Реджио пространство как организовать
Организация развивающего пространства в духе Реджио
Развивающую среду в Реджио-подходе называют «третьим учителем» (первые два — это родитель и собственно педагог). Пространство должно приглашать к исследованию и творчеству, создавать приятное ощущение «свежего воздуха», свободы, спокойствия, вызывать интерес и мотивировать. Как достичь этого эффекта?
Как создать развивающую Реджио-среду?
Выделить пространство
Для начала нужно разобраться в том, сколько места мы можем выделить для детских игр и занятий. Нам понадобится какое-то место для хранения (полочка, комод с ящиками, стеллаж с открытыми полками, место на полу под корзины) и рабочее пространство (стол и/или место на полу, возможно, застеленное и ковром). Много идей по организации пространства есть на Pinterest по тегам reggio spaces и reggio playroom.
Вот несколько примеров:
Часть детской Кейт (блог An Everyday Story)
Материалы привлекательно разложены, книги по теме стоят обложкой к ребёнку
Детское Реджио-пространство из блога My Happy Crasy Life
Материалы для игры
Хорошо бы, чтобы в вашей домашней развивающей среде было хотя бы понемногу материалов каждой категории
Материалы для конструирования
Самый простой вариант — все разновидности кубиков, Лего и другие конструкторы. Но здесь можно использовать и множество других материалов. Многое зависит от возможностей пространства. В зоне конструирования могут оказаться спилы дерева, втулки от туалетной бумаги, дощечки и фанера, проволока. Кубики, Лего, другие материалы можно хранить прямо на полу в корзинах и контейнерах или выделить под них часть стеллажа/полки
Фото материалов для конструирования с сайта Mrs. Myers’ Kindergarten
Всё для ролевой игры и перевоплощений
Это ткани, костюмы, уголки для «домиков», кукольное хозяйство — в зависимости от интересов. В любом доме, где есть дети, есть и такие игры. Наблюдая за играми своих детей, подумайте, какими предметами можно обогатить их игровое пространство! Совершенно точно ребёнка порадуют «настоящие» предметы — телефонные справочники, одежда, шляпы, зонтики, сумки.
Творческие материалы
В Реджио-пространстве большое место отводится для творческой мастерской. Материалы для творчества могут быть привычными (краски, карандаши, мелки, разная бумага, ткани, глина, солёное тесто…) или самыми неожиданными (зубочистки, пуговицы, детали от сломанных игрушек, перышки, камни, кухонные принадлежности и др.).
Под домашнее «ателье» можно отвести часть стеллажа или полку. При этом совсем не обязательно хранить материалы в открытом доступе для всех детей, особенно если в доме есть малыши. Главное, чтобы они были в поле видимости. Здорово, если материалы и творческие принадлежности будут разделены по темам и красиво разложены.
Предметы, приглашающие к исследованию
Это может быть лупа или увеличительные стекла, бинокль, микроскоп, фотокамера. На полке может лежать блокнот или журнал для записей, карандаши.
Место для диалога
Кроме творческого «ателье» в Реджио-садиках есть ещё одно особое пространство — «пьяцца» (буквальный перевод с итал. — «площадь») — место, где дети и взрослые встречаются и обсуждают свои идеи и интересы. Дома такое место — чаще всего кухня, где семья за завтраком делится планами на день, а за ужином обсуждает, как он прошёл.
«Говорящие стены»
Ещё одна деталь развивающей среды — «говорящие стены». В Реджио-садах на стенах висят детские работы и стенды с фотографиями и заметками (о ходе текущих проектов, идеях детей, их росте).
Идея для холодильника
Дома места на стенах обычно немного и часто его занимают уже готовые детские работы. Но есть простой способ уделить внимание не только результату, но и процессу: это лист на холодильнике, разделенный на три графы.
В первой графе («Я заметил») записываем то, что видит ребёнок, на что он обращает внимание. Во второй графе («Я думаю») — его мысли по этому поводу. В третьей («Мне интересно») — его вопросы и всё то, что его удивило и заинтересовало. Это простая табличка может стать источником ценнейшей информации!
Принципы создания развивающей Реджио среды
Доверие ребёнку и вера в него
Самое важное — когда взрослые доверяют детям и полны оптимизма по поводу их возможностей. Все остальное — дело наживное.
Дети удивительно благодарно реагируют, когда мы доверяем им немного больше. И наоборот, даже самая прекрасно организованная среда не будет работать без контакта с ребёнком и атмосферы интереса и доверия.
Как это работает? Начинаем с малого! Не ждём, пока появятся средства на новую мебель или качественные творческие материалы. Нашим детям для творчества и поиска нужно не так уж много.
Попробуем сделать детское пространство чуть более открытым, чуть более организованным и приятным, чуть более красивым и интересным. И посмотрим открытыми глазами на своих детей в этом пространстве.
Открытость и доступность
Большинство материалов — в доступе и в зоне видимости. С материалами можно играть и творить по-разному, их можно и нужно смешивать создавая новые и новые игры. И сами материалы (по крайней мере, их большая часть) точно так же предполагают свободу творчества.
Посмотрим, что можно сделать с тем, что уже есть. Чаще всего можно рассортировать материалы и разложить по прозрачным контейнерам или корзинкам. Выбросить или убрать на время дешёвые пластиковые игрушки, постараться не вздрагивать, когда ребёнок смешивает и «портит» материалы (нас воспитывали довольно сурово в этом плане, но что такого страшного в том, что ребёнок за день израсходует пачку пластилина?)
Эстетичность и эргономичность
Должно быть удобно и красиво. Как можно больше натуральных материалов, приятных цветов. Мебель, которой удобно пользоваться детям. Книги и энциклопедии с хорошими иллюстрациями. Интересные детали интерьера. А самые лучшие украшения Реджио-среды — это детские работы (рисунки, коллажи, мобили, скульптуры…)
И снова мы начинаем с малого. Одна по-настоящему красивая книга на тему, которая интересна ребёнку (а в идеале — и ребёнку, и маме) больше всего. Убрать лишнее в кладовку, оставив на полочках свободное место. Поставить на полочку за материалами зеркало (или на заднюю стенку шкафа наклеить зеркальную плёнку). Добавить небольшое комнатное растение…
Особая тема — свет. Можно передвинуть детское пространство поближе к окну, купить более лёгкие шторы, улучшить освещение.
Поле для самостоятельности
Не только в игре и обучении, во всём — от одевания до приёма пищи. Задайте себе вопрос: «Как устроить так, чтобы ребёнок мог делать это сам?». Дети вполне могут пользоваться взрослыми вещами, даже такими сложными, как фотоаппарат или приборы для приготовления пищи, но, конечно, с помощью родителей.
Поддерживаем любопытство
И здесь развивающая среда может выходить за пределы игровой комнаты и за пределы дома. Прогулки могут стать самым интересным делом для всей семьи. У детей всегда есть чем нас удивить, и это прекрасно!
6 правил воспитания по итальянской реджио-педагогике
Помимо вальдорфской школы и Монтессори, существуют и другие альтернативные методики образования. Например, итальянская реджио-педагогика, которая недавно появилась и у нас. Какие у неё особенности, Елене Шмараевой рассказала глава департамента детских программ Еврейского музея и центра толерантности Ирина Дворецкая.
Реджио Эмилия — город на севере Италии, где после Второй мировой войны открылись детские сады, в которых дошкольников воспитывали и учили, руководствуясь совершенно новыми принципами. Теоретиком нового подхода стал педагог Лорис Малагуцци, опиравшийся на методики и идеи Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори и других. Малагуцци придерживался мнения, что у каждого ребёнка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя, и задача взрослого — помочь детям использовать свои познавательные возможности. Главные методы в реджио-педагогике: проектная исследовательская деятельность, много творчества, обучение через окружающую среду и сотрудничество педагогов с детьми.
1. Уважать ребёнка и смотреть ему в глаза
Самое главное в реджио-педагогике: ребёнок чувствует, что он является частью большого или маленького коллектива, где он так же ценен, как другой — неважно, другой ли это ребёнок, родитель, педагог. Мы говорим: надо не опуститься до ребёнка, а подняться до него. И это в прямом и в переносном смысле.
Как часто мы смотрим детям в глаза, разговаривая с ними? Мы всё время смотрим на ребёнка сверху, а он на нас смотрит снизу. Что он видит? Уж точно не наши глаза. Мы должны быть с ребёнком на одном уровне. Сидеть с ним на детском стуле или на полу, разговаривать, глядя ему в глаза, есть с ним — и когда мы едим, мы должны тоже находиться на одном уровне. А когда мы смотрим какое-то произведение искусства, мы, наоборот, поднимаем ребёнка на уровень картины.
2. Объяснить правила и задать вопрос
Ребёнок не может знать, что вы думаете, не может догадаться, чего вы от него хотите. Главная задача — объяснить, что существуют правила. В этом пространстве могут быть одни правила, в другом пространстве могут быть другие. Мы не ведём себя на стадионе, как в театре, — даже наша одежда совершенно разная. И мы должны транслировать ребёнку эти правила.
Надо обязательно объяснить, почему вы ввели это правило. Почему вы хотите, чтобы было так? Почему иногда можно на одном занятии не поднимать руку, когда идёт дискуссия, а на другом, когда много народу, мы должны подать какой-то знак, прежде чем говорить, и дождаться, пока спросят? Объясняя свою позицию, мы даём ребёнку инструменты — как ему поступить. Он может говорить, может молчать, может поднять руку, может дождаться, когда к нему обратятся.
Но прежде чем объяснять и транслировать правила, да и просто о чём-то рассказывать, мы должны задать открытый вопрос. Что дети уже знают об этом?
Правила о правилах: что делать, чтобы ребёнок слушался и соблюдал ваши договорённости
Реджио-педагогика взяла очень много у Льва Выготского. Он говорил: мы должны понять, где, в какой точке по тому или иному вопросу ребёнок находится сейчас — и мы узнаем зону его ближайшего развития.
Поэтому наша задача, и педагогов и родителей, как можно больше задавать открытых вопросов и почти не задавать закрытых, на которые можно ответить «да» или «нет». Всё-таки мы должны побудить ребёнка подумать, построить свою версию и высказать её. Не быть говорящей головой, а спросить. Интерес ребёнка теряется, если мы начинаем говорить то, что он уже знает.
3. Не «неправильно», а «по-другому»
«Небо красное!» — говорит ребёнок. Не спешите поправлять, ведь это даёт мотивацию подумать: а может ли быть небо красным вообще? Это может стать толчком к какому-то исследованию, к расширению знаний. Мы не должны останавливать и говорить: «Нет, так не бывает!» Надо попытаться вместе со своим ребёнком понять, когда это может быть? Возможно ли это увидеть? На самом деле я не знаю цвета, каким не может быть небо.
Однажды в детском саду ребёнок нарисовал оранжевого ежа. И реакция педагога была: «Ёжик не может быть оранжевым. Он серый, коричневатый, ещё какой-то. Но только не оранжевый». Придя на занятие в другой группе, с детьми четырёх и пяти лет, я решила задать вопрос: «Могут ли ёжики быть оранжевыми?» Такая тишина наступила сначала… И началось! Я получила больше десяти версий. Один сказал, что ёжик вымазался в глине. Другие говорили, что ёжик может быть оранжевым осенью, потому что на него упали листья. Третьи сказали: он, может быть, в подосиновиках весь. Кто-то ещё сказал, что это сказочный ёжик, «и художник нарисовал оранжевого ёжика, потому что это сказка про оранжевого ёжика». Феноменальный ответ! И был очень интересный ответ в конце: «А может быть, у ёжика была аллергия на апельсины?»
Это такая радость для детей! Понимать, что нет одного правильного ответа. Что тебе не говорят: это правильно, а это неправильно. Поэтому вводите другие термины в общении с детьми: «Это так, а это — по-другому». Это не хорошо, не плохо — это просто по-другому. Вы думаете так — ваш ребёнок думает по-другому. Это даёт почву, чтобы разговаривать: почему он так думает? Почему вы так думаете?
4. Предлагать выбор и не торопить
Целый блок в реджио-педагогике посвящён теме выбора, это очень важная вещь. Но я опять возвращаюсь к тому, что прежде чем учить детей выбору, мы должны быть готовы к этому. Мы не должны спешить — это одно из главных правил.
Потому что утром мы спешим, мы делаем бутерброд — не спрашивая, мы наливаем чай — не спрашивая. Когда мы задаём вопрос, выбор обязательно должен быть: «Ты хочешь чай с лимоном или без? Сладкий или нет?». Вы скажете: сложно, мы опоздаем в сад, мы опоздаем ещё куда-то. Но поэтому и здесь существуют некоторые правила: чем меньше ребёнок, тем меньше опций у него для выбора. Но в любом случае даже трёхлетний ребёнок может выбрать — белый или чёрный хлеб он будет есть. И сам положить на него кусочек сыра. У него выбор сегодня только в хлебе, но он у него есть.
Или выбор одежды. Родители часто утром говорят: «Мы опоздали, потому что выбирали». Но можно ввести правило и выбирать одежду для утренней прогулки или детского сада с вечера. Ребёнок может её долго выбирать или недолго — если он её выбрал с вечера. А если утром поменялась погода, а ребёнок выбрал фланелевое платье? Значит, надо помочь и аргументировать: да, можешь, конечно, надеть, но тебе будет жарко. Задайте вопрос: что нужно сделать, чтобы тебе в этом не было жарко? Может быть, сменное платье положить?
Ребёнок должен всегда понимать: нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса
Он решил идти в этом, но у него в рюкзаке есть другая одежда. Ваши аргументы ребёнок не принял, но он понял, что есть какой-то другой путь. Это платье или рубашка может там пролежать, он ими не воспользуется, но он знает, что есть решение. И абсолютно никаких негативных эмоций.
Если придерживаться идеи о том, что выбор есть всегда, то лучше не делать порционную еду. Ребёнок с трёх лет запросто с вашей помощью может себе налить суп из ёмкости, которую вы поставите на стол. Он решит сколько и сам выберет — бульон налить или густой суп. Это для него целое приключение: не ему налили суп, сколько мама посчитала нужным, а он сам! И сразу возникает интерес к еде. Чем ребёнок старше, тем больше ситуаций, когда он делает выбор. Постепенно мы будем требовать аргументации: «Почему ты это выбрал, расскажи?»
Родители всё время путают две вещи: свобода выбора не означает отсутствие границ. Это не будет легко, но ребёнку потом в жизни будет легче. Он будет знать, зачем он что-то делает, почему выбирает именно это.
5. Учиться в любой ситуации
В реджио-педагогике есть такой принцип: нет определённого времени для получения знаний. Вот вы сидите за обеденным столом. Можно задать вопрос: как ты думаешь, из чего этот суп? У ребёнка есть опыт, и он может предполагать. Так, это оранжевый суп. Что может быть оранжевым? «А, я знаю, тыква оранжевая!» Но нет кусочков — что же сделали с этой тыквой? «А, её смололи!» Чем смололи? Комбайном или миксером — и покажите в следующий раз, как это делается.
Это даёт нам некую мотивацию делать с ребёнком проекты: ответы на вопросы, которые мы находим с помощью исследования. Например, вы читаете книгу «Где обедал воробей?». Где ещё можно понаблюдать за воробьём, где он ест на самом деле? На детской площадке не увидели — пошли в лес, в парк. Пока воробья не видно, но прилетела ворона! И мы попутно узнали, что ворона ест. Может ли воробей есть то же, что и ворона? Появляются вопросы, на которые ребёнок отвечает с помощью наблюдения. Можно расширить знания с помощью книги, фильм показать, сходить в музей.
Я ещё люблю такой термин — свидание с творчеством. Это не обязательно свидание с каким-то высоким искусством. Можно и в булочную сходить! Посмотреть, какие там булки, и подумать: а как же их пекут? Может быть, на хлебозавод съездить на экскурсию, а может, устроить дома булочную вместе с ребёнком.
Часто ребёнок получает знания, которые разложены по полочкам. Здесь — математика, здесь — рисование, здесь — язык. На самом деле это деление должно быть условным
Например, начиная учиться играть в шахматы, мы можем начать изучать клетку, горизонталь, вертикаль, ориентирование в пространстве: вправо, влево. Если мы говорим о развитии речи, то мы можем изучать согласование текста с движением, включить сюда творческую деятельность, описательную, признаки предмета.
Когда мы обсуждаем что-то, мы не говорим, хорошо это или плохо, — мы говорим о своём личном отношении. «Мне не нравится осень». Почему? А за что можно это холодное и дождливое время любить? И кто-то из детей говорит: «На самом деле так классно, что можно бегать по лужам!». А другой спорит: «Но ведь ты будешь мокрым и заболеешь!». Тогда оппонент продолжает: «Но ведь можно правильно одеться, надеть дождевик и сапоги!»
И ещё один важный момент, на который мы обращаем внимание в реджио-педагогике: информацию о чём-то ребёнок может получить не только от взрослого. Когда взрослый задаёт вопрос: «Что вы знаете об этом предмете?» — опыт кого-то из детей уже позволяет ему ответить, а другие получают знания от него, от своего сверстника. Таким образом, ребёнок учится обрабатывать информацию не только ту, которую говорит взрослый. А взрослый при этом не останавливает ребёнка и слушает его.
6. Фантазировать важнее, чем читать
У многих родителей главная задача — скорее научить читать и считать. На самом деле ни я, ни вы не знаем ни одного человека в своём окружении, который не мог бы этого делать. Но мы найдём очень много людей вокруг себя, которые не обладают способностью аргументировать, размышлять, придумывать какие-то проекты, я уж не говорю о том, чтобы планировать их, создавать новые концепции. Поэтому, мне кажется, главная задача — это развитие творческого мышления. Мы пропагандируем развитие проектного мышления, потому что в проекте, не важно, какой тематики, можно и посчитать, и рассказать о признаках предмета, и зарисовать его, и сравнить.
Фантазирование, образное мышление у нас развито тем лучше, чем мы младше. Но потом это образное мышление начинает давить логика. И если творческое начало не поддерживать, если ему такое развитие не дать, то логика задавит и вряд ли мы что-то приобретём в этом смысле дальнейшем.
Не важно, кем мы будем, — логика придавила нас и мы живём. Да, логически выстроен у нас день от и до. Но где тут вкус к жизни? Где тут идеи, которые будоражат? Поэтому в дошкольном возрасте так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.
Фото: детский центр при Еврейском музее
Дайте ребенку шанс быть уверенным и успешным,
раскрыв на 100% его творческий и интеллектуальный потенциал
благодаря Реджио-подходу, уже в этом году!
Реджио-подход без секретов. Часть 1.
В основе подхода, как я уже писала ранее, лежит идея о множестве способов самовыражения ребенка, которые зачастую остаются незамеченными и недооценёнными взрослыми, ярче всего она выражена в стихотворении Лориса Малагуцци «100 языков ребенка». Чтобы способности детей могли раскрываться, необходимо обеспечить им определенные условия:
Каждому ребенку нужно свое количество времени, чтобы осознать происходящее.
При этом следует учитывать, что у ребенка индивидуальное восприятие, у него есть его собственные интерпретации и трактовки. Ребенок учится у самого себя, у взрослых и у других детей косвенно, не прямо, как это обычно считается. В свою деятельность и действительность он включает свои впечатления и суждения. В процессе общения друг с другом дети также учатся задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать гипотезы. В Реджио-подходе очень ценится следующий принцип: совершенно необязательно дети выучат именно то, что им преподают, многое они возьмут из своей собственной деятельности, активности и ресурсов, предоставленных взрослыми.
Для развития восприятия, вдумчивости и внимательности детям предоставляются возможности изучения окружающего мира и явлений. Дождь и ветер, свет и тень, вода и земля, рост и развитие растений и животных изучаются так же подробно и пристально, как произведения человеческих рук (одежда, мебель, статуи, картины), сказки и общественные отношения, например, работа транспорта, магазина, банка и т.д. Дети получают возможность взглянуть на одно и то же явление в разное время дня, недели и года, чтобы увидеть особенности при разном освещении и в разных погодных условиях. Задокументировать разные явления (сфотографировать, записать на видео или аудио) – это еще одна возможность более подробно изучить их.
Детям могут быть важны даже самые мелкие детали.
В Реджио много внимания уделяется правам детей и взрослых. Особенности ребенка определяются не только наследственностью, но и окружающей средой. Дети развиваются постоянно, но не по прямой, не повторяют все вслед за другими. На их развитие оказывают влияние ближайшее окружение и весь мир в целом. При этом считается, что никогда не поздно меняться, что каждый ребенок может стать сам творцом своей жизни. С момента рождения начинается общение ребенка с окружающим миром: им движет любопытство. Ребенок никогда не задает глупых или несущественных вопросов, поэтому взрослому нужно со всей серьезностью и уважением относиться к ним. Наблюдая за детьми, слушая их активно и внимательно, взрослые могут выявлять из этого вопросы, мысли и интересы, которые будут служить дальнейшему развитию. Малагуцци писал: «Ребенок — не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше извлечь».
Возможность самостоятельно найти решения и ответы повышает уверенность и увлеченность ребенка.
Место, где с детьми разговаривают: как петербурженка создала детский сад, вдохновленный Реджио
Александра Сумбаева
Источник: VK
Александра Сумбаева, менеджер по образованию, никогда не мечтала о том, чтобы открыть детский сад. Но когда ее сын подрос, и она стала искать для него садик, ничего подходящего в Невском районе Санкт-Петербурга не находилось. Ей ничего не оставалось как открыть свой собственный. Она поделилась с нами тем, как она решилась на это, чем её детский сад отличается от других, и каково это, управлять дошкольным учреждением сегодня в России.
Я не собиралась открывать детский сад. Я закончила высшую школу менеджмента, и думала, что в педагогику идут те, кто ничего не умеет. Психологию считала лженаукой. Где я, и где садик? Но всё меняется, когда появляются дети. Со свойственным мне перфекционизмом я нырнула в педагогику и психологию и поняла, что мне это очень интересно.
Я знала, что после двух лет хочу отдать сына в детский сад. Я из тех мам, которым нужно ещё что-то делать, чтобы где-то черпать ресурс, реализовываться. В государственный сад я не хотела идти, потому что понимала, что педагогу сложно справляться с таким количеством детей и при этом общаться с ними так, как я считаю правильным.
Я думала, что всё хорошо в частных садах. Мы начали искать. Оказалось, что в нашем Невском районе с частными садиками всё печально. Единственное их отличие от государственных — группы поменьше.
В одном саду мой сын взял трубу и хотел пустить туда машинку, а ему сказали: «Зачем? Это только для поездов». На мой взгляд, такие ограничения и зашоренность в воспитании ребенка совершенно не нужны.
Потом я попала на образовательную конференцию, на которой выступал Дима Зицер, основатель Института Неформального образования и Школы неформального образования «Апельсин». Он говорил: «Родители, ну что вы отмазываетесь, что рядом нет хорошей школы. Это вопрос приоритетов. Если для вас важна хорошая школа, переедьте к ней поближе». И я подумала: «Переехать — это вариант. А что можно сделать, если не переезжать? Попробовать открыть что-то своё».
Мне очень хотелось открыть такое место, в которое могут прийти родители, которые привыкли с ребенком общаться и разговаривать, воспринимать его как личность, объяснять, а не просто заставлять что-то делать. Я подумала, что наверняка таких родителей будет становиться всё больше. А в нашем районе им практически некуда пойти. Так и возник садик.
Не бывает Реджио-садов. Бывают сады, вдохновленные Реджио
Когда я искала сад для сына, я впервые столкнулась с подходом Реджио. Я начала узнавать, читать про это. И поняла, что это соответствует той картине мира, которая у меня в голове нарисовалась.
Для меня Реджио — это очень хорошая рамка, в которой можно работать. Но я за то, чтобы не упираться в какой-то один подход. Например, мы сильно ориентируемся на программу дошкольного образования «Вдохновение». Она писалась с опорой на опыт Реджио-садов и демократических садиков и школ Финляндии. Что-то мы берем из Монтессори. Если мы видим что-то классное, мы это пробуем. Мы очень гибкие. У нас все время появляется что-то новое, а что-то отживает. Мы всегда меняемся.
Мне нравится концепция Реджио, потому что сами итальянцы говорят, что невозможно создать одинаковые сады. Нужно понимать культурный, климатический контекст, а главное — контекст тех людей, которые приходят — родителей, детей, воспитателей, потому что люди формируют эту среду. Не бывает Реджио-садов, бывают сады, вдохновлённые Реджио.
Реджио делает большой упор на то, что развитие — это базовая потребность ребёнка. Считается, что чем бы ребёнок не занимался в данный момент, это — то, что ему сейчас важно для развития. Задача взрослого — организовать такое пространство, в котором у ребенка есть большой выбор, и он может решить, чем ему заниматься.
Источник: VK
У основателя Реджио-подхода Лориса Малагуцци есть стихотворение «Сто языков ребёнка». Оно о том, что у каждого ребёнка есть сто способов себя выразить — через речь, танец, рисунок, вокализацию, театрализацию. Когда мы видим, что ребёнка что-то интересует, мы на этом играем, предлагаем ему множество занятий. Если то, что мы предлагаем, ребёнку не интересно, его никто не будет ни в коем случае даже мотивировать искусственно. Внешние мотиваторы — это путь к убийству детской любознательности.
Наша задача — помочь ребенку взобраться на его собственную гору
Одно из моих любимых высказываний Малагуцци — «Наша задача — помочь ребёнку взобраться на его собственную гору». У каждого есть сильные стороны. Мы должны поддерживать ребёнка именно в его собственном пути. Это непросто. Чтобы увидеть это, надо тонко чувствовать и понимать детей и всегда быть настроенным на них.
Трудно было найти людей, которые готовы работать в таком подходе. Это намного сложнее, чем работать по готовой написанной программе. У нас гибкое планирование. Мы планируем следующую неделю, и даже это не значит, что мы будем жёстко придерживаться плана. Что-то может поменяться. Какие-то события могут произойти в жизни детей. Им может быть интереснее сейчас другое, и мы пойдём в эту сторону, за ними. Воспитателю важно быть всё время включенным. Это сложно. Намного проще прийти на работу, когда у тебя есть готовые конспекты, и ты просто по ним ведёшь.
Ты закончила СПбГУ и работаешь в детском саду?!
Огромная беда нашего общества — в том, что у нас обесценивается труд людей, которые работают с детьми. А это адский труд, если ты вкладываешься в него с душой, если ты с каждым ребёнком разговариваешь, уговариваешь, объясняешь ему, почему мы что-то делаем определённым образом, а не просто кричишь и командуешь.
При этом это низкооплачиваемый труд. Но дело даже не столько в деньгах, сколько в отношении людей, социальном статусе этой работы.
Для меня очень важен общий культурный уровень воспитателя. Когда ребёнок находится большую часть времени с этим человеком, понятное дело, что он будет копировать всё — паттерны поведения, манеру речи, разговор.
У меня много воспитателей, которые заканчивали университет. Когда они рассказывают своим друзьям, что закончили психологический факультет СПбГУ с красным дипломом и теперь работают воспитателями в детском саду, у тех просто глаза на лоб лезут.
В дошкольном возрасте у ребёнка закладывается всё. Почему мы считаем, что это работа для неважно кого? Главное, чтобы только присмотрели, чтоб здоров был. Можно заработать травмы, которые потом будут аукаться всю жизнь, если воспитатели психологически неграмотны.
Когда появляется новая вакансия, для меня это всегда боль. Люди находятся, но очень небыстро, потом и кровью. Это должны быть альтруисты, люди, которые понимают, что они хотят работать с детьми и больше ничего, что это их призвание.
Источник: VK
В Финляндии и в Азии к воспитателям относятся совсем по-другому. Наши родители тоже понимают, насколько важен и ценен труд воспитателя. Они относятся к воспитателям просто как к богам. Но это очень маленький процент людей. Если мы хотим изменений в образовании, нужно что-то делать с восприятием, образом воспитателя.
Почему я тут?
Садик — это абсолютно неприбыльное дело. Это не про бизнес, это про детей.
Иногда когда становилось совсем тяжело, я думала: «Боже мой, могла бы пойти в офис на хорошую зарплату. Почему я тут?». Потом я понимала, что уже не смогу. В офисе даже если ты работаешь на 300 процентов, какой будет результат? Ну, продажи увеличатся. Какой в этом смысл?
Здесь вопроса «зачем» не стоит. Когда мне становится трудно, я прихожу и смотрю на детей. Они крутые. Даже взрослые иногда не умеют общаться так, как они.
Например, дети 4-6 лет могут восьмером-девятером играть полчаса без вмешательства взрослого, разрешая конфликты самостоятельно, не теряя ни одного человека. Любой педагог поймёт, насколько это здорово.
Они не боятся ошибаться.
Они знают, что совершенно нормально иметь разные мнения. Ребенок в шесть лет совершенно спокойно может сказать: «Я думаю так, ты думаешь по-другому. Так бывает».
Они любят заниматься всем. Конечно, могут быть занятия, в которые дети не хотят включаться просто потому, что им не нравится. Но нет такого, что они боятся, что их будут заставлять что-то делать. В некоторых садиках передавливают, и потом дети вообще боятся любых занятий.
Источник: VK
Они спокойно общаются со взрослыми. Они понимают, как с ними нельзя. Они понимают, что их мнение ценно. Для многих родителей это настоящий челлендж.
Дети очень гибкие
Когда дети приходят из другого садика, им и нам бывает очень сложно. Они привыкли к тому, что чтобы они что-то сделали, должно быть какое-то воздействие. А мы не привыкли повышать голос, манипулировать «если ты не сделаешь это, то ты не получишь вот это», мотивировать чем-то внешним — наклейками и далее по списку.
Но дети меняются, находясь в среде, в которой принято по-другому. Чаще всего благодаря другим детям. Они смотрят на них. Им объясняют: «Слушай, почему ты опять это делаешь? Сейчас же его очередь». А он просто не успел. У нас дети не пытаются схватить что-то как можно быстрее. Они знают, что всё нужно делать по очереди. Причем они сами за этим следят.
Новеньким детям сначала сложно, потому что им непонятно, как это работает. Но долго находясь в такой среде, они усваивают эти правила. Дети очень гибкие. Куда не помести ребенка, он там адаптируется. Это его прекрасное качество. Важно понимать, куда мы погружаем ребенка, и как это на него повлияет.