лучшие художники граффити в москве
Российские мастера стрит-арта: 5 перспективных уличных художников
Рассказываем, за кем андерграунд стоит.
Далеко не в каждом виде искусства есть парадокс – где-то все довольно понятно, закономерно и не вызывает вопросов. Тем временем стрит-арт – парадоксален. Это публичное творчество, его видят тысячи людей, но авторам самих работ зачастую приходится скрывать свои лица в надежде остаться анонимными.
Когда стрит-арт еще не был искусством, в общественном сознании он считался обычным правонарушением. Художников называли вандалами, их могли задержать, оштрафовать или вовсе посадить. Оттуда у многих артистов остался рефлекс прикрывать лицо рукой при виде камеры.
Впоследствии нравы стали мягче, общественность углядела в этом искусство, и теперь стрит-арт наполовину легитимизировался, став уважаемой творческой деятельностью. Для согласованных работ даже имеется отдельный термин – паблик-арт. Так называют любое городское искусство, которое было одобрено властями или другими ответственными лицами.
Как бы то ни было, романтика бунтарского стрит-арта никуда не делась. Даже самые опытные художники, которых приглашают на фестивали и выставки, могут позволить себе выйти с баллоном краски на улицу и пойти самовольно украшать городские стены.
Мы пообщались с пятью перспективными российскими деятелями стрит-арта, которые годами оттачивали свой стиль и сделали многое для индустрии. Пусть их имена будут некоторым незнакомы, но, как уже было сказано, стрит-арт – это не всегда история про демонстрацию себя. На первый план здесь выходит творчество.
Рома Мураткин
Рома уже не первый год в игре, и он очень хорошо знает, каким должен быть зрелищный визуал. В свое время он получил художественное образование по специальности «декоративно-прикладное искусство», а рисовать на стенах начал еще до совершеннолетия. Его работы могут напомнить фундаментальные фрески, которые любили разворачивать советские градостроители на жилых домах. Однако сводить все к одной ассоциации в его случае неправильно – он умеет делать по-разному.
Насколько, по твоему мнению, Россия пригодна для стрит-арта?
В России много интересных и самобытных мест, где могли бы появляться работы уличных художников, но все так устроено, что несогласованная работа не может существовать долго на улице. Коммунальные службы быстро и без сожаления удаляют этот «нарыв» из городского пространства, лишая среду уникального творческого высказывания, не давая возможности изображениям стать культурным кодом города.
Какую эмоцию ты хочешь вызвать у людей, которые видят твои работы?
Целенаправленно такую задачу никогда не ставлю. Есть стиль, который соответствует моему внутреннему миру, позволяющий создавать композиции на разные темы. Он может нравиться людям или нет. Все субъективно и индивидуально.
Каким ты видишь идеальное городское пространство?
Выделю несколько городов Италии: Флоренция, Рим и Венеция.
Nootk
Вова Nootk считается довольно опытным художником – он участник творческих объединений Москвы, которые стояли у истоков уличной культуры. На его счету множество фестивалей, международных биеннале и выставок.
Кроме того, у художника были коллаборации с Nike, adidas, Aizel и другими брендами. При этом, несмотря на коммерческие предложения и согласованные истории, он продолжает делать свой стиль на улице и вносить вклад в культуру и урбанистическую среду.
Насколько, по твоему мнению, Россия пригодна для стрит-арта?
Если говорить про нелегальный стрит-арт и граффити, то, не считая Москвы, вся Россия вполне пригодна. Только вот людям в регионах совсем не до стрит-арта. Им надо как-то выживать. Хотя известны такие примеры, как Екатеринбург или Нижний Новгород, где уличное искусство очень даже прижилось. В Москве же свирепствует повсеместный бафф (удаление арта со стен и прочих поверхностей. – Прим. GQ), зачастую работы уничтожаются через несколько часов.
Говоря про согласованные проекты, муралы или городские скульптуры, Москва могла бы быть одним из центров мирового стрит-арта, если бы не бюрократическая карусель согласований в семи инстанциях и строгий регламент тематики изображений. А в регионах, где с согласованием дела обстоят проще, снова встает вопрос финансирования. По сути, в нашей стране деньги решили вкладывать не в культуру, а в перекраску заборов.
Какую эмоцию ты хочешь вызвать у людей, которые видят твои работы?
Я не преследую цель вызвать чью-либо эмоцию, я просто рисую то, что мне самому хотелось бы видеть в городе или в галерее современного искусства. При этом я надеюсь, что мои работы вызывают позитивные эмоции у тех, кому близка эстетика, в которой я работаю.
Каким ты видишь идеальное городское пространство?
Сложный вопрос. На мой взгляд, нашим городам не хватает самоорганизованных пространств со свободными зонами для уличных художников и эксплуатируемых крыш.
Sasha RTS
Sasha RTS, он же Саша Рисуй Тусуй, известен в арт-сообществе своим диким стилем и безумными персонажами. Он работает со многими поверхностями, выставляется в России и за рубежом, а также сотрудничает с известными брендами, в числе которых Nike, Puma, Vans и другие.
В то же время Саша не забывает об улице и вносит свой вклад в облик города. У него всегда с собой авторские стикеры, которые он расклеивает в самых неожиданных местах. Получаются такие пасхалки, которые заметит только внимательный прохожий.
Насколько, по твоему мнению, Россия пригодна для стрит-арта?
Стрит-арт, как и стрит-культура в целом, давно имеют масштабное влияние на мировую визуальную среду, благодаря которому они могут не только существовать в условиях каких-то границ, но и создавать свою самостоятельную экосферу.
Культурное, региональное и этническое разнообразие, которыми наполнялась Россия в течение своей богатой на события историей, принесли с собой множество архитектурных форм и интересных элементов градостроения. Экспериментальные постройки эпохи советского модернизма также дают пищу для объемно-пространственных размышлений относительно практического и эстетического ощущения жилых пространств и инфраструктур. До неприличия большое количество плотно застроенных «спальных» районов мегаполисов, которое резко контрастирует с региональными просторами двухэтажной России, вдохновляет на поиск новых форм и образов. Кроме этого, по всей стране существует достаточно объемная масса заброшенных и не всегда реставрируемых объектов. Таким объектам «самовыражение» стрит-артистов часто дает новый функционал, это самовыражение привлекает внимание к забытым, но от этого не менее интересным местам.
Следует помнить, что настоящий стрит-арт – это обширное понятие, наполненное не только картинками на зданиях, но и перформансами, выступлениями уличных музыкантов, поэтов, танцоров и другими формами творческого выражения, происходящего под открытом небом или в переходах. Мне нравится наблюдать такие явления в сюрреалистических и разнообразных пейзажах России.
Какую эмоцию ты хочешь вызвать у людей, которые видят твои работы?
Любое изобразительное искусство – это способ общения с миром в глобальном смысле. Художник не всегда ждет ответа на свое высказывание, будь он выражен в виде эмоции или словесно. Иногда творческая работа предлагает пообщаться зрителю с самим собой, иногда рефлексия от просмотра работы срабатывает не сразу, а спустя какое-то время. Я не стремлюсь накопить ответных зрительских эмоций в том виде, в котором мы привыкли их выражать. Для меня более важно, чтобы у человека, который увидит мои картинки, теги или стикеры, зародились благостные нейронные связи, основанные как на его личном ассоциативном ряде, так и на совершенно свежих для него образах. И чтобы связи эти привели зрителя к добрым действиям с его друзьями и семьей, где мое творчество, очевидно, уже не будет принимать прямого участия.
Бывало такое, что после одного приклеенного стикера зритель вспоминал о своих увлечениях искусством, возвращался к книгам, изучению кинематографа, вспоминал о своих сильных качествах, то есть вдохновлялся. Конечно же, среди всех этих «социально значимых» выражений существует еще и множество штук, которые я делаю смеха ради, чтобы разок-другой вызвать у зрителя простую улыбку и как-то, хотя бы минимально, его подбодрить.
Каким ты видишь идеальное городское пространство?
В моем городском пространстве есть много раскидистых зеленых деревьев на главных улицах, чистые водоемы, хорошо спроектированные велодорожки. Хорошие велодорожки ну очень важны для здоровья и долголетия людей. В моем городе не пресекаются и не осуждаются здравые творческие и социальные инициативы. Красивые и сложные рисунки не закрашиваются в сотни оттенков серого. Люди чаще улыбаются. А безликая реклама ненужных продуктов и услуг уступила место образовательным плакатам об истории искусств, актуальных музыкальных событиях и выставках по-настоящему молодых художников. И конечно же, как сказал один из классиков современной поэзии: «Покажи мне город, где ни**я не решает валюта, где люди просыпаются от залпов салюта утром…»
Команда «ТОЙ»
В нижегородское объединение «ТОЙ» входят два стрит-арт-художника, которые работают в жанре постграффити. Их сюжетам присущи абсурд и ирония, которые так хорошо ложатся на российскую действительность. Арт парней сделан с намеренной небрежностью, которая и стала их фирменным стилем. На наши вопросы отвечал один из участников команды – Ерор.
Насколько, по твоему мнению, Россия пригодна для стрит-арта?
На мой взгляд, у нас все хорошо с рисованием на улицах. Работы достаточно долго остаются, если не учитывать ситуацию в Москве, когда ты порисовал, и через час работа уже закрашена. Органы власти достаточно лояльно относятся к рисункам, главное, чтобы они не носили политический характер. Сталкиваясь с полицией во время рисования, мы хорошо общаемся и приходим к нормальному решению, главное, не испортить чью-то частную собственность. Да и местные жители иной раз идут навстречу.
Какую эмоцию ты хочешь вызвать у людей, которые видят твои работы?
В уличном рисовании для меня самым главным является удовольствие от процесса и результата. А вообще, приятно наблюдать отклики людей, которых при виде наших работ цепляет ностальгия и чувство смеха.
Каким ты видишь идеальное городское пространство?
Сложно представить какое-то идеальное городское пространство. Я думаю, что все так, как должно быть. Человек подстраивается и всегда находит место для работы.
Андрей Adno
Художник и дизайнер Андрей Adno – еще один деятель искусства, на которого стоит обратить внимание. В настоящий момент он конвертирует арт в NFT-токены, курирует образовательные арт-программы, а также не забывает про улицу.
Насколько, по твоему мнению, Россия пригодна для стрит-арта?
Стрит-арт, как и любое искусство, может и должно быть везде. Россия – идеальное место для уличного искусства, ведь, как правило, оно отражает весь спектр социальных проблем.
Какую эмоцию ты хочешь вызвать у людей, которые видят твои работы?
Всегда нравилось обманывать зрителя простыми графическими приемами и преломлением пространства.
Каким ты видишь идеальное городское пространство?
Идеальный город – это место для коммуникации разных смыслов, слоев и сущностей.
Шесть работ известных стрит-арт художников, которые можно увидеть в Москве
Портрет в четыре этажа, абстракция на десятки метров и едва заметное изображение на стене заброшенного дома – в Москве, как в музее под открытыми небом, собраны произведения уличных художников с мировыми именами. Рассказываем о работах лучших российских и зарубежных авторов.
Vhils
Новодмитровская, 1 «Хлебозавод»
Рикардо Каволо
Большая Серпуховская, 19/37
В 2014 году в Москве благодаря фестивалю «Лучший город земли» появилось много муралов – граффити площадью по несколько десятков и сотен метров. Среди них – «Русская принцесса» испанского художника Рикардо Каволо, которую он создал рядом с университетом имени Плеханова. По авторскому замыслу, принцесса – это представитель русской молодежи; солнечный свет символизирует светлое будущее, а медведь в основании рисунка – древнюю Русь.
Эдуардо Кобра
Фото: портал мэра и правительства Москвы
Большая Дмитровка, 16
Еще одним наследием фестиваля стала работа бразильца Эдуардо Кобре. Он нарисовал на стене четырехэтажного дома Майю Плисецкую в образе Одетты из «Лебединого озера». В качестве основы художник использовал архивные фотоснимки 1960-х годов, но разбавил черно-белое изображение радужными элементами. Мурал появился к 88-летию балерины, и сама она успела оценить произведение. В 2015-м, после смерти артистки, во дворике рядом с рисунком открлся сквер Майи Плисецкой с памятником.
Садовническая набережная, 62, строение 8
Московский художник Zoom часто использует образы из классики советского кинематографа и мультипликации. На улицах города появились граффити по мотивам «Иронии судьбы», «Сталкера» и «Ну, погоди». Иногда он добавляет в рисунки элементы инсталляции. Один из примеров – «Ностальгия» по одноименному фильму Андрея Тарковского. Художник изобразил сцену, в которой герой Олега Янковского идет по дну пустого бассейна в Италии со свечой в руке. И если актер нарисован на кирпичной стене, то свеча – настоящая (находится в специальной нише). Местные жители не остались равнодушными к работе: люди постоянно зажигают новые свечи, приносят коробки со спичками. Zoom выбрал место рядом с домом, где жил Тарковский. Именно оттуда он уехал на съемки «Ностальгии» в Италию и не вернулся обратно. По словам художника, этой работой он надеялся подтолкнуть власти к восстановлению дома режиссера, о котором объявили уже много лет назад.
Stinkfish
Фото: Агентство «Москва»
Граффити колумбийца Stinkfish легко узнать – художник создает реалистичные портреты, но использует яркие цвета и национальные узоры. Его модели – горожане, случайные прохожие. В Москве он писал портрет с фотографии обычной девушки. На мурал художника вдохновила «Пионерка» советского живописца и фотографа Александра Родченко. Правда, в отличии от черно-белого оригинального кадра работа Stinkfish выполнена в привычном стиле: яркие оттенки и колоритные детали.
Zuk Club
Творческое объединение Zuk Club – это 4 художника, которые работают вместе с 2001 года. В Москве много их рисунков в разных техниках. Начинали участники команды с бомбинга и теггинга, а сейчас муралы Zuk Club украшают здания в центре города. В 2014 году для проекта «Наследие» художники нарисовали в портреты известных деятелей искусства: Эйзенштейна, Булгакова, Стравинского. Стиль единый, но каждое произведение подчеркивает уникальность героя. Например, есть портрет композитора Александра Скрябина, который первым начал использовать светомузыку. Поэтому в работе художники использовали цвета световой партитуры из его симфонической поэмы «Прометей».
Как устроена индустрия граффити в России: за кем следить, в кого инвестировать
Граффитчики (или райтеры) — именно так называют уличных художников, любые городские поверхности для которых становятся полотнами для выражения себя и своих позиций. Уличное искусство как в мире, так и в России постепенно перестало ассоциироваться исключительно с вандализмом и выросло в мощное комьюнити, влияющее на тренды массовой культуры и даже бизнес.
После того как в 80-х граффити-художники начали выставляться в галереях, а в 2009 году более сотни уличных художников представили свои произведения в парижском Гран-Пале, граффити уже не могли не признать полноценным видом искусства с иерархией жанров и стилей. Два самых крупных и актуальных — теггинг (быстрое нанесение подписи автора на какую-либо поверхность) и авторские граффити.
Жан-Мишель Баския начинал реализовывать себя именно с теггинга: оставлял на улицах Нью-Йорка слово SAMO, добавляя саркастичные или поэтичные подписи. Оказавшись под покровительством Энди Уорхола, он продолжал развивать свой художественный почерк, но не забывал про элементы граффити. Уже тогда своим примером Баския показал обществу, что граффитчик может стать полноценной и уважаемой частью элиты арт-общества, оказывать влияние на современное искусство и массовую культуру. И при этом зарабатывать деньги.
Один из главных и массово известных представителей авторских граффити сегодня — легендарный Бэнкси. Он работает в трафаретной технике (для большей скорости), и все его произведения представляют собой сообщения политического и социального характера. Также большинство райтеров творит не только на поверхностях городских пространств, но и на холстах, которые попадают в галереи и частные коллекции.
«За всем этим стоят эго и свобода. Человек занимается творчеством, когда чувствует себя свободным. Неважно, в процессе теггинга или рисования «куска» (большого полотна граффити. — Прим. ред.)», — объясняет граффитчик Cozek причины, почему люди с разным социальным статусом занимаются граффити. Cozek — один из участников московской команды ADED, которая состоит из пяти локальных художников. Кроме него туда входят граффитчики, работающие под псевдонимами Spacer, Namer, Juice и Сарtек.
С развитием интернета и соцсетей граффити стали активно выходить из андеграунда и становиться элементом массовой культуры. В какой-то момент художников уже не могли игнорировать крупные компании, в том числе и люксовый сегмент, включая Louis Vuitton, Moschino, TAG Heuer.
Главные игроки в России
В России тоже есть граффитчики, сотрудничающие с локальными и международными брендами. Один из них — Покрас Лампас. Он начинал свой путь именно с граффити, но, разработав собственный стиль, ушел в современное искусство. Покрас Лампас называет свое творчество «каллиграффити» (симбиоз каллиграфии и граффити). В его портфеле — сотрудничество с маркой Fendi, уникальные принты для футболок аdidas в рамках ЧМ-2018, коллаборации с ТЦ «Атриум», «Альфа-Банком», IKEA, Lamborghini и множеством других брендов. Благодаря выпуску «Новая Россия» о молодых талантах на канале «вДудь» (более 4 млн просмотров), грамотной коммуникации с аудиторией в социальных сетях и использованию PR-возможностей крупных заказчиков ему удалось за последний год значительно нарастить свой медиавес.
Не менее яркие игроки, интересные для брендов различного масштаба, но с диаметрально противоположной философией, — участники объединения ADED. Наклейками с надписью их псевдонимов — Spacer, Namer, Juice, Cozek, Captek —заклеены улицы не только главных городов России, но также Парижа, Берлина, Токио. Принципиальность и преданность «улице» — главное их отличие.
ADED отвечали за брендинг крупнейшей российской выставки уличной культуры Faces&Laces и пространства Nike в рамках ЧМ-2018, сотрудничают с Музеем современного искусства «Гараж», для которого делали большие постеры в рамках выставки Рашида Джонсона, Виктора Пивоварова и Тарин Саймон.
В ближайшее время ADED представят уникальный для локального и глобального рынка граффити-проект — коллаборацию с одним из самых популярных сегодня модных брендов Off-White. «В «КМ20» (московский концепт-стор. — Прим. ред.) открывался корнер бренда в виде «храма» — ему решили придать индивидуальности с помощью локальных художников. Нас пригласили принять участие, но особого интереса мы не проявили. Работать с Off-White хотелось напрямую. В итоге согласились на проект на условиях того, что нам дадут прямой контакт Вирджила, — рассказывает Cozek историю сотрудничества ADED с креативным директором мужской линии Louis Vuitton и основателем Off-White Вирджилом Абло. — Контакт нам предоставили, мы тут же отправили презентацию о себе и уже через короткое время общались с Вирджилом в чате. Он сообщил, что хочет делать с нами не только корнер в Москве, но и отдельную линию».
Знаковое место в истории российских граффити занимает и команда «Зачем», которая начала рисовать еще в 90-х годах. Участники этой граффити-банды на протяжении долгого времени занимались популяризацией жанра: выпустили несколько фильмов, один из которых — «Девиантное поведение» — имеет такое же значение для локальной индустрии, как «Выход через сувенирную лавку» Бэнкси для глобальной.
Кирилл Кто — один участников проекта «Зачем» — значится в топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника», а также входит в российский инвестиционный художественный рейтинг 49ART, представляющий выдающихся современных художников в возрасте до 50 лет. Кирилл Кто активно занимается развитием локальной граффити-индустрии. Например, он организовывал проект «Стена» на территории «Винзавода». «Стена» — это в буквальном смысле кирпичная стена, которую с определенной периодичностью покрывают своими работами граффитчики. Проект позволяет, с одной стороны, вести дискуссию внутри индустрии и открывать для аудитории новых художников, а с другой — открыто наблюдать за процессом их творчества.
«Я бы обнял тебя, но я просто текст», «Эй ты, люби меня» — эти граффити стали по-настоящему вирусными во многих городах-миллионниках. Их автор — художник из Екатеринбурга Тимофей Радя. Его стиль характеризуют как остросоциальный и злободневный, творчество художника — идеальное совпадение контекстов, то есть городских поверхностей с настроением и смыслом граффити.
Павел Пухов, известный под псевдонимом Паша 183 (P183), — знаковый художник для отечественной граффити-индустрии на этапах ее зарождения. Он отвечал за оформление декораций в уличном стиле для рок-оперы TODD панк-группы «Король и шут». Всемирная известность к Пухову пришла после статьи в издании The Guardian, в которой его назвали «русским Бэнкси». Кстати, в 2013 году всемирно известный британский художник сделал работу в память о Паше 183. Изображение баллончика с краской, над которым горит пламя свечи, появилось на официальном сайте Бэнкси через несколько дней после смерти российского райтера.
Заказы у современных граффитчиков делятся на три основных типа. Первый — оформление. С точки зрения имиджа, такие заказы в индустрии не считаются значимыми для художника. «Клиент делает заказ — и вам нужно что-то расписать, нарисовать какое-то изображение в определенной стилистике. Тут правила всегда диктует заказчик. О сильном портфолио речь не идет, — объясняет Покрас Лампас. — Лично мне никогда не хотелось этим заниматься».
Более престижным считается сотрудничество с галереями (создание холстов и арт-объектов) — это взаимодействие с арт-миром и высокие гонорары. «Речь идет про долгосрочную инвестицию и долгосрочное планирование. Холсты — более серьезный подход, их не должно быть слишком много, потому что покупатели хотят, чтобы картины, которые они покупают, только дорожали, — отмечает Покрас Лампас, у которого большой контракт с группой галерей по всему миру. — В России, к сожалению, культура арт-менеджмента развита слабо. Когда я начинал, все незнакомые нюансы я уточнял у своего галериста, наблюдал за ним и за тем, как работают галереи по всему миру. Сейчас я не занимаюсь продажей своих работ, это регулирует мой арт-менеджер».
Покупка работ раскрученных художников, грамотно выстраивающих стратегию, считается в арт-индустрии эффективным вложением. В июле этого года прошла закрытая выставка работ Бэнкси в лондонской галерее Lazinc. Три полотна стоимостью от 500 тыс. до 1,5 млн фунтов были проданы в первые же сутки в рамках VIP-доступа до начала открытого старта продаж. По подсчетам The Art Newspaper, стоимость произведений Бэнкси выросла на 120% за последние пару лет.
Российский же рынок граффити пока пребывает в стадии формирования. «Есть очень хорошая поддержка. Есть музей «Гараж», Роман Абрамович, семья Церетели и другие, кто покупает определенные работы и инвестирует. Есть серьезные фонды и галереи (RuArts, «Триумф»), ярмарки (Cosmoscow), есть частные коллекции. В России много коллекционеров, которые не афишируют покупки. Думаю, что в этом плане рынок у нас довольно тихий», — отмечает Покрас Лампас.
Третий вид заработков — коммерческое сотрудничество с глобальными и локальными брендами. Здесь стоимость работы и степень вовлеченности художника зависит от личных предпочтений и договоренностей с заказчиком, а также от правовых аспектов.
«Сумма всегда зависит от многих факторов. Например, от того, имиджевая ли это работа или та, что нужна для продажи нового товара. Имиджевый проект может стоить до полумиллиона рублей, а «продуктовый», большого объема и тиража, — от 1-1,5 млн и выше, — говорит Покрас Лампас. — Учитываются и правовые аспекты. У меня есть свой юрист, с которым мы вместе составляем контракт и смотрим, где и на каких условиях мы передаем права. Все это в том числе влияет на стоимость проекта. Это помогает регулировать рынок».
Команда ADED подходит к выбору коммерческого сотрудничества крайне избирательно, поэтому стоимость их работы зависит в первую очередь от масштаба заказа и портрета клиента. Участники ADED признаются, что, отказывая одним, они создавали себе базу для того, чтобы работать с более близкими по духу заказчиками. «Нам приходилось отказывать 90% потенциальных клиентов, поскольку работаем мы исключительно с теми, кто готов создавать продукт в нашей стилистике. Мы ни под кого не подстраиваемся и этим сильно отличаемся от других, — отмечает Cozek. — Нам прекрасно известно, какие бюджеты осваивают те или иные компании. При обсуждении стоимости проекта отталкиваемся от того, во сколько оцениваем себя и свое время в рамках конкретной задачи».
Где смотреть уличное искусство в России
Для того чтобы отслеживать тренды и перспективных художников, важно следить и за социальными сетями признанных райтеров, и за ключевыми мероприятиями и арт-площадками. Помимо уже упомянутого проекта «Стена» на «Винзаводе» в России существует еще несколько организованных пространств для знакомства со стрит-артом.
Музей уличного искусства в Санкт-Петербурге. Здесь есть постоянная экспозиция с работами признанных отечественных граффитчиков, среди них — Паша 183, Тимофей Радя, Кирилл Кто, Андрей Оленев, Никита Nomerz. В музее также проводятся временные тематические выставки.
Биеннале уличного искусства «Артмоссфера». Пройдет с 31 августа по 14 октября в московском Центре современного искусства «Винзавод». Свои работы представят 40 ведущих российских и зарубежных художников стрит-арта.
Стоит следить за проектами музеев «Гараж» (Москва) и «Манеж» (Санкт-Петербург). Эти площадки активно интересуются стрит-артом, работают с главными локальными представителями и в целом поддерживают граффити-индустрию.