лучшие школьные учебники по истории

Лучшие школьные учебники по истории

лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории

УЧЕБНИК 1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.Д. История России. Из-во «Проспект», 4-е издание, 2016.
Классический учебник, по которому уже не одно поколение школьников готовилось к ЕГЭ по истории. В некоторых вузах его даже дают для подготовки к экзамену по истории студентам младших курсов непрофильных специальностей (технических и естественно-научных). Репетиторы по истории часто советуют его своим ученикам.

ПРЕИМУЩЕСТВА +++
+ Весь материал собран в одной книге, от Древней Руси до XXI века, всегда под рукой, если держать учебник на рабочем столе.
+ Хорошая структура, логичное изложение, простота и доступность.
+ Учебник легко достать, есть, практически, в каждой школе и библиотеке.

ИТОГ. Старый, классический, хрестоматийный учебник, который нужно прочитать хотя бы один раз. Однако надеяться на него при подготовки к ЕГЭ по истории не следует, как и уделять слишком большое внимание. Как репетитор по истории я не стану опираться на эту книгу в своей работе, однако порекомендую начать подготовку к экзамену именно с него.

лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории

УЧЕБНИК 2. Сахаров А.Н. Буганов В.И.\Боханов А.Н.\Шестаков В.А. История России, 6-11 класс лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории
Знаменитая линейка школьных учебников издающаяся еще с 1990-х гг. под редакцией А.Н. Сахарова. Менялись издательства, обложки, приходили и уходили вторые и третьи соавторы. Неизменным оставалось лишь содержание и фамилия самого Сахарова, конечно, за что учителя и прозвали учебник «сахаровским» лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории

ПРЕИМУЩЕСТВА лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по историилучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории
На самом деле, их совсем немного:
лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по историиучебник доступен по цене, есть в библиотеке многих школ.
лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по историипростое и доступное изложение.

лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории

лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории

лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории

УЧЕБНИК 3, а точнее, серия пособий под авторством Л.А. Кацвы:
— Кацва Л.А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-пресс, 2012. — 848 с.;
— Кацва Л.А. История России. Советский период. (1917-1991). М.: РГУ, 2003. — 412 с.;
— Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв.
— Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVIII вв.
Хоть эти книги и не переиздаются каждый год, но известны многим выпускникам, благодаря пользе, которую приносят при подготовке к ЕГЭ. Их редко используют в школе, но часто читают дома.

НЕДОСТАТКИлучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по историилучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории
Их немного, но они существенные:
лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по историиМатериал подаётся в форме курса лекций, т.е. длинного текста мелким шрифтом, восприятие которого требует большого интереса к истории и вообще мотивации. Как было сказано выше, форма подачи напоминает вузовский учебник, а не школьный, поэтому кому-то книги Кацвы могут показаться скучными и сложными для восприятия.
лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по историиОтсутствуют вспомогательные материалы. Нет картинок, карт, отрывков из документов, таблиц и т.п. Всё это придётся осваивать по другим книгам.
лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по историиОтсутствует материал по всеобщей истории. В формате справочника его вполне можно было бы добавить, но это почему-то не сделано. А ведь в ЕГЭ по истории зарубежный материал тоже есть.

ИТОГ: очень полезный учебник для подготовки к ЕГЭ по истории, но осилить его будет непросто. К тому же карты, иллюстрации по темам про культуру (живопись, архитектура и т.д.) придётся изучать отдельно по другим книгам. Тем не менее, как репетитор по истории, очень рекомендую запастись книгами Кацвы для подготовки к ЕГЭ

Источник

Лучшие школьные учебники по истории

лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории

Этап III. Профессиональный (не рекомендуется)

Учебники истфака МГУ. Не рекомендую, потому что даже для подготовленного читателя (студента истфака) это не очень легкое чтение. Текст очень плотный, с высокой концентрацией информации, дат, имен, идей на абзац. Заставить влить в себя такой объем информации может только экзаменационная сессия, да и то настоящих «Гойко Митичей», сдающих, к примеру, годовой курс отечественную историю до XIX века по 1200 страницам из трехтоминка под ред. Милова буквально пять-шесть человек на поток. Остальные обходятся давно составленными шпорами/бомбами. Более того, в реальности эти тома подкрепляются семинарами, на которых читают и разбирают кучу толстых монографий, и отличными от других вузов курсовыми, являющимися по своей сути мини-исследованиями. Плюс лекции по предметам отличаются от учебников определенным образом и дополняют их, а не замещают. Плюс само общение с преподами, временами очень ценное. В итоге, у того, кто прочитает учебники получится следующая ситуация: затратит он сил немерено, наверное даже больше чем студент, и точно дольше. И дойдя до конца (что сильно вряд ли) будет считать что «все понял и все знает», короче «аналитег». Но это будет не так. Так что, подходить к этим курсам надо уже в конце, и то. стоит тогда подумать о поступлении на истфак. хотя бы для мотивации 🙂

Вторая проблема, это то что большинство учебников являются переизданиями авторами своих же, написанных еще в советские времена вариантов, с соответствующими недостатками. И если всякую откровенно идеологическую муть авторы вычистили, то исправить подачу материала многие уже не в состоянии (в силу возраста и нежелания что-то вообще делать за те деньги которые старикам платят). Поэтому, например, XIX-XX века всемирной истории (а это четыре кирпича) читать надо с оглядкой и с улыбкой.

1) Отечественная история

Для облегчения жизни студентам, и в связи со смертью Милова, каждая кафедра выпустила свой учебник являющийся облегченной и переделанной и главное доделанной версией трехтомника.

Вдовин А. История СССР от Ленина до Горбачева. (подправленный запрещенный третий том Милова)
http://www.ozon.ru/context/detail/id/24903312/

была еще постсоветская история, неплохая, но что-то не могу найти

Источник

Лучшие учебники для подготовки к ЕГЭ по истории

В процессе подготовки важно определить учебные пособия, которые помогут лучше понять или повторить необходимое, если решено готовиться самостоятельно. Не спешите скупать все книги подряд в магазинах, в первую очередь вспомните о школьных учебниках, в которых подробно описаны все теме.

При подготовке к истории своим ученикам я предлагаю покупать и использовать именно эти учебные пособия:

2. Николаева Л.И., Сафарова А.И. «Подготовка к ЕГЭ». В данном учебнике представлены 2 секции. Теоретическая секция состоит из справочника фактов, словаря терминов и отдельных глав, посвященных правителям и культурному аспекту. Практическая секция состоит из 10 авторских тестов, проверяющих базовые знания.

3.Пазин Роман: «История. ЕГЭ. 10-11 классы. Анализ исторического источника». Данное учебное пособие посвящено отдельным заданиям ЕГЭ, проверяющим умения выпусника работать с историческими источниками. Задания разного типа и различного уровня сложности.

4. Атлас: Сергей Колпаков: История России с древнейших времен до начала XXI века. 10-11 классы. Для выполнения одной из части ЕГЭ понадобиться умение работать с картами. Поэтому при изучении каждого раздела следует параллельно пользоваться картографическими источниками.

5. Маркин С.А. «Картографический тренинг». Содержит советы по действиям с картами и тренировочные тесты, распределенные по периодам.

6. Артасов И.А. «ЕГЭ.История. Трудные задания. Работа с изображениями». В пособии приведен подробный разбор выполнения заданий ЕГЭ повышенного и высокого уровня сложности (задания с изображениями).

В идеале, если ученик проработает все эти учебники, он точно сдаст экзамен на 85+ баллов. Сложно ли это? Безусловно. Вообще к ЕГЭ по истории готовиться очень нелегко. Даже сложно. Главное вовремя начать подготовку к ЕГЭ по истории.

Источник

Школьные учебники истории: сравнительный анализ. Часть 1

лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории

Сайт urokiistorii начинает публикацию серии аналитических материалов о российских школьных учебниках истории. Первыми в качестве предмета анализа были выбраны учебники «профильного уровня» по истории России XX – начала XXI века: В.А. Шестакова (под редакцией А.Н. Сахарова); А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова и С.В. Мироненко; А.О. Чубарьяна, А.А. Данилова и Е.И. Пивовара. Ниже даётся общее предисловие ко всей серии, объясняется логика сопоставления учебников и приводится подробная сводная сравнительная таблица (её можно скачать отдельным файлом).

Большинство авторов разделяют современный подход к учебнику. Одна из его главных задач – научить пониманию исторического процесса и причинно-следственных связей. Он также, по мнению историков, должен воспитывать самостоятельное мышление и стимулировать дискуссию; освещать самые сложные и неоднозначные эпизоды в истории страны; демонстрировать академическую нейтральность, не отягощённую идеологическими предпочтениями авторов. Все эти установки авторы декларируют во вступительных статьях к учебникам. Реализуют их все по-разному, однако есть несколько учебников, отклоняющихся от этой траектории. Эти исключения стали в свое время причинами для оживленных общественных дискуссий – тем более заметных, что политические (а следовательно, и исторические) события редко становятся темой для общественных дискуссий в России. Речь идет об учебниках А.В. Филиппова, И.И. Долуцкого и Дж. Хоскинга.

В качестве первого подхода к анализу исторических учебников, внесенных в рекомендованный министерством перечень, мы предлагаем сравнительную таблицу по трём учебникам «профильного уровня» по истории России XX – начала XXI века: В.А. Шестакова (под редакцией А.Н. Сахарова); А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова и С.В. Мироненко; А.О. Чубарьяна, А.А. Данилова и Е.И. Пивовара.

Сравнительная таблица состоит из нескольких блоков: анализ исторической концепции, структура и удобство методического аппарата (включая стиль изложения), cодержание (список ключевых, на наш взгляд, пунктов отечественной истории – революция, репрессии, Вторая мировая война, «холодная война», перестройка, 1990-е годы и современная Россия).

Все три учебника обладают некоторыми сходствами. Прежде всего, в глаза бросается отсутствие академической нейтральности в освещении современных событий, которая преподносится как исключительно позитивная стадия исторического развития. Сегодняшнее правительство, судя по текстам учебников, буквально венчает российскую историю, реализуя все проекты, по разным причинам нереализованные раньше. Речь идёт о демократии, гражданском обществе и рыночной экономике. Кроме того, почти во всех учебниках делается очевидный акцент на общем описании политической и экономической истории. А ведь во всём мире академической нормой с 1930-х годов считается не только «официальная» история, но и повседневность, и сфера культуры. Именно эти стороны жизни освещаются в учебниках бедно. Наконец, ни в одном учебнике нет полноценной историософской концепции, объясняющей логику российской истории (единственным объяснением происходящего становятся решения конкретных исторических лиц). Впрочем, отечественная история по-прежнему является материалом для дискуссий, и общественный консенсус пока не коснулся большей её части.

Шестаков (под редакцией А.Н. Сахарова). История России XX – начала XXI века. 11 класс

А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов и С.В. Мироненко. История России. XX – начало XXI века. 11 класс

А.О. Чубарьян, А.А. Данилов, Е.И. Пивовар. Отечественная история XX – начала XXI века. 11 класс

год издания

концепция

Автор рассматривает поворотные моменты российской истории как упущенные шансы на создание рыночной экономики, демократического государства и гражданского общества. По мнению автора, и реформы 1860-х гг., и Временное правительство, и Учредительное собрание – ставили именно такие задачи.

Стр. 81: «Предложенная «сверху» Временным правительством прогрессивная по сути программа обновления России на принципах демократии, частной собственности, целостности страны могла быть реализована лишь при условии сохранения и укрепления гражданского согласия, сильной государственной власти»

Стр. 106: «Работа Учредительного собрания предоставляла еще один шанс для поворота революционной России в сторону парламентаризма, многопартийности, национального согласия»

Предпринята попытка собрать воедино разные исторические концепции. Однако на деле основные исторические события подаются в основном через призму решений государственных деятелей. В результате история предстает как цепочка решений разных людей (Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина и Путина).

Тем не менее, в некоторых параграфах авторам удается предложить школьникам самостоятельно анализировать события отечественной истории.

Вступительная часть отсутствует

задачи, сформулированные автором

Проследить причинно-следственные связи и сформировать собственное мнение. «Современный учебник истории не является книгой для заучивания и запоминания «правильных мыслей». Поэтому школьникам чаще всего предлагается обсудить ключевые проблемы темы, рассмотреть вопросы в альтернативной ситуации, сформулировать собственное мнение».

«В гораздо большей степени, чем раньше, вам необходимо уяснить причинно-следственные связи между историческими событиями, выявить внутреннюю логику исторического процесса»; «изучать без гнева и пристрастия…, не домысливая и не подгоняя их под очевидные идеологические схемы»; «не избегать острых, дискуссионных вопросов»; «самостоятельная работа с текстом»;

структура учебника

Структура понятная и удобная. Много разных блоков.

– вопросы и задания (в том числе, заполнение сравнительных таблиц);

– работа с документом (в том числе – с текстом самого учебника);

Не очень удобная структура, не всегда понятно, чем отличаются разные блоки (например, не различаются вопросы для самостоятельной работы и для работы с текстом учебника).

– «объясните значения понятий и выражений»

В каждой главе термины и ключевые понятия выделяются шрифтом, облегчая восприятие и поиск информации

Небольшое количество блоков:

– фрагменты архивных документов;

– биографические справки политических деятелей

— документы и цитаты

отсылки к внешним документам и книгам (без цитат)

Есть большие цитаты из документов, мемуаров и работ историков, представляющих разные точки зрения

В каждом параграфе есть большие, выделенные графически цитаты из документов

— цифры (статистика)

Почти в каждой главе представлены статистические данные о той или иной исторической эпохе

Статистика дается только в отдельных параграфах, анализирующих экономическую ситуацию или политические события (например, выборы)

Только в параграфах об экономике

— иллюстрации и карты

Вклейка с картинами советских художников и картами

Черно-белые иллюстрации (фотографии исторических деятелей, плакаты, картины, обложки книг) есть почти в каждой главе; цветные иллюстрации (картины русских и советских художников, фотографии памятников архитектуры) и карты – в отдельной вклейке.

В кажом параграфе – фотографии исторических деятелей, а также событий, цветные карты. В некоторых параграфах – большие коллажи из иллюстраций по соответствующей теме. Они включают архивные фотографии, изображения предметов, обложки книг. Среди иллюстраций заметное место занимает военная форма разных периодов истории.

Какие сферы жизни освещаются наиболее подробно (экономика, политика, культура, повседневность)

Стиль повествования

Сухой, академичный. Длинные предложения со множеством скобок, деепричастных оборотов и других дополнений воспринимать сложно. Учебник не может служить для самостоятельного чтения, а только в качестве текста с данными и заданиями.

Литературный, местами даже пафосный (например, на стр. 193: «Началась Великая Отечественная война советского народа, сразу же ставшая важнейшей для судеб народов Земли»; Выражения: «в ту грозную пору»; «беззаветное мужество» и т.п.

Литературное повествование, читается легко.

Ключевые моменты истории:

— причины революции

Идейная и организационная разобщенность властей и всех политических сил, кроме большевиков.

Стр. 98: «Замедленный характер реформ Временного правительства способствовал стремительному росту стихии народного протеста, активности, желания простыми способами решить назревшие жизненные проблемы. Большевики, точно отреагировав на волну революционного нетерпения, смогли вооружить массы соответствующими политическими программами»

Отдельный параграф посвящен вопросу, «почему победили красные?» (Стр. 113)

«Ключевой внутренней причиной победы большевиков стало то, что она в конечном счете получили поддержку преобладающей части населения России – мелкого и среднего крестьянства, а также трудящихся национальных окраин»; Внешняя причина – распространение большевистских идей в других странах; «Большевизм победил, сохранив государственность и суверенитет России. Однако поддержка… со стороны епролетарских слоев населения… носила ограниченный, условный характер (выбор из двух зол меньшего), что предвещало новые великие потрясения»;

Одно из последствий репрессий – большие потери во время Великой Отечественной войны

Социальная база большевиков – массы маргиналоов и люмпенов, городские низы. В сочетании с Первой мировой, которая военизировала общество, это было главной причиной прихода большевиков к власти.

Стр. 49: «Революция, с которой Россия столкнулась в 1917 году, была во многом детищем Первой мировой войны… Николай Второй, вместо того, чтобы начать решать назревшие социальные и политические проблемы, прибег к привычным репрессивным методам»

Cтр. 56: «Сегодня историки рассматривают большевизм как сложное явление, сформировавшееся… в связи с разрушением старых социальных структур, ростом социального радикализма, маргинализацией масс»

Стр. 67: «Простой гражданин подвергался нападениям со всем сторон. Ежедневно его могли арестовать представители красных, белых и других сил, захватывавших города и села в ходе Гражданской войны».

Стр. 73: «Большевизм предложил наиболее последовательную и простую стратегию диктатуры бедных людей, которая находила массовую поддержку у городских низов»

— Индустриализация

Политические решения о переходе к военному коммунизму и государственной индустриализации объясняются объективной необходимостью модернизации промышленности («неспособность частного сектора модернизировать отсталую российскую промышленность»; лишь опасения по поводу крестьянских волнений привязывали власть к нэпу)

Одна из причин индустриализавции – « сохранение национальной независимости» (Стр. 164)

Стр. 161: «Сегодня обоснованной представляется точка зрения историков, связывающих 1929 год с созданием новой, командно-административной системы с целью догнать и перегнать Запад экономически, развиваясь на антизападной общественно-политической основе»

«Кардинальные изменения в экономике» (форсированная индустриализация и коллективизация) были связаны с мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг.

Индустриализация и строительство системы внеэкономического принуждения было частью советской идеологии с самого начала, поэтому свертывание нэпа было логичным шагом.

«Задача индустриализации объктивно стояла перед Россией уже в конце XIX- начале XX вв».

— сталинизм и большой террор

«К середине 1930-х годов завершается становление советской общественной системы как особой формы тоталитаризма, опирающейся на традиционные элементы российской политической культуры. Менее, чем за 20 лет в силу внутренней логики «диктатура пролетариата» перерастает сначала в диктатуру правящей партии, а затем и в диктатуру одного человека»;

Стр. 178: «Немаловажную роль в формировании тоталитарной политической системы играло стремление самого Сталина к единоличной власти»

Cталинскому режиму в учебнице посвящено всего 3 страницы (для сравнения: Великой Отечественной войне – 30 страниц).

Стр. 177: «Сущность политической системы в СССР определял режим личной власти И.В. Сталина, заменивший коллективную диктатуру старой большивистской гвардии ленинского периода»; «Помимо полного контроля над экономикой, присутствовали и другие «родовые» признаки тоталитаризма: огосударствление политической системы, включая общественные организации, всепроникающий идеологический контроль в условиях монополии властей на средства массовой информации, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслия вообще».

Стр. 169: «Посредством террора из общественно-политической и культурной жизни страны устранялась лучшая, свободомыслящая часть нации, способная критически оценивать действительность и происходящие в ней процессы, и потому уже одним фактом своего существования представлявшая препятствие на пути окончательного утверждения личной власти И.В. Сталина»

Стр. 75: Во время революции в стране «не были сформированы демократические механизмы, что в дальнейшем привело к господству тоталитарных методов управления»

Стр. 91: Происхождение культа личности и тоталитаризма – в политических представлениях, которые сложились в 1920-е годы: построение социализма в отдельно взятой стране возможно, но по мере продвижения классовая борьба будет нарастать. «Оба эти положения предполагали практические шаги: наращивание военно-экономического потенциала и создание мощной армии; укрепление централизма и единоличной власти общенационального вождя – И.В.Сталина; формирование идеологического аппарата для обработки массового сознания; создание мощной репрессивной машины для разоблачения и уничтожения «врагов народа».

Стр. 93: «Репрессии имели не только политический, но и важный экономический аспект… Лишенная экономического стимула к труду экономика нуждалась в дешевой и даже бесплатной рабочей силе заключенных»

— причины и последствия войны

Стр. 218: Цель Сталина – «встать над схваткой» (и не участвовать во Второй мировой войне); вопрос о том, какие интересы реально руководили советской и германской сторонами, вынесен автором в самостоятельные задания.

Стр. 257: «За годы войны неизмеримо вырос международный авторитет СССР и его роль на мировой арене»;

Целый параграф посвящен проблеме коллаборционизма местных жителей на оккупированных территориях;

В параграфе, посвященном взятию Берлина, освещается проблема конкуренции за победу среди войск союзников.

Большой параграф посвящен движению Сопротивления на оккупированных территориях, однако ни слова не сказано о коллаборционизме. «Экономическая победа над фашистской Германией и ее сателлитами в решающей степени была заслугой напряженно трудившихся рабочих, крестьян, служащих»; Один из факторов победы – «морально-политическое единство советского народа»;

СССР внес решающий вклад в избавление мира от угрозы фашистского порабощения.

Пацифистский подход (Стр. 152: «Существенный урок войны состоит в том, что мировому сообществу при всех сложностях и разногласиях следует постоянно искать мирные политические решения, чтобы избежать войн и конфликтов»); использование новейших исторических исследований; модернизированная (по сравнению с советской) концепция Второй мировой войны; попытка проследить не только политические решения, но и обратиться к истории через судьбы конкретных людей и через повседневную жизнь как солдат, так и людей, работавших в тылу.

Стр. 116: «Главной причиной войны стало стремление фашизма к мировому господству»

Отдельный параграф – про героизм советских людей (Гастелло, Талалихин, Матросов и другие) и про биографии советских полководцев (Жуков, Рокоссовский, Конев)

Стр. 145: «Люди, ежедневно рискующие жизнью, были достаточно смелы, чтобы говорить то, что думают, хотя их по-прежнему за это могли арестовать»

Целый параграф посвящен проблеме коллаборционизма местных жителей на оккупированных территориях; еще один – политике депортаций во время войны;

Стр. 152: «Существовавшая в течение многих лет формула «Мы за ценой не постоим» на практике очень часто приводила к тому, что отдельные военачальники разных рангов были готовы на неоправданные жертвы, не сопоставляя их с достигнутыми успехами»

— холодная война

«Холодной войне» посвящен лишь несколько абзацев.

«Холодная война» – это «политика баансирования на грани войны, безумной гонки вооружений, взаимного неприятия идеологических и культурных ценностей»

Стр. 256: «Истоки противостояния двух систем зародились еще в момент создания большевистского государства, провозгласившего курс на мировую революцию»

Концепция «холодной войны» – оправдательная по отношению к Сталину и внешней политике СССР. Основная мысль – объективная необходимость ответной агрессии по отношению к западным странам.

Стр. 227: «В этих условиях И.В. Сталин нашел нетрадиционный путь сдерживания чрезмерных амбиций агрессивных кругов западных государств, приступив к широкомасштабной поддержке международного общественного движения сторонников мира»

Нейтральный, объективный подход к описанию событий «холодной войны» и действий обеих сторон.

После Второй мировой войны «многе старые проблемы снова начали выходить на первый план» (Стр. 194)

— 1980-е и распад СССР

Стр. 350: «Ни власть, ни большая часть общества не были готовы к кардинальной смене характера социально-экономического развития страны… Не разрабатывались возможные сценарии выхода из социализма»; «Тяготы жизни настраивали… против либеральных реформ»;

В главе, посвященной Перестройке и началу 1990-х годов, авторы вместо научного анализа исторического процесса допускают реставрацию мифа о деморализации и разрушении советской культуры через импорт культурной продукции с Запада:

«Переходный характер российской государственности обусловил противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти»;

Причины перестройки – неудовлетворенность населения, рост потребностей («не только покупать качественные продукты, но и одеваться модно»), социально-экономический и внешнеполитический кризисы.

О хозрасчете и кооперации: Стр. 208: «Первоначально рыночные реформы оживили экономическую жизнь страны… Однако в 1988 разразился кризис»

Стр. 219: «Распад Советского союза явился следствием, прежде всего, кризиса всей прежней социальной системы и в политической, и в экономической областях… Соединение объективных и субъективных факторов и интересов широких слоев населения и отдельных личностей, противоречия между лидерами республики Центром и их неготовность найти компромиссные решения привели в итоге к распаду великой державы»

Большая глава посвящена «судьбам государств и народов в составе СССР» (национальной политике СССР)

— современная Россия

Последнее десятилетие российской истории рассматривается автором как позитивное с точки зрения экономического и политического развития. Основные характеристики – стабилизация экономики, демократизация государства, повышение качества жизни. Стр. 387: «с 1999 года в стране начался так называемый восстановительный рост экономики»;

Стр. 388: «Избрание в марте 2004 года В.В. Путина Президентом РФ на новый срок обеспечило рост политической стабильности в обществе и позволило продолжить курс на укрепление российской государственности»

Стр. 392: «Выбранный Россией путь возвращения к вековым цивилизационным ценностям дает свои позитивные плоды»

Укрепление единства страны; построение «вертикали власти»; устойчивое развитие экономики; улучшение качества жизни населения страны.

Стр. 248: «В 2000 годупосле вступления в должность Президента В.Путина руководством страны был взят курс на укрепление Федеральной власти, правопорядка, становление парвового государства, на подъем отечественного производства, на более внимательное отношение к социальным проблемам».

Стр. 256: «В стране идет процесс консолидации общественных сил, прочнее становится стабильность России. Продолжается курс либеральных экономических реформ. В стране отмечается устойчивый рост отечественного производства, укрепляются связи бизнеса и государственной власти».

Общая характеристика

Плюсы: большое количество вопросов для самостоятельной работы (включая сравнительные таблицы для самостоятельного заполнения); стимуляция дискуссии с автором самого учебника;

Минусы: сухой, чрезмерно академичный стиль изложения; излишек обобщений вместо конкретных примеров и цитат; отсутствие информации о повседневной жизни россиян (только об истории государства); дефицит информации о культурных событиях (полстраницы на каждую эпоху – с общими словами вместо конкретных примеров); вынесение многих важных и спорных вопросов за рамки учебника, в качестве самостоятельных заданий (Например, на стр. 203: «Почему открытые и скрытые репрессии стали неотъемлемым элементом существования Советского государства?»)

Плюсы: иллюстрации в каждой главе, в том числе фотографии документов и обложки книг; цитаты из архивных документов и воспоминаний; относительно большой объем информации о культуре (заслуживает внимания глава, посвященная современной культуре и освещающая, например, постмодернизм, инсталляцию и перформанс в искусстве, а также проблемы «утечки мозгов» в науке); нейтральное освещение политики В.В. Путина (при высокой частоте упоминания бывшего президента России)

Минусы: устаревшая концепция Второй мировой войны и других моментов отечественной истории (мифологизация); недостаточное освещение периода сталинских репрессий; неадекватная задачам учебика истории стилистика, частично состоящая из штампов советской журналистики.

Плюсы: среди описания исторических событий авторы приводят подробные биографии исторических деятелей – военачальников, дипломатов и других; сравнительно большой объем информации о культуре; на протяжении всего учебника относительно много информации о повседневной жизни в разные периоды истории, что выгодно отличает этот учебник от остальных (пример, стр. 144: «Приметой боев стали фронтовые «сто грамм» – норма алкоголя, которая позволяла бойцам снять напряжение, связанное с постоянной угрозой смерти»).

Минусы: недостаток задания для самостоятельной работы и дискуссий. Основная часть вопросов относится к тексту учебника или к архивным материалам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *