Русский как иностранный тексты
Читаем тексты и диалоги по-русски
Простые тексты на русском. Они позволят вам учить русский язык, интересно и с пользой. А задания к ним помогут вам говорить по-русски легко и правильно. С этой целью рекомендуем вам прежде всего пособие «Читаем и всё понимаем» . В нём тексты от самых простых до более сложных. К каждому тексту есть как подготовительные задания, так и проверочные.
Простые тексты на русском.
Текст 1. Европейская часть России
Спрашивайте!
В нашей стране слышали только о Москве. А какие ещё
крупные города есть в европейской части России? (Буфарес Махди, Алжир)
Я слышал, что недалеко от Москвы находится город, который называют «городом невест».
Что это за город? (Мухаммед Разек, Сирия)
Простые тексты на русском
Отвечаем!
Европейская часть России
Европейская часть России – это бескрайние леса, полноводные реки, озёра, поля, луга … Это прекрасная природа средней полосы России. Здесь самая высокая плотность населения России. В этой части находятся крупные промышленные города, образующие области. Например, Москва и Московская область, Владимир и Владимирская область, Рязань и Рязанская область, Ярославль и Ярославская область и т.д. Здесь большое количество заводов, фабрик, сельскохозяйственных комплексов. А также множество музеев, театров, историко- архитектурных комплексов, заповедников…
Подмосковье
Московская область, или, как её чаще называют, Подмосковье, находится в центре европейской части России. Она занимает площадь свыше 47 тысяч квадратных километров. Её площадь превышает площадь таких государств, как Дания, Бельгия, Нидерланды. Здесь находятся промышленный Подольск и город физиков Дубна, древний Сергиев Посад и современный Королёв … Каждый город Подмосковья чем-то известен. Это же можно сказать и о любом городе европейской части России.
Ясная Поляна и город Иваново
Недалеко от Тулы, в Ясной Поляне, жил великий русский писатель Л.Толстой. Там же находится дом-музей писателя. А город Иваново называют «городом невест». Здесь большое количество ткацких и
текстильных фабрик, и на них работают в основном женщины.
Золотое кольцо России
В европейской части России находятся старинные русские города Ярославль, Кострома, Владимир, Углич, Ростов Великий, Суздаль… Они очень интересны своей историей и культурой. Все они входят в «Золотое кольцо России». Так называется и экскурсия, которая очень популярна и у русских, и у иностранцев. Так что если вы хотите лучше не только понять, но и почувствовать Россию, советуем вам посетить эти города.
Простые тексты на русском
Учим!
1) Как вы понимаете словосочетание плотность населения? Посмотрите его значение в словаре. Скажите, какой может быть плотность населения.
2) Вы знаете слово площадь: например, Красная площадь, Театральная площадь… А как вы понимаете значение слова площадь в таком контексте: «Площадь Подмосковья свыше 47 тысяч квадратных километров»?
3) Знаете ли вы слово самовар? Из каких частей оно состоит?
4) Вы знаете слово качество. А как вы понимаете конструкцию в качестве кого? чего? Посмотрите контекст: «Самовары покупают в качестве подарков или сувениров».
5) Вы знаете слова левый и правый, слева и справа. А как вы понимаете слово левша? И почему оно в этом тексте пишется с большой буквы?
6) Посмотрите в словаре слова блоха и ковать, (ковать/подковать кого? что?) И объясните, что значит словосочетание подковать блоху. В каких случаях можно употреблять это словосочетание?
7) Посмотрите в словаре слова ткацкий и текстильный. Скажите, что делают на ткацких и текстильных фабриках.
8) Ответьте на вопросы:
1. Какова природа европейской части России?
2. Какие крупные города и области находятся здесь?
3. Какова площадь Подмосковья?
4. Какие города в нём расположены?
5. Чем известен город Тула? А город Иваново?
6. Какие старинные русские города находятся в европейской части России?
9) Закончите предложения.
В европейской части России самая высокая…
Здесь большое количество…
Площадь Подмосковья превышает…
Тульские самовары покупают…
Левша – герой повести…
Он – символ…
Л.Толстой жил недалеко от Тулы…
В городе Иваново много…
Золотое кольцо России – так называется …
Обсуждаем!
1) А в каких городах европейской части России вы были?
2) Какие ещё города, которые здесь находятся, вы знаете?
3) Слышали ли вы о городе Туле или о городе Иваново?
4) Видели ли вы тульские самовары или тульские пряники?
А как у вас?
1) Есть ли в вашей стране какая-то часть, похожая на европейскую часть России?
2) Какие города там находятся и чем они известны?
3) Есть ли в вашей стране город, который называют «городом невест»?
___________________________________________________________
Простые тексты на русском
Текст 2. Санкт-Петербург и русский Север
Спрашивайте!
Почему Санкт-Петербург называют второй столицей России? (Гарри Грэй, США)
Есть ли на севере России крупные города? Чем они известны? (Кемаль Коч, Турция)
Отвечаем!
На северо-западе европейской части России находится город Санкт-Петербург. Это северная столица России. Он был основан Петром 1 в 1703 году. И с тех пор был более 200 лет столицей Российского государства (до 1918 года). Тысячи людей на болотах, в грязи возводили этот прекрасный город. Лучшие архитекторы России, Франции, Италии были приглашены для строительства его домов, дворцов, храмов. И город поражает своей красотой и великолепием. Он расположен на множестве островов, которые образует река Нева. Многочисленные мосты (их разводят на ночь для прохождения судов), прекрасные
набережные, бесчисленные памятники архитектуры … Таков Санкт-Петербург – город культуры, искусства и воинской славы.
Ленинград и война
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945), тогда он назывался Ленинград, он был взят в блокадное кольцо. 900 дней и ночей продолжалась блокада. Через Ладожское озеро была проложена «дорога жизни», по которой зимой доставляли в город продовольствие и боеприпасы. А также вывозили детей, больных и раненых. Тысячи людей погибли в Ленинграде во время блокады. В память об этой страшной трагедии был открыт Мемориал на Пискарёвском кладбище. Сюда в День Победы 9 мая приходят поклониться ветераны, жители и гости города.
Музей под открытым небом
Каждый год город принимает тысячи туристов со всего мира. Это удивительный город, его называют «музеем под открытым небом». Эрмитаж, Зимний дворец, Петергоф – эти слова слышали все. Эрмитаж – крупнейший музей мира, сокровищница мирового искусства. Зимний дворец – резиденция русских царей. Петергоф – пригород Санкт- Петербурга, в котором находятся прекрасные дворцы и множество великолепных фонтанов.
Российский Север
На российском Севере – вечная мерзлота, долгая полярная ночь и короткое полярное лето. Но здесь также находятся крупные города, живут и работают люди. Город Мурманск – незамерзающий порт на Баренцевом море, начальный пункт Северного морского пути. Город Архангельск – порт на Белом море. Рядом с ним город Холмогоры – родина великого русского учёного М.В.Ломоносова – основателя Московского университета.
Южнее находится старинный русский город Псков, известный с Х века. В нём можно увидеть уникальные русские соборы 12-13 вв. Недалеко от него – старинный русский город Вологда, известный своим удивительно вкусным сливочным маслом. Его так и называют – вологодское масло. А ещё Вологда известна своим кружевом. Вологодское кружево, изделия из него знают во всём мире. Это тончайшая работа вологодских мастериц.
Простые тексты на русском
Учим!
1) Знаете ли вы глагол поражать/поразить кого? чем? Посмотрите его значение в словаре.
Дайте примеры его употребления.
2) Вы знаете слово берег. А как вы думаете, что значит слово набережная?
3) Знаете ли вы слово блокада? Посмотрите его значение в словаре.
4) Вы знаете слово мороз. А знаете ли вы глагол замерзать/замёрзнуть? И как вы понимаете
словосочетание незамерзающий порт?
5) Посмотрите в словаре слово кружево. Скажите, что оно значит.
6) Ответьте на вопросы.
1. Когда и кем был основан Санкт-Петербург?
2. Где расположен Санкт-Петербург?
3. Когда была блокада этого города и сколько дней она продолжалась?
4. Почему в Санкт-Петербург приезжают туристы со всего мира?
5. Чем известны северные русские города Мурманск, Архангельск, Новгород, Вологда?
7) Закончите предложения.
Лучшие архитекторы были приглашены…
Через Ладожское озеро была…
Санкт-Петербург часто называют…
Эрмитаж – это …
Зимний дворец – это…
Петергоф – это…
Город Псков известен…
Город Вологда известен…
Обсуждаем!
1) Были ли вы в Санкт-Петербурге? Может быть, вы видели фильмы об этом городе?
2) Знаете ли вы какие-нибудь достопримечательности Санкт-Петербурга? Эрмитаж, Зимний
дворец и другие?
3) Слышали ли вы о вологодском масле и вологодском кружеве?
А как у вас?
1) Было ли в истории вашего государства, что другой город являлся его столицей?
2) Есть ли в вашей стране города, которые можно назвать «музеем под открытым небом»?
3) Есть ли у вас города, которые известны своими продуктами (например, маслом) или
какими-либо изделиями (например, кружевом)?
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Как адаптировать тексты для студентов, изучающих русский язык как иностранный
Рано или поздно преподавателям РКИ хочется выйти за рамки чтения текстов из учебника и предложить студентам аутентичные тексты для чтения.
Адаптация текста
В чём преимущество аутентичных текстов?
Однако часто такие тексты оказываются непригодными для читателя-инофона, потому что:
Именно поэтому преподаватели прибегают к адаптации текста.
Под адаптацией (от латинского adaptatio – «приспосабливать) текста, предназначенного для чтения, понимается его трансформация (и комментирование) с целью приспособить текст для восприятия читателем-инофоном.
Адаптации могут подвергаться тексты практически любого стиля и жанра: новостные, публицистические, научно-популярные, учебные и научные тексты по специальности, художественные произведения.
Проблема адаптации художественного текста является особенно актуальной в применении к преподаванию русского языка в иностранной аудитории как с точки зрения знакомства учащихся с культурой страны изучаемого языка, так и с точки зрения расширения их лексического запаса, развития речевых навыков и читательской компетенции.
При отборе текста для адаптации важно учитывать следующие параметры:
В тексте должно быть представлено как можно больше компонентов коммуникативной компетенции студента.
Преподавателю необходимо выявить насколько студент умеет обрабатывать информацию, извлекать, осмысливать факты, из которых строится содержание текста, понимать значение незнакомых слов в контексте, видеть связь между частями разноуровневого текста, глубоко понимать и интерпретировать прочитанное, обобщать и выделять факты, строить суждения на их основе.
а) выбранный текст должен соответствовать интересам учащихся, студенты должны быть мотивированны читать именно этот текст;
б) речь определённого автора должна восприниматься конкретным читателем с эстетической точки зрения;
в) важно учитывать читательский опыт учащихся на родном языке, их знание текстов, биографий, исторических сведений. Одному студенту легко прочитать 10 страниц художественного текста, другому – легче осилить одну страницу незамысловатого текста статьи на популярную тему.
Предложенный учащимся текст для чтения должен включать интересные факты, побудительные элементы, оценочные суждения, концептуальную информацию. Важная составляющая текста – новизна, стимулирующая познавательную деятельность читателя, а также его смысловая завершённость, возможность адекватной интерпретации авторского замысла читателем.
Критерием «качества» любого текста является возможность озаглавить как текст в общем, так и отдельные его части (Зильберман)
Адаптация включает
Этапы трансформации текста
Наша цель: сократить объём, упростить смысл и языковую структуру текста, сформировать чёткую и динамичную сюжетную линию, устранить лексические и грамматические трудности.
Убираем текстовые компоненты, утрата которых не искажает смысл оригинала. Это могут быть не несущие смысловой нагрузки описания природы, интерьера, внешности человека, эпизоды, связанные с второстепенными персонажами, побочные сюжетные линии, лирические отступления. Также фрагменты, которые не соответствуют читательской компетенции учащихся и поэтому затрудняют понимание текста, могут исключаться или объясняться в комментариях.
Наша цель: пояснить значение деталей культурологического характера.
Иногда хочется оставить в тексте описание явлений, свойственных русской культуре, но которые не будут понятны иностранцу без специальных пояснений. При необходимости можно дополнить исходный текст новыми текстовыми компонентами – текстовыми вставками, которые конкретизируют и уточняют информацию, вызывающую трудности понятийного характера у читателя.
Наша цель: устранить трудности страноведческого характера; снять лексические и грамматические трудности.
Сложные грамматические конструкции заменяем на более простые; стилистически окрашенные лексические единицы – на стилистически нейтральные; специфические страноведческие понятия – на слова из нейтрального массива лексики, при этом строго ориентируемся на грамматический и лексический уровень учащихся. Однако, следует заметить, что функцию замены во многих случаях может выполнять комментарий, не травмирующий текст оригинала.
Наша цель: упростить структуру фрагмента текста.
Изменяем порядок следования текстовых единиц, что позволяет стать тексту более «читабельным» для учащегося.
Приёмы добавления, замены и перестановки используются в процессе трансформации, главным образом, беллетристики. Приём исключения является доминирующим и применяется на всех уровнях трансформации любых текстов.
Комментирование
Комментирование особенно широко применяется при адаптации художественных текстов.
По местоположению выделяется два вида комментария: предтекстовый и притекстовый.
По содержанию – три вида: страноведческий, литературоведческий, лингвистический.
Притекстовый лингвистический комментарий
Заключается в перефразировании либо толковании цитаты из оригинала в сносках. Таким образом мы оставляем художественную ткань произведения в целости и сохранности.
Цель такого комментария: снять трудности при восприятии текстовых единиц, исключение которых невозможно или нежелательно.
Очень важно не перегружать текст лингвистическими комментариями, поскольку это замедляет чтение и, следовательно, ослабляет мотивацию. А также комментарий текстовой единицы не должен быть её отвлечённым толкованием, а должен быть строго привязан к контексту, из которого он вычленен.
Предтекстовый страноведческий комментарий
Цель такого комментария – прояснить историко-культурные реалии, заведомо неизвестные читателю, но играющие важную роль в адекватном восприятии произведения.
Предтекстовый литературоведческий комментарий
Цель такого комментария – помочь читателю ориентироваться в иерархии смыслов при чтении произведения литературы, привлечь внимание читателя к наиболее важным аспектами произведения, это своего рода установка на чтение.
Кроме того, литературоведческий комментарий позволяет восполнить некоторые пробелы, связанные с трансформацией текста путем исключения фрагментов.
В каждом отдельном случае адаптации все виды комментариев сугубо индивидуальны, их конкретное наполнение не может прогнозироваться и зависит исключительно от особенностей содержания и художественной структуры адаптируемого произведения.
Пример адаптации
Приведем пример художественного текста для уровня А2. При адаптации текста был использован метод трансформации.
Оригинал рассказа Михаила Зощенко «Ёлка» можно прочитать здесь
Адаптированная версия рассказа
В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много! Ну, первые три года жизни я, наверное, не понимал, что такое ёлка. Я своими чёрными глазами без интереса смотрел на зелёное дерево с игрушками на нём.
А когда мне, дети, было пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка. И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И подсматривал, как моя мама украшает ёлку. А моей маленькой сестре Лёле было в то время семь лет. И она была очень энергичная девочка.
Она мне однажды сказала:
— Мишка, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и посмотрим, что там происходит.
Вот мы с сестрой Лёлей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, конфеты и яблоки.
— Не будем смотреть подарки. Давай лучше съедим по одной конфете.
И вот она подходит к ёлке и моментально снимает с дерева одну конфету и ест её.
– Лёля, если ты съела конфету, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.
— Мишка, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую конфету съем и возьму себе ещё эту конфетку.
А Лёля была очень высокая девочка. И она могла высоко достать. Она встала на цыпочки и своим большим ртом начала есть вторую конфету.
А я был очень маленького роста. И я почти ничего не мог достать, кроме одного яблока, которое висело низко.
— Если ты, Лёлища, съела вторую конфету, то я ещё раз откушу это яблоко.
И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.
— Если ты второй раз откусил яблоко, то и я сейчас съем третью конфету и возьму себе на память хлопушку и орех.
Я почти плакал. Потому что она могла достать что угодно, а я нет.
— А я, Лёлища, поставлю к ёлке стул и достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
И вот я начал своими худыми руками двигать к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки.
— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты разбил у куклы фарфоровую ручку.
Вдруг мы с Лёлей услышали мамины шаги и убежали в другую комнату.
— Вот теперь, Минька, я не могу обещать, что ты не получишь от мамы.
Я хотел заплакать, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.
И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:
И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.
— Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и сладости.
И вот дети начали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, конфету и тоже дарила ребёнку.
И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:
— Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?
— Это Минькина работа.
Я дёрнул Лёлю за косичку и сказал:
— Это меня Лёлька научила.
— Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить игрушечный поезд. Но теперь этот поезд я подарю мальчику, которому я хотела дать то яблоко, что ты откусил.
И она взяла поезд и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. Мальчик моментально начал с ним играть.
И я был зол на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так сильно заплакал, что его мама взяла его на ручки и сказала:
— Я больше не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.
— Можете уходить, и тогда поезд мне останется.
И та мама удивилась моим словам и сказала:
— Наверное, ваш мальчик будет разбойник.
И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:
— Не говорите так про моего мальчика. Лучше уходите со своим ребёнком и никогда к нам больше не приходите.
— Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться.
И тогда ещё одна, третья мама, сказала:
— И я тоже уйду. Я не хочу, чтобы вы моей девочке дарили куклу со сломанной рукой.
И моя сестрёнка Лёля закричала:
— Можете тоже уходить со своим ребёнком. И тогда кукла со сломанной ручкой мне останется.
И тогда я тоже закричал:
— Можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.
И тогда все гости начали уходить.
И наша мама удивилась, что мы остались одни.
Но вдруг в комнату вошёл наш папа.
— Такое воспитание плохо для моих детей. Я не хочу, чтобы они спорили и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.
И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:
— Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я подарю гостям.
И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой весёлый и добрый.
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Аутентичные тексты на занятиях русского языка как иностранного (уровень А1)
В современной лингвистике существует множество определений понятия “текст”, но мы ограничимся лишь некоторыми из
них.
Текст – это
Такое понимание текста дает основания утверждать, что сегодня текст становится единицей обучения в практике преподавания РКИ
При обучении русскому языку на уровнях А1 и А2 (т. е. на элементарном и базовом уровне владения языком) практически всегда используются учебные тексты. Существует очень небольшое количество адаптированных художественных текстов, которые отвечают требованиям отбора текстов для определенного уровня владения языком.
Таких текстов в современных учебниках насчитывается не более 3–5 % от общего количества всего текстового материала.
Особенности аутентичных текстов
Этот принцип должен выдерживаться во всех текстах без исключения, поскольку усвояемость грамматики, содержащейся в аутентичных текстах, намного выше по сравнению с текстами “традиционными”.
Работа с отрывком из последней книги Т. Толстой “Легкие миры”
Текст при этом не адаптирован, а только сокращен.
Студенты получают этот текст в качестве домашнего задания. Предполагается, что на занятиях отработана актуальная для данного отрывка грамматическая тема (с использованием учебных текстов). Чтение аутентичного текста относится к завершающему этапу работы над данной грамматической темой.
Задание 1.
а) Прочитайте текст со словарём.
б) Найдите и подчеркните в тексте глаголы в прошедшем времени.
Цель притекстового задания “найдите и подчеркните” – проиллюстрировать функционирование грамматических форм в речевом произведении. Задание направлено на формирование грамматического навыка, одной из стадий которого является наблюдение
и анализ,то есть восприятие типовой языковой структуры.
Задание 2. Напишите инфинитивы глаголов и их перевод.
рожала – ____________ прощала – ____________
готовила – ____________ ненавидела – _________
стирала – ____________ собирала – ____________
гладила – ____________ провожала – ____________
ждала – ____________ хоронила – ____________
любила – ____________ мыла – ____________
плакала – ____________ ставила – ____________
проклинала – ____________
Задание 3. Напишите, как жила эта женщина.
Задание 4. А) Сегодня в школе дети рассказывают (tell), какие у них бабушки и дедушки и что они делали в жизни. Прочитайте рассказ Антона о дедушке.
Б) Посмотрите на таблицу и скажите, что рассказали другие дети.
В) А теперь напишите (расскажите) о Вашей бабушке (или о вашем дедушке)
Важно, что все предложенные студентам задания так или иначе связаны с содержанием и тематикой текста.
Так, после чтения текста преподаватель вместе со студентами вычленяет из него определенную грамматическую, лексическую и фактическую информацию, а затем, выполняя условно-коммуникативные упражнения, выводит студентов на уровень подготовленной монологической речи, что и является целью занятия.