Римская империя как синтез этносов
Три Рима
Битвы историков за римское наследие
Рим в поисках себя
Ответы приходили не изнутри, не из «нравов предков», а извне, но из разных источников. Одним таким источником стала здоровая греческая мысль, уже во II веке до н.э., раньше самих римлян, поднявшая ставшую впредь извечной «проблему Рима», которую греки пытались понять прежде всего для самих себя. Как и можно было ожидать, греческий ответ предполагал существование Рима как покровителя и защитника эллинского мира и его высокой культуры.
Вавилонская жреческо-банкирская олигархия видела в Риме идеальный вариант мировой военно-политической силы
Другой заинтересованной стороной оказалась ближневосточная жреческо-банкирская олигархия с центром в Вавилонии, увидевшая в Римской державе идеальный вариант мировой военно-политической силы, способной защищать и продвигать ее торгово-финансовые интересы на больших просторах. Олигархия, веками вырабатывавшая идеологию ряда стран Ближнего Востока, осознавала все преимущества, которые могло ей дать установление контроля над таким государством, и рассчитывала на успех, учитывая, что, во-первых, Рим не обладал выверенной религиозной идеологией, а во-вторых, римляне не занимали сильных позиций в сфере финансов и торговли. Идеологическими инструментами установления этого контроля должны были стать всевозможные секты гностиков или митраистов, синкретические учения, основанные, в отличие от римского сознания, на иррациональном и призванные подчинить это сознание восточному религиозному мышлению. И этот идеологический натиск тем больше усиливался, чем больше получал распространение идеологический оппонент олигархии – христианство, само отнюдь не стремившееся к господству над Римом. В III – начале IV века, как казалось, заветная цель восточной олигархии была очень близка, но ее планы неожиданным образом перечеркнул император Константин Великий, соединивший Рим и христианство.
Христианский Рим и «Рим» Каролингов
Христианство придало полный смысл существованию Рима: он – хранитель веры и просветитель мира
Франками был придуман миф о Византии как об империи не римлян, а греков, якобы потерявших права на римское наследие
Искусственность франкского Рима как продукта амбиций Каролингов и франкской знати обусловила его принципиальные отличия от Рима подлинного, а следовательно – несоответствие его названия и содержания. Вековая идея Рима предполагала не только наличие imperium – власти и авторитета императора в христианском мире, но и вышеупомянутый принцип res publica, то есть гражданский принцип равной правоспособности и политического соучастия. Между тем франкский (западноевропейский) мир отличал феодальный характер власти, в буквальном смысле приватизированной знатными семействами и передававшейся по наследству. В отличие от Византии, общество во Франкии (Западной Европе) оказалось строго разделено по этническому и сословному признаку на завоевателей (феодальную знать) и подчиненное им население. Христианские идеи социальной справедливости и солидарности оказались принесены в жертву жесткой сословной иерархии, какой не знала Византия. По сути это знаменовало откат в последние века языческого Рима с его несовместимостью труда и социального престижа, в то время как христианство принесло с собой реабилитацию труда.
«Третий Рим» Запада
Дероманизация Византии и дехристианизация образа Рима – важнейшие составляющие «третьего Рима» Запада
В завершение следует сказать, что образ Рима имеет важное идеологическое значение. Если принять во внимание, что христианские народы Европы, Ближнего Востока и Америки в той или иной мере являются наследниками Рима с его более чем 2000-летней историей (и в этом тоже его уникальность), то становится понятным, что проблема будущего значительной части человечества предполагает и борьбу за исторический образ Рима.
Римская империя (древний Рим) – от республики до империи
Содержание:
Значение великой Римской империи, некогда простиравшейся на обширных территориях от туманной Англии до жаркой Сирии в контексте общемировой истории необычайно велико. Можно даже сказать, что именно Римская империя была предтечей общеевропейской цивилизации, во многом сформировав ее облик, культуру, науку, право (юриспруденция средневековья основывалась на римском праве), искусство, образование. И в нашем сегодняшнем путешествии во времени мы с вами отправимся в древний Рим, вечный город, ставший центром самой грандиозной империи в истории человечества.
Где находилась Римская империя
В эпоху своего величайшего могущества границы Римской империи простирались от территорий современной Англии и Испании на Западе и до территорий современных Ирана, Сирии на Востоке. На юге же под пятой Рима находилась вся Северная Африка.
Карта Римской империи в период расцвета.
Разумеется, границы Римской империи были не постоянными и после того как Солнце римской цивилизации стало идти к закату, а сама империя приходить в упадок, уменьшались и ее границы.
Зарождение
Но с чего все начиналось, как возникла Римская империя? Первые поселения на месте будущего Рима появились еще в І тысячелетии до н. е.. Согласно легенде римляне ведут свою родословную от троянских беженцев, которые после разрушения Трои и длительных скитаний, поселились в долине реки Тибр, все это красиво описано талантливым римским поэтом Вергилием в эпической поеме «Энеида». А чуть позже два брата Ромул и Рем потомки Энея основали легендарный город – Рим. Однако историческая достоверность событий «Энеиды» под большим вопросом, другими словами скорее всего это просто красивая легенда, имеющая, однако и практический смысл – придать римлянам героическое происхождение. Тем более, учитывая, что сам Вергилий, по сути, был придворным поэтом римского императора Октавиана Августа, и своей «Энеидой» выполнял своеобразный политический заказ императора.
По своему политическому устройству ранее римское государство во многом походило на древнегреческие города-полисы. Сперва во главе древнего Рима стояли цари, однако во время правления царя Тарквиния Гордого произошло всеобщее восстание, царская власть была низложена, а сам Рим превратился в аристократическую республику.
Ранняя история – Римская республика
Наверняка многие фанаты научной фантастики заметят сходство Римской республики, которая впоследствии трансформировалась в Римскую империю с такими многими любимыми «Звездными войнами», где также галактическая республика превратилась в галактическую империю. По сути, создатели «Звездных войн» позаимствовали свою выдуманную галактическую республику/империю из реальной истории самой что ни есть настоящей империи Римской.
Устройство Римской республики как мы заметили ранее, было схоже с греческими городами-полисами, но имелся и ряд различий: так все население древнего Рима делилось на две большие группы:
Главный законодательный орган Римской республики – сенат, состоял исключительно из богатых и знатных патрициев. Плебеем далеко не всегда нравилось такое положение дел, и несколько раз молодую Римскую республику сотрясали плебейские восстания, с требованиями расширения прав плебеев.
С самого начала своей истории молодая Римская республика была вынуждена бороться за место под Солнцем соседними италийскими племенами. Побежденные были вынуждены подчинятся воле Рима или на правах союзников или полностью входя в состав древнеримского государства. Часто покоренное население не получало прав римских граждан, а порой и вовсе обращалось в рабов.
Самым опасными противниками древнего Рима были этруски и самниты, а также некоторые греческие колонии на юге Италии. Несмотря на первоначально некоторые враждебные отношение с древними греками римляне впоследствии практически полностью позаимствовали их культуру и религию. Даже греческих богов римляне взяли себе, правда переиначили на свой лад, сделав Зевса Юпитером, Ареса Марсом, Гермеса Меркурием, Афродиту Венерой и так далее.
Войны
Хотя правильнее было бы назвать этот подпункт «войны римской республики», которая хотя и воевала с самого начала своей истории, но помимо мелких стычек с соседними племенами случались и действительно большие войны, сотрясавшие тогдашний античный мир. Первой действительно большой войной Рима было столкновение с греческими колониями. В ту войну вмешался греческий царь Пирр, которому хотя и удалось победить римлян, тем не менее, его собственная армия понесла огромные и невосполнимые потери. С тех времен выражение «Пиррова победа» стало нарицательным, означающим победу слишком большой ценой, победу практически равную поражению.
Затем продолжая войны с греческими колониями, римляне столкнулись на Сицилии с еще одной крупной державой – Карфагеном, бывшей финикийской колонией. На протяжении долгих лет Карфаген стал главным соперником Рима, соперничество же их вылилось в три пунические войны, в которых Рим одержал победу.
Первая пуническая война велась за остров Сицилию, после победы римлян в морской битве у Эгатских островов, в ходе которой римляне наголову разбили карфагенский флот, вся Сицилия стала частью римского государства.
Стремясь взять у римлян реванш за поражение в первой пунической войне, талантливый карфагенский полководец Ганнибал Барка в ходе второй пунической войны сначала высадился на испанском побережье, затем вместе с союзными иберийскими и галльскими племенами совершил легендарный переход через Альпы, вторгнувшись уже на территорию непосредственно римского государства. Там он нанес ряд сокрушительных поражений римлянам, особенно ощутимой была битва у Канн. Судьба Рима повисла на волоске, но Ганнибалу таки не удалось довершить начатое. Взять сильно укрепленный город Ганнибал не смог, и был вынужден покинуть Апенинский полуостров. С тех пор военная удача изменила карфагенянам, римские войска под командованием не менее талантливого полководца Сципиона Африканского нанесли сокрушительно поражение армии Ганнибала. Вторая пуническая война снова была выиграна Римом, который после победы в ней превратился уже в самое настоящее сверхгосударство древнего мира.
И третья пуническая война уже представляла собой окончательное сокрушение поверженного и потерявшего все свои владения Карфагена всесильным Римом.
Кризис и падение римской республики
Братья Тиберий и Гай Гракхи.
Все это привело к началу гражданской войны в Риме, патриции и плебеи столкнулись между собой. Порядок удалось восстановить Луцию Корнелию Сулле, еще одному выдающемуся римскому полководцу, который перед тем победил войска понтийского царя Митридиада Евпатора. Для наведения порядка Сулла установил в Риме настоящую диктатуру, безжалостно расправляясь с неугодными и несогласными гражданами с помощью своих проскрипционных списков. (Проскрипция – в древнем Риме означало нахождение вне закона, гражданин, попавший в проскрипционный список Суллы, подлежал немедленному уничтожению, а его имущество конфискации, за укрывательство «гражданина вне закона» – также казнь и конфискация имущества).
По сути это был уже конец, агония Римской республики. Окончательно же ее развалил и превратил в империю молодой и амбициозный римский полководец Гай Юлий Цезарь. В молодости Цезарь едва не погиб во время террора Суллы, лишь заступничество влиятельных родственников убедило Суллу не включать Цезаря в проскрипционные списки. После ряда победоносных войн в Галии (современной Франции) и покорения галльских племен авторитет Цезаря, победителя галлов вырос образно говоря «до небес». И вот он уже вступает в схватку со своим политическим противником и некогда союзником Помпеем, преданные ему войска переходят Рубикон (небольшую речку в Италии) и идут на Рим. «Жребий брошен», легендарная фраза Цезаря, означавшая его намерение захватить власть в Риме. Так пала Римская республика, и началась Римская империя.
Начало Римской империи
Начало Римской империи идет через череду гражданских войн, сначала Цезарь побеждает своего противника Помпея, затем он сам погибает под ножами заговорщиков, среди которым и его друг Брут. («И ты Брут?!», – последние слова Цезаря).
Убийство первого римского императора Юлия Цезаря.
Убийство Цезаря положило начало новой гражданской войны между сторонниками восстановления республики с одной стороны и сторонниками Цезаря Октавианом Августом и Марком Антонием с другой. Одержав победу над заговорщиками-республиканцами Октавиан и Антоний уже вступают в новую борьбу за власть между собой и опять начинается гражданская война.
Хотя Антония поддерживает египетская царевна, красавица Клеопатра (к слову бывшая любовница Цезаря), он терпит сокрушительное поражение, и Октавиан Август становится новым императором Римской империи. С этого момента начинается высокий имперский период истории римской империи, императоры сменяют друг друга, меняются и императорские династии, сама же Римская империя ведет постоянные завоевательные войны и достигает вершины своего могущества.
Падение Римской империи
К сожалению, мы не можем описать деятельность всех римских императоров и все перипетии их правления, иначе наша статья сильно рисковала бы стать необъятной. Отметим лишь, что после смерти выдающегося римского императора Марка Аврелия, императора-философа сама империя стала клониться к упадку. На римском троне воцарилась целая череда так званых «солдатских императоров», бывших полководцев, которые опираясь на свой авторитет в войсках, узурпировали власть.
В самой империи наблюдались упадки нравов, активно проходила своего рода варваризация римского общества – все больше варваров проникали и в римскую армию и занимали важные государственные посты в римском государстве. Произошел также демографический и экономический кризисы, все это медленно вело к гибели некогда великую римскую державу.
При императоре Диоклетиане произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Как мы знаем, Восточная римская империя со временем трансформировалась в Византию. Западная римская империя так и не смогла пережить стремительное нашествие варваров, а борьба со свирепыми кочевниками гуннами, пришедшими с восточных степей, окончательно подорвала мощь Рима. Вскоре Рим был разграблен варварскими племенами вандалами, чье имя также стало нарицательным, за те бессмысленные разрушения, которые вандалы причинили «вечному городу».
Причины падения Римской империи:
Культура
Культура Римской империи является важной и существенной частью общемировой культуры, ее неотъемлемой частью. Многими ее плодами мы пользуемся и по сей день, например, канализация, водопровод, пришли к нам из древнего Рима. Именно римляне первые изобрели бетон и активно развили градостроительное искусство. Вся европейская каменная архитектура берет свое начало в древнем Риме. Именно римляне первыми начали строить каменные многоэтажные дома (так званные инсулы), достигающие порой до 5-6 этажей (правда, первые лифты изобрели лишь спустя 20 веков).
Также архитектура христианских церквей чуть более чем полностью позаимствована из архитектуры римской базилики – мест для общественных собраний древних римлян.
В сфере европейской юриспруденции на века заняло господство римское право – кодекс законом сформировавшийся еще во времена Римской республике. Римское право являлось правовой системой, как Римской империи, так и Византии, так и многих других средневековых государств основанных на осколках Римской империи уже в эпоху средневековья.
Латинский язык Римской империи еще на протяжении всего средневековья будет языком ученых, преподавателей и студентов.
Сам город Рим превратился в величайший культурный, экономический и политический центр древнего мира, недаром ведь ходила пословица «все дороги ведут в Рим». В Рим стекались товары, люди, обычаи, традиции, идеи со всей тогдашней ойкумены (известной части мира). Даже шелк из далекого Китая через купеческие караваны попадал к богатым римлянам.
Разумеется, не все забавы древних римлян будут приемлемы в наше время. Те же гладиаторские бои, которые проводились на арене Колизея под многотысячные овации римской толпы, пользовались большой популярностью римлян. Любопытно, что просвещенный император Марк Аврелий даже на одно время полностью запретил гладиаторские бои, однако после его смерти бои гладиаторов возобновились с прежней силой.
Большой любовью простых римлян также пользовались гонки на колесницах, которые были весьма опасными и нередко сопровождались гибелью неудачных возничих.
Большое развитие в древнем Риме имел театр, более того, один из римских императоров, Нерон имел очень сильную страсть к театральному искусству, что сам нередко играл на сцене, декламировал стихи. Причем по описанию римского историка Светония делал это он очень не умело, так что специальные люди даже следили за зрителями, чтобы те ни в коем случае не спали и не покидали театр во время выступления императора.
Богатые патриции обучали своих детей грамоте и разным наукам (риторике, грамматике, математике, ораторскому искусству) или со специальными учителями (часто в роли учителя мог быть и какой-нибудь просвещенный раб) или же в специальных школах. Римская чернь, бедные плебеи, были, как правило, неграмотными.
Искусство
До нас дошли многие замечательные произведения искусства, оставленные талантливыми римскими художниками, скульпторами, зодчими.
Величайшего мастерства римляне достигли в искусстве скульптуры, чему не мало способствовал так званый римский «культ императоров», согласно которому римские императоры были наместниками богов, и просто необходимо было на каждого императора сделать первоклассную скульптуру.
На века вошли в историю искусства и римские фрески, многие из которых имеют явно эротический характер, как например это изображение влюбленных.
Многие произведения искусства Римской империи дошли до нас в виде грандиозных архитектурных сооружений, таких как Колизей, вила императора Адриана и т. д.
Вила римского императора Адриана.
Религия
Государственную религию Римской империи можно поделить на два периода, языческий и христианский. То есть первоначально римляне позаимствовали языческую религию древней Греции, взяв себе и их мифологию и богов, которых только назвали по-своему. Наряду с этим в Римской империи существовал «культ императоров» согласно которому римским императорам должны были воздаваться «божественные почести».
А так как территория Римской империи имела поистине гигантские размеры, то в ней сосредоточились самые разные культы и религии: от верований кельтов до исповедующих иудаизм евреев. Но все изменилось с появлением новой религии – христианства, у которого с Римской империей сложились весьма непростые отношения.
Христианство в Римской империи
На первых порах римляне считали христиан одной из многочисленных еврейских сект, но когда новая религия стала набирать все большую популярность, а сами христиане появились и в самом Риме, это несколько озаботило римских императоров. Особенно возмущал римлян (в особенности римскую знать) категорический отказ христиан воздавать божественные почести императору, что согласно христианскому учению являлось идолопоклонством.
В результате уже упомянутый нами римский император Нерон помимо своей страсти к актерскому искусству приобрел еще одну страсть – к преследованию христиан и кормлению ими голодных львов на арене Колизея. Формальным поводом к преследованию носителей новой веры стал грандиозный пожар в Риме, который будто бы устроили христиане (на самом же деле пожар, скорее всего, был устроен по приказу самого Нерона).
Впоследствии периоды гонений на христиан сменялись периодами относительного спокойствия, некоторые римские императоры относились к христианам вполне благосклонно. Например, император Александр Север симпатизировал христианам, и некоторые историки даже подозревают, что он был тайным христианином, правда во времена его правления Римская империя еще не была готова стать христианской.
Самая темная ночь перед расцветом, так стало и с христианами, самое жесткое гонение императора Диоклетиана стало также и последним, впоследствии на троне воцарился император Константин, не только отменил все гонения на христиан, но и сделал христианство новой государственной религией Римской империи.
Видео
И в завершение маленький познавательный фильм про древний Рим.
Римляне
Римская религия, впоследствии христианство
Римляне (самоназвание — романи (лат. romani ) и, реже употребляемое, квириты (лат. Quirites ); также римский народ — лат. Populus Romanus ) — народ, зародившийся на территории Аппенинского полуострова, в регионе Лациум, в пределах города Рим. Вследствие завоеваний, активной колонизации и политики ассимиляции покоренных народностей, римляне стали основным населением европейской части Римской империи. Римское население провинции Италия стало основой формирования современной итальянской нации.
Язык римлян — латинский язык, получивший название от названия племени латинов. До IV века н. э. римляне придерживались традиционных верований, с IV века большинство населения составляли христиане.
Содержание
Истоки римского этноса
Известно, что на территории Италии проживало несколько различных народностей — племена италиков, этрусков, лигуров, греки и галльские племена. На территории Лациума, к югу от реки Тибр, проживало одно из крупных племен италиков — латины, к северу от Тибра располагались города этрусков, а к востоку ряд других племен италиков — сабины, умбры, эквы, вольски и другие. Первым, кто основательно попытался изучить вопрос корней римского народа, можно считать Б. Г. Нибура, хотя его теория и имеет весьма специфический характер — так, этрусками он считает пеласгов, латинов считает альбанцами и т. п. Однако он и не отбрасывает возможность троянского происхождения римлян, хотя и не считает возможным это доказать.
Формирование римского этноса
Согласно легенде, из рода царей, основанного в Лациуме Энеем происходит «основатель Рима» и собственно римского народа — Ромул. Момент основания им Рима древнеримские историки «вычислили» с большой точностью: они датируют его 21 апреля 754 г. до н. э. Разумеется, дата эта совершенно искусственная, и может быть принята лишь весьма условно. Однако, дата 21 апреля — древнейший пастушеский праздник Парилии — важна в том плане, что подтверждает приоритет скотоводства над земледелием по отношению к догородскому, «доримскому» населению долины Тибра.
По той же легенде, население Рима формировалось из рабов и беглецов Центральной Италии. Это же обстоятельство подвигло царя Ромула начать войну и захватить женщин соседнего племени Сабинов, поскольку мизерное число новоиспечённых жителей имело жен а война укрепила бы и сплотила население.
— Плутарх. Сравнительные жизнеописания. — М.: Наука, 1994. «Ромул», 23, 24
Согласно Титу Ливию, с 616 по 510 г. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей: Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый, что было следствием активной этрусской экспансии на юг. Имела место этрусская иммиграция, приведшая к возникновению в Риме целого этрусского квартала (лат. vicus Tuscus ), и значительное культурное влияние этрусков на римское население. Однако, как указывает Ковалев в своей «Истории Рима», этрусский элемент по сравнению с латинско-сабинским был не столь значителен.
Римский народ во времена Республики
Дальнейшее развитие римский народ получил во времена Республики. После свержения царской власти в государстве, два социально обозначившихся класса патрицианские роды и плебеи оказались лицом к лицу и начали между собой активную борьбу. Патриции — повидимому коренное население города обладало преимуществом перед плебеями не столько в имущественном сколько в правовом смысле, поскольку плебеи, по сути пополнявшиеся за счет пришлых элементов-иммигрантов, вольноотпущенников и т. п. — были полностью лишены политических прав, однако после реформ Сервия Туллия составляли основу римской армии. Постепенно в результате борьбы меж сенатом и плебсом, плебеи добились равных прав с патрициями и богатые плебейские роды влились в римскую аристократию сформировав нобилитет.
Римская аристократия продолжила активную внешнюю политику царей. Постоянные войны с соседями привели Рим к подчинению им всей Италии. Подчиняя соседние народы римляне регулировали взаимоотношения с ними с помощью права гражданства.
Римский сенат с неохотой раздавал гражданство и старался законсервировать уже существующий статус-кво. Члены Латинского союза получили гражданство поле Латинских войн, а большая часть остальных италиков только после Союзнической войны за законом Луция Юлия Цезаря 90 г до н. э, и то, римляне даровали права гражданства всем италикам, но приписали их лишь к 8 (либо к 10) новым трибам, а не ко всем 35, что не давало им практически никакого социально-политического влияния.
После подчинения Аппенинского полуострова, римляне стали активно набирать в армию италиков. Население города Рима также росло за счет прибывавшей массы италиков. Этому способствовал процесс разорения и обезземеливания италийского крестьянства. Для ветеранов и части жителей Рима основывались колонии по всей Италии.
Через систему гражданства, военную службу а также сеть римских колоний раскинувшихся на Аппенинском полуострове — римляне постепенно ассимилировали многочисленные племена и народности проживавшие в Италии. Латинский язык стал доминирующим и постепенно вытеснил все другие языки. Аристократия италиков постепенно влилась в Римскую аристократию.
Кроме того, в результате римских завоеваний за пределами Италии, в римский народ постепенно начинают проникать неиталийские народности — главным образом в виде рабов и вольноотпущенников, а также переселенцев в г. Рим из провинций. Эти инородные элементы характеризуются пестротой этнического состава — греки, финикийцы, сирийцы, галлы, германцы и т. п. Все они постепенно вливались в римский плебс.
В результате гражданских войн погибло очень много представителей старой римской аристократии. Из известных 56 патрицианских родов, к началу III века до н. э. их остается лишь 18. Их место постепенно занимают выходцы из регионов. Плебс в это время активно постоянно пополняется пришельцами из завоёванных областей и вольноотпущенниками.
Трансформация римского этноса во времена Империи
В I—II в. н. э. происходит постепенное растворение римского этноса в ассимилированном им и вновь формирующемся более многочисленном италийском (итало-римском) этносе. Этот процесс усугубляется еще больше во времена Империи. В связи с тем что римский народ образовался из италиков, получал из них постоянную подпитку в виде переселенцев, стекавшихся со всей Италии и вливавшихся в плебс, само понятие римский гражданин подразумевало определенную преемственность — как фамильную, так и культурно-этническую.
Во времена империи ситуация начала меняться. Уже не сенат, а император определял, кому даровать гражданство, руководствуясь личными мотивами. Старая римская аристократия исчезала. Ее место занимала новая, формирующаяся по принципу богатства, и этническое происхождение ее в большинстве случаев было не италийским, а восточным.
Кроме того, средством ассимиляции покоренных неиталийских народностей была служба в римской армии, получившая особую интенсивность после реформы армии Гаем Марием 157 до н. э. — 86 до н. э.. Неграждане, отслужив во вспомогательных войсках, а впоследствии и в легионах получали право гражданства. В период империи легионы, располагавшиеся на границах, стали комплектоваться по месту дислокации, что привело к активной романизации близлежащего населения.
Тем не менее, несмотря на то, что собственно римский народ «утонул в массе италиков», римская культура и латинский язык стали доминирующими в западной части империи. Императоры раздавали гражданство жителям империи и вводили в сенат аристократию из провинций. Этот процесс был юридически оформлен эдиктом императора Каракаллы 212 года, предоставлявший римское гражданство всему свободному населению империи (Эдикт Каракаллы). Через систему гражданства, колонии и службу в армии к III веку н. э. неиталийские народности, проживавшие в Галлии, Испании, Северо-западной Африке и Балканах постепенно ассимилировались и стали считать себя римлянами — так называемый «процесс романизации», а эти территории стали называться «Старая Романия». Этот процесс лишь поверхностно затронул Римскую Британию, в связи с ее отдаленностью от центра, и практически не затронул восточные провинции, так как их культура, в основном эллинская, ни в чем не уступала римской. Таким образом, в Галлии возникла народность, называемая галло-римляне, в Испании — испано-римляне, в Италии — итало-римляне, на Балканах — иллиро-римляне, а в Дакии — дако-римляне. Всех их объединяла общая культура — римская, единый язык — народная латынь, принадлежность к одному государству, общие законы, и еще более консолидировало этносы появление единой религии — христианства.
Трансформация римского народа в современные романские народы
Во время распада Западной Империи, формально завершившегося в 476 г. а фактически в 480 г. после смерти последнего законного императора Непота была нарушена целостность средиземноморских коммуникаций, а римские провинции попали под власть германских царей, и каждая из них начала развиваться самостоятельно на основе автохтонного элемента, римской культуры и пришлых варварских племен.