Религия как духовная культура
Обществознание. 8 класс. Духовная культура. Религия и её роль в жизни человека и общества.
Религия и её роль в жизни человека и общества.
Храм Христа Спасителя. Москва.
Религия – вера в наличие неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной степени на жизнь человека и общества.
Религиозная вера – это ещё и определённые эмоциональные переживания человека (например, любовь, благоговение, страх), проявляемые по отношению к Богу или к другим сверхъестественным силам.
Функции религии:
Буддистский храм. Бурятия. РФ.
Мировые религии.
Мировые религии – это религии со значительным числом последователей по всему, которые не ассоциируются с какой-либо национальностью или государством.
Важным элементом религии являются религиозные организации, воплощающие в своей деятельности религиозные ценности и установки, — церковь, секты и организации, образованные вокруг яркого религиозного лидера.
Российская Федерация – светское государство. Это значит, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные организации отделены от государства и равны перед законом.
Из Конституции РФ.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Мечеть Кул-Шариф. Казань.
Роль религии в жизни человека и общества.
Регулирует поведение в обществе.
Верующие должны соблюдать определённые правила, выполнять установленные религиозные действия; религия объединяет нравственный опыт поколений и создаёт общие принципы жизни людей.
Религия воспитывает верующих.
Религия побуждает верующих к развитию определённых положительных качеств, например. доброты, милосердия, умеренности.
Религия даёт ответы на вечные, волнующие человека вопросы.
Религия объясняет устройство мира, предназначение человека и его место в мире, отвечает на вопросы о добре и зле.
Религия помогает верующему решать его психологические проблемы.
Обращение к Богу помогает снять тяжёлое психологическое состояние, почувствовать облегчение и приток сил. Религия не в силах решить реальные проблемы человека (болезнь, материальные затруднения, семейные неурядицы), но способна изменить отношение человека к этим проблемам, дат ему новые ориентиры и жизненные стимулы.
Религия способна избавить человека от одиночества.
Человек взаимодействует с другими верующими в рамках религиозной общины. Важнейшей составляющей общения религиозного человека является его диалог с Богом, осуществляемый с помощью специальных обрядов и молитв.
Религия объединяет общество для решения каких-либо общественных проблем, но может порождать вражду между людьми.
Например. религия объединяет общество для борьбы с внешним врагом, с нищетой и болезням в условиях экономического кризиса.
Религиозные организации.
Церковь:
Секта:
Религиозные организации сектантского типа.
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.
Буддизм.
Этимология.
От санскр. «будх», обозначающего переход от спящего состояния к пробуждению, просветлённому сознанию.
Время и место зарождения.
VI – V вв. до н.э., Индия.
Источники вероучения.
«Типитака» («Три корзины»).
Основы учения.
Человек может через размышления и созерцание достичь истины, найти путь к спасению и прекратить череду страданий и перерождений. Одна из важнейших заповедей – милосердие ко всем живым существам.
Христианство.
Этимология.
Время и место зарождения.
I век, восточные провинции Римской империи.
Источники вероучения.
Библия.
Основы учения.
Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путём молитвы и покаяния. Проповедь смирения, терпения, прощения обид.
Ислам.
Этимология.
От арабск., предание ебя воле Бога, покорность.
Время и место зарождения.
Начало VII века, Азия, Аравийский полуостров.
Источники вероучения.
Основы учения.
Человек – существо, склонное к греху, которое не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остаётся уповать на милосердие и помощь Аллаха, выполнять предписания мусульманской религии, тогда он заслужи вечную жизнь в раю.
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Сфера духовной культуры 2.4 Религия.
2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религия как форма культуры. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.
План.
Религия (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа)- вера в сверхъестественные силы, в Бога или Богов и поклонение им.
Признаки религии.
Вера – твёрдая убеждённость, глубокая уверенность в чём-либо, убеждение в существование чего-либо или кого-либо.
Признаки веры:
Культ (от латинского cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) – система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному (поклоны, обряды, крестное знамение, хадж).
Конфессиональный – религиозный
Конфессия (в переводе с лат.)- исповедание.
Три этапа развития религиозных знаний.
Ранние религии.
Ранние религии – обожествление животных, сил природы, почитание духов. Они помогали объяснять мир, определять место человека в нём. В то же время являлись регулятором поведения людей.
Древнейшие формы религии:
Ранние религии сохранились до наших дней в племенах, слабо связанных с современной цивилизацией.
Национальные религии.
Национальные религии (локальные) – это религии, которые исповедуют либо представители определённой нации (например, иудаизм- евреи), либо население отдельной страны (например, конфуцианство- Китай).
Некоторые национальные религии:
Палестина. Бог Яхве.
Индуизм.
Мировые религии.
Особенности мировых религий:
Мировые религии:
Роль религии в жизни общества:
«+»
«-»
Государство и религия
Государство и религия – это два социальных института.
Религиозные объединения в России – это добровольные объединения граждан РФ иных лиц, добровольно проживающих на территории России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.
Признаки религиозных объединений:
Формы религиозных объединений:
Типы религиозных организаций.
Межрелигиозный совет России – создан в 1998 году, объединяет духовных лидеров и представителей четырёх традиционных конфессий России: православия, ислама, иудаизма и буддизма.
Два вида правового положения религии в обществе:
Статус государственной религии – это правовое закрепление господствующего положения какой-либо религии и её последователей в сравнении с положением других религий ( таким было христианство в России до 1917 года). Государственные конфессии принимают активное участие в решении важнейших проблем, пользуются определёнными льготами и привилегиями.
В Российской Федерации существует конституционный статус отделения государства от религии:
Со своей стороны, религиозные объединения не вмешиваются в дела государства.
Из Конституции РФ
Статья 14
1.Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.
2.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Свобода совести.
В широком смысле – право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями без внешнего принуждения, его относительная независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих убеждений и поступков.
В узком смысле – это свобода морально этических воззрений, право иметь любые убеждения, в том числе верить в Бога или быть атеистом.
Право на свободу совести:
Свобода вероисповедания – это свобода в выборе религии.
Религия не передаётся по наследству. В семье могут быть люди разных религиозных взглядов.
Религиозные взгляды можно менять в течение жизни.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Религия как форма духовной культуры
Религия — это цельная мировоззренческая система. Пытаясь охватить все стороны человеческой жизни, она исходит из позиций иррационального – божественного — происхождения мироздания. Отсюда происходят и утверждения о божественном управлении миром.
Таким образом, она является:
Религия и мифология
По определению эти два понятия культуры связаны общими представлениями о божественном сотворении всего сущего. Однако в дальнейшем они расходятся, поскольку религия основывается на этическом учении о добре и зле.
Противостояние темных сил — силам светлым. Это одно из её основных свойств, задачей которого становилось решение именно мировоззренческих задач людей. Формирование религиозного мироощущения и оттеснение им мифологического миропонимания происходит с 1 тыс. до н.э. по 1 тыс. н.э. в период развития раннегородских цивилизаций, где значительную роль стала играть личная активность человека и его инициатива.
По мере становления этого института общества этот феномен стал приобретать также социально-регулятивные и даже идеологические функции.
Религия и культура
Сходство этих нормативно-регулятивных функций в области нормирования и упорядочивания жизни социума делает правомочным сравнение этих двух понятий. Однако здесь есть одна весомая разница, а именно:
Культура существует на базе социальной договоренности (конвенции) между членами данного общества, которая представлена в традициях, а религия — на базе сакральной договоренности (конвенции) между человеком и Богом, которая «закреплена» в формах различных видов религиозных доктрин.
Основы религиозных представлений и веры изложены в священных писаниях. Следует отметить, что эти произведения сами по себе являются ярким образцами мировой культуры, неиссякаемыми источниками новых и новых творений.
Религия и наука
Главным отличием научно-рационального миропонимания от религиозного становится:
Неправильно также путать веру с суевериями – различными предрассудками и заблуждениями, приметами и т.д. Интересно, что оба вида веры- и светская, и религиозная — достаточно нетерпимо или иронично относятся к этим остаткам языческих представлений о мироздании.
Вера в религии обыкновенно сопровождается отправлением тех или иных ритуалов, связанных с поклонением субъектам веры. На этих двух китах – вере и поклонении – зиждется любая религия.
Структура, задачи и ключевые понятия религии
Религию определяет многокомпонентная структура, где общими для всех верований является следующее:
Первое – это обязательное наличие духовного ядра. Его составляют собственно верования. Все прочее – обрамление, служащее претворению в жизнь самой идеи. Бог – создатель и верховный вершитель судеб. (Ряду религий присуще многобожие – дань языческим традициям (пантеизм). Но религии, претендующие на роль мировых, как правило, основаны на идее верховенства одного бога (монотеизм).)
Религии обобщили человеческие представления о мире, который их окружает, основываясь на вполне реальных фактах и событиях. Исторические события подаются в них с учетом следственно-причинных связей, правда, неизбежно приправленных толикой мистицизма. Они дают человеку не столько понимание, сколько переосмысление, сопереживание событий, о которых повествует.
Второй принцип – влияние на все сферы поведения ее приверженцев. Чем слабее влияние религии на объект, тем сильнее оказываются возможности мирского воздействия на него. И наоборот.
Но как бы то ни было, поведение верующего в обществе всегда соотносимо с конфессией. Иными словами, в той или иной степени человек ведет себя так, как это предписывается его религией.
И третий принцип – верования отражаются в культе. Культ — совокупность возведенных в каноны форм поклонения Богу, а также всевозможным святыням (предметам, местам и т.п.). Это могут быть шествия, молебны и прочие священнодейственные обряды и ритуалы. Они отправляются как в храме, так и в быту.
Ключевые вопросы религиозного миропонимания
По мысли российского академика А.Я.Флиера, этот духовный феномен можно считать наиболее систематизированным и полным учением о смерти и ее нравственно-философских основаниях, где «изложены»:
Cовременный мир и религия: функции и задачи
Для всех мировых религий характерны определенные функции, исполняемые ими в обществе.
Очевидно, что даже в самых индустриальных и постиндустриальных обществах, основывающихся на полном торжестве научной парадигмы и светском мировоззрении, религия как социальный институт остается важнейшим регулятивным инструментом жизни общества, когда религиозность является одной из форм коллективной психологической и нравственной самоорганизации людей.
Вера религиозная и вера светская — понятия и различия
Основополагающей догмой любой религии является вера. Отсюда и обозначение сторонников той или иной религии – верующие.
Вера основывается на догматах — своего рода аксиомах, т.е. на том, что обязано быть принятым без каких-либо доказательств и попыток проверить.
Любые события, как бы они ни казались нереальными, надуманными, сверхъестественными, надлежит принять как непременный факт. Сомнение – тяжкий грех, ересь.
Религиозная вера – не что иное, как безоговорочное принятие любой преподносимой информации на слово, как такой, что не требует подтверждения или проверки.
Помимо религиозной бывает еще светская вера, четко различающая: это существует на самом деле, а то находится за пределами человеческого разума.
Светская вера опирается в основном на суждения и оценки ученых, специалистов, когда не отрицается возможность проверки тех или иных знаний путем эксперимента, логики, научного исследования. Светская вера не является предметом незыблемым и неизменным, а возникает ситуативно, исходя из тех или иных условий.
Отсюда – не каждая вера и не всякое поклонение способны породить религию.
Собственно зачатки светской веры следует искать уже в позднем Средневековье и в начале Нового времени, когда происходит формирование научно-рациональной системы мировоззрения. Справедливости ради стоит заметить, что отдельные элементы такого мировоззрения появились уже и в Античности, а рациональная основа истолкования и систематизации миропредставлений присутствовала и в религиозных учениях.
Наша презентация
Кроме того, важным свойством современных религий является достаточная пластичность этих верований, сделавшая возможным их равновесное сосуществование как с научной картиной мира современного человека, так и взаимодействие религии с искусством, средствами массовой информации и т.д.
Таким образом, современный мир отличает практически полное отсутствие любого соперничества между светским и религиозным мировоззрением.
РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ
Причины возникновения и особенности функционирования религии в
обществе. Роль религии в современном мире. Религия и нравственность. Религия и наука. Многообразие религий. Мировые религии.
Сущностью религии является вера в Бога. И как сказано в Евангелии: «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Она реализует себя:
— в культе (почитанием божества системой утвердившихся ритуалов и обрядов);
— в объединениях верующих (церковь, религиозная община);
— в мировоззрении, мировосприятии верующих людей.
Происхождение религии связано с зависимостью человека от окружавших его природных сил, с невозможностью древнего человека рационально подчинить и взять под контроль условия своего бытия. С момента создания человеческого общества религия была своеобразным средством защиты людей от природной стихии, во многом способствуя процессам познания и осознания общества.
Роль религии в обществе характеризуется наличием выполняемых ею функций, среди которых выделяются:
— мировоззренческая, создающая религиозную картину мира и объясняющая с точки зрения религиозного понимания природу, общество и человека. Религиозное мировоззрение формирует у верующих цель и смысл их бытия;
— компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогающая человеку преодолевать состояние бессилия, слабости, страдания, болезни. Так разобщенность людей заменяется братством во Христе в общине, а фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога;
— воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению. Как нормативная система, религия определенным образом упорядочивает мысли и действия людей и тем самым регулирует их поведение в обществе;
— коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих как между собой, так с Богом и со служителями культа.
— религиозные учебные и просветительские учреждения (семинарии, воскресные школы, библиотеки и пр.).
В конце XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились. Это связано с теми социальными потрясениями (революциями, мировыми и региональными войнами, актами жестокого терроризма, последствиями НТР, непродуманными реформами и пр.), которые перенесло человечество, обнаружив при этом всю хрупкость своего существования. Люди, уставшие от социальных катастроф, ищут душевного равновесия в Боге, в церкви, в религиозной вере. И религия помогает человеку обрести:
— душевное спокойствие и независимость от внешних обстоятельств;
— внутреннюю полноту собственной жизни.
Религия неразрывно связана с моралью, воплощаясь в ценностях и нормах, регулирующих человеческую жизнь. Вера вдохновляет на служение Добру, лежащему за пределами практического расчета и непосредственной целесообразности, дает человеку силы для этого служения. Именно в религиозной мысли настойчиво повторяется тезис о нравственной значимости каждой человеческой личности, об общечеловеческой природе морально-этических ценностей. Кроме того, и в религии, и в морали значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера людей.
Религия существует в многообразных формах. Наиболее известными первоначальными формами религии являлись:
Помимо сохранения и сегодня ранних религиозных форм, исповедуются национальные религии:
— иудаизм (религия, распространенная среди евреев; возникла в конце II тыс. до н. э.);
— индуизм (религия, наиболее значимая в современной Индии; возникла в V в. н. э.);
— конфуцианство (одна из религий Китая, разработанная в V в. до н. э.);
Национальные религии в значительной степени связаны с определенным народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть геополитические условия, ярко выраженное этническое своеобразие культуры.
Среди многообразия религий, выделяют фундаментальные, получившие название мировых. В мире существуют три мировые религии: буддизм, христианство, ислам.
— истина страдания, существующая на протяжении жизни;
— истина о причинах страдания, которые происходят из-за эгоистических желаний человека;
— истина об освобождении от страданий, заключающаяся в освобождении от желаний, собственного «Я» и самой жизни;
— истина единственного пути прекращения страдания – это благородный восьмеричный путь, состоящий из восьми ступеней-шагов.
— понятие о греховности человека как причине всех его несчастий;
— идея искупления грехов через мужество, строгую жизнь (аскезу), примером здесь является Иисус Христос, своей смертью на кресте искупивший древний «первородный» грех человечества;
— учение об избавлении человека от грехов путем молитвы и покаяния;
— идея человеческой жизни как терпеливой, смиренной, всепрощающей и т. д.
— молиться (совершать намаз) пять раз в день;
— соблюдать пост (уразу);
— совершить хадж (паломничество) в Мекку, хотя бы один раз в жизни;
— давать милостыню (закят).
Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо и закрепляет неразделенность духовной и светской власти, политики и государства.
В мировых религиях было много общего, что позволило им перешагнуть национальные границы и достаточно широко распространиться по всему земному шару.
Религия как часть духовной культуры
Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.
Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Наиболее кратко и афористично функции религии определил З. Фрейд, писавший: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим, прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств.
Типы религиозных объединений
ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ – разновидности религиозных общностей со своеобразными способами организации и управления. Т.р.о. различны в разных религиях и конфессиях; на основе изучения христианства выделены: церковь, секта, деноминация, установленная секта, мистерия, культ и др. Наибольшее признание исследователей получили три первых типа. Церковь (греч. причастие, имеющий силу, власть; господин; дом, семья, род; букв. – Божий Дом, Дом Господень; в значении «церковь» также греч. – собирание, собрание, сходка) – широкое объединение, принадлежность к к-рому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией, отсюда признание возможности каждого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, прихожане анонимны. Подчеркивается традиционность руководства, позиции и роли, степени и градации упорядочены по иерархическому и авторитарному принципу. Секта (лат. secta – образ мыслей, образ действий, образ жизни, учение, школа, направление) возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям, она может быть выразителем социального протеста групп, недовольных своим положением. Для нее характерны претензия на исключительность своей роли, доктрины, миссии, настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму, резко выраженное стремление к духовному возрождению (ревивализм). Институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим (см. Харизма), подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на обращение, предшествующее членству. Деноминация (лат. denominatio – наименование) может развиваться из других типов объединений или складываться с самого начала в качестве таковой; ее идейные, культовые и организационные принципы формируются в оппозиции к церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя акцент на избранности членов, она признает возможность духовного возрождения для всякого верующего, придерживается принципа постоянного и контролируемого членства. Изоляция от «мира» и замкнутость внутри религиозной группы не считается признаком истинной религиозности, последователи призываются к активному участию в жизни общ-ва. Несмотря на провозглашение принципа равенства всех членов и выборности руководящего состава, имеется элита руководителей, как правило, постоянных. При определенных условиях в деноминации может возникать тенденция к превращению в церковь, от нее могут отделяться сектантские группы.