, что появляются всё более точные теории. А старые в данном случае становятся элементами общей теории.
Механика Ньютона в настоящее время является частью общей квантовой механики, а геометрия Евклида в трёхмерном пространстве является следствием, которое выводится из геометрии Лобачевского.
Выводы
Во всякой сфере науки логическая последовательность действий, которые направлены на получение нового знания, выглядит так:
Вот так выглядит логика научного исследования. Эта последовательность действий, которая направлена на получение знания, даёт возможность объяснять и предсказывать изменения во внешнем мире. Более того, применять данное знание в практических целях.
Получение нового знания состоит из двух уровней:
Данная последовательность является общей схемой для научного исследования. В действительности его фазы или этапы могут сочетаться в различных вариациях. Стоит отметить, что процедуры и уровни научных исследований являются обоснованием для технологии самого процесса. Говоря о методологии экономических исследований с той стороны, с которой её представляет М. Блауг, необходимо сказать, что речь идёт «об изучение принципов, регулярно применяемых при формулировке и обосновании экономических теорий». Однако экономический кризис начала XXI в. стал кризисом экономической науки, который привёл человечество к постановке очень важного вопроса: «Насколько научно обоснованными или истинными являются принципы, регулярно применяемые при формулировке и обосновании экономических теорий?»
Ответить на него можно только после того, как станет понятным, что собой представляет наука, истина и знания.