Русский язык как иностранный учебник
Обзор учебников по русскому языку как иностранному
В начале преподавательской деятельности возникают вопросы. Вопросы бывают такими:
• Существует ли идеальный учебник? Каким он должен быть?
• Как выбрать «правильный» учебник?
• Что делать, когда выбора нет (нужно заниматься по определённому учебнику)?
Очевидно, что ответ на первый вопрос об идеальным учебнике, скорее всего, будет отрицательным. Разным преподавателям, разным студентам в разных условиях обучения подойдут разные учебники, нет одной универсальной книги, которая обязательно должна безотказно работать во всех ситуациях.
О критериях выбора учебника очень точно сказано в методическом пособии «Учимся учить. Для преподавателя РКИ» (авторы: А.А. Акишина, О.Е. Каган):
Выбор учебника определяется многими критериями, и в первую очередь наличием разных изданий, программами курсов, соответствий позиций авторов и преподавателя и т.п. Именно поэтому предлагать критерии выбора учебника можно только в общих чертах.
Такими критериями выбора учебника / учебно-методического комплекса (УМК) могут послужить:
Что мы хотим знать об УМК, прежде чем приобрести его
1) Есть ли к нему книга для преподавателя, рабочая тетрадь, аудио- и видеоприложения;
2) Какие учебные тексты в нём представлены (степень их актуальности и увлекательности);
3) Какие типы упражнений включены в учебник (насколько они эффективны и достаточно ли этих упражнений, чтобы отработать и закрепить определённые темы);
4) В какой последовательности в учебнике вводится грамматический материал (падежи, глаголы и др.);
5) Как оформлена книга (наглядность, иллюстрации);
6) Как в учебнике учитывается страноведческий аспект.
Какие же учебники по РКИ чаще всего используют
• на занятиях в группе и во время индивидуальных занятий
• на краткосрочных курсах и со студентами вузов
• в России и за рубежом?
Большой популярностью пользуются учебники «Дорога в Россию», «Поехали!», «Русский язык. Первые шаги» и другие. Они в равной степени подходят для занятий с преподавателем и в России, и за рубежом, для индивидуальных уроков и уроков в группе. На подготовительных факультетах вузов занимаются по «Дороге в Россию». На курсах русского языка работают по учебникам «Поехали!», «Точка ру»; если курс ориентирован прежде всего на бизнесменов, используется «Путь к успеху».
Есть множество других учебников по русскому языку как иностранному. Приведу отзывы преподавателей о некоторых из них.
Преподаватель Виктория Максимова об учебнике «Руслан»:
«Руслан» устарел по реалиям (там реалии еще 90-х годов и начала 2000-х). Иллюстрации чёрно-белые. Но если вас это не сильно пугает, берите «Руслан», он рассчитан на взрослых, и в нем есть свои неоспоримые достоинства:
1) там хороший набор сквозных персонажей, есть интрига (Кто же такая Людмила на самом деле? Почему Людмила так уклончиво рассказывает о себе? Иван завоюет её сердце или нет?) Интрига раскрывается только в «Руслане-3»;
5) автор учебника предлагает на своем сайте много дополнительного материала для дриллов онлайн (можно использовать их на уроке или в домашних заданиях).
Преподаватель Алена Афанасьева об учебнике «Лестница»:
Я занимаюсь по «Лестнице» и очень довольна. Плюсы: естественные ситуации и диалоги, то, как отрабатываются различные конструкции, развитие «по спирали». Вроде бы всё крутится вокруг одной и той же информации, но на неё, как на костяк, на каждом новом витке нанизываются новые грамматические конструкции, новая лексика, при этом постоянно идёт повторение уже усвоенного. Очень хорош для «разбалтывания» студентов. Они начинают быстро и уверенно говорить. Минусы: отсутствие чёткой структуры по темам (неудобно искать информацию по учебнику), объяснения даются на русском, поэтому на начальном этапе мне приходится часто прибегать к переводу при объяснении грамматики. Но сам материал подан хорошо, понятно.
Очень часто в университете или на курсах мы работаем по определённой программе и учебнику, которые уже были выбраны заранее.
Практически всегда, независимо от того, выбрали ли мы учебный комплекс сами или следуем по программе, предложенной раньше, нам нужны дополнительные материалы.
В качестве дополнительных материалов для уроков пригодятся:
• пособия по фонетике
• дополнительные пособия по развитию речи и разговорной практике
• сборники грамматических упражнений
• дополнительные пособия по письму
• аутентичные материалы (вывески, афиши, меню, объявления, расписания, билеты и др.)
Отдельно стоит упомянуть национально-ориентированные учебники и пособия. Существуют книги, рассчитанные специально на франкофонов, испаноязычных учащихся и др. В таких учебниках можно прочитать грамматические комментарии на родном языке учащихся, найти перевод слов на родной язык, а задания составляются с учётом именно тех трудностей, которые испытывает носитель данного конкретного языка.
Больше об учебниках по русскому языку как иностранному можно прочитать здесь:
1. Топ-9 книг для преподавателей РКИ:
2. Обзор учебников РКИ всех уровней:
3. Обзор новинок 2017 года:
4. Иллюстрированная грамматика русского языка. Автор: Гутта Снетков
5. Странные учебники по РКИ:
6. Какой учебник выбрать?
7. Самоучители по русскому языку:
8. Пособия РКИ для начального этапа обучения (туристы и бизнесмены):
9. Учебники РКИ для продвинутого этапа обучения:
Русский язык как иностранный
Сергеева Ольга Евгеньевна
Русский язык непрост в изучении даже для тех, кто с детства говорит на нём. А если его изучает иностранец, то это ещё сложнее. Когда русский язык изучается как иностранный нужно делать ещё больший.
Аникина Марина Николаевна
Практикум является частью учебного комплекса по русскому языку как иностранному ≪Лестница≫, который включает также учебник и тесты. Весь объем грамматического и лексического материала учебника.
Хавронина Серафима Алексеевна
Пособие предназначено для иностранных учащихся, получивших подготовку по русскому языку на уровне начально-среднего этапа и желающих продолжать занятия языком. Цель книги – развитие и.
Хавронина Серафима Алексеевна, Харламова Людмила Александровна
Пособие рассчитано на широкий круг лиц, начинающих изучать русский язык как неродной. Оно состоит из 5 уроков вводно-фонетического курса и 20 уроков лексико-грамматического курса. Каждый урок включает.
В современном мире все больше детей живут в окружении разных культур и разных языков. И все чаще так бывает, что родных языков или языков свободного владения у ребенка несколько. Таких детей называют.
В книге может, и будет встречаться ненормативная лексика. Сделано это сугубо для демонстрации неприглядности этого, так сказать, языка. Я приношу свои искренние извинения, не насилуйте свои глаза.
Инна Ерофеева, Любовь Беликова
Первая часть пособия содержит 11 уроков (1–11, последний – повторительный). Усвоение лексико-грамматического материала рассчитано примерно на 160–200 часов аудиторных занятий.Цель первой части.
Инна Ерофеева, Любовь Беликова
Пособие предназначено для иностранцев, начинающих изучать русский язык, но уже получивших первичные сведения о строении русского двусоставного предложения, о предложно-падежной системе русского языка.
В пособии рассматриваются основные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному в условиях высшей школы. В нем обобщен современный опыт преподавания курса «Методика преподавания.
Инна Ерофеева, Любовь Беликова
Пособие является завершающей частью учебного комплекса. Третья часть содержит 10 уроков (21-30, последний – повторительный). Усвоение лексико-грамматического материала рассчитано примерно на 200-240.
Хавронина Серафима Алексеевна, А. С. Куваева
Книга, с одной стороны, даёт представление об исторической смене подходов и методов в организации систем упражнений по обучению устной иноязычной речи, а с другой – предлагает авторскую систему.
Виталий Левенталь, А. С. Конанов, Д. В. Птюшкин, Е. Н. Гордеев, И. Ю. Ильичева, Инна Ерофеева, Л. В. Лейфланд-Бернтссон и др.
Серия «ТРКИ – на 100%» включает в себя варианты тестов всех уровней. Контрольные материалы были разработаны тестологами Центра языкового тестирования Санкт-Петербургского государственного университета.
Д. В. Птюшкин, А. В. Никифорова, Е. В. Косарева, И. Ю. Ильичева, Л. В. Лейфланд-Бернтссон, Н. А. Дубинина
Серия «ТРКИ – на 100%» включает в себя варианты тестов всех уровней. Контрольные материалы были разработаны тестологами Центра языкового тестирования Санкт-Петербургского государственного университета.
Если вы не понимаете о чем идет разговор, когда находитесь в компании или общаетесь наедине. Если вы слышите слова, о значении которых вы можете только догадываться. Если вы не можете повторить те.
М. Н. Макова, О. А. Ускова
Данное пособие представляет собой второй выпуск учебного комплекса «В мире людей», адресованного студентам-иностранцам, владеющим русским языком в объёме, приближенном к ТРКИ-2 (общее владение). Цели.
М. Н. Макова, О. А. Ускова
Данное пособие адресовано студентам-иностранцам, владеющим русским языком в объёме, приближенном к ТРКИ-2 (общее владение). Цель обучения – достижение коммуникативной компетенции заявленного уровня и.
Марина Низник, Анна Винокурова
Учебное пособие по русскому языку как семейному для детей от 10 до 13 лет включает в себя специально адаптированные тексты для чтения и последующего обсуждения на темы, близкие детям во всех странах.
Данный тестовый практикум практикум по русскому языку как иностранному разработан на основе «Общеевропейских комптенций владения иностранным языком» и предназначен для обучающихся вне языковой среды.
10+ лучших книг для изучения русского языка начального уровня для иностранцев (pdf формат, легальное скачивание)
Специальная подборка учебников с уроками для самостоятельного изучения иностранцами русского языка начального уровня.
1. Русский язык. Первые шаги. 3 части.
Один из самых лучших курсов для изучения русского языка для иностранных студентов. Есть аудиоприложение. Очень много прописей, очень хоршо помогает освоить алфавит, правила чтения, правильно произносить звуки (профессиональная озвучка). Упражнения можно делать прямо в учебнике. Грамматика объяснена доступным языком. Очень много различных полезных таблиц.
Дополнительный аудио диск для первой части:
Бумажная версия на Амазоне:
2. По-русски обо всём. Учебник для детей 10-13 лет из русскоговорящих семей
Замечательный специальный учебник для семейного обучения, будет полезен не только детям изучающих, вспоминающих русский язык, но и взрослым. В учебнике даны адаптированные тексты из произведений классиков русской литературы и современных писталей. Тексты сопровождаются грамматическими объяснениями.
3. Поехали. Начальный курс.
Очень качественный курс:
Сам учебный курс (бумажная версия, на Амазоне).
Аудиоприложение к учебному курсу Поехали-1.
Хорошо развивает речевые навыки. Используется современный русский язык, актуальные выражения, современные слова, есть даже юмор, чтобы не скучно было учить великий и могучий.
4. Комплект учебников по грамматике, чтению для семейного изучения русского языка «Русский без границ»
Очень удобные учебники. Задания хорошо проработаны и их можно выполнять прямо в книге, тетрадей не надо.
5. В мире людей. Выпуск 1. Письмо. Говорение. Учебное пособие по подготовке к экзамену по русскому языку для граждан зарубежных стран (ТРКИ-2 – ТРКИ-3)
6. Жили были… 12 уроков русского языка. Базовый уровень.
Очень грамотно составленный учебник. Логичная структура. Понятные таблицы.
и аудиокнига:
Essential Russian Grammar. Практическая грамматика русского языка. Основы русской грамматики и практикум с ключами.
Часть 1: Сборник упражнений, включающий наиболее важные разделы практической грамматики, а также теоретический материал, необходимый для их выполнения. Задания построены на основе наиболее частотных конструкций разговорной речи. Уделяется внимание контекстуальному и стилевому употреблению языковых единиц. Наиболее сложные для выполнения упражнения снабжены ключами. Для среднего и продвинутого этапов обучения, а также для подготовки к сдаче ТРКИ-2 (гуманитарные науки и журналистика), ТРКИ-3.
Часть 2: Вторая часть пособия «Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология» О.И. Глазуновой. Специально разработанные упражнения, представленные в сборнике, помогут учащимся понять, как строятся в русском языке словосочетания и предложения, какие способы существуют для выражения главных и второстепенных членов и на что надо обращать внимание при употреблении синонимичных предлогов, союзов и союзных слов. Обилие комментариев даёт возможность использовать сборник не только под руководством преподавателя, но и для самостоятельной работы учащихся. Имеются ключи и алфавитный указатель. Для продвинутого этапа обучения.
Additional materials:
9. Интенсивный курс русского языка. Н. М. Румянцева, И. С. Гусева
10. Русский язык как иностранный. Весёлые шаги. Шаг первый.
Книга хорошая: иллюстрации, текстики, диалоги, упражнения.
Немного сложно объяснена грамматика, но всё же объяснена.
Давайте познакомимся. Русский язык как иностранный. Е. А. Хамраева, Э. И. Иванова
Учебник русского языка как иностранного на базе английского языка предназначен для англоговорящих студентов, которые осваивают первый сертификационный уровень владения русским языком, акцент сделан на развитие навыков устно, писменной речи, понимании русской культуры общения.
Очень хороший учебник. Особенно впечатлила подборка иллюстраций и диалогов. Использую его для детей от 7 лет, выросших в смешанных семьях за границей. Я постоянно ищу новые материалы для своего предмета. Лучшего учебника я пока не нашел.
Единственный нормальный учебник РКИ для детей. Боялась, что будет раздражать то, что на английском все указания и пояснения, но детям это даже нравится, так как практически все сейчас изучают английский. Книга хорошая: иллюстрации, текстики, диалоги,упражнения. Немного сложно объяснена грамматика, но всё же объяснена. Рекомендована для детей старше 12 лет, но я использую даже с детьми 8-9 лет, всё ок. Спасибо автору за книгу!
Все что Вам требуется – слушать аудиозапись и повторять вслед за диктором, для которого русский является родным. Слушайте, говорите, погружайтесь в язык. Этот полный курс охватывает все аспекты языка – навыки устной речи, письма и грамматику. В книге Вы найдете перевод на английский язык всех текстов аудиозаписи и короткие объяснения в каждом уроке. Первые пять уроков относятся к объяснению правил произношения, что является основой для изучения новых слов, фраз и грамматики. Если Вы уже изучали ранее русский то можете использовать книгу для повторения и как справочник по грамматике, здесь есть таблицы неправильных глаголов и справочник по корреспонденции.
Русский язык как иностранный, Начальный курс, Часть 1, Меренкова Л.А., Санникова А.В., 2014
Русский язык как иностранный, Начальный курс, Часть 1, Меренкова Л.А., Санникова А.В., 2014.
Цель издания — изучение основных особенностей фонетической системы русского языка и элементарной грамматики с введением лексики учебно-бытового характера, а также развитие речи и страноведческая подготовка студентов.
Содержит поурочно распределенный языковой и речевой материал. Широко представлены иллюстрации, фотографии, рисунки, схемы, таблицы, система упражнений, направленная на поэтапное формирование у студентов речевых навыков и умений. Издание знакомит студентов со звуковой системой русского языка, с основными типами интонационных конструкций. Грамматический материал представлен в виде типичных и коммуникативно-значимых речевых образцов.
Предназначено для студентов-иностранцев подготовительных факультетов учреждений высшего образования по нефилологическим специальностям.
Скажите, что должны делать эти люди в данных ситуациях.
Образец:
У Анны нет конверта.
Она должна пойти на почту.
Хуан не знает грамматику.
Андрей хочет купить газету и журнал.
У Марты ещё нет учебника.
Нина хочет посмотреть новый фильм.
У друга Али завтра будет день рождения.
Завтра у нас будет контрольная работа.
Джон плохо чувствует себя.
Вчера Антон чувствовал себя не очень хорошо.
Читайте.
Я часто думаю о родине, о доме, о семье.
Я пишу домой о жизни в Минске, об университете, о подготовительном факультете, о группе.
Мы часто спорим о политике.
Мы говорим о погоде, о спорте, о литературе.
Марта любит читать стихи о природе и о любви.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Урок 1.
Урок 2.
Урок 3.
Урок 4.
Урок 5.
Урок 6.
Урок 7.
Урок 8.
Урок 9.
Урок 10.
Урок 11.
Урок 12.
Урок 13.
Урок 14.
Урок 15.
Урок 16.
Урок 17.
Урок 18.
Урок 19.
Урок 20.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Учебники русского для иностранцев, личная подборка
Пока я просматривала все эти 40-50 учебников, составила свою подборку шедевров.
Есть еще одна отдельная серия учебников, в которой юмор просто льется через край. Первый уровень учебника мне не понравился, а второй уровень показался неплохим по вакабуляру и грамматике, поэтому его я использовала. Там не тексты, а просто шедевры.
Отреагируйте на высказывания:
Скажите, кто эти люди по профессии и исправьте ошибки в тексте.
Выберите вашу роль и общайтесь с соседями.
К слову сказать, моя история с поиском учебника закончилась хорошо. Только я приготовилась уже писать свой собственный учебник, как совершенно случайно наткнулась вконтакте на одну швейцарскую школу русского языка, которая написала свой комуникативный учебник русского. До последнего думала, что мне ничего не пришлют и это просто очередной развод, но нет. Учебники ко мне благополучно приехали и для меня это до сих пор самый лучший из имеющихся учебник русского как иностранного. Правда, пока есть только уровень А1.
А еще я бы уроки скомпоновала по-другому. Там тема еды стоит ближе к концу, а тем, кто приехал в Россию, эта тема как раз самая главная в первое время. Гонконгец на одном из первых уроков со мной чуть не плача сказал: «Скажи мне, пожалуйста, и запиши, чтобы я не забыл, как будут по-русски куриные крылышки?? Я в KFC заказать себе ничего не могу! Не понимают они меня!»
Вот этот новый учебник и та самая собачка 🙂
Люблю учебник поехали. Он шикарен
Подумала, как бы я объяснила в КФС куриные крылышки : помахала бы руками, покукарекала, а потом показала бы рубящий жест ребром ладони одной руки по локтевому сгибу другой. Короче, выгнали бы меня:(
Автор, пожалуйста, подскажите хороший учебник для объяснения родов, единственного/множественного числа и падежей. В данный момент нужно именно это. Буду очень благодарна за помощь.
Я конечно понимаю, профессиональный жаргон и все такое. Но Вы же все таки русскому учите. Какой «вакабуляр»? «Лексика», «словарный запас», «набор слов», «словарь» в конце концов.
Здравствуйте, вот этот убойный учебник, где люди хотели поменять профессию, он как называется? Кто автор? Напишите пожалуйста.
В качестве подработки иногда преподаю русский язык в юридическом вузе. С недавнего времени приезжают учиться ребята из Казахстана и Киргизии. Говорят и понимают по-русски они в основном неплохо, многие на уровне русских ребят, а вот с грамматикой и правилами хуже, всё же преподавание русского там уже на другом уровне. Предмет для них называется «Русский как иностранный», но понятно, что преподавать им нужно несколько по-другому, чем студентам, изучающим русский с нуля. Специальных учебников для них нет, приходится заниматься по вузовским учебникам для русских студентов, адаптируя упражнения. Не знаете ли подходящих учебников для такого уровня знания языка?
Была такая же проблема с учебником, после долгой подборки, лучше книги «Грамматика русского языка в иллюстрациях» (К.И.Пехливанова и М.Н. Лебедева) не находила. Рекомендую.
Собака-апельсин
Муж латиноамериканец, живем в России, учит язык совместно с маленьким ребёнком. Вечером купает ребёнка в ванной и играют в такие клеёнчатые карточки с картинками советского периода ещё. Там картинки стандартные: красная машина, зелёная коляска, синий мячик и тд. Всё просто. Но тут дело доходит до рыжей и коричневой собак, а этих цветов муж ещё не знает на русском. Слушаю из кухни, как выкрутится:
— А это собака. Собака-апельсин.
Видимо, по аналогии с orange dog. Ладно, дальше коричневая, я прямо напряглась:
— А это собака-шоколад.
Учебник русского языка за 10 класс. Казахстан
Очень хороший учебник русского языка для иностранцев
Учебники русского для иностранцев
Я работаю учителем РКИ (русского языка как иностранного) и иногда встречаю странные/забавные задания в учебных пособиях. Делюсь:
P.S. по этим учебникам многие работают.
День милиции
Вообще, на День милиции сельские кабаки старались закрываться пораньше, а еще лучше и вовсе не открываться. «Уехала на базу». Наши опера после вечерней планерки объехали всё село вдоль и поперек, да приуныли. Тут инициативу проявил молодой и все ринулись к нему. Отец стажера держал «точку» (животноводческую стоянку, то бишь), так что отборная баранина в доме всегда была. Благо, молодая ярочка долгого маринада не требует – посолил, поперчил, перемешал с лучком и можно сразу на шампур. А мослы сварить, так и вовсе на раз-два.
Короче, ароматный бульон («шулюн», по-нашему), шашлык, лаваш и водка в шатре у «заднего» двора – и через час настроение у оперов так шлейфом обдавало, что без огнетушителя не подойти. (Тут я фотку хотел приложить, но с Цоем таких не было, а без Цоя неинтересно. Верно ведь, @enot888?)
Весело, хмельно и без мордобоев. Начали смешное вспоминать, ну или героическое. Но смешного больше было. Вспомнили и «вписку» стажера из прошлого поста. Тут же промелькнул и его жуткий пёс. Тот, который зверюга. Ну и всем сразу же захотелось на него посмотреть, для начала издалека.
Со слов стажера, пёсик уродился от чемпиона среди волкодавов. Он жил в вольере три на пять и был настолько огромным, что у меня размаху крыльев не хватит голову изобразить. Даже на фотку не поместится.
— Э, вы чё такие хмурые? Умер кто или водка кончилась? – майор был на банкете у столичного руководства, а потому прибыл трезвый и с опозданием. – Я ж на праздник приехал, а вы тут ежа хороните.
Стажер вскочил, метнул на стол свежего мяса и, уже не боясь санкций, начислил опоздавшему штрафной. Хонгор толкнул поздравительную речь, выпил, закусил. Остальные тоже. Но всё равно бодрость в коллектив почему-то не вернулась.
— Чё смурные, спрашиваю?! –он оглядел скамью понурых офицеров и остановил взгляд на стажере. Тот ответил, мол, пацаны его собаку увидели, но в пасть плевать не захотели – поэтому и грустят, наверно.
— Нах ему в пасть плевать? – не понимал майор.. – Короче, херню не говорите, а то херню слушать приходится! Совсем что ли ебанутые? И покрутил пальцем у виска.
После этих слов у всех вроде отлегло, стаканы наполнились, мясо подогрелось. Кто-то завыл: «Гос-спода, офицэээры, по натянутым нерррвам…» и все подхватили.
Прошло два часа. Все вышли на перекур.
— Э, Чимидов, ну-ка, что за херню ты там нёс про пасть и про плюнуть? – зачем-то вспомнил крепко поддатый майор, отчего коллектив опять напрягся. Капитан как-то нехотя озвучил мучивший его вопрос.
В отличие от майора, остальные-то «щенка» уже видели. Мало того, их в три ночи разбуди – они тебе не таблицу пифагора на зубок рассказывать будут, а руки во всю ширину разведут – вот такой у того щенка глаз!
«Кавказец» очнулся через минуту уже в вольере и тут же был накормлен. Все герои вернулись к службе: и майор, и волкодав. Последний, кстати, Хонгора запомнил и при каждой их встрече вилял обрубком хвоста, так что Чимидову передали: теория подтвердилась.