Ребенок медленно пишет как помочь
Медлительный ребенок
Как быть с медлительным ребенком в школе и дома
Мама семиклассника Алеши жаловалась, что у сына в школе изо дня в день происходит одна и та же неприятность. Учительница задает ему вопрос, а Алеша стоит и смотрит в потолок, погруженный в свои мысли. Учительница в конце концов говорит:
— Садись, два!
Мальчик возвращается на место, урок идет своим чередом, и вдруг в голове Алеши четко прорисовывается ответ. Он поднимает руку:
— Я вспомнил!
А учительница отмахивается:
— Поздно уже!
Мама ребенка обратилась к психологу с вопросом:
— А нельзя ли сделать так, чтобы он вспоминал ответы побыстрее? Он ведь мальчик умный!
С похожей проблемой столкнулась и мама восьмилетней Даши. Девочка учится во втором классе и делает уроки по три-четыре часа, хотя задают не так много. Просто Даша никак не может сосредоточиться: напишет несколько букв и смотрит в окно. В результате девочка и сама устает от такого продолжительного сидения за столом и просит маму отпустить ее побегать. Мама с горечью смотрит в тетрадь: там нет и половины упражнения.
— Как бы научить ее работать быстрее? – спрашивает мама. – Жалко тратить на уроки целый день!
Ребенок может быть медлительным по нескольким причинам. Причины эти важно установить, прежде чем вы начнете решать проблему педагогическими методами.
Он флегматик
Возможно, медлительность – это особенность темперамента вашего ребенка. Для флегматика характерны низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики, вялость речи.
Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Если причина медлительности школьника – темперамент, вы могли это заметить еще в дошкольном возрасте. Дети-флегматики могут часами играть с одной игрушкой или слушать одну и ту же сказку в течение месяца. В школе такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени. У них очень устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо переубедить.
Темперамент – это врожденное свойство нервной системы, поэтому сильно изменить его невозможно. Однако есть методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе (ведь медлительные люди многих раздражают). Что же это за методы?
Когда флегматик погружается в какую-либо деятельность, например, выполняет домашнее задание, он может забыть о времени и часами разбирать одну задачу или многократно перечитывать интересный абзац. Поэтому, чтобы он контролировал себя, надо договориться: «На домашнее задание тебе отводится всего час. Я ставлю таймер, и когда он сработает, время на уроки истекло».
Лучше всего для этой цели использовать настольные электронные часы с функцией таймера. Они не должны стоять прямо перед глазами ребенка, чтобы не отвлекать его. Их надо поставить где-нибудь сбоку, чтобы школьник мог посмотреть, сколько времени осталось до конца. Конечно, если ребенок не успеет закончить все вовремя, нельзя отбирать у него учебники и выгонять из-за стола. Но указать ему на то, что он опоздал, надо. Не лишним будет после этого включить еще один таймер, чтобы школьник оценил, сколько минут ему не хватило.
Если же ребенку удалось уложиться в сроки, надо обязательно его похвалить. В своем блокноте мама может ставить школьнику оценки за скорость выполнения домашнего задания. Замечательно, если время, отведенное на уроки, упирается в начало какой-то интересной передачи. Тогда у ребенка будет стимул выполнить задание до назначенной минуты, чтобы не опоздать на мультик или фильм.
Поскольку флегматику тяжело переключаться с одного предмета на другой, в начале лета будет целесообразно купить ребенку учебники следующего класса, чтобы он прочитал их все по очереди.
В отличие от других детей, флегматик не откажется от такого времяпрепровождения, ведь он не сторонник подвижных игр. Главное – не давить не него и не подгонять. Это не задание, это шанс познакомиться со школьным материалом заранее и в спокойном темпе. Возможно, на даче, сидя в кресле, ребенок прочитает с начала до конца учебник истории, а потом возьмется за географию… Он сможет насладиться медленной учебой. И не будет этих постоянных, ненавистных ему переключений с одного предмета на другой.
«Обгонять школу» можно и в зимние каникулы, и в выходные дни. Не стоит беспокоиться, что ребенку, заранее ознакомившемуся с программой, в школе будет неинтересно. Флегматик обожает повторять одно и то же, и старый материал слушает даже с большим удовольствием, чем новый.
Ребенка-флегматика надо хотя бы на время отдать в спортивную секцию, где есть соревнования на скорость. Это может быть плавание, бег, лыжи. Скорее всего, великим спортсменом он не станет, но научится концентрировать энергию, сосредотачиваться на главном, собираться с силами. Все это очень пригодится в жизни.
Он отвлекается
Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Такая проблема чаще всего бывает у первоклассников. Связана она с тем, что у ребенка недостаточно развито произвольное внимание.
Произвольное внимание – это способность человека под влиянием намерения и поставленной цели сосредоточиться на деятельности, которая может быть в данный момент неинтересной и трудной. Он понимает, что, пожертвовав сиюминутным удовольствием, получит гораздо большее удовольствие, когда цель будет достигнута. Например, первокласснику интереснее катать по столу машинку, чем решать задачу. Однако он понимает, что если сделает задание, то завтра получит пятерку, и удовольствие от хорошей оценки будет больше, чем от катания машинки. Произвольное внимание основано на воле, младший школьник учится проявлять волю для достижения цели.
Как помочь ребенку, если произвольное внимание у него недостаточно развито?
Нужно поговорить с ребенком о его будущем. Каким он себя видит через десять-пятнадцать лет? Чем он будет заниматься, будет ли у него семья, дети? Как он собирается зарабатывать деньги? Ребенок должен почувствовать себя членом общества и понять, что от его нынешней учебы зависит, как он будет жить дальше.
Однако не следует заглядывать лишь в отдаленное будущее. Надо постараться вызвать у ребенка интерес к учебе, показав, как могут применяться его знания на практике. Например, можно дать ему посчитать деньги и спросить, хватит ли их на нужные покупки.
Есть специальные упражнения на развитие произвольного внимания. Например, ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд десять тре-угольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, надо ответить «Делай, как понял». Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Его что-то тревожит
Некоторые дети делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, а иногда всех сразу.
Когда родители наказывают ребенка за двойки, он панически боится ошибиться. На контрольной его охватывает страх. Рука отказывается писать, ребенок много раз перечитывает задание, а когда напишет строчку, снова и снова проверяет ее.
Если школьник боится учителя, он не может сосредоточиться в его присутствии, а при другом преподавателе все делает быстро и хорошо.
Сверстников ребенок боится в двух случаях. Либо он пользуется у них большим авторитетом, и для него просто недопустимо получить плохую оценку. Либо сверстники относятся к нему негативно и с удовольствием посмеются над его неудачей. Однако это вовсе не полный перечень вариантов тревожности.
Бывает, что ребенок находится в стрессе после пережитой катастрофы, развода родителей или смерти близкого человека. Это также повышает общий уровень его тревожности, что сказывается на скорости написания классных и домашних работ. В этом случае надо постараться найти источник тревоги, а потом уже решать: либо его устранять (например, уйти от плохого учителя), либо помочь школьнику адаптироваться, если устранить то или иное обстоятельство невозможно.
Он озабочен другой проблемой
Ребенок делает все медленно, потому что все его мысли вертятся вокруг какой-то важной проблемы, а уроки выпадают из сферы его внимания. Надо заниматься, а он, словно перегруженный компьютер, зависает, глядя в одну точку.
Проблемы, беспокоящие ребенка, могут быть самыми разными. Спросите малыша, может быть, он голоден, может, ему холодно или у него что-то болит. Согласитесь, тяжело думать о занятиях, если болит голова, живот или зуб! Но, к сожалению, не каждый ребенок готов признаться в этом родителям. Проблемы могут быть и в семье: ребенок переживает из-за ссоры родителей или из-за болезни бабушки. Очень часто ребят беспокоят конфликты в среде сверстников: друг предал, девочка понравилась, но предпочла другого, нет модной куртки.
Таким образом, если родители обеспокоены медлительностью своего чада, они должны подумать, что в конкретном случае может быть причиной этой проблемы. Давно ли ребенок стал медлительным? После какого случая? С какими людьми он общался в тот момент, когда его медлительность стала заметна? Эти вопросы можно обсудить с самим школьником или дать ему прочесть эту статью. Возможно, он сам найдет причину своей медлительности и подскажет выход из сложившейся ситуации.
Что делать, если ребёнок медленно пишет
«Что делать, если ребёнок медленно пишет?» – вопрос, волнующих многих родителей, столкнувшихся с данной проблемой. Попробуем разобраться.
Обучение детей письму начинается за несколько лет до похода в школу – в саду воспитатели учат с малышами буквы, выводят их в прописях, на дополнительных занятиях учителя обучают писать простые слова. Поэтому, если ребёнок дошкольного возраста пишет медленно – скорее всего, это происходит из-за возрастных особенностей, но, по возможности, следует проконсультироваться со специалистом.
Учёба в школе позволяет понять, имеет ли ребёнок нарушения, связанные с чистописанием. Как это можно понять? У ребёнка отмечаются трудности при занятиях русским языком, при этом он неплохо разбирается в точных науках, для которых нужны логика и сообразительность.
Специалисты уверены, что при обучении ребёнка письму следует придерживаться его возраста и развития.
Когда и как начинать писать?
Согласно утверждениям нейропсихологов, для каждого навыка существует определённый временной период. Не торопитесь: начнёте рано – повлияете на формирование других навыков или направлений или просто перегрузите мозг.
Если начать обучение слишком поздно, это также повлияет на формирование навыка – он будет отличным от нормы, причём в худшую сторону, и восстановить его полностью будет трудно. Рекомендуется обучить ребёнка держать ручку правильно и писать печатными буквами до 7 лет, то есть до похода в первый класс.
Начинать обучение письму следует не ранее 5 лет, то есть 5-6 летний возраст является оптимальным. Начинайте с графических диктантов (по клеткам), а затем вводите буквы и слова. Дошкольникам следует писать печатными буквами, так как обучение прописи и слитному письму отрицательно влияет на мозговую структуру, перегружая её, негативно воздействуя на правое полушарие. В результате страдают речь, креативное мышление и творчество.
При обучении письму учитывают следующие факторы:
Важно, чтобы у ребёнка был хороший уровень зрительно-моторной координации и он мог предугадать и отследить свои движения по бумажному листу. Развить его можно при помощи спорта, игр с мячом, дартса, настольного хоккея и пр.
Как понять, что существует проблема?
Трудности, связанные с чтением и письмом, называют дисграфией. На её наличие могут указывать следующие факторы:
· Наличие стойких письменных ошибок;
· Существует определённая специфика проблем.
Проблемы могут выражаться в следующем:
Кроме того, у детей отмечается плохой почерк – наезжание строчек, выход за поля, большое количество ошибок, помарок.
Как предупредить проблемы или улучшить качество письма?
Для предупреждения проблем можно обучать ребёнка основным навыкам, необходимым для письма:
Графо-моторный навык обучает правильному положению и движению ведущей руки. С его помощью человек рисует, раскрашивает, копирует примитивные узоры, соединяет точки, держит пишущий предмет правильно. Для его формирования необходим «щипковый захват» предметов, соответственно, нужно учить ребёнка держать их двумя пальцами. В этом помогут игры с шестигранной мозаикой, пинцетом, пластилином – отщипываем кусочки. Если не развить щипковый захват, ребёнок впоследствии не сможет правильно держать ручку.
Знакомство с пишущими предметами обычно начинают с трёхгранного карандаша. После успешного его освоения можно переходит к обычным карандашам, фломастерам и ручкам.
Чтобы улучшить качество и скорость письма, нужно обучить ребёнка правильному положению руки, правильному захвату пишущего инструмента.
При письме большой палец должен быть противопоставлен указательному, так как мышечная деятельность одного из пальцев симметрирует деятельность другого. Это снижает усталость руки при письме. При неправильном захвате с участием среднего пальца мышечная работа не компенсируется – ребёнок тратит ресурсы, быстро устаёт писать.
Обучить ребёнка правильному захвату поможет тренажёр «Рыбка», подбираемый в зависимости от ведущей руки. Он позволяет осознано научиться письму, формируя представление о нём как о системе. Подходит для детей 5-6 лет.
Мы разобрали, что делать, если ребёнок медленно пишет. Вышеперечисленные упражнения и советы следует применять, когда у ребёнка действительно имеются трудности с письмом. Он не обязан писать хорошо, он ещё учится, однако: текст должен быть читабельным, без орфографических ошибок, иметь стабильный размер букв. Если этого нет, а возраст ребёнка достаточно большой для самостоятельного исправления навыков письма, следует обратиться к нейропсихологу.
Почему ребенок пишет медленно – диагностика причин и методы коррекции.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Почему ребенок пишет медленно – диагностика причин и методы коррекции.
Учащиеся младшей школы пишут медлительно по нескольким причинам :
— слабая моторика руки;
— неправильная посадка за партой;
— раннее обучение дошкольников письму.
Основополагающий фактор медлительности при письме – моторика руки, которой не придали должного значения до школы. Ребенок, которому трудно писать, вряд ли полюбит работать шариковой ручкой.
Проверьте, пишет ли Ваш малыш медленно потому, что у него «слабая» рука:
Согните альбомный лист один раз по горизонтальной линии пополам, и дважды по вертикальной (что бы всего получилось 6 частей).
Разверните листок. Попросите чадо навести линии: одну карандашом, следующую фломастером, последнюю вертикальную шариковой ручкой.
Горизонтальная линия наводится тем, чем малышу удобнее всего. Если чадо выбрало фломастер или карандаш – у него слабая моторика рук.
Как помочь ребенку, который хочет писать быстрее?
Советы, которые приводятся в этом цикле, могут использовать и родители детишек, которые пишут медленно, грязно или не очень грамотно.
Принципы обучения письму подразумевают опытные руки, поэтому Вам придется интенсивно тренировать сына или дочь, чтобы он догнал одноклассников. Лучшие методы – лепка. В детских магазинах продается множество пособий для лепки. Впрочем, подойдет и обычная глина или пластилин.
Правильное положение за столом
Правильная посадка за партой важна не только потому, что это удобно. Соблюдение правил помогает сохранить работоспособность и влияет на продуктивность письма и качество каллиграфии:
спина выпрямлена, упирается на спинку стула;
локти лежат на поверхности стола (особенно локоть рабочей руки);
между краем стола и грудью помещается один детский кулачок;
голова слегка склоняется книзу (если руку поставить на локоть и поднять вверх, кончики пальцев касаются глаз);
обе ноги стоят на полу, коленки под углом 90 градусов;
тетрадка лежит под углом 45 градусов между верхним углом и краем стола, нижний угол как бы «упирается» в центр груди (а именно, совпадает с краем стола напротив центра).
Методика обучения первоначальному письму основывается на соблюдении гигиены детского труда, поэтому научите ребенка сидеть за столом правильно.
Тренировка ловкости и терпения в обучении быстрому письму.
Чтобы научить малыша быстро писать, попробуйте такой игровой метод, как «Пятиминутка». В особой, тренировочной тетради, каждый день нужно выписывать по пять предложений из полюбившейся книжки. На работу уходит около 10 минут, а эффект удивляет.
Этот способ для ответственных детей. Он помогает научить ребенка быстро писать, используя часы. Перед началом работы поинтересуйтесь, сколько времени понадобится чаду, чтобы выполнить урок? Скажем, он попросил на письмо 20 минут. Ставим перед ним часы и показываем, на какой цифре заканчивается время. Посматривая на циферблат, школьник сам видит, справляется он или нет.
Учимся писать без скуки!
Как легко научить ребенка писать? Для дидактических игр можно приготовить свой материал. Особенно редки задания с прописными шаблонами. Для развивающих тренировок эффективны такие задания:
— Где я ошибся? (малыш выполняет функцию учителя);
— Угадай, что это за буква (не хватает некоторых элементов);
— Угадай слово (в слове не достает букв или их частей); Подбери к образцу парный элемент.
Помимо игровых методов, для того, что бы научить ребёнка быстро писать, важно обучать его таким нюансам, как:
— письмо под счет «раз – и (ручка идет вниз), два – и» (пишем по вниз);
— выполнение рекомендаций по каллиграфии.
Отдайте ребенка в музыкальную школу или занимайтесь с ним музыкой самостоятельно. Игра на инструменте способствует развитию моторики пальцев. Подойдет игра на фортепиано или на любом струнном инструменте.
Не торопитесь обвинять ребенка в медлительности. Возможно, он не торопится, потому что его расстраивают некрасивые буквы, которые получаются при скором письме. Наоборот, поощрите его стремление писать красиво, но начинайте выполнять упражнения «на ускорение».
Ни в коем случае не подгоняйте ребенка и не кричите на него за медленную работу.
Придумайте систему поощрения для быстро выполненного письменного задания. Например, «тот, кто быстро сделает упражнение, пойдет гулять с папой и мамой в парк». Только следите за аккуратностью выполненной работы.
Выберете определённый временной промежуток, в течение которого игрок должен написать: пять имён девочек или мальчиков, пять названий цветов, или машин, пять столиц государств, пять названий животных или рыб. Этот список можно варьировать до бесконечности: пять антонимов, пять синонимов, пять писателей или поэтов и т.д.
Эту игру можно провести в виде конкурса, собрав ребёнка и несколько его друзей, и присвоив заданиям определённое количество баллов – за быстроту выполнения, за аккуратность написания и т.д. Победителем будет тот игрок, который наберёт большее количество баллов.
Сам себе контролёр
Попробуйте предоставить ребёнку больше самостоятельности. Перед началом выполнения им домашних задания по письму, поставьте на стол будильник и поинтересуйтесь, сколько времени ему понадобится для того, чтобы написать упражнение красиво и без помарок. Ребёнок определит для себя временной интервал, по окончании которого нужно проверить действительно ли он справился с заданием в указанные сроки.
Это задание хорошо тем, что стимулирует стремление ребёнка к самостоятельности, учит ответственному отношению к урокам и учёбе. Со временем школьник подберёт для себя оптимальную скорость выполнения домашних заданий, что позволит ему выполнять упражнения (в том числе по письму) быстро и качественно.
Становление почерка и индивидуальные особенности школьника
Как бы хорошо и старательно ни учились писать дети в младшей школе, к окончанию школы у каждого ученика формируется его индивидуальный почерк. Связано это со многими факторами: особенностями физиологии и темперамента школьника, уровнем домашней подготовки и личным стремлением научиться писать чётко и красиво.
Можно говорить о том, что не принципиально важно, какими буквами пишет ученик – большими или маленькими, округлыми или квадратными. Самое главное – это то, насколько сформировавшийся почерк окажется читаемым. Ведь риск получить неудовлетворительную оценку просто по причине того, что проверяющему не удалось разобрать то, что написано, достаточно велик.
Именно поэтому своевременные и правильные меры по формированию у ребёнка навыков чёткого, легко читаемого и быстрого письма совершенно необходимы.
Дислексия: важно заметить вовремя
Последние исследования дают новую надежду тем, кто страдает этим недугом
Восьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст.
По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.
Вероятность дислексии зависит и от уровня развития интеллекта ребенка. По мнению д-ра Чиркиной, дети с нарушениями гораздо сложнее усваивают навыки чтения. И если предъявлять такому ребенку завышенные требования или держать его в условиях общеобразовательной школы, то, безусловно, отставание от одноклассников будет очень заметно. Но существуют методики, по которым таких детей можно успешно научить читать и писать.
В большинстве случаев причина дислексии заключается в нарушениях процесса обработки звуков и звуковых комбинаций, так называемой фонологической обработки, считает д-р Чиркина. Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится манипулировать звуками. Например, ребенка может поставить в тупик просьба произнести слово «крот» без звука «к».
Ученые обнаружили, что, когда страдающие дислексией дети читают, некоторые участки мозга не активизируются.
Возникает вопрос: что вызывает этот нейробиологический сбой? Оказывается, на скорость и автоматизм, с которым читающий человек переводит буквы в звуки речи, влияют гены. У людей, которым тяжело это делать, обычно есть родственники с такими же проблемами.
Хотя трудности в переводе букв в незнакомых словах в речь и имеют под собой генетическую основу, наиболее эффективно справиться с дислексией помогает не медицина, а коррекционная педагогика. Наука выдвигает все новые аргументы в пользу раннего вмешательства. Теперь в большинстве детских садов работают логопеды. Они проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высокий риск отклонений.
Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не стоит ждать. Сейчас во всех крупных городах и регионах есть детские консультационные центры. Можно обратиться и к логопеду поликлиники.
Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым. Тарасова обратилась к логопеду, который определил у Гриши формирующуюся дислексию и дисграфию.
Как оказалось, причиной всех бед мальчика была педагогическая ошибка: учительница по старинке заставляла мальчика-левшу писать правой рукой. Это вызвало у ребенка тяжелый невроз, последствия которого привели к трудностям в освоении программы. После курса занятий проблемы мальчика удалось успешно разрешить.
Некоторые родители считают, что могут уверенно исключить возможность дислексии, если в начальных классах дети не отстают от сверстников. Хотя известно, что многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело им дается чтение. Проблемы становятся очевидными в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты.
Как только выясняется, что у ребенка трудности с чтением, перед родителями встает вопрос, какую программу обучения выбрать.
Следует учитывать, считает А. Л.Сиротюк, что у детей с дислексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития требуемого навыка. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.