Религия как институт культуры

Религия как социальный институт (социология религии)

Одна из потребностей людей – это осознанное объяснение первопричин всего происходящего, почему в жизни всё происходит, так или иначе, как возник мир и в чём вообще смысл жизни. Религия как социальный институт способствует частичному ответу на все эти вопросы.

Что такое религия?

Религия – это особая система верования, которую разделяет определённая группа людей. Религия даёт человеку ответы на вопросы относительно смысла жизни на земле, судьбы и природы свободы, даже определяет ему судьбу и побуждает верить во что-то и никогда не сдаваться.

Религия как институт культуры. Смотреть фото Религия как институт культуры. Смотреть картинку Религия как институт культуры. Картинка про Религия как институт культуры. Фото Религия как институт культурыРелигия как социальный институт общества

Всё это она осуществляет с помощью своих ритуалов, благодаря которым есть некое представление о священном и сверхъестественном.

Признаки религии как социального института

В каждой религии есть свои составляющие. Структура религии как социального института:

Всё это неотъемлемая часть каждой религии. Все эти составляющие очень важны для верующих.

Религия как социальный институт

Религия является социальным институтом. Более того, она представляет собой мировой социальный институт, в который входит огромное количество отдельных верований. Но в каждой вере есть своя определённая черта, которая делится на два аспекта:

Для каждого верующего то, что свято внушает страх и ужас. Оно неприкосновенно. И, конечно, каждый проявляет глубокое почтение и уважение к святому, потому что оно обладает, по мнению верующих, могущественной силой, неподвластной обычному человеку (и порой даже опасной). Поэтому люди общаются со святым только через определённые ритуалы (молитвы, дары, заклинания, очищения).

Религия как институт культуры. Смотреть фото Религия как институт культуры. Смотреть картинку Религия как институт культуры. Картинка про Религия как институт культуры. Фото Религия как институт культурыРелигия как социальный институт

И что самое главное – это святое может быть, чем угодно:

Это такой некий образ, который для людей является отчасти смыслом их жизни, ради которого они порой и живут. Это святое, по мнению верующих, помогает им, когда они в горе, бедности, болезненности. Для этого нужны молитвы и приношение даров.

Виды религий

Социологи разделяют религию на несколько видов.

Таким образом, социальной функцией религии является непосредственное поддержание целостности данной системы.

Источник

Религия как социокультурный институт

Понятие социального института в организации общества. конфессиональный состав населения и понятие религии. Религия: формы, типы, структура и функции. Магические элементы культов, сект, деноминаций и значение церкви в регулировании системы культов.

РубрикаКультура и искусство
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления07.08.2008
Размер файла26,0 K

Религия как институт культуры. Смотреть фото Религия как институт культуры. Смотреть картинку Религия как институт культуры. Картинка про Религия как институт культуры. Фото Религия как институт культуры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине _________________________________________


(фамилия, имя, отчество в родительном падеже)


ФАКУЛЬТЕТ ____________________


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ________________


_______________________________


ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:


(ДНЕВНАЯ, ВЕЧЕРНЯЯ, ЗАОЧНАЯ)


подчеркнуть


ТЕМА: __________________________________________________


________________________________________________________


_______________________________________________________


«___»______________ 200_г.


Содержание

1.Понятие социального института

3.Религия: формы, типы, структура и функции

Список использованной литературы

Введение

В современном мире существует весьма большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются друг от друга по времени, месту и условиям своего возникновения, по своим догматическим, культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. Достаточно сложный конфессиональный состав населения характерен не только для мира в целом, но и для большинства отдельных стран. Религиозная структура населения оказывает очень большое влияние на многие стороны жизни страны. Это влияние чувствуется сильнее всего в духовной культуре, общественном и семейном быте, но заметно также и в материальной культуре, традиционных хозяйственных занятиях, политической ориентации и т.д.

Поэтому исходным пунктом анализа религии должно быть понимание ее как социокультурного института со своей сферой значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным аспектам человеческой бытия, который функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института.

При рассмотрении понятия религии, как социокультурного института, надо дать определение терминов ”религия” и “социальный институт”, понять их смысловые значения, выделить те ее функции, которые относятся к социокультурной системе общества,

1.Понятие социального института

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Они определили пять основных социальных институтов: институт семьи и брака, политические институты, экономические институты, институты образования, институт религии.

Они предназначены удовлетворять важнейшие жизненные потребности: в воспроизводстве рода, в безопасности и социальном порядке, в добывании средств существования, в передаче знаний, в решении духовных проблем.

Основные институты есть в каждом обществе—от самого примитивного до самого современного. Социальный институт не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий.

Социальный институт кроме того, еще и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций, которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры или практики.

2.Понятие религии

Религия, еще несколько столетий назад имела решающий фактор человеческого быта, со времен так называемой Эпохи просвещения деградировала (по крайней мере, на западе) до такой степени, что в обществе говорят и пишут о ней без особого желания. Однако, причиной этого обстоятельства является не философское просвещение, а сами теологи, которые не желают вступать ни в какую дискуссию с целью уберечь от обвала шаткое здание теологии. Диалектические материалисты и вовсе объявили религию опиумом для народа. Однако, вынеся такой приговор, они сознательно отказались от основательного исследования понятия «религия» и его значения, а использовали лишь положения определённых религиозных конфессий. Вообщем-то следует заметить, что существует недостаток понимания этой тематики, который вызван позицией самих церквей и возникшей роковой путаницы между понятиями церковь и религия. Поэтому эти понятия необходимо исследовать более подробно. Понятие, проистекающее от латинского слова «religio», означает прежде всего богобоязнь и добросовестность. Также и латинский глагол „religare“ в значении „связывать с высшим“ или «крепко связывать» выражает сущность религии, а именно связь или отношение отдельной души с Мировой душой, т.е. с Богом.

3. Религия: формы, типы, структура и функции

Ввиду чрезвычайной сложности анализа эволюции института религии на различных ступенях развития общества, ограничимся основными типами религиозных верований. Исторически первичными формами религии являлись фетишизм, тотемизм и магия, существовавшие в первобытных обществах. При господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение, животное, наделяемые мистическими и сверхъестественными свойствами. Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни, предохраняет от опасностей и невзгод. Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта. Первобытные люди полагали, что тотем обладает мистической силой, способствующей сохранению первобытной общины. Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении. [7]

Другим известным типом религиозных верований выступает монотеизм, возникший в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма (VI-V вв. до н.э.), христианства (I в.) и ислама (VII в.). Для них характерно стремление объединить в одной вере людей различных социальных групп, государств и национальностей. Монотеизм означает веру в единого бога как высшее духовное существо хотя в трех мировых религиях существуют разнообразные вариации в отправлении религиозного культа и толковании единобожия. В христианстве, например, бог един в ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух.

Рассмотрение религии в качестве социального института предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого. С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система из двух взаимосвязанных уровней: ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными и структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований. Реальным воплощением последних является существование религиозной организации, включающей в себя различные аспекты религиозной практики: моральную общность верующих, церковную организацию, отправление религиозного культа, обычаи, обряды и т.п.

Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными идеями, верованиями, ценностями. Именно благодаря культовым действиям формируется религиозная группа. К культовым действиям относятся религиозные обряды и церемонии, проповеди, молитвы, богослужение и т.п. Культовые действия рассматриваются верующими как акт непосредственного взаимодействия, контакта со священными объектами или божественными силами, которым они поклоняются. Различают два основных вида культовых действий: магические (колдовские) и умилостивительные.

Магические элементы присущи любой религии, как уже отмечалось, они занимали большое место в первобытных религиях. В мировых религиях магические действия наполнились новым содержанием и оказались подчиненными умилостивительному культу. Значение последнего заключается в том, что верующие в ходе совершения культового действия обращаются к объектам поклонения с различными просьбами и пожеланиями, относящимися к личным судьбам верующих и к событиям, происходящим в окружающем мире. В любой достаточно развитой религиозной организации существует особая группа лиц (жрецы, священнослужители и т.п.), которые выступают посредниками между божественными, священными силами и объектами, и группой верующих. В первобытных религиях культовые действия, как правило, совершались коллективно, с участием всех взрослых членов рода или племени. В более развитых религиозных системах разрешается индивидуальная культовая деятельность, как например, молитва верующего у себя дома.[4.c.77]

Важную роль в социологическом исследовании религии отводят изучению структуры религиозной организации. Современные социологи выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ.

Ввиду тесной связи церкви с обществом, принадлежность к ней человека, как правило, является для него предписанным статусом. Прежде всего, это проявляется в традиции младенческого (или детского) крещения, которое принято как в большинстве христианских, так во многих нехристианских церквях (ислам, иудаизм). Тем не менее, само представление о том, что именно считать принадлежностью к церкви человека, сильно отличается в разных учениях (церквях). Так, принадлежность к исламу и иудаизму является жестко фиксируемой, а отступление от веры считается преступлением. Напротив, вход в христианские храмы открыт практически для всех, крещение осуществляется по заявительному принципу, а переход в другую веру, за исключением отдельных исторических периодов (средневековье, период религиозных воин и т.д.), является делом сугубо личным. Именно эта нечеткость принадлежности к христианству создает серьезные проблемы идентификации приверженцев этой религии.

Тесно взаимодействуя с обществом, церковь, как правило, вынуждена в большей или меньшей степени идти на идейные компромиссы и подстраивать учение под господствующие в обществе нравственные нормы. Таким же отступлением, согласно Веберу, было использование христианскими церквями насилия в борьбе с врагами. Подобный компромисс создает идейную основу для возникновения сект.

Сектой называется религиозная организация, отвергающая нормы и ценности данного общества. Таким образом, с точки зрения исповедуемых норм, секта является контркультурой. Структура секты резко отличается от традиционных церковных структур и, как правило, она представляет собой группу во главе с харизматическим лидером.

Как правило, секта претендует не на создание принципиально нового учения, а ориентируется на какую-то специфическую трактовку уже существующего. Секта всегда радикальнее и требовательнее в своем учении, чем церковь, поэтому принадлежность к секте, как правило, является достигаемым статусом, и крещение, соответственно, происходит во взрослом состоянии. Более того, крещение предполагает обращения человека, т.е. радикального изменения его образа жизни. Членство в секте строго регламентируется, в них господствует дух собственной исключительности и отсутствует столь характерная для церквей тяга к универсализму. Секты представляют собой закрытые, порой даже запрещенные законом организации.[2.c.235]

Для понимания природы религии, ее места и роли в общественной жизни большое значение имеет анализ функций, которые она выполняет в качестве социального института.

Выделяют четыре основные функции религии в обществе: интегративную, регулятивную, психотерапевтическую, коммуникативную. Первые две функции непосредственно относятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.[3.c.198]

Интегративная функция распространяется прежде всего на сообществе верующих, и если в обществе существуют несколько религиозных организаций (конфессий), то, вероятно, каждая из них будет служить интегративной силой для своих общин верующих. Однако несмотря на различия религиозных верований, а также возможные конфликты между конфессиями, религия в целом выполняет важную стабилизирующую роль так как, во-первых, будучи официально признаваемой государством системой идей и ценностей, она своими действиями стремится сохранить и поддержать тот социальный порядок, частью которого она сама является; во-вторых, если иметь в виду современные общества, в которых действуют признанные мировые религии, то присущая им универсальная направленность, а также громадное воздействие на моральное сознание общества, его традиции, обычаи и нравы способствуют сохранению интегративной функции религии, хотя, может быть, эта функция не проявляется с такой силой и интенсивностью, как в предшествующие исторические эпохи.

Эффективное действие регулятивной функции религии особенно ощутимо в тех случаях, когда воспитание и первичная социализация человека осуществляется под влиянием религиозных идей и ценностей. Имеется в виду не строго религиозное воспитание и образование, а включение религиозной морали и ценностей в воспитательный процесс в качестве одной из составных его частей. В таком случае в общественном поведении человека религиозные нормы я заповеди будут органически сочетаться с требованиями общественной морали. Передаваясь из поколения в поколение как один из существенных атрибутов семейного и общественного воспитания, религиозная традиция способствует нормативной регуляции поведения людей в обществе. Регулятивная функция религии поддерживается церковной организацией, особенно, если во главе ее стоят авторитетные священнослужители, пользующиеся уважением и признанием в обществе. Моральному авторитету церкви в современном обществе в значительной степени способствует ее миротворческая, и благотворительная деятельность, моральная и финансовая поддержка различных культурно-образовательных мероприятий.

Исключительно важна психотерапевтическая функция религии для индивида, так как общественная жизнь, в силу своей чрезвычайной сложности, вызывает немало отрицательных эмоций и переживаний. Индивидуальные молитвы или участие в церковном богослужении, как правила, способны уравновесить психику человека, придать ему чувство спокойствия и уверенности. В этом одна из причин сохранения религиозной традиции в современном индустриально развитом обществе, где общественно-трудовая деятельность человека подчинена формально-рациональным правилам поведения и требует большого психического напряжения.

Стремясь модернизировать религию, священнослужители превращают храмовые постройки в модернистские архитектурные сооружения, проводят богослужение в форме живого общения с верующими, привлекая иногда для этой цели популярные молодежные рок группы. Современная церковь наряду с другими культурными учреждениями активно участвует в духовной жизни общества, поощряет развитие отдельных видов искусства, музыки, литературы, спорта. Досуговая деятельность церкви приобретает особую ценность для пожилых людей, страдающих от недостатка внимания со стороны общества.

Существенной особенностью современного этапа развития религия, по крайней мере, в странах Запада является секуляризация, под которой принято понимать процесс вытеснения религиозно-мифологической картины мира научно-рациональным ее объяснением, и тесно связанное с этим ослабление влияния религии на различные социальные институты: образование, экономику, политику и др. Признаками секуляризации могут так же служить ослабление роли религиозных санкции в качестве средства социального контроля, отделение церкви от государства, распространение научного атеизма, превращение религиозной веры в частное дело каждого гражданина.[6]

Интересные рассуждения и факты относительно процесса секуляризации излагаются в книге известного английского социолога Б. Уилсона. Симптомы упадка религии в современном мире он видит в ослаблении влияния религиозной морали на поведение людей, которые сейчас ориентированы в значительной мере на новые «материальные ценности». Современный мир, по его мнению, все более превращается в рационально конструируемую среду, в которой мало места остается для действия божественных сил. Главное препятствие сохранению власти религии в современном обществе он усматривает в несовместимости религиозной веры с рациональными и утилитаристскими установками, управляющими поведением людей.

Существует другая точка зрения на процесс секуляризации, которую отстаивают сторонники культурологического и феноменологического подходов. Они считают, что ослабление роли церкви в современном мире не свидетельствует об устранении религии из жизни людей. Так, видный немецкий социолог Т. Лукман полагает, что в современном обществе имеет место не секуляризация, а «религиозная трансформация». Она трансформируется в новую социальную форму, существенной чертой которой является индивидуальный выбор человеком системы религиозных значений.

Заключение


Список использованной литературы


Кировский филиал


Факультет ____________________ Курс _______


Студент ___________________________________


___________________________________________

Источник

Религия как социокультурный институт.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир-человек» дополнительное опосредующее образование — сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия.
Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется смыслополагающей или функцией «значений».
С мировоззренческой функцией религии тесно связана легитимизирующая (узаконивающая) функция. Теоретическое обоснование этой функции религии осуществил крупнейший американский социолог Т. Парсонс. По его мнению, социокультурное сообщество не способно существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий его членов, постановка их в определенные рамки (лимитирование), соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же осуществляет легитимизацию, т е. обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка. Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностно-нормативных систем: являются ли они продуктом общественного развития и, следовательно, имеют относительный характ ер, могут изменяться в различных социокультурных средах или же они имеют надобщественную, надчеловеческую природу, «укоренены», базируются на чем-то непреходящем, абсолютном, вечном. Религиозный ответ на этот вопрос обусловливает превращение религии в базовую основу не отдельных ценностей, норм и образцов поведения, а всего социокультурного порядка.
Таким образом, основная функция религии состоит в придании нормам, ценностям и образцам овладения характера абсолютного, неизменного, независящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия.Эта функция реализуется через формирование духовной жизни человека. Духовность — это область связи человека с Абсолютом, с Бытием как таковым. Эту связь оформляет религия. Таким образом, религия утверждает приоритет духовности над социальными, эстетическими и иными ценностными ориентациями и регуляторами, противопоставляя их мирской, социальной ориентации ценности, веры, надежды, любви.
Наряду с этими основополагающими функциями религии отмечаются интегративная и дезинтегративная функции. Известный французский социолог Э. Дюркгейм сравнивал религию в качестве интегратора социокультурных систем с клеем, поскольку именно религия помогает людям осознавать себя как духовную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Религия дает человеку возможность самоопределиться в социокультурной системе и тем самым объединиться с родственными, по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми. Особенно большое значение в интегративной функции религии Э.Дюркгейм придавал совместному участию в культовой деятельности. Именно посредством культа религия конституирует общество как социокультурную систему: она подготавливает индивида к социальной жизни, тренирует послушание, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности.
Обратной стороной интегрирующей функции религии выступает дезинтегрирующая. Выступая в качестве источника социокультурного единения на базе тех или иных ценностей, нормативных установок, вероучения, культа и организации, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформировавшимся на базе другой ценностно-нормативной системы, вероучения, культа и организации Это противопоставление может служить источником конфликта между христианами и мусульманами, между православными и католиками и т. д.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав

Источник

Институты культуры: наука, образование, искусство, религия

Любое общество для того, чтобы функционировать, должно производить, распределять и потреблять материальные и духовные блага. Так, потребность в создании ценностей вынуждает людей закреплять и поддерживать отношения. Для максимальной оптимизации этих отношений они институализируются, то есть общество санкционирует и закрепляет удовлетворение потребностей в определенных объемах и определенными методами и способами.

Институты культуры представляют собой сферы организации духовной жизнедеятельности людей: образовательную, научную, религиозную, художественную. Каждой сфере соответствует свой институт культуры:

Религия как институт культуры. Смотреть фото Религия как институт культуры. Смотреть картинку Религия как институт культуры. Картинка про Религия как институт культуры. Фото Религия как институт культуры

Все эти институты призваны к накоплению социально значимых ценностей, норм, знаний и опыта, передачи культуры от одного поколения к другому.

Важной частью институтов культуры являются коммуникационные институты, призванные производить и распространять информацию, которая выражена в символах.
Все перечисленные институты организуют деятельность людей и различных учреждений в соответствии с определенными нормами, правилами и функциями.

Наука

Наука как социальный институт представляет собой организацию, которая обеспечивает эффективность научной деятельности и использование ее результатов. Наука удовлетворяет потребность общества в объективном знании.

Для своего функционирования как социального института наука выработала следующие ценности и нормы ( по Р.Мертону):

Научное открытие является достижением, которое обменивается ученым на признание и вознаграждение. Именно научное достижение определяет статусность и престиж ученого.

Наука становится социальным институтом со своей организацией(научным сообществом), системой ролей, своими особенностями и присущими ей чертами.
В XX веке наука является производительной силой общества, она выстраивается в систему экономических, технологических, нравственных и других отношений. Так, наука становится социальным институтом, который организует и регулирует производство и применения знания.

Образование

Образование является тем институтом, в котором потребляется продукт науки. Именно в образовании научное знание закрепляется, поэтому эти два института находятся во взаимодействии друг с другом.

Институт образования является транслятором социально-культурного опыта от поколения к поколению. Потребность в передаче знания привела к формированию специальных учебных заведений (школ, лицеев, университетов и т.д.). Регулирование института образования обеспечивается системой норм и правил, группой людей (учителей, преподавателей и др.) и учреждений.

Искусство

Искусство представляет собой институт регуляции деятельности людей по отношению к художественным ценностям. Это отношения между художником и обществом (публикой); между художником и посредником, обеспечивающим распространение произведений искусства; отношения художника и критика.
Институт искусства удовлетворяет потребности в передаче культурного наследия, поиска решений духовных проблем, самореализации и воспитания личности.

Религия

Религия представляет собой социальный институт, включающий формальные и неформальные правила, идеи и ценности, а так же нормы, которые регулируют повседневную жизнедеятельность людей. Религия определяет систему отношений человека и Бога (сверхъестественных сил), которые дают человеку духовную опору и выступают объектом его поклонения (веры).

Религия направлена на осознание предельных смыслов человеческого бытия, на поиск глубинного единства и связи человека с мировым универсамом. Религия указывает на духовно-практические пути для постижения и получения смысла жизни. Она дает духовные ориентиры для преодоления человеком своей ограниченности, имеет свои специфические формы осознания и переживания единства человека и мира.

Структурными элементами религии как социального института являются:

Так же религия выполняет мировоззренческую, компенсаторную, интегрирующую, регулятивную и другие функции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *